Как можно играть в куклы. Роль куклы в развитии детей. Кукла для мальчика, какая она должна быть

Разыгрывая разные сюжеты из жизни кукол, каждый ребенок выражает свои опыт и знания и через игру осваивает мир эмоций. Одним словом, социализируется. Вальдорфский человечек с узнаваемой улыбкой, куколка из цветов, резиновый пупс или моргающая красотка в пышном платье – любая кукла с родительской помощью служит ребенку проводником в мир человеческих отношений.

При чем тут родительская помощь?

Вокруг все говорят о самостоятельности, раннем развитии и творческом одиночестве детей. Считается, что родителям нужно подальше отойти в сторону, наблюдать и ни в коем случае ничего не корректировать во время игры. Тем более, здорово, когда ребенок играет целый день сам и не отвлекает очень взрослых людей от очень взрослых дел. Но, если честно, не всегда детям достаточно их личного опыта, чтобы перейти в игре на более высокий уровень и самому режиссировать истории про жителей кукольного домика. Взрослому важно вовремя присоединиться.

Первые куклы для самых маленьких.

Примерно с года малыши распознают в кукле образ человека и соотносят его с собственным обликом и чувствами. И если поначалу игра с куклой – это поиск глазок, носика, ручек, ножек и хвоста (кто знает), то в два года кукла для ребенка – это практически он сам. Родителям лучше подсказать малышу, что у куклы есть имя, за стол можно садиться вместе, кормить ее, одеть и взять на прогулку, катать в коляске, или чистить вместе с куклой зубы (если вы не против измазать кукольное личико пастой) и петь на ночь колыбельную. Это поможет ребенку усвоить режим дня и научит проявлять заботу, а значит – быть самостоятельным и активным. Лучше поначалу выбирать мягко-набивную куклу с нейтральным выражением лица (никаких утрированных улыбок, злого оскала или печальных глаз). Ребенок присваивает кукле собственные эмоции, и этим эмоциям нужно предоставить свободу.

Зачем кукле много вещей?

После трех лет ребенок хочет всё делать вместе с куклой. Обедать, гулять, танцевать, рисовать, сушить волосы, праздновать день Рождения, кататься на роликах и путешествовать. Поэтому, кукле очень нужны вещи (прямо как настоящему человеку). Многие родители жалуются – ребенку около пяти, стоит в комнате огроменный кукольный дом, набитый мебелью, бытовыми приборами и одеждой. Куклы тоже есть. Не одна, не две – а целая семья. А ребенок не играет, совсем. Поэтому иногда важно вместе разложить всё это богатство, усесться на пол и придумать интересные сюжеты, подключить истории из любимых сказок.

Как насчет мальчишек?

Почти все уверены, что мир кукол – совершенно девчачье дело, и мальчикам не место в этой игре. Сомневаетесь? И правильно. По мнению психологов, мальчишкам не просто можно, но даже нужно играть в куклы. И они, надо сказать, очень это любят – катают их в коляске, кормят, купают и укладывают спать. Неважно, мальчик или девочка – любой ребенок должен на определенном этапе развития освоить человеческие отношения. Игра в куклы – как раз то, что нужно.

На вопрос, что больше всего любят делать дети, любой из нас без сомнения ответит - играть. Наблюдая окружающий мир, людей, ребёнок хочет стать участником происходящих вокруг него событий. Но в полной мере, как взрослый, он этого сделать пока не может. А в игре может всё: стать мамой или папой, капитаном, врачом или учительницей. По-настоящему, а не понарошку работают воображение малыша, память, мышление, речь. В процессе игровой деятельности надо строить отношения с партнёрами (даже если их роль выполняют неодушевлённые предметы), решать возникающие проблемы.

Одна из любимых игрушек и девочек, и мальчиков - это кукла, игрушка в виде фигурки человека.

Для девочек - разряженные принцессы (красавицы из фарфора), резиновые пупсики (голыши), милые самодельные тряпичные куклы. У мальчиков тоже есть свои куклы, хотя им и в голову не приходит, что они так называются. Это солдатики, человечки от конструкторов (воины, пилоты и пр.), другие фигурки, как правило, мужского пола. Сегодня мы поговорим о девичьих куклах.

Малыши, как играли в куклы сотни лет назад, так играют и сейчас.

За многие годы их вид сильно изменился. Сначала это были просто вырезанные из дерева или вылепленные из глины фигурки, которые напоминали человека. Потом их стали делать уже из других материалов, в частности, из ткани. Взрослые часто делали кукол для своих детей, передавали их из поколения в поколение. И только . Такие игрушки пользовались повышенным спросом в богатых семьях. Дети бедняков ещё долго играли с самодельными куклами.

. Сделаны они из разных материалов и одеты во всевозможные наряды.

Однако некоторые родители, попробовав один раз изготовить куклу своими руками, убеждаются, что именно они - простые тряпичные куклы - больше по душе детям, особенно самым маленьким. Такую куклу хочется прижать к себе, положить с собой в постельку. Она кажется гораздо более живой, чем пластмассовая длинноногая красавица.

Дети любят совместные игры в куклы и чутко реагируют на отношение взрослого к игре: они откажутся участвовать, если почувствуют фальшь, равнодушие.

Взрослый должен уметь на время стать ребёнком и играть увлечённо, с интересом. Естественно, для игры надо выбирать не то время, когда на плите готовится обед или вот-вот должен раздаться важный телефонный звонок. Малыш почувствует напряжение, поймёт, что вы делаете ему одолжение.

Когда ребёнку всего два-три года, инициатива в игре обычно принадлежит взрослому. Он придумывает сюжет. Допустим, говорит: «Это будет мама, это - папа, это - их сыночек, тут у них кроватка, тут столик» - и так далее. По ходу игры, имея в руках одного или несколько персонажей, взрослый будет обращаться с вопросами и предложениями к тем, которые находятся в руках у его чада. Он будет как бы направлять игру, не забывая при этом поддерживать инициативу ребёнка, развивать его сюжетную линию. Если в руках играющего «говорят» персонажи, лучше это делать, слегка изменяя голос. Когда взрослый предлагает поменять что-то в ходе игры, он должен говорить своим голосом, не изменяя его. Это будут слова «от автора», но не к зрителям, которых нет, а к соавтору.

Реквизитом для игры могут служить готовые, купленные в магазине игрушки, но лучше, если вы будете использовать предметы-заместители, это развивает фантазию ребёнка. Скажем, кукольной кроваткой может стать любая коробка, посудой - формочки, старые солонки или нижние части от пластиковых лимонадных бутылок (их, конечно, надо отрезать заранее, а не в процессе игры), постельным бельём - кусочки любой материи (желательно стиранной и нарезанной аккуратными лоскутами).

Одеждой могут стать те же самые лоскутки, в которые достаточно будет укутать куклу и перетянуть верёвочкой. Едой для кукол могут служить любые мелкие предметы: бусины, шишки, камушки (весь природный материал, предварительно вымытый и высушенный), детали конструкторов, небольшие кубики, Дошкольник постарше (4-7 лет), как правило, сам выстраивает сюжетную линию. Сам располагает «реквизит», раздаёт роли действующим лицам. Взрослый становится ведомым. Ему только предлагается в нужный момент производить те или иные действия одним из персонажей. Но не стоит занимать пассивную позицию. Старайтесь играть на равных с ребёнком. Выдвигайте свои версии развития сюжета, даже самые неожиданные.

Возможно, сшить хорошую куклу у дошкольницы сразу не получится, поэтому можно использовать готовые куклы или сшитые мамой.

А вот с простой одеждой девочка вполне сможет справиться. Дом для куклы можно изготовить из большой картонной коробки, вырезав окно, раскрасив стены. Шторы получатся, если приклеить над окнами небольшие кусочки тюля. Для мебели можно использовать небольшие коробочки, отрезав лишнее, превратив их в столики, стулья, диваны.

Как вы знаете, я мама мальчика. И мальчик этот лет с трех отказался играть в куклы. Но до тех пор мы с ним в куклы играли, как мне кажется, к нашей общей пользе. Вряд ли я расскажу что-то новое, особенно мамам девочек. Но вот как мы играли:

    Еще до начала настоящих ролевых игр, ребенок манипулирует предметами и охотно кормит куклу, укладывает спать, купает. И в какой-то момент (трудно даже представить, как это бывает) кукла для него оживает. Действия поначалу остаются теми же. Но они наполняются множеством смыслов, кукла все чаще становится капризной и непослушной, а в игру вмешиваются тревоги и радости ребенка, меняя ее и внося в привычный мир все новые и новые события. И разве можно называть эти игры однообразными? Кукла годовалого ребенка механически открывает рот. А кукла трехлетки шутит, выплевывает еду и убегает.

    Многократно видела удивительную привычку малышей раскладывать все что угодно парами «малыш-мама» или тройками «папа-мама-малыш». Сын тоже любил составлять семьи. Причем семью у него находили не только игрушечные звери и куклы, за эти годы я перевидала семьи носков, сырников, прорезанных в бумаге дырок, книжек, ссадин на коленке, соринок, блюдец, карандашей, пуговиц, родинок, букв и многие другие. Несмотря на все это разнообразие, игра в семью кукол тоже пользовалась успехом. Очень удобно было воспитывать кукольного ребенка, надеясь что и настоящий что-то усвоит. И интересно получать обратную связь от кукольной мамы.

    Больному ребенку, да и здоровому тоже, приходится сталкиваться с медицинскими манипуляциями. И не так много среди них болезненных, а вот страшными кажутся все. Поэтому очень хорошо лечить куклу, десятки раз ей капать нос и ставить градусник, слушать легкие, смотреть уши и поливать перекисью или мазать зеленкой царапины. И когда-нибудь эти занятия станут понятными и обыденными и у самого ребенка так же перестанут вызывать панику.

    Это не совсем игра и не совсем с куклами, у некоторых наших мягких игрушек тоже было свое прошлое. И сыну ужасно нравилось слушать, где была кукла до встречи с ним, чем занималась. И как она искала друзей, и что помогло ей прийти в наш дом. Вроде бы простые истории, лишь отчасти основанные на реальных фактах, но приходилось их рассказывать еще и еще.

    Мне всегда нравилось делать куклам разные прически. И сын, которому даже расчески были не нужны, заинтересовался. Оказалось, что заколки, резинки очень хорошо развивают мелкую моторику. Главное, чтобы у куклы волосы получше держались.

    Наверное самая любимая игра была «в гости». сначала нужно было приготовить еды — налепить из пластилина, нарезать бумаги в кастрюльки или просто воображаемой. Накрыть стол. И потом принимать гостей, рассаживать их вокруг стола и кормить тортами и кашей. А еще наливать из чайничка чай — воображаемый или настоящий, из настоящей воды.

    В путешествие отправиться просто — составил несколько перевернутых табуреток — и получился автобус, автомобиль или самолет. На переднем месте, конечно, водитель. А в качестве пассажиров куклы. И автобус-поезд едет, объявляя остановки, а куклы входят и выходят. И обязательно покупают билеты. А если нашлась коробка из под обуви или тазик — получается корабль. Маму в такое путешествие точно не возьмешь, в коробку не влезет. А вот несколько кукол умещаются.

    С какой-то даже ностальгией мы с сыном вспоминаем самый первый самодельный кукольный домик в коробке. Там жила кукла Ляля и ее собачка Бубу (имена давал сын, он тогда еще не умел говорить). Домик был самый простой, но мы постоянно собирали для него все нужное и сыну нравилось придумывать из чего сделать тарелки или нести в дом какой-то фантик, чтобы как ковер постелить. С Лялей и Бубу мы разыгрывали множество ситуаций, учились избегать опасностей, разбирались с понятиями день-вечер, объясняли им наши игры и рассказывали все, что знаем.

    Если мама с ребенком показывают спектакль — кто же будет покупать на него билеты, занимать места в зрительном зале и хлопать в ладоши? Конечно куклы. Но некоторые куклы могут и сами выступать на сцене.

    Во многих играх ребенок проделывает с куклой то, что в другое время ему приходится выполнять самому. Но иногда компания нужна сразу — вместе есть кашу, вместе купаться, вместе ложиться спать. Очень хорошо, когда есть с кем разделить и скучные дела, и радостные.

Кукла - самая любимая игрушка девочек всех времен и народов. И хотя в наше время появилось много других игрушек, по-прежнему, в любой девичьей детской, вы всегда найдете полку с куклами.

И это здорово, говорят психологи, поскольку кукла очень важна для эмоционального и психического развития ребенка. Она - наше отражение. Играя с куклой, малыш реализует весь свой пока еще крохотный жизненный опыт, учится моделировать ситуации, воспроизводить действия окружающих. Благодаря играм с ней, кроха не только развивает воображение и творческие способности, но и проживает эмоции.

Куклы развивают воображение и творческие способности малыша . Чтобы кукла «ожила» ребенку нужно придумать для нее характер, смоделировать жизненную ситуацию, например, сейчас она покупатель в магазине или воспитательница детского сада, и ведет себя соответственно. Именно малыш наделяет куклу теми или иными чертами характера, которые формируются в данный момент у него.

Роль игры с куклами может заключаться ещё и в том, что благодаря ей кроха знакомится с правилами взрослого мира . Играя с куклой, ребенок отражает свои представления о событиях в жизни, поступках окружающих его людей.

Также психологи говорят о том, что кукла помогает проживать ребенку эмоции, с которыми он пока справиться самостоятельно не в состоянии . Она может быть жадной, агрессивной, грустной, может испытывать различные страхи. Малыш проецирует свои эмоции на игрушку, а сам от них избавляется, и они не перерастают в психологические проблемы в дальнейшем. Обратив внимание на то, как ребенок играет с куклой, вы можете понять, что именно тревожит его в настоящий момент.

Очень важно правильно выбирать куклу для ребенка . И это касается не только экологичности материалов и отсутствии острых углов и травмирующих деталей. Важно учитывать, чтобы кукла соответствовала возрасту ребенка. Например, для малышки-дошколенка лучше выбирать кукол с детской внешностью и отсутствием половых признаков . Проследите, чтобы у куклы хорошо держались волосы, чтобы девочка могла их расчесывать.

А вот куклы Барби подойдут девочкам постарше: они помогут им освоить основы этикета, взаимоотношений между взрослыми, научат следить за собой, делать прически, одеваться со вкусом, принимать гостей, взаимодействовать в социуме, моделировать разные жизненные ситуации, разрешать конфликты и принимать решения. Согласитесь, тоже довольно важные качества для взрослой жизни.

Универсальным и актуальным для любого возраста остается традиционный пупс. Ухаживая за ним, пеленая, убаюкивая в коляске, девочка тренируется быть мамой. Эти простые с виду куклы развивают в ребенке материнский инстинкт, умение любить и заботиться, чувство ответственности, доброту, внимание к окружающим, сочувствие и желание помочь.


Многие уверены, что кукла - это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики с удовольствием играют с куклами, что нередко шокирует пап. Ничего предосудительного и настораживающего здесь нет. Любой ребенок нуждается в усвоении и освоении человеческих отношений.

Например, мальчик проигрывает с куклой различные конфликты, возникающие в его жизни . В игре «дочки - матери» мальчики участвуют в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу. Куклы способствуют закладке взрослых качеств и моделей поведения в семье и социуме. Так что, не лишайте мальчиков игр с куклами - для них это абсолютно необходимо. Приобрести хороших качественный кукол, а также кукольные домики вы можете прямо сейчас на сайте маркета УМХ .

И еще обязательно узнайте о том,

Всю историю человечества девочки играли в куклы. Но что дает эта игрушка ребенку, не бесцельное ли времяпрепровождение это? Совсем нет. Давайте посмотрим, какая польза от игры в куклы для ребенка очевидна. И есть ли другие игрушки, столь же полезные для малыша?

Польза игры в куклы

Когда ребенок играет в игрушки, — любые, — он развивается. Воспитывается фантазия, самостоятельность, малыш приобретает чувство ответственности и естественной жизненной дисциплины.

Кукла для девочки — это ребенок. Малыш сам ребенок, но когда он начинает заботиться о кукле, он на какое-то время становится взрослым. Итак, что дает игра в куклы ребенку, поэтапно.

1. Самодисциплина и самовоспитание.куклы полезны для детей

Ребенку свойственна вольность, капризность, желание поддаться своим слабостям и прихотям. На то он и ребенок. Начиная примерно с 3 лет малыш уже начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

И с этого же возраста складывается и характер человека, и его внутренняя сущность, с которой он будет путешествовать всю свою жизнь.

2. Развитие ассоциативного и логического мышления.

Когда ребенок играет с куклой, он фантазирует. Кукла для него — это ребенок, друг, подруга, самый близкий человек, даже родное существо. С ним малыш делится своими тайнами, его он воспитывает, одевает, раздевает…

Играя с куклой, ребенок фантазирует, его внутренний мир становится богаче и интереснее.

Кукла для малыша — это огромная вселенная фантазии и мечтаний.

3. Взросление.
Когда малыш играет с куклой, он полностью погружается и в мир взрослых взаимоотношений. Ведь забота о кукле — одевание, раздевание, кормление и так далее,- это собственно, и есть действия взрослого по отношению к малышу.

Так что кукла для ребенка — это лучшая школа жизни.

Как выбрать куклу для ребенка

Очень сложный вопрос. Сейчас купить куклу для малыша можно практически по любым параметрам. Тем не менее, попробуйте подойти к вопросу комплексно.

Для начала необходимо понять до конца, что кукла — не простая игрушка. Как уже было сказано, выбирая куклу для ребенка вы должны понимать, что это больше чем подарок.

Кукла должна нести добро и хорошие впечатления. Нельзя покупать игрушки, выражающие агрессию, злобу и иные негативные чувства.

Кукла должна быть красивой, похожей на добрую девочку или мальчика, и никаких баб Яг и прочих злодеев. Одежда на игрушке должна быть красивой и красочной.

Второе, на что следует обратить выбирая для ребенка куклу — материал, из которого она изготовлена.

Малышам до 3 лет лучше всего купить куклу тряпочную, узелковую или платочную. Главное — чтобы материал был мягким. В этом возрасте ребенок совершает простые игровые действия — укладывает спать, кормит, одевает и так далее.

Такую куклу легко и приятно укладывать вместе с собой в кровать, играть с ней и фанзаировать.

Детям старше 3 лет лучше всего выбрать куклу универсального образа. В таком возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, поэтому кукла должна быть как можно проще, чтобы ее малыш мог сделать такой, какую он хочет на данный момент.

Пропорции куклы должны соответствовать ребенку, а не взрослого человека. Лицо должно быть приятным и вызывать добрые чувства. Можно посмотреть на куклы серии Монстер хай.

Третье, на что следует обратить внимание при выборе куклы для ребенка — качество. Лучше купить одну, но красивую и правильную куклу, чем много, но некачественных.

Мимика куклы не должна выражать какие-то эмоции. Лучше всего приобрести куклу без мимики. Пусть ребенок сам фантазирует и придает своей игрушке те чувства, которые на данный момент ему ближе всего.

Желательно, чтобы кукла имела свободно двигающиеся руки и ноги. Она должна «уметь» сидеть, стоять, лежать.

Материал, из которого сделана кукла и ее одежда должны быть экологичными и безопасными для малыша. Лучше всего, если это будет шерсть, хлопок, шелк и так далее.

Правильно выбрав и купив куклу своему малышу вы делаете большую пользу и ему, и вам.

С хорошей куклой ребенок вырастет нормальным добрым человеком, с развитой фантазией, чувством меры, с правильными социальными ориентирами.