Должны ли люди доказывать свое превосходство. Потребность в превосходстве - чувства, эмоции - самопознание - каталог статей - любовь без условий

Интеллект: инструкция по применению Шереметьев Константин

Демонстрация превосходства

Демонстрация превосходства

– Я – стахановец вечный! – чуть не закричал старик. – У меня 18 похвальных грамот.

Василий Шукшин «Калина красная»

Самой распространенной и самой глупой ошибкой в общении является унижение собеседника. Для демонстрации превосходства существует миллион способов:

Разговаривать в пренебрежительном тоне;

Перебивать;

Смотреть в сторону;

Поучать;

Кривить губы.

Но есть просто шикарный способ, который почему-то кажется вполне приличным и уместным, хотя по глупости он оставляет все перечисленные далеко за собой. Этот способ заключается в том, что вы начинаете перечислять какие-либо ваши регалии: должность, звания, ученую степень, похвальные грамоты и значки ГТО.

Казалось бы, что тут такого? Грамота есть? Есть. Почему бы не упомянуть?

Однако если присмотреться поближе, то возникает интересный вопрос: «Зачем?» Зачем нужно перечисление регалий? И стоит немного подумать, как выясняется простая вещь. Регалии в разговоре нужны, чтобы поставить собеседника на более низкую ступеньку. Но что будет делать собеседник, которого пытаются унизить? Правильно, сам пытаться залезть на ступеньку повыше. И он тоже будет демонстрировать какой-нибудь красивый мандат.

Но если посмотреть еще внимательнее, то очевидно, что к данному разговору все эти грамоты, должности и звания отношения не имеют. Это просто мыльные пузыри, которые собеседники раздувают, чтобы казаться более крутыми.

Поэтому часто беседа превращается в обмен мыльными пузырями. Но все пузыри рано или поздно лопаются, и становится видно, что их автор ничего особенного из себя не представляет.

Поэтому не надувайте мыльные пузыри, а общайтесь просто. Как человек с человеком. Это всегда самый лучший подход.

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Демонстрация Запястья Женщина, заинтересованная в потенциальном сексуальном партнере, будет периодически показывать ему гладкую нежную кожу своих запястий. Область запястья всегда считалась одной из наиболее эрогенных зон. Когда женщина говорит с мужчиной, она

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Демонстрация отождествления (Заранее приготовьте какой-нибудь предмет: тетрадь, чашку - и отметьте каким-либо образом этот предмет, например, загнув угол, нацарапав знак и т.д.)Я хочу, чтобы все участники сфокусировали свое внимание на том предмете, который я держу в

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Из книги Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми автора Кабанова Елена Александровна

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Ложь как признание превосходства Впрочем, кому–то нестерпимо думать: мой–то родитель, оказывается, не так умен, как хотелось бы! Да быть того не может! Но ведь он/она взрослый человек, должен/должна понимать такие вещи… Неужели не сознает, что за глупости делает и говорит?

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

10. USS # 14 Демонстрация подмышек Как мы уже выяснили, женщина обычно гораздо лучше контролирует свою одежду, чем выражение лица, поэтому любое обнажение всегда носит умышленный характер – даже если она будет отрицать это. Точно так же, как сползающее плечико платья,

Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

Чувство превосходства

Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

Основания превосходства Надо научиться чувствовать свое превосходство над другими людьми. Как это сделать? Недостаточно просто твердить себе: «Я Сверхчеловек, я Сверхчеловек» – и так далее. Нужно понять, что такое превосходство и как можно себя этим превосходством

Из книги Забудь о комплексах как мужчина, будь счастлива как женщина автора Лифшиц Галина Марковна

Превосходство против превосходства Традиционное превосходство и наплевательское отношение ко всем остальным родам войск свойственно ВДВ. В воздушно-десантных войсках служба тяжелая, и, наверное, самая опасная, какая только может быть. Эта служба подчинена жесточайшей

Из книги Играем по науке. 50 удивительных открытий, которые вы сделаете вместе с ребенком автора Галлахер Шон

Механизмы создания превосходства Первое: трудности Есть несколько механизмов, позволяющих достичь превосходства. Во-первых, для превосходства необходимы трудности. Нужно создать себе трудности, подчинить себя этим трудностям, сделать свою жизнь труднее, чем у обычных

Из книги Время в бутылке автора Фалько Говард

1. Запугать, чтобы добиться превосходства Странно, что специалисты, изучающие страх, мало внимания уделяют тактикам запугивания и механизмам использования страха, хотя это как раз оборотная сторона медали. Существует спонтанный испуг и испуг, возникший в результате

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Желание превосходства побуждает к сравниванию Неукротимое стремление сравнивать себя и других поддерживается духом соперничества, свойственного нашей культуре. Общество награждает первенство, в какой бы сфере оно не возникало, о чем ярко свидетельствует книга

Из книги автора

Комплекс превосходства Одержимый этим комплексом гордо убежден в собственной исключительности и праве занять особое положение в обществе. Он из тех, кто склонен брать, ничего не предоставляя взамен. Убежден, что для счастья дающему достаточно того, что гордец будет

Из книги автора

Из книги автора

Демонстрация бесконечности Словарь Уэбстера описывает бесконечность как ничем не ограниченное время, пространство или количество. Именно это мы обнаруживаем всякий раз, когда пытаемся копнуть глубже. Одного взгляда на бесконечное число звезд в чистом ночном небе

Альфред Адлер в начале своей деятельности был одним из приверженцев психоаналитической теории Фрейда. Однако довольно скоро их взгляды разошлись. При этом, Адлер не просто выразил критику положений психоанализа, но и создал свою собственную теоретическую систему, которая не уступала фрейдовской по широте охвата главных аспектов человеческого поведения. Его теория носит название "индивидуальной психологии ". В этом названии отражён основной постулат его теории — единство и целостность каждой личности (слово "Individuum" на латыни означает "неделимый").

Некоторые открытия Адлера прочно вошли как в научный, так и в обыденный обиход. В первую очередь, это относится к его теории "комплекса неполноценности ".

С точки зрения Адлера, маленький ребёнок, особенно в первые годы жизни, остро чувствует свою слабость и зависимость от могущественных взрослых. Такая ситуация ощущается как неполноценность. Тем не менее, каждый человек переживает период зависимости, и ему присуще чувство неполноценности. Чтобы справиться с этим чувством используется стремление к превосходству, безупречности и совершенству. Это стремление является главной мотивационной силой в жизни человека.

Так выглядит нормальное положение дел. Однако встречаются случаи, когда чувство неполноценности, испытываемое ребёнком, становится чрезмерным. Такое чрезмерное чувство и является комплексом неполноценности. Адлер подчёркивал, что это не просто комплекс, а "почти болезнь, разрушительное действие которой различно в зависимости от обстоятельств ". В качестве причин развития комплекса Адлер выделял следующие факторы.

  • Во-первых, физическая неполноценность. Одно из ранних произведений Адлера посвящено изучению психической компенсации физической неполноценности. Слабость какого-либо органа привлекает к себе повышенное внимание человека, и он стремится эту слабость скомпенсировать. Например, слабый и болезненный человек много времени отдаёт спорту, чтобы обрести силы и физическое здоровье. Однако компенсация не всегда бывает успешной. Если задача оказалась человеку не по силам, у него развивается комплекс неполноценности.
  • Во-вторых, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей. Чрезмерная опека приводит к тому, ребёнок вырастает недостаточно уверенным в своих способностях, так как за него всегда все делали другие. К тому же, он избавлен от необходимости сотрудничать с другими людьми, так все его желания и так исполнялись. Впоследствии ему будет сложнее приспособиться к социальной жизни. У отвергаемых детей отсутствует уверенность в своей способности быть полезными, любимыми и оценёнными по достоинству.

Внешними признаками комплекса неполноценности у детей, Адлер считал нетерпение, самонадеянность, драчливость. Для взрослых характерны высказывания по типу "Да, но… ", "Я бы сделал это, если бы не… ". Они отражают их постоянные внутренние сомнения.

У людей с комплексом неполноценности тоже существует компенсация в виде стремления к превосходству. При этом оно, как и неполноценность, является чрезмерным. В таком случае говорят о комплексе превосходства. По сути, комплексы неполноценности и превосходства являются тесно связанными и дополняющими друг друга явлениями.

Что такое стремление к превосходству ? Как было сказано выше, оно возникает в ответ на чувство неполноценности и является ведущим мотивом деятельности человека. Интересно, что Адлер не сразу пришёл к такому выводу. На более ранних этапах своего научного пути движущей силой человеческого поведения он считал сначала агрессивность, а затем — стремление к власти. И только последним шагом в его теории стало стремление к превосходству. Адлер считал возможности развития под влиянием стремления к превосходству безграничными, как стремление от минуса к плюсу. Это стремление Адлер считал врождённым. Но от рождения оно присутствует в нас лишь в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Стремление к превосходству каждый человек реализует по-своему. Эта разница проявляется в наших целях. Жизненные цели человека Адлер считал крайне важными. Он разделял мнение о том, что человеческое поведение в большей степени определяется представлениями о будущем, чем событиями прошлого. Представления о будущем он называл "фиктивными целями". Эти цели являются фиктивными, так как они либо вообще не соответствуют реальности, либо их реальность невозможно проверить. При этом фиктивные цели играют в жизни человека огромную организующую роль. Человек живёт так, как если бы эти цели были настоящими. Цель человека формируется на пятом году жизни и является фокусом стремления к превосходству. Таким образом, стремление к превосходству — это энергия, движущая сила человеческой деятельности, которая находит своё отражение в фиктивной жизненной цели человека.

Стремление к превосходству имеет несколько важных признаков.

Во-первых, оно представляет собой единый фундаментальный мотив, а не совокупность разрозненных стремлений.

Во-вторых, цели, которые выбирает человек для его реализации, могут быть как позитивными, так и негативными и эгоистическими.

Стремление к превосходству связано с постоянным увеличением напряжения по мере продвижения к цели. И, кроме того, люди не только стремятся к совершенству самостоятельно, но и совершенствуют культуру общества в целом.

Уже отмечалось, что стремление к превосходству, как и чувство неполноценности, может быть чрезмерным. Тогда говорят о "гипер-компенсации" и комплексе превосходства. В такой ситуации у человека возникает желание возвысить себя, принижая при этом других. Он выглядит обычно хвастливым и высокомерным. Это поведение маскирует внутреннюю неуверенность и невозможность принять себя. Человек может также выставлять напоказ и преувеличивать свои качества, при каждом удобном случае хвастаясь ими.

Комплекс превосходства часто побуждает человека выбирать для себя негативные цели, например, стать преступником. Причину преступности Адлер видел именно в комплексе превосходства, а не в изначальной порочности человеческой природы. Становясь убийцей или вором, человек может ощущать себя героем, радуясь тому, что он унизил или обманул других людей.

Идеи комплекса неполноценности и стремления к превосходству тесно связаны с понятием "социальный интерес ". Адлер считал обязательным изучение человека в его связи с обществом. Проводя аналогию с животным миром, Адлер утверждал, что все слабые особи объединяются в группы, чтобы более успешно защищаться и удовлетворять свои потребности. Человека Адлер относил к слабым особям. Кроме того, каждый человек обладает врождёнными недостатками, а нахождение в группе позволяет уменьшить их эффект.

Социальный интерес — это чувство общности, стремление вступать в отношения сотрудничества, способность любить и уважать окружающих, действовать в общих интересах.

Его, как и стремление к превосходству, Адлер считал врождённым качеством человека. Изначально он также существует в виде потенциальной возможности. Его развитие во многом зависит от правильности поведения родителей, которые могут, как успешно развить социальный интерес в ребёнке, так и полностью погасить его.

Мать своим примером должна демонстрировать любовь и хорошее отношение к отцу, другим детям и окружающим людям. Её задача — не просто пробудить в ребёнке социальный интерес, но и помочь вынести его за пределы семьи, распространив его на других людей. Если же мать сосредоточена только на ребёнке, у него не будет развиваться социальный интерес, у него не будет умения сотрудничать с другими людьми, так как в детстве в этом не было необходимости. Холодная или сосредоточенная на отце мать будет вызвать у ребёнка ощущение не востребованности, и его первые попытки проявления социального интереса остаются без внимания и поддержки. Дети авторитарных и эмоционально отстранённых отцов также лишаются социального интереса и преследуют цель достижения личного превосходства над другими. Несчастливый брак родителей, отсутствие хороших отношений в семье также негативно сказываются на развитии социального интереса.

Социальный интерес Адлер считал показателем психического здоровья. У нормальных, здоровых людей всегда присутствует стремление к благополучию всех людей, для них важны социальные цели. Плохо приспособленные люди эгоцентричны, у них доминируют личные цели, они заняты только своими интересами и самозащитой.

Необходимо отметить, что все компоненты теории Адлера связаны между собой. Например, комплекс неполноценности вызывает у человека развитие чрезмерного стремления к превосходству, которое, в свою очередь, влияет на жизненные цели, делая их эгоистичными, оторванными от социального интереса. Поэтому при лечении неврозов Адлер считал очень важным не только достичь понимания пациентом сложившейся ситуации, но и сформировать у него правильные цели и развить социальный интерес.

При этом концепция социального интереса несёт в себе некоторые противоречия. Например, цель человека может быть "очень социальной" — улучшение условий жизни для всех людей, а методы её достижения — жестокими и насильственными (терроризм). Или напротив, поведение человека социально (благотворительность), но оно служит достижению личных корыстных целей (повышению рейтинга на выборах).

Теория Адлера имела большое значение для развития психологии. Его иногда считают первым социальным психологом, благодаря изучению человека в контексте его окружения и общества в целом и открытию социального интереса. Кроме того, Адлера также считают предшественником гуманистической психологии, благодаря тому, что он считал человека "творцом своей судьбы ", (благодаря "Творческому Я " — важнейшей составляющей личности).

Литература.

1. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности.— СПб.: Питер, 1997.

2. Адлер А. Наука жить. — Киев. 1998.

3. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека // Очерки по индивидуальной психологии. — М. 2002.

Чувство превосходства либо неполноценности - это отношение зависимости в чистом виде. Ваши качества сопоставляются с качествами других, поэтому неизбежно создается избыточный потенциал. На энергетическом уровне не имеет значения, выражаете вы свое превосходство публично или просто втайне поздравляете себя при сравнении с другими. Нет нужды доказывать, что явное выражение своего превосходства не принесет ничего, кроме неприязни окружающих. Сравнивая себя с другими в свою пользу, человек стремится искусственно самоутвердиться за чужой счет. Такое стремление всегда создает потенциал, даже если это просто тень высокомерия, не выраженная явно. Действие равновесных сил в таком случае всегда будет проявляться как щелчок по носу.

Понятно, что, сравнивая себя с окружающим миром, человек пытается доказать свою значимость. Но самоутверждение за счет сравнения - иллюзорно. Аналогично муха пытается пробиться через стекло, когда рядом открыта форточка. Когда человек стремится объявить миру о своей значимости, энергия тратится на поддержание искусственно созданного избыточного потенциала. Самосовершенствование, напротив, развивает реальные достоинства, поэтому энергия не тратится попусту и не порождает вредный потенциал.

Вам может казаться, что энергия, затрачиваемая на сопоставление, ничтожна. На самом деле этой энергии с избытком хватает для поддержания достаточно сильного потенциала. Главную роль здесь играет намерение направить энергию в ту.или другую сторону. Если в качестве цели выступает желание приобрести достоинства, намерение катит человека вперед. Если же его целью является демонстрация миру своих регалий, он пробуксовывает на месте, создавая неоднородность в энергетическом поле. Мир будет «потрясен» блеском регалий, и в действие вступят равновесные силы. Выбор у них небольшой: либо оживить поблекшие краски окружающего мира, либо погасить блеск неуместной звезды. Первый вариант, конечно, слишком трудоемкий. Остается только второй. Способов сделать это у равновесных сил предостаточно. Для них вовсе не обязательно лишать честолюбца регалий. Достаточно преподнести ему любую досадную неприятность, чтобы сбить спесь.

Мы часто воспринимаем всякие неприятности, проблемы и препятствия как неотъемлемые свойства этого мира. Ни у кого не вызывает удивления, что все они, начиная с мелких и кончая крупными, являются непременными спутниками каждого человека в течение всей жизни. Все привыкли, что таков есть наш мир. На самом деле неприятность - это аномалия, а не нормальное явление. Откуда она берется и почему случается именно с вами, часто определить логическим путем невозможно. Так вот, большинство неприятностей, так или иначе, вызвано действиями равновесных сил по устранению избыточных потенциалов, созданных вами или людьми из вашего окружения. Вы сами не отдаете себе отчета, что создаете избыточные потенциалы, а затем принимаете неприятности как неизбежное зло и не понимаете это как работу равновесных сил.

Вы можете избавиться от большей части неприятностей, если освободите себя от титанических усилий, направленных на поддержание избыточных потенциалов. Титаническая энергия тратится не только впустую, но и обращает равновесные силы так, что результат получается прямо противоположный намерению. Таким образом, необходимо просто перестать биться как муха о стекло и перенаправить намерение на развитие достоинств, не заботясь о своем положении на лестнице превосходства. Сбросив с плеч груз озабоченности по поводу повышения собственной значимости, вы избавитесь от воздействия равновесных сил. Проблем станет меньше, а вслед за этим возрастет уверенность в своих силах.

С другой стороны, следует гнать прочь малейшие мысли о том, что вы способны контролировать окружающий мир. Независимо от положения на социальной лестнице с такой позицией вы обязательно окажетесь в проигрыше. Попытки изменить окружающий мир нарушают равновесие. Активное вмешательство в устройство мира в той или иной степени задевает интересы множества людей. Трансерфинг позволяет выбрать судьбу, не затрагивая при этом ничьих интересов. Это гораздо эффективней, чем действовать напролом, преодолевая препятствия. Судьба действительно в ваших руках, но лишь в том смысле, что вам дано ее выбирать, а не изменять. Действуя с позиций творца судьбы в буквальном смысле, многие люди терпят поражение. В Трансерфинге нет места для борьбы, поэтому можете с облегчением «закопать топор войны».

С другой стороны, отказ от превосходства не имеет ничего общего с самоуничижением. Принижение своих достоинств есть превосходство с обратным знаком. На энергетическом уровне знак не имс.,1 значения. Величина возникающего потенциала прямо пропорциональна значению смещения оценки. Столкнувшись с важностью, равновесные силы действуют так, чтобы сбросить ее с пьедестала. В случае же с комплексом неполноценности они заставляют человека пытаться всячески поднять искусственно заниженные достоинства. Равновесные силы действуют обычно в лоб, не заботясь о тонкостях человеческих отношений. Поэтому человек ведет себя неестественно, тем самым еще больше подчеркивая то, что пытается скрыть.

Например, подростки могут вести себя дерзко, тем самым восполняя неуверенность в себе. Стеснительные могут вести себя развязно, чтобы скрыть свою застенчивость. Люди с низкой самооценкой, желая показать себя с наилучшей стороны, могут вести себя скованно или наигранно. Ну и так далее. В любом случае борьба со своим комплексом приносит еще более неприятные последствия, чем он сам.

Как вы понимаете, все эти попытки тщетны. Бороться с комплексом неполноценности бесполезно. Единственный способ избежать его последствий - это устранить сам комплекс. Однако избавиться от него довольно сложно. Уговаривать себя, что у вас все отлично, тоже бесполезно. Обмануть себя не удастся. Здесь может помочь техника слайдов, с которой мы познакомимся позже.

На данном этапе достаточно просто уяснить, что озабоченность своими недостатками в сравнении с достоинствами других работает так же, как желание показать свое сравнительное превосходство. Результат будет противоположный намерению. Не воображайте, будто все вокруг придают вашим недостаткам такое же значение, что и вы сами. На самом деле каждый озабочен только своей персоной, поэтому можно спокойно сбросить с себя титанический груз. Избыточный потенциал исчезнет, равновесные силы перестанут усугублять положение, а освободившаяся энергия будет направлена на развитие достоинств.

Речь идет о том, чтобы не бороться со своими недостатками и не пытаться их скрыть, а компенсировать другими качествами. Отсутствие красоты можно компенсировать обаянием. Есть люди с довольно непривлекательной внешностью, но стоит им заговорить, как собеседник целиком попадает под их очарование. Физические недостатки компенсируются уверенностью в себе. Сколько великих людей в истории обладали невзрачной внешностью! Неумение свободно общаться можно заменить умением слушать. Есть такая поговорка: «Все врут, но это ничего не меняет, потому что никто никого не слушает». Ваше красноречие может интересовать людей, но только в последнюю очередь. Все, так же как и вы, заняты исключительно собой, своими проблемами, поэтому хороший слушатель, которому можно все излить, - настоящий клад. Застенчивым людям можно посоветовать одно: берегите это свое качество как сокровище! Поверьте, застенчивость обладает скрытым обаянием. Когда вы откажетесь от борьбы со своей застенчивостью, она перестанет выглядеть неуклюже, и вы заметите, что люди испытывают к вам симпатию.

Ну и еще один пример компенсации. Надуманная потребность «быть крутым» очень часто толкает людей на подражание другим, добившимся звания «крутого». Бездумное копирование чужого сценария создаст не более чем пародию. У каждого есть свой сценарий. Вам достаточно просто выбрать свое кредо и жить в соответствии с ним. Подражать другим в достижении статуса «крутого» - значит пользоваться методом мухи, бьющейся о стекло. Например, в группе подростков вожаком становится тот, кто живет в соответствии со своим кредо. Вожак потому и стал таковым, что он сам освободил себя от обязанности советоваться с другими о том, как ему поступать. Ему нет необходимости кому-либо подражать, он просто сам установил себе достойную оценку, он сам знает, что делать, ни перед кем не заискивает, не пытается никому ничего доказать. Таким образом, он свободен от избыточных потенциалов и получает заслуженное преимущество. Лидерами в любых группах становятся те, кто живет в соответствии со своим кредо. Если человек избавил себя от груза избыточных потенциалов, ему нечего отстаивать - он внутренне свободен, самодостаточен и имеет больше энергии. Эти преимущества по сравнению с остальными членами группы и делают его лидером.

Видите, где находится открытая форточка? Может, вы думаете, что «все это не про меня, уж я то этим не страдаю». Не пытайтесь себя обмануть. Любой человек в той или иной степени склонен создавать избыточные потенциалы вокруг своей персоны. Но вообще, если вы будете придерживаться принципов Трансер-финга, комплекс неполноценности или превосходства просто исчезнет из вашей жизни.

50 основных психологических ловушек и способы их избежать Медянкин Николай

Чем нам мешает чувство превосходства?

Все люди равны, нет никого, кто был бы выше или ниже других. Поэтому и комплекс неполноценности, и комплекс превосходства – это лишь субъективное восприятие человеком самого себя, а по сути самообман.

Человек с комплексом превосходства по сути чувствует себя столь же неуверенным, как и человек с комплексом неполноценности. Но если тот, кто уверен, что он хуже всех, обычно тихо страдает и сам себя казнит, то человек с комплексом превосходства ищет способы почувствовать себя уверенным. Для этого он и пытается подавить других своим мнимым превосходством. Ведь он чувствует себя хорошо лишь тогда, когда рядом кто-то, кого можно унизить, над кем можно посмеяться, кого можно подчинить. Лучше всего он чувствовал бы себя, если бы все смотрели на него снизу вверх и были послушны. Но эти мечты невыполнимы. Потому что большинство людей не смиряться с ролью послушных, слабых, подчиненных марионеток, которыми можно командовать как угодно.

Человек с комплексом превосходства по сути дела хочет подогнать реальность под себя – сделать людей такими, какими он желал бы их видеть. И если люди не подчиняются – он выходит из себя. В итоге у него возникает самый настоящий невроз из-за постоянного противоречия между желаемым и действительным. Человек злится, если кто-то не хочет признавать его величия, первенства, особой значимости. В глубине души он несчастен, так как слишком зависит от окружающих и от того, имеет ли он над ними власть.

Человек, одержимый комплексом превосходства в крайних его степенях, может стать социально опасным. Это происходит в том случае, если ему не удается самоутвердиться в своем превосходстве социально приемлемыми способами. Самые тяжкие преступления совершаются подчас ради того, чтобы почувствовать свое мнимое превосходство и власть над другими людьми.

Но самое главное – что превосходство именно мнимое. А значит, человек не становится счастливее от того, что считает себя выше других. В глубине души он все равно остается ущербным, несчастным существом, не способным любить ни себя, ни других. По сути дела он и не живет по-настоящему – а лишь борется всю свою жизнь за иллюзию своего величия. В итоге его силы и жизненная энергия растрачиваются впустую.

Он не достигает созидательных целей и может прийти к полному краху и потере смысла жизни!

Упражнение 1.

Осознай свою истинную ценность

Может быть, вы боитесь сбросить маску превосходства, так как чувствуете, что в этом случае вам придется встретиться с собой истинным, и вы будете ощущать себя слабым, жалким и ущербным без этой маски? Скажите себе, что вам нечего бояться. У вас внутри живет сильная личность, которая ценна сама по себе, безо всяких масок.

Представьте себе, что есть кто-то, кто любит вас безусловной любовью, таким, какой вы есть, безо всяких масок, любит и сильным, и слабым. Представьте, что вы чувствуете на себе взгляд его любящих и всепрощающих глаз. Вы можете представить, например, что так смотрит на вас идеальная мать – самая любящая и добрая на свете. Но на самом деле вы встретитесь таким образом с самой любящей, доброй и всепрощающей частью самого себя.

Скажите себе – от имени этой любящей части себя: «Я обладаю ценностью сам по себе. Эта ценность абсолютна, она ни от чего не зависит. Никакие обстоятельства, никакие слова и действия других людей не в силах разрушить мою истинную ценность. Я разрешаю себе быть всяким – и сильным, и слабым. Я принимаю себя всяким. Я люблю и ценю себя всяким. Я освобождаю себя от необходимости носить маски. Я признаю свою ценность таким, какой я есть».

Упражнение 2.

Похвала от сердца

Начните ценить и свои достоинства, и достоинства других людей. Если вы не замечали положительных качеств и хороших поступков других людей – поставьте себе целью начать замечать это. Если вы страдаете комплексом превосходства, то достижения и достоинства других людей могут вызывать у вас что-то вроде ревности. Вам кажется, что если вы признаете заслуги другого – это унизит вас? Но это ведь совсем не так!

Вы можете признавать и ценить как свои собственные заслуги, так и заслуги других. Скажите себе: «Никто не хуже и не лучше. Все люди равны, и все в равной степени заслуживают одобрения за свои заслуги и достоинства. Я заслуживаю похвалы – и другие люди заслуживают похвалы. Мы равны. Отныне я общаюсь на равных с людьми. Я уважаю себя, я уважаю других. Я ценю себя, я ценю других».

Найдите, за что похвалить себя. Если вы привыкли чувствовать себя выше других, с этим у вас проблем не будет. А дальше – усложните себе задачу: найдите за что похвалить другого, и похвалите его! Поставьте перед собой такую цель: после каждой похвалы самому себе обязательно похвалить другого. Чтобы количество похвал самому себе было равно числу похвал кому-то другому. Например, вы можете решить, что за день пять раз похвалите самого себя – и пять раз кого-то другого. Делайте так изо дня в день. Число похвал можно менять, главное, чтобы соблюдалось равновесие: сколько себе – столько и другим, не больше и не меньше.

Вы увидите, как начнет меняться к лучшему ваше настроение, да и отношения с людьми будут заметно улучшаться.

Упражнение 3.

Быть сильным – значит не бояться своих слабостей

Если вы считаете себя сильнее других, но при этом не признаете своих ошибок и слабостей – ваша сила мнимая, показная. По-настоящему сильный человек никогда не боится признать, что ошибся, был не прав. Не боится извиниться, попросить прощения. Совершать ошибки не стыдно, их совершают все люди. Стыдно не хотеть исправлять ошибки. Если вы совершили ошибку, признали ее и решили исправить, это нисколько не унизит вас. Научитесь с достоинством признавать ошибки. Научитесь признавать свои слабости и поражения. Это лишь придаст вам сил и даст стимул для последующих побед.

Возьмите бумагу, ручку, и дайте себе слово, что будете с собой максимально честным. Никто ведь не узнает о том, что вы сейчас напишете – это и не нужно никому, кроме вас.

Продолжите следующие фразы:

Мне не нравится в себе то, что я…

Есть то, что я не делаю так хорошо, как бы мне хотелось, и это …

Бывает, что меня ругают и критикуют за…

Мне больше всего запомнились следующие мои неудачи: …

Качества, которых у меня нет, но которые мне хотелось бы иметь, это …

Мои вредные, нежелательные привычки – это …

Не спешите, обдумывайте то, что пишете. Затем перечитайте, и подумайте: какие из перечисленных вами недостатков, ошибок и неудач подлинные, а какие – мнимые? Может быть, вам кто-то внушил, что у вас есть эти недостатки (а может, вы внушили это себе сами)? Может быть, вы преувеличиваете свои неудачи и слабости? Вам они кажутся трагедией, тем, что нужно скрывать от других, тогда как на самом деле это пустяк, и многие другие люди тоже обладают этим же недостатком или делают такие же ошибки?

Перечитайте еще раз перечень ваших недостатков, и после каждого говорите вслух: «Я принимаю в себе это. Я не осуждаю себя за это. Я прощаю себе это. Я хороший человек, я признаю свою истинную ценность, которая не зависит ни от чего».

Затем обязательно составьте список своих достоинств. Это можно сделать, продолжив следующие фразы:

Мне нравится в себе то, что я …

Есть то, что я делаю очень хорошо, лучше, чем другие люди, и это …

Меня хвалят за …

Мне больше всего запомнились следующие мои удачи, победы и достижения: …

Я обладаю следующими положительными качествами: …

Мои хорошие, полезные привычки – это …

Перечитайте и скажите себе: «У меня есть и достоинства, и недостатки, как и у всех людей. Я принимаю в себе и то, и другое. Я такой же человек, как и все – не хуже и не лучше. Я обладаю точно такими же правами на то, чтобы жить и быть самим собой, как и все другие люди».

Из книги Бизнес есть бизнес: 60 правдивых историй о том, как простые люди начали свое дело и преуспели автора Гансвинд Игорь Игоревич

«А СГИНУТЬ НИЧТО НЕ МЕШАЕТ ЕМУ» Somerset Hart - маленькое агентство.- Подобные агентства еще иногда называют fat free - «обезжиренные»,-улыбается Харитонов.- Мы, наверное, соответствуем. Я, например, на 30 с лишним килограммов похудел, когда начал работать. Нас всего пятеро, но мы

Из книги Измени свою жизнь с НЛП автора Итон Алисия

Приложение 12 Круг превосходства Сфера применения. Это приложение научит вас «ментально репетировать» ситуации: собеседования, прослушивания, презентации и пр. – без лишней нервозности.Подготовка к сложным личным ситуациям – посещение родителей супруга или возврат

Из книги Элементарные законы Изобилия автора Джоул Клаус Дж

Чувство обладания и чувство любви С помощью нашего процесса я открыл для себя новый уровень безусловной любви (способности любить без условий). Сначала я научился вызывать в себе ощущение обладания. А потому могу теперь очень легко вызвать чувство обладания, скажем,

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Как написать книгу за неделю автора Гришин Александр

Из книги 50 основных психологических ловушек и способы их избежать автора Медянкин Николай

Как бороться с тем, что мешает? Мы уже определились, что привычки помогают нам оптимальным образом найти силы и время для работы. Но бывает и так, что есть то, что мешает нам работать. Это может быть супруг, супруга, подруга или друг, с которым вы живете, который может войти

Из книги Антитайм-менеджмент автора Додонов Николай

Чем нам мешает страх? Если вы подвержены страху, то будете излишне осторожны даже там, где нет никакой опасности, и тем самым лишите себя многих благоприятных возможностей. Там где страх – там и нерешительность, и бездействие, и неспособность что-то изменить в своей жизни.

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Как нам мешает чувство недооцененности Чувство недооцененности делает человека несчастным. Он постоянно ищет у окружающих подтверждения своих достоинств. От того становится неуверенным и порой приобретает даже заискивающий вид. Таким образом он дает окружающим

Из книги Как говорить, чтобы вас слушали автора Клейтон Майк

Ошибка 20. Комплекс превосходства Откуда берется чувство «я лучше всех»? Если у человека на лице написано «Я лучше всех, я выше всех», если он смотрит на других свысока – так и знайте, в глубине души он чувствует себя ущербным, хотя сам в этом никогда не признается. Комплекс

Из книги Сбыча мечт. Обучись искусству достигать всего, чего хочешь автора Колесов Павел

Чем нам мешает «всезнайство» Заметьте: никто не любит непрошеных советов. Если вы даете советы, или делитесь знаниями, опытом, когда вас об этом не просят – это равносильно вмешательству в чужую жизнь, своего рода ментальному вторжению. Такой вторгающийся очень часто

Что мешает общению Физическая неспособность говорить – лишь одно из препятствий к эффективному общению; существует множество других.Вам есть что сказать? ИдеиВо-первых, чтобы вызвать интерес, ваши идеи должны быть новыми, или вы должны предложить новый метод

Из книги автора

Глава 1 Что вам мешает? На мой взгляд, сейчас самое подходящее время, для того чтобы подвести итоги. Нужно сделать выводы, каким для вас был прошедший год, что интересного и хорошего произошло. А также составить план на год следующий. Я понимаю, что у вас в жизни много дел и

У людей с адекватной самооценкой. Такие реально оценивают свои возможности и не пытаются компенсировать свои неудачи под маской величия. Но если человек понимает, что люди считают его эгоистичным и надменным, стоит задуматься и встать на путь изменений.

Самое главное, что должны усвоить гордецы, это то, что надо всегда стремиться себя на место другого человека. К примеру, возникает желание посмотреть на человека уничижительным взглядом и перебить его увлекательный рассказ о отдыхе «А я…» или «А у меня…». Сразу надо подумать: «Стоп! А каково будет мне, если со мной так поступят?» Скорее всего, сразу станет неприятно и пропадет желание что-либо рассказывать.

Человек, который имеет неоправданное высокомерие, просто обязан улыбаться людям. Надо делать это легко и непринужденно, потренировавшись перед зеркалом, а затем на улице и в общественном транспорте. Для этого можно каждый раз вспоминать какое-нибудь приятное событие из своей жизни. Улыбка должна быть не натянутая, а искренняя. После того как индивидуум приобретает полезную привычку улыбаться, он незаметно для себя прекращает быть «напыщенным индюком».

А когда заносит до отметки, близкой к гордыне, надо без свидетелей поклониться тем людям, на которых обижен. А еще лучше – почувствовал гордыню и тут же отжался от пола 10 раз.

Уверенный же в себе человек всегда снисходительно относится к слабостям других, так как любит и прощает себя самого. Вот примерно к такому состоянию и стоит стремиться, чтобы не страдать от высокомерия.