Как и когда формируется личность ребенка? Формирование и развитие личности ребенка

Известные отечественные и зарубежные психологи уделяли значительное внимание изучению дошкольного периода у детей. Это связано с тем фактом, что в таком периоде складываются так называемые «психологические механизмы личности». Это является важнейшей составляющей для дальнейшего вливания в общество и процесса социализации. Но помимо этого, развитие личности ребенка имеет и другие особенности, зная и учитывая которые родители могут добиваться более эффективного воспитания, избегая распространенных ошибок.

  • Эгоцентризм. Эта особенность личности в раннем детстве неотъемлема. Её суть заключается в том, что едва начавший выделять себя и окружающих, ребенок считает, что он находится в центре событий. «Все вокруг считают так же, как и я», – уверен он. Характерным признаком эгоцентризма является эгоцентрическая речь, которая наиболее часто встречается у малышей в раннем возрасте (2-3 года) и после 7 лет пропадает. Используя эгоцентрическую речь, дошкольник часто употребляет местоимение Я, словно других вовсе не существует, может разговаривать сам с собой. С возрастом эгоцентрическая речь перерастает во внутреннюю. Таким образом, явления эгоцентризма – совершенно естественные особенности, которые не должны восприниматься как эгоизм.
  • Основная деятельность детей в раннем дошкольном возрасте – игровая. Наиболее часто встречающейся является ролевая игра, очень интересная и полезная для наблюдения со стороны взрослых. В игре дети отражают окружающую действительность, ведь им еще не хватает собственного опыта, чтобы что-то придумать самим. Они могут изображать курящих, использовать ненормативную лексику, ругаться друг с другом, совсем не понимая, что это плохо, ведь основной образец для них – взрослые. Наблюдая за играми детей, взрослые с легкостью могут узнать себя.
  • Изменение соотношения мысли и действия. Если в более раннем периоде ребенок сперва осуществлял какое-либо действие, а потом уже это им обдумывалось, то теперь все работает с точностью наоборот. Сначала появляется мысль, затем её воплощение. Этот процесс можно назвать творческим. С ним связаны такие особенности детей, как тяга к рисованию, лепке, игре с конструктором и т.д.
  • Очень важная особенность, еще не развившаяся (но развивающаяся) у детей, – способность к самоконтролю. В раннем детстве дошкольники в малой степени способны к тому, чтобы сдержать себя от истерики, вытерпеть долгую очередь и т.д. Это значит, что родителям нужно аккуратно подходить к развитию выработки у детей самоконтроля, ненавязчиво способствовать этому, а не отпускать ситуацию на самотек.
  • Развитие личности в дошкольном возрасте характеризуется также расширением видов деятельности, которые будут интересны, полезны и эффективны для малыша. Например, работа с наставником, в роли которого может выступать и родитель. Обязательное условие – поощрение. Если все сделано верно, детей обязательно нужно хвалить и поощрять, а если нет – то показать еще раз процесс выполнения, сказать, что в другой раз будет ещё лучше и т.п. Эта особенность способствует развитию желания учиться у ребенка, которое крайне необходимо в предшкольный период.

Успешным личностное развитие дошкольников будет только тогда, когда рядом с ребенком окажется не только взрослое окружение, но и окружение ровесников. Детский сад, школа раннего развития, кружок или детская площадка – выбора сегодня достаточно. Общение с ровесниками, появление друзей будут способствовать развитию общительности, ускоренному осознанию себя во внешнем мире и переходу эгоцентрической речи во внутреннюю. Важная для данного периода возможность игры будет способствовать большему пониманию окружающего мира и развитию фантазии.

Что такое хорошо и что такое плохо

Сформировавшаяся личность – это сознающий себя человек со оформившимися взглядами, мировоззрением, а также обладающий сознанием и самосознанием. Начинается формирование личности ребенка с воспитания, которое дается ему родителями. Становление личности начинается уже в раннем детстве, поэтому, прежде чем ребенок напрямую столкнется с влиянием общества, своего рода «фундамент» должен быть уже заложен. Именно мать и отец обязаны объяснять малышу, что хорошо, а что плохо.

В раннем детстве у детей начинается процесс осознания «меня» в окружающем мире. Они начинают знакомиться с ребятишками со двора, прохожими, домашними животными и многим другим, что для них ново и неизвестно. Опираясь на это, родителям рекомендуется следовать следующим правилам:

  1. Давать ребенку возможность высказываться. Так малыш будет чувствовать себя значимым, понимать, что его мнение важно. Часто допускается ошибка, когда идеи и мысли ребенка не принимают всерьез, не выслушивают, что становится причиной замкнутости, скрытности.
  2. Люди бывают разными. Важно объяснить, что все мы живем в обществе, где у каждого имеется личное пространство, которое нужно уважать. Например, нельзя бежать по улице, сбивая прохожих, но можно играть в салки на детской площадке, нельзя громко разговаривать, когда бабушка (мама/папа/брат и т.д.) спит и т.п. В таком направлении будет происходить социально-личностное развитие дошкольников.
  3. При этом крайне важно не ограничивать возможности ребенка к исследованию всего, что его окружает. Развитие личности дошкольника только тогда будет полноценным, когда он на своем опыте поймет, почему плохо споткнуться и упасть, правда ли, что соль невкусная и т.д. Конечно, тут тоже важно не переусердствовать.
  4. Показывать хорошие примеры. У детей-дошкольников еще очень мало жизненного опыта, поэтому они черпают повадки и фразы в основном от взрослых, которых они считают для себя образцом поведения. К примеру, ругань рядом с ребенком может поспособствовать тому, что он вырастет конфликтным. Добрый пример можно найти в хорошей книжке или мультфильме. Кстати, намного эффективнее будет совместный просмотр мультфильма. Объясните ребенку, что этот персонаж поступает хорошо, этот – плохо. Так у ребенка начнут развиваться положительные личностные качества – доброта, понимание, отзывчивость, искренность и другие.
  5. Подготовка к школе. Заниматься этим можно дома или в специальном учреждении. Главная задача – появление у ребенка желания учиться, узнавать новое. Развитие личности в дошкольном возрасте будет гармоничнее, благодаря поощрению. Поощряйте интересы малыша в изучении чего-либо, в тяге к знаниям и новому. Рассказывайте ему, что такое школа, зачем она нужна, почему в ней интересно. Если у ребенка имеются старшие сестра либо брат, которые уже ходят в школу – это станет для него очень хорошим примером.

Таким образом, уже в старшем дошкольном возрасте одной из основных особенностей личности становится критичность и оценочность мышления. Ребенок начинает оценивать свои поступки и поступки окружающих. Появляются и связываются между собой мотивы, которыми он руководствуется. Именно в раннем детстве у детей закладывается эмоционально-чувствительная составляющая личности, дошкольник учится сочувствовать и сопереживать.

Личностное развитие дошкольников происходит еще и на основании темперамента, заложенного при рождении.

Определить темперамент со 100% точностью невозможно, но сделать это приблизительно вполне реально. Можно обратиться за этим к психологу. Допустим, если ребенку не нравится в шумной компании, то это не обязательно значит, что он асоциален, возможно, что это особенность его темперамента, и наоборот.

Что влияет на личность ребенка

Развитие личности ребенка – долгий и трудоемкий процесс, в котором задействованы не только разные внешние факторы, окружение, но и сам малыш. Не существует сомнений в том, что важнейшую роль в закладывании личностного фундамента у дошкольника играют именно родители, но и влияние со стороны упускать нельзя. Какие факторы оказывают влияние на развитие личности? Нужно и важно ли это контролировать?

  • Биологический фактор. Под ним подразумевается наследственность. Болезни, особенности темперамента, повадки, даже привычки родителей – все это может отразиться на малыше. Здесь имеют значение и задатки. Если вы поете либо занимаетесь игрой на музыкальном инструменте, то вполне возможно, что у вашего ребенка будет любовь и склонность к музыке.
  • Социальный фактор. Социум, окружающий ребенка в раннем детстве, всей своей массой оказывает влияние на него. Это не только семья, друзья и его наставники, но и СМИ, которых сейчас очень много повсюду. Ребенок слушает новости, читает ваши газеты и журналы, которые может найти (в возрасте 6-7 лет) и т.д. Ему все интересно, он еще не способен фильтровать получаемую информацию и многое принимает на веру. Если вы считаете, что какая-то информация ребенку не нужна, не пытайтесь его слепо оградить, а объясните, почему это плохо или не нужно ему. Ведь запретный плод сладок.
  • Помимо прочего важно и то, в какой стране родился ребенок, какой менталитет у её граждан, какова политическая ситуация. Хотя на первый взгляд данные факторы и кажутся слишком масштабными, но мы можем с уверенностью говорить, что дети, воспитанные в разных странах – совершенно разные.
  • Экологический фактор. Конечно, в большей степени климатическая ситуация влияет на физиологические особенности детей, но и для личности тоже играет не последнюю роль. Расскажите ребенку, что климат разный на всем земном шаре, зимой не везде холодно и т.д.

Какие бывают отклонения в развитии личности ребенка

Развитие личности дошкольника не может проходить одинаково у всех детей. В основном, существуют определенные особенности и специфические направленности. Но какие из них возможно называть отклонениями и когда пора бить тревогу? С чем это может быть взаимосвязано?

Существуют разные негативные отклонения, но на формирование личности ребенка наиболее существенно влияют отклонения в социальной и психической сферах. Как ни странно, но влияние оказывается именно со стороны общего здоровья дошкольника. То есть на психическом состоянии могут сказаться недоношенность, болезни в младенчестве, вредные привычки у какого-либо родственника (тем более родителей) и другое.

Важно обратить внимание и на психологическую обстановку в семье.

Роль играет культурно-образовательный уровень семьи, сложная материальная ситуация, тяжелые бытовые условия, злоупотребление алкоголем, наркотиками и табаком. Ребенок из такой семьи находится в зоне риска.

Отклонения у детей могут проявляться в состоянии тревожности уже в раннем детстве. Это непрерывное, постоянное состояние, при котором ребенок взволнован, переживает, напуган. Не всегда данные особенности проявляются ярко, но если есть какие-либо признаки, лучше всего связаться с врачом-специалистом.

Помимо этого, существуют такие отклонения, как задержка психического развития, слабое развитие эмоционально-волевой сферы, нарушения речи. Зная особенности развития в каждый возрастной период, отклонения всегда можно выявить, пусть и не сразу. Хотя, чем раньше будут выявлены эти негативные особенности, тем проще их будет устранить и избавиться от их источников.


О том, каким образом происходит формирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. А зря — этот этап можно считать своего рода отправной точкой, с которым в идеале должно быть связано изменение многих аспектов во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми.

Что же такое «личность»?

Многие путают понятая «личность» и «индивидуальность». «Мой ребенок — уже полноценная личность, у него есть свои предпочтения, он терпеть не может слушать попсу, а классику обожает», — с гордостью рассказывает мама четырехмесячного карапуза. Между тем психолог поправил бы ее: любовь к определенной музыке у грудного малыша говорит об особенностях не его личности, а его индивидуальности. Так же как и черты характера, коммуникативные способности и т. д. Индивидуальные характеристики человека, такие как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память) во многом влияют на формирование личности, но они не определяют всецело ее структуру.

Когда же можно говорить о том, что ребенок осознает себя как личность?

Психологи выделяют несколько важных критериев:

  • малыш полноценно употребляет личные местоимения;
  • он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах;
  • он обладает навыками самоконтроля; таким образом, по самому незначительному поводу вроде вашего отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о недостаточном развитии личности;
  • он имеет базовые представления о том, что такое «хорошо» и «плохо» и способен отказаться от «плохого» во имя «хорошего» и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага.
Возраст и формирование личности ребенка

К какому же возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью? Исходя из перечисленных выше критериев, становится очевидно: не раньше, чем к достижению двухлетнего возраста (как правило, после того, и он сможет не только делиться мыслями с окружающими, но и рефлексировать над своими поступками). Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5 годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и «встроенную» в систему отношений с окружающим миром.

Смена воспитательных стратегий

Почему родителям важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того, насколько малыш осознает себя как личность, обладающую определенными качествами и способную к самоконтролю, зависит и масштаб требований, которые стоит предъявлять ему. Чтобы , необходимо иметь представление об особенностях его психологии на разных этапах развития. Вот, например, типичная ситуация: шестимесячный малыш раскричался в коляске, а мама пытается увещевать его: «немедленно замолчи, как же тебе не стыдно»! Между тем подобные внушения ни к чему не приведут: естественно, в таком возрасте карапуз и понятия не имеет о том, что такое «стыдно». Более того, он не способен контролировать свое поведение — он сконцентрирован только на своих сиюминутных желаниях и требует их немедленного выполнения. И на этом этапе для мамы важно понять, что это не говорит о том, что ребенок испорчен или избалован; это совершенно нормальное поведение крохи шести месяцев, которое не требует ни наказания, ни какой-либо психологической и педагогической коррекции.

Теперь возьмем другой случай: ребенку год и три месяца. По мнению родителей, он уже достаточно взрослый, потому что он ходит, говорит отдельные слова, периодически пользуется горшком. В принципе, он уже способен контролировать свои эмоции: иногда он прекращает кричать после маминой суровой отповеди, он способен быть ласковым, когда хочет добиться родительского внимания. Но почему-то навыки самоконтроля он применяет избирательно: не в тех случаях, когда этого требуют родители или ситуация, а когда это кажется необходимым самому ребенку. И вот на семейном совете опять ставится вопрос об избалованности чада.

Между тем подобное поведение в этом возрасте, опять же, закономерно: обладая начальными навыками самоконтроля, ребенок еще не имеет достаточной мотивации, чтобы с их помощью в чем-то себя ограничивать. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, пока еще он мыслит категориями «я хочу», «я не хочу», «мне нравится» и т.д. Некоторая моральная зрелость проявится в нем только после двух лет (а у некоторых детей и ближе к трем годам) и будет связана с активной наработкой им социального опыта, овладением речью и , важными составляющими которой и являются моральные и нравственные ценности.

Таким образом, согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, должно строиться исключительно на создании ему оптимальных условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития: ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно. Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он неправ, не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение: легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5-4 лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.

Роль родителей в формировании личности ребенка

Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы, то есть важных компонентов личности, в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил, которым рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих.

1) Формируйте адекватную самооценку . Никогда не сравнивайте карапуза с другими детьми — ни в худшую, ни в лучшую сторону. Особенно это касается сопоставления личных качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему: «Посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет»! В то же время вариант «посмотри на Васю, какой он хороший мальчик, а ты » — недопустим. Малыш должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми. Если хотите похвалить карапуза, характеризуйте его как «умного», «доброго», «красивого» и т.д. — не употребляя степеней сравнения.

2) Поощряйте коммуникацию . Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.

3) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания . Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае чадо выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить «правильную» любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого или к другим нарушениям.

4) Учите его этике и морали . Подробно поясняйте ему, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей, что такое «честно», «справедливо», «хорошо», «плохо». Некоторые родители считают, что не нужно «пудрить мозги» малышу подобными объяснениями — «вырастет и поумнеет». Между тем неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам в общении.

Развитие личности – часть общего развития человека, наряду с физическим и психическим. Вопрос, как происходит личностное развитие ребенка, волнует, пожалуй, всех родителей. Переход от младенца, который еще пока не может быть личностью, к взрослому, который имеет сформированную личность, происходит не одномоментно – это постепенный процесс – путь, на котором ребенок делает шаг за шагом, продвигаясь к тому, чтобы стать личностью.

Основные этапы развития личности ребенка

Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

  • ранний детский, от рождения до 3 лет;
  • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
  • отрочество – 12-15 лет;
  • юность – 16-18 лет.

Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

  • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
  • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
  • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.

При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

Влияние коллектива на личностное развитие ребенка

В дошкольном возрасте ребенок сталкивается с еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой – коллективом, чаще всего это происходит в детском саду. На развитие и формирование личности ребенка оказывают воздействие взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, здесь он учится дисциплине, общению, приобретает трудовые навыки.

Находясь в фазе индивидуализации для данного возрастного периода, ребенок будет стараться выделиться в коллективе. Это будет происходить либо за счет позитивной подачи себя в различных видах деятельности, либо за счет проказ и непослушания. При этом оценка воспитателя для него будет так же важна, как и оценка родителей. Все эти же 3 фазы развития личности ребенка проходят и в младшем школьном возрасте, когда он входит в новую социальную группу – школу. Теперь для него будет значима оценка учителя.

Подростковый возраст и становление личности

В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников. Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей. В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.

Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста. Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье. По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни. На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. Главная задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.

План

1.Основные понятия (индивид, человек, личность, индивидуальность…).

2. Основные факторы развития ребенка.

3. Возрастная периодизация детства.

Литература

1.Рос.пед.энциклопедия. В 2-х томах, 1998 -2000г.

2.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М.: Новая школа, 1996.– с.8-14.

3.Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Л.И. Рувинский, В.А. Кан-Калик и др. – М.: Просвещение, 1988. – гл.7.

4.Миронов А.И. Критические периоды детства. – М.: Знание, 1979г.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. С.65-68.

6. Солоухин В. Камушки на ладони.

В. Солоухин: «Каждый человек с его инди­ви­ду­альной судьбой, словно камешек на морском берегу. Двух одина­ковых не найдешь. И хотя все вместе они есть масса, галь­ка, и для каких-нибудь строительных нужд можно черпать ковшом экскаватора, исчисляя на тонны, все же каждый камешек про себя знает, что он есть отдельный, самостоятельный камешек, что он сам по себе: этот в розовых про­жилках, этот прозрачен, этот, хоть и сер, но уникален сквозной дырочкой в нем, этот черен, как агат. А ведь бы­вает и вправду - агат».

В центре внимания педагогической науки – человек , ребенок , его поступательное развитие в процессе жизни и взаимодействия с социумом. Развитие и формирование личности ребенка – главная задача практической педагогики. В связи с этим существенное значение для нас имеет уяснение самого понятия «личность», соотнесение его с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность».

«Индивид (уум)» (от лат. неделимое) – 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек. Индивидом, особью может называться любой представитель животного мира. Чем же тогда отличается человек?

В общем развитии человека проходят две взаимосвязанные линии – биологическая и социальная. Рождение ребенка – это рождение человека как биологического существа, но это не рождение личности. Затем биологические задатки развиваются, идет процесс функционального созревания и формирования человека. Развивается скелет, мускулатура, внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания проявляется в возрастных этапах его развития.

Одновременно с процессом биологического созревания идет приобретение социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо (в 1,5 месяца начинает улыбаться близким, постепенно овладевает речью, прямохождением, навыками обращения с предметами, вещами, навыками поведения). Все эти социальные приобретения бывают различны у детей одной национальности, одной местности, но живущих в различных социальных и бытовых условиях, т.е. социальные качества формируются прижизненно и зависят от многих факторов, влияющих на развитие ребенка. Таким образом, человек, будучи изначально биологическим существом, в процессе жизнедеятельности вырабатывает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность, он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. активное, действующее лицо исторической действительности и познания. Следовательно, понятие «человек» синтезирует в себе как его биологические, так и социальные качества и свойства. Если биологическая составляющая человека характеризуется понятием «индивид», то необходимо определить и его социальную составляющую.

Понятие «личность » включает в себя только социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, которые делают его общественным существом. Социальные качества и свойства человека – речь, сознание, навыки, привычки, мировоззрение… – делают его общественным существом и определяются понятием личность. Биологическая характеристика человека в это понятие не входит. Свойство быть личностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Таким образом, понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств. У каждого человека различные качества формируются по-разному. Как же определить, когда человек становится личностью? Каковы признаки и критерии, которыми характеризуется степень развития личности, по которым можно судить о мере личностного развития человека?

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн считает, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет определить у нее следующие признаки:

Сознательное управление собственным поведением и деятельностью;

Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них;

Способность к автономной деятельности.

Отечественный философ советского периода В.П. Тугаринов назвал такие основные признаки личности: - разумность, - ответственность, - свобода, - личное достоинство, - индивидуальность, и как дополнительные это - общественная активность, - твердость мировоззрения.

Как видно, становление личности связано с возрастной и психической зрелостью. Личность характеризуется не только присвоенными качествами и усвоенными достижениями общественного прогресса, но и специфическим их выражением, своеобразно-творческим характером деятельности, т.е. ее индивидуальностью.

Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает им своеобразную красоту и неповторимость. Индивидуальность характеризуется непохожестью, своеобразием, отличием одного от другого. Индивидуальность обозначается особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Индивидуальность присуща и индивиду, и личности, и человеку.

Таким образом, понятие человек более широкое, объединяющее в себе и понятие индивид (как биологическую составляющую), и понятие личность (как социальную составляющую), при чем каждое из рассмотренных понятий характеризуется индивидуальностью.

Характеризуя личность, мы отмечаем прижизненное формирование и развитие личностных свойств и качеств. Рассмотрим понятия, обозначающие эти явления.

Развитие (в философии) – существенное, необходимое движение, изменение, процесс количественных и качественных изменений.

Развитие происходит в различных направлениях: - физический рост, - физиологическое взросление, - появление речи и рост словарного запаса, - приобретение социально-бытовых умений, - трудовые навыки, - привычки, но главное в развитии человека происходят качественные изменения: развитие речи, повышение интеллектуальных, познавательных способностей, становление абстрактного мышления, логической памяти, формированию мировоззрения, как системы взглядов и убеждений на окружающую действительность. В поведении происходит переход от реактивных форм к формам активно преобразующим, проявляется способность управлять своим поведением. В педагогике развитие определяется как взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности и человека. Эти изменения происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы, психики, а также его познавательной, творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений, т.е. развитие можно рассматривать в разных аспектах - физическом, психическом, социальном и др.

Развитие происходит под влиянием определенных факторов как социальных, так и биологических. Педагоги разделяют факторы, влияющие на развитие ребенка, на две группы – внутренние и внешние по отношению к самому ребенку. К внутренним факторам относится наследственность и активность личности ребенка, а к внешним - среда и воспитание. Какой из названных факторов будет наиболее важным? Для ответа на этот вопрос надо охарактеризовать каждый из них.

Наследственность - воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Наследуются физические особенности, специальные способности и задатки, т.е. особые качества, позволяющие выделиться в какой-либо деятельности. У рождающегося ребенка имеются задатки, чтобы они развивались и превращались в способности, надо пробовать себя в различных видах и направлениях деятельности. Именно воспитание может и должно создать условия для разносторонней деятельности ребенка. Особенность среднего школьного возраста – смена увлечений, кружков и секций – ни что иное, как поиск себя.

(Вопрос для самостоятельного размышления: Передаются ли по наследству умственные способности?)

Активность личности – личность не пассивный реципиент в воспитательных воздействиях. Воспитание будет эффективным лишь тогда, когда оно вызывает положительную реакцию у личности, когда личность начинает активно работать над собой. Сущность воспитания состоит в принятии ребенком социальных ценностей, выработке на их основе своих убеждений, в соответствии с которыми строится своя деятельность и поведение. Это иллюстрируется такой поговоркой: Можно лошадь силой привести к реке, но заставить ее силой пить – невозможно.

Среда – комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека: географическая среда, социальная, экономическая… В нашем случае более значимо влияние социальной среды, что по сути явления называется социализацией. А.В. Мудрик называет следующие факторы социализации: - микрофакторы (семья, класс, сверстники); - мезофакторы (этнос, средства массовой информации), - макрофакторы (отечество, государство, социум);- планета; - космос.

Воспитание как фактор развития ребенка имеет следующие черты:

– если воспитание – создание условий для развития личности ребенка, то без воспитания задатки не проявятся;

– воспитание – процесс целенаправленный, четко организованный (ставим цель, подбираем методы);

– воспитание осуществляется педагогами-профессионалами и родителями, заинтересованными в развитии ребенка;

– устранение недостатков возможно только путем разнообразной деятельности;

– нежелательное влияние среды нейтрализуется или усиливается воспитанием.

Таким образом, воспитание является ведущим, наиболее важным фактором развития ребенка.

Процесс биологического, психического созревания человека и социальных преобразований проявляется в возрастных этапах его развития.При выявлении возрастных особенностей учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер личности, степень духовно-нравственной зрелости. В становлении ребенка отмечается 2 стадии: 1. биологическая – 9-месячная стадия внутриутробного развития, изучением которой занимается не педагогическое, а медико-биологическое направление; 2. социальная – первые 18 лет жизни в условиях социального воспитания.

Рассмотрим периодизацию социальной стадии развития.

I - от рождения до 1 года – период раннего младенчества. Внутри него выделяются две ступени: первый месяц жизни – период новорожденности, а со второго месяца до года – период грудного возраста. Для периода раннего младенчества характерно первоначальное приспособление и приведение в готовность сущностных сил организма к первоначальной адаптации. Ведущий род деятельности младенца – это рост: за год рост ребенка увеличивается в 1.5 раза (в среднем от 50 до 75см.), вес увеличивается в 4 раза. Тип мышления – предметно-действенный, референтные лица – родители. За первый год жизни ребенок осваивает первоначальные самостоятельные умения: ходьба, речь (10-15 слов), самостоятельный прием пищи, приемы личной гигиены.

II – от 1 года до 3 лет – собственно младенчество. Это один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. За эти три года ребенок овладевает навыками самообслуживания (самостоятельно ест, одевается, соблюдает личную гигиену), овладевает связной автономной речью, формируется уверенная ходьба, бег, прыжки, самостоятельная игра с игрушками, рисование и другие первоначальные творческие занятия. Тип мышления – предметно-образный, референтные лица – родители, ведущий род деятельности – игра, но игра самого с собой. До трех лет дети не умеют сотрудничать, играют в одиночку.

III – от 3 до 6 лет – раннее детство или дошкольный возраст. Время перехода из младенчества в детство. Это период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирование основных черт характера и отношения к окружающему миру. После трех лет дети постепенно становятся «коллективистами» - вместе играют, сюжетно-содержательно разговаривают друг с другом. Ведущий род деятельности – игра, тип мышления – наглядно-образный, способны удерживать внимание в течение 10-15 минут, референтные лица – родители, воспитатели. Полная психо-физиологическая, нравственно-волевая готовность к систематическому учебному труду, к интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает в 7 лет.

IV – от 6(7) до 10 лет – собственно детство или младший школьный возраст. На этом этапе происходит завершение первоначального созревания физиологических и психических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду. Ведущей деятельностью становится учебная, но наравне с игровой, которая еще не сдает свои позиции лидерства. Тип мышления – наглядно-образное, развивается и абстрактное. Внимание удерживается 15-20 минут. Референтным лицом становится учитель, на втором месте – родители.

V – от 11 до 14 лет – отроческий, подростковый, средний школьный возраст. Это новый качественный этап в становлении человека. Характерные черты: в физиологическом отношении – половое созревание, гормональная буря, интенсивный рост, формирование фигуры в соответствии с половой дифференциацией. На фоне этих изменений ухудшается самочувствие, повышается усталость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость. В психологическом плане – это период самосознания, самооценки, самоутверждения, сознательного проявления индивидуальности – противоположные желания и стремления «быть как все» и «не быть как все». Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Завершается формирование абстрактного мышления, устойчивого произвольного внимания. Референтные лица – ровесники: одноклассники, товарищеская компания.

VI – от 15 до 18 лет – ранний юношеский, старший школьный возраст – период завершения физического и психического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности, способность предвидеть результаты своих поступков. Мышление – абстрактное, внимание произвольное, устойчивое. Референтное лицо – «я сам», дорожит своим мнением, способен аргументировано отстаивать его. Ведущая деятельность – самореализация, профессиональная ориентация.

Итак, каждый возрастной этап жизни ребенка вносит свой незаменимый, необходимый вклад в развитие и становление человека. Педагоги в организации учебно-воспитательной работы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности и ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка» (термин Л.С. Выготского).

Личность - один из центральных вопросов не только для психологии, но и для философии, литературы, практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из основополагающих. «Личность», - писал С.Л. Рубинштейн, - «образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». «С другой стороны», - подчеркивал он, - «и все психические процессы... протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее».

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая индивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

Это же можно сказать и о понятии «личность». В повседневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она - сильная личность», «Он - не личность», оценивая таким образом своих близких, знакомых или героев книг, фильмов. Говоря так, мы выделяем, прежде всего, цельность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивидуальность» и «личность»» подчеркивают, выделяют некоторые особые присущие человеку качества, выражает высокий уровень его развития.

Психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся» (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов). «Личность», - подчеркивал А.Н. Леонтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

Л.И. Божович утверждала так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью... Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная, а не «реактивная» форма поведения».

Человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.

Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «другие индивиды», понятие «индивидуальность» - «другие люди», то понятие «личность» - не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни человека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.

Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек становится художником, и может остаться нейтральной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Например, доброта - качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитываются, целенаправленно формируются.

Многие ученые (А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он способен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла, которые эта деятельность имеет для каждого из тех, кто ее осуществляет.

Пользуясь определением известного французского писателя А. де Сент - Экзюпери, можно сказать, что личность - «человек как узел связей». Связи личности могут далеко выходить за пределы ее непосредственного окружения, соотноситься с обществом, с миром людей вообще.

Именно это определяет активность личности - ее способность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Человек рассматривает себя как источник и причину своего поведения, своего развития. Считает себя хозяином собственной жизни. Это обеспечивает. устойчивость и последовательность его поведения.

Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Развитие личности опосредовано системой общественных отношений, а развитие личности осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий.

В соответствии со своей социально - психологической феноменологией человек существует в двух, присущих ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Психология должна исследовать человека и как социальную единицу, и как уникальную личность, способную решать проблемные ситуации в политике, экономике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов.

Человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивида через другого, себе подобного, именно потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений. Личность, следовательно, познается через отношения «Я» и «Ты», «Я» и «Мы», «Мы» и «Они» и т.д.

Развитие личности идет также через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Индивид в процессе своей жизни осваивает свою родовую сущность, одновременно раскрывая свои родовые потенции.

Индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений. Одно не может быть оторвано от другого: нельзя представить себе нормального, включенного в социальные связи человека, т.е. личность, лишенного психического мира, сознания, как нельзя представить нормального человека, обладающего сознанием, который не выступал бы субъектом межиндивидных отношений, т.е. не был бы личностью. Однако из этого, разумеется, не следует, что личность субъекта и психика субъекта - тождественные понятия. Их единство не предполагает тождества.

Психология рассматривает главным образом вопросы развития психики детей и подростков (формирование памяти, мышления, воображения, воли, чувств и т.д.), выявляет общие возрастные психологические закономерности, при этом обнаруживающиеся, и только отчасти затрагивает проблемы развития личности. Очевидное несовпадение понятий «психика» и «личность», как и понятий «психическое развитие» и «развитие личности», при всем их единстве, подсказывает необходимость выделения особого процесса развития личности как социального, системного качества человека, субъекта системы человеческих отношений.

Процесс развития личности не может быть сведен к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека, хотя и неотделим от них.

Понятие личности постоянно употребляется, но при этом недостаточно раскрывается и часто оказывается синонимом, то сознания, то самосознания, то установки, то психики вообще.

В настоящее время складываются определенные теоретические представления, гипотезы и концепции, которые стремятся дать психологическое обоснование, процессу развития личности, не отрывая его от процесса развития психики, но и не растворяя его в общем потоке психического развития ребенка.

Так предложена социально-психологическая концепция развития личности ребенка.

Детерминантой развития, личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (группами) в этот период. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которые задает эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности в группе.

В соответствии с концепцией персонализации индивид характеризуется потребностью быть личностью (т.е. оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы) и способностью быть личностью (т.е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью).

Наилучшие возможности реализации указанной потребности создает такая группа, в которой персонализация каждого - условие персонализации всех.

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.

Существует возможность построения модели развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную среду. В этом случае развитие личности в ней подчинено психологическим закономерностям, с необходимостью воспроизводящимся почти независимо от специфических характеристик той общности, в которой оно совершается.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности:

1. Адаптация. 2. Индивидуализация. 3. Интеграция.

Первая фаза становления личности предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в «общей массе».

Субъективно - потому что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, изменениями мотивационно - смысловой сферы других людей, имеющими значение именно для них, а не только для него самого.

Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для него факт. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень.

Вторая фаза порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.

Третья фаза детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности и т.д. - с другой.

В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности - черты, которых не было не только у него, но, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая из перечисленных фаз является временем становления личности в ее важнейших проявлениях и качествах - здесь протекают микроциклы ее развития. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в устойчиво значимой для него социальной среде и вступить во вторую фазу развития, у него, скорее всего, будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе и в своих возможностях. Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения себя как личности, и это приводит к серьезной личностной деформации. Если, находясь уже в фазе индивидуализации и пытаясь обеспечить свою представленность в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки. Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.

Значительные изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид.

Источником развития и утверждения личности выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группе, шире - в системе общественных отношений.

Личность развивается в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза. Характер и особенности развития личности задаются уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована.

Личность ребенка развивается в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности, доминирующие на разных возрастных ступенях.

Развитие личности определяется процессом развития группы, в которой она интегрирована.

Особенности интеграции индивида в общностях разного уровня развития подчинена специфическим для данных групп закономерностям, и перенос их на группы иной степени развития не может не привести к серьезным теоретическим ошибкам и неверно принятым практическим решениям. Этапы развития личности в изменяющейся социальной среде называют периодами развития.

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье, которая, в зависимости от принятой в ней тактики воспитания, либо выступает как просоциальная ассоциация или коллектив (при преобладании тактики «семейного сотрудничества»), либо искажает развитие личности ребенка. Последнее происходит в группах низкого уровня развития, где в отношениях между родителями и детьми доминирует конфронтация. В зависимости от характера семейных отношений может, например, изначально складываться личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного себялюбца.

Важность периода раннего детства для формирования личности, которое было отмечено многими психологами, в действительности заключается в том, что ребенок с первого года своей сознательной жизни находится в достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности усваивает сложившийся в ней тип отношений, претворяя их в черты своей становящейся личности.

Фазы развития в раннем детском возрасте фиксируют следующие результаты: первая - адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социальной жизни при первоначальном неумении выделить свое «Я» из окружающих явлений; вторая - индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т.д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих; третья - интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых, предъявлять им реалистические запросы и т.д.

Воспитание и развитие ребенка начинается и продолжается в семье, а с 3-4 лет протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников под руководством воспитателя, где и возникает новая ситуация развития личности. Переход на этот новый этап развития личности не определяется психологическими закономерностями (они только обеспечивают его готовность к этому переходу), а детерминирован извне социальными причинами, к которым относится развитость системы дошкольных учреждений, их престиж, занятость родителей на производстве и т.д. Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего возрастного периода успешным протеканием фазы интеграции, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития личности - адаптация ребенка в детском саду оказывается затрудненной.

Дошкольный возраст характеризуется включением малыша в группу ровесников в детском саду, управляемую воспитателем, который, как правило, становится для него, наравне с родителями, наиболее референтным лицом. Воспитатель, опираясь на помощь семьи, стремится, используя в качестве опосредствующего фактора различные виды и формы деятельности (игровую, учебную, трудовую, спортивную и т.д,), сплотить детей вокруг себя, прививая им гуманность, трудолюбие и другие социально ценные качества.

Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают: адаптацию - усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими; индивидуализацию - стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах - и в том, и в другом случаях при ориентировке на оценку не столько других детей, сколько родителей и воспитателей; интеграцию - гармонизацию неосознаваемого дошкольником стремления обозначить своими действиями собственную неповторимость и готовность взрослых принять в нем только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечить ребенку успешный переход на новый этап - в школу и, следовательно, в третий период развития личности.