"если ваш ребенок остался один дома"

« Если ребенок остался один дома».

В связи с тем, что ситуации, когда ребенок может неосторожно себя вести с пожароопасными предметами, чаще всего возникают вне рамок дошкольного учреждения. Поэтому для педагогов важно, чтобы сведения, полученные ребенком в детском саду, находили свое подтверждение в кругу семьи.

  • Проведите с ним профилактическую беседу, объясните, какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.
  • Займите ребенка безопасными играми.
  • Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги.
  • Перекройте газовый вентиль на трубе.
  • Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги.
  • Проверьте правильность размещения игрушек, они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок, пытаясь достать игрушку со шкафа, может получить травму при падении.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате!

  • Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность.
  • Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы.
  • Изолируйте от ребенка лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление.


Задача педагогов и родителей помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Перед тем, как пойти в детский сад, просите ребенка проверить – выключены ли все электроприборы в квартире, чаще спрашивайте, с какими предметами нельзя играть.

Обязательно, объясните ребенку, что огонь может быть не только врагом, но и другом человека. Ведь в далекие времена, когда люди не умели его добывать, они мерзли от холода и ели сырую пищу…Поэтому огонь нужен, но главное – помнить об опасности и быть с ним очень осторожным.

Ростом спичка-невеличка – не смотрите, что мала.

Эта спичка-невеличка может сделать много зла.

Если ты включил утюг, убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь – все ли выключил, проверь.

Если близко телефон и тебе доступен он.

Нужно «01» набрать и быстрей пожарных звать.

Если же большой огонь, дымом все объято.

Выбегать из дома вон надо всем ребята.

И на помощь поскорей ты зови, зови людей.

Можно использовать для чтения детскую литературу: «Кошкин дом» С. Я. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферова, «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в доме» Б. Житкова. Обсудите с детьми опасные ситуации, в которые попали персонажи прочитанных произведений. Спросите их, почему так произошло. Поинтересуйтесь, как им следовало правильно поступить в каждом из рассмотренных случаев.

Предложите детям раскрасить языки пламени свечи, керосиновой лампы, печки на картинке с интерьером сельской кухни. Пусть раскрасят электрическую плитку, показав, что она раскалена. Рассмотрите вместе с детьми результаты их работы. Как сказочные цветы, выглядят языки пламени, раскрашенные ярко-желтым, оранжевым и красным цветами. Обсудите – в каких ситуациях.

Поддержите попытки детей представить себе, что случиться при неосторожном обращении с огнем.

Загадайте детям загадки.

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь).

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он со злости ест дрова,

Может, час, а может, два.

Ты рукой его не тронь.

Искусает он ладонь (огонь).

Тонкая девчонка, белая юбчонка, красный нос.

Чем длиннее ночи, тем она короче от горючих слез (свеча).

Мать толста, дочь красна, сын – бес

Долетел до небес (печь, огонь, дым).

Организуйте игру «Вызов пожарных». Сделайте полосу препятствий из столов, стульев, коробок – ваша задача создать труднопроходимый участок. Ребенок на время должен пройти полосу препятствий, добраться до телефона, набрать номер «01» и четко произнести адрес, имя, фамилию.

Для лучшего запоминания номера телефона выучите с ребенком следующее стихотворение:

Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром, «01» звони скорей.

Набирай умело – чтоб не все сгорело.

Л. Зильберг

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказываются малоэффективными. Ребенок должен запомнить:

Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься, добавляй горячую воду постепенно.

Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная машина, чайник, фен и т.д.), когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.

Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током.

Проявите терпение, творчество и вы не просто дадите ему сумму знаний, а сформируете умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка.
Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.
Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!
Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время!

Ермолина Татьяна Борисовна

воспитатель

С какого возраста можно оставлять ребенка дома одного? Как подготовить малыша к этому важному событию? Как узнать, что ребенок морально готов пару часов провести один и при этом не пострадать?

Однозначного ответа на эти вопросы не существует: одни дети и в 4-5 лет могут заниматься в одиночестве и не нуждаются в постоянном внимании родителей, а других и в 12 лет страшно оставить без присмотра даже на несколько минут. Но, несмотря ни на что, приучать ребенка к самостоятельности все равно надо, только вот когда и как это делать.

По мнению психологов, многое зависит от характера и темперамента ребенка. Если вы не собираетесь опекать свое чадо до свадьбы, необходимо своевременно давать ему почувствовать вкус самостоятельности. И начинать лучше с 5-6 лет.

В любом деле главное - хорошая подготовка. Поэтому прежде, чем оставлять ребенка одного в квартире, немного потренируйтесь. Например, предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии и не контролируйте каждый его шаг.

Создайте так называемую видимость свободы и самостоятельности, определите несколько часов для себя ("мамин час"), когда вы будете заниматься своими делами, не отвлекаясь на ребенка: "Давай сейчас каждый будет заниматься своим делом. А через час мы с тобой обсудим, что же мы успели сделать". Благодаря таким тренировкам ребенок быстро привыкнет к вашему временному отсутствию и не будет каждую минуту обращаться за помощью к маме.

Почаще разрешайте ребенку самому хозяйничать на кухне. Пусть малыш сам нальет себе сок, сделает бутерброд и откроет йогурт. На время отлучки оставьте в термосе готовую еду. Постарайтесь оставлять ребенку те блюда, которые он больше всего любит и ест с аппетитом.


Первый раз - он трудный самый

Первый раз оставить ребенка одного дома и уйти - это все равно, что пройти по минному полю. Прежде всего, перестаньте нервничать. Дети на расстоянии чувствуют психологический настрой матери, и если вы будете сильно нервничать, малышу тоже будет тревожно, а почувствовав ваше спокойствие и невозмутимость, ребенок с удовольствием примет новую увлекательную игру под названием "Один дома".

Не планируйте на первый день важных дел - все равно ничего не сделаете. Уже через секунду после того, как за вами захлопнется дверь, воображение начнет рисовать страшные картинки о том, что может случиться с ребенком в ваше отсутствие.

Начинать лучше с непродолжительных отлучек, например в ближайший магазин. За 20-30 минут ребенок не успеет совершить ничего ужасного, а лишь почувствует себя взрослым и самостоятельным. К 5-6 годам дети уже более-менее ориентируются во времени. Перед уходом подробно объясните ребенку, когда вы вернетесь "Когда большая стрелка будет на цифре двенадцать, а маленькая на семи, я приду". Если по возвращении вы застанете малыша испуганным и заплаканным, на некоторое время отложите попытку приучения к самостоятельности.

Попробуйте проиграть ситуацию в ролевые игры. Например, он - зайчик, а вы - мама-зайчиха. Мама зайчиха ушла за морковкой, а зайчик остался один дома. Пусть ребенок расскажет, чем зайчик будет заниматься, во что играть и чего он боится. Необходимо чтобы ребенок (в роли) проговорил все свои страхи несколько раз. Озвученные и проигранные страшные ситуации перестанут ребенку казаться таковыми. Спустя несколько недель вновь повторите попытку оставить ребенка одного.

Придя домой, постарайтесь не ругать малыша за устроенный им беспорядок, а на первое время уберите подальше те вещи, которые вам, действительно, очень жалко. Довольно скоро малыш перестанет тайком лазить по "запретным" шкафам, поняв, что ничего интересного там нет.

Когда вы убедитесь, что ребенок спокойно переносит получасовые отлучки, можно постепенно увеличивать время. Но если вам необходимо уйти на час, пообещайте позвонить, чтобы узнать, как у него дела. Вот увидите - после короткого телефонного разговора вам станет намного спокойнее. Но даже если ребенок нормально переносит ваше отсутствие, постарайтесь всегда возвращаться к тому времени, когда ребенку пора спать. Большинство детей нормально переносят часовые отлучки мамы, но засыпать в одиночестве боятся - это природный инстинкт: детям необходимо, чтобы родители оберегали их сон.

Очень важный инструктаж

Ребенок должен четко усвоить: есть вещи, которые делать нельзя, ни при каких обстоятельствах.

Вот несколько наиболее распространенных "нельзя" (возможно, вы прибавите к этому списку несколько своих требований, главное - убедиться, что ребенок четко усвоил эти правила и не пытается тайком их нарушать).

  • Нельзя никому открывать дверь, даже если это пришла соседка. Причем это правило распространяется и на то время, когда родители дома. Входную дверь должны открывать только взрослые. Объясните ребенку, что у всех близких есть ключи от квартиры.
  • Нельзя по телефону незнакомым людям рассказывать, что он (ребенок) сейчас один дома, а мама придет только через 3 часа, и вообще не разрешайте ребенку вступать в продолжительные беседы с посторонними. Скажите ребенку, чтобы незнакомым людям он отвечал приблизительно так: "Мама сейчас очень занята и не может подойти к телефону. Перезвоните через 3 часа". В этом случае вы, во-первых, не заставляете ребенка врать, ведь мама, действительно, занята. А во-вторых, посторонним непонятно, что малыш находится дома один.
  • Нельзя ничего кидать с балкона и из окна. К окнам вообще лучше не подходить и не выглядывать на улицу. Даже если в квартире очень жарко, не оставляйте открытыми большие окна (даже если на них натянута сетка от комаров), исключение составляют маленькие форточки, до которых ребенок не в состоянии дотянуться. На окна лучше поставить специальные блокирующие задвижки, которые ребенок не сможет самостоятельно открыть.
  • Нельзя играть с электробытовыми приборами. Дети очень часто играют с включенным пылесосом, феном или безопасной бритвой.
  • Телефон - не игрушка! Около телефона должны быть список "дежурных" номеров (ваш мобильный, папин, тети, бабушки, и т.д.), чтобы в случае экстренной необходимости ребенок знал, куда ему звонить. Не рассчитывайте, что ребенок наизусть знает все номера - в самый ответственный момент память может подвести. И обязательно объясните ребенку, в каких случаях надо срочно звонить и звать на помощь.  

Тест на самостоятельность

  1. Ребенок может занять себя более 2-х часов и не прибегает к вам каждые 5 минут за помощью.
  2. Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника.
  3. Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя).
  4. Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в "дочки-матери", больного и врача).
  5. В играх ребенок не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют игрушки - их ломают практически все дети, это нормально).
  6. Ребенок умеет пользоваться телефоном.
  7. Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро "отходит" и прощает обиды.
  8. Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: "Я поступил плохо. Мама будет ругаться", "Я все сделал хорошо. Мама будет довольна".
  9. У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель, и т.д.) и он ответственно их выполняет.
  10. Ребенок непроизвольно соблюдает режим дня (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У "режимных" детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).

Если хотя бы на 8 пунктов вы ответите "да", значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.


По материалам сайтов

http://zanimatika.narod.ru/OBJ_odin_doma.htm

http://www.7ya.ru/article/Odin-doma-3016

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №32

г. Каменск-Шахтинский

Консультация для родителей

«Нельзя оставлять дома ребёнка одного».

Консультация для родителей

Нельзя оставлять дома ребёнка одного.

Особенности современной жизни таковы, что многим детям достаточно рано приходится оставаться дома одним. А это далеко не всегда так уж просто сделать. Иногда ребенок боится оставаться дома, а иногда и мама боится не меньше, а то и больше самого малыша. И действительно – если ребенок один дома, правила поведения должны быть обозначены очень строго. Ведь безопасность превыше всего.

Многие родители очень бурно спорят, с какого же возраста ребенка можно оставлять дома одного. Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно. Кто-то без каких- либо проблем оставляет надолго одного двухлетнего малыша, а кто-то и восьмилетнего ребенка не может оставить без присмотра даже на минуту.

Более того, в некоторых странах оставление ребенка дома одного может привести к изъятию малыша из семьи органами социальной опеки. Так, например, в большинстве стран Европы нельзя оставлять ребенка дома одного до тех пор, пока ему не исполнится двенадцать лет, а в некоторых штатах Америки – до четырнадцати лет. Конечно же, это некие крайности, да и законы Российской федерации ничего не говорят на этот счет, однако в том случае, если кто – либо из родственников или соседей донесет до органов опеки, что маленький ребенок часто остается один дома, проблем избежать будет достаточно сложно.

Детские психологи говорят о том, что наиболее оптимальный возраст, в котором ребенка уже можно начинать оставлять одного дома – это пять лет. Примерно в этом возрасте дети уже прекрасно понимают, что такое «нельзя» и осознают, почему нельзя делать то или другое. Кроме того, именно в этом возрасте ребенок становится способным целиком и полностью осознавать все то, что вы ему объясняете, выполнять все ваши указания, пользоваться телефоном.

Однако самой собой разумеется, что пятилетний возраст – это примерный ориентир. Очень многое зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка – характера, навыков, его темперамента. Заботливые и внимательные родители смогут определить это самое время. Однако, разумеется, не стоит оставлять одного дома ребенка младше пяти лет, каким бы самостоятельным он не казался – впечатление может оказаться обманчивым, а ребенок – растеряться в какой – либо внештатной ситуации.

Так, например, наверняка все взрослые люди слышали о таких трагических случаях, когда дети погибали из-за того, что не могли принять правильное решение, например, при пожаре, вместо того, чтобы покинуть жилое помещение, забивались в шкафы или под кровати, из-за чего просто-напросто задыхаются.

Психологи предлагают родителям своеобразный психологический тест, который поможет определить степень готовности ребенка оставаться одному дома. Каждый положительный ответ – плюс десять процентов в пользу самостоятельности ребенка:

1. Может ли ребенок играть самостоятельно дольше, чем два часа подряд, не отвлекаясь.

2. Ваш ребенок уже не боится закрытых пространств и темных помещений?

3. Ребенок понимает значение слова «нельзя» и те последствия, которые могут быть.

4. Ваш ребенок умеет уверенно пользоваться телефоном и знает, как позвонить вам?

5. Ребенок уже имеет свои обязанности и добросовестно их выполняет?

6. Ребенок придерживается определенного распорядка дня самостоятельно?

7. Ребенок знает, когда и как нужно вызвать пожарных, скорую и милицию?

8. Ребенок может обратиться за помощью к соседям?

9. Ребенок понимает, для чего ему приходится иногда оставаться дома одному?

10. Ребенок сам изъявляет желание, или, по крайней мере, не протестует против этого?

Как подготовить ребенка?

Итак, на ваш взгляд, ребенок готов к тому, чтобы остаться дома одному? Однако не стоит делать это спонтанно, не подготовив ребенка к этому заранее. И будьте готовы к тому, что эта подготовка займет достаточно большое количество времени. Однако не стоит расстраиваться – помните о том, что подобная масштабная подготовка будет только первое время, а когда ребенок привыкнет оставаться один дома, это превратится в нечто само собой разумеющееся.

Первое и самое главное, о чем должны позаботиться родители – это полная безопасность ребенка. К сожалению, многие родители слишком сильно доверяют своему ребенку, ошибочно полагая, что он достаточно взрослый, чтобы осознавать всю ту опасность, которая может ему грозить, и не трогать те вещи, которые могут быть опасными – ножи, ножницы, спички и тому подобное.

Конечно же, родители обязательно должны объяснять ребенку, чем опасен тот или иной предмет. Покажите малышу, что нож, ножницы или иголку могут причинить боль – слегка уколите малыша, чтобы он почувствовал это на себе. Покажите, что газ, спички и зажигалки могут привести к пожару и ожогам, расскажите, что лекарства и бытовая химия может привести к сильному отравлению и болезни.

Более того, можно найти в интернете подходящие видеоролики, которые станут яркой иллюстрацией к вашим рассказам про опасности. Хотя, разумеется, стоит тщательно подбирать эти видеоролики – не стоит травмировать неокрепшую психику ребенка чрезмерно кровавыми кадрами. Обязательно убедитесь в том, что ребенок хорошо понял вас – пусть он все это проговорит вслух, и желательно не один и не два раза. И впоследствии регулярно повторяйте это со своим малышом.

Но и это еще не все. Вы потратили время и силы, убедились в том, что ваш ребенок очень хорошо усвоил, что ни в коем случае не стоит приближаться к опасным предметам? Он знает, чем это все может обернуться? Замечательно, вы все сделали правильно! А теперь … соберите все предметы, которые могут представлять для ребенка хотя бы малейшую опасность, и надежно спрячьте их. Как говорится, береженого бог бережет – не стоит искушать ребенка, каким бы самостоятельным и грамотным он не был.

Более того – обязательно подумайте и составьте список того, что может представлять опасность для ребенка. Электрочайник – вроде бы самый обыкновенный бытовой предмет. Однако в том случае, если ребенок захочет попить чаю в ваше отсутствие, и не удержит чайник в руках, ожоги могут быть опаснейшими. Поэтому убирайте чайник подальше и приобретите термос, в котором вы сможете оставить ребенку теплую воду нужной температуры.

Ваш ребенок наверняка захочет посмотреть телевизор – убедитесь, что он находится в исправном состоянии, а проводка не закоротит в ваше отсутствие, и ваш ребенок не полезет посмотреть, что там такое случилось. Кстати говоря, о проводке и электричестве в целом – прежде чем оставлять ребенка одного, вы должны убедиться в том, что возможность короткого замыкания исключена начисто. Кроме того, никогда не оставляйте работающую бытовую технику, например, стиральную машинку или хлебопечку.

Кроме того, очень нежелательно без острой необходимости оставлять ребенка дома одного в вечернее время, когда на улице темно. К сожалению, отключение электричества в темное время суток в городах явление весьма распространенное. И практический любой ребенок, находящийся дома в этот момент один, может очень сильно испугаться. Ведь даже взрослому человеку может в первые секунды стать не по себе.

Однако если у вас есть действительно веские причины для того, чтобы оставить ребенка дома одного, а не просто поход в гости, обязательно предусмотрите эту возможность. Обеспечьте ребенку возможность альтернативного источника освещения. Однако, само собой разумеется, это должна быть не свечка, а фонарик. Приобретите в магазине простой в обращении, однако мощный фонарик и регулярно проверяйте его работоспособность.

Однако будьте готовы к тому, что в подобной ситуации, придя домой, вы обнаружите своего ребенка где-нибудь под одеялом, и порядком испуганным. И нет никакой гарантии, что после подобного происшествия вам придется посещать детского психолога, чтобы справиться с детскими страхами. Поэтому все же постарайтесь не оставлять ребенка одного в вечернее и ночное время, даже спящим – ведь он может проснуться.

Спящий ребенок

Кстати говоря, даже в том случае, если ребенок один дома остается без каких – либо проблем, все равно ни в коем случае не стоит уходить из дому в то время, когда ребенок спит, даже в том случае, если перед сном вы его предупредили о своем уходе. Ребенок спросонья может забыть об этом и испугаться, не обнаружив в доме никого из взрослых людей.

Занятие для ребенка

Ни в коем случае не стоит оставлять ребенка дома одного, не придумав ему по – настоящему интересное занятие. Вы можете купить малышу диск с мультфильмом или кино, который он давно хотел, либо новые раскраски с карандашами, или пазлы. Главное, чтобы ребенку было чем заняться в отсутствие взрослых. Ведь если ребенку будет скучно, он может начать искать, чем себя занять. И нет никакой гарантии того, то он найдет подходящее, а не набезобразничает или, что еще хуже, навредит себе.

Телефонные и дверные звонки

Особое внимание необходимо уделить телефонным звонкам. Детские психологи очень рекомендуют родителям перед уходом отключать домашний телефон, а ребенку приобрести мобильный. Объясняют они свой совет просто – нежелательно, чтобы ребенок подходил к домашнему телефону, когда он один дома. А на мобильный же ему можете позвонить только вы. Если такой возможности нету, научите ребенка тому, чтобы он никогда не сообщал по телефону, что он дома один. Гораздо разумнее будет, если он ответит, что мама сейчас занята и перезвонит немного позже.

И сами не забывайте как можно чаще звонить ребенку. Первое время постарайтесь звонить малышу при каждой возможности, но не менее четырех раз в час. Рассказывайте ребенку о том, что вы делаете на данный момент, скажите, что очень скучаете и постараетесь попасть домой как можно быстрее.

Строго настрого запретите ребенку не только открывать дверь, но и вообще подходить к ней. Расскажите ему о том, что у всех без исключения членов семьи есть ключи. И помните самое главное – если ребенок боится оставаться один дома, значит он еще не готов к этому.


Ребенок один дома. Консультация дл родителей.

ВНИМАНИЕ: РЕБЕНОК ОДИН ДОМА! Особенности современной жизни таковы, что многим детям достаточно рано приходится оставаться дома одним. А это далеко не всегда так уж просто сделать. Иногда ребенок боится оставаться дома, а иногда и мама боится не меньше, а то и больше самого малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: РЕБЕНОК ОДИН ДОМА

ВНИМАНИЕ: РЕБЕНОК ОДИН ДОМА! Особенности современной жизни таковы, что многим детям достаточно рано приходится оставаться дома одним. А это далеко не всегда так уж просто сделать. Иногда ребенок боится оставаться дома, а иногда и мама боится не меньше, а то и больше самого малыша. И действительно – если ребенок один дома, правила поведения должны быть обозначены очень строго. Ведь безопасность превыше всего. Многие родители очень бурно спорят, с какого же возраста ребенка можно оставлять дома одного. Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно. Кто-то без каких- либо проблем оставляет надолго одного двухлетнего малыша, а кто-то и восьмилетнего ребенка не может оставить без присмотра даже на минуту. Более того, в некоторых странах оставление ребенка дома одного может привести к изъятию малыша из семьи органами социальной опеки. Так, например, в большинстве стран Европы нельзя оставлять ребенка дома одного до тех пор, пока ему не исполнится двенадцать лет, а в некоторых штатах Америки – до четырнадцати лет. Конечно же, это некие крайности, да и законы Российской федерации ничего не говорят на этот счет, однако в том случае, если кто – либо из родственников или соседей донесет до органов опеки, что маленький ребенок часто остается один дома, проблем избежать будет достаточно сложно. Детские психологи говорят о том, что наиболее оптимальный возраст, в котором ребенка уже можно начинать оставлять одного дома – это пять лет. Примерно в этом возрасте дети уже прекрасно понимают, что такое «нельзя» и осознают, почему нельзя делать то или другое. Кроме того, именно в этом возрасте ребенок становится способным целиком и полностью осознавать все то, что вы ему объясняете, выполнять все ваши указания, пользоваться телефоном.

ТЕСТ: ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ТОМУ, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ ДОМА ОДНОМУ. Есть один небольшой тест, который поможет вам понять, готов ли ваш ребенок оставаться дома один. Отвечать на вопросы надо односложно да или нет. У ребенка нет страха темноты или закрытого пространства, он спит без Света и спокойно играет в закрытой комнате. Ребенок понимает, что можно и, что нельзя, что такое хорошо и, что такое плохо. Ребенок может играть без вас хотя бы час. Ребенок знает, как пользоваться телефоном и в случае необходимости сможет вам позвонить. Ребенок играет часто в игры, где он «главный», например в дочки – матери. Ребенок может самостоятельно покушать (разогреть себе еду, например в микроволновке), налить себе водички и попить. У ребенка есть чувство ответственности. Он собирает за собой игрушки, выносит бумажки в мусор, и т.д. У ребенка нет никаких наклонностей, он не причиняет некому боль специально. Ваш кроха не мстительный. Он не затаит на вас обиду на долгое время, что бы потом отомстить, за то, что вы его оставили. Малыш приучен соблюдать режим дня и вам не стоит все его действия контролировать. Ребенок может реально оценивать свои действия. Он поймет, если он делает плохо, или наоборот хорошо. Если вы ответили больше, чем на 2 – 3 вопроса отрицательно, то ваш ребенок не готов оторваться от вас и остаться один дома. Ваш малыш еще нуждается в контроле и опеке. Поэтому лучше не рискуйте. Подробнее:

С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Ответ на этот вопрос вам не сможет дать никто, это зависит от многих обстоятельств, но основные из них это: возраст вашего ребенка, его самостоятельность, и насколько вы ему доверяете.

Поэтому и решение этого вопроса будет сугубо индивидуальное, но можно дать один общий совет: вы должны постепенно приучать ребенка оставаться одного. Но прежде чем это сделать, вам необходимо обучить ребенка следующим правилам поведения дома.

Учеными доказано, что ребенок начинает разбираться в цифрах гораздо раньше, чем в буквах, следовательно, вы должны рассказать ребенку, куда ему обратиться в случае опасности.

Для этого вы можете написать на бумаге три основных телефона: пожарной, скорой помощи и милиции, и чтобы вашему ребенку было легче разобраться, куда звонить в случае пожара, рядом с телефоном пожарной вы можете нарисовать горящую спичку, а рядом с телефоном скорой помощи - красный крест, напротив телефона милиции - милиционера или светофор (смотря с чем у ребенка будет большая ассоциация). При этом не забудьте объяснить, что ложный вызов делать нельзя, во-первых, потому что у вас будут большие неприятности, а во-вторых, в другой раз, когда действительно нужна будет помощь, ему не поверят (это можно сделать на примере сказки о пастушке, который несколько раз поднимал ложную тревогу, а когда действительно на стадо напали волки, никто ему не поверил, и волки перегрызли все стадо).

Кроме трех основных телефонов ваш ребенок должен знать телефоны ваших соседей, друзей, рабочие телефоны родителей, чтобы в случае опасности он мог связаться с вами или вашими друзьями по телефону. Обязательно выучите с ребенком, как его зовут (имя, фамилия), как зовут родителей (имя отчество), где он живет (полный адрес). Эти знания ему пригодятся, если он окажется в беде, (потерялся или дома случился пожар, или кто-то ломится в дверь).

Объясните, что этими знаниями он должен воспользоваться в перечисленных ситуациях, но ни в коем случае не рассказывать случайным людям, которые заговорили с ним во время прогулки или в транспорте.

Уходя из дома даже на полчаса, не забудьте закрыть окна, лучше всего наверху сделать специальные запоры, которые не сможет открыть ваш ребенок, это предотвратит его выпадение из окна, не забудьте убрать все колющие, режущие предметы, которыми может пораниться ваш ребенок, спрятать спички и зажигалки. Это нужно сделать даже в том случае, если вы объяснили ребенку, как с ними обращаться.

Если вы предполагаете, что вернетесь затемно, не забудьте заранее включить свет во всех комнатах, где может играть ребенок, ему будет так намного спокойнее.

Вам позвонила соседка, и вы предполагаете вернуться минут через пять-десять, ваш ребенок уже спит, включите в его комнате настольную лампу, прикройте ее абажур, чтобы свет был не очень ярким, и даже если ваш ребенок проснется, он не будет напуган, как если бы проснулся в полной темноте.

Уходя из дома, проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли вы электронагревательные приборы.

Закрывая дверь, попросите ребенка накинуть цепочку, и после вашего возвращения он ее снимет только тогда когда вы, открыв дверь ключом, четко скажете: "Это мама (папа)!". Не надейтесь, что захлопнув дверь, вы ее закрыли, не поленитесь повернуть ключ в замке. Объясните ребенку, что если кто-то пытается взломать вашу дверь, он должен тут же позвонить в милицию, а затем соседям или знакомым, которые живут поблизости.

Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:

Оставьте ему телефоны, по которым он может попросить помощи (милиция, пожарная, скорая помощь, соседи, друзья, ваша работа). Он должен тут же позвонить в милицию, а затем соседям или знакомым, которые живут по близости.

Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку будет не страшно одному.

Если вы живете на первых этажах, зашторьте окна.

Если кто-то стучится к вам в окно, ваш ребенок должен громко кричать: "Папа! Папа! Иди сюда" и ни в коем случае не подходить к окну.

После вашего ухода ребенок должен закрыть дверь на цепочку и открыть ее только после того, как вы полностью назовете себя.