Игры и упражнения на развитие памяти. С помощью чего можно развить у ребенка память? «Что не так?»

Память - одна из высших психических функций человека. Благодаря её формированию в раннем детстве возможно развитие точной координации движений и овладение речью. Все органы чувств работают на накапливание образов памяти. Ребёнок стремится почувствовать и понять окружающий мир. Усвоение знаний о предметах и явлениях, общественных правилах, формирование умений в значительной степени осуществляется на занятиях по развитию памяти дошкольников.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Практически все родители начинают активно интересоваться способами развития памяти у детей, когда тем пора поступать в школу. А проблемной эта тема становится очень часто вскоре после первого звонка, многие первоклассники не справляются с потоком новой информации и заданиями.

Часто первоклассники не справляются с запоминанием новой информации в процессе обучения

В раннем детстве память малыша развивается через общение с матерью. Казалось бы, молодые мамы интуитивно знают, как помочь ребёнку развить способность запоминания. С детьми первого года жизни занимаются регулярно. Это упоминание членов семьи, имён - мама понимает, что ребёнок запомнил лица родных, по улыбке и радостному возгласу при виде их. Затем с малышом учат части тела и лица: «Это у куколки глазки, а вот у Ванечки глазки». Скоро на вопрос «А где у Ванечки глазки, носик, щёчки?» ребёнок пальчиком показывает правильный ответ. К началу второго года жизни благодаря этим простым занятиям с мамой малыш знает многие предметы из ближайшего окружения, называет их.

В раннем детстве память развивается в органичном общении с мамой

К 1,5 годам ребёнок становится самостоятельнее, овладевает предметными действиями, развивает общую моторику. В этом возрасте малыш всё больше интересуется миром взрослых, запоминает слова и движения из наблюдений в повседневности. Для многих детей настаёт пора детсадовской жизни: кто-то поступает в первую младшую группу ДОУ, других мамы водят в группу кратковременного пребывания. И так бывает в нашей жизни, что домашняя сфера и образовательный процесс в детском саду разграничиваются: родители хотят общаться с детьми, а обучение предполагается за воспитателями.

Воспитатель работает в направлении развития способностей (в т. ч. памяти) у своих подопечных с момента их поступления в детский сад

Таблица: цели и приёмы развития памяти в детском саду

Группа Возрастные особенности Задачи занятий Приёмы развития памяти
Первая младшая (1,5–3 года) На четвёртом году жизни дети учатся ориентироваться во времени суток. Ребёнок активно изучает предметы, их признаки и простейшие свойства. Преобладает зрительно-эмоциональная память, то есть запоминается то, что вызвало сильные эмоции.
  • Формирование зрительного и слухового сосредоточения.
  • Развитие слуховой, обонятельной, моторной, зрительной памяти.
  • Называние предмета и указание, что он умеет делать: «Это мячик, он прыгает и катится».
  • Разучивание потешек, небольших стишков.
  • Во время прогулки воспитатель описывает всё, что дети видят на своём пути: «Смотрите, дворник расчистил снег и посыпал дорожку. Что у нас под ногами? (Песок). Песок делает дорожку шершавой, мы не поскользнёмся».
Вторая младшая (3–4 года) Формируется способность анализировать свойства и признаки предметов. Ребёнок подбирает пары предметов по сходным признакам и противоположным.
  • Называние признаков и свойств предметов.
  • Побуждение к сравниванию предметов, поиску по памяти похожих объектов.
  • Обучение ориентироваться во временах года и времени суток.
Средняя (4–5 лет) Формируется способность запоминать то, что просили.
  • Проговаривание правил детских игр, наблюдение за запоминанием порядка действий.
  • Предложение использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности (продуктивном творчестве, исследованиях, играх).
Старшая (5–6 лет) Развивается способность анализировать, обобщать, выстраивать логические цепочки. Внимание становится более устойчивым.
  • Развитие словесно-логической памяти.
  • Развитие произвольного запоминания и краткосрочной памяти.
  • Использование специальных способов запоминания информации (мнемотехника).
  • Размышления вслух.
  • Составление рассказов об увиденном во время прогулки/экскурсии.
Подготовительная (6–7 лет) Высокий уровень концентрации внимания при затруднённости распределения (ребёнок не может одновременно что-то рисовать и слушать, например). Наблюдается кратковременность памяти, надо чаще повторять изученный материал.
  • Обучение пересказу.
  • Воспроизведение в ролевых и театрализованных играх знакомых сюжетов.

На четвёртом году жизни дети учатся ориентироваться во времени суток

Виды памяти дошкольников

В раннем детстве формируются и развиваются виды памяти, связанные со всеми органами чувств. Совершенствуется восприятие, и образы окружающего мира запоминаются легче и отчётливее. Образная память подразделяется на виды по ведущей сенсорной системе в запоминании объекта:

  • Зрительная память. Процесс зрительного запоминания проходит ряд этапов:
    1. Запоминание того, что видит ребёнок.
    2. Узнавание.
    3. Воспроизведение образа по памяти.

    Развитию этого вида памяти уделяется значительное количество времени на занятиях. Младшие дошкольники тренируют зрительную память в запоминании и узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Воспитанники средней группы запоминают геометрические фигуры и учатся распознавать их в строении предметов. Дети старшего дошкольного возраста учат буквы и цифры.
    Такую память иногда называют фотографической, поскольку запоминание при помощи органов зрения подобно запечатлению кадра из реальной жизни. Воспроизведение этих образов осуществляется в продуктивном творчестве детей (рисовании или лепке изображений по памяти), в дидактических играх.

    Первые рисунки моей дочери были яркими, разноцветными, позитивными… но каракулями! Когда ей только-только исполнилось 4 года, среди завитков и загогулин я заметила изображение дерева: коричневый ствол и крона. Вот только крона была розового цвета. Я решила уточнить: - Что это ты нарисовала?
    - Дерево.
    - Розовое?
    - Да. Я его видела.
    На той неделе мы пошли на прогулку в городской парк. На одной из тропинок дочка потянула меня за руку со словами: «Мама, вон там розовое дерево!». И правда, в нашем парке оказалось такое дерево - был май, это цвела дикая яблоня.

    Первые рисунки предметов являются воспроизведением образов зрительной памяти

  • Слуховая память играет значительную роль в процессе обучения и воспитания. Задания в детском саду (а в дальнейшем и в школе) строятся на восприятии речи педагога и обработке услышанного ребёнком. Он должен услышать, понять и выполнить поручение или инструкцию.
    Развитие слуховой памяти начинается в младшем дошкольном возрасте: дети знакомятся со звучанием музыкальных инструментов, экспериментируют с извлечением звуков из различных предметов. Упражнения на тренировку этого вида памяти часто связаны с развитием речи: запомни и повтори слова, потешку, поговорку. Непонятные ребёнку слова воспитатель объясняет и возвращает к ним спустя время, чтобы они вошли в активный словарь ребёнка.

    Когда детям не спится, мы с ними выполняем простое упражнение «Как звучит тишина». Оно одновременно способствует развитию слуховой памяти и помогает расслабиться. Мы лежим с закрытыми глазами, не шевелимся и не разговариваем. Задача каждого - услышать звуки в тишине и распознать их источники. Слушаем «тишину» 5–6 минут, затем обсуждаем, кто что услышал:
    - На верхнем этаже передвинули мебель, кажется, стул.
    - За окном проехало несколько машин.
    - В соседней комнате папа нажимал кнопки на клавиатуре, набирал текст.
    - В трубе шумела вода и т. д.

    Стоит закрыть глаза и начать прислушиваться, и тишина наполняется десятками звуков

  • Осязательная, вкусовая и обонятельная память - эти виды также относятся многими исследователями к образной памяти. Запахи и вкусы связываются с их источниками в сознании ребёнка: происходит запоминание, как пахнет и каков на вкус апельсин, каким ароматом духов пользуется мама и т. д. То же самое происходит и в сфере осязания. С детских лет мы запоминаем, какие на ощупь вещества и предметы. Если с закрытыми глазами ребёнок потрогает мех, то представит себе животное, которое он гладил.

    «Мама! - с радостным возгласом бежал через дачные участки мой сын. - Котик тёти Нины прямо как снежный человек!». Соседи, наверное, были в лёгком недоумении, что же там за кот у тёти Нины. Но я сразу поняла, что он такой же пушистый и приятный на ощупь, как плюшевая игрушка сына - йети.

    Развитие осязательной памяти происходит в контакте с объектами ближайшего окружения

По участию воли память делится на 2 вида - произвольную и непроизвольную.


По длительности сохранения информации память делится на кратковременную и долговременную. Сначала развивается кратковременная память: ребёнок запоминает что-то, использует информацию и забывает. Поэтому с маленькими детьми надо повторять пройденный материал. Долговременную память следует активно тренировать с 5–6 лет: ребёнок способен удерживать информацию всё дольше, и эта способность будет необходима в школьном обучении.

Тренировка долговременной памяти необходима будущим первоклассникам

Методика развития памяти у дошкольников

Память ребёнка - это прежде всего проявленный им интерес в какой-либо деятельности. Как было сказано выше, у дошкольников преобладает непроизвольная образная память. То есть дети запоминают объекты и явления, которые вызывали у них яркие эмоции, неподдельный интерес. Отсюда возникает вопрос, что же интересно детям? Каждой возрастной группе воспитанников ДОУ присущ свой интерес. Младшие дошкольники любят предметные игры, охотно занимаются в паре со взрослым. С 4–5 лет дети стремятся к сотрудничеству, развиваются индивидуальные вкусы и пристрастия.

Обучающие задания на развитие памяти включаются в структуру всех видов занятий: речевых, музыкальных, НОД (непосредственно образовательной деятельностью), изодеятельностью и др. Развитие способностей ребёнка непосредственно связано с сохранением и воспроизведением информации. Следует чередовать упражнения на развитие сенсорного восприятия. Лучше всего ребёнок сможет описать объект, исследованный различными органами чувств, то есть всесторонне.

Любимая сказка моей дочери - «Жихарка». Когда дочке было 4 года, бабушка попросила её рассказать, что за сказка такая. Дочка начала пересказ, но быстро запуталась и расстроилась. Это случилось не оттого, что мы читали сказку давно или редко. И не потому, что дочь плохо слушала. Словесно-логическая память пока только начинает формироваться в этом возрасте. Зрительные образы сохранились благодаря изучению иллюстраций.
Тогда, чтобы запомнить сюжет сказки, мы распечатали кадры из мультфильма «Жихарка», перемешивали карточки и составляли последовательность событий. Несколько раз мы проигрывали сказку в виде простой игры-драматизации: наклеили изображения героев на палочки, я читала текст, а дочка действовала за персонажей.
После этих упражнений у дочери получилось пересказать сказку: вспомнить и воспроизвести сюжет.

Запоминание объекта должно быть разносторонним: зрительным, слуховым, осязательным, действенным

Игры на развитие памяти

Дидактические игры, направленные на развитие памяти, тренируют способность логического запоминания. Эти игры основаны на концентрации внимания различными органами чувств. Важно следить, чтобы ребёнок приступал к игре в хорошем настроении. Игровые задания подбираются педагогом в соответствии с возрастными особенностями детей. Лёгкое задание может погасить интерес ребёнка, а чересчур сложное - стать причиной переутомления.

Индивидуализировать дидактические игры можно по тематике материала. Например, девочки будут изучать карточки со сказочными принцессами, мальчики - с техникой.

Видео: игры на развитие произвольной памяти

https://youtube.com/watch?v=BXjrTvw_OtE Video can’t be loaded: Произвольная ПАМЯТЬ Дошкольников | Игры на Развитие Памяти | Советы Родителям 👪 (https://youtube.com/watch?v=BXjrTvw_OtE)

Видео: игры на развитие слуховой памяти

https://youtube.com/watch?v=Colhovnz1Fc Video can’t be loaded: ✔ ИГРЫ на РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ Ребёнка | СЛУХОВАЯ Память Детей | Советы Родителям 👪 (https://youtube.com/watch?v=Colhovnz1Fc)

Видео: игры на развитие памяти, внимания, умения слушать

https://youtube.com/watch?v=m-v4XMqwBdY Video can’t be loaded: Развитие Словарного Запаса | Игры на Развитие Памяти, Внимания, Умения Слушать | Советы Родителям 👪 (https://youtube.com/watch?v=m-v4XMqwBdY)

Таблица: картотека игр

Возрастная группа Описание игр
Младшие группы
  • «Птичьи голоса». Воспитатель показывает картинки (или слайды на интерактивной доске) и сопровождает их рассказом: «В лесу живут разные птицы. У каждой имеется неповторимый голос. Давайте познакомимся с птицами и послушаем их пение! Ку-ку, ку-ку! На ветке сидит кукушка. Как она поёт, ребята?». Дети вспоминают ранее произнесённое «ку-ку, ку-ку!». И так для каждой картинки с птицей.
  • «Продуктовый магазин». Игра проводится в уголке с набором для игры в магазин или с карточками, на которых изображены продукты. Взрослый просит ребёнка сходить в магазин и купить продуты. Сначала это два названия: «Хлеб и молоко». Затем количество покупок можно увеличивать. Ребёнок «отправляется» в магазин, возвращается с покупками.
  • «Зоопарк». Воспитатель говорит ребёнку, что сейчас они совершат прогулку в зоопарк. Взрослый рассказывает, какие животные там содержатся, показывает их либо на плакате «Зоопарк», либо на макете с фигурками. Затем просит ребёнка выбрать из набора карточек тех животных, которых они «видели» в зоопарке.
  • «Что пропало?». Перед ребёнком лежит несколько игрушек, он их запоминает и отворачивается, воспитатель убирает одну. Ребёнок должен назвать, чего не хватает. Постепенно игра усложняется: нужно запомнить не только состав игрушек, но и их последовательность.
  • «Сможешь повторить?». Взрослый показывает движения (можно танцевальные), ребёнок должен повторить. Игре можно придать соревновательный характер: воспитатель показывает движение сначала одной подгруппе, затем другой, и кто больше наберёт баллов.
Средняя группа
  • «Художники». Ребёнку предлагается изучить предмет, который предстоит нарисовать художнику. Затем он отворачивает и описывает так, чтобы художник смог запечатлеть предмет со слов: «Это предмет круглый, похож на шар. Он оранжевого цвета, у него есть хвостик и листок. Его кожа плотная, но с пупырышками». (Апельсин). Эту игру можно проводить и с воспитанниками подготовительной группы так, чтобы на листе бумаге кто-то из детей пробовал зарисовать описание.
  • «Повтори ритм». Взрослый простукивает несложный ритм молоточком, на металлофоне, барабане или бубне. Ребёнок повторяет.
  • «Повтори узор». Ребёнку предлагается изучить узор из цветных кубиков или пуговиц и выложить такой же.
  • «Волшебный мешочек». Ребёнок опускает руку в мешочек, берёт в нём один предмет и, не доставая, пробует угадать, что это. Дети любят играть в мешочек, поэтому воспитателю следует периодически обновлять его содержимое.
  • «Съедобное-несъедобное». Взрослый называет слово и одновременно посылает мяч ребёнку. Если назван съедобный объект, ребёнок ловит мяч, если несъедобный - надо отбить. Старшие дошкольники играют в «Съедобное-несъедобное» самостоятельно.
  • «Гусеница». Дети становятся гусеницей (друг за другом), под музыку ползут по периметру комнаты. Как только музыка затихает, дети разбегаются врассыпную. Музыка снова играет - дети вспоминают свои места, собираются в гусеницу.
Старшая группа
  • «Я знаю пять». Дети садятся в круг. Воспитатель даёт мяч первому ребёнку и говорит: «Я знаю пять домашних животных». Ребёнок называет: «Собака, кошка, хомяк, кролик, корова», возвращает мяч. И так воспитатель даёт задание каждому. В подготовительной группе дети играют самостоятельно, придумывают задания друг другу.
  • «Кукловод». Ребёнку завязывают глаза, воспитатель ведёт его по комнате. Маршрут должен быть простым. Например: 2 шага вправо, поворот в обратную сторону, 5 шагов прямо и 1 влево. Затем ребёнку развязывают глаза, и он должен вернуться тем же маршрутом в обратной последовательности.
  • «Цепочка». Дети становятся кругом. Воспитатель называет первое слово: «Сыр». Стоящий справа повторяет и добавляет новое слово: «Сыр-бор». Дети стараются составить как можно более длинную цепочку. Предварительно стоит договориться с ребятами использовать односложные слова.
  • «Вспомни пары». Воспитатель называет парами слова, связанные по смыслу: «Суп-ложка», «ракетка-воланчик» и др. Затем он называет только первые слова пары, а дети вспоминают вторые.
  • «Сказочники». Дети коллективно придумывают сказку. Каждый по очереди дополняет сюжет одной-двумя фразами. Воспитатель следит, чтобы в сказке сохранялись названные в начале персонажи, место действия, какие-либо предметы.
Подготовительная группа
  • «Жуки». На поле в клеточку (шахматное, как вариант) стоят две фигурки жуков на противоположных краях: синий и красный. За жуков играют дети. Воспитатель даёт команду: «Синий жук 2 клетки вправо и 3 вверх», ребёнок выполняет. Потом другому участнику. Проигрывает тот, кто допустит ошибку в перемещении.
  • «Пары» («Пексессо»). Перед ребёнком разложен набор карточек рубашкой вверх. Он переворачивает по две, пытаясь найти парные (пары убираются с игрового поля). Если игрок один, то игра ведётся на время: «Успей собрать все пары за 5 минут». Если игроков двое, то выигрывает собравший больше пар.
  • «Ура!». Ребята умеют считать до 100. Воспитатель даёт команду: считать по очереди от 1 до 100, заменяя числа с двойкой на слово «Ура». Дети считают по кругу: «Один, ура, три…».
  • «Сад скульптур». Выбирается ведущий. Остальные дети принимают застывшие позы статуй. Ведущий отворачивается, дети договариваются глазами и один из них меняет позу. Ведущий должен найти изменившуюся скульптуру.

В этой игре, знакомой каждому, отлично развиваются внимательность и память

Упражнения на развитие памяти

Специальные упражнения на развитие внимания и памяти проводятся со старшими дошкольниками. В этих заданиях практически или полностью отсутствует игровой элемент, и дети запоминают информацию усилием воли. Таким образом, специальные упражнения следует применять в детском саду для развития произвольной памяти.

Упражнения для дошкольников содержат в основе:

  • Повтор: ребёнок наблюдает за действиями воспитателя и повторяет как можно точнее. Тренируются в повторении движений (в т. ч. танцевальных), цепочки слов, фраз, рисовании простых фигур.
  • Запоминание: ребёнку даётся задание запомнить картинки, символы, цифры, буквы и затем повторить.
  • Поиск: ребёнок внимательно рассматривает картинку или композицию и находит требуемое по заданию. Для читающих детей даются упражнения на поиск слов среди букв.

Взрослый следит за правильностью воспроизводимой ребёнком информации и при необходимости поправляет его

Упражнения на развитие словесно-логической памяти

Поскольку в дошкольном детстве начинает формироваться словесно-логическая память, на занятиях в ДОУ будут актуальны следующие упражнения:

  • «Собираем чемодан». Дети по очереди нанизывают на фразу слова: «Я собираю в дорогу чемодан и кладу в него шарф, очки, книгу…». Побеждает тот, кто сможет запомнить самую длинную фразу.
  • «Рифмовка». Ребёнок подбирает рифмы к написанным/названным словам или находит как можно больше слов к одному заданному.
  • «Инструкция». Взрослый просить выполнить ребёнка что-то по инструкции. Ребёнок запоминает и воспроизводит цепочку действий.
  • «Ассоциации». Ребёнок находит слова-ассоциации для называемых взрослым: лето-жара, дождь-зонтик. Для читающих детей слова даются на карточке.
  • «Повторение фраз». Педагог проговаривает 3–4 короткие фразы: «Девочка играет в мяч. Мальчик кормит котёнка. Мама готовит обед. Бабушка вяжет шарф». Ребёнок повторяет. Если возникают трудности с запоминанием, воспитаннику предлагается сделать рисунки-напоминания под озвученные фразы.

Фотогалерея: примеры заданий для развития памяти дошкольников

Ребёнку даётся задание запомнить предметы на картинке, а затем перечислить их Дошкольник должен запомнить символы предметов и заполнить ими таблицу Сочетание упражнений с творческими заданиями является профилактикой утомления воспитанников Данное задание развивает ассоциативную память дошкольников Если задания кажутся дошкольникам слишком лёгкими, можно увеличить временной интервал между демонстрацией картинки и ответом воспитанника

Мнемотехника для развития памяти

Современные воспитатели часто используют специальные схемы для облегчения запоминания информации детьми. Мнемотехника - это метод ассоциаций для развития качества и объёма памяти. В качестве наглядного и вспомогательного материала используются схемы - мнемотаблицы, на которых расположены ряды ассоциативных квадратов. В каждом квадрате нарисован символ, подразумевающий слово или даже часть фразы.

В квадратах таблицы зашифрованы элементы сюжета известной сказки

Мнемотаблицы создаются на основе сказок или рассказов. Ребёнок изучает картинки и с их помощью может рассказать сюжет. Заучивание стихотворений или песенных текстов с помощью мнемотаблиц превращается в увлекательное занятие.

В квадратах зашифрованы слова стихотворения, что помогает ребятам быстрее его запомнить

Правила применения мнемотехники на занятиях с дошкольниками:

  • Работа с таблицами ведётся от простого к сложному. На первых порах дети занимаются с малым количеством квадратов в схемах. Максимум ассоциативных квадратов в мнемотаблице для дошкольника - 9 шт.
  • Мнемотаблицы всегда яркие и привлекательные. Работать с чёрно-белыми картинками детям неинтересно, их внимание будет рассеиваться.
  • В день можно изучать не более 2 таблиц.
  • Тематика мнемотаблиц меняется ежедневно. Если воспитатель взялся за внедрение мнемотехники, то он подготавливает картотеку схем в соответствии с темами календарного планирования.

Опора на ассоциативные рисунки поможет дошкольнику пересказать сказку

Воспитатели, обучающие детей мнемотехнике, как правило, знакомят подопечных с пиктограммами. Пиктограмма - это техника самостоятельного создания ребёнком схемы для запоминания текста, правила или сюжета. Когда ребёнок хорошо разбирается в мнемотаблицах: как их «читать» и применять, он понимает, как сделать для себя подсказку.

Моему сыну никак не удавалось запомнить начало стихотворения. Тогда я предложила ему зарисовать то, о чём говорится в первых двух строках. У сына получился ряд картинок:
Цифра 2 - месяц - жёлтый кленовый листок - человечек с большим сердцем в груди и короной на голове.

Что соответствовало словам:
[Второй] - [месяц] - [осени] - [октябрь - добрый молодец].

Видео: занятие по мнемотехнике в подготовительной группе

Эйдотехника для заучивания стихотворений

Эта техника применяется в детском саду редко. Обычно ей пользуются для разучивания стихотворений, скороговорок, песен с детьми, у которых сильнее развито правое полушарие головного мозга. Такие дети легко запоминают образы. Если в мнемотехнике для запоминания рисуются ряды символов, то эйдотехника предполагает создание одной картинки.

Воспитатель несколько раз прочитывает текст и просит ребёнка запечатлеть услышанное в рисунке. Воспитанник создаёт на листе целостную картину текста. Здесь непременно будут детали и разные цвета . Эйдос в переводе с греческого означает «образ». Мозг фиксирует взаимосвязи между частицами единого образа, который создаёт ребёнок. Наглядный материал, сделанный самим ребёнком, облегчает процесс заучивания текста.

Проведение занятия по развитию памяти в детском саду

В рабочей программе, как правило, не предусмотрен обособленный блок занятий по развитию памяти. Это объясняется тем, что упражнения и игры на совершенствование запоминания включаются в структуру всех занятий в детском саду. На развитие памяти направлены занятия во второй половине дня, в т. ч. в центрах самостоятельной активности. Однако по усмотрению педагога проводятся специальные занятия по развитию памяти. Воспитатель учитывает возрастные особенности детей: рассчитывает длительность занятия в соответствии с нормами СанПиН, подбирает подходящие формы работы. Необходимо помнить, что дошкольники быстро устают и нуждаются в частой смене деятельности.

Поскольку упражнения на восприятие и развитие памяти требуют больших мыслительных затрат, в ход занятия включаются подвижные игры, творческие задания, развлекательные моменты.

Подвижные игры помогают избежать переутомления воспитанников во время занятий

Примерная структура занятия по развитию памяти:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивирующее начало занятия: включение в игровую или проблемную ситуацию, сюрпризный момент.
  3. Упражнения.
  4. Физкультминутка.
  5. Упражнения.
  6. Музыкальная пауза.
  7. Игра на развитие памяти.
  8. Подведение итогов.

В конспекте занятия воспитатель пишет сценарий для каждого структурного этапа, прогнозирует возможные отклонения от плана. Обязательно указываются цели и задачи занятия, предварительная работа (если проводилась), используемое оборудование и материалы.

Таблица: варианты постановки целей и задач занятия

Возрастная группа Тема занятия Цель Задачи
Средняя «В мире животных» Развитие зрительного внимания и памяти.
  • Расширение представлений о диких животных.
  • Побуждение быть инициативным в игре.
  • Обучение использованию пиктограмм (условных картинок) для запоминания.
Старшая «Станция Запоминайка»
  • Развитие образной памяти.
  • Формирование способности произвольного запоминания.
  • Развитие умения работать с мнемотаблицами.
  • Развитие зрительной и слуховой памяти в дидактических играх.
Подготовительная «Её величество Память» Создание благоприятных условий для развития памяти детей.
  • Формирование представлений о том, что такое память.
  • Знакомство с различными способами запоминания информации.
  • Воспитание грамотного использования ресурсов памяти в быту и в учёбе.

При необходимости воспитатель помогает дошкольникам, поддерживая и задавая наводящие вопросы

Таблица: пример конспекта занятия по развитию памяти в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Зыкова С. П., педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад № 15», г. Троицк, Челябинская область.
Название «Развитие слуховой памяти»
Цели
  • Развитие слуховой памяти.
  • Развитие слухового и зрительного восприятия.
  • Развитие внимания.
  • Развитие мышления и речи.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Оптимизация и коррекция межполушарного взаимодействия.
  • Обучение приёмам саморегуляции, снятия напряжения.
Интеграция познавательных областей
  • «Коммуникация»,
  • «Социализация»,
  • «Здоровье»,
  • «Музыка»,
  • «Познание».
Оборудование
  • Цветные карандаши,
  • альбом для рисования.
Ход занятия Ритуал приветствия.
Психолог: Давайте начнём наше занятие с игры «Эхо»! (Цель: настроить детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания). Ребята, по очереди назовите имя своего соседа (прохлопайте имя по частям).
Давайте подумаем, что нам нужно для того, чтобы провести наше занятие хорошо, интересно? (Слушать педагога и друг друга, не шуметь, не выкрикивать, не повторять ответов других детей, быть внимательными, думать, прежде чем говорить).
Гимнастика мозга (перекрёстное движение).
Психолог: Положите правую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это время левой рукой делайте круговые движения по животу (на хлопок поменяли местами руки).
Глазодвигательные упражнения:
  1. Быстро-быстро поморгайте глазами, как будто это крылышки мотылька.
  2. Не поднимая головы, посмотрите вверх.
  3. <…>

Тренинг выразительной мимики.

  • Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек.
  • Улыбнуться, как хитрая лиса,
  • Удивиться, как будто ты увидел чудо.

Игра «Бабушка собирала чемодан».
Психолог: Бабушка укладывала чемодан. Положила клубок.
Далее дети по одному продолжают цепочку, вспоминая всё, что было сказано перед этим.
Динамическая пауза «Повтори за мной».
Дети выполняют движения, например, хлопают в ладоши, по коленям, прыгают, топают и др.
Игра «Запретное число».
Дошкольники читают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбираются числа, которые нельзя произносить вслух, вместо них играющий хлопает.
Игра «Спаси птенца».
Психолог: Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он прилетит к вам.
Игра «Запоминай порядок».
Педагог показывает в руке 6–7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.
Этюд на тренировку отдельных групп мышц «Шалтай-болтай».
Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.
Игра «Скажи наоборот».
Например, маленький - большой

  • Весёлый -
  • Злой -
  • <…>

Игра «Запомни слова и повтори».
Воспитатель называет слова и просит повторить детей <…>
Пальчиковая гимнастика.
Работа в тетрадях. Задание «Нарисуй и зачеркни».
Педагог предлагает детям:

  • Нарисовать три треугольника, один квадрат, один круг и зачеркнуть первую фигуру.
  • Нарисовать два круга, два треугольника, один овал и зачеркнуть четвёртую фигуру.

Релаксация.
Ритуал прощания.

В дошкольном детстве активно развивается наглядно-образная память. Ребёнок совершенствует восприятие объектов окружающего мира при помощи всех органов чувств. К старшему дошкольному возрасту происходит значительное развитие мышления и формируется словесно-логическая память. Чем активнее ребёнок тренировал все виды памяти в детском саду, тем легче и увлекательнее будет для него процесс обучения в начальной школе.

Поделитесь с друзьями!

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Найди игрушку

Развиваем память, внимание, аналитические способности

Описание : необходимо завязать глаза вашему ребенку (или нескольким детям) и объяснить, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее на самое видное место. Когда вы развяжете малышу глаза, он должен приступить к поискам. Если в игре участвует несколько детей, то победителем окажется тот участник, который первым найдет «спрятанную» игрушку.

Натюрморт

Развиваем зрительную память, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности

Описание: сядьте за стол, поставьте на него поднос и расположите на нем все выбранные вами предметы. В течение 1 минуты ваш ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке.

Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а ваш малыш должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти. Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

Третий вариант этой игры рассчитан на участие в ней большего количества участников. Все предметы в этом случае передаются по кругу, и каждый участник должен назвать одно определение, характеризующее этот предмет. Последний игрок должен высказать окончательное предположение о том, что это за предмет. Если он затрудняется, то ему должны помочь остальные участники игры.

Каждый новый круг должен начинаться с нового человека, чтобы окончательное решение каждый раз высказывал новый участник.

Материалы и наглядные пособия для игры

Поднос или большая пластмассовая тарелка, 5—10 небольших предметов, которые можно расположить на этом подносе.

Определи на ощупь

Развиваем память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета

Описание: на столе нужно разложить все предметы. В течение нескольких минут дайте возможность ребенку изучить эти предметы, если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами. Затем вы должны завязать ему глаза и внести в расположение этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один I предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них.

Материалы и наглядные пособия для игры

10—15 различных предметов, стол.

Поиск по памяти

Развиваем память, координацию, внимание

Описание: эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо вашему ребенку.

Разложите все выбранные игрушки на полу. Сообщите вашему малышу, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и засеките время поиска.

Эту игру можно усложнить. Во-первых, можно не показывать ребенку разбросанные игрушки, т. е. сначала нужно завязать ему глаза, а уже затем раскидать все предметы. Во-вторых, можно сократить время поиска. В этом варианте комната должна быть максимально безопасной, чтобы ребенок не мог пораниться.

Материалы и наглядные пособия для игры

Различные предметы (мягкие игрушки, кубики, машинки). Желательно подготовить какой-нибудь приз.

Перевертыш

Развиваем речь, внимание, умение сосредоточиться, мышление

Описание: суть этой игры состоит в произнесении слов по буквам в прямом и обратном порядке. Ее можно проводить как в компании, так и наедине с вашим малышом.

Материалы и наглядные пособия для игры

❧ Начинать эту игру лучше с небольших слов из 3—4 букв, постепенно увеличивая количество букв в слове. Параллельно с увеличением количества букв нужно увеличивать скорость их произнесения.

Если ваш ребенок уже знает алфавит, то можно попрактиковаться в его быстром произнесении — сначала в прямом, затем в обратном порядке.

«Словесный» художник

Развиваем память, внимание, речь, расширяем словарный запас, творческое мышление

Описание : суть этой игры заключается в словесном описании какой-либо картины.

Предложите вашему ребенку рассмотреть и запомнить выбранную вами картину. Если эту игру вы проводите в первый раз, то необходимо разобрать ее совместно. Проанализируйте ее, разберите то, что происходит на ней, по возможности придумайте рассказ. Затем уберите картину и попросите словесно по памяти воспроизвести все то, что на ней нарисовано.

Постепенно ваша помощь должна становиться минимальной.

Материалы и наглядные пособия для игры

Картина или репродукция.

❧ Для первых игр выбирайте картины с явным сюжетным содержанием. Позже можно использовать пейзажи, натюрморты.

В эту игру можно внести творческий момент, если попросить малыша придумать, что могло произойти на этой картине дальше, и это нарисовать.

Любимый мультфильм

Развиваем память, внимание, творческие способности

Описание: суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм.

Вначале можно посмотреть выбранный мультфильм. Он должен быть не очень длинным (1—2 минуты). Попросите вашего малыша пересказать содержание этого мультфильма как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, помогайте ему, задавайте наводящие j вопросы, акцентируйте его внимание на отдельных деталях.

Затем снова включите мультфильм, но при этом отключите звук. Реплики всех персонажей нужно будет произносить самому ребенку. Объясните ему, что главное — не пропускать слова мультяшных героев. Если ребенок забывает реплики, то нужно тут же их придумать.

Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, перед этим просмотрев мультфильм повторно.

Материалы и наглядные пособия для игры

Хорошо знакомый вам и вашему ребенку мультфильм на видеокассете или DVD.

Запаздывающее зеркало

Развиваем внимание, координацию, умение сосредоточиться

Описание : сначала необходимо выбрать ведущего. Им может быть как ребенок, так и взрослый (в первый раз лучше выбрать кого-то из старших). Ребята усаживаются на стулья в одну линию. Все внимание каждого участника должно концентрироваться на его соседе справа.

Первым садится ведущий, он и начинает игру, показывая какое-нибудь движение (например, поднимает левую руку). Затем это движение повторяет его сосед слева, и так по очереди до конца цепочки. Когда последний участник будет показывать это движение, ведущий уже должен придумать следующее (например, встать и сесть). С каждым разом движения должны усложняться, а темп игры — ускоряться.

Во время игры старайтесь следить за осанкой детей. Они должны сидеть прямо. У них сразу возникнет желание подсмотреть новое движение у ведущего. Это неправильно, каждому ребенку нужно дождаться, когда это движение выполнит его сосед, а затем вовремя и правильно его повторить.

Материалы и наглядные пособия для игры

Стулья, количество которых соответствует количеству участников игры.

Горная тропинка

Развиваем внимание, память, умение концентрироваться

Описание: в этой игре могут принимать участие, как минимум, 2 игрока.

Всем участникам раздаются листы бумаги и карандаши. Каждый самостоятельно рисует свою тропинку. Главное условие: она должна состоять из ровных линий. Количество этих линий может быть различным. Начинать можно с 5 линий, постепенно усложняя до 10—20.

После того как ребята нарисовали свою тропинку, нужно разделиться на пары (если количество игроков больше 4). В каждой паре выбирается участник, который будет первым начинать игру. Этот ребенок (или взрослый), прикрывая свой рисунок, должен словами его описать: например, первая линия идет вверх, вторая — влево, третья — вниз, четвертая — влево, пятая — вверх). Второй участник должен запомнить этот рисунок на слух.

Если с первого раза он не запомнил, то можно еще раз повторить описание. После этого он должен проговорить описание этой тропинки в I обратном порядке.

После того как это задание выполнено, ребята меняются ролями. Теперь первый участник запоминает тропинку, а второй участник ее описывает.

Материалы и наглядные пособия для игры

2 листа бумаги, 2 карандаша.

Логические паззлы

Развиваем внимание, усидчивость, аккуратность, целеустремленность, аналитические способности

Описание: эту игру можно провести в двух вариантах. Сначала разберем первый вариант.

Дайте ребенку цветные карандаши и чистый лист бумаги. Предложите ему нарисовать какой-нибудь рисунок. Когда он выполнит это задание, разделите рисунок на равные части (например на 9 частей). Возьмите ножницы и предложите ребенку самому разрезать картинку. Следите, чтобы он правильно пользовался ножницами и не поранился.

Затем предложите ему отдохнуть, а сами в этот момент на обратной стороне элементов рисунка напишите приготовленный заранее текст — по одному предложению на каждом элементе. Располагаться предложения должны так, чтобы ребенок, сложив их в правильный текст и перевернув, получил свою картинку.

Второй вариант отличается от первого тем, что картинку ребенок не рисует. Вам нужно самим ее найти. Это может быть старая раскраска или какие-нибудь иллюстрации.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, цветные карандаши, ножницы, небольшой рассказ из нескольких предложений, картинки.

Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой в классе, внимательно слушает учителя, а значит хорошо запоминает учебную информацию. В начале школьного обучения наряду с вниманием огромную роль играет и память. В начальной школе вообще без развитой памяти никуда. Писать дети в первом классе ещё не умеют, поэтому всё необходимо запоминать, вплоть до домашнего задания. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому самым эффективным способом развития памяти и внимания ребёнка является игра. Память и внимание сильно взаимосвязаны, поэтому игры, которые разработали направлены на развитие и памяти и внимания.

Дидактическая игра «Исчезнувший предмет»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут не менее двух человек.

Цель игры: развивать внимание и кратковременную память детей; учить целенаправленно запоминать информацию, воспитывать честность.

Материалы: несколько мелких игрушек.

Ход игры: Если играет несколько детей самостоятельно, в начале игры нужно выбрать водящего, если же Вы играете с одним ребёнком, то целесообразно роль ведущего взять на себя. На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Примечание: бывают случаи, когда ребёнок не может справиться с игрой, т.к. ему необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием, которых ещё пока нет. В качестве такого средства был введён «указующий жест» пальцем (указывает сам ребёнок) и развёрнутое речевое описание тех объектов и их пространственного расположения, которое требуется запомнить и воспроизвести. Ребёнку предлагается брать каждую игрушку в руки (из тех, которые необходимо запомнить), рассматривать её, ощупывать, описывать внешний вид вслух, затем также вслух объяснять себе, где находится игрушка. «Объяснять себе» — это не случайно: другой человек вряд ли смог бы понять это объяснение, поскольку участники группы часто не владеют понятиями «левый», «правый», «верх», «низ». Вначале вся эта процедура совершается вслух, через некоторое время шёпотом, а потом про себя. Затем достаточно просто пальцем указать на игрушку. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. Как только ребёнок пытается просто запомнить, опять начинаются ошибки.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Игра предназначена для детей от пяти лет, играть могут не менее двух игроков.

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Если эта игра окажется трудной для ребёнка, целесообразно применить тот же способ запоминания, что и в предыдущей игре.

Дидактическая игра «Пуговицы»

Игра предназначена для детей в возрасте от пяти лет (при условии самого простого подбора пуговиц). Играть могут двое человек.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников; учить способам запоминания предметов.

Материалы: два одинаковых набора пуговиц (по одному для каждого играющего), причём ни одна пуговица внутри набора не повторяется. Количество пуговиц из набора зависит от уровня сложности игры: чем сложнее игра, тем больше их используется, Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом, перед играющими лежит весь набор, из которого взяли эти пуговицы. У каждого играющего должно быть игровое поле , представляющее собой квадрат, разделённый на клетки. Чем сложнее игра, тем больше должно содержаться клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле, которое содержит четыре или шесть клеток.

Ход игры: Начинающий игру выставляет на своём поле три пуговицы из имеющегося у него набора пуговиц. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает своё поле платком или листом бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своём игровом поле. Затем первый игрок открывает своё игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идёт на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры. Выигрывает тот играющий, который не допустил ни одной ошибки.

Для того ребёнка, для которого эта игра окажется трудной, целесообразно применять тот же способ запоминания, что и в предыдущих двух играх.

Дидактическая игра «Хамелеон»

Игра предназначена для детей от 5-ти лет, играть могут сколько угодно человек, не менее двух. Игра проводится в виде соревнований.

Цель игры: развивать память и внимание дошкольников, учить внимательно слушать и быстро отвечать; закреплять названия цветов.

Материал: фишки для играющих.

Ход игры: Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем ведущий начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т.д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

Дидактическая игра «Зеркало»

Играть могут до двух человек. Игра подойдёт детям от четырёх лет (зависит от сложности движений).

Цель игры: развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.

Ход игры: Выбирается ведущий, все остальные – зеркало. Ведущий придумывает движении, а остальные должны в точности его повторить. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Дидактическая игра «Зашумлённые картинки»

Играть может один человек. Игра предназначена для детей от 5 – 6 лет.

Цель игры: развивать произвольное внимание.

Материалы: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.

Ход игры: перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.

Дидактическая игра «Рыбаки»

Играть может сколько угодно человек, не менее двух. Игра предназначена для детей от четырёх лет, если они знакомы с деятельностью рыбаков.

Цель игры: развивать произвольное внимание, двигательную активность, память и фантазию.

Ход игры: играющие становятся в круг. Они – «рыбаки». Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и показывает остальным движения «рыбаков»: «тянет сеть», «вынимает рыбу», «гребут вёслами», «закидывает удочку», «чинит сеть» и т.д. Тот, из играющих, который повторит движения неправильно, тот выходит из игры. А тот, кто повторял лучше всех, становится водящим.

Для развития детской памяти есть ряд интересных и занимательных игр, пособий, техник. Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. Ниже, подборка игр, надеюсь вам понравится.

Что изменилось. Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек.Прочитать предложение, ребенок должен пересказать. Прочитать второе предложение и так же пересказать.

“Снежный ком” . -Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. – Я налью воду и положу мясо. – Я налью воду, положу мясо и картошку. И т. д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. – Я в чемодан положу халат и тапочки. – Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т. д. У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина. И т. д.

“Пексессо” . Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные – кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы…

Визуализация. Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д. Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета…

“Ящик” . В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на “Ящик”) под названием:

“Найди сам” . Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе l в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

“Узнай предмет” .Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.

“Чудесный мешочек”. В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

“Делай, как я” . На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

“Чудесные слова” . Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

“Магазин” (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в “магазин” и “купить”… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

“Нарисуй фигуру” . Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

“Кто знает больше” также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, – 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Жук» Поле, как для шахмат, но вначале можно сделать 10 клеток на 8. Одна игрушка ставится в любое место. Вначале дается команда, только потом можно ходить, к примеру: 3 шага влево, 2 вниз. В дальнейшем можно брать 2, 3 игрушки. Для них дается команда и только потом можно передвигать игрушки. Можно разделить, к примеру: зайчик ребенку, а динозавр – маме. Команды отдаем по очереди.

Коробочки. Для этой игры нужно несколько разных коробочек, не менее 6 штук. Подберите штук 10 разных мелких игрушек. В дальнейшем можно использовать буквы, цифры, картинки. На глазах ребенка положите в несколько коробок игрушки, перемешайте коробки, надо отгадать, где что лежит. В дальнейшем можно положить игрушки во все коробки. Можно давать ребенку коробки в руки, чтобы он мог потрясти, наклонять их.

Ассоциативная память.

Надо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой. Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные между собой – школа и учитель, спортсмен и коньки… Вначале надо взять 5 пар и правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары.

(1 голос : 5 из 5 )

Здравствуйте, уважаемые родители! Все Вы, конечно, понимаете, насколько важно развивать память будущему первокласснику. Ведь от этого напрямую зависит его успешность не только в школе, но и в дальнейшей взрослой жизни. Хорошая память поможет успешно учиться в ВУЗе, карьерному продвижению.

Сначала – немного теории. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу. Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Тренируя память Вашего ребёнка, Вы, возможно, воспитаете будущего полиглота (от греческого «многоязычный»). Но даже если Ваш малыш и не будет разговаривать на 19 языках, как известный русский поэт Брюсов, хорошо тренированная память, несомненно, поможет ему в учёбе.

Дети-дошкольники обладают удивительной памятью. Многие родители с удивлением отмечают, что их ребёнок без лишних усилий может цитировать рекламные ролики или с точностью воспроизводить диалоги из мультика или бразильского сериала. Однако родители и учителя часто жалуются на плохую память ребёнка, особенно в первом классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей и т.д. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. В тестировании и коррекции памяти ребёнка нужно ориентироваться на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.

Актёры, заучивающие наизусть многие страницы текста роли, не имеют этого навыка от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает язык и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, учится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значение слов. Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти.

Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. Поэтому хорошо, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребёнка. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память, в зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить самого ребёнка обвести букву или воспроизвести изображение. Однако учтите, что 80% всей информации человек получает всё-таки благодаря зрению и слуху.

А сейчас мы дадим Вам несколько игр и заданий, которые Вы можете использовать для занятий по укреплению и развитию памяти ребёнка.

«Отгадай-ка!»

Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребёнком. Задание состоит в том, что ребёнок должен по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов, так, чтобы партнёры по игре угадали, что это. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того, как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали свой предмет, водящий даёт в руки любому игроку камушек как приглашение к началу рассказа. Получивший камушек рассказывает о загаданном предмете. Когда предмет отгадан, камушек передаётся следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не придумает свою загадку.

Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему достаточно полно описать предмет. В конце игры можно раздать сладкие призы.

«Вспомни фигуру» .

Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), даёт рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги. Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно – это считается ошибкой. Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сумеет с первого раза правильно выложить фигурку – это очень сложное задание.

«Игрушки-непоседы».

На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.

«Вместительный чемодан».

В эту игру можно играть и вдвоём, но лучше – компанией из 3-5 человек. Взрослый начинает игру вот такой фразой: «Бабушка укладывает в свой чемодан… расчёску», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёску и… тапочки» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд предметов, укладываемых в бабушкин чемодан, не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов. Если кто-то в процессе игры забывает один из предметов, ему вручается фант и даётся задание (нарисовать бабушку, посчитать все расчёски и тапочки в доме и т.д.).

Упражнения для развития литературной памяти.

Очень полезно для развития памяти ребёнка читать ему (и вместе с ним) стихи. Это занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и, помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребёнку литературный вкус и способствует эмоциональному сближению членов семьи. Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания, если же Вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы – произведения С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского. Начинайте с четверостиший, постепенно увеличивая объём стихотворного текста, который нужно запомнить и прочитать наизусть. Старайтесь читать текст не торопясь и выразительно, приучая к этому и ребёнка. Поставьте перед ребёнком цель – запомнить стихотворение с четвёртого (третьего, второго) раза. Поощряйте интерес ребёнка к чтению – покупайте яркие, красочные, содержательные и увлекательные книги. Можно устроить конкурс юных чтецов, пригласив друзей Вашего ребёнка, призами могут быть книги или лакомства.

«Дверная скважина».

Эта игра предназначена для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно в 4 раза превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Картинку до начала игры не должен видеть ни один игрок. Играть в эту игру лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с «дверной скважиной» и кладёт её перед играющими. Рассматривать картинку можно только через вырезанную «дверную скважину», постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит верхним листом по картинке в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В конце игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Этот игрок и сменяет ведущего. Начинается рассматривание другой картинки.

Статью подготовила завуч по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В. (по материалам книги «Я иду в школу» О. Морозовой).