Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД. Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познание»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния.
5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
«Коммуникация»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашутисты.
4. Воспитывать культуру общения.
«Социализация»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Чтение художественной литературы»
1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
«Музыка»
1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра)
Методы и приемы:
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух»
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.
Оборудование: кусок ткани, картинка с изображением неба и самолета, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутое цветное пятнышко)

Ход занятия.

В.: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Меня зовут Юлия Леонидовна.

Орг. игра с воздухом «Парашют»
- Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
- Ребятки, что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
Ребята, у нас есть огромный океан. Он без берегов и воды, и каждый день по нему проплывает серебристые рыбки (а это самолеты) Догадались?

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Я хочу вам предложить поговорить сегодня о воздухе.

Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
- Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
- Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Опыт с пакетом.
- А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
- Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
- Что в них находится? (воздух)
- Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка)
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) - Вот мы и открыли секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать) Наши открытия мы будем записывать с помощью символов.
- Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)

А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
Ветер – это и есть движение воздуха.
- Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)

«Кинешь в речку, не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
- Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
- Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)

А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».

Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.
- Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
- Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
- Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
- Уважаемые ребятки, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
- Что это? (надувает пузырь)
- Что внутри них? (воздух)
- Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,
не замерзнуть ли пузырьки на улице.
А с этими пузырьками можно поиграть сейчас:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.

По доминирующей деятельности: исследовательский
По количеству участников: групповой
Характер контактов: (среди детей одной группы)
По продолжительности: — среднесрочный 1 месяц
Заявитель: дети старшей « А» группы
Авторы проекта: воспитатели: Тохтиева В. О. и Козлова Н.В
2016 год

Структура проекта.

Проблема :

В ходе бесед о воде выяснилось, что у детей имеется разное мнение о свойствах и качествах льда. Таким образом, возникла необходимость проверить все озвученные версии. Участие детей в проекте позволит совершенствовать представления о льде.

Актуальность
Ценность реального эксперимента заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему обобщить результаты, полученные действенным путем: сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Исследовательская, познавательная деятельность способствует расширению кругозора детей, расширяет активный словарь, формирует представление об окружающем мире. Это имеет важное значение в развитии общего умственного развития ребенка.

Цель: Формирование представлений о свойствах и качествах льда.

Задачи проекта:
Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, прозрачный, в тепле тает, принимает форму емкости, в которой находится, окрашивается, растворяет различные вещества);

Подвести детей к пониманию, что лед может приносить людям пользу и радость. Лед может быть и опасен. С ним надо быть осторожными.
Совершенствовать умения сравнивать вещества и делать умозаключения.
Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность.
Познакомить детей со способами обследования.
Формировать правила безопасности со льдом.

Этапы проекта
1. Организационный.

Педагог раскрывает детям проблемные вопросы проекта.

Проблемные вопросы:
Почему лед бывает разной формы?
Что быстрее тает снег или лед?
Как определить прозрачность льда?
Что можно носить в сите?
Как сделать лед не скользким?
Можно ли лед согнуть, разделить на куски?
Можно ли прозрачный лед, сделать цветным?
Как можно сделать ледяной вулкан?
Как сделать азбуку Снежной королевы?

Оборудование
Лед разной формы: из замерзшей бутылки, из разных ёмкостей для льда, сосулька, глыба льда со снегом; вода комнатной температуры, вода теплая, емкости для воды разной формы, молоточки, деревянные палочки, пилочки-ножевки, гвозди, соль, краски, снег, песок, карандаши, фломастеры, пластмассовые буквы, пуговицы, сито, сода;

Задачи этапа с детьми:
Повышать интерес к исследовательской деятельности, вызвать желание высказывать свое мнение на поставленные вопросы;

Задачи этапа с родителями:
Вызвать положительный отклик родителей, через индивидуальные беседы, на существующую проблему. Вызвать желание организовать исследования в кругу семьи.

2. Планирование деятельности.
Продумывание экспериментальной деятельности
Подбор репродукций художников
Подбор стихов и рассказов о красоте зимы и о льде
Художественная деятельность с детьми
Экскурсия в снежный городок
Изготовление презентации «В царстве Снежной королевы»
Подбор музыки « Звуки природы»
Разработка анкеты для родителей
Составление кроссворда «Секреты Снежной Королевы»

Деятельность с детьми: разучивание стихов о зимних явлениях
участие в экспериментальной деятельности.

Деятельность с родителями: – предложить найти в интернет ресурсах интересные опыты со льдом ([email protected])
Показ интересных опытов со льдом детям в детском саду.
Выставка консультаций: «Давайте поиграем!» (занимательные опыты с водой);
«Как сделать прогулку зимой интересной».
Оформление фотовыставки «В царстве Снежной королевы» (семейные фото на фоне снежных и ледяных скульптур)
Анкета «Поисково-исследовательская деятельность, как средство развития познавательных интересов у детей».

Реализация проекта
Социализация
Дидактические игры: «Когда это бывает? », «Зимние забавы », «Из чего мы сделаны?»
Загадки о зимних видах спорта
Размышление: «Как лед человеку помогает?»
Познание
Наблюдение за: состоянием погоды, за снегом и льдом, за явлениями природы: иней, снег, гололед, наст, метель.

Исследовательская деятельность
Надавливают, сжимают, сгибают лед
Стучат по льду и распиливают его
Держат, греют лед в руках
Сравнение что быстрее тает в помещении и в воде (снег или лед)
Сравнивают на вес (снег и лед)
Сравнивают на твердость (снег и лед)
Сравнивают на прозрачность с помощью пуговицы (снег, лед, вода)
Определяют, что можно носить в сите
Сравнивают на плавучесть (снег, лед, деревянная пластина)
Окрашивают воду для замораживания
Окрашивают лед красками
Украшают деревья и кусты цветными льдинками
Определяют, дружат ли соль и лед?
Определяют, как сделать азбуку для Снежной королевы
Как действует ледяной вулкан?

Проведение детьми опытов и их фиксация:
Алгоритм:
1. Рассматривают лед различной формы и прозрачности (отмечают: вода замораживаясь, принимает форму, того предмета в котором находилась)
2. Держат и греют лед в руках, кладут лед на батарею, льют на лед холодную воду, льют на лед теплую воду. Отмечают: лед твердый, холодный, прозрачный, принимает различную форму, тает в теплой воде быстрее, чем в холодной. На батарее лед тает еще быстрей.
3. Стучат по льду молоточками и деревянными палочками, пробуют распилить, согнуть лед, процарапывают гвоздем. Отмечают: лед твердый и хрупкий, его можно расколоть и распилить.
4. Насыпают на лед соль. Отмечают: соль «плавит» лед. Места, где лед треснул, обозначаем краской.
5. Наносят на лед краски для рисования. Отмечают: краска не попадает внутрь льда, а покрывает лед только сверху.
6. Просеивают и пытаются носить в сите: снег, лед, воду. Делают вывод: лед в сите носить можно, а воду и снег нет.
7. Определяют, как сделать азбуку Снежной королевы. Рисуют буквы карандашом, фломастером, красками. Опускают в форму для льда пластмассовую букву. Делают вывод: карандаш и фломастер на льду не пишут. Краски растекаются. Пластмассовая буква во льду не растворилась. Азбука Снежной королевы готова. Выкладываем слово «ВЕЧНОСТЬ» и другие слова.
8. Бросают в воду пуговицу, кладут пуговицу под снег и лед. Делают вывод: лед и вода прозрачные, а снег нет.
9.Разводят краски для рисования в воде. Разливают по формочкам. Прикрепляют ниточки-петли. Развешивают цветные льдинки на дерево. Делают вывод: (отсроченный результат) цветной лед принимает форму того предмета, в котором находилась вода в жидком состоянии.
10.Взвешивают ком снега и кусок льда в руках и на весах. Делают вывод: лед тяжелее снега.
11. Опускают в воду: снег, лед, деревянную пластину. Делают вывод: лед и деревянная пластина держатся на поверхности воды, а снег утонул.
12. Определяют твердость снега и льда, протыкая их палочкой. Делают вывод: снег палочкой протыкается, а лед нет.
13. Растворяют в воде соду и краски. Замораживают. На кусок льда педагог капает разведенную уксусную кислоту. На поверхности появляется пена. Она течет везде, где капали уксусную кислоту. Очень похоже на вытекающую лаву. Чем не вулкан?
14. Располагают снег и лед в группе. Засекают время таяния снега и льда. Делают вывод — снег тает быстрее, чем лед. Опускают снег и лед в воду. Результат видно сразу. Снег тает в воде.
15.Находят на участке скользкие дорожки. Посыпают их песком. Определяют изменения льда. Делают вывод: если лед посыпать песком он не будет скользким.

Коммуникация развитие речи
Рассматривание картин:
«Льды Карского моря» А. Борисов; «Айсберг» Лукин. Б; «Застывшая Волга» И. Панов; «Ледоход на реке Москва» В. Юцков; «Ледокол Ермак» Д. Голубев; «Сосульки» С. Андрияк;
Чтение и заучивание стихотворений о зиме, льде;
Размышление «Сосульки и лед это хорошо или плохо?».
Презентация «В царстве Снежной королевы» (скульптуры изо льда);

Чтение художественной литературы
Чтение стихов А. С. Пушкин: «Опрятней модного паркета», К.Д. Бальмонт «Снежинка»; С. Маршак «Ледоход»; Н. Некрасов «Славная осень»; и «Мороз Красный нос»; Т. Бокова «Зимушка зима», А. Барто «Весна идет»;
Чтение рассказов: Б. Житков «На льдине», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», М. Пришвин «Прозрачный лед», И. Надеждина «Снежные слова», И. Соколов Микитов «Зимняя ночь», М. Пляцковский «Какая бывает зима?»

Безопасность
Беседы: «Если хочешь быть здоров… » (по материалам дидактической игры «Малыши крепыши »)
«Лед может быть опасным» (по материалам дидактической игры «Как избежать неприятностей?»)

Художественно — эстетическая деятельность
Рисование: «Снежинки», «Замок Снежной королевы», «Морозные узоры», «Ледяные скульптуры нашего города», Выставка рисунков «Волшебница зима»;
Лепка: «Снежная королева», «Северный олень»;
Аппликация: «Зима», «Пингвины на льдине» (коллективная);
Слушание звуков воды (капель, дождь, град, журчание ручья, треск льдин, скрип снега);

Физкультурно — оздоровительная деятельность
Подвижные игры: «Мороз — Красный нос», «Снежная Королева», «Снежки», «Льдинка» Игры народов севера: «Ловля оленей», «Оленьи упряжки», «Льдинки и ветер»
Игровые упражнения: «Зимние забавы», «Поймай снежинку», «По ледяному лабиринту».
Развивающая среда : альбом для рассматривания «Времена года», фотографии: «Зима в нашем городе», «Зимние забавы»;

Заключительный

Ожидаемые результаты
-Расширение представлений о льде.
— Расширение словарного запаса.
— Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
Активное участие детей в проведении опытов и исследований.
-Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

Результат: Анкетирование родителей показало, что у детей выросла познавательная активность, расширился активный словарь. Исследовательская деятельность объединила родителей и детей, позволила найти новые формы проведения совместного досуга.

Продукт проекта: Альбом детских рисунков « В царстве Снежной королевы».

Презентация проекта.
Общение с детьми по страницам альбома рисунков «В царстве Снежной королевы».
Предложить родителям кроссворд «Секреты Снежной королевы» для проведения совместного досуга с детьми.

Рефлексия
Дети рассказывают: о том, что они узнали нового
Что их удивило при проведении опытов
Какой опыт понравился больше всего
Какой опыт повторяли дома, или какой хотели бы повторить

Название: Проект исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «В царстве Снежной королевы»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

Любовь Пучкова
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой деятельности реализуется потребность ребенка в новых впечатлениях и в экспериментальной деятельности , которая делает процесс установления причинно-следственных связей успешнее.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Задачи познавательно - исследовательская деятельность дошкольников

***Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

***Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

***Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.

***Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

*** О мире животных, растений и условиях, необходимые для их роста и развития.

*** О материалах : бумага, ткань, дерево, пластмасса.

*** О природных явлениях : времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

Детская любознательность,

постоянный стимул к развитию. Н. С. Лейтес

У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность походит как фронтально, так и индивидуально и всегда с большим интересом и очень азартно.

«Такая разная ткань» .

Цель : узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства.

Понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Формировать понятие о ткани, как о материале, из которого человек делает разнообразную одежду.

Дети рассматривают разные виды тканей, обращают внимание на общую характеристику материала : (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж) . Сравнивают ткани по их свойствам; учатся понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.

«Рассматривание песка через микроскоп» .

Цель : Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса , развивать наблюдательность, мыслительную деятельность .

Вывод : Из чего состоит песок? Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.

«Потребность растений в воде» .

Цель : Уточнить представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод : вода необходима растениям, без нее они погибают.

«Веселые кораблики» (плавучесть предметов) .

Цель : учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Вывод : не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

«Мир бумаги»

Цель : Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная) . Сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Вывод : Мы узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает, все зависит от материала, из которого они сделаны.

«Измерение размеров изображения с помощью линз» .

Цель : познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.

Вывод : при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.

«Мир насекомых» .

Цель : уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, передвижении.

Вывод : внешний вид насекомых очень разнообразный, способы передвижения разные. Есть полезные насекомые и вредоносные.

«Что мы знаем о времени»

Цель : рассказать об измерении времени, разновидности часов. Закрепить понятие «беречь время» .

«Измерили глубину снега» . Цель : формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед) .

Вывод : глубина снега везде разная. Где солнечно, там меньше. Где солнца немного, там сугробы выше.

«Следы на снегу» . Цель : учить сравнивать и сопоставлять следы : человека и животных.

Вывод : следы человека остаются более глубокими, чем следы домашних животных.

«Волшебный шарик» . Цель : установить причину возникновения статического электричества. Осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду и начинают прилипать кусочки ткани шар, волосы, одежда. Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется - шар падает.

Вывод : В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Способствовать умению детей в воссоздание указанных размерных отношений между предметами по длине и ширине, совершенствовать умение.

Самый лучший способ, чтобы объяснить дошкольнику какие-либо явления - это наглядно-действенный. Так быстрее доходит до детского сознания.

Познавательно – исследовательская деятельность в средней группе Тема: «Чудо пузыри». Осваиваемые образовательные области: познавательное.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Лук от семи недуг» ТМБ ДОУ «ЦРР»- д/с «Белоснежка» Воспитатель: Бойко Лариса Ивановна Проект исследовательской деятельности «Лук от семи недуг» Возраст:.

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, родители

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская

Программное содержание:

Закрепить , умение поэтапно проводить сбор информации, применять изученные методы, фиксировать графически информацию, используя в работе дневники исследователей;

Учить детей определять где можно найти отражение и устанавливать от чего оно зависит;

Развивать кругозор, экспериментальные, логическое мышление , память, внимание;

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, аккуратность.

Предварительная работа: изучение определений: отражение, искажение, серебро, ртуть, олово, фон, познакомить с историей возникновения этих понятий; чтение басни «Мартышка в зеркале…», «Королевство кривых зеркал»; игры малой подвижности «Найди свое отражение».

Методические приемы: бесед а по вопросам, эксперимент, решение проблемных задач, работа с дневниками, работа в парах.

Материал: карточки с символическим изображением «методы исследования»; на каждом столе: зеркала разной формы и размера, стекла, посуда с водой; ложки, вилки, ножи, пузырьки разной формы; головные уборы для « ученых — исследователей»; подготовленные дневники исследователей, фломастеры, карандаши,; стол для экспериментов, бейджики для каждого ребенка.

Ход занятия.

Сегодня мы снова будем работать на территории исследовательской станции. Уважаемые коллеги, прошу вас приготовиться к проведению исследования. Но для начала я хочу предложить надеть бейджики ученых-исследователей. Занять свои рабочие места, приготовить дневники.

Начинаем исследование.

— Мы уже с вами определили тему исследования. Назовите ее.

— (Где можно найти свое отражение?)

— Совершенно верно. Как ее обозначим в дневниках исследователей?

— (Буквой «О»…)

— Теперь необходимо вспомнить этапы исследования. Прошу пройти к исследовательскому экрану и показать этапы исследования ученого-исследователя Дмитрия.

Что необходимо сделать на первом этапе исследования? Поднимите карточки…

— (Подумать самостоятельно…)

Подумаем, что такое отражение?

— (То, что мы видим в зеркале…)

Обозначим графически. Напишем цифру 1. Если смотримся мы, значит, в зеркале видим себя. Как мы можем обозначить эту мысль?

— (Нарисуем фигуру человека…)

— А как графически обозначить, что мы видим свое отражение?

-(Рядом точно такую же фигуру, только в прямоугольнике, то есть в зеркале…)

— Где еще можно увидеть свое отражение?

— (В окне, стекле, воде…)

Обозначим графически. Нарисуем окно, кран с водой.

Следующим этапом нашего исследования станет наблюдение. Поднимите вверх карточку, обозначающую этот этап.

— Пройдите по группе и найдите предметы, в которых вы можете найти свое отражение?

— (В телевизоре, на столе…)

Зафиксируем наши наблюдения. Цифра 2. Телевизор, стол – графически.

На каких поверхностях вы видели свое отражение?

— (Ровных, гладких….)

— Как обозначим?

-(Нарисуем ровную линию, гладкую…)

— А теперь пройдите к столу в лаборатории. На столе находятся предметы, посмотритесь в них. Какое отражение вы в них видите?

— (Не ровное, кривое, смешное….)

— Как вы думаете, почему такое отражение?

— (Так как предметы гладкие, но не ровные…)

— Да, все эти предметы отражают изображение, но искажая его, делая не ровным, смешным. Как этот этап обозначим в дневниках исследователей?

— (Обозначаем этап цифрой 3, рисуем предметы, в которых вы видели искаженное изображение: вилка, пузырек, а на них линию, но не ровную…)

Физминутка (дети расходятся по группе в поисках предметов, которое искажает отражение.)

Вам необходимо найти в группе предметы, которые могут отражать, но искажать отражение.

А теперь проведем Эксперимент. Прошу вас поднять карточки, которые обозначают данный этап. Выясним, как же зеркала отражают предметы.

На ваших столах лежат листы. Напишите на них красиво, ровно печатными буквами слово НОС.

— Положите зеркала на стол и положите листы, на которых написано слово перпендикулярно, прочитайте слово. Что получается?

— (Слово СОН)

Зеркало меняет последовательность букв на обратную, поэтому в зеркале следует читать не слева на право, а наоборот.

— Зафиксируем результаты эксперимент. Напишем большую букву Э (цифра 4). Запишем слово НОС поставим стрелочку и запишем слово СОН.

— Где еще вы встречались с таким отражением? Отражением наоборот?

— Еще один этап исследования поможет нам узнать что-то новое – это поиск в ИНТЕРНЕТЕ, но мы не имеем возможности им воспользоваться, а вот Марина И. вместе с папой и мамой поискала информацию и подготовила познавательное сообщение о предмете, в котором вы можете увидеть свое отражение.

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»

Познавательное сообщение.

Что такое зеркало? Это гладкая поверхность, которая отражает свет и другие предметы.

Возможно, древним людям зеркалом служила вода (в луже, в реке, озере), но мы, наверное, не узнаем, когда человек придумал зеркало. Но точно известно, что сначала зеркала делали из металлов, а отражение в таком зеркале было не точным, мутным.

Позже зеркала стали делать из гладкого стекла со слоем металла сзади. Но само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает узкий слой серебра, а стекло только предохраняет его от царапин и повреждения.

Первые стеклянные зеркала из олова и ртути стали делать в Венеции. Мы используем их и по сей день.

Что полезного об отражении вы узнали из сообщения?

— (Что сначала зеркала делали из металлов…)

— Обозначим информацию из интернета буквой «И». Как мы ее зафиксируем?

— (Можно нарисовать прямоугольник и закрасить его…)

— Где начали изготавливать первое стеклянные зеркала из олова и ртути?

— (В Венеции)

— Поставим букву «В» — Венеция.

— Уважаемые сотрудники, скажите, нужна ли нам дополнительные этапы исследования?

— (Нет, мы все выяснили…)

— Для данного исследования достаточно информации. Поэтому теперь приступим к презентации нашего исследования. (дети выступают по желанию, остальные задают вопросы выступающим).

— Есть вопросы у сотрудников исследовательской станции?

— Наша исследовательская станция на сегодня завершает свою работу. Хочу поблагодарить за помощь сотрудников и вручить им благодарственные письма за проделанную работу. Вы настоящие умелые научные сотрудники. Раздать благодарности).

Рефлексия.

Подойдите к столу и выберите себе смайлик с настроением, которое было у вас на протяжении всего исследования. Прикрепите его к своим благодарностям! Спасибо за работу.

Название: Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду «Где можно найти свое отражение?»
Номинация: Исследовательская деятельность в доу конспекты занятий по фгос, Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, родители

Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ д/с №82 г. Белгорода
Месторасположение: г. Белгород

Задачи:

  • формировать и обогащать знания воспитанников старшей группы о разнообразных свойствах бумаги в процессе проведения практических опытов;
  • способствовать освоению представлений о свойствах копировальной бумаги (точное копирование изображения);
  • развивать социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми для позитивного самоутверждения и признания;
  • воспитывать культуру познания, чувство комфортности, уверенности в себе.

Оборудование: экспонаты, изготовленные из бумаги: игрушки, посуда, выполненные способом оригами; картины и картинки, выполненные способом торцевания; игрушки из папье-маше; ручки, тетради, листы бумаги по количеству детей (писчая, копировальная, наждачная, картон); кусочки клеёнки; мяч; формы лодочек, полоски бумаги для оклейки лодочек, клейстер, клей ПВА.

Предварительная работа: изготовление игрушек, посуды из бумаги способом оригами, из папье-маше, картин, выполненных способом торцевания, изготовление лодочек из бумаги.

Ход исследовательского занятия

Дети старшей группы стоят в кругу. Воспитатель показывает цветочек, сделанный из салфетки. Дети передают цветочек по кругу и говорят друг другу комплименты.

Воспитатель (В.). Ребята, мне кажется, что это не простой цветок. Здесь что-то написано. (Разворачивает салфетку и читает: «Приходите в гости. Адрес: Музей».)

Ребята, кто знает, что такое музей? (Ответы детей.) Что хранят в музеях? (Экспонаты.) Что может стать экспонатом? (Ответы детей.) Кто рассказывает об экспонатах? (Ответы детей. Если не справляются сами, объяснить, что такое экспонаты, рассказать про экскурсовода.)

Ребята, вы согласны пойти в музей? Тогда давайте уточним правила поведения. (Ответы детей.)

Вот и хорошо. Теперь можно отправляться.

Дети заходят в комнату, где собраны экспонаты, изготовленные из бумаги: игрушки, посуда, сделанные способом оригами, нарисованные картинки в картонных рамках, картины, сделанные способом торцевания, игрушки из папье-маше.

В. Ребята, разрешите мне, пожалуйста, побыть сегодня у вас экскурсоводом.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает экспонаты, уточняет, что все они сделаны из бумаги.

В. Я, кажется, догадалась, кто нам прислал приглашение посетить музей. А вы? (Предположения детей.)

Я думаю, что это бумажная Фея (показывает игрушку Фею, сложенную способом оригами).

Привет, друзья!

Я очень рада видеть снова всех ребят!

Я пригласила вас в прекрасное - вперёд!

Чтоб вы увидели, где чудо красоты живёт.

Хотите о бумаге многое узнать?

Тогда я предлагаю вам исследователями стать:

Смотреть, экспериментировать, запоминать,

Что узнали о свойствах бумаги, всё записать.

Вам будут в этом помогать

Вот эти ручка и тетрадь.

Фея передаёт детям ручки и тетради и приглашает в лабораторию.

Фея. Ребята, ничто так не сплачивает, как игра. Поэтому предлагаю вам поиграть в снежки.

Дети говорят, что снежков нет.

В. Тогда я предлагаю вам взять в руки по листочку бумаги и попробовать «скатать» из неё «снежные» комочки.

Дети мнут бумагу, комкают её, придают ей круглую форму.

В. Какой вывод после работы с бумагой вы можете сделать? (Ответы детей.)

Воспитатель сообщает детям, что, используя свойство бумаги легко мяться, люди научились делать из неё различные предметы.Складывает из бумаги цветочек. Дети записывают результат в тетрадь.

В. Ребята, а хотите узнать, какими ещё свойствами обладает бумага? Тогда проходите, пожалуйста, в лабораторию.

Дети проходят за столы. На них лежат разные виды бумаги: писчая, копировальная, наждачная, картон. Ребята рассматривают, воспитатель спрашивает у них, для чего эта бумага нужна.

Ответы детей:

Писчая бумага нужна для записей, рисования, печатания книг, газет.

Картон нужен для изготовления обложек, различных упаковок, настольно-печатных игр, мозаик-пазлов.

Копировальная бумага нужна, чтобы получать копию, повторять рисунок, перевести что-нибудь.

Наждачная бумага нужна, чтобы точить ножи, топоры, для шлифовки неровных поверхностей.

В. Ребята, Фея просит вас помочь ей. Она прислала приглашение только нам, а ей хотелось бы пригласить в музей много детей, но написать одной столько приглашений трудно. Как мы можем помочь ей? Какой вид бумаги, по вашему мнению, наиболее подходит для этих целей? (Ответы детей.)

Вы правы. Я предлагаю сначала обследовать эту бумагу, чтобы правильно ею пользоваться.

Дети выясняют, что одна сторона у неё «жирная» с краской, а другая - матовая.

В. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копирку на тот лист, на который переводится рисунок? Почему?

Воспитанники обследуют копировальную бумагу, делают выводы, затем копируют приглашения. Фея благодарит детей за помощь.

В. Хотите узнать о других свойствах бумаги? Предлагаю вам попробовать разорвать лист бумаги и кусок клеёнки. Что рвётся легко, а что нет?

Вывод: под воздействием силы бумага рвётся, а клеёнка нет.

Дети делают соответствующую запись в тетрадь.

В. Вспомните, пожалуйста, из чего делают бумагу? (Ответы детей.) Значит, она должна хорошо гореть. Проверим?

Воспитатель проводит опыт. Кладёт на блюдце бумагу и поджигает её.

В. (Ответы детей.)

Вывод: бумага хорошо горит.

Дети записывают результат в тетрадь.

В. Ребята, Фея решила отправиться в морское путешествие на бумажном корабле. Как вы думаете, что может с ней произойти в море?

Дети делают вывод, что она может утонуть, её нужно предостеречь.

В. Давайте покажем Фее, как это опасно.

Дети берут заранее сложенные из бумаги кораблики и пускают их в ёмкости с водой, играют с ними, дуют, чтобы они двигались быстрее, поливают на них водой - кораблики размокают.

Какой вывод вы можете сделать? (Ответы детей.)

Вывод: бумага впитывает воду и намокает.

Дети делают соответствующую запись.

В. Ребята, Фея расстроилась, что не может отправиться в путешествие на бумажном корабле. Как мы можем ей помочь, ведь у вас на столах только бумага?

Как вы считаете, можем ли мы сделать лодку для Феи из бумаги, но таким способом, чтобы она не намокла? (Предположения детей.)

Сначала давайте вспомним все свойства бумаги.

Игра в кругу с мячом.

Воспитатель по очереди бросает детям мяч, спрашивает, что можно сделать с бумагой? (порвать, намочить, сжечь, смять, сложить, порезать, приклеить, нарисовать на ней и т.д.)

В. Проходите, пожалуйста, в мастерскую.

Дети берут форму лодочки, переворачивают её на картон и обклеивают кусочками бумаги так, чтобы один немного перекрывал другой. Все кусочки тщательно приглаживают. Обклеенную мокрыми кусочками бумаги форму оклеивают такими же кусочками бумаги, но уже смоченными клейстером. Наклеив 8-10 слоёв, оставляют просохнуть. Воспитатель сообщает детям, что такой способ называется папье-маше.

Фея благодарит детей и предлагает свои поделки приносить к ней в музей. Они будут экспонатами, на них будут смотреть другие дети.

Рефлексия.

В. Ребята, что вы сегодня узнали нового? Что вас удивило и порадовало? Что вам понравилось больше всего? О чём бы вы хотели узнать на следующем занятии?

Спасибо. Я думаю, что всё, о чём вы узнали сегодня, пригодится вам в жизни.

Вечером воспитанники заканчивают изготовление лодочек. Бумага просохла, и дети снимают её с формы. Края перерезают ножницами и окантовывают кусочками бумаги. Поверхность готовой лодочки грунтуют клеем ПВА, просушивают. Воспитатель обмазывает дно каждой лодочки тонким слоем растопленного парафина. Это необходимо, чтобы лодочки не размокли.

Занятие по исследовательской деятельности подготовила И. Дмитриева