Детские тайны открывает сказка. Тест для детей Сказка. Тест «сказка». проективная методика исследования личности ребенка

Этот тест для тех родителей, которые хотят лучше понять своего ребенка. Этот тест был составлен знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки. Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты.

  • Ребенок должен чувствовать, что тест - такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье.
  • Никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз.
  • Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос - все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не помешала бы консультация детского психолога.

Сказка «Птенец»

Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе. «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

Типичные нормальные ответы:

  • он тоже полетит и сядет на ветку
  • полетит к маме, потому что испугался
  • полетит к папе, потому что папа сильный
  • останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его

  • останется на земле, потому что не умеет летать
  • умрет во время падения
  • умрет от голода или холода
  • о нем все забудут
  • на него кто-нибудь наступит

Сказка «Слоненок»

Сказка «Слоненок» может выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, в частности, его отношение к так называемому кастрационному комплексу. «У одного мальчика есть слоненок, очень симпатичный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»

Типичные нормальные ответы:

  • слоненок в шутку перекрасился в другой цвет
  • вырос
  • он сломал любимую игрушку мальчика

Типичные патологические ответы:

  • у слоненка нет хобота, потому что его отрезали
  • слоненок вел себя плохо и у него отвалился хобот
  • слоненок умер
  • вместо слоненка было другое животное

Если затем вы попросите уточнить ответы, возможно, мальчик объяснит окончание рассказов как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали.

Сказка «Ягненок»

Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.

1-й вариант

«Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»

Типичные нормальные ответы:

  • будет есть больше травки

Типичные патологические ответы:

  • умрет от голода
  • уйдет к другой овце и больше не вернется к маме
  • не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока
  • будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока

2-й вариант

Начало такое же, как в 1-м, но со слов «однажды...» следует другое продолжение. «Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»

Типичные нормальные ответы:

  • будет есть больше травки
  • заплачет, потом станет есть больше травки
  • пойдет к другой овечке и попросит у нее молока
  • немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку

Типичные патологические ответы:

  • пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка
  • постарается прогнать маленького ягненка
  • притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко
  • найдет другую маму для маленького ягненка
  • побьет маленького ягненка и отгонит от мамы

Сказка «Похороны» или «Отъезд»

Сказка «Похороны» или «Отъезд» позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.

1-й вариант

«По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме. Кто же умер?»

Типичные нормальные ответы:

  • неизвестный человек
  • чей-то дедушка или бабушка
  • тот, кто был сильно болен
  • старый человек

Типичные патологические ответы:

  • мальчик (девочка)
  • папа (мама) одного мальчика (девочки)
  • чей-то младший брат или сестричка

Если дети маленькие и еще не понимают понятия смерти, то можно говорить об отъезде.

2-й вариант

«Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?» О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

Сказка «Новость»

Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы - выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы:

  • у нас будут гости
  • кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.
  • мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.

Типичные патологические ответы:

  • кто-то умер
  • мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял
  • мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.
  • мама сердится за то, что он опоздал

Тест "Сказка" можно проводить с детьми младшего возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств. Благодаря простоте теста, даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям, приведенным ниже.

Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот, эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать ответ.

Цель теста состоит в том, чтобы наблюдать за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но тем не менее присутствуют в нем.

Данная методика может проводиться дома, в семейной обстановке, поскольку не требует никаких особых условий. Тем не менее не исключено, что вам придется проявить определенную изобретательность, дабы получить желаемый результат.

Прежде всего, ребенок не должен испытывать страх или тревогу, он должен почувствовать, что тест - это некая игра, похожая на многие другие. Вам также следует выбрать подходящий, удобный момент для проведения теста. Было бы замечательно, если бы ребенок сам попросил вас рассказать ему сказку. Имейте выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать его высказывания; не следует также поспешно переходить от одной сказки к другой. Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в другой раз.

Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность или невнимательность. По-видимому, вы выбрали не самый подходящий момент. Обращайте пристальное внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро или, напротив, медленно он реагирует, не дает ли он поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения; не замечаете ли вы чего-то необычного, нетипичного для вашего ребенка.

Такие реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй; торопливые и поспешные ответы, изменения тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку с начала, - все это признаки патологической реакции на тест и не исключено - сигналы какого-то психического расстройства. Этот факт вам необходимо будет учитывать при дальнейшем проведении теста и для подтверждения или опровержения полученных результатов обратиться к другим методикам. В любом случае не стоит спешить делать выводы, лучше всего обратиться к специалистам.

Вы также должны иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и те, которые принято считать негативными, например агрессию. Некоторые истории могут вызывать у детей страх, но это страх, связанный с удовольствием и возбуждением. Было бы ошибкой считать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, у него время от времени возникает желание вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации и истории, и это не что иное, как признак психологического здоровья. Естественно, при условии, что это не носит навязчивого характера. Именно излишества должны вызывать у вас подозрение.

С другой стороны, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство, это также может быть признаком психологического расстройства. Избегание сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном душевном расстройстве.

Данный тест не так прост в интерпретации результатов, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем вы обретете достаточный опыт работы с тестом и полученными результатами, не следует считать себя непогрешимыми.

Следует помнить, что достойны внимания как положительные, так и отрицательные результаты, и теми и другими вы должны пользоваться в качестве ориентира в процессе непосредственного наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении других тестов.

Сказки к тесту


Цель этой сказки - выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.


Цель сказки - выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать - отец; узнать, не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей; другими словами, не считает ли он себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу.


Цель сказки - выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. У данной сказки есть второй вариант,- который дает возможность прояснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.


Цель этой сказки - выявить отношение ребенка к членам семьи, не только к родителям, но и сиблингам (единокровным братьям и сестрам). Не испытывает ли он желания смерти кого-либо из них. Нет ли у него агрессивных, деструктивных импульсов по отношению к ним.


Как и в предыдущем варианте, это не сказка в строгом смысле слова. В данном случае это просто вопрос, .Направленный на исследование детских страхов.


Цель сказки - определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к так называемому комплексу кастрации.


Цель сказки - выяснить отношение ребенка к собственности и его способность к проявлению альтруистического поведения. Рекомендуется проводить с детьми в возрасте от двух до четырех лет.


Цель сказки - выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.


Цель сказки - попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться


Цель сказки. Данная сказка дает ребенку полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную (возможно, самую актуальную) тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка.

Фамилия, имя ребенка

Страхи «черного домика»

Страхи «красного домика»

Всего страхов

«черном домике»

«красном домике»

3.Тест «Сказка» (л. Дюсс)

Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)

Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)

    Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.

    Полетит к маме, потому что испугался.

    Полетит к папе, потому что он сильней.

    Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать

На помощь, и папа (или мама)

прилетит и заберет его.

    Не умеет летать, потому останется на земле.

    Попытается лететь, но не сумеет.

    Умрет во время падения.

    Умрет от голода, дождя, холода.

    О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх».

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    Вел себя плохо и теперь боится наказания.

    Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.

    Боится темноты.

    Боится какого – то животного.

    Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.

    Боится, что его украдут.

    Чудовище хочет украсть его и съесть.

    Боится остаться один.

    Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.

    Боится, что придет вор и ударит его ножом.

    Боится, что умрет папа, мама.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

Сказка «Новость».

Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

    К обеду придет гость.

    Придут гости.

    Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).

    Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.

    Кто – то в семье умер.

    Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.

    Мама хочет что – то запретить мальчику.

    Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.

Сказка «Дурной сон».

Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Этот тест можно проводить с детьми младшего возраста. Тест настолько прост, что даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям.

Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот, эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать ответ.

Цель теста состоит в том, чтобы наблюдать за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но тем не менее присутствуют в нем.

Данная методика может проводиться дома, в семейной обстановке, поскольку не требует никаких особых условий. Тем не менее не исключено, что вам придется проявить определенную изобретательность, дабы получить желаемый результат.

Несколько советов

  • Ребенок не должен испытывать страх или тревог у, он должен почувствовать, что тест — это некая игра, похожая на многие другие.
  • Следует выбрать подходящий, удобный момент для проведения теста. Было бы замечательно, если бы ребенок сам попросил рассказать ему сказку.
  • Имейте выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать его высказывания; не следует также поспешно переходить от одной сказки к другой.
  • Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость , слушая сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в другой раз.
  • Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность или невнимательность . По-видимому, вы выбрали не самый подходящий момент.
  • Обращайте пристальное внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро или, напротив, медленно он реагирует, не дает ли он поспешных ответов.
  • Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами.

Обратите внимание, в какой мере поведение ребенка во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения; не замечаете ли вы чего-то необычного, нетипичного для вашего ребенка. Такие реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ , стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй ; торопливые и поспешные ответы, изменения тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку с начала , — все это признаки патологической реакции на тест и не исключено — сигналы какого-то психического расстройства. Этот факт вам необходимо будет учитывать при дальнейшем проведении теста и для подтверждения или опровержения полученных результатов обратиться к другим методикам. В любом случае не стоит спешить делать выводы, лучше всего обратиться к специалистам.



Вы также должны иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и те, которые принято считать негативными, например агрессию . Некоторые истории могут вызывать у детей страх , но это страх, связанный с удовольствием и возбуждением. Было бы ошибкой считать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, у него время от времени возникает желание вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации и истории, и это не что иное, как признак психологического здоровья. Естественно, при условии, что это не носит навязчивого характера. Именно излишества должны вызывать у вас подозрение. С другой стороны, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство , это также может быть признаком психологического расстройства. Избегание сложных ситуаций в жизни — это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном душевном расстройстве.

Достойны внимания как положительные, так и отрицательные результаты. И теми и другими вы должны пользоваться в качестве ориентира в процессе наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении других тестов.

Зависимость
Роль в семье

Тест «Сказка» Луизы Дюсспозволяет выявить эмоционально-личностные особенности и проблемы детей 4-10 лет. Тест ставит целью выяснить наличие спонтанных эмоциональных реакций в поведении ребенка при его идентификации с героем сказки. Тест может проводиться родителями, педагогами, психологами. Ответы детей на вопросительные фразы в конце каждой сказки тщательно фиксируются и анализируются. Ответы детей не комментируются. Если ребенок проявляет безразличие, невнимательность, признаки волнения (понижает или повышает голос, краснеет или бледнеет, покрывается потом, выполняет невротические движения), прерывает сказку, отказывается отвечать на вопросы, настойчиво опережает события, – все это признаки патологической реакции на тест, психологического расстройства, которое необходимо исследовать с помощью других методик. Из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные результаты и сопоставлять их с данными, полученными по другим тестам.

Сказка «Птенец»

Цель – выявить степень зависимости ребенка от родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Типичные нормальные ответы : «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «Полетит к папе – он сильный»; «Полетит к маме – испугался»; «Останется на земле – не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) подлетит и заберет его».

: «Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается улететь, но не сумеет»; «Умрет во время падения»; «Умрет от голода (или дождя, холода и т.п.); «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.п.

Сказка «Страх»

Цель – выявить наличие и содержание страхов.

Один мальчик говорит себе: « Как страшно!». Чего он боится?

Типичные нормальные ответы : «Вел себя плохо и теперь боится наказания»; «Боится темноты»; «Боится какого-нибудь животного»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т.п.

Типичные патологические ответы : (на все эти ответы необходимо просить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы): «Боится, что его украдут»; «Боится, что умрет мама (папа)»; «Боится черта»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Чудовище хочет его украсть и съесть»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что он останется один» и т.п.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, а, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и самобичевание.

Сказка «Новость»

Цель – выявить чувства тревожности или страха, невысказанные желания и ожидания.

Один мальчик возвращается с прогулки (садика, от друзей или родственников), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна тебе сообщить одну новость»

Какую новость хочет сообщить ему мама?

Типичные нормальные ответы: «К обеду приедет гость»; «Придут гости»; «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость»; «Мама хочет, чтобы он принял ванну» и т.п.

Типичные патологические ответы : «Кто-то в семье умер»; «Мама хочет отругать мальчика (за что-то)»; «Мама сердится, потому что мальчик что-то сделал не так, как она велела»; «Мама хочет наказать или запретить мальчику что-то сделать» и т.п.

Сказка «Дурной сон»

Цель – контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов по этому тесту со всеми предыдущими.

Однажды утром мальчик резко проснулся и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

Типичные нормальные ответы: «Я не знаю»; «Ничего на ум не приходит»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось плохое животное»; «Ему приснилось, что он заблудился» и т.п.

Типичные патологические ответы : «Ему приснилось, что папа или мама умерла»; «Ему приснилось, что он умер»; «Ему приснилось, что пришли забрать его»; «Ему приснилось, что его хотят бросить под машину» и т.п.

После того как ребенок немного осознал новость о разводе важно продолжать общение с ребенком, необходимо дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах. Если это сделать самостоятельно ребенку сложно, то можно задать ему вопросы:

1. Чего он боится больше всего на свете?

2. Что сделала мама правильно, а что неправильно?

3. Что сделал папа неправильно?

4. Считает ли ребенок, что он сам что-то сделал не так?

5. Хочет ли он встречаться с отцом?

6. Как бы он предпочел провести праздник (пойти с папой в зоопарк, провести праздник дома и др.?)

7. Есть ли у него заветное желание?

8. Хочет ли встретиться с родственниками мужа (бабушка, дедушка, двоюродные братья и сестры)?

9. Снятся ли ему плохие сны?

Вопросы могут быть различны в зависимости от реакции ребенка. Важно как можно больше разговаривать с ребенком на проблемы, которые его волнуют. Беседы следует проводить в доброжелательной манере. Ребенок должен знать, что он не одинок, что рядом с ним понимающая его мать (отец), которому можно все рассказать.



2. Рисуночная методика «Разноцветные домики» (Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Рисуночная методика «Разноцветные домики» // Психологическая диагностика. 2005. № 2. с. 57-64).

Данная методика проводится с целью экспресс-диагностики выявления эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах со взрослыми и детьми. Методика предназначена для детей в возрасте 4-9 лет. Проводится индивидуально. Включает выполнение ребенком рисуночного задания и пояснений к ним в виде ответов на вопросы психолога.

Необходимые материалы:

Специальный бланк с силуэтами девяти домиков, расположенных на пространстве листа.

Набор карандашей и фломастеров (не менее трех цветов).

Процедура проведения

Предварительно в бланк протокола заносятся данные, касающиеся состава семьи ребенка. Затем перед ребенком выкладывается бланк с нарисованными силуэтами домиков и сообщается инструкция: «Представь, что эти домики находятся на полянке. Пока в них никто не живет. Ты можешь выбрать для себя любой из них. Какой ты выберешь? (Рядом с домиком, на который показал ребенок, можно поставить пометку «Я»). Кого из своих родственников, друзей, знакомых ты поселишь в этих домиках? Покажи, кого в какой домик ты поселишь».

В зависимости от конкретного состава семьи следует по очереди спрашивать ребенка: «В какой из домиков ты поселишь маму…папу…бабушку…дедушку…сестренку…(братишку)…воспитательницу (учительницу) или любое лицо, характер отношений с которым следует выяснить?». Рядом с домиками можно делать небольшие пометки с обозначением персонажей. После заселения всех домиков можно спросить: «Есть кто-то еще, кого бы ты хотел поселить на полянке с домиками?». Если ребенок высказал такое пожелание, предложить ему нарисовать домик, ориентируясь на центральный домик, домики ближнего окружения или домики внешнего круга. Может случиться так, что кого-то из членов семьи ребенок откажется поселить на полянке, предложите нарисовать для него отдельный домик на другой полянке, например, на обороте бланка.

После этого перед ребенком выкладывается набор из девяти разноцветных карандашей или фломастеров (не менее трех цветов). Предлагается инструкция: «Какого цвета карандаш (фломастер) нравится тебе больше других? Раскрась им первое окошко таблички (после того как ребенок закрасит первый слева прямоугольник таблицы, карандаш убирается). Какой карандаш больше из всех оставшихся? Закрась им следующее окошко».

После этого карандаш также убирается, и процедура продолжается, пока не останется карандашей. В таблице на бланке должны быть представлены все имеющиеся цветные карандаши в соответствии с выбором ребенка.

Затем внимание ребенка вновь привлекается к бланку с домиками. Выкладывается весь набор карандашей (фломастеров), которые уже не убираются до конца проведения данной методики, и сообщается следующая инструкция: «Раскрась свой домик, любым карандашом. Какого цвета домик будет у мамы? А у папы? И т.д. Раскрась все домики!»

После того, как ребенок раскрасит все домики (он может дорисовывать и раскрашивать в них любые детали и дополнения), предлагается следующая инструкция: «Ты любишь ходить в гости? А любишь, когда гости приходят к тебе? Нарисуй дорожки между домиками. Покажи, кто будет ходить к тебе в гости? А ты к кому в гости будешь ходить?» Можно обозначит направления контактов стрелочками, и тогда дорожки будут «оперенные» либо с одного конца, либо с другого, либо с обоих.

Обработка и интерпретация полученных результатов.

Пространственное расположение домиков оценивается следующим образом: выбор центрального и самого большого по размеру домика – 3 балла; домики на ближнем к центру окружности – 2 балла; самые дальние домики от центра листа – 1 балл. По данной шкале оценивается выбор для каждого персонажа из списка.

Цветовой набор оценивается также по трехбальной шкале: раскраска домика первыми тремя цветами из индивидуальной таблицы цветовых предпочтений – 3 балла, следующие три цвета – 2 балла, последние три цвета – 1 балл. Каждому персонажу начисляется балл предпочтений по цвету.

Интенсивность и активность общения оценивается по количеству дорожек между домиками. Кроме того, двухсторонние контакты оцениваются в 3 балла, односторонние контакты по инициативе ребенка – 2 балла, односторонние, пассивные контакты («принятие гостей») – 1 балл.

В результате каждый персонаж из списка оценивается:

По пространственному расположению домика, который для него выбрал ребенок (1-3 балла);

По предпочтениям в цветовом оформлении домика (1 балл – неограниченное количество баллов);

По количеству и направленности контактов (1 балл – неограниченное количество баллов).

На основании этих показателей можно судить об отношении ребенка к персонажу, выраженности потребности в общении с ним и установлении разных форм контактов.

В ситуации, когда ребенок замыкается и не идет на разговор, можно предложить ребенку нарисовать свою семью, свои сны и желания, праздники и т.п. Анализ этих рисунков может дать большую информацию о состоянии ребенка.

Тест «Плохой муж или хороший отец?» (С.К. Нартова-Бочавер и др., 2001)

Часто обиженные матери говорят о том, что дети не привязаны к отцу и не любят их. Но исследования психологов, говорят об обратном. Просто ребенок зачастую скрывает от матери свои чувства к отцу. Он, как правило, боится, что мама на него рассердится. Иногда женщина сама не может признаться, что ее бывший муж был хорошим отцом для ребенка. Для уточнения этого вопроса можно порекомендовать данный тест.

Инструкция : «Посмотрите на два перечня вопросов, которые мы предлагаем вам и вашему ребенку. Вначале ответьте сами на вопросы «взрослого» варианта, затем на вопросы ответит ваш ребенок. Вопросы ребенку следует задавать мягким спокойным голосом, не подсказывая ему желаемых ответов. Это можно сделать в форме обычной беседы, во время которой последовательно задаются вопросы ребенку. На вопросы нужно отвечать «да» или «нет»

Тест для мамы Тест для ребенка
Считаете ли Вы, что ваш ребенок любит проводить время с отцом? Любишь ли ты бывать с папой?
Рассказывает ли ваш ребенок о своем отце своим друзьям? Рассказываешь ли ты своим друзьям о папе?
Нравится ли вашему ребенку ходить вместе с отцом в гости, поход, театр, гулять и т.д.? Нравится ли тебе ходить вместе с папой в гости, поход, театр, гулять и т.д.?
Считаете ли Вы, что вашему ребенку нравится что-нибудь ремонтировать, помогать отцу? Нравится ли тебе что-либо делать вместе с отцом (мастерить, ремонтировать, помогать маме)?
Считаете ли Вы, что ваш ребенок гордится своим отцом? Ты гордишься своим папой?
Считаете ли Вы, что ребенку нравится, когда отец ему что-либо объясняет, учит чему-либо? Нравится ли тебе, когда папа что-нибудь тебе объясняет, учит чему-либо?
Разговаривает ли отец с ребенком о его делах и друзьях? Разговаривает ли папа с тобой о твоих делах и друзьях?
Часто ли отец хвалит ребенка? Часто ли тебя хвалит папа?
Справедливо ли наказывает отец ребенка? Справедливо ли тебя наказывает папа?
Любит ли приласкаться ваш ребенок к отцу (обнять, поцеловать)? Ты любишь приласкаться к отцу (обнять, поцеловать)?
Считаете ли Вы, что отец строг с ребенком? Как, по-твоему, папа строгий?
Часто ли ваш ребенок обижается на отца? Ты часто обижаешься на папу?
Как, по-вашему, обращает ли отец внимание на внешний вид ребенка? Папа обращает внимание на твой внешний вид?
Считаете ли Вы, что отец хочет быть примером для вашего ребенка? Хочет ли папа быть примером для тебя?
Считаете ли Вы, что отец приветлив и внимателен к ребенку? Твой папа приветлив и внимателен к тебе?

Обработка результатов

Просуммируйте положительные ответы – отдельно мамы и отдельно ребенка. Сравните их. Если ответы совпадают или разница не превышает 5 баллов, значит, у мамы и ребенка, нет противоречивых отношений к отцу, и мама хорошо чувствует настроение ребенка.

Если результаты ребенка ниже на 5 или более баллов – отец для ребенка значит мало; развод будет переживаться ребенком не очень сильно.

Если результаты ребенка выше на 5 или более баллов – значит, мама недооценивает привязанности ребенка к отцу, и следует прислушаться ребенка.

Результаты этого теста помогут маме осознать потребности ребенка в общении с отцом и не препятствовать их встречам. Главное, чтобы отношения ребенка с отцом, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов.