Приучаем карапуза к самостоятельным играм. Как научить ребенка играть самостоятельно и освободить время на себя

В статье « » мы затронули вопрос о том, что некоторые дети не умеют играть. Как же помочь ребенку научиться этому?

Прежде всего нужно заинтересовать ребенка. Для начала можно самим разыграть перед ребенком какую-либо ситуацию, можно разыграть известную ему сказку. Но при этом нужно, чтобы Вы сами были увлечены, чтобы ребенок смог заразиться Вашим эмоциональным состоянием . Если взрослый будет показывать игровое действие равнодушно, ребенок будет повторять просто механически. Такая игра будет мертвой.

Если ребенок надолго застревает на некоторых игровых действиях, например, подолгу и однообразными движениями кормит куклу или помешивает ложкой в кастрюльке, — и действия не сменяются более содержательной игрой, необходимо внести разнообразие . Спросите, что любит кушать его кукла, предложите покормить ее еще чем-нибудь, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее. Нужно помочь ребенку обращаться с куклой не как с неодушевленным предметом, а как с существом, наделенным своим внутренним миром.

Одна из причин описанной ситуации — ребенок не умеет планировать . Необходимо научить ребенка строить последовательность перехода одного действия к другому. На первом этапе, разыгрывая сценку перед ребенком кормления куклы, нужно предварительно приготовить для нее еду, а затем уже кормить, объясняя смысл и последовательность своих действий. Полезно словесно обозначать окончание одного действия и начало другого. Например, «Мы с тобой приготовили кушать для куклы, а теперь ее покормим «. Можно поинтересоваться у малыша, что он хочет сделать дальше.

Первое время ребенок играет с игрушками, имеющими общее сходство с реальными вещами. Постепенно в игру можно вводить предметы-заместители . Сделайте вид, что Вы ищете какой-то отсутствующий, но очень необходимый предмет. Включите в поиски малыша, стимулируйте речь ребенка, разговаривайте с куклой и другими игрушками, принимающих участие в игре. Вначале ребенок будет лишь подражать Вам, не особо понимаю смысл замещения. Если он все-таки не понимает смысл замещения, не настаивайте, отложите использование замещения на несколько дней, а потом предложите игру еще раз. Ребенок должен внутренне созреть .

Играя с ребенком, незаметно сокращайте свою активность.Со временем ребенок перестанет нуждаться в Вашем постоянном участии. Но все же Ваше присутствие ему еще будет необходимо, чтобы помочь оценить достигнутое.

Помимо использования замещения ребенка нужно научить выстраивать сюжет , вводить ролевые позиции, например, ребенок воображает себя мамой или папой, а кукла — его дочка или сынок. Кода ребенок кормит куклу, спросите, кто он или кто кукла.Если ребенок понял смысл вопроса, он назовет все своими именами. Если же не поймет, можно помочь ему: «Машенька, ты как мама кормишь свою доченьку? » — это поможет ребенку другими глазами взглянуть на то, что он делает, полнее осознать отношения участников игры.

Из книги «От года до семи лет»

Краткое содержание: Как научить ребенка играть. В какие игры играть с ребенком двух лет. Игры для детей трех лет. Сюжетные и ролевые игры для детей четырех - шести лет. С какими игрушками в какие игры можно играть.

Начиная с полутора-двух лет можно уже разыгрывать с ребенком - и с девочками, и с мальчиками - различные повседневные ситуации, такие как приготовление еды, обед, приход гостей, укладывание спать и так далее. При этом вы можете не только играть с малышом в куклы и мягкие игрушки, но и показывать ему простейший "кукольный театр", т.е. разыгрывать с обычными игрушками сначала очень простые сюжеты (например, как собачка пришла в гости к зайчику, они здороваются, пьют чай, а затем прощаются), а потом все более сложные. Как правило, маленькие дети с удовольствием смотрят такие "представления", а через некоторое время начинают увлеченно показывать их и сами.

Играя с малышом, обязательно дайте ему побывать в роли мамы или папы, вообще - в роли взрослого, который активно выражает свою любовь к другому человеку и заботится о нем. Ведь для эмоционального развития ребенка очень важно, чтобы он умел отождествлять себя не только с тем, кого любят и о ком заботятся, но и с теми, кто заботится о других и помогает им.

Начиная лет с трех лет можно попробовать разыгрывать с малышом еще и сюжеты детских книжек и мультиков, в первую очередь тех, которые ему очень нравятся. Сначала можно воспроизводить в игре лишь те события, которые вызвали наиболее яркий эмоциональный отклик у малыша (например, как волк гонится за зайцем и не может его поймать), и постепенно усложнять игру, добавляя новые ситуации и сюжетные ходы.

К пяти-шести годам нормально развивающийся ребенок уже должен хорошо разыгрывать всевозможные бытовые ситуации и сюжеты любимых книжек и мультиков. Время от времени вы можете играть с ним, предлагая новые сюжеты, а если надо - то целенаправленно проигрывать в игре эмоционально сложные или напрягающие ребенка жизненные ситуации.

"Дочки-матери", "муми-тролли" и "супермены": содержание игр

В кого ребенок играет - тому он и подражает. Поэтому содержание сюжетно-ролевых игр - т.е. то, во что играет ваш сын или дочь, - чрезвычайно важно для его или ее личностного становления. От содержания игр, в которые играют наши дети, во многом зависит, что в жизни будет для них ценным, к чему они будут стремиться, с кем будут себя отождествлять, как будут общаться с другими людьми. Чем богаче и разнообразнее содержание игр, в которые играют наши дети, тем богаче будет их внутренний мир. И напротив, если игры ребенка однообразны, его внутренний мир может остаться неразвитым и примитивным.

Чем определяется содержание ролевых игр?

С одной стороны, содержание игр всегда определяется наиболее яркими впечатлениями ребенка, с другой - тем, куда направляют игру взрослые (родители или воспитатели) Родители могут влиять на содержание игр малыша не только во время совместной игры с ним, но еще и покупая ему те или иные игрушки, читая ему определенные книжки и выбирая фильмы и мультфильмы, которые он смотрит. Здесь мы остановимся на том, какие игрушки стоит покупать.

Вот основные классы современных игрушек, с которыми можно играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры:

Куклы и все для них (посуда, бытовая техника, дома, мебель и так далее),

Бытовые предметы (рассчитанные на ребенка, а не на кукол): принадлежности для игры в доктора, посуда, игрушечная еда, телефон, печатная машинка, пылесос);

Всевозможные мягкие игрушки (зверята, человечки, фантастические существа);

Строительные наборы и конструкторы;

Всевозможные машины, машинки и мотоциклы, а также все для них: автодороги, гоночные трассы, многоуровневые гаражи;

Транспорт: поезда и железные дороги; самолеты, вертолеты, ракеты; корабли, парусники, морские порты;

Всевозможное оружие, воины и военные игрушки;

Роботы и многообразные трансформеры;

Монстры и чудовища.

Ограничение любым одним классом игрушек приведет к сужению игрового опыта ребенка, поэтому всегда старайтесь, чтобы игрушки вашего малыша или малышки были разнообразными (это не значит, что у ребенка должны быть игрушки всех классов - к монстрам и чудовищам ребенка лучше вообще не приучать).

Куклы и мягкие игрушки очень нужны не только девочкам, но и мальчикам, ибо игры с куклами и игрушечными зверятами помогают осваивать мир взаимоотношений между людьми и проигрывать первые эмоционально сложные и конфликтные ситуации, с которыми будет сталкиваться ваш маленький сын или дочь. Мягкие игрушки хороши еще и тем, что они успокаивают и дают ощущение комфорта, столь необходимое маленькому ребенку. Если малыш принципиально не хочет играть с мягкими игрушками, это наводит на мысль об определенной патологии, и такого ребенка обязательно надо показать специалисту.

С другой стороны, всевозможные машины, поезда, самолеты и другая техника нужны не только мальчикам, но и девочкам, ибо современный мир насквозь пронизан техникой и девочкам тоже лучше начинать её осваивать "с младых ногтей". Если девочка играет только в куклы, это ведет к сужению ее жизненных интересов, к определенным ограничениям развития.

Увлечение одними только военными игрушками, играми в войну и в вооруженное столкновение или противостояние часто приводит к освоению жизненных моделей вражды, агрессии, соперничества и противоборства. Если ваш сын постоянно просит купить или подарить ему игрушки "военной серии", вам стоит присмотреться, как и во что он играет, и попытаться понять, откуда идет это пристрастие. Быть может, он находится в ситуации соперничества в детском саду, и ему надо самоутверждаться с помощью "военных" игрушек. А может, он смотрит слишком много мультиков, в которых все стреляют и борются друг с другом. В любом случае, важно понять, в чем дело, и постараться расширить мир игры вашего ребенка. Ведь даже если он решит стать профессиональным военным, его жизнь не будет исчерпываться одной лишь военной службой, а всесторонность интересов лучше закладывать уже с детства.

Чрезмерное пристрастие к роботам и техническим игрушкам и пренебрежение куклами и мягкими игрушками часто приводит к беспомощности в мире человеческих взаимоотношений, к узости жизненного мира и отчужденности от других людей. Попробуйте поэтапно расширять мир игры такого ребенка, постеленно включая в его "технические" игры кукольных героев и мягкие игрушки.

Если же ваш сын или дочь уже в дошкольном возрасте обнаруживает большую любовь к различным игрушечным монстрам и чудовищам, это может указывать на определенное эмоциональное неблагополучие, и чем скорее вы обратитесь к специалисту, тем больше у вашего ребенка будет шансов вернуться к нормальному пути развития.

Как важно иметь товарищей по играм

Очень важная задача взрослых заключается в том, чтобы найти ребенку товарищей по играм и научить его играть вместе с другими детьми.

Совместные игры учат ребенка согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями другого человека. Если же малыш всегда играет один (или только со взрослым), он действует в игре так, как ему хочется, и не учится считаться и договариваться с другими. Ребенок, который все время играет один, часто обнаруживает замкнутость, а иногда и черты аутизма - даже в том случае, если он ходит в детский сад, но ни с кем не играет там. И в результате, когда он идет в школу, ему бывает трудно наладить хорошие отношения со сверстниками.

Первоначально партнером по игре должен быть взрослый, например мама, папа или бабушка. Он может предложить новые возможности действия, придумать сюжет игры, он готов услышать и развить то, что предлагает малыш и поддержать его. Вообще, для малыша двух - двух с половиной лет практически идеальный партнер - это заинтересованный взрослый.

Но уже в три-четыре года ребенку лучше всего играть вместе с товарищем - однако при участии взрослого , который в этой ситуации может не только предлагать те или иные возможности действия, но и помогать улаживать неизбежные конфликты и столкновения, предлагать компромиссы, вводить норму уступать по очереди и умерять накал страстей.

Если ребенок много общается с другими малышами, но взрослые практически не вмешиваются в их игры, то он может научиться неплохо вступать в контакт и общаться с другими детьми, но довольно примитивно играть с ними: толкаться, беспорядочно бегать, задираться. Такие дети могут привыкнуть командовать или, наоборот, подчиняться и, став постарше, либо часто ссорятся с другими детьми ("командиры"), либо не умеют отстаивать свои интересы ("подчиненные").

В четыре-пять лет двое-трое хорошо знакомых детей (братья и сестры или часто общающиеся друзья) вполне могут увлеченно играть и без взрослого. Ему стоит подключаться лишь временами - либо для того, чтобы разрешить спор или уладить конфликтную ситуацию, либо для того, чтобы внести в игру свежую струю в виде новых идей или нового поворота сюжета, либо для того, чтобы сыграть какую-то особую роль (например, роль чудовища или пирата, которого дети побеждают).

Ребенку, который не ходит в детский сад, в этом возрасте абсолютно необходим товарищ по играм - иначе он не научится вступать в контакт с другими детьми и строить отношения с ними. На этом этапе взрослый может заменить партнера-ребенка лишь отчасти - и потому, что он общается с ребенком не так, как общался бы сверстник, и просто потому, что у взрослых не хватает времени играть достаточно долго.

В зависимости от возраста и игрового опыта детей участие взрослого может быть различным: он может предлагать сюжет игры и помогать распределить роли, может заражать детей своей увлеченностью и вовлекать их в игру эмоционально, поддерживать и подбадривать тех, кто стесняется или не уверен в себе. И обязательно помогать улаживать все конфликтные ситуации, которые возникают по ходу игры. Чего не стоит делать родителям, так это командовать и в приказном порядке навязывать сюжет игры, роли или ход действий. Это вызовет лишь нежелание играть и отчужденное отношение к вам

Давайте признаем: иногда мы устаём от собственных детей. Устаём гулять, кормить, играть. Настолько, что порой выбираем путь наименьшего сопротивления: когда ребёнок нас в конец измотал, просто включаем ему мультики или разрешаем поиграть на планшете. Однако мы знаем: если ребёнок умеет сам придумывать себе занятия, он точно не пропадёт в жизни. Но как научить его самостоятельно находить себе развлечения?

1. Не бойтесь предоставить ребёнка самому себе

Приучать ребёнка к самостоятельности надо с младенчества. Пусть он остаётся в кроватке или манеже, пока вы моете на кухне посуду. Дайте ему достаточно предметов для изучения — игрушек, мягких книжек, навесных модулей, — и со временем природное детское любопытство возьмёт своё.

2. Создайте нужное окружение

Психолог Маргарет Пол говорит, что самый первый шаг к воспитанию в ребёнке самостоятельности — это создание в квартире детских зон, внутри которых дети могут вести себя как захотят. Конечно, эти зоны должны быть безопасными для малыша, располагаться подальше от окон, отопительных систем, острых углов и опасных предметов. Совсем не обязательно посвящать своему чаду целую комнату — это может быть даже угол на кухне или в вашей спальне, но там должно быть полно интересных для ребёнка многофункциональных игрушек. Чем больше у игрушки сфер применения, тем лучше.

3. Проводите ротацию игрушек и мест для игр

Постоянно меняйте обстановку для игр. Если ребёнок совсем маленький, переносите его из комнаты в комнату, чтобы у него было больше предметов для изучения. Меняйте игрушки в зоне досягаемости каждые 4 недели, иначе малыш будет всё время играть только с любимым роботом, а остальное пролежит мёртвым грузом. И да, ротацию игрушек лучше совершать, когда чадо спит. Иначе миссию можно с треском провалить.

4. Помогите ребёнку найти хобби

Сидение в четырёх стенах, садик и прогулки — тупиковый путь. Будьте проактивным родителем — помогите ребёнку выбрать хобби, которое его всецело захватит. Сейчас в любом крупном городе можно найти десятки детских клубов, кружков и секций. Пусть опыт будет максимально разнообразным — водите ребёнка в океанариум, научные клубы, мастерские, кулинарные школы, показывайте мультики про разные профессии (например, «Щенячий патруль» — там есть пожарный, пилот, строитель и много других профессий). Глядишь, ребёнок и сам заявит, что твёрдо решил стать инженером, или химиком, или потянет вас в какой-нибудь конструкторский кружок.

5. Давайте ребёнку задания с конкретным результатом

Дети обожают подражать взрослым. А что может быть «взрослее», чем заказ на конкретную работу?

Например, вам нужно 45 минут уделить готовке, и желательно, чтобы малыш в течение этого времени вас не отвлекал (при этом вариант мультиков и игр на планшете вы отметаете). Дайте ему картон, карандаши и фломастеры, наклейки и ленточки и скажите, что, например, у вашей коллеги на работе день рождения, и вы не успеваете подготовить ей открытку. Не может ли он выручить вас и сделать открытку сам, пока вы будет готовить? Вы удивитесь, насколько усидчивыми становятся дети, когда удаётся задать им конкретную цель. И да, лучше, чтобы потребность в открытке была реальной, иначе потом огрёбете немало проблем с отчётностью о том, как всё понравилось имениннику.

6. Пригласите в гости друзей ребёнка

Неважно, три года вашему ребенку или 12 лет, — приглашение в гости друзей займёт его на всё время их пребывания в доме. Понятно, что совсем малышей не оставишь без присмотра, а вот дети постарше вполне справятся сами. Самое главное — дайте ребёнку понять, что он в ответе за своего гостя и за его развлечения. Очень хорошо, если ваш малыш с самых ранних лет видит, как в доме принимают гостей и что делает мама, чтобы гости не скучали.

Комментировать статью "Как научить ребёнка играть самостоятельно? 6 способов"

Как научить играть?. Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Ребенок 2,5 года напрочь отказывается, если мамы рядом нет. Играет сама хорошо, если я нахожусь в одной с ней комнате.

Обсуждение

а с другой стороны - хорошо ведь, что сама играет, а вы рядом сидите, в конфе вот например, и типа за ребенком приглядываете) я сама так делаю)
чтооо, я не в интернете, а я тут с детьми играю!
хуже ведь было, если она вопела - мама-мама-мама, и надо было бы ее развлекать постоянно,а так она САМА играет)

никак. ждать и все. такая наша мамская карма)

Есть желание научить пятилетку играть, не так чтобы на турнирах участвовать, а просто чтобы можно было коротать на корте приятные летние у меня есть знакомая, занимается с детьми (это м.Филёвский парк, если удобно-то дам вам её координаты) 25.02.2011 11:00:14, Танима.

Обсуждение

у меня есть знакомая, занимается с детьми (это м.Филёвский парк,
если удобно-то дам вам её координаты)

мы ходим в группу, сыну нравится и получается хорошо по словам тренера, его перевели через несколько месяцев из младшей группы к 8-9 леткам, ему 6,5 сейчас. У нас с 5 лет берут, но надо по ребенку смотреть. Моему просто давно хотелось, он лет с 4 уже пытался моей ракеткой поупражняться. Спрашивала про индивидуалки, но у нас все это при школе и мне сказали что точно рано.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Ситуация такая: мальчик, 6 лет, очень спортивный и очень общительный АБСОЛЮТНО не играет сам с собой ни в какие игры.

Обсуждение

Вы как-то готовили его к появлению сестрёнки? Как он к ней относится?
Школа + появление ещё одного ребёнка - это очень большой стресс для пятилетки ("меня отдали в школу и заменили другим ребёнком"). Он требует Вашего внимания в том же объёме, что и в раннем детстве, когда Вы не отказывали ему, а Вы воспринимаете это как "мучение", т.е. получается что как-бы отвергаете его (т.е. он может это так воспринимать)
Само по себе, если над этим не работать, редко что-то меняется, лучше посетите психолога.

а со сверстниками его оставлять где-нибудь можно? типа на продленку?
у меня такой же пацан со скипидаром в попе)) 4,8 возраст
в 2 года отдала в сад, потому что орал в голос "хочу к детишкам!!!"
самостоятельные игры дома сводятся к прыганью по кровати...
зато с друзьями может играть сутками, домой не загонишь! (2 недели на даче видела ребенка только в обед и ночью - гулял)))
энергии - фонтан, даже когда сидит на стуле - подпрыгивает)))
тяжеловато, конечно, с такими, но активность по жизни - это супер, особенно для мужика
спортом не пробовали сынулю занять? мы плаваем, танцуем, с сентября на карате пойдем (ребенкина мечта, свет в комнате включает исключительно ногой)))
кому-то интересно рисовать и думать о смысле жизни, а кому-то действовать и общаться с разными людьми))
вашему что интересно?

как научить играть в прятки?. Игрушки и игры. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с У меня сын сам научился, играя с другими детьми, в том числе более старшими. Может и вам в компании играть?

Обсуждение

поймет со временем! друзья помогут))) а пока пусть играет, как нравится, как может

01.12.2007 14:57:44, tommy

я еше думаю это от характера зависит - у меня старший вот недавно по путнему научился прятаться, а маленький уже давно очень хорошо и прячеться и ищет. Ну и компания конечно должна быть подходящая.

Научить играть в ролевые игры. Мамочки, не подскажите ли мне где найти описания как развивать навыки ролевой игры с ребенком? Игра -это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт...

Обсуждение

Девочки спасибо большое сейчас скачала, буду читать. Вот только Венгера не нашла. Посмотрю может в магазинах есть.

Вы это читали?
"Игры и занятия с особым ребенком", Сара Ньюмен
В книге рассказано, как с первых дней жизни воспитывать ребенка с особыми нуждами и помогать ему развиваться. Автору, маме такого ребенка, удалось создать одно из лучших практических руководств в этой области. http://www.autismwebsite.ru/Books/Small_Steps_Forwards.htm
"Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия", Янушко Е.А. "Книга посвящена раннему детскому аутизму, В ней описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия." http://www.autismwebsite.ru/Books/Games_For_Autistic_Child.htm

Ребенок учится играть на скрипке, какой должен быть инструмент? Я занимался на скрипке, братьев своих тоже учил, контролировал И не стоит тратить время на то, чем никогда не воспользуешься. Ребенок хочет учиться игре на скрипке.Я. Раздел: Отдых в каникулы (плюсы...

Обсуждение

Вы собрались в музыкальную школу или решили позаниматься частным образом?:-) Бюджетность занятий зависит прежде всего от этого момента.
Муз.школа - 200 руб. в месяц (Москва), оплата охраны, не помню точно, что-то вроде 150 руб. в месяц, плюс добровольная помощь школе в приемлемом для родителей размере.
Миф о дороговизне занятий скрипкой проистекает из необходимости менять инструмент по мере роста исполнителя. Если фортепиано одно на всю жизнь, то скрипка и смычок должны расти вслед за ребенком, тут как повезет, мне пришлось покупать по инструменту на каждый год занятий;-) Но и разброс цен позволяет выбирать: от примерно 3000-4000 за китайскую или корейскую модель,до.....Страдивари.
В музыкалке сначала будет: специальность,сольфеджио,хор. Потом добавятся общее фоно, муз.литература, ансамбль. При рациональном подходе все это реально уместить в 2 раза в неделю.
Заниматься инструментом рекомендовано минимум по 1,5 часа в день, моя дочь иногда ленится, поэтому получается гораздо меньше, но у нее неплохая голова и абсолютный слух, так что результат не сильно страдает.
Усидчивость и организованность скрипка воспитывает не хуже чем балет:-) Да, учтите, что придется уделять много внимания осанке ребенка - у скрипачей это больное место.

У нас двео из тройняшке занимаются на скрипке. В нашем случае, занятия на скрипке пормогают учиться и усидчивости, и организованности. Пришли в 6,5 лет со скромиными музыкальными данными, но с хорошим потенциалом и желанием играть именно на этом инструменте, слух развивается на глазах - мне даже трудно поверить, что так бывает. Но я сама на уроках у детей сижу, смотрю, что там да как, и дома с ними занимаюсь, на скрипке не играла, но музыкальное образование у меня есть, слух абсолютный. Один из детей начал заниматься в подготовительном классе с октября прошлого года, в пятницу экзамен первый, играет песенки те же, что и первоклашки. Сейчас скрипка 1/16, но уже пора на восьмушку переходить, обе предоставлены школой, причём скрипки хорошего качества. Второй ребёнок начал заниматься вслед за братом, но всего три месяца назад. Тоже вполне успешно, хотя начинать конечно не просто, но при огромном желании - если таковое имеется, все трудности преодолимы. На следующий год преподавательница говорит, будемт ансамбль делать:)

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Комаровский для меня тьфу,прожевать и выплюнуть. в ладушки играть с рождения и горе у нее, хоть ты тресни! вбольнице мы нацились играть в ладушки, Темик обожает...

Обсуждение

Я просто иногда в течении дня делала с дочкой ладушки-она не была от этого в восторге,всегда вырывала руки, я не настаивала.Иногда сама хлопала перед ней.Потом Настя сама стала при словах"Ладушки-ладушки....и далее по тексту" хлопать в ладоши, чуть позже стала делать "полетели-полетели на головку сели".Но, так,чтобы все от начала до конца-не делает.
Пока-пока махали всегда,когда кто-нибудь уходил.Это Настя быстро запомнила, но потом позабыла.Сейчас уже,видать,опять вспомнила и машет всем,даже когда кто-нить из нас просто отходит от коляски ненадолго(в магазин,например).
А "дай пять" можно в течении дня периодически делать.
Мне кажется особо настаивать не стоит.Главное,чтобы все это было регулярно и непринужденно,так,между делом.Все у вас получится,вот увидишь!!!:))

Юль, мой Ярка вчера бабке махнул пока:))) 5,5 мес. Добилась-таки бабка своего (она его учила-показывала все время, ну он и скопировал ее движения:))

Как научить играть вместе?. Отношения с детьми. Детская психология. Как научить играть вместе? Ну вот, собрали мы для дочки (3 года) подружек (на 7 месяцев старше) дома, очень она этого ждала и жаждала: поблизости нет детей -ровесников, да и подруг с детьми у меня не...

Обсуждение

А Вы представьте себя на ее месте:)
Пришли гости, и они ДОЛЖНЫ вести себя по ЕЁ правилам:))) А как же иначе? Или трехлетний ребенок покажет нам торжество этикета над собственной природой?
Иначе говоря, это нормально в ее возрасте:)
Если приглашаете много гостей-детей (больше одного) к дочке, приглашайте заодно и профессионального устроителя детских праздников...

Кстати, для меня вообще сейчас очень интересная тема - про совместные игры, их организацию и т.д. :) Поскольку мы тут объединились с двумя мамами, с одной уже практикуем некоторое время, другая как раз подключается... Мы по очереди устраеваем у себя дома мини-дет. сад. :)) Интересно, что обе они - садовские работники - одна - воспитатель, другая - преподаёт музыку, так что крому меня у всех опыт есть, но я надеюсь, что найду свой путь тоже в этом деле, теперь даже интересно стало, хотя сначала побаивалась... :))

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Это относится к спокойным играм вообще. Когда я пытаюсь достать кубики с буквами или цветные кубики и хочу позаниматься с ним, научить его некоторым буквам или цветам, то он просто хватает это...

Обсуждение

Ключ к проблеме - в вашей последней фразе: "Мне хочется хотя бы иногда сидеть спокойно и чему то его учить,объяснять, видеть отдачу". Это именно вам хочется, а ему нет. И он абсолютно прав. Не должен он в этом возрасте сидеть, сложив ручки, и слушать чтение или тем более заниматься как на уроке. Ребеноку нужно постоянно что-то делать руками и ногами, активно участвовать в процессе, делать именно то, что ему в данный момент интересно, а не то, что вы для него задумали. У них до 4 лет энергия просто бьет через край и нужно дать пути мирного приложения этой энергии. Это и есть ваши любимые подвижные игры. А чтение придется совмещать с игрой. Дайте ребенку возможность прожить самому то, что вы читаете. дайте ему в руки игрушки или предметы по смыслу связанные с тем, что вы читаете. Возьмите книжки на картоне(которые сложно порвать) и пусть он сам их листает, если хочет.Можно устраивать целый кукольный театр на тему самых простых сказок. Или купите наборы в магазине, или сделайте сами. Здесь не нужно что-то высокохудожественное. Если вы вложите свою душу в какой-то кусок тряпочки, он превратится в глазах ребенка в то, что вы изобразите.Только обязательно давайте ребенку главную роль, исподволь управляя процессом. А на счет кубиков тоже не волнуйтесь. далеко не всем детям они нравятся. Попробуйте положить на видном доступном для ребенка месте материалы, с которыми вы хотели бы с ним позаниматся. Следуйте его желаниям. А если он какое-то время не будет к ним подходить, значит ему это сейчас просто не интересно. Бесполезно что-то навязывать. Этим можно только навредить. Подвижные игры тоже можно делать более структурированными. Например можно не просто бегать-прыгать, а ходить-бегать-скакать по линии, по кругу или по зигзагу(контур рисуется мелом на линолеуме, потом смывается) или по числу раз. Можно ползать на четвереньках ставя руки крест-накрест(хорошо развивает крупную моторику). А на счет отдачи - это очень неоднозначно. У ребенка безусловно откладывается в головке то, что мы им говорим. Но не всегда они сходу могут это применить. Иногда проходит много времени, прежде чем можно увидеть результат труда родителей.Всего наилучшего. Маша.

Катя, попробуйте понаблюдать за своим сыном и определить, в какое время дня у него пик активности, а когда - спад. Мне очень знакомы ваши проблемы, я тоже одно время бегала за полуторогодовалым сыном с книжкой. А потом заметила, что в отличие от большинства детей, у которых пик активности наступает утром, после пробуждения, у моего ребёнка первые утренние часы самые "ленивые". Он прибегает к нам утром в спальню, сворачивается калачиком на кровати и лежит как мышка - только бы обратно в свою комнату не отправили. Тут я и достаю книжку; внимания иногда и на полчаса хватает. Потом мы тихонько скатываемся на ковёр и лепим что-нибудь из пластилина, рисуем, паззлы собираем, я - с чашкой кофе, сын - со стаканом молока. Завтракаем поздно, часов в десять, и после завтрака моего ребёнка уже не остановить. А потом ещё вечером, когда темнеет, у нас спокойные игры тоже на ура проходят, где-то после ужина, последние час-полтора перед сном. Если ваш сын любит купаться, можно ещё в ванной читать. Или когда он на качелях качается. Многим детям нравится, когда перед сном читают (мой после этого плохо засыпает, не разрешает мне уйти из комнаты, поэтому мы не читаем, когда ребёнок уже в кроватке) или когда несколько детишек вместе собираются и слушают какую-нибудь сказку. Ещё, может быть, вы читаете книжки, слишком трудные для понимания сына? Ведь, если ребёнок не понимает, о чём идёт речь, ему быстро становится скучно. Мы начинали с элементарных книжек-самоделок. Две страницы - на первой "гуси-гуси, га-га-га!" и картинка с гусями, на второй - "есть хотите - да-да-да!" и картинка с накрытым столом. Всё, книжку прочитали:) Для двух с половиной лет - это, конечно, уже не подойдёт, но главное, показать ребёнку, что чтение - это не скучная обязаловка, а увлекательное занятие.Попробуйте дать ему рассматривать альбомы с фотографиями и попросите показывать, где мама, где папа, а где он сам. Одно время моему сыну очень нравилось вклеивать наши фотографии в книжки. Если не жалко книжек и фотографий - попробуйте. Или наклейки используйте с изображениями знакомых предметов. Не так, уж, это и портит книги. Ещё можно попробовать не читать слово в слово, а пересказывать своими словами, максимально просто, не задерживась подолгу на одной странице. И помните, что к новой книжке ребёнку надо постепенно привыкнуть, понять её смысл, несколько раз рассмотреть все картинки, и только после этого он её полюбит. Удачи вам!

18.01.2000 00:13:06, ЛарыР

Зачем учить ребенка играть самостоятельно? Малыш, сосредоточенно перебирающий игрушки, безусловно, радует взрослых, ведь он дает им возможность спокойно заниматься домашними делами. И все-таки навык индивидуальной игры нужен прежде всего самому ребенку. Это важный этап, определяющий развитие социальных навыков, образного мышления, воображения, речи. Именно поэтому критерием должно быть не только время, на которое можно оставить малыша одного, но и качество, сложность, разнообразие его игр.

Нужно, чтобы самостоятельность позволяла ребенку ощутить радость взросления, а не превращалась в испытание силы воли. Детям естественно стремиться к самостоятельности, если это их выбор. Задача родителей – одобрять проявления независимости даже тогда, когда она не слишком удобна. Позвольте малышу выбрать одежду, поверьте, что он не хочет больше каши, спросите, на какую детскую площадку идти гулять. Чаще задавайте вопросы: “А как ты думаешь? А как бы ты поступил?”

В играх самостоятельность проявляется в активном участии ребенка. Перестаньте развлекать малыша, ловите и поддерживайте любую его инициативу. Избегайте навязывания правил: не пытайтесь поправлять кроху, который пилит расческой палочку или строит домик из колец пирамидки. Никогда не говорите увлеченному игрой ребенку: “Неправильно, неверно”. Не старайтесь приходить на помощь преждевременно, дайте малышу возможность самому справиться с непослушной застежкой или достать игрушку.

Не ждите мгновенных результатов. Ребенок научится играть сам, хотя и произойдет это не так скоро, как хотелось бы.

Игрушки и игровое пространство

Подумайте, где и чем играет ребенок. Малышу должно быть удобно в нашем взрослом мире: легкие устойчивые табуретки, маленький стульчик у раковины, низкие шкафчики с детскими вещами, нескользкий пол. Редкий ребенок ограничится играми в детском уголке, скорее всего он будет исследовать все пространство. Поэтому обустраивайте комнаты так, чтобы быть спокойным за здоровье крохи и сохранность ценного имущества. Не стоит полагаться на запреты. Малыш о них просто забудет, а ребенку постарше многочисленные запреты и страх их нарушить помешают быть активным и самостоятельным. Родителям лучше заранее смириться с тем, что в процессе освоения новых действий малыш что-то испортит, сломает и разобьет.

Следует обдуманно подойти к хранению игрушек. Ребенку должно быть удобно их брать и ставить на место. Хорошо, если игрушки разложены так, что ими сразу хочется играть. Например, столик накрыт и вокруг рассажены гости, кукла лежит в кроватке, из кубиков построен дом, а пластмассовые звери расставлены согласно какому-то сюжету.

И самое важное правило – игрушек должно быть немного. Постоянно проводите ревизии, убирая игрушки, которыми ребенок не занимается. Возращение старых игрушек в будущем доставит малышу не меньшую радость, чем покупка новых кукол и машинок. И вы всегда сможете увлечь ребенка, поставив перед ним целый мешок забытых «друзей».

Какие игрушки лучше всего подходят для самостоятельных игр?

  1. Уменьшенные копии предметов настоящего мира, с которыми малыш может подражать работе взрослых (различные инструменты, наборы доктора, парикмахера и т.п.).
  2. Игры, позволяющие познавать мир и его свойства (например, предметы для занятий с водой, песком).
  3. Любимые игрушки (куклы, плюшевые звери), которые воспринимаются ребенком как живые существа. Малыш не будет грустить в одиночестве, если любимый мишка, с которым он вместе ест, спит, гуляет, будет рядом.
  4. Ненужные упаковки, коробки, лоскутки, мешочки, палочки. Ведь эти вещи могут превращаться во все, что угодно и оживлять любую игру.
  5. Домики – покупные палатки или самодельные убежища из стола или стульев, накрытых покрывалом.
  6. Различные каталки, коляски, машинки на веревочке.
  7. Мячи разных размеров и другие спортивные игрушки.
  8. Игры, которые ребенок освоил достаточно хорошо, но при этом не потерял к ним интерес.

Не стоит торопиться с покупкой интерактивных игрушек. Они мешают развитию воображения, без которого индивидуальная игра невозможна. Для малыша с хорошей фантазией весь мир наполняется игрушками: обычный носок превращается в змею, а пустая коробочка – в лодку или машину.

Развивающие игры обычно требуют выполнения определенных правил и значит, присутствия взрослого. Однако привычная любимая игра подойдет и для самостоятельных занятий.

Учим действовать

Как малыш учится надевать штанишки или есть ложкой? Он видит, как его одевают и кормят, видит, как одеваются и едят другие члены семьи. И после многократных повторений осваивает это действие. С играми точно так же. Не стоит думать, что дети рождаются с умением оперировать игрушками. И совершенно недостаточно один раз показать, как пользоваться игрушкой, чтобы потом ребенок играл самостоятельно.

Именно поэтому первые игры, появляющиеся на втором году жизни, как раз и состоят в имитации действий взрослых. В это время интерес к настоящим вещам бывает сильнее, чем к игрушкам. Половник и веник ребенку ближе машинок и кубиков, поскольку он многократно видел, как мама их использует.

Приобщайте кроху к своим занятиям. Наблюдение за различными делами даст малышу огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас дуршлаг или губку для мытья посуды и отправится на собственные хозяйственные работы.

Впрочем, подражать маме и папе ребенок может и без нужного оборудования. Очень быстро малыши начинают использовать предметы-заместители. Например, воображать, что палочка – это ложка, а кубик – фотоаппарат. Умение увидеть в одном предмете другой нужно развивать и поддерживать. И среди игрушечных копий взрослых предметов обязательно должно оставаться место для таких заместителей.

В первых играх (их называют процессуальными) ребенок повторяет только действия с предметами, часто в хаотичном порядке, без единого сюжета. Задача взрослого - обращать внимание малыша на взаимоотношения персонажей, называть используемые роли (ребенок – “мама”, а кукла - “дочка”; ребенок - “водитель”, мама – “пассажир”), вести игровые диалоги. При этом взрослый может играть сам, подавая ребенку пример, и обязательно комментируя вслух все свои действия. А может озвучивать детскую игру и подсказывать новые варианты развития сюжета: «Твоя кукла-дочка захотела кушать, и ты ее покормила. А теперь она устала, покачай ее». Но еще десятки, даже сотни раз нужно будет покормить куклу, прежде чем она оживет в детском воображении и малышка почувствует себя настоящей мамой.

Как играть?

С накоплением игрового опыта ребенок переходит к новой форме игры - сюжетно-ролевой. Именно в этой игре дети примеряют на себя всевозможные роли. Нередко роли ребенок выдумывает сам, вдохновляясь тем, что увидел или о чем услышал. Однако взрослый может подсказывать новые игры и идеи, помогать выстраивать более сложные сюжеты.

Ребенку в 2-3 года можно предложить поиграть:

  1. в магазин - супермаркет, кондитерскую, галантерею, автосалон;
  2. в доктора и больницу для зверей, аптеку;
  3. с куклами – в прием гостей, детский сад, семью;
  4. со зверями – в лес, ферму, зоопарк, цирк;
  5. с машинами – в такси, гонки, перевозку грузов и стройку, выполнение правил дорожного движения;
  6. в зверей – превращения в какого-нибудь зверя, семью зверей (рыть нору, добывать корм, прятаться от охотников);
  7. в разные профессии - пожарника, парикмахера, садовника, повара, строителя;
  8. по сюжетам любимых книг и мультфильмов – повторять сюжет, придумывать продолжение, рассказывать сказку иначе (например, играть в “Теремок” с машинами);
  9. в путешествие на автобусе, поезде, корабле, самолете в качестве пассажира или водителя;
  10. со спортивными игрушками – в представление, тренировки, соревнования (ребенок соревнуется с самим собой);
  11. в игры с переодеванием и сменой нарядов.

В играх взрослый может быть и полноправным партнером, и сторонним советчиком, подсказывающим, из чего сделать огнетушитель и в какое путешествие отправиться. Самое важное - не навязывать свои условия, игра по правилам появится позже, а пока не нужно ограничивать фантазию ребенка.

Старайтесь вдохновлять ребенка на игру не только тогда, когда нужно отправить его в детскую. На прогулке, в цирке, зоопарке, во время просмотра детских передач или чтения книжки заметьте: «В это можно будет поиграть дома» - и подскажите, как все организовать и из чего сделать необходимые атрибуты.

Чем больше играют с ребенком, тем сильнее его интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно и главное, делать это с увлечением и удовольствием.


Умение отпустить

Часто присутствие взрослого необходимо и ребенку, освоившему индивидуальную игру. Кажется, что малыш увлечен своим занятием, но стоит родителям покинуть комнату - и ребенок сразу бежит следом. Поэтому помимо игрового опыта, обязательно учите его ненадолго расставаться с взрослым и комфортно себя чувствовать в одиночестве.

Для малышей полезна игра в прятки. Обычно дети осваивают ее с полугода, проходя постепенно все этапы – от умения исчезнуть на секунду под платком до способности несколько минут терпеливо сидеть в укрытии. В этой игре ребенок получает уверенность, что пропавшие из поля зрения родители обязательно появятся вновь.

Для ребенка постарше можно придумать объяснение, не нарушающее ход игры. Например, если вы играете в “дочки-матери”, скажите, что пойдете в магазин. А если в стройку – отправляйтесь договориться о поставке кирпичей. Также можно оставить ребенка, назначив ему важную роль, которую до сих пор в игре выполнял взрослый.

Не стоит уходить молча. Предупредите малыша, что у вас есть какое-то дело и обещайте вернуться, когда его закончите. Можете поручить ребенку что-то сделать в ваше отсутствие, например сказать: “Ты достраивай дом, а я схожу суп помешаю”. Сначала уходите ненадолго и старайтесь вернуться прежде, чем малыш сам к вам прибежит.

Иногда ребенку психологически легче уйти самому. Расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно, малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры.

Доступность взрослого определяется не только физическим присутствием. Необходимо поддерживать кроху, выслушивать рассказы об игре, радоваться самостоятельным достижениям, открыто встречать обращение ребенка, давать советы. Если ребенок будет твердо знать, что когда он придет – его примут, ему будет спокойнее и комфортнее заниматься своими делами.

Чем заменить самостоятельные игры

Пока ребенок не научился играть один, воспользуйтесь маленькими родительскими хитростями, позволяющими ненадолго отдохнуть от малыша.

Вспомните, когда кроха забирался туда, куда лазить не следовало, разбирал ваши вещи и всячески безобразничал, его довольно долго не было ни слышно, ни видно. Попробуйте, уходя из детской, оставить ребенку такую приманку: приоткройте дверцу шкафа, набитого интересными, но безопасными предметами, положите на видном месте стопку старых открыток.

Каждой маме желательно завести “волшебный мешок”. В этот мешок сложите коробочки, пузырьки, мелкие игрушки, пробки от пластиковых бутылок, тесемочки, бусы из пуговиц, природные материалы и все, что взрослые считают мусором, а дети - самыми дорогими сокровищами. Конечно, отбирая предметы, не забудьте о безопасности. Ребенка такой мешок способен занимать довольно долго. Только не забывайте время от времени обновлять содержимое мешка и не давайте его малышу слишком часто.

Попросите ребенка принести из комнаты “синий грузовик, поезд и экскаватор”. Поиски всех этих предметов займут некоторое время, и, быть может, малыш и вовсе увлечется содержимым коробки игрушек. Если он выполнит просьбу, давайте следующее задание (принести три круглых предмета, две пластмассовые игрушки, пять предметов на букву “К” и т.п.). Чем старше ребенок, тем труднее должны быть задания.

Разложите по комнате маленькие свертки-сюрпризы и предложите ребенку их найти. Так же можно использовать многоразовые наклейки или расставить на видных местах пластмассовых зверей.

Возьмите набор фломастеров и на листе бумаги начертите круги каждым из цветов. Обещайте малышу приз, если он во все “квартиры” поселит предметы того же цвета.

Предложите сделать выставку игрушек, рисунков, поделок, определенных предметов (например, железных, или красного цвета, или маленького размера). Пообещайте посетить ее, когда все будет готово.

Иногда взрослые пытаются отправить ребенка в детскую, а он все равно приходит, путается под ногами, виснет на папе и маме. Нужно понять, что это потребность не в новых занятиях, а в родителях, их ласке, внимании. Обеспечьте крохе час полноценного и безраздельного общения. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество.

Сейчас наблюдается необыкновенное разнообразие детских игрушек, представленных на рынке. Приобрести развивающие игрушки не составит особого труда, паззлы, красочные книжки, говорящие куклы и модельные машинки встречаются почти в каждом магазине. Но вот беда, сколько бы новых игрушек вы ни покупали, малыш ни в какую не хочет играть с ними самостоятельно, ходит за мамой хвостиком. Просто ребенок не умеет играть один, а это на самом деле очень серьезная проблема. Умение ребенка занимать себя, на данный момент незначительный фактор в дальнейшем может сыграть огромную роль в формировании личности. Успешность в построении учебы, дружбы, семьи, конечно же, зависит от многих слагаемых, но основные, это самостоятельность, инициативность, целеустремленность и упорство. И все эти навыки ребенок приобретает в самостоятельной игре.
Учить ребенка играть самостоятельно следует начинать в пять месяцев, когда он начинает интересоваться погремушками. Ребенка следует оставлять на пару минут одного на коврике или в манежике с парой ярких игрушек. Малышу не надо давать множество игрушек, так как в таком возрасте он способен концентрировать внимание только на одном ну максимум на двух предметах. Если ребенку дать сразу много игрушек он их быстро передерет, не разглядывая, и заскучает. Так что игрушки малышу следует давать порциями, сначала первую партию, а когда наиграется забрать старые и дать новые игрушки. Если вы услышите, что ребенок беспокоится, капризничает, следует сразу же вернуться, немного позаниматься с малышом, а затем снова выйти из комнаты на некоторое время.
Со временем, как малыш начнет подрастать, интервалы самостоятельной игры следует увеличить. Так в год ребенок может самостоятельно увлеченно играть примерно полчаса, в два года примерно час, а в три года около полутора - двух часов в день. Конечно же, игры должны проходить под вашим ненавязчивым контролем. Периодически следует тихонько заглядывать в комнату, проверять, как чувствует себя малыш и чем он занимается. Если вы увидели, что ребенок устал, то дайте ребенку подкрепиться и отдохнуть, ведь для малыша игра - это не просто развлечение, активная деятельность. Поэтому нужно следить за тем, чтобы ребенок не переутомился. Также важно направлять детскую игру, подсказывать малышу новые идеи, демонстрировать, что можно делать с теми или иными предметами. Так можно обогащать игровой репертуар ребенка и следить за тем, чтобы малыш не играл в монстров, драки и другие неполезные игры.
Если малыш просит о помощи, допустим, при сборке конструктора, не может соединить какие-нибудь детали, то обязательно помогите ему, иначе он начнет думать, что сам он ни на что не способен, а вы в сложной ситуации ему не поможете. Все это может породить страх перед неудачей и отбить интерес к игре. Так что когда ваш малыш жалуется, что у него что-то не получается или он не знает как, помогите ему. Но только возьмите на себя то дело, которое малыш не знает, как выполнить, а остальное пусть делает сам. Контролируя игру, не переусердствуйте, не вмешивайтесь в игру ребенка, если он того сам не попросит. Излишняя опека может вызвать у него протест или наоборот он так и не научится действовать без вашей помощи и будет постоянно просить вашего участия в играх.
Покупая игрушки и предлагая игры, нужно учитывать возраст ребенка. Детям от двух до шести месяцев, конечно же, подойдут погремушки. Детям от шести до двенадцати месяцев следует приобрести мячи, игрушки со световыми и звуковыми эффектами. Можно приобрести юлу, пирамидку, кубики. Так как в этом возрасте ребенку интересно хватать и бросать, трясти и ощупывать, вынимать детали. От года до трех лет, нужны игрушки для тренировки координации движения и развития мелкой моторики, а также механические игрушки, куклы домики, машинки, животные, различные предметы без фиксированного значения.
От трех до пяти лет, у детей начинается этап сюжетно-ролевой игры, ребенку интересен кукольный театр, различные игры в разные профессии, поезда, настольные игры, паззлы, музыкальные инструменты. Вместе с ребенком можно придумывать и проигрывать различные жизненные случаи, так ребенку будет легче в дальнейшем решить ту или иную проблему.