Сочинение на тему «Чем может быть ценен для детей опыт родителей

Сочинение на тему «Чем может быть ценен для детей опыт отцов» Опираясь на произвеление В.Распутина «Женский разговор» или Астафьев «Людочка»

Старое и новое поколение постоянно находятся в конфликте, иногда он проходит спокойно и без ощутимых «жертв», а бывает и так, что непонимание может привести к печальным последствиям. Наверное не существует единого эффективного решения борьбы с данными конфликтами, отцы и дети часто не понимают друг друга, обвиняют, а порой унижают. Эта проблема существует на протяжении всей человеческой жизни, и чем быстрее и сильнее меняется мир, тем острее становиться данная проблема.

К данной теме очень часто обращались русские писатели в своих произведениях. Вспомним роман «Отцы и дети», который строится на данной проблеме. Как нам известно, конфликт так и не был решен, а произведение закончилось смертью главного героя. Эта тема очень интересна и вызывает много споров, к ней обращаются и современные писатели, одним из которых стал В.П. Астафьев. Писатель 20 века запомнился в истории литературы, как повествователь обычной русской жизни. Его рассказы эта всегда история, часто она мрачна, а еще чаще реалистичная. Все, что он описывает настолько реально и обыденно, что кажется он списывает истории из реальной жизни. Его произведение «Людочка» относится к подобным рассказам.

Главная героиня Люда обычная деревенская девушка, которая отправилась в город по настоянию своей матери. Она не могла ей отказать, так как понимала, что мать хочет начать новую жизнь, с новым человеком, а старое лишь мешает ей. Людочке удалось устроиться в городе, из-за своего трудолюбия и скромности она жила у старушки Гавриловой, которая по совместительству была ее учителем в парикмахерском искусстве. Жизнь девушки протекала спокойно и мирно, пока на ее пути не появился преступник и хулиган Стрекач. Он обесчестил девушку, а еще позвал друзей, что бы те проделали то же самое. Казалось бы верный друг — Артемка, оказался предателем, который не посмел выйти против авторитета местного преступника. Но все это лишь предыстория перед главной проблемой произведения.

Разбитая и убитая реальностью Людочка, отправилась назад в деревню где когда-то жила со своей мамой. Женщина сразу поняла, что случилось с девушкой, и подумала тогда, что жалко ей дочь свою, но каждая через это проходит, такова женская судьба. Она не обняла и не утешила свою дочь, а лишь рассказывала о приближении своей новой счастливой жизни, о муже-работяге и скором пополнении в семействе.

Удивляет то, с какой холодностью и безразличием мать отнеслась к проблемам собственной дочери. Она не давала себе возможности принять эту новость, намеренно ее приуменьшала, от чего в последствии убедилась в ее неважности. Тут мы видим, как разворачивается конфликт между взрослым и молодым поколением.

Главной его причиной является то, что люди не понимают другу друга, собственные мысли и проблемы кажутся для них куда важнее проблем близкого. Обычно это исходит со стороны взрослых, ведь им кажется, что у молодых не может быть серьезных проблем, им пока не нужно воспитывать семью и заботиться о финансовом благополучие своих родных. Но несмотря на это, жизнь для молодых людей может оказаться очень сложной, а проблемы нерешаемы. Что и случилось с бедной Людочкой, которая готова была пойти на преступлении в отмщение, но место этого, не справившись со своей болью в одиночестве, она убивает себя. Только после смерти дочери, мать понимает, какую ошибку она совершила, но изменить уже было нечего.

Подобные истории должны стать для нас учителями. Непонимание и безразличие между родными людьми, может сделать очень больно обеим сторонам. Нужно постараться понять, а при необходимости подставить плечо, ведь только так человек будет чувствовать свою нужность и одиночество будет ему не страшно.

Как ни странно, на политическом уровне это информационное расточительство еще можно было бы если не оправдать, то объяснить политическими же мотивами. Новый лидер не заинтересован в пиаре своих еще вполне бодрых и не сошедших со сцены предшественников. Поэтому он концентрирует внимание на их недостатках и ошибках, а лучшее склонен подорвать и предать забвению. Но нам интересен уровень семьи. Почему, проще говоря, сын отвергает опыт отца?

Даже в самой бесконфликтной, идиллической песенной расстановке поколения оказываются фатально разведены. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет». Вроде бы складно и ладно, всем сестрам по серьгам, но ритуальный почет не имеет никакого отношения к дороге. Старикам вроде бы вручают ордена, медали, грамоты и ценные подарки в светлом и просторном ДК: они отпахали свое, могут и отдохнуть. А молодые шагают по дороге. Их учителя – трудности как таковые.

Может показаться, что это советский (+ постсоветский) эффект – эпохи стали ощутимо короче человеческой жизни, а чему можно учиться у человека из другой эпохи? Но базовые «Отцы и дети», которые, я думаю, уже всплыли в голове читателя, конечно, о том же.

Заметим, что натуралист Базаров стареющему авантюристу Павлу Кирсанову далеко не сын. Они друг другу «перпендикулярны»; для отрицания надо по меньшей мере говорить на одном языке. В системе координат Павла Петровича имели смысл (и могли быть противопоставлены), например, честь и свобода. В базаровских осях с точки зрения пользы это лишь сотрясение воздуха. Даже одно слово тут может значить разные вещи – например, свобода естествоиспытателя не тождественна либеральной свободе. Любопытно также, что молодой Аркадий вполне усваивает опыт своего отца на пластически-бессознательном уровне, вырастает «в него», как медвежонок в медведя, но и это удручает автора и читателя. Такое усвоение парадоксальным образом равно отрицанию, потому что вновь не получилось витка спирали, а лишь соскакивание к началу, пресловутое обнуление.

Возможно, передача опыта начинается с его присвоения самим носителем, легализации, что ли. То есть пожилой человек произносит какую-то довольно банальную и понятную формулу наподобие: «Можно было бы, конечно, пройти дистанцию и чище, избежав некоторых ошибок, но в целом, оглядываясь назад, я доволен своей жизнью. Я видел это и то, я узнал то и это, я горевал и был счастлив, мне есть чем гордиться и на что надеяться после ухода. И вот что я вам скажу…» Не знаю, как вы, но я вижу тут фигуру пожилого швейцарца, или кавказца, или японца – но не вижу русского человека. Лучшие и гениально выразившие себя – Пушкин, Толстой, Лермонтов, Достоевский, Чехов – оглядывались назад «с отвращением» и видели лишь руины. Ощущение длящейся неудачи, постоянное беспокойство привело их к подлинному величию. Люди, ощущавшие себя неудачниками, величаво смотрят на нас с постаментов. Поэтому в России не просто не стыдно быть неудачником, это как бы почти не обсуждается. Но с чего бы неудачнику вставать в позицию транслятора опыта? «И вот что я вам скажу…» звучит тут пародийно.

Это, конечно, не относится к опыту профессиональному; здесь всё на месте. Знатный стеклодув (ветеринар, литератор, сантехник) сообщает тонкости ремесла молодому коллеге – смысл явления, его позитивный характер, зримые результаты не гарантированы автоматически (все можно делать плохо), но вполне возможны. В том числе в Москве и в России, свидетельствую лично: сам учился и учил; роль передаточного звена исполнил в меру трудолюбия и способностей. Никаких национально-ментальных помех не обнаружил.

Но что лично я усвоил из опыта родителей и что могу передать детям? Ну, допустим, отца я знал мало и плохо. Тут речь идет о памяти человека; искать в этой памяти еще и личную пользу было бы почти кощунственно. Семья моей матери пострадала при Сталине; основной жизненный опыт моей матери заключался, мягко говоря, в осторожности, а прямо говоря – в тотальном незаживающем страхе. Мне он не пригодился ни разу. Мои дети с разной степенью интереса могут послушать истории времен моей молодости под сенью брежневских бровей. Времена, когда зарплата не зависела от реальной выработки; навыки, как достать гречку… Понятно, что буквально это использовать нельзя. Это что-то вроде мусора в эфире.

А если переходить к «снятому» опыту, вынесенной из него морали, она удручающе неизменна. Не лги другим, не обманывай себя, не бери чужого… Можно лишь подписаться под этим, как под открытым коллективным письмом, на странице с 12-значным номером. Мы добавляем к мировой культуре лишь аромат времени, милые, но несущественные подробности – их так же просто вычесть из итога.

А может быть, я преувеличиваю значение местного колорита и явление глобально и тотально? И образ незабвенного Вито Корлеоне (Марлон Брандо), вводящего в детали семейного бизнеса Майка (Аль Пачино), не столь уголовен, сколь архаичен? Хотелось бы верить, что это не совсем так.

Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс

по направлению «Опыт и ошибки»

Граф Ростов и Николай

А.П.Гринёв и его сын

Вывод: Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - это самый благородный;

путь подражания - это самый легкий;

путь личного опыта - самый тяжелый путь. (Конфуций)

Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый)

2.Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?

«Человек учится на ошибках» - каждому из нас хорошо известно это пословица. Но кто из нас задумывался над тем, сколько содержания и сколько жизненной мудрости в этом пословице. Это очень верно сказано. К сожалению, поколение меняется поколением, человеческие знания развиваются по всем направлениям, а вот жизненный опыт, несмотря на эпоху, приобретается каждым человеком в отдельности, а ее жизненная мудрость появляется лишь после сделанных человеком многих проб и ошибок. Это закон природы и мы ничего не можем с этим сделать.

Человек всю свою жизнь ищет пути, делает выбор, стремится к чему -то, часто преодолевая препятствия. Такова жизнь, основа которой - движение

Евгений Онегин

Наташа и Андрей Болконский

Вывод: От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни.

3.Опыт - самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.

Мы устроены именно таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадем в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.

Бунин «тёмные аллеи»(о Надежде)

Надежда-плата за ошбку в молодости одиночество.

Николай Ростов (проигрыш

Герой нашего времени(княжна Мери и Печорин)

Татьяна «Евгений Онегин»

Вывод: Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. Томас Карлейль.

4. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Астафьев «Царь -рыба»

В.Распутин «Прощание с Матёрой»

Старый князь Николай Болконский

Кутузов (в сравнении с Александром I )

Вывод:Опыт старших поколений бесценен. Не будь его, мы потеряем свою связь с историей, а значит, и своё настоящее, и наше будущее.

5. Опыт учит только тех, кто на нем учится.

(Ошибка одного - урок другому)

(Можно ли учиться на чужих ошибках?)

Умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих.

Пьер усвоил урок жизни в отношениях с женщинами, а Татьяна –в отношениях с мужчинами.

Вывод: Вывод: Опыт - полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Ж. Ренар)

6. Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?

Почему люди жалеют о прошлом? Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Да, надо всегда признавать и благодарить свое прошлое за уроки жизни.

Раскольников признал –и освободился от моральной тяжести, Николай Алексеевич(Бунин «Тёмные аллеи» –нет, и всю жизнь страдает)

7.Какой опыт даёт человеку война?

Огромный. Во-первых, мы учимся мужеству и стойкости у наших предков. Во-вторых, моральной оценке войны: война- это плохо.Это смерть, голод, холод, нищита, сиротство, горе. В-третьих, уважению к другим странам и защите собственной территории. И наконец, пониманию, что нужно избегать её всеми возможными способами.

«Они сражались за Родину» Б.Васильев

В.Быков «Сотников»

Толстой «Война и мир»

Шолохов «Судьба человека»

Вывод:Опыт войны, тех лишений и страданий, которые выпадают на долю человека, откладывают большой отпечаток на жизнь, душу и воспоминания каждого.

8. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.

По мнению Уильяма Шекспира, опыт приобретается только деятельностью. Но как часто наши поступки, совершаемые в юности, бывают ошибочны. Так что же, ничего не делать? Ждать у моря погоды?

О Наташе и Соне (Война и мир)

Лесков «Старый гений»

Вывод: Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость.(Л.Н.Толстой)

9.Цена ошибки

Бывают ошибки, цена которых очень велика. Не к месту сказанное слово, непродуманный поступок, непросчитанные действия - всё может привести к трагедии, цена которых не только непонимание, потеря друга, уважения к человеку, а порой и смерть, когда уже исправить ошибки просто невозможно.

Булгаков «Записки молодого врача»

Тургенев «Отцы и дети»(Смерть Базарова)

Слово о полку Игореве

Вывод: Есть люди, которые не имеют права на ошибку, потому что от их решения зависят жизни многих людей и даже поколений.

10 . Помни не совершенные в жизни ошибки, а извлеченный из них опыт.

Все люди совершают ошибки, но некоторые всю жизнь прерживают из-за них, а некоторые извлекают урок и живут дальше.

Бунин «Тёмные аллеи»

Бунин «Чистый понедельник»

Родители Ростовы и старшая дочь – Вера.

Вывод:Только сильный человек может признать свои ошибки, раскаяться, исправиться и извлечь из них урок.