Коррекция детского поведения. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение в систему новых для ребят отношений: метод диллем - совместное обсуждение школьниками моральных проблем. По каждому вопросу дети приводят убедительные довод

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие.
Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие - тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна.
Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире.
Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные.
Здесь важно сделать акцент на том, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.

Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:


1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

2. столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувства доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги.

На формирования отношения к миру влияет много причин.


В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после родов . Представим простой пример: ребенок появляется на свет в тот момент, когда его мать переживает личную драму, находится в тревоге за свое, а, следовательно, и его будущее, испытывает отчаяние и тоску.
Малыш, для которого еще нет разделения на я и не-я, наполняется теми же чувствами, и его первый опыт взаимодействия с окружающим говорит ему о том, что здесь не так уж безопасно, здесь много боли и непредсказуемости, любой может нанести вред.
В будущем это перерастает в недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое проявление извне может означать нападение. Страх и тревога, которые ребенок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. Агрессивные вспышки у таких детей выглядят очень неожиданными и непонятными.

Также на формирование отношения к миру оказывает влияние проявление родителями безусловной любви к своему ребенку, либо отсутствие таковой. Если родители проявляли искреннюю любовь к своему малышу в любой ситуации, если ребенок понимал, что, не смотря ни на что, его любят, то у него возникало чувство доверия к окружающим.
Если же ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может и поэтому становится способным на все. Ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Зачем ему тот, кто его не любит? Он может ожесточиться, может начать мстить. На этом построены многие триллеры о маньяках-убийцах, где, копаясь в его прошлом, обнаруживают забитого, презираемого, униженного ребенка.

Травмирующее влияние на психику детей оказывают также ссоры взрослых между собой. Когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы. Несмотря на то, что в семье стараются избегать открытых скандалов, и ссоры происходят "за закрытой дверью", маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. И это неудивительно, ведь окружающие малыша взрослые - это его мир, единый и неделимый, такой же, каким был мамин уютный животик. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.

Вторая причина агрессивности связана с тем, что взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать ребенку вести себя определенным образом или с тем, что не всегда родители могут или хотят удовлетворять бесконечные желания своих детей. Здесь родителям важно учитывать два момента.
Во-первых, они должны научиться грамотно устанавливать запреты и, в случае необходимости, применять наказания.
И, во-вторых, важно помнить, что главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.

Если ребенок начинает испытывать сомнения по этому поводу, то он будет стараться всячески подкрепить свое чувство ненужности. Поэтому постоянное нытье детей купить им что-нибудь часто является провокацией с их стороны. При этом отказ в желаемом ребенок сразу же трактует так, что его никто не любит, и он никому не нужен. При этом он, конечно, страшно злится. Ведь ребенок любит искренне и не желает допускать, что его любовь безответная.

С другой стороны, проблему не решает и выполнение любой прихоти вашего чада, ведь его сомнения могут появляться снова и снова, например, когда он столкнется с невниманием к его переживаниям. Чтобы не допускать такого искаженного взаимодействия, стоит искренне говорить ребенку о том, что вы его любите.

Третья причина - это установление личных границ . Ребенок рождается полностью зависимым от своих родителей, и его основная задача на протяжении всей жизни - это обретение независимости (в первую очередь, от родителей) и самостоятельности.
Очень часто этот процесс происходит очень болезненно для обеих сторон и может иметь печальные последствия. Родителям важно понимать, что их дети - это не их частная собственность, и они им не принадлежат. Ребенок призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. Есть наиболее важные периоды, когда ребенок решает эту задачу: это 3 года, начало школьной жизни и подростковый период.
В эти периоды дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях. Мудрые родители должны это учитывать и предоставить ребенку разумную свободу и независимость.
Но в тоже время дети не должны ощущать себя заброшенными, ребенок должен чувствовать, что родители готовы всегда, в случае необходимости, оказать поддержку и помощь.
Также желательно, чтобы у ребенка была своя комната (или хотя бы уголок). Он должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома.

С основными причинами агрессии у детей разобрались.

Теперь нужно сказать несколько слов о том, как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить. О чем-то мы уже упоминали выше, при описании причин. Итак,

Что делать с агрессией?


1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации . Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один".

И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы . Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

3. Как уже упоминалось в начале работы, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком , иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.

Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе . Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства . Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".

8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

11. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии . Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее:

агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Когда взрослые люди сталкиваются с активными и шумными детишками, они сразу спешат назвать их гиперактивными, даже не понимая, что на самом деле представляют собой такие малыши.

Полностью звучит этот диагноз как «дефицит внимания с гиперактивностью». Впервые о таком состоянии как о болезни заговорили около 150 лет назад.

Терминологию этого синдрома меняли неоднократно, в конечном итоге остановились на таком определении как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)». Среди мальчишек такое заболевание диагностируется примерно в 3 раза чаще.

Что такое гиперактивность?

У таких деток снижено внимание, для них характерны проблемы с памятью, так же снижена умственная работоспособность, а утомляемость повышена. 15 минут – это максимальное время для продуктивной работы, потом теряется контроль над умственной деятельностью и около 7 минут мозг восстанавливается.

В этот период ребенок не будет реагировать на просьбы взрослых, а станет заниматься «своими» делами.

Такие проблемы со вниманием сопровождаются еще и двигательной расторможенностью. Подчиняться всевозможным инструкциям невероятно сложно, так же как и придерживаться общепринятых рамок поведения. Могут присутствовать навязчивые подергивания и тики. Нарушение работы эмоциональной сферы у деток с СДВГ характеризуется импульсивностью, низкой самооценкой и социальной неадекватностью.

Все это сопровождает человека на протяжении всей жизни и часто становится причиной неудач, как в карьере, так и в личных отношениях. С самого раннего возраста они становятся серьезным раздражителем для взрослых, которые в силу разных обстоятельств находятся рядом.

Есть ряд причин, которые могут вызвать СДВГ и в большинстве случаев эти факторы никак не зависят от родителей.

Чтоб точно знать, что происходит с малышом можно провести ряд тестов, они позволяют определить, действительно ли у ребенка есть СДВГ или его поведение является результатом воспитания или же темперамента. Имеется перечень вопросов по нарушению внимания и по импульсивности (гиперактивности) и, проанализировав ответы можно получить результат.

Самостоятельно ставить диагноз не стоит, таким вопросом должен заняться психолог, психоневролог или педиатр.

Невозможно решить эту проблему своими силами и выявить причины тоже, но оставлять все как есть нельзя. Малыш не может сам справиться с внутренними проблемами и переживаниями, а в случае с диагнозом СДВГ тем более. Если такая ситуация проявилась в поведении, то решаться она должна комплексно.

Интересно! Адаптация к детскому саду

Основное направление — это двигательная активность, но игры с ярким эмоциональным компонентом, такие как соревнования, не приветствуются.

Равномерные тренировки легкой и средней интенсивности: плаванье, поездки на велосипеде, пеший туризм или бег – это то, что нужно. Стресс-реактивность понижается, если присутствуют постоянные физические нагрузки, они способствуют повышению адаптивных способностей и моторного контроля. В некоторых случаях стоит поменять окружение малыша, возможно в детском саду или в школе к нему плохо относятся одноклассники или учителя.

Психолог помогает моделировать ситуации успеха, помогает подобрать те сферы деятельности, в которых дитя чувствует себя уверенно. В список занятий стоит добавить упражнения, которые способствуют развитию памяти. Если выявлены речевые нарушения, то необходимо также проводить коррекцию у логопеда.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Поскольку ведут себя такие детки крайне импульсивно и даже вызывающе, то нервная система не выдерживает не только у педагогов, которые с ними работают, но и у членов семьи.

Мамы проводят с детьми больше времени, поэтому у них нередко встречаются депрессии и им тоже нужна консультация психолога, чтоб научиться реагировать на все действия чада без раздражения. Любые негативные методы воспитания таких детей неэффективны. У них высокий порог чувствительности к отрицательным мерам воспитания.

Выговоры, наказания не приведут к желаемому результату. Но на самую малейшую похвалу будет позитивная реакция.

Когда методы коррекции не дают положительного результата, специалисты могут порекомендовать медикаментозное лечение. К нему прибегают как к крайней мере.

Влиять на такое поведение крайне сложно, тем не менее стоит постоянно работать в этом направлении. Кто, как не родители, заинтересованы в том, чтоб помочь своему чаду справиться с возникшими проблемами?

Интересно! Синдром Дауна: если ребенок не такой, как все

В данном случае договориться с родителями деток с СДВГ намного проще, чем с педагогами, у которых в классе есть такие ученики. Им не хочется тратиться морально и физически на таких школьников, часто они их недолюбливают и потому кроме порицаний не могут ничего направить в их сторону.

Переводить детей из класса в класс тоже не выход, потому что нет гарантий, что другой учитель примет большее участие в их воспитании. Найти хорошего учителя – большая удача для гиперактивного ученика и его родителей.

Для проведения досуга можно использовать любые игры с мячом – это успокаивает.

Поскольку проявления СДВГ могут быть разные, то и вопрос решения этой проблемы должен быть комплексный и притом индивидуальный. Чтобы правильно реагировать на ситуацию, стоит обратиться к психологу.

Такое поведение не относят к психическим отклонениям, но хлопот родителям, да и самим детям приносит немало. Не стоит воспринимать эту ситуацию как безвыходную. Ее можно корректировать, и чем раньше, тем лучшего эффекта можно добиться.

Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги “Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14лет: Метод, пособие для студ. по курсу «Психолого-педагогическая коррекция» ”/Сост.О. П. Рожков. - M.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).

Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.

Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Гнев как у животных, так и у человека направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения приятных впечатлений и т. д. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев - ситуативная реакция, и необходима она, пока существует опасная для человека ситуация. Если же гнев «выкристаллизовывается», становится «надситуативным», постоянным переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических симптомов считается «поломкой» системы саморегуляции.

Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни.

Любое нарушение берет свое начало из конкретной ситуации. Условиями «перерастания» реакции гнева в нарушение являются:

Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и у которых «заражается» их агрессивностью. Это обусловлено тем, что система эмоциональной саморегуляции ребенка строится по типу эмоциональной саморегуляции его родителей;

Проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира;

Длительные и частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства;

Унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей, учителей;

Взаимодействие во время игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которых дети узнают о преимуществах агрессивного поведения («Я самый сильный - и мне все можно»);

Сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствующие повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих выражениях: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «хулиган» - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, не только в школе, но и дома.

В данном пособии будет рассмотрена система психологических приемов и техник, выстроенных в рамках конкретных направлений коррекционной работы, учитывающая характерологические особенности агрессивных детей и позволяющая осуществить комплексный подход к коррекции агрессивного поведения детей в возрасте от 5 до 12-14 лет.

Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов

1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мнительны.

6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. Таких детей можно называть агрессивными.

Характерологические особенности агрессивных детей

агрессивных детей, которые обозначают их внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты. Выделение характерологических особенностей очень важно, т. к. именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы.

1. Воспринимают большой круг ситуаций в качестве угрожающих, враждебных по отношению к ним.

2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.

3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.

4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.

6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. п.) отсутствует чувство вины либо вина проявлена очень слабо.

7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.

8. Имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию.

9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.

11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.

12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.

13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую оперативную память, неустойчивое запоминание.

14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

15. Положительно относятся к агрессии, т. к. через агрессию чувствуют собственную значимость и силу.

Т. П. Смирнова дополнительно выделяет еще три характерологические особенности подобных детей: - имеют высокий уровень личностной тревожности; - имеют неадекватную самооценку, чаще низкую; - чувствуют себя отверженными.

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей

Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Т. П. Смирнова выделила 6 ключевых блоков - 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.

1. Снижение уровня личностной тревожности.

2. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.

3. Развитие позитивной самооценки.

4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.

5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении. Отдельным блоком она выделила консультационную работу с родителями и педагогами, направленную на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

Каждый блок направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1-2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста - не более 40 мин., младшего школьного возраста - не более 60 мин.

Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни). Он понимает, что взрослые бывают разные, а мир не так плох. Это может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом. В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы: контакте ребенком; уважительное отношение к личности ребенка; положительное внимание к внутреннему миру ребенка; безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи, направленной на отреагирование проблемных ситуаций и наработку навыков саморегуляции и контроля.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.

В. Оклендер выделяет 4 стадии отреагирования гнева.

Первая стадия - предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане.

Вторая стадия - помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев (и ситуацию в целом) прямо «здесь и теперь». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить гнев из пластилина - зрительно обозначить свой гнев. Часто у детей образ их гнева отождествляется с обидчиком, с тем объектом, которому непосредственно адресован их гнев.

Третья стадия - дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует. Обычно, после того как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшим действиям.

Четвертая стадия - обсуждать с детьми то, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время. Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев и далее научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым (асоциальным) проявлением гнева или проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме. Задачей психолога на стадии отреагирования гнева является помошь ребенку в плане высвобождения его истинных переживаний (боль, обида), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Также необходимо помочь ребенку изменить в целом восприятие ситуации с травмирующего и негативного на более позитивное.

Упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом

Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко используемыми психологами в работе с детьми являются следующие методы и способы:

1) комкать и рвать бумагу;

2) бить подушку или боксерскую грушу;

3) топать ногами;

4) громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из ватмана;

5) пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.);

6) написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;

7) втирать пластилин в картонку или бумагу;

8) использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).

Для того чтобы коррекционная работа по отреагированию гнева была эффективной и успешной, недостаточно использовать в своей работе с агрессивными детьми только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать негативную ситуацию в целом и избавиться от целого комплекса травмирующих переживаний.

Психологические методы, приемы, упражнения, направленные на обучение детей навыкам управления собственным гневом (навыкам саморегуляции) и контроля над ним

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки управления собственным гневом и контроля над ним, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей очень высок.

Коррекционная работа в данном направлении заключается;

1) в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;

2) закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (провоцирующей игровой ситуации);

3) обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.

Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер. Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми - научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте снять) деструктивные элементы в поведении.

Формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии.

В семьях агрессивных детей, как правило, игнорируется внутренний мир ребенка, проявляется безразличие к его чувствам. Тем самым у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей. Также у агрессивных детей отмечается слабое осознавание собственных эмоций, за исключением гнева, и отсутствие вины в случае, если ими невольно или намеренно была причинена боль (физическая или моральная) другому человеку (или животному). Развитие эмпатии, а также осознавание собственного эмоционального мира и чувств других людей является важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе с агрессивными детьми.

Развитие позитивной самооценки

В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями «Я-образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.

Работа психолога с родителями агрессивного ребенка

Эта работа является очень сложной, т. к. часто родители, имеющие агрессивного ребенка, испытывают к нему неприязнь и обращаются в психологическую консультацию лишь для «усмирения» ребенка, а не за помощью ему. Их вполне бы устроило дать ребенку успокоительную таблетку, действие которой было бы очень длительным, и ребенок перестал бы приносить им досадные неприятности.

Позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками: - говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»; - «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств; - не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка; видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения; обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния. Психолог в индивидуальной или групповой работе с родителями и педагогами может помочь взрослым сформировать перечисленные навыки конструктивного общения с детьми. Книга Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» может помочь родителям и учителям приобрести знания, которые помогут им лучше общаться с детьми.

Заключение

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, систематический характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие как отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях: - снижение уровня личностной тревожности; - обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева; - обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции; - формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях; - развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.

В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит в основном негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть основным содержанием работы психолога с родителями агрессивного ребенка. На период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, т. к. вся семья в целом нуждается в поддержке, психолог может помочь осознать родителям, в связи с чем возникают те или иные трудности и что конкретно нужно исправить.

Учите управлять ребенка своим эмоциями (с пяти лет) " Смирнова Е.О. Хузеева Г.Р. - Дошкольное воспитание. - 2003. - № 4. - С. 62-67.

Формирование правильного поведения ребенка – одна из тех задач, которую нужно выполнять с первых дней пополнения семьи. Но если даже время упущено, существует несколько эффективных приемов коррекции для детей с девиантным поведением, идущим вразрез с социальными нормами. Чтобы изменить поведение ребенка как можно быстрее и по возможности безболезненно, запаситесь терпением и четко следуйте советам психологов.

Часто можно услышать отзывы родителей о том, что тот или иной метод не работает. Если такое с людьми происходит часто, то это может приводить к разочарованию и отказу следовать каким-либо методикам на том основании, что все они не срабатывают.

Дело в том, что нет такого совета, приема или эффективного метода формирования поведения ребенка, который подходил бы всем и всегда. На то, срабатывает ли какая-либо методика, в каждом конкретном случае влияют десятки факторов: состояние родителей, природные особенности ребенка, обстоятельства жизни и обстановка в семье, наконец, точность и уместность применения какой-либо методики. А зачастую каким-то методом коррекции поведения детей, предназначенным для локального решения определенного типа конфликтов, пытаются воспользоваться для преодоления огромного хитросплетения проблем. И это не работает.

Так как же скорректировать поведение ребенка, если оно отличается от общепринятых норм?

Ошибки родителей при коррекции нарушений поведения детей

Теоретическая работа по формированию поведения у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы изучать не столько методики, сколько их принципиальные основы, закономерности. Если вы понимаете психологические закономерности, это избавляет вас от необходимости знать сотни методов, так как вы можете творчески использовать принципы и создавать на их основе такие приемы, которые подойдут именно вашему малышу. Важно не просто заучивать рецепты, а понимать принципы.

Основные ошибки, которые совершают родители при коррекции девиантного поведения детей:

  • опора на наказание как на средство воздействия на ребенка;
  • отсутствие ясного представления, какого поведения они хотели бы добиться от ребенка.

Обычный ход наших действий, если мы видим нежелательное поведение, - пресечь это поведение с помощью наказания. Чаще всего возникает вариант - наказать ребенка, обеспечить негативное последствие его действий. Формы наказаний могут быть совершенно различными, суть метода от этого не меняется. Это мягкие методы (строгий взгляд, замечание, отчитывание) или жесткие методы (крик, физическое воздействие, ограничение свободы). Некоторые родители искренне считают, что они не наказывают ребенка. Однако это не может быть реальностью. Они могут избегать суровых или намеренных наказаний, но наказанием считается любое негативное последствие поступка ребенка. Конечно, психологическое воздействие на ребенка зависит от формы и степени наказания. Совершенно не одно и то же - ударить ребенка или сделать ему замечание. Однако суть метода наказания и его воздействие на поведение остаются одинаковыми. Сердитый взгляд или жесткий тон для ребенка - это также наказание.

Использование наказаний или исправления– самый малоэффективный метод коррекции нарушений поведения ребенка.

Второй важный компонент, который влияет на действия родителей в отношении поведения детей, - наличие или отсутствие так называемого образа результата воспитательного воздействия. То есть родители могут слабо понимать, чего же они хотят в конечном итоге видеть в поведении ребенка, но совершенно точно знают, чего же они видеть не хотят. А этого, очевидно, недостаточно.

Основной вопрос родителей - как корректировать поведение ребенка, избавить его от жадности, стеснительности, истерик. Оборотная сторона, которая, как правило, остается в тени: мы хотим что-то видеть в поведении ребенка, чего сейчас не видим иди видим мало.

Как изменить поведение ребенка: основные цели корректировки

При педагогической коррекции девиантного поведения детей, вы должны четко представлять основные цели, а для этого нужно задать себе несколько вопросов.

Ловушка, которая подстерегает тут взрослых, - использование частицы НЕ в формулировке желательного результата. Например: «Не кричать за столом». В таком случае непонятно, что же все-таки делать, не кричать - это что? Можно не кричать, но, например, говорить ноющим голосом. Устроит ли взрослых такой результат?

Например: «Не кидать еду». Допустим, ребенок перестанет ее кидать, но начнет ее размазывать и т.д. Чтобы избежать подобных недоразумений, нужно формулировать именно что делать, а не чего не делать. Планируя корректировку поведения детей, вы должны понять, кого именно хотите вырастить.

  • Ведет ли себя ребенок желательным образом хотя бы иногда?

То есть в примере с едой -наблюдаем ли мы иногда то, что хотим видеть чаще? Например, в гостях у бабушки малыш всегда ест хорошо, но по вечерам при папе и маме ведет себя за столом отвратительно.

Ответив на этот вопрос, вы достигаете двух целей. Получаем информацию о том, что именно (какие люди, обстоятельства, приемы воздействия) влияют на ребенка, побуждая его вести себя тем или иным образом. Ведь если малыш ведет себя разнообразно, то логично было бы задуматься, а какова роль окружающих, как они влияют на его поведение? Можно было бы задать вопрос: как окружение за столом влияет на поведение ребенка? В зависимости от ответа начать можно было бы с изменения поведения взрослых, окружающих ребенка.

Вторая цель, которая достигается в результате ответа на наш вопрос, - вы понимаете, есть ли некоторый опыт у ребенка, что можно закрепить и расширить. В данном случае - опыт аккуратного поведения за столом.

Это также очень важный вопрос, ответ на который в большой степени определяет действия родителей по формированию навыков поведения у детей.

Например, решив, может ли ребенок понять правила игры с хрупкими предметами в возрасте 2,5 лет, мы поймем, стоит ли ему давать мобильный телефон и настаивать на правильном обращении с ним. Или стоит ли девочке одного года объяснять про аккуратность, и в состоянии ли она соблюдать чистоту пространства и своей одежды. Проблема часто заключена в завышенных ожиданиях родителей. Но если они задумаются, а может ли их ребенок сделать то, что они от него хотят, то поймут, что трехлетний ребенок, скорее всего, не в состоянии посидеть тихо в течение двадцати минут в машине или в приемной у врача. Это не то поведение, которое мы можем часто наблюдать у детей. В случае если ваш ответ на второй вопрос: «Хочу, чтобы ребенок сидел тихо 40 минут в приемной детской поликлиники», то знайте, что ребенок на это просто не способен. Либо это все-таки возможно, но по непомерно высокой цене как для родителей, так и для ребенка.

Распространенная ловушка, в которую попадают родители, - это ожидание того, что без заметного изменения своего собственного поведения вы можете добиться изменения поведения ребенка. Ожидание того, что вам достаточно следовать своей линии поведения и надеяться, что ребенок наконец одумается и будет вести себя так, как вам нужно.

Если наше действие неэффективно, то есть не приводит к результату, мы думаем о том, что нам нужно усилить это действие. То есть если ребенок не слушается, когда ему что-то говорят, то говорить надо больше и чаще, а возможно, громче. Поведение малыша при этом по-настоящему не меняется, но теперь родители преимущественно сообщают ему о своих требованиях посредством крика.

Часто родители говорят: «Ау меня получается, если прикрикнешь, он идет и делает». Но насколько эффективно формирование культуры поведения у дошкольников посредством крика?

Можно частенько наблюдать, как ребенок никак не реагирует на слова, не слушается, когда ему говорят спокойно. И сразу реагирует, когда на него крикнут.

Значит, крик работает? Значит, можно использовать его как средство добиться своего? Отчасти да, но только отчасти. Чему вы научили ребенка? Послушается ли он вас в следующий раз? Нет, до тех пор, пока вы на него не крикните. Научится ли малыш не нарушать ваши правила, сознательно их соблюдая? Тоже вряд ли, ведь единственный стимул для соблюдения правил - крик. Не будет вас - ребенок нарушит правила. Вот и можно судить, работает ли ваш способ? Малыш будет что-то делать только при существовании угрозы наказания. Наверное, это не то, что родители хотели бы видеть в своих детях.

Как корректировать поведение ребенка: общие стратегии

Существуют общие стратегии коррекции поведения ребенка, придерживаясь которых вы достигнете наиболее впечатляющих результатов.

Ставьте реальные задачи и двигайтесь маленькими шагами. Нельзя ожидать, что ваш ребенок за один день научится делать то, чего он не делал раньше, какой бы отличный метод вы не применяли. Ставьте реальные цели, чтобы у ребенка всегда был шанс на успех. Например, если вы хотите научить ребенка хорошо вести себя за столом, начинайте поощрять все действия в желательном направлении. Хвалите его уже за то, что в течение пяти минут от начала обеда он сидит на месте и ест аккуратно. Похвала не должна быть отложена до того момента, когда ребенок продемонстрирует правильное поведение в течение всего обеда.

Если вы хотите научить ребенка одеваться самостоятельно, не стоит приберегать ваше одобрение до того момента, когда вы увидите полностью одетого ребенка с правильно застегнутыми пуговицами. Если ваше поощрение так запоздает, то подобного явления вы можете не дождаться много лет. Одобрите действия малыша, когда увидите, что он натянул один носок (пусть на это и ушло 15 минут), - ведь он действует в правильном направлении! Если вы хотите, чтобы ребенок стоял спокойно во время того, как его одеваете на прогулку вы, то стоит поощрять такие движения в нужном направлении, как сотрудничество в любое время дня в связи с одеванием. («Как хорошо и удобно мне одевать тебя, когда ты вот так мне помогаешь!») Это нужно говорить всегда, когда вы обнаруживаете правильное и желательное вам поведение, например, если ребенок спокойно дает надеть на себя пижаму.

Повышать планку нужно таким образом, чтобы на каждом новом уровне ребенку было просто добиться успеха в новом навыке, и он не должен был бы применять чрезмерных усилий, чтобы достичь вашего одобрения. Если достижение одобрения связано со слишком значительными усилиями, то интерес ребенка вскоре угаснет. Например, если малышу, который только научился читать, навязать чрезмерно сложный текст, то он вскоре потеряет интерес к обучению, сколь бы желанными не были подкрепления. В конечном итоге ребенок начнет сопротивляться любым попыткам усадить его за книгу. Но если текст дается малышу лишь путем небольших усилий, то он будет двигаться вперед, читая все больше.

Постоянный, но постепенный прогресс приведет к результату быстрее, чем попытка этот прогресс сильно ускорить, предъявляя к ребенку несоразмерные требования. Таким способом вы не только не добьетесь результатов, но и рискуете уничтожить желательное поведение вовсе.

Особенности формирования правильного поведения у маленьких детей в семье

При коррекции поведения дошкольников одновременно работайте только с одним аспектом поведения. Ребенку трудно, а часто невозможно, соответствовать сложно структурированным требованиям. Например, если вы учите малыша одеваться, то стоит сконцентрироваться на самом факте - наличие одежды на ребенке. Не нужно одновременно пытаться научить его одеваться быстро. Это можно сделать позже, когда сам навык самостоятельного одевания будет достаточно стойким. Если вы предъявляете свои требования последовательно, ребенку проще понять, чего вы хотите от него.

Другой пример - поведение за столом. Вначале внимание ребенка концентрируется на том, чтобы вообще есть столовыми приборами, и вы поощряете именно это поведение. А уже много позднее вы можете сосредоточить свое внимание на том, чтобы ребенок ел более аккуратно или чуть быстрее, не отвлекаясь. Но не стоит пытаться одновременно учить малыша есть ложкой быстро и аккуратно.

Одна из особенностей формирования поведения у маленьких детей – временный откат назад. В новых обстоятельствах при необычной нагрузке поведение, которое ребенок раньше демонстрировал, может временно исчезнуть. Например, при переезде на другое место малыш как бы «откатывается» назад в своих навыках и умениях. Не стоит ругать за это ни себя, ни ребенка. Вероятнее всего, поведение восстановится без дополнительных усилий с вашей стороны, нужно только дать время этому случиться.

Важно понимать, что контролировать ситуацию с помощью подкреплений или других методов не обязательно. Дети не должны всегда вести себя так, как угодно родителям. При формировании поведения ребенка в семье не стоит устанавливать жесткие многочисленные правила для малыша и пытаться обеспечить соответствие всем этим правилам, пусть даже и самыми работающими методами. Там, где можно предоставить свободу ребенку, предоставьте ее. Высокая степень контроля, как правило, оборачивается плачевными последствиями для малыша и сильно перенапрягает родителей.

Теперь вы знаете, как с помощью положительных подкреплений добиться того, чтобы ребенок вел себя желательным для вас образом. А теперь стоит рассмотреть все методы коррекции поведения детей дошкольного возраста, включая и те, речь о которых шла выше.

Приемы педагогической коррекции и профилактики девиантного поведения детей-дошкольников

Существует семь методов профилактики и коррекции девиантного поведения детей.

В данном случае речь идет о сравнительно простых случаях. Мы не разбираем многоуровневых проблемных ситуаций, в которых задействованы сложности всех членов семьи. Речь пойдет о тех случаях, когда мы имеем дело с нежелательным поведением детей.

Законы формирования культуры поведения у детей не созданы для того, чтобы решать с их помощью все жизненные задачи. Если ребенок слишком капризен, тревожен, чрезмерно замкнут, неуправляем, вы не можете полагаться на одну лишь теорию формирования поведения. Многие вещи в поведении имеют глубокие корни, иногда даже генетическую основу. Какие-то элементы поведения модифицировать трудно, а то и невозможно. Часто проблемы детей тесно сплетены с эмоциональными и межличностными проблемами взрослых. В сложных случаях требуется консультация специалиста, они не решаются инструментальными методами. Однако множество бытовых и организационных проблем успешно решаются с помощью методов формирования поведения.

Использование описанных ниже семи педагогических методов формирования и коррекции поведения у дошкольников не охватывает всего спектра взаимодействия с малышом, но если вы, добиваясь желательного поведения, пользуетесь разумными и эффективными способами, то снижаете вероятность возникновения глубоких и комплексных проблем в общении с ребенком.

Способ коррекции нежелательного поведения детей: методика ограничений

Один из способов коррекции поведения детей – это методика ограничений, то есть создание родителями физической невозможности совершения того или иного действия.

Применяя этот метод, вы предпринимаете что-то, что делает совершение нежелательного действия невозможным в принципе.

Примеры применения способа ограничений при педагогической коррекции поведения детей:

  • закрытье розетки;
  • закрыть помещения, в которых находятся опасные объекты;
  • убрать хрупкие предметы, электронные приборы;
  • удерживать дерущегося ребенка вдалеке от других детей;
  • отказаться от посещения места, в котором ребенок ведет себя неподобающим образом;
  • помещать ребенка в высокую коляску супермаркета, чтобы сделать невозможным убегание и хватание предметов в магазине;
  • изолировать домашних животных от агрессивного ребенка;
  • временное дистанцировать дерущихся детей друг от друга.

Такую методику коррекции поведения у детей старше двух-трех лет нельзя назвать оптимальной, но для совсем маленьких это зачастую самый целесообразный метод, который избавляет родителей и детей от многочисленных стычек по поводу правил. Дети слишком малы, а период слишком короткий, чтобы придумывать какие-либо другие методы для устранения нежелательного поведения.

Такой метод коррекции нежелательного поведения ребенка имеет два существенных изъяна:

  • не все действия малышей можно сделать невозможными. Например, если вам не нравится, что ребенок играет с сахарницей, вы можете просто убрать сахарницу из поля действий ребенка, сделав игру невозможной. Однако если ребенок громко кричит, то вы не можете ничего предпринять, чтобы сделать нежелательное поведение невозможным;
  • этот метод ничему не учит детей, и при появлении возможности возобновить действие оно, вполне вероятно, возобновится.

Ребенок, которого изолировали в комнате в результате драки, не в состоянии научиться справляться со своим гневом или чувством обиды, возникающими при общении с другими детьми. А значит, такой метод может случиться только в качестве дополнительного к другим методам формирования поведения. Применения только его явно недостаточно для полноценного воспитания. Однако до трех лет основными методами продолжают считаться физическая невозможность совершения действия и отвлечение внимания.

Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста: метод наказания

Для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста нередко используются наказания. Чаще всего такой метод неэффективен, однако, принимая во внимание, что наказание в каких-то его проявлениях неизбежно и является часто формой реакции на негативное поведение ребенка (далеко не всегда осознанной), стоит разобрать его наименее деструктивные формы.

К таким видам относятся наказания естественными последствиями и выражение негативных чувств родителей.

В ответ на нежелательное поведение ребенка вы можете резко выразить свои чувства, не унижая малыша. Так называемые «Я-высказывания» (выражение своих чувств) вполне могут быть использованы в качестве последствий плохого поведения детей. Например, вы можете сказать: «Я очень злюсь, когда мне не дают спать по утрам!» или «Очень неприятно, когда за столом шумят!» Говорить нужно от первого лица, избегая обвинений.

Эффективность такого метода невелика, и в основном он работает в качестве громоотвода родительского напряжения.

В литературе, посвященной эмоциональному контакту с детьми (техникам активного слушания, «Я-высказываний»; наилучшим образом эти методы описаны у У. Гиппенрейтер в ее книге «Общаться с ребенком: как?»), подчеркивается, что сообщение своих чувств не является методом воздействия на поведение ребенка. Хотя в некоторых случаях и может приводить к его изменению.

Метод в основном служит для того, чтобы ребенок имел представление о том, что происходите окружающими его взрослыми в ответ на его поведение. Чем лучше ваш контакте малышом, тем больше вероятности, что ваше состояние может направлять его действия в нужное вам русло. Например, если вы огорчены его поведением, то от того, насколько хорош ваш контакт, зависит, примет ли ребенок ваше состояние во внимание в процессе дальнейших действий.

Демонстрация негативных переживаний родителей является наказанием для ребенка. Если мама рыдает в ответ на какие-то действия малыша, то для него это также наказание достаточно сильное.

Используя этот метод коррекции агрессивного поведения, нельзя шантажировать ребенка своими переживаниями; часто дети очень чувствительны. Довольно легко внушить чувствительному ребенку ответственность за настроение родителей, чувство хронической вины зато, что он не смог осчастливить окружающих. Во взрослом возрасте хроническое чувство вины - один из важных и болезненных аспектов невротического состояния.

Если часто повторять фразы: «Ты расстроил маму!», «Я очень переживаю!», «Мне тяжело, когда ты плачешь!», «Я переживаю, когда ты ничего не съел за обедом», «Мне без тебя очень грустно», то они могут внушить малышу чувство ответственности за состояние близких, несоразмерное с его властью и возможностями. Не используйте такие выражения слишком часто и обращайте внимание на реакцию малыша. Не внушайте ребенку ответственность за свое эмоциональное благополучие. Это по форме мягкая, но от этого не менее мощная манипуляция ребенком.

  • Наказание может наступить в виде естественных последствий действий ребенка. Не препятствуйте таким последствиям. Дайте малышу столкнуться с результатами его деятельности.
  • Не стоит делать замечания, если ребенок неаккуратно играет с игрушкой. Но если игрушка сломана - вы можете отказаться тут же купить новую. Отсутствие игрушки - естественный результат неосторожной игры.
  • Естественным последствием может считаться сокращение времени на чтение книжки в результате слишком долгой подготовки ко сну. Если ребенок никак не желает идти в ванную, можно напомнить ему, что чтение книжек проходит только до 9 часов и от него зависит, сколько оно будет продолжаться.
  • Хорошим примером естественных последствий можно считать возвращение вещей, взятых без спросу ребенком. Дети пока не понимают в полной мере моральных норм и довольно часто могут брать чужие предметы. Хороший вариант - идти и возвращать вещь вместе с ребенком.
  • Временный уход от товарищей по играм, изоляция в случае агрессивного поведения являются наказанием для ребенка. Однако это - естественные последствия, так как дерущийся ребенок попросту опасен для окружающих.
  • Другим вариантом наступления естественных последствий можно считать предложение ребенку убрать результаты его неосторожной деятельности. Например, если ребенок изрисовал стену в неположенном месте, можно сказать ему: «Вот тебе тряпка, попробуй привести стену в порядок» - и выдать приспособления для уборки. Таким образом, вы показываете, как можно принести пользу там, где нанесен некоторый ущерб имуществу.
  • Еще один вариант естественных негативных последствий поведения ребенка - физическое сдерживание малыша, который, например, дерется.

Все описанные выше методы коррекции агрессивного поведения детей можно причислить к естественным последствиям действий ребенка, в то же время они являются наказанием для него. Но такое наказание в наименьшей степени разрушительно действует на контакт взрослого и малыша и дает ему максимум информации о его действиях.

Наказание применимо в тех случаях, когда поведение крайне неприятно, причиняет боль или унижает окружающих (например, ребенок плюется в людей или дерется, бьет животных). Сюда же можно отнести действия, которые угрожают сохранности малыша (ребенок сует пальцы в розетку). Любые подобные действия должны быть остановлены без промедления. Ограничьте свободу дерущегося ребенка, территориально разделите его с пострадавшим животным, отведите из компании детей, в которой он играл и т.д. Если реагировать именно так, велика вероятность, что подобное поведение больше не повторится. Вы должны реагировать сразу же и вполне однозначно.

Если агрессивное поведение закрепилось (например, ребенок дерется со всеми подряд, кусается, щиплется, толкается, ломает игрушки и проч.) и существует уже несколько месяцев, то избавиться от него будет уже совсем не просто

Поскольку описанные выше действия относятся к наказаниям, они имеют те же ограничения и последствия, что и любые наказания. Однако некоторые виды поведения детей должны быть, тем не менее, остановлены, так как представляют опасность для окружающих или для них самих. Если наказание бывает редко, его эффективность возрастает. Если же вы постоянно наказываете ребенка, например, отчитываете или кричите на него, то такие воздействия становятся просто шумом, который малыш перестает замечать.

Коррекция отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста: метод игнорирования

Для коррекции отклоняющегося от норм поведения детей нередко используется метод игнорирования.

Если какое-то поведение существует, значит, это поддерживается окружением. Ребенку дают то, что он хочет, уделяют внимание в ответ на плохое поведение, или происходит что-то иное, что закрепляет его поведение. Лишив внимания нежелательное поведение, вы сведете на нет: То есть если поведение его не приносит ни хороших, ни плохих результатов, оно со временем угасает.

Часто на психологической консультации приходится слышать от родителей, что для коррекции девиантного поведения дошкольников они пытаются использовать игнорирование, так как читали, что это помогает, однако данный метод не работает. При детальном рассмотрении выясняется, что родители считают игнорированием то, что на самом деле является вниманием к действиям ребенка.

Например, родители говорят малышу, который капризничает или ноет: «Никто с тобой разговаривать не будет!» Важно понять, что любые действия или слова в адрес ребенка называются вниманием к его поведению и лишь полное отсутствие внешних действий (включая мимические действия, например, нахмуренные брови) можно считать игнорированием.

Важно знать две особенности. Игнорирование никак не работает, если мотивация поведения высока сама по себе и ребенок получает от действия большое удовольствие.

Например, на ребенка никак не подействует, если вы будете игнорировать прыгание на вашей кровати. Ведь ребенку очень нравится сам процесс, поэтому не имеет никакого значения, обращаете вы на это внимание или нет. Вряд ли поможет, если вы будете игнорировать поедание конфет, сование в рот неположенных вещей, стремление добраться до ненужных предметов, драку детей… Все эти действия имеют высокую собственную мотивацию, то есть ребенку слишком нравится момент отскакивания от кровати, вкус конфет, запрещенные вещи, ему необходимо обследовать непонятные предметы ртом, поэтому ваше невнимание, игнорирование не приведет к угасанию поведения.

Игнорированию поддается то поведение, которое рассчитано на реакцию окружающих. Например: ребенок издает неприятные звуки (скрипит зубами, визжит), замахивается на людей, корчит неприятные рожицы, ноет, хнычет, кидает предметы, демонстративно обижается, плюется, пытается одеться неподобающим образом"(например, обуть теплые сапоги в жару) и т.д.

Другая особенность игнорирования - его нужно применять локально к какому-то поведению ребенка, но не к самой личности. И делать это необходимо последовательно. Нельзя игнорировать какое-то поведение, например хныканье, несколько минут, а потом сломаться и начать что-то выговаривать малышу. В таком случае ребенок имеет дело не с игнорированием его поведения, а лишь с отсроченной реакцией. То есть ребенок точно знает, что реакция наступит, но неизвестно, на какой минуте. И тот факт, что подкрепление поведения поступает через разные промежутки времени, делает поведение (например, хныканье) очень продолжительным и устойчивым.

Хорошо поддается игнорированию такое поведение, которое бросает вызов родителям. Например, малыш с хитрым видом тянется к запрещенным предметам, засовывает в рот то, что ему запрещают, демонстративно убегает в ненужном направлении. Что делать в таких случаях? Малыш явно развлекается: хитрые глаза, улыбка, кокетливый вид - все говорит о том, что он делает это специально для мамы. В таких случаях родителю нужно игнорировать именно этот вызов. Без эмоций остановите нежелательное действие, но никак не реагируйте на то, что малыш делает это нарочно, бросая вам вызов. Вы этот вызов не принимаете, не вступаете с ним в выяснение отношений, однако отстаиваете свое правило: убираете ручку из опасного места, останавливаете малыша и т.д. Вызова же вы как будто не замечаете.

Если поведение ребенка раньше подкреплялось вниманием, то, лишившись этого внимания, оно угаснет.

Также нужно понимать, что для того, чтобы ребенок получал точную информацию, заканчивать игнорирование нужно, как только нежелательное поведение исчезает.

Если малыш кинул игрушку, а через две секунды подошел к вам и что-то просит, то вы должны игнорировать нежелательное действие (бросил игрушку) и поощрять хорошее (вежливо вас просит о чем-то). Нельзя игнорировать ребенка длительное время за какой-то его нежелательный поступок.

Игнорирование человека не приведет ни к улучшению отношений с ним, ни к улучшению его поведения. Никогда нельзя отвергать малыша в результате какого бы то ни было поступка. Для ребенка отвержение равно потере любви родителя; это вызывает у него сильный страх, подавленность, чувство отвержения. Эмоции эти очень сильные и разрушительные для детей любого возраста. Они влияют не только на сиюминутное настроение ребенка, но и на формирование его отношения к миру и самому себе. Поэтому любые вербальные («Мне не нужен такой сын!», «Я не буду любить такую грубую девочку!») или невербальные (отказ от общения, «незамечание» ребенка) проявления должны быть исключены из общения с ребенком.

Для ребенка отношения с родителем равны отношению с миром вообще, поэтому, лишая его своей поддержки, вы наносите глубокую травму личности ребенка, переживать последствия которой он будет в своей взрослой жизни.

Метод создания несовместимого поведения при коррекции поведения детей

Метод создания несовместимого поведения ребенка при психологической коррекции предполагает использование положительного подкрепления, поэтому он очень эффективен. Он заключается в том, чтобы поощрять ребенка, показывать такое поведение, которое просто физически несовместимо с нежелательным. Например, приучайте ребенка гладить и мягко щекотать собаку - это несовместимо с агрессивными действиями в ее адрес. Используя поощрения, учите ребенка делать желательные вещи, исключающие одновременное совершение нежелательных: аккуратно есть, откликаться на просьбы, складывать вещи, иногда соблюдать тишину и т.д. Примеров такого поведения множество. На большинство действий, которые вам не нравятся в поведении малыша, вполне можно придумать альтернативные действия и поощрять ребенка совершать их.

  • Ребенок жадничает - старайтесь поощрять все, что можно отнести к щедрости.
  • Ребенок плюется едой - обращайте внимание и поощряйте любое аккуратное обращение с пищей.
  • Ребенок не слезает с ваших рук - поощряйте его каждый раз, когда он сидит или идет рядом.

Делайте это, используя все методы поощрений, и вскоре хорошее поведение вытеснит нежелательное.

Вам необходимо дождаться, когда ребенок продемонстрирует желательное поведение и подкрепить его похвалой или другими способами. Или же вы можете побудить малыша просьбой сделать что-то необходимое вам, а потом похвалить это действие. Например, вместо того, чтобы одергивать ребенка, хватающего товары в магазине (то есть применять малоэффективный метод наказания), поручите ему принести фрукты и положить их в корзину. Большинство малышей с удовольствием выполнят поручение, если поддерживать их стремление быть полезными. Только не пытайтесь проделать это в парфюмерном магазине. В таком магазине вам подойдет метод ограничения - оставьте ребенка дома.

Технологии коррекции отклонений в поведении детей-дошкольников: игровые занятия

Эффективным методом коррекции отклонений в поведении детей является организация времени и места для нежелательных поведенческих поступков.

Некоторые виды нежелательного поведения маленьких детей довольно стойкие и имеют, так сказать, познавательную основу. Такое поведение нельзя убрать окончательно. Однако взрослым оно может порядком портить настроение. Для подобного поведения вы можете установить специальное время и место.

Таким образом, вы легализуете это поведение малыша, так как понимаете его тягу к подобным действиям. Но, с другой стороны, вы контролируете это поведение, ограничивая его место и продолжительность.

Когда поведение взято таким образом под контроль, оно практически перестает проявляться вне специально созданной для него ситуации. В теории обучению поведению это называется установкой сигнала для поведения. У ребенка устанавливается ассоциативная связь поведения с конкретной ситуацией. В других ситуациях поведение перестает проявляться. Для такой коррекции поведения дошкольников используются игровые технологии.

  • Например, некоторым детям нравится плеваться, и далеко не всегда это поведение направлено на реакцию окружающих (хотя при активном внимании со стороны взрослых оно быстро становится демонстративным). Стоит ли говорить, что такие действия не приводят в восторг родителей? Однако ограничивать такое поведение сложно. В подобных ситуациях можно создать игру в ванной во время купания, когда ребенок может плевать воду в специально отведенную мишень. Если малыш начинает плеваться в другое время, напомните ему, что он сможет поиграть в «верблюдика» в ванной.
  • Девочка четырех лет, подражая маленькому брату, начала коверкать слова, чем очень раздражала родителей. Ей была предложена игра, где она должна была озвучивать маленького пупсика, говоря подобным образом. В другое время родители поощряли речь девочки, когда она говорила нормально. После использования такой игровой коррекции поведения ребенок перестал коверкать слова.
  • Можно научить ребенка громко кричать или визжать только в определенных игровых ситуациях.
  • Можно разрешить рвать старые журналы вместо книг.
  • Вместо бросания игрушек можно предложить малышу бросать шарики в мишени.
  • Методы, посвященные агрессивному поведению (когда агрессия перенаправляется на предметы), также можно считать принадлежащими к методу № 5.
  • Вместо выдергивания культурных или комнатных растений можно научить малыша дергать из земли то, что не особенно жалко, например, подорожник.

Игровая коррекция поведения дошкольников очень часто срабатывает, когда ничего другое не помогает.

Оригинальный пример использования этого метода приводит в своей книге Карен Прайор. Если дети расшумелись, предложите им по сигналу (например, по хлопку) шуметь очень громко. Потом еще разок. Обычно двух-трех таких занятий по коррекции поведения детей бывает достаточно, чтобы громкий шум уже не возникал без специального сигнала.

Формирование правил и культуры поведения у дошкольников методом поощрения

Для формирования правил поведения у дошкольников очень эффективен способ поощрения. Этот метод во многом схоже с методом создания несовместимого поведения. И в том, и в другом случае поощряется такое поведение, которое несовместимо с нежелательным. Однако в случае использования методики поощрения вы можете не иметь заранее четкой идеи о том, как может выглядеть новое поведение. Вы просто наблюдаете за ребенком и находите, а затем закрепляете любое поведение, которое не является проблемным.

Например, ребенок капризничает во время длительной поездки. Вам в принципе безразлично, что появится взамен, если только не появится что-то хуже. Вы можете поощрять обследование салона самолета, рисование, поедание яблока, то есть любое приемлемое поведение.

Другой пример: вы хотите избавиться от навязчивого поведения ребенка в то время, когда заняты домашними делами. Поощряйте любые действия ребенка, связанные с его самостоятельной активностью, как бы это ни выглядело: стоит ли малыш рядом с вами и пытается помочь, играет ли в свои игрушки или ест самостоятельно - все это должно быть отмечено одним из способов поощрения.

Этот метод хорошо применять к детям, которые привыкли к тому, что их должны развлекать взрослые. Часто из этого вырастает довольно досадная проблема. Как с этим бороться? Обращайте внимание на ребенка, когда он играет самостоятельно, прокомментируйте его действия, если он занимает себя сам. Часто те дети, которые видят в маме любимую и всегда доступную игрушку, при таком внимании отвлекаются от своих дел и подходят к маме, требуя ее внимания. Не нужно этого пугаться, вначале это нормальное явление. При последовательном применении такой метод все же будет иметь результат - ребенок научится занимать себя сам. Поощряйте самостоятельные игры и занятия малыша.

Как скорректировать поведение ребенка путем изменения мотивации

Смена мотивации ребенка, переключение – это, пожалуй, самый эффективный и мягкий метод изменения поведения ребенка. Он связан также с их нестойким вниманием, поэтому его просто применять.

Если малыш ведет себя нежелательно, просто измените фокус его внимания.

  • Например, если ребенок не хочет идти домой - не настаивайте, просто предложите ему сыграть в игру «Поймай огонек» и посветите фонариком на дорожку, двигаясь в сторону дома.

Для того чтобы использовать этот метод, изменять мотивацию, нужно точно оценивать существующую мотивацию малыша. Это не всегда просто: часто родителей захватывают эмоции возмущения или гнева в ответ на поведение ребенка. Они начинают думать при этом: «Как он может себя так вести, он должен слушаться, если я говорю!» В другом случае родители сразу переходят к заключению о характере ребенка, оценивая его как упрямого, неуправляемого или нытика. Такой подход практически не дает возможности реагировать конструктивно. Взрослые либо охвачены желанием немедленно навести порядок, либо переживают бессилие в отношении поведения ребенка.

Чтобы сменить мотивацию ребенка, нужно, прежде всего, определить текущую мотивацию, то есть спросить себя, почему малыш делает это? В нашем примере малыш хочет играть дальше на улице, поэтому его сопротивление - это отстаивание собственного желания играть. Предложите ему именно то, что он хочет (другую игру), и он, скорее всего, охотно пойдет завами.

Большая часть представлений о мире у ребенка еще слишком ограниченна, чтобы пытаться добиться от него какого-то логического понимания ваших рассуждений и доводов. Не стоит пытаться донести до двухлетнего малыша логику ваших решений. То есть не стоит говорить ему: «Но ведь мама не успеет помыть посуду, если сейчас мы не пойдем домой!» - малышу это глубоко безразлично. Лучше сделайте так, чтобы ему нравилось следовать вашим решениям, предложив ему соответствующую случаю мотивацию.

Приведем еще несколько примеров использования этого метода.

  • Если малыш традиционно скандалит в супермаркете, попробуйте дать ему на время выбора товаров его любимое лакомство (желательно, чтобы его хватило на большую часть времени в магазине).
  • Если ребенок слишком беспокойно ведет себя в очереди к врачу, возьмите побольше игрушек или почитайте малышу, вместо того чтобы требовать от него, чтобы он перестал носиться, потому что здесь так себя не ведут.

Этот метод имеет в своей основе смену доминанты - старайтесь сделать так, чтобы малыш захотел чего-то другого, не того, что движет его действиями сейчас.

Каждый из методов будет уместен в какой-то ситуации. Залог успеха в этом деле - пауза между действиями ребенка и вашей реакцией.

Исключения из этого правила, пожалуй, составляют ситуации, когда ребенок наносит реальный вред себе или окружающим.

Статья прочитана 5 840 раз(a).