Дидактические игры матрешки для детей. Дидактическое пособие «10 игр с матрёшкой. Дидактическая игра «Спрячем и найдем»

Сюжетная игра

«ЧТО ДЕЛАЮТ МАТРЕШКИ?»

В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов - величину. Им предлагается русская народная игрушка - матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.

Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.

Игра носит сюжетный характер.

В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.

Игровой материал .

Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10-12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а взрослый ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую , дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение - отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки. друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! - говорит воспитатель. - Давайте теперь поиграем в каравай».
Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», - предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай , т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.

«А теперь наши матрешки пойдут гулять, - предлагает воспитатель. - Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи.

Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.

«А теперь поиграем по-другому, - говорит воспитатель. - Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» - «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, - отвечает матрешка,- тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», - говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается

Сюжетная игра

«ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»
Особенности игры и ее воспитательное значение.

В данной игре дети учатся различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Им предлагаются несколько вариантов задачи: сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур и т. п.

Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует развитию восприятия величины , зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек).

Игровой материал.

Два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов. Если такая игрушка отсутствует, ее можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.

Описание игры и приемы ее проведения .

По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша». И т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель). Игра начинается.

Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая - самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек , и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста: «Пора домой,- говорит он, - становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.

Правила игры.

1. Каждый играющий выбирает себе матрешку. Он должен запомнить ее имя и действовать с нею в соответствии с обучающей задачей. Одну из матрешек берет воспитатель и показывает наглядный образец игровых действий.

2. Участники игры должны внимательно слушать воспитателя и выполнять действия, которые он им предлагает.

;
формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Материал : (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две вкладывающиеся матрешки , наименьшая из которых неразборная) Игровые действия :
Педагог ставит на стол матрешку.
Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.
«ИГРА С МАТРЕШКОЙ»
Цель: учить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы; совершенствовать моторику пальцев, координировать движение рук;
научить совмещать детали игрушки по рисунку.
Материал : (расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки ) Игровые действия :
Все матрешки, которые достает малыш, выстраиваются линеечкой.
Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую.
Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой (маленькая разговаривает самым тоненьким голоском).
Для матрешек подбираются стульчики, чашечки, кроватки и т.д.
Дидактическая игра
«НАЙДИ ДОМИК МАТРЕШКИ»
Дидактические задачи:
закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал : карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине.
Игровые правила : правильно «заселить» матрешек в свои домики.
Дидактическая игра «СОБЕРИ МАТРЕШКУ»
Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке,

закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материал : матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.
Игровые правила : собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.
Дидактическая игра «СОБЕРИ МАТРЕШКУ»
Цель: учить действовать тетей со сборно-разборными игрушками трех размеров – большой, поменьше, маленькой; учить составлять предметы из двух частей, ориентируясь на их величину и положение в пространстве;
Развивать моторику пальцев, глазомер; учить подбирать предметы в соотношении «большой, поменьше, маленький»; находить промежуточный по величине предмет.
Материал: три разборные матрешки (высотой 10-12, 7-9, 4-6 см).

Ах, матрешечки-матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с вами дети
В нашей группе поиграть.
Щечки яркие, платочки,
По подолу цветки.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
(Н.Горчакова)

Сенсорная игра ТРЕХЦВЕТНАЯ МАТРЕШКА Цель . Продолжать учить ребенка соотнесению предметов по величине.

Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.
Материал. Расписная матрешка (высотой 8-10 см), вмещающая еще две вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая неразборная.
Педагог ставит на стол перед ребенком красивую матрешку.
Встряхивает ее, имитирует голосом стук: « Тук, тук, тук! Кто там?»
Открывает матрешку, достает вторую.
«В гости к тебе пришли две матрешки».
Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее.
Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку.
Педагог предлагает закрыть части первой, большой матрешки, правильно совместив ручки и фартучек. Она демонстрирует этот момент сама: , ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы малыш видел совместившиеся части рисунка.
Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия.
В третьей части занятия малыш вкладывает все матрешки в одну большую, совмещая рисунок верхней и нижней половинок.
Если малышу трудно выполнить задание самостоятельно, воспитатель должна помочь ему.
Сенсорная игра «СКАЗКА ПРО МАТРЕШЕК»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по величине (большой - маленький), используя в речи соответствующие прилагательные.
Материал: два домика, две матрешки, две елочки, два грибочка, различные по величине.
Жили-были две матрешки - большая и маленькая. Они были подружками и всегда гуляли вместе. А больше всего на свете матрешки любили танцевать.
Ребята! Давайте попросим матрешек показать, как они танцуют. Скажите все как я: «Матрешки, пожалуйста, потанцуйте!
(Дети хором повторяют просьбу, матрешки «тагщуют» в руках воспитателя.)
А кто хочет сам попросить матрешек потанцевать?
(Индивидуальные 2-3 ответа.)
Но у нас ведь две матрешки, и обе любят танцевать. Сначала попросим большую матрешку. Повторяйте за мной: «Большая матрешка, потанцуй немножко!»
(Дети повторяют хором. Матрешка «танцует».)
Кто еще хочет попросить матрешку потанцевать?
(Индивидуальные 1-2 ответа.)
Как хорошо умеет танцевать большая матрешка! А теперь давайте посмотрим, как умеет танцевать маленькая матрешка. Только для этого надо ее хорошенько попросить. Кто хочет попросить маленькую матрешку потанцевать?
(Индивидуальные 1-2 ответа.)
Пока наши матрешки танцевали, на улице стало холодно, и решили они построить себе домики. Только матрешки не знают, кому какой домик строить. Кому большой, а кому маленький? Поможем им в этом разобраться?
(Хоровой ответ детей.)
Большой матрешке какой надо строить домик
9 (Хоровой ответ.)
А маленькой?
(Хоровой ответ детей.)

Около своих домиков матрешки посадили по елочке. Большая матрешка посадила какую елочку? (Хоровой ответ детей.)
А маленькая?
(Хоровой ответ.)
Возле каждой елочки выросло по грибочку. У большой елочки вырос какой грибок?
(Хоровой ответ.)
А какой грибок вырос у маленькой елочки
9 (Хоровой ответ.)
В конце занятия воспитатель делает обобщение в нескольких вопросах, побуждая отвечать на них малоактивных ребят.
Какие матрешки пришли к нам в гости?
(Большая и маленькая.)
Какой домик построила большая матрешка? А маленькая?
Какую елочку посадила маленькая матрешка? А большая?
Под какой елочкой вырос маленький грибок? А большой?
(Предполагаются индивидуальные ответы детей.)
А сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дидактическая игра «БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ»
Дидактическая задача: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание.
Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю.
Прячется малютка, вот она какая!
Появилась дочка маленького роста
С ней матрешка-мама, загляденье просто! (С. Резщикова)
Дидактическая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ МАТРЕШЕК»
(счет, сравнение, ориентирование в пространстве)
Цели: Упражнять в сравнении количества предметов.
Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине и обозначать результаты сравнения словами (елочка высокая, куст низкий). Совершенствовать умение определять положение предмета используя предлоги на, в, за, перед, под.
Оборудование: лист картона с наклеенными на него рекой, мостом, лодкой, елью, кустом с ягодами, цветами; матрешки
Воспитатель:Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? Река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами. Вот сюда то и отправятся наши матрешки. Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть все как следует. Возьмите одну матрешку в руки и поставьте ее перед мостом.
Дальше матрешка решила перейти на другой берег реки. Поставьте матрешку на мост. Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте матрешку за мостиком. Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени.
Поставьте матрешку под елочкой. А рядом с елочкой что растет? Куст с ягодами. Посмотрела матрешка на елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик? Елочка высокая, а кустик низкий.
А вокруг – красота! Сколько елочек? Одна. А сколько цветочков? Много. Сколько кустиков? Один. А сколько ягод на кустике? Много

Математическая игра «ОДНА И МНОГО» Цель : формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.
Материал : рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки.
Математическая игра «ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ»
Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Материал: рисунки матрешек разного цвета, кружочки, полоски разных цветов.
Настольно-печатная игра «ПАРНЫЕ КАРТИНКИ» Дидактическая задача: упражнять детей в сравнении матрешек, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений, воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.
Очень любим мы матрешки,
Разноцветные одежки,
Сами ткем и прядем,
Поиграть мы к вам идем!
Настольно-печатная игра
«СЛОЖИ МАТРЕШКУ»
Дидактическая задача: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.
Речевая игра «МАТРЕШКИ» Цель: научить детей правильно пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький»;
распределять предметы на группы в зависимости от их размера.
Оборудование: 3 матрешки разной величины, 3 стульчика для них, один большой домик, 3 комнатных растения разной величины и небольшая игрушечная леечка.
Игра заключается в том, что ребятам необходимо распределить все предметы по размерам: на большие, средние, маленькие. Затем воспитатель спрашивает, почему дети для большой матрешки пододвинули большой стульчик и цветок, а для маленькой – маленький. Потом руководитель просит ребят закрыть глаза и в это время убирает один из предметов. Малышам нужно не просто отгадать, чего не хватает, а точно назвать, что исчезло, например средний стульчик или большая матрешка.
Речевая игра с движением «МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?» Цель: формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу.
Материал : деревянная составная матрешка.
Ход игры.
Дети сидят на стульях, составленных в кружок вокруг воспитателя.
Взрослый показывает матрешку, обсуждает с детьми, какого цвета платьице, платочек у матрешки, как игрушка закрывается и открывается. (
Долго на беседе не стоит задерживаться.)
Затем воспитатель, попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает речитативом:
Хожу, брожу, матрешку держу,
Разберу пополам, деткам в ручку дам.
Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет:
Ты тихонечко сиди, ничего не говори,
Да и сам не смотри, только в ручке держи.
Вдруг говорит тоненьким голоском: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»
Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю.
Речевая игра с движением «РУССКИЕ МАТРЕШКИ»
Взяли дети в руки русские матрешки Быстро завертелись детские ладошки.
Вот какие, вот какие русские матрешки
Пр. руку. с матрешкой держат перед собой .
Кисть пр.р. разворачивают вправо, влево.
Прогуляться вышли куколки-матрешки
Наши ножки ходят по прямой дорожке
Вот какие, вот какие маленькие крошки
Вот какие, вот какие русские матрешки
. Пр.руку с игрушкой, дети передвигают по лев. руке, которая находится в гориз. пол. Выполняют притопы ногами Кисть пр.р. разворачивают вправо, влево.
Спрятались за спину куколки-матрешки Захотели в прятки поиграть немножко.
Вот какие, вот какие маленькие крошки
Вот какие, вот какие русские матрешки.
Дети прячут руки за спину Дети покачивают головой
Машет всем платочком куколка-матрешка
А потом ложится, отдыхает крошка
Баю-баю, баю-бай, маленькие крошки
Засыпают, засыпают русские матрешки
Кисть пр.р. наклоняют вверх, вниз . Дети складывают руки «полочкой», тихо ими покачивают. (В конце игры дети подносят указательный палец левой руки к губам и тихо произносят: Тсс!) Пальчиковая
«МЫ МАТРЕШКИ, ВОТ ТАКИЕ КРОШКИ»


А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас модные прически.

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.

Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас красные сапожки.

Дидактическая игра на развитие чувства ритма «ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ» Игровой материал
Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле
Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.
Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.
Ход игры Фигурки стоят на столе» одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Музыкальный руководитель . Познакомьтесь ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!
Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики» палочки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.
Игра развивающая внимание и слуховое восприятие
«СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ»
Цель: формировать умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия;
различать противоположные по значению действия (подняться вверх - спуститься).
Материал : кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.
Ход игры: Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке.
Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг).
Ребенку предлагаются следующие задания:
помоги матрешке подняться по лесенке (взрослый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, вверх... и наверху); матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине (ребенок катает и приговаривает: «Вперед - назад, вперед - назад».
Можно придумать и другие задания.
Сюжетная игра «ЧТО ДЕЛАЮТ МАТРЕШКИ?»
В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов - величину. Им предлагается русская народная игрушка - матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.
Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.
Игра носит сюжетный характер.
В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы друг друга.
Игровой материал .
Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10-12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а взрослый ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.
Открыв , дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.
Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение - отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки. друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! - говорит воспитатель. - Давайте теперь поиграем в каравай».
Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», - предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как , т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.
«А теперь наши матрешки пойдут гулять, - предлагает воспитатель. - Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи.
Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.
«А теперь поиграем по-другому, - говорит воспитатель. - Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» - «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, - отвечает матрешка,- тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.
Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», - говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается.

Сюжетная игра «ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ» Особенности игры и ее воспитательное значение.
В данной игре дети учатся различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Им предлагаются несколько вариантов задачи: сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур и т. п.
Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра , зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек).
Игровой материал.
Два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов. Если такая игрушка отсутствует, ее можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.
Описание игры и приемы ее проведения .
По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша». И т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель). Игра начинается.
Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая - самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель , и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста: «Пора домой,- говорит он, - становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.

Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.
Правила игры.
1. Каждый играющий выбирает себе матрешку. Он должен запомнить ее имя и действовать с нею в соответствии с обучающей задачей. Одну из матрешек берет воспитатель и показывает наглядный образец игровых действий.
2. Участники игры должны внимательно слушать воспитателя и выполнять действия, которые он им предлагает.
Сюжетная подвижная игра «ПРЯЧЕМ МАТРЕШКУ» Цель : развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны.
Ход игры
Взрослый прячет знакомую ребенку большую матрешку так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где матрешка? Ищи матрешку!», взрослый ищет ее вместе с детьми.
Когда ребенок найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы найти было сложнее.

После игры с матрешкой можно провести игру «Прятки».
Подвижная игра «БЕГИТЕ К МАТРЕШКЕ!» Цель : умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.
Ход игры

Дети сидят на стульчиках. Взрослый с матрешкой садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите к матрешке!».
Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»
Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед:
«Убегайте, убегайте!»
Дети садятся на стульчики.
«Отдохнули?» - спрашивает взрослый.
«Ну, бегите опять к матрешке, бегите, бегите! Кто быстрее?»
Подвижная игра «ШЛИ МАТРЕШКИ ПО ДОРОЖКЕ» Цель: учить детей согласовывать детей со словами.

Шли матрешки по дорожке
Было их немножечко,
Две Матрены,
Три матрешки,
И одна матрешечка.
Я цветочек вышила
Жу-Жу услышала
Села пчелка на цветок
Все матрешки наутек.
Идут по кругу за матрешкой.
Подходят к домику
Вылетает пчелка
Догоняет.
Все убегают.

Подвижная игра МАТРЕШКА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ.

Издалека, издалека
В гости к нам пришла матрешка.
Я к ребятам собиралась,
Долго-долго наряжалась.
А смотрю, ребятки наши,
Будут всех на света краше.
Поиграю я немножко,
Ну скорей, поймай матрешку
Ну, скорей, скорей беги.
Ты матрешку догони.
Ох, устала, посижу,
На ребяток погляжу.
С ними в мячик я сыграю,
Ну, лови, лови, лови
Да смотри не урони!
Мячик-попрыгун, устал,
Положу его в карман.
Лучше дудочку достану
Для ребят играть я стану.
Пусть попляшут малыши
Ножки деток хороши.
Посмотрите как матрешка,
Громко хлопает в ладошки,
А ребятки не отстали
И в ладошки за стучали.
До свидания, до свидания
Я от деток ухожу.
Своим крошкам на прощание
Я рукою помашу.
Бежит, дети её догоняют.
Садится, дети играют с ней.
Достает из кармана мячик и катит его к детям.
Играет, дети пляшут.
Дети хлопают в ладоши.
Машут рукой на прощанье.

Программное содержание: средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой; побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.
Игра – пляска «МЫ – МАТРЕШКИ КРОШКИ»

Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Как у нас (2 р)
Чистые ладошки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Как у нас (2 р)
Новые сапожки.
Мы – матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Поиграем, поиграем
На своих гармошках.
Мы матрешки (2 р)
Вот какие крошки
Потанцуем, потанцуем

Под свои гармошки.
Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.
Показывают ноготок
Показывают свои ладошки.
Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.
Показывают ноготок
Выставляют ножки, ручки на пояс.
Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их.
Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.
Всё! (кланяются разводя руки в стороны)

ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ

Мы матрешки (2 р)
Невидны под платьем ножки
Очень длинный сарафан,
А на нем большой карман.
Топ-топ ножки,
Топ-топ ножки,
Ай да мы матрешки!
Ай да мы матрешки!
Мы матрешки (2 р)
Мы в карманах носим ложки
Чтобы весело плясать,
Громко ложками стучать
Хлоп-хлоп ложки,
Хлоп-хлоп ложки
Ай да мы матрешки!
Ай да мы матрешки!
Дети выставляют ноги на пяточки
Дети кружатся, топая ногами (топатушки)
Дети приседают (пружинка)
Стучат ложками.

ТАНЕЦ С ПЛАТОЧКАМИ

Мы вокруг матрешки
Хороводом встали
Яркие платочки
Мы все в руки взяли.
Припев:
Ты, матрешка, посмотри, посмотри-
Это пляшут малыши.
Мы вокруг матрешки
Весело гуляли, (2 р)
Ножками шагали.
Припев.
Мы с тобой матрешка
Поиграем в прятки.
Отгадай, матрешка,
Где же все ребятки!
А теперь, матрешка
Нам пора проститься.
Нам пора проститься,
Низко поклониться.
Дети машут платочками перед собой, стоя в кругу.
Дети кружатся.
Дети, подняв платочки, идут друг за другом по кругу.
Дети присаживаются на корточки, накрываясь платочками.
Дети машут платочками- «прощаются», кланяются.
Игра-пляска
«МАТРЕШКИ – КРОШКИ»
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
Поплясать хотим немножко.
Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)
У нас новые сапожки.
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
Побежать хотим немножко.
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
Погуляем по дорожке.
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
Ох, устали наши ножки.


Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, притопывают ногами.
Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, медленно выставляют вперед то одно, то другую ногу.
Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, бегут за воспитателем.
Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, дети идут за воспитателем на ходу обмахиваются обеими руками (жарко).
Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки, локоть левой.

Воспитатель: отдохнули?
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
Снова пляшут наши ножки.
Мы матрешки
Все мы крошки (2 р)
Всем поклонятся матрешки.

Стоят на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, поворачиваются то вправо, то влево.
Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, кланяются.
Игра – пляска «МАТРЁШКИ» Цель: развитие чувства ритма, усвоение различных танцевальных движений
Материал: платочки
Ход игры
Взрослый и дети надевают яркие платочки. Взрослый поет и пляшет, а дети подражают его движениям.
Мы - матрешки,
Все мы крошки,
Поплясать хотим немножко.
Стоя на месте - покачивают головами вправо и влево, быстро кружатся, притопывают ногами.
Мы - матрешки,
Все мы крошки,
У нас новые сапожки.
Стоя на месте, покачивают головами. Медленно выставляют вперед то одну, то другую ногу.
Мы - матрешки,
Все мы крошки,
Побежать хотим немножко.
Бегут вперед вслед за взрослым.
Мы - матрешки,
Все мы крошки,
Погуляем по дорожке.
Идут за взрослым, на ходу обмахиваясь руками - жарко.
Мы - матрешки,
Все мы крошки,
Ах, устали наши ножки!
Присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки локоть левой.

В промежутке между куплетами взрослый спрашивает детей: «Отдохнули?» После этого все встают и продолжают пляску.

Мы - матрешки,
Все мы крошки,
Снова пляшут наши ножки!

Поворачиваются то вправо, то влево.

Мы - матрешки,
Все мы крошки,
Всем поклонятся матрешки.
Кланяются.

Физкультурная минутка «МАТРЕШКИ»

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
Хлопки перед собой.
На ногах сапожки,
Топают матрешки.

Руки на пояс, поочередно то правую ногу выставит вперед на пятку, то левую.

Влево,
Наклоны влево – вправо.
Всем знакомым поклонились.
Наклоны головы влево – вправо.
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры.
Повороты туловища направо – налево, руки к плечам.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
Хлопки в ладоши перед собой.

Физминутка, зрительная гимнастика и различение цветов
Оборудование: платочки желтого, зеленого и красного цветов; демонстрационные картинки с матрешками в сарафанах желтого, красного, зеленого и синего цветов.
Выполняется в положении стоя. По мотивам стихотворения «Матрешка» Э. Медведевой.
У меня матрешка есть, новая игрушка,
В желтом сарафанчике славная толстушка.

А ее откроешь – в ней сидит вторая,
Все в зеленом, как весной травка молодая…
Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке.
А вторую отвернешь – там еще матрешка,
Та матрешка – в синем крошка,
Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке.

В ней – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет,
Алый, как цветочек, и под цвет платочек,

Пуще всех ее храню, больше всех ее люблю
Маленькую крошку – красную матрешку.

Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11» г. Пласта

КАРТОТЕКА

Дидактические игры

«Матрешки»

Подготовила: воспитатель первой категории

Дёгтева Татьяна Ивановна

Дидактическая игра для дошкольников

Цель: Развивать внимание, мышление, воображение.
Материал: листы белой бумаги, картон: желтый, красный, зеленый; клей пва, ножницы, акварель, кисть, лак.
Изготовление: Нарисовала тридцать матрешек – пятнадцать пар. Разукрасила акварелью. Каждые десять матрешек приклеила на картон разного цвета: желтый, красный, зеленый. Вырезала. Затем покрыла лаком.
Дидактическая игра «Весёлые Матрёшки».- универсальная игра. В нее могут играть дети 3-7 лет, как во время занятий. так и в свободное время.

Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась 100 лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку – старика-мудреца Дарума. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще такая же кукла Дарума, только поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри каждой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще поменьше, и еще, и еще… (Показывает матрешку.)
С.В. Малютин нарядил каждую куклу в расписной сарафан, в яркий платочек и пестрый передничек. И назвали эту куклу Матрешей, старинным русским именем, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме у художника.
Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла. Самый подходящий материал – это сухая липа или береза, так как она очень мягкие, легко поддаются вырезанию ножом. Заготовки из дерева обрабатывались шкуркой, а затем из расписывали художники.
Предлагаю несколько вариантов.
1 вариант. Найди каждой матрешке подружку- пару.

2 вариант. Найди 2 одинаковые матрешки.


3 вариант. Найди отличия.
Из двух матрешек:


Из трех матрешек:


и т.д.
4 вариант. Закрепи названия цветов: желтый, красный, зеленый.


Существует еще много вариантов использования «Весёлых Матрёшек» во время игровых программ

Яна Семёнова
Дидактические игры с матрёшкой для детей старшего дошкольного возраста

Д/и «Угадай, какая матрешка спряталась

Цель : Учить различать Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую, Вятскую и авторскую матрёшку . Развивать внимание, зрительную память, умение описывать матрешку по памяти .

Ход : Воспитатель предлагает рассмотреть все виды матрешек , назвать их отличия от других, затем накрывает платком и убирает одну из матрёшек . Дети угадывают, какая матрёшка исчезла , и обосновывают свой выбор. Ребенок должен описать пропавшую матрешку .

Д/и «Собери матрёшкину семейку »

Цель : Продолжать учить различать разные виды матрешек

Материал : Несколько видов матрешек

Ход : Матрешки разбираются и перемешиваются, дети ищут матрешку – маму , а потом к ней подбирают всю её семью. Игру можно проводить, как соревнование между детьми.

Д/и «Кто в мешочке?»

Цель : Учить узнавать наощупь деревянные игрушки, описывать их, рассказывать, как можно с ними поиграть. Развивать интерес к русским народным промыслам. Развивать воображение.

Материал : Чудесный мешочек, матрешки и другие деревянные игрушки (шнуровки, пирамидки, вкладыши, куколки, конструктор, кубики, машинки и т. п)

Ход : Дети, по очереди вытаскивают из мешочка игрушки, отгадывая наощупь, что они достали и как можно поиграть в эту игрушку. Отмечаются самые оригинальные придуманные детьми игры .

Д/и «Какая матрешка лишняя »

Цель : продолжать учить находить общие признаки предметов и вычленять один предмет, не обладающий этими признаками. Учить обосновывать свой выбор, анализировать. Развивать логическое мышление.

Материал : Несколько видов матрешек

Ход : воспитатель создает группы матрешек , с одинаковыми признаками (рост, цвет, размер, роспись) и добавляет в группу матрешку не соответствующую признакам группы. Дети должны выделить лишнюю матрешку в группе . Затем, дети сами составляют такие группы друг для друга.

Д/и «Матрешка с сюрпризом »

Цель : вызвать положительные эмоции, развивать умение спокойно общаться в детском коллективе, вызвать желание проявить себя творчески.

Материал : семейка матрешек , по количеству детей , фишка

Ход : Воспитатель, или ведущий кладет в одну из матрешек фишку , перемешивает матрешек и раздает их детям . Тот ребенок, кому попалась матрешка с «сюрпризом» должен рассказать стишок, спеть песенку, станцевать, загадать загадку или как-то, по другому творчески проявить себя. Затем этот ребенок становится ведущим.

Д/и «Угадай, что в матрешке »

Цель : Развивать логическое мышление, связную речь, учить задавать вопросы.

Материал : большая разборная матрешка , небольшие предметы или игрушки, которые могут в ней поместиться.

Ход : Воспитатель или ведущий прячет в матрешке игрушку или предмет , дети задают вопросы, выясняя, что лежит в матрешке . Например : То, что лежит в матрешке округлой формы ? Это игрушка? У этого предмета есть колеса? Этот предмет зеленого цвета? Это машинка? Выигрывает ребенок , который первым догадался, что лежит в матрешке . Он же становится ведущим.

Д/и «Собери и назови»

Цель : Продолжать развивать умение собирать картинку из 8-12 частей, и называть какая матрешка получилась (Семёновская, Загорская, Полхов-Майданская)

Материал : разрезные картинки – матрешки 3-4х видов

Д/и «Угадай, про какую матрешку рассказываю »

Цель : учить отгадывать матрешку по описанию и называть её, описывать внешний вид матрешки , различать виды матрешек

Материал : несколько видов матрешек

Ход : Воспитатель, а в последствие ведущий, описывает матрешку , её размер, детали, формы, элементы узоров, а дети должны догадаться, о какой именно матрешке идет речь и назвать её.

Д/и «Одежки для матрешки »

Цель : учить создавать узоры по мотивам знакомых видов росписи, правильно располагать их на переднике или сарафане матрешки

Материал : шаблоны матрешек с нераскрашенными сарафанами и передниками, карандаши, кисти, гуашь

Ход : Воспитатель с детьми рассматривают альбомы с разными видами росписи (Городец, гжель, хохлома, семёновские матрешки , полхов-майданские, загорские и т. п). Отмечают характерные элементы росписей, расположение узоров.

Затем дети на своих шаблонах создают различные узоры и раскрашивают их.

Д/и «Укрась матрешку »

Цель : совершенствовать аппликативные навыки, развивать умение вырезать цветы, листики, завитки, учить правильно располагать узор на фартуке, сарафане матрешки , чередовать элементы узора

Материал : шаблоны матрешек с нераскрашенным сарафаном, заготовки для вырезания, круги, квадраты, ножницы, клей кисти, салфетки.

Ход : воспитатель сообщает детям, что на фабрике по производству матрешек требуются мастера для украшения матрешек , и предлагает детям попробовать украсить сарафан матрешки при помощи аппликации. Воспитатель предлагает придумать свой узор для сарафана из цветов, листиков, завитков. Рассматривают узоры на матрешках . Вырезают, наклеивают узор на свой шаблон. В конце игры каждый мастер рассказывает о своей работе.

Д/и «Где спряталась маленькая матрешка

Цель : Развивать логическое мышления и навыки порядкового счета.

Материал : набор из 8-10 матрешек

Ход : Воспитатель выставляет в ряд всех матрешек , а самую маленькую прячет в одной из больших, и сообщает детям : «Маленькая матрешка спряталась в 4й матрешке слева , или в 5й справа», - дети должны угадать, где спряталась матрешка . Задания можно усложнять, например : «Маленькая матрешка спряталась между 2й и 4й матрешкой справа , в самой низкой матрешке из первых 5ти , в самой высокой из последних 3х, и т. д.» Ребенок, который правильно отвечает, становится ведущим, и сам прячет матрешку и задает вопросы с помощью взрослого.

Публикации по теме:

Хочу представить вашему вниманию, свои пособия которые были куплены в магазине изготовлены с душой воспитателем и родителями. Бесспорно.

Дидактические игры по формированию экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста Игра «На животноводческой ферме». Дидактическая.

Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1.«Составь из палочек» Цель игры: Развивать логическое.

Дидактические игры по математике для детей старшего дошкольного возраста Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на изменение требований к качеству воспитания и обучения.

Одной из основных задач общеобразовательной программы дошкольного образования является речевое развитие детей. В последнее время наблюдается.

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Одним из эффективных и наиболее интересных для.

Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте для старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Грибочки с секретом». Развитие речи. Обучение грамоте. Для старшего дошкольного возраста. Материал: Грибочки (из киндера.

Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Великая Отечественная война1941-1945гг».

Уважаемые педагоги, родители!

Обучение математике ребенка нежелательно без использования занимательных игр. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом индивидуальных и возрастных возможностей ребенка и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать развивать ум ребенка, расширять и углублять математические представления. Математический материал используется и с целью формирования представлений, ознакомления с новым материалом.

Дети очень часто активны в восприятии нового материала. Они постоянно ищут ход решения, который ведет к результату. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, изобразить. Это его увлекает. При этом ребенок пользуется двумя видами поисковых действий: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода).

«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей». М. Монтессори.

Представляю вашему вниманию настольно-дидактическую игру «Математические матрешки» с наглядно-игровым материалом.

(для детей дошкольного возраста 3-4лет)

Описание дидактической игры: игра в виде матрешек с приставными деталями (матрешка, фартук, бусы). Данная игра можем использоваться для детей 3-4 лет. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно. Рекомендуемое время игры 5-7 мин. Данную игру можно рекомендовать родителям .

Цель: формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить детей с правилами дидактической игры.

2. Способствовать развитию математических способностей детей.

3. Развивать коммуникативные навыки.

4. Создать условия для самостоятельной деятельности детей.

5. Закрепить математические понятия: большой – маленький; один – много, ни одной; выше – ниже.

6.Закрепить цвет и умение ориентироваться в пространстве.

Варианты использования дидактической игры.

Вариант 1. «Сосчитай матрешек»

На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки.

Раз – Матрена,

Два – Малаша,

Мила – три,

Четыре – Маша,

Маргарита – это пять,

Воспитатель предлагает детям сосчитать матрешки и ответить на вопрос: «Сколько всего матрешек?». Затем убирает матрешки, оставляет одну и предлагает ответить на другой вопрос «А теперь сколько матрешек?». Затем убирает все матрешки и задает вопрос: «Сколько осталось матрешек?»

Вариант 2. «Подбери фартук для матрешки»

На столе разложен дидактический материал. Воспитатель рассказывает, что у матрешки много подружек, и все они собираются в гости. «Давайте посмотрим, все ли в порядке у матрешек?». Предложить детям подобрать матрешкам фартук по размеру.

Вариант 3. «Разложи матрешки по величине»

На столе в хаотичном порядке разложены матрешки. Воспитатель дает задание: посмотри и разложи матрешки по величине. При сравнении матрешек по высоте закрепить умение пользоваться приемом наложения и приложения их друг к другу, раскладывать в возрастающем и убывающем порядке.

Вариант 4. «Найди одинаковые матрешки»

На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает ребенку внимательно посмотреть и найти подружку матрешки такую же, как она.

Вариант 5. «Найди различия»

На столе разложены матрешки. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на матрешек и найти чем они отличаются друг от друга (различие: глаза, губы).

Вариант 6. «Собери бусы для матрешки»

На столе лежат матрешки. Воспитатель сообщает, что матрешки нарядились, и им захотелось еще надеть бусы, да вот беда – бусинки рассыпались. «Давайте поможем матрешкам собрать бусы. На каждой нитке должны быть бусинки одного цвета». Закрепить умение отвечать на вопросы: «Сколько всего бусинок? Какого цвета бусинки рассыпались?»

Желаем Вам успеха! Играйте с удовольствием!