Дружба с подвохом: как друзья меняют нашу жизнь к худшему. Если друзья оказались плохими. Обращайте внимание на хорошие качества

Светлана Воловик
Познавательно-игровая программа «Мы выбираем дружбу»

Воловик С. В., педагог дополнительного образования МАОУ ДОД

Центра развития детского и юношеского творчества г. Энгельса Саратовской области

Сценарий познавательно - игровой программы : «Мы выбираем дружбу » .

Зал празднично украшен. Звучит музыка про дружбу .

Дети сидят полукругом. Звучат фанфары. На экране заставка. Слайд №1.

Презентация во время всей познавательно- игровой программы .

Ведущий : Тему нашего сегодняшнего разговора мы узнаем, если расшифруем слово. Как вы думаете, что же это такое? Чаще всего бывает крепкой, верной и долгой. (Открывается слово «Дружба » Слайд №2)

Какое прекрасное слово«дружба » . Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своих тайнах. Произносишь слово «дружба » - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с друзьями.

Друг- это тот, кто рядом. (Слайд № 3)

Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней; (Слайд №4)

друг – это мама, которая обязательно поможет в трудную минуту; (Слайд №5)

друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;(Слайд № 6)

друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. (Слайд №7)

Недаром столько пословиц придумано народом. Я буду начинать пословицу, а вы продолжать. (Слайд № 8)

Старый друг - лучше новых двух.

Друг познается в беде .

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.

Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

Без друга на сердце вьюга.

Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает.

Легче друга потерять, чем найти.

(Слайд № 9)

Ведущий : Я надеюсь, что у вас есть друзья? (Ответы зала) А как называются верные друзья?. (Закадычные) . Есть ли среди вас такие. Попросим их на сцену… Представьтесь пожалуйста… Я предлагаю вам инсценировать стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья» . Я буду читать стихотворение, а вы будете исполнять пантонимо /рассказывать жестами/ Готовы?

С виду мы не очень схожи :

Петька толстый – я худой,

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том, что он и я –

Закадычные друзья.

Все мы делаем вдвоем :

Даже вместе….отстаем!

Дружба дружбою , однако,

И у нас случилась драка….

Дрались честно,

Как положено друзьям :

Я как стукну!

Я как тресну!

Он как даст!

А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Борькина сестра

Облила нас из ведра!

А она еще смеется :

Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Ведущий : Спасибо! Действительно закадычные друзья. Дружеское рукопожатие .

Аплодисменты Вам.

Игра «Дружеское рукопожатие » (Слайд № 10)

(2 человека стоят спиной друг к другу, глаза завязаны, по команде делают три шага в разные стороны. Поворачиваются вокруг себя, идут навстречу друг другу, обменяются рукопожатием.)

Ведущий : А теперь посмотрим, сможете ли вы играть и при этом выполнять все

движения вместе, дружно .

Игра «Квадрат» (Слайд №11)

Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например :

Квадрат поднял руки.

Квадрат пошел влево.

Квадрат пошел вправо.

Квадрат садится.

Квадрат прыгает.

Ведущий : У вас хорошо получилось. Весело, с задором. Я за вами наблюдала и поняла, что вы поддерживаете друг друга. Это здорово. Ведь настоящие друзья всегда так и делают. А ещё своим друзьям надо улыбаться. Ведь доброе расположение духа тоже очень важно. Давайте споём и станцуем песню «Улыбка» . Встаем в круг и запеваем.

Песня «От улыбки» (Слайд № 12)

Звучит музыка «От улыбки» /в современной обработке/Дети поют и танцуют. Дети садятся на места.

Ведущий : А еще можно улыбнуться друзьям из мультфильмов, давайте их вспомним.

Игра с залом «Кто с кем дружит » . (Слайд № 13)

Забавные бурундучки Чип и (Дейл) . (Слайд № 14)

Добрая Белоснежка и (семь гномов) . (Слайд № 15)

Забавный Винни Пух и (Пяточок) . (Слайд № 16)

Добрый Малыш и (Карлсон) . (Слайд № 17)

Доверчивый Буратино и. (Мальвина, Пьеро) . (Слайд № 18)

Зеленый крокодил Гена и (Чебурашка) . (Слайд № 19)

Игра – конкурс : "Где мы были мы не скажем, а где были мы покажем".

Приглашаются участники друзья, они читают табличку, поворачиваются к зрителям и показывают жестами. Зрители отгадывают, где они находились.

Таблички : театр, цирк, больница, коридор, зал, арена, улица

Ведущий : Ребята мы с вами выяснили, что такое дружба , что значит дружить , кто такой настоящий друг, а сейчас давайте все вместе попробуем сформулировать законы дружбы . (Ответы детей)

Законы дружбы :

1. Один за всех, и все за одного.

2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

3. Не зазнавайся, если у тебя что - то хорошо получилось.

4. Не обзывай и не унижай своего друга.

5. Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде.

6. Умей признать свои ошибки и помирись с другом.

7. Помогай другу в беде.

8. Не предавай своего друга.

(Слайд №20)

Ведущий : Ребята, вы знаете, что

Этот праздник считается одной из самых молодых дат в календаре событий. Она была утверждена во время 65-й сессии генассамблеи ООН 27 апреля 2011 года.

Но мы можем отмечать этот праздник каждый день, ведь друг (Слайд № 21)

Мастер-класс «Фенечка- браслет дружбы » . Дети плетут Фенечку.

Есть на нашей Земле чудеса, но их надо найти, разумеется.

Дружба – главное чудо всегда, сто открытий – для всех настоящие.

И любая беда не беда,если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока, наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука в трудный час обязательно выручит.

Так давайте, давайте дружить , пусть не раз нам стихи вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить , то любое желанье исполниться.

«Мы выбираем дружбу»
Планирование воспитательной работы 2 класс
Формирование у детей понятий о дружбе и правилах дружбы.
Способствовать расширению системы знаний детей о дружбе,
дружеских отношениях, о взаимоотношениях людей; через
литературные произведения, игровые и жизненные ситуации;
формировать нравственные качества: умение дружить, ценить
дружбу, беречь дружбу, общаться в коллективе; формировать
умение высказывать свое мнение, отстаивать его; показать
важность истинных друзей в жизни человека. Способствовать
развитию умения анализировать, делать выводы; развитию
связной речи, творческих способностей. Создать условия
доброжелательного, уважительного отношения друг к другу.
Создать условия для развития интеллектуальных,
коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления,
формировать эмоционально­ ценностное отношение к
окружающему миру. Создать условия для творческого
взаимодействия взрослых и детей, между детьми при групповой
работе. Воспитывать стремление быть настоящим и верным
другом.
Имеют представление о понятиях «дружба», «друг». Могут
определить важные для дружбы нравственные качества и
содействовать их формированию. Могут анализировать поступки
людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку
зрения.
Изменится позиция отдельных учащихся в системе
межличностных отношений, улучшится психологический климат
в детском коллективе.
Могут продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции одноклассников,
приобретают коммуникативные навыки умения работы в группе.
Основные идеи: Обучение в соответствии с возрастными особенностями через
разнообразную, значимую для учащихся практическую
деятельность.
Применение групповой работы способствует: формированию
навыка совместного приобретения знаний, умения выражать свое
понимание проблемы, умения аргументировать суждения,
вовлеченности в процесс обмена идеями.
Использование стратегий критического мышления стимулирует
учащихся к доказательствам на основе собственного опыта,

Ресурсы:
посредством наблюдения и слушания.
Использование ИКТ для организации более яркой работы с
иллюстративным материалом. Использование ИКТ помогает
учащимся ориентироваться в информационных потоках
окружающего мира, овладеть практическими способами работы с
информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться
информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ усиливает: положительную мотивацию
обучения и воспитания; активизирует познавательную
деятельность обучающихся.
Интерактивное оборудование; презентация к мероприятию;
буквы к названию мероприятия: МЫ ВЫБИРАЕМ ДРУЖБУ;
эмблема мероприятия; картинки для деления на группы;
карточки к групповой работе: раздаточный материал для
составления синквейнов, материал для игр «Найди слово»,
«Шифровка»; разрезанные пословицы; волшебные зеркала;
голубая лента для упражнения «Ручей Дружбы», кораблики;
шляпы мышления; текст песни «Дружба крепкая», музыкальное
сопровождение.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Школьники заходят в класс, делятся на группы по картинкам.
Вступительное слово.
­Добрый день. Нашу с вами встречу я хочу начать со сказки.
Жила­была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без
подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет
волшебнику:
­ Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю
жизнь.
сказал:
­ Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не
просохнет…
волшебник
и

Подумал

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное
место…
2

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
­ Вот выбирай,­ сказал волшебник: одну зовут ­ Радость, другую – Богатство, третью
– Красота, четвёртую – Удача, пятую – Дружба.
­ Они все прекрасны, сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
­ Твоя правда – ответил волшебник, ­ они все хороши, и ты в жизни ещё
встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она будет
тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.
Задумалась Любовь.
­ А кого выбрали бы вы? Почему? (Дети объясняют своё мнение).
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
­ Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
3

Монтаж стихотворения «Что такое
дружба?»
1. Что такое дружба? Каждый знает!
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
2. Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил, ­
Михаил все видел, но молчит.
3. Разве это дружба, если кто­то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать?
4. Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» ­
Оба дружно начинают врать?
5. Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резко никогда?
4

7. Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год...

8. Если друг твой что­то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг –
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.

9. Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.

Учитель. Ребята, вы согласны с определением дружбы в этом стихотворении?
Что означает слово «дружба»? (ответы учащихся)
Мы с вами создали эмблему нашего мероприятия, она представляет собой
солнышко и каждый из вас, как лучик солнца, который согревает все вокруг в нашем
классном коллективе. Каждый из вас высказал свое мнение на мой вопрос «Что
такое дружба?» В конце нашего диалога я хотела бы снова задать этот вопрос и
узнать ваше мнение. А сейчас обсудите в группах и попробуйте объяснить смысл
слова «Дружба» с помощью синквейна. (Составляют синквейн, выбирают из
предложенных слов)
Составление синквейна «Дружба» (работа в группах)
1. Назовите тему мероприятия одним словом
2. Назовите 2 признака
3. Назовите 3 действия
4. Выразите в одном предложении свое впечатление о теме мероприятия.
5. Какое слово наиболее точно определяет значение слова дружба для
человека?
ДРУЖБА
Честная, крепкая, верная, нужная, неразлучная, искренняя, взаимная,
настоящая
Доверять, понимать, помогать, уважать, понять, защитить, не предать,
укрепляет, сплачивает, обязывает, сближает, связывает, выручает,
зарождается, хранится, рушится
Дружба нужна каждому человеку. Друзья познаются в беде. Не имей сто
рублей, а имей сто друзей. Дружба ­ великая сила.
Доверие. Взаимопонимание. Взаимоотношения. Согласие.
На доске фраза: « Друг­ это тот, кто…..»
­ Кого можно назвать другом? ­ Какими качествами должен обладать
настоящий друг?
(Ребята по очереди высказываются, кто такой, по их мнению, друг и
кого они считают своими друзьями).
Ученик.
Настоящий друг везде
Верен – в счастье и в беде.
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь ­ он спать не может.
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.

Групповая работа. Игра «Найди слово». Вам необходимо найти в наборе
перепутанных букв слова, обозначающие нравственные качества важные для
дружбы. Но, внимание!
Есть «лишнее» слово
Буквально в каждой строчке.
Вы, хорошо подумав,
Отметьте его строчкой.
Задание для первой команды
мастерпениенкс (терпение);
триснисходительностью (снисходительность);
орзавистьтпсть (зависть);
привязанностьнеость (привязанность);

крабескорыстиетру (бескорыстие);
кощедростьогсть (щедрость).
Задание для второй команды
ервнадежностьпр (надежность);
увернестьокенность (уверенность);

мукотзывчивостьав (отзывчивость);
честностькрусттность (честность);
оответственностьапроод (ответственность)
ргатрусостьмук (трусость).
Задание для третьей команды
ервнадежностьпр (надежность);
нимвниманиебоа (внимание);

продовериеблжэ (доверие);
стровзавистьлдвпрн (зависть);
лосдоброжелательностьмоконость (доброжелательность);
уверенностьнеокенность (уверенность);
чанпреданностьтк (преданность);
Почему вы назвали именно эти «лишние» слова? (Ответы учащихся).
Физкультурная минутка «Мои друзья».
А сейчас, чтобы узнать о ваших одноклассниках побольше поиграем с вами в
игру «Мои друзья». Я буду говорить словосочетание, а те дети, которым подходит
данное словосочетание, будут выполнять определенные действия.











Хлопните в ладоши те, кто играет на музыкальном инструменте.
Поднимите вверх руки те, кто красиво рисует.
Присядьте те, у кого есть дома какое­либо домашнее животное.
Подпрыгните те, кто родился зимой.
Хлопните в ладоши те, кто сочиняет стихи, рассказы.
Поднимите вверх руки те, кто умеет кататься на велосипеде.
Присядьте те, кто танцует или поет на конкурсах.
Подпрыгните те, кто любит дарить подарки.
Учитель.
­ Почему распадается дружба?
­ Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?
Давайте с вами выработаем правила дружбы и постараемся эти правила
соблюдать:
Игра «Шифровка». Задания для команд: расшифруйте тексты.
Е С Л И М Н Е Т Я Ж Е Л О М Н Е
П О М О Ж Е Т Д Р У Г М О Й Е С
Л И В Е С Е Л О М Н Е Д Р У Г М О
Й Т О Ж Е С О М Н О Й.
Ответ. Если мне тяжело, мне поможет друг мой. Если весело мне, друг
мой тоже со мной.
П О С Е К Р Е Т У Я П О Д Р У Ж
К Е С В О И Т А Й Н Ы Р А С С К А
Ж У Т О Л Ь К О Е Й Я Д О В Е Р Я

Ю Е Е Д Р У Ж Б О Й Д О Р О Ж У.
Ответ. По секрету я подружке свои тайны расскажу. Только ей я
доверяю, её дружбой дорожу.
Д Л Я С В О Е Й П О Д Р У Ж К И О Т
Д А М С В О И И Г Р У Ш
К И Б У Д Е М П Е Т Ь И Т А
Н Ц Е В А Т Ь Н А М С Н Е
Й Н Е К О Г Д А С К У Ч А Т Ь.
Ответ. Для своей подружки отдам свои игрушки. Будем петь и
танцевать, нам с ней некогда скучать.
Д Р У Г А В Б Е Д Е Н Е Б Р О Ш У П Е Р
В Ы М Н А П О М О Щ Ь П Р И Д У П Р
О С Ь Б У О Т О М Ч Т О П О М О Ч Ь М Н
Е Д Р У Г М О Й Н Е Ж Д Е Т Я Т О Ж Е Н Е Ж Д У.
Ответ. Друга в беде не брошу. Первым на помощь приду. Просьбу о том,
что помочь мне друг мой не ждет, я тоже не жду.
П У С Т Ь Н А П А Д А Ю Щ И Й Б
У Д Е Т С И Л Ь Н Е Й В С Т
А Н У В С Е Г Д А Н А З А Щ
И Т У Д Р У З Е Й.
Ответ. Пусть нападающий будет сильней. Встану всегда на защиту
друзей.
Я Л Ю Б Л Ю С В О Ю П О Д Р
У Ж К У Н И К О Г Д А Н Е П О Д В Е Д
У В С Е Ч Т О О Б Е Щ
А Ю В С Е Г Д А В Ы П О Л Н Я Ю.
Ответ. Я люблю свою подружку, никогда не подведу. Все что обещаю –
всегда выполняю.
Учитель. Прочитайте правила настоящей дружбы, которые необходимо
выполнять, чтобы сохранить дружбу.
Не выдавать чужие секреты;
Всегда быть откровенным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;

Надо быть постоянным в дружбе;
Не ябедничай. Если друг в чем­то не прав, скажи сразу об этом, останови если
он занимается чем­то плохим;
Если ты за что­то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об
этом и простить ему свою обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую­нибудь игрушку или посмотреть –
почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами
аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или
когда ты сам пообещал).
Учитель. Какое прекрасное слово «дружба» Произносишь его и сразу
вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу
или секретничать. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную
минуту; друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны
знаний; друг – это старый плюшевый мишка с оторванным ухом, который
выслушивает тебя, когда тебе плохо.
Учитель. В народе говорят: «Друзей много – широка дорога». Как вы
понимаете это выражение? (Ответы детей).
Монтаж стихотворения
«Требуется друг» А. Барто.
1.Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: « Дружи со мной,
Мы же одногодки,
3. Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной
2. Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки».
Я шепчу: «Но ты учти –
Ты во всём должна идти
Другу на уступки».
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Буду знаменита.
4. Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.

Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
5. А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Будешь ты меня спасать­
Дашь контрольную списать».
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг».

Учитель. Ребята, а почему никто не захотел дружить с девочкой? (Ответы
детей.) Хотелось бы тебе дружить с этой девочкой? Какие
чувства ты
испытываешь
к героине этого стихотворения? А бывает так, что друзья
ошибаются? Надо ли им прощать ошибки? (Высказывания детей.)
Давайте посмотрим сцену из одного произведения.
Сценка «Буратино и Мальвина»
Мальвина. – Здравствуй, Буратино!
Буратино. – Здравствуй, Мальвина!
Мальвина. – Почему ты сегодня невесел?
Буратино. – Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только
некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро
поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у
него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся и почему­то ушёл. А что я плохого
сказал? Или вот учительница поставила ему за кляксу двойку. А я, чтобы утешить
его, спел: «Клякса­вакса­гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было? Он очень
рассердился, а я ведь развеселить его хотел.
Учитель. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (ответы детей)
Мальвина. – Я думаю, что ребята правильно тебе сказали. Ты поступил
плохо. Нужно всегда подумать, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь,
нужно следить за своими словами.
Буратино. ­ Я разве один так разговариваю? Я учусь у ребят. Вот они на меня
нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают?
Пусть скажут. Не хотят? Потому что многие похожи на меня. Разве не так
(шепчет)? Есть такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал!. Из­за мелочи
называют друг друга грубыми словами, иногда смеются над неудачами друзей.
­Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а станем
добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Это ты здорово придумал. Недаром в народе говорят: «Слово
лечит, слово ранит» Запомните это.
Учитель: Умению дружить и общаться с людьми надо учиться с детства.
Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек
живёт один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
Работа с пословицами
Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Вот мы с вами и поиграем в пословицы. Вам нужно соединить начало и конец
пословиц.
Старый друг лучше новых двух.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг лучше старый, а платье новое.
Разминочка «Это я, это я, это все мои друзья»
Отдохнем
­Кому из вас я смело поручу любое дело?
­Знает кто, чтоб быть счастливым, нужно быть всегда правдивым?
Это я, это я, это все мои друзья.
­Кто умеет не сердится, с другом сразу помириться?
Это я, это я, это все мои друзья.
­Кто из вас дружить умеет, и игрушки не жалеет?
Это я, это я, это все мои друзья.
­Кто всегда вперед идет, руку дружбы подает?
Это я, это я, это все мои друзья.
Молодцы, ребята, я вижу, вы умеете дружить.
Монтаж стихотворения
А. Барто «Друг напомнил мне вчера…»

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка,
Откусить мне дал когда­то,
А теперь поставил в счет.
И меня к нему, ребята,
Что­то болыше не влечет.
Учитель: О чем это стихотворение? Как ты думаешь, герой стихотворения –
настоящий друг? А как вы думаете, кого из вас можно назвать настоящим другом?
­ Ребята, а хотите ли вы оценить себя, какой вы друг?
­ Как вы думаете, как это можно сделать?
Давайте заглянем в «Волшебное зеркальце», благодаря которому мы сможем
увидеть, насколько мы преданные друзья. Для этого необходимо ответить на все
вопросы, которые задает нам «Волшебное зеркальце».

Учитель.
Наше «Волшебное зеркало» помогло нам справиться с нелегкой задачей,
взглянуть на себя со стороны, а ведь это не всем удается. Благодаря зеркальцу мы
смогли лучше познать великую ценность дружбы. Я надеюсь, что мудрые советы
зеркальца помогут нам в замечательном и удивительном процессе – в процессе
совершенствования себя.
Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг,
Всегда в беде надёжный друг ему протянет руку.
Учитель.
А для наших гостей, что означает слово дружба? Давайте спросим их, предложив им
примерить шесть шляп.
(Надевают шляпы мышления, высказывают свое
мнение).
Белая шляпа:
какая информация имеется;
какая информация
необходима;
как и где получить
недостающую информацию.
Красная шляпа:
что я сейчас чувствую;
что говорит мне мой
«внутренний голос».
Черная шляпа:
каковы возможные
проблемы;
каковы вероятные
сложности;
на что нужно обратить
внимание; в чем опасность.

Желтая шляпа:
каковы преимущества;
каковы положительные
стороны;
в чем ценность.
Зеленая шляпа:
какие творческие идеи
имеются;
как преодолеть сложности,
обнаруженные под Черной
шляпой.
Синяя шляпа:
с чего начать;
каковы цели;
как подвести итог;
что делать дальше.
Упражнение « Ручеек дружбы»
Учитель: Ребята, посмотрите, у нас в классе протекает ручеек (голубая
лента). Пусть она будет ручейком под названием Ручей Дружбы.
Давайте пустим по нашему ручейку волшебные кораблики Дружбы, на
которых мы напишем, что же такое дружба для каждого из вас. (Записывают
высказывания и прикрепляют на ленту).
Закончить наш диалог я предлагаю песней «Дружба крепкая…».
(Исполняют песню вместе с родителями)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.


Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" ­ шутят все вокруг.

Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что­нибудь приключится вдруг.

Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому­то в трудную минуту ­
Вот что значит настоящий верный друг.

Как мы выбираем себе друзей и выбираем ли мы их? С Ленкой вместе учились в институте, с Галей в школу ходили. Кажется, сама судьба в лице классной руководительницы свела нас вместе, посадив на последнюю парту. Это неудивительно, что большинство подруг мы знаем с тех далеких времен, когда наши косы были длинными, а мобильники - огромными. Социолог и антрополог Игорь Семенович Кон в очерке о дружбе объясняет, почему именно в молодом возрасте товарищеские переживания наиболее значимы: сознание взрослого более предметно, менее эгоцентрично, поэтому потребность в психологическом зеркале снижается". К тому же проблемы, волнующие зрелого человека, гораздо сложнее, их нельзя решить простым обсуждением на тему "Я тоже, когда влюбляюсь, плачу".

Другая причина в том, что мир взрослого человека многограннее окружения 20-летней девушки, фанатеющей от шоу "Холостяк". Потому с возрастом людям труднее отыскать того, кто будет созвучен во всех отношениях. Если школьная подруга на любые случаи жизни сгодится, то приятельницы, заведенные позже, дифференцируются: с одной - в турпоездку, с другой - обсудить работу, третьей - пожаловаться на изжогу.

Выбор друзей. С кем поведешься

Вообще интересно поразмыслить, что заставило тебя дружить именно с этим человеком. Не только же тот факт, что вы одновременно обедаете в столовой. В психологии считается, что друзей притягивают определенные качества, которых, скажем, у тебя в избытке, а ей просто постоять с таким памятником жизнерадостности - уже приятно. Отсюда и разные модификации женской дружбы. Посчитай, сколько у тебя выраженных Я (например, я -задушевная, я - искрометная, я - пуленепробиваемый танк, я - добрая мать) - столько может быть и подруг. И наоборот, анализируя, что именно привлекло тебя в той или другой наперснице, ты сможешь определить актуальные внутренние нужды.

Психолог Алексей Петш здесь путано заметил, что мы дружим не со всеми, а только с теми, на кого проецируем самих себя. Так что фактор похожести ("Ага, у нее тоже 41-й размер ноги") может сблизить людей, которые изначально не планировали вместе ехать на дачу.

Ради чего мы выбираем друзей

Одна из наших наиболее важных потребностей - в эмоциональном контакте - связана с матерью. Годы, потраченные впустую, летят, а нужда в маме остается. Если ты припадаешь к подруге, изливая на нее все слезы мира и рассчитывая на безусловную поддержку, ты подсознательно нагружаешь человека таким скарбом, какой он наверняка не рад нести. Это мы к тому, что возможность "поплакаться, довериться и открыться" должна иметь обе стороны, в честных отношениях каждый получает возможность выйти из роли старшего и посидеть с ногами на столе.

Игорь Кон перечислил ракурсы дружеских отношений, которые помогут лучше понять, для чего тебе подруга.

Друг-товарищ. С ней у тебя общий начальник, общее хобби или хотя бы один на двоих интерес к вышивке. Стоя плечом к плечу перед совместной проблемой, вражеским танком или корпоративной вечеринкой, вы ощущаете, как единство придает сил, особенно если на товарища можно спихнуть часть работы.

Друг-зеркало. Человек, которому отводится незавидная роль отражать твои лучи и способствовать самопознанию. У такой подруги ты вполне можешь спросить: "Мне идут желтые лосины? Стоило ли убивать старуху-процентщицу?"

Друг-сострадалыцик. Работает жилеткой, сопереживает, даже если ее разбудить в три часа ночи. Тут мы реализуем уже упомянутую тоску по маме, которая всегда погладит по голове и нальет компоту. Друг-собеседник. С такой подругой не принято просто молчать, хотя вы и понимаете друг друга с полуслова. Общение здесь служит самораскрытию и коммуникации. Горячие дискуссии, наболевшие сомнения и пересмотр ценностей - основной мотив ваших встреч.

Друг-алыпер эго. Связь подразумевает уподобление другого себе или тоже весьма неудобное саморастворение в другом. Такой вид объединения свойственен детским отношениям: обе девочки надели одинаковые платьица и решили всегда хранить верность идеалам пионерии.

В нормальной дружбе вышеупомянутые грани перемешиваются, время от времени проступая то одним, то другим боком. Но если в твоем репертуаре лишь одна роль, это маячок: ку-ку, похоже, есть проблемы.

Если друзья оказались плохими

Если взять дружбу в кулак и хорошенько рассмотреть, можно заметить, что она похожа на этическую форму любви; она означает, что тебя предпочитают остальным; она основывается на том, что двое равны, обладают равными достоинством и независимостью. Существует свод неписаных правил, вроде таких: сохранять интимность, добровольно помогать в случае проблем, делиться новостями и важной информацией, защищать подругу в присутствии третьих лиц... Перечислять их как-то глупо, настолько они очевидны и в то же время возвышенны. Характерно, что даже романтические отношения не требуют от нас такого впечатляющего набора качеств, вроде сочетания искренности, самоотверженности и честности. Поэтому именно дружба может служить мощным микроскопом для самопознания.

Тех, кто нарушает кодекс дружеского поведения, мы подвергаем остракизму или просто пишем им плохое слово в CMC. Психолог Елена Ливач показывает пальцем на признаки неправильной подруги.

  1. Эгоцентризм и нарциссизм человека, когда у него в голове просто не укладывается, что у другого тоже есть потребности. Равные и дружеские отношения с таким человеком невозможны. Он все время явно или неявно дает понять, что он важен, а ты - нет.
  2. Низкая самооценка, побуждающая человека скрывать чувства, не определять свои интересы. В итоге рано или поздно у него накапливаются обиды, и он разрывает отношения или начинает бессознательно мстить.
  3. Человек, который привык строить отношения, играя роли, описанные психологом Карпманом: "жертва", "преследователь", "спаситель". В зависимости от ситуации и личных выгод один и тот же актер-человек может принимать более удобную ему сегодня ипостась и меняться с окружением ролями по ходу игры-общения.

Соперничество у друзей

Чистую, как слеза, идею женской дружбы губит по сути лишь одно подозрение: в соперничестве. Конкурентная гонка может вылиться потоками ревности, зависти, гнева. С одной стороны, психологи говорят о большем слиянии, большей поддержке и солидарности между барышнями, с другой - может быть, именно поэтому нам многие проблемы так сложно вербализировать.

Когда Маша вдруг внезапно добилась успеха, получив роль любовницы опасного бандита в сериале, ее не-раз-лей-вода-подруга Юля поскучнела, отдалилась и стала ходить со взглядом человека, случайно проглотившего сырой картофель.

Говорит ли это о том, что между ними была непрочная дружба? Оказывается, нет. "Чувство соперничества у подруг нормально, - говорят британские психотерапевты Сьюзи Орбах и Луиза Эйхенбаум, - оно работает против слияния, призвано помочь женщине самоидентифицироваться, побороться за право быть собой". Есть в обидном чувстве и другой смысл - оно сигналит нам о потребности во внимании, в обсуждении и проговаривании своих желаний и печалей. Почему Юлю мучает чувство неполноценности, Маша ли тут виновата, или есть другие сложности?

Чувство соперничества у мужчин выражается иначе, чем у Маши с Юлей. Это объясняется тем, что женщины ищут свою идентичность через связи с другими: мы поддерживаем, сотрудничаем, сочувствуем, обслуживаем. В отличие, скажем, от джентльменов, которые дружат принципиально иначе. С самого детства феминные пары более закрыты от посторонних, нежели компании пацанов, куда пускают любого, кто в состоянии разбить камнем окно. Вырастая из игры в "домик", девочки приобретают особый стиль общения - направленный на уменьшение психологической дистанции и установление близости с подругой. "А у меня тоже как-то потоп в ванной случился!" - киваем мы расстроенной приятельнице, как бы сообщая, что проблемы у нас похожие, а на земле должен царить мир. Словом, женская дружба среди всех других возможных - самая интимная, эмоциональная и рефлексивная. Мужчинам от безысходности приходится делать ставку на солидарность, взаимопомощь и обсуждение футбольных событий. Именно поэтому наш, женский метод - в любой неприятной ситуации искать поддержки, совета и целебной фразы "Ну он коз-зе-е-ел!" - помогает нам быть менее уязвимыми к последствиям стресса и вообще жить в среднем дольше мужчин. А с эволюционной точки зрения это более выгодная тактика для заботы о потомстве, чем изобретенный мужчинами способ - выпить и погонять на мотоцикле.

Так что давно пора напомнить девушкам всей земли, что дружить - интересно и здорово. Конечно, в этих отношениях, как и в любых других, тоже требуется немалая доля силы воли и способности открыто разговаривать. Но наградой нам будет ни с чем не сравнимое удовольствие обсудить при случае купленные кружевные трусы и особенности нового любовника.

Выбирают ли друзей и как их выбирают? И что влияет на наш выбор друзей – осознанные решения или подсознательные причины? Тема достаточно широкая и, думается, при ближайшем рассмотрении сможем найти примеры влияния и тех, и других причин. Но сегодня мы поговорим только об одном аспекте – влияние воспитания самовлюбленных родителей на выбор друзей их детьми.

Эмоциональный ущерб

Практика самовлюбленного воспитания наносит значительный эмоциональный ущерб детям. Дети, выросшие у самовлюбленных родителей, растут в состоянии постоянного отрицания, думая, что это их вина, и они просто недостаточно хороши, и это влияет на то, как они выбирают друзей. Если бы они были достаточно хорошими, они были бы любимы своими родителями. Это познавательное искажение о самом себе, несметное количество внутренних убеждений, почерпнутых из детства, имеют навязчивое влияние на уже взрослых детей самовлюбленных родителей. «Смогу ли я быть достаточно хорошим?» «Могу ли я быть любимым?» «Разве меня ценят только за то, что я есть, а не за то, что я делаю для кого-то?» «Могу ли я доверять своим чувствам?» Вы знаете их, самовлюбленных людей – они рядом с нами. Они думают, что они исключительные, и они только и ждут, чтобы вы поняли, как они хороши. Общаться с ними в течение длительного времени является нелегким испытанием. Слово «нарциссизм» часто используется для описания надменного или высокомерного человека. На самом деле, нарциссизм является серьезным расстройством, и это вредит детям. Такие люди имеют ограниченные возможности для предоставления безусловной любви своим детям. Причиной для беспокойства являются тревожные последствия этого, которые проявляются, в том числе, и в выборе друзей.

Повторение отношений

Понимание, почему вы уязвимы, является первым шагом к движению дальше. Одна из женщин говорила, что она чувствует, что повторяет в том, как выбирает друзей, отношения, которые у нее были с ее самовлюбленной матерью. Она говорит, что дружит с самовлюбленными женщинами, которые затем, как и ее мать, в конечном итоге отказываются от нее. Если вы были воспитаны самовлюбленными родителями, это определенным образом влияет на то, каких знакомых вы притягиваете. Это часто становится вторичной травмой. Мы можем чувствовать, что должны справиться с этим. Если моя собственная мать или отец не может любить меня, то у меня есть все, чтобы заслужить эту дружбу, иначе это подтвердит, что я являюсь непривлекательным человеком, и они были правы. Мы привлекаем людей в нашу жизнь, которые находятся на том же эмоциональном уровне, на котором мы находимся. И это один из ответов на вопрос, выбирают ли друзей. Без определенной работы над собой взрослые дети самовлюбленных родителей очень уязвимы в отношениях. Это может случиться и с вами, как и со многими. Вы не одиноки.

Спросите себя

Но когда вы можете сказать, что ваши друзья являются самовлюбленными людьми? Задайте себе эти вопросы, если задумаетесь, выбирают ли друзей: 1. Есть ли взаимность в ваших отношениях? Или один всегда выступает в роли дающего, а другой – получающего? 2. Можете ли вы быть самим собой в этих отношениях? 3. Можете ли вы говорить с другом о своих настоящих чувствах? 4. Доверяете ли вы этому человеку свои чувства? Или большую часть времени пытаетесь их скрыть? 5. Получаете ли вы от друга сочувствие? 6. Считаете ли вы приемлемым, установить границы в общении? При установке границ, это вызывает проблемы? 7. Вы заботитесь друг о друге, помимо тех вещей, которые вы делаете вместе? 8. Друг эксплуатирует вас для своих собственных целей или просто ценит то, что вы привносите в общение?

«… когда лимузин сломается»

Выбор и сохранение дружеских отношений может быть проблемой. Если вы взрослый ребенок самовлюбленных родителей, вы узнали неправильное определение любви, поэтому вы должны повторно это узнать через собственную внутреннюю работу понимания того, выбирают ли друзей. Когда вы ее проделаете, вы можете обнаружить, что некоторые ваши дружеские отношения не в порядке, и вы должны начать развивать здоровые отношения. Важно найти друзей, которые что-то добавляют в вашу жизнь, а не истощают вас. Ищите дружбу, которая поможет раскрыть ваши сильные качества и сущность вашей личности. Отношения, которые будут подлинными и настоящими. «Многие люди хотят ездить с вами в лимузине, но то, что вы хотите – это того человека, что сядет с вами в автобус, когда лимузин сломается», — Опра Уинфри. «В жизни каждого человека есть какой-то момент, когда наш внутренний огонь гаснет. Затем вспыхивает пламенем при столкновении с другим человеком. Мы все должны быть благодарны тем людям, которые разжигают наш внутренний дух», — Альберт Швейцер.