Как называются люди не любят геев. Каминг-аут РФ: как гомофобия стала нашей национальной идеей

Хотели статистику - вот вам -

В 1706 году в ходе реформирования российской армии Петр I издал Артикул воинский, составленный по шведским и саксонским образцам. Именно в нем впервые в российском законодательстве появилась статья, устанавливавшая наказание за мужеложство («муж с мужем» или «блуд с ребятами») в виде сожжения на костре.

в 1832 году Николай I подписал Уложение о наказаниях, в котором устанавливалась ответственность за гомосексуальный половой акт как таковой. Параграф 995 предусматривал наказание за добровольное мужеложство в виде лишения всех прав состояния и ссылки в Сибирь на срок до пяти лет.

СССР Судебные преследования гомосексуалов продолжались почти 60 лет. Даже в 1989–1992 годах за гомосексуальность в Российской Федерации было осуждено более полутора тысяч человек16. Среди тех, кто оказался в тюрьме по этому обвинению, были кинорежиссер Сергей Параджанов, популярный эстрадный певец Вадим Козин, выдающийся историк, археолог и антрополог Лев Клейн и др.

Общее число осуждённых по данной статье точно неизвестно. В 1930-1980-х годах по ней ежегодно осуждались и отправлялись в тюрьмы и лагеря около 1000 мужчин. В конце 1980-х их число стало уменьшаться. По данным Министерства юстиции РФ, в 1989 году по статье 121 в России были приговорены 538, в 1990 - 497, в 1991 - 462, в первом полугодии 1992 года - 227 человек. Согласно Дэну Хили, существующие максимальные оценки числа осуждённых по этой статье достигают 250 000. Ссылаясь на данные участников движения против гомофобии в России, он приводит число 60 000 в качестве более реалистичной, исходя из данных судимостей по годам (примерно 1000 человек в год, данные ГАРФ и ЦМАМ). Впрочем, он также соглашается с мнением Нила Маккенны, утверждающего, что точную цифру узнать вряд ли представляется возможным из-за отсутствия доступа к необходимым архивам. На эти же цифры указывают Валерий Чалидзе (журнал «The Advocate» December 3, 1991) и Сергей Щербаков (Сборник материалов Конференции по сексуальным культурам Европы, Sexual Cultures in Europe, Амстердам, 1992).

Ежов, Николай Иванович - нарком внутренних дел СССР в период массовых репрессий. Существует версия, что Ежов сознавался в мужеложстве с целью избежать более сурового наказания, однако его расчет не оправдался, и он был расстрелян в 1940 году.

Клейн, Лев Самуилович - советский и российский учёный, историк, антрополог, археолог, филолог, доктор исторических наук.

Клюев, Николай Алексеевич - крестьянский поэт. 1934 года Клюева арестовали, на тот момент он был едва ли не единственным человеком, которого преследовали за сожительство с мужчинами. В 1937 году по другим обвинениям был расстрелян.

Козин, Вадим Алексеевич - российский эстрадный певец, осужден в 1944 году.

Корогодский, Зиновий Яковлевич - театральный режиссёр, профессор, народный артист РСФСР.

Львов-Анохин, Борис Александрович - советский и российский театральный режиссёр, театровед, балетовед, народный артист России.

Параджанов, Сергей Иосифович - кинорежиссёр. Был дважды судим по одной и той же статье с разницей в 16 лет.

Пшибышевский, Болеслав Станиславович - музыковед и педагог.

Трифонов, Геннадий Николаевич - писатель, поэт и диссидент, известен своим романом «Сетка» о любви двух заключенных. Был арестован, как сам утверждает, за поддержку высланного из СССР Александра Солженицына, хотя никогда своей ориентации не скрывал, был осуждён на 4 года.

Штаркман, Наум Львович - российский пианист и музыкальный педагог, профессор Московской консерватории (1987), Заслуженный артист РСФСР (1990), Народный артист Российской Федерации (1996).

В России осознание равенства людей вне зависимости от их гендерной идентичности (которая не исчерпывается бинарной оппозицией мужчины - женщины) и сексуальной ориентации так и не сформировалось ни в общественном сознании, ни на уровне законодательных норм, ни в правоприменительной практике. Впрочем, право на выбор гендерной идентичности вне вышеуказанной бинарной оппозиции пока не признано практически нигде, хотя можно предположить, что движение в этом направлении в западных странах - вопрос ближайшего будущего. Право же гомосексуалов и лесбиянок на гражданское и социально-экономическое равенство и создание семей признается в Европе, в Северной и Южной Америке повсеместно. И в этом плане российское законодательство, а в еще большей степени общественные настроения вопиющим образом контрастируют с тенденциями, доминирующими в развитых странах.

-1

5 главных причин ненависти к геям. Ни одна из них не может быть причиной!

Мир раскололся: где-то защищают гомосексуалов и борются за их права, где-то - убивают, а где-то загоняют их в виртуальные резервации: вы, конечно, живите, но не высовывайтесь. В нашей стране гомофобов больше, чем тех, кто относится к геям толерантно. Cosmo решил разобраться - почему.

Это против природы!

Ничего подобного. Собственно говоря, это и есть природа. Гомосексуальность - один из рычагов численности популяции, и гомосексуальные контакты присущи почти всем млекопитающим и птицам, а также некоторым видам рыб. Как это работает? Популяция высокоразвитых животных не может размножаться бесконтрольно, поскольку в этом случае вид достаточно быстро вымрет от нехватки ресурса. Но у животных нет искусственных контрацептивов, как же они справляются?

Первый - асексуализм: у животных просто пропадает половое влечение при отсутствии подходящих условий. Именно поэтому некоторые виды с таким трудом размножаются в неволе. Второй - инфантицид: животные убивают и даже иногда поедают свое новорожденное потомство либо просто не заботятся о нем. Третий - истребление себе подобных, внутривидовая конкуренция. Четвертый механизм - отказ самок от спаривания с самцами, которые не захватили себе территорию, достаточную для выращивания потомства. И наконец, пятый - гомосексуализм.

Почему гомосексуализм? Потому что половой инстинкт слишком силен, он - основа инстинкта сохранения вида, без него просто не возникла бы жизнь на Земле. Половой инстинкт нельзя просто «выключить» надолго, потому что не факт, что он потом обратно включится. Этого нельзя допустить, и именно поэтому животные вступают в гомосексуальные связи. Но есть виды, чей образ жизни не позволяет размножаться регулярно, потому что ресурсы очень ограничены - что им делать, чтобы сохранить половой инстинкт? Ответ дают жирафы: 94% всех сексуальных контактов у этих животных - это гомосексуальные контакты! Это природа, так она устроена. И вопрос, что считать благом с нашей, человеческой точки зрения: гомосексуальные связи жирафов, которые позволяют половому инстинкту работать вхолостую, или инфантицид, который используют милые мишки - большие панды. Если самка панды рожает двойню, она не убивает второго детеныша. Она просто оставляет его умирать самостоятельно.

Ни одна религия этого не одобряет!

Поправка: ни одна из монотеистических религий. Религии, которые мы сейчас называем языческими, гомосексуальность не табуировали. Что же касается монотеистических верований, то с ними тоже все не просто: если обратиться к Библии, можно найти много интересного. Например, вот: «Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян». На практике это означает, что человечество давно должно было вымереть от голода. Но нынче никому не приходит в голову считать работу селекционеров грехом, верно?
Впрочем, мы журнал для женщин - давайте поговорим о женщинах. Иисус четко сказал: «А кто без греха - пусть первый бросит камень», и все немедленно уяснили, что побивать женщин камнями - нехорошо. Но про плети, костры, колесование, четвертование и насаживание на кол он ничего не говорил! А не запрещено - значит, разрешено. Святая инквизиция была создана для того, чтобы отлучать еретиков от лона церкви. Но прелюбодейка автоматически становится еретичкой, раз отрицает заветы Библии - на костер ее! И детей туда же, как плод грешного чрева.

Давайте заглянем и в Коран: «Мужья - попечители жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте, избегайте их на супружеском ложе и побивайте». А чем побивать - не уточнили. Уточнили, что «если они сделают это, то бейте их, но не жестоко», и что «никто из вас не должен побивать свою жену, как побивают раба, а потом, в конце дня, иметь с ней половое сношение». Как это трактуется? Очень широко, вплоть до «убийств чести», которые, строго говоря, все вышесказанное запрещает: велели же несильно бить.

Мы в нашем «цивилизованном обществе» считаем это дикостью, осуждаем семейное насилие, не настаиваем на моногамии, но соглашаемся с дискриминацией гомосексуалов - почему? Тут грех, тут - не грех, тут рыбу заворачивали. Интересная трактовка, правда?

Сегодня геям дадим права, а завтра кому - педофилам?

Нет никакой связи между гомосексуализмом и педофилией. Растление малолетних - всегда насилие. По той простой причине, что ребенок не в состоянии дать осознанного согласия на секс. И вот это как раз обусловлено именно природой, с которой не поспоришь. Половая зрелость - вот единственный критерий, который мы можем использовать. Собственно, так оно и есть: 16 лет - возраст согласия, и это же в среднем тот возраст, когда половое созревание можно считать состоявшимся. А раз растление малолетних - это насилие, то с какой же стати мы его допустим? Гетеросексуальные браки разрешены, но разве разрешено насиловать женщин? Кроме того, растление малолетних, увы, существует, и не всегда его совершают педофилы.
Более того - растлители-гетеросексуалы совершают гомосексуальные контакты. Почему? Потому что насилие - это не про секс. Насилие - это про власть. Ни ориентация, ни сексуальные предпочтения не имеют никакого значения, когда насильник может добраться до жертвы. Большинство преступлений сексуального характера в отношении детей совершают их же отцы либо отчимы, и в том случае, если насильнику «не досталась» девочка, он совершит это же преступление в отношении мальчика - при этом не будучи геем.

Я не против, просто пусть они это не пропагандируют!

Вопрос - что именно считать пропагандой. Гей-парады? На них можно не ходить. Произведения искусства? Эдак придется уничтожить изрядный пласт культурного наследия человечества. Или сойдемся на том, что вообще любое публичное проявление чувств со стороны геев - это пропаганда? Ну, хорошо, тогда это справедливо и для гетеросексуалов. Внимание, вопрос: как часто вам хотелось немедленно заняться сексом при виде, скажем, свадебных фотографий? Это же пропаганда гетеросексуальных контактов в чистом виде. Но мы почему-то не спускаем штаны и не бросаемся на прохожих, если видим гетеропару целующейся в парке на скамеечке. Почему мы должны немедленно захотеть гомосексуальной связи, если встретим парочку геев? Итак - это не пропаганда, а что же?
«Нам противно" - вот что часто говорят. Будем откровенны: совсем недавно считалось, что инвалиды - это тоже очень противно. В прямом смысле противно нашей природе - это слабая, больная особь. Кто ее знает - может, она заразная. А даже если и нет, она отожрет ценный ресурс, который нужен нашему здоровому потомству. Это называется внутривидовой конкуренцией: в условиях ограниченного ресурса первыми вырежут слабых и больных. Но, однако, мы уже не бросаем инвалидов со скалы, не добиваем покалеченных и не изгоняем стариков из общества. Но готовы все это проделать с геями. В чем секрет?

Я не хочу, чтобы это видел мой ребенок!

Вот. Тут мы и добрались до сути. Ненависть к геям - это трансформированный страх, и не зря ее называют гомофобией. Нет, самих геев мы не боимся. Мы боимся того, что сами с ними сделали. Тут снова вступает в силу природа - инстинкты, которые мы не в состоянии побороть, а именно - инстинкт продолжения рода. Мы пришли к тому, что каждый детеныш стал сверхценным - просто потому, что планета перенаселена. Мы не можем родить 25 детей и надеяться, что десяток выживет. Мы часто производим на свет всего лишь одного ребенка, и он - носитель сверхценного генетического материала. Да, мы его любим не за это, но любовь - всего лишь порождение инстинкта. А мы боимся, что этот единственный детеныш станет геем.

Геи крайне неохотно заводят детей, несмотря на все достижения науки. Именно потому, что само их появление на свет - результат регуляции численности вида: сперва животные вступали в гомосексуальные связи, чтобы не допустить появления потомства, затем появились абсолютно гомосексуальные особи - те, кто вообще не способен к гетеросексуальным контактам. Они могут приносить пользу - охотиться наравне со стаей, охранять угодья, заботиться о чужом потомстве, но своего не произведут в принципе, и так вид обеспечит себе выживаемость. Ровно то же самое происходит и с нами, мы тоже животные. Проблема в том, что мы не хотим рожать геев, потому что запасного варианта не предусмотрено, других детей может и не быть.

Поэтому мы - гомофобы. Мы боимся, а потому верим в то, что геем можно стать, и хотим оградить от этого наших детей. Нет. Нельзя. Можно вступать в гомосексуальные связи, потому что все мы бисексуальны. Но истинным геем можно только родиться.
И у нас для вас плохие новости. Мы - животные социальные. Наш внутренний счетчик численности популяции учитывает множество тонких моментов. Количество ресурса (и не само его наличие, а то, насколько легко его добыть), численность особей того же вида, уровень шума, возможность остаться в полном одиночестве хотя бы иногда. И уровень ненависти в социуме счетчик тоже записал, не сомневайтесь. Если мы не чувствуем себя в безопасности, если мы не уверены, что потомство однозначно выживет (но уверены, что выживет вид), - мы не будем его производить. Либо… Ну да, либо мы родим гомосексуала. Итого - чем сильнее в обществе гомофобия, тем больше в нем рождается гомосексуалов. Такие дела.

Гомофобия может собирательно определяться как сильная негативная реакция, неконтролируемые негативные эмоции на проявления гомосексуальности, а также на любые, связанные с ней общественные явления.

Гомофобия - это одна из самых многоплановых фобий, поскольку проявляться у своего носителя она способна не только в виде страха перед людьми, придерживающихся гомосексуальных взглядов на вопросы секса, а в зависимости от силы тяжести может колебаться от неприятия гомосексуальных взглядов до острой ненависти к гомосексуалистам. В самой острой форме на уровне психического заболевания (хотя отметим, что в большинстве случаев даже самая острая гомофобия болезнью не считается), может принимать форму мании, при которой больной объявляет гомосексуалистам самую настоящую войну на уничтожение. За последние 20 лет в РФ были арестованы 9 подобных убийц-маньяков, охотившихся на гомосексуалистов, и в общей сложности убивших более 100 человек.

Чаще подобная фобия наблюдается у мужчин, которые лучше знают, что такое гомофобия. Среди женщин число гомофобок значительно меньше – до 17%, при том, что гомофобией в той или иной мере среди мужчин страдает почти 90 процентов. Если гомофобы принадлежат ко всем социальным и интеллектуальным группам, то женщины, у которых проявляется подобное отклонение, как правило, являются представительницами низших социальных групп или носительницами минимального интеллекта.

Несмотря на столь огромное распространение этой фобии среди мужского населения нашей страны, положение в России не является чем-то из ряда вон выходящим. Так острота данной проблемы в той же Европе настолько высока, что ее пытаются решать (пока, правда, безрезультативно) на уровне различных комиссий и комитетов ЕС. Ведь считается, что гомофобия опасна для европейского общества не меньше, чем расизм, набирающий обороты нацизм (фашизм) или ксенофобия.

Небольшой исторический экскурс

Представители сексуальных меньшинств не подвергаются агрессии постоянно, так как гомофобия, как хроническая болезнь, имеет рецидивы и обострения. Для этого часто достаточно небольшого формального повода – к примеру, несостоявшегося гей-парада или телепрограмма с участием знаменитости-гея.

Гомофобия существует не так уж давно, к примеру, в Древней Греции о ней и представить не могли. И сексуальные отношения между двумя мужчинами, или даже между подростком и взрослым, которые так не одобряет гомофобия, считались вполне обычными. Хотя, если мужчина был падок исключительного на мужчин, а женщин обделял вниманием, его считали странным и немного придурковатым.

Появилась гомофобия и отношение к гомосексуальным связям как к чему-то преступному и аморальному несколько позже, во времена христианства. Однополые отношения рассматривались не только как грех прелюбодеяния, но и как уход от традиционной модели отношений мужчины и женщины. Но в те времена женская сексуальность начисто игнорировалась, и гомофобия стала гневаться на мужчин.

Затем, с развитием психиатрии, гомосексуальные отношения стали считаться симптомом психического заболевания. Да и сейчас различные щарлатаны а большие деньги предлагают излечение от «позорной болезни» - гомосексуальности, иногда даже без согласия на это пациента. Слова «психическая болезнь» вызывают сразу негативные ассоциации, отвращение. Срабатывает стереотип, гласящий о необходимости изолировать больного человека, принудительно лечить его от отклонений в психике. Так что геям приходится еще и доказывать всем, что они здоровые люди.

В России гомофобия была закреплена на государственном уровне, Петр I в 1706 году ввел уголовную статью за гомосексуальные отношения. Впрочем, еще во времена Ивана Грозного бояр, которые увлекались мальчиками, сторонились, так как считали странными. Так что, чем тоталитарнее государство, тем сильней в нем эксплуатируется гомофобия.

Причины возникновения гомофобии

Гомофобия в России особо распространена. Причины возникновения гомофобии у жителей нашей страны, с точки зрения появлении и развития ее у отдельного индивидуума, психологи склоны видеть в том, что несколько поколений российских мужчин были вынуждены пройти через тюрьмы и лагеря, где остро-отрицательное отношение к гомосексуалистам навязывали так называемые «блатные» - профессиональные воры, грабители и убийцы. Именно они насильственным путем превращали явных и скрытых гомосексуалистов в сексуальных рабов и изгоев, не заслуживающих порой самого права жить. И именно потому все те, кто не хотел быть причислен к касте отверженных, должен был быть готов не только продемонстрировать свою мужественность, но и подобное, построенное на нескрываемой ненависти, отношение к гомосексуалистам.

С возвращением в нормальную жизнь, бывшие заключенные принесли с собой и подобное отношение к гомосексуалистам, которое вскоре (примерно к 60-м годам прошлого века) стало нормой на уровне национального сознания. Сегодня, несмотря на то, что отношение к людям, придерживающимся нестандартных взглядов на половые отношения, стало несколько мягче, агрессивные и открытые проявления ненависти к геям все также считаются нормой (вспомните расправу десантников над геем на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге несколько лет назад). Гомофобия в России лишь набирает свои обороты. Это также выражается и в том, насколько негативными в русском языке являются слова, связанные с однополым сексом и с теми, кто им занимается.

Чтобы понять причины возникновения и развития данного психологического отклонения, которое некоторые считают отклонением моральным или интеллектуальным, следует сперва разделить гомофобов по их отношению к геям и гомосексуалистам:

  • страх быть причисленным к представителям сексуальных меньшинств, с обращением против себя отрицательного отношения со стороны окружающего социума.
  • маскировка собственных гомосексуальных наклонностей через проявление непримиримой и нескрываемой гомофобии.
  • страх оказаться гомосексуалистом, который подавляется резким, порой на уровне лютой агрессии, ненавистью к геям.
  • нежелание быть отщепенцем в обществе, все так же считающем гомосексуалистов людьми второго сорта и извращенцами.

При этом ни один из гомофобов разумные возражения о том, что гомосексуалистом (кроме случаев открытого принуждения на уровне физического насилия) мужчина стать не может, и что интерес к партнерам своего пола обусловлен генетическими нарушениями, а не проблемами этики или веры, не принимает. Мало того, в некоторых случаях гомосексуализм воспринимается чем-то наподобие инфекционного заболевания, которое можно «подхватить» самим фактом общения с гомосексуалистом.

Замечено, что гомофобия в нашей стране, в последнее время стала приобретать некую зональность. Так в столичных регионах она стала менее ярко выраженной, с уменьшением конфликтов, возникающих на ее почве. Тогда как в провинциальных регионах и областях нашей страны мы наблюдаем все те же резкие ее проявления.

Считается, что ненависть к сторонникам однополых браков у российского мужчины закладывается с самого детства, начиная с требований родителей «быть мужчиной», «не быть девчонкой», «не вести себя как тряпка», и заканчивая объяснением со стороны сверстников, почему тряпкой и девчонкой быть нехорошо, и что за это бывает. Но не стоит думать, что к развитию этой фобии приложили руку только пытающиеся выглядеть «крутыми сидельцами» одноклассники вашего сына. Сегодня гомофобия проявляется даже на государственном уровне и на уровне официальной государственной церкви, выражаясь не только в остром неприятии чужих гомосексуальных ценностей, но и озвучании их на уровне официальной прессы и общенационального телевидения. Не так давно Госдума Российской Федерации приняла странный законопроект, гласящий о запрете «пропаганды гомосексуализма» среди несовершеннолетних. Как можно пропагандировать половую ориентацию, которая дана человеку с рождения, никто (даже сами депутаты) не в силах прокомментировать.

Избавление от гомофобии

Стоит отметить, что механизмом воспроизводства гомофобии является неразрешимая проблема, которую человек проецирует на себя. Часто у гомофоба в голове мелькают такие сложные вопросы - «а вдруг я скрытый гомосексуалист?», так что гомофоб не хочет быть гомосексуалистом, но порой именно им он и является. Часто человек теряет контроль над гомосексуальными образами в своей голове, отсюда начинаются сомнения в собственной сексуальной ориентации. Эти сомнения могут создать в психике серьезные проблемы, гомофоб не может сам доказать себе, что он имеет традиционную сексуальную ориентацию и не имеет гомосексуальных желаний. Гомофобия прогрессирует, так как в психике больного нет механизов, которые способны противодействовать таким страхам. И вот человек попадает в ситуацию, из которой помочь выйти может только опытный врач.

Что до лечения подобной фобии, то оно в первую очередь затрудняется тем, что ни один из страдающих ею людей, не считает свое болезненное отношение к геям болезнью или каким бы то ни было отклонением. Кроме того у официальной медицины особо действенных методов лечения так называемой «бытовой» гомофобии, кроме вразумляющих бесед, не существуют. Острые же ее формы лечатся, как и прочие средней и глубокой тяжести психические заболевания. Но, за последние 4 года с подобным диагнозом, не являвшимся сопутствующим симптомом какого-либо иного более тяжелого психического заболевания, к помощи медиков по всей нашей стране обратились всего 11 человек.

Гомофобия лечится у психоаналитика с помощью психоанализма. Доктор всегда выслушает пациента, не обделив внимания его сомнения, жалобы. Специалист помогает вычленить причины фобии, настроить пациента на нужную волну, достигнуть гармонии со своими страхами и желаниями. Порой вопросы, которые задает психоаналитик, могут казаться странными, но они необходимы, так как помогут выбрать самый эффективный вариант лечения. Часто используется гипнотерапия и различные тренинги.

Гомофобия – это навязчивый страх индивида перед тем, что в истинном виде его личная ориентация имеет гомосексуальную окраску. Гомофобия объединяет собирательное значение всех форм боязней и страхов, связанных с негативными проявлениями гомосексуальности. Существует общепринятое мнение, что это проявление подразумевает глубокую неприязнь и иррациональную боязнь гомосексуалистов. Однако особенность данного состояния проявляется в том, что гомофобия зачастую обусловлена противоречивыми факторами.

Причины гомофобии

Гомофобия представляет собой неприязненное отношение к представителям этих меньшинств, являясь весьма распространенным явлением, зачастую приводящее к оскорблениям и насилию, институционализированной гомофобии, дискриминации людей гомосексуальной ориентации со стороны социума. Результатом распространения гомофобии выступает несоблюдение прав меньшинств, возникновение препятствий в занятии определенных должностей лесбиянками и геями, а также запреты в проведении шествий и митингов.

Многие противники однополых половых отношений утверждают, что отношение к проявлениям гомосексуальности напрямую связано с представлениями о норме и поэтому не есть что-то предосудительное или ненормальное. Многие из противников однополых половых отношений возражают против применения термина гомофобия, относя его к идеологическому клише, что привело к предложению о замене этого термина на нейтральный термин – гомонегативизм. Одновременно с этим появилось мнение, что гомофобия это форма , поскольку означает перед теми, кто из общей массы выделяется. Противники гомосексуальности относят данное состояние к греху, клиническому расстройству, нарушению норм общественной морали.

Гомофобия в психологии

Гомофобия, как термин впервые появился в 1972 году и своим появлением он обязан психиатру Джорджу Вайнбергу. Термин гомофобия используется социологическими институтами, а также в международных официальных документах, где данная форма неприятия рассматривается наряду с расизмом, антисемитизмом, ксенофобией, а также сексизмом.

Психологи отмечают, что сознание людей укрепило мнение о том, что под гомофобией значится та или иная форма по отношению к гомосексуалистам. Это не совсем является так.

Гомофобия зачастую предстает перед людьми, как направленная на гомосексуальную культуру, гомосексуалистов, гомосексуальную атрибутику, однако причиной этой агрессивности выступает страх людей перед собственными интимными предпочтениями, которые могут предстать в гомосексуальной окраске. Таким образом, этимология слова гомофобия основывается на понятиях фобия, которая означает страх перед гомосексуализмом.

Вторым заблуждением является мнение, что гомофоб это скрытый гомосексуалист. Это представление неверное. Гомофоб это не скрытый гомосексуалист, напротив он боится в себе обнаружить предрасположенность к этому. Поэтому гомофобия имеет косвенное отношение к половым предпочтениям.

Изначально слово гомофобия применялось в значении, как отвращение к мужскому полу или боязни мужчин. Психиатрия под гомофобией понимает страх однообразия, а также монотонности.

Термин гомофобия вытеснил редко ранее использовавшееся понятие гомосексофобии. Этимологическим предком этого слова выступает термин гомоэротофобия. Джордж Вайнберг в 1972 году отнес гомофобию к страху контактирования с гомосексуалами, а если речь идет о самих гомосексуалах, то в этом случае под гомофобией понимается их личное отвращение к самим себе.

В 1980 году Риккетс и Хадсон расширяют это понятие для обозначения чувств отвращения, тревоги, гнева, страха, дискомфорта, которые способны испытывать гетеросексуалы относительно геев и лесбиянок.

Психологами подмечено, что очень сложно провести чёткую границу между гомофобией и негативным отношением к гомосексуальности. Отдельные исследователи связывают гомофобию с присутствием негативных эмоций, а не с заявлением некой позиции или активной борьбой с гомосексуальными проявлениями. Например, Хадсон и Риккетс в своей работе 1980 года отметили, что по причине обширной экспансии термина, гомофобия пришла в массовую культуру и к ней стали относить любое действие, направленное против проявлений гомосексуальности, а также негативное отношение к ней.

Хадсон и Риккетс обвиняют исследователей в не разделении интеллектуального неприятия гомосексуальности – гомонегативизма и эмоциональных, личных реакций (гомофобии). Более чёткое разделение гомонегативизма и гомофобии подчеркнуло, что гомонегативизм включает в себя суждения, которые основаны на оценке гомосексуальной моральности и бисексуальной ориентации, а также действий на основе предпочтений, представлений, социальной приемлемости, закона или других интеллектуальных причин.

По их мнению, под гомофобией необходимо понимать фобические проявления тревоги, эмоции страха или отвращения, как включающие, так и не включающие когнитивный компонент в процессе личного непосредственного общения с людьми гомосексуальной ориентации. Однако не все такую классификацию разделяют. В 1991 году Херек выступил против дальнейшего применения понятия гомофобия из-за возложения основной вины на человека, вместо того чтобы рассмотреть проявления антигомосексуальные как отображение культурных влияний, и предложил использовать термин антигомосексуальные предрассудки.

В связи с большим вниманием, уделяемым проблемам альтернативной интимной жизни в западных странах, представители социальных наук и психологи активно изучают феномен гомофобии как в умеренных, так и в резких его проявлениях. Имеется достаточно исследований, которые посвящены корням этого явления. Популярным объяснением выступает попытка отвести от себя предполагаемые подозрения в наличии гомосексуальных склонностей. Например, двум группам мужчин, определённым, как не гомофобы и гомофобы предъявлялись стимулы эротического содержания: женского гомосексуального, гетеросексуального и мужского гомосексуального характера. У всех исследуемых была отмечена эрекция в момент демонстрации изображений женского гомосексуального характера и гетеросексуального, а вот подобная реакция на гомосексуальные мужские сюжеты отмечалась у мужчин из условной группы гомофобов. Одновременно с тем результаты опровергли мнение о том, что гомофобы – это испытуемые с агрессивностью.

Имеются данные, что гомофобов среди женщин существенно меньше, чем среди мужчин. Одним из видов гомофобии, который вызывает пристальное внимание исследователей, выступает интернальная (интернализированная) гомофобия — ситуация, при которой бисексуалы и гомосексуалы боятся, а также испытывают неприятие гомосексуальности. Это означает страх человека стать гомосексуальным, а также опасение возможного собственного гомосексуального поведения. Некоторые бисексуалы, гомосексуалы и лесбиянки зачастую подавляют свои гомосексуальные стремления и желания, другие так не делают, но испытывают различные негативные эмоции (тревогу, комплекс вины, угрызения совести).

Отдельные исследователи считают не корректным называть таких личностей латентными гомосексуалами, поскольку эти люди гомосексуалами быть не желают. Интернализированная гомофобия зачастую имеет негативные последствия для психологического здоровья человека. Отмечаются невротизация, снижение самооценки, развитие психологических комплексов, суицидальные попытки. У бисексуалов и гомосексуалов, живущих скрытно, а также страдающих от интернализированной гомофобии, развивается параноидная настроенность, подозрительность и болезненная мнительность. Такой личности всё время кажется, что ее раскроют, вычислят, за ее спиной смеются, осуждают, обсуждают, а также что за это могут уволить с работы. Зачастую такие опасения имеют или не имеют реальные основания.

Борьба с гомофобией

С 17 мая 1990 года стал отмечаться Международный день борьбы с гомофобией. Эта дата выбрана потому, что именно 17 мая 1990 года гомосексуальность выключили из Международной классификации заболеваний.

В 2003 году в Канадской провинции Квебек был проведен Народный день против гомофобии. После этого события в 2004 году активист за права геев, бисексуалов, трансексуалов Луи-Жорж Тэн предложил отмечать этот день в мировом масштабе. Целью борьбы с гомофобией должно было выступить привлечение общественного внимания к лесбиянкам, геям, транссексуалам, бисексуалам, где вопросы половых предпочтений относятся к табу. Луи-Жорж Тэн высказал надежду, что этот день способен изменить жизнь именно тех людей, которые наиболее в этом нуждаются. Люди, борющиеся с данной формой неприятия, считают, что борьба с гомофобией — это дело не только самих лесбиянок, геев, транссексуалов. Эта борьба должна быть делом всего общества.

В 2006 году в Европейском парламенте прошел семинар по борьбе с гомофобией. На семинаре выступал Луи-Жорж Тэн. Председатель Европарламента Жозеп Баррель сделал заявление о признании этого международного дня.

Предпосылками к возникновению такого дня послужили:

— притеснения во многих странах геев, начиная с концлагерей нацистской Германии; в эпоху маккартизма преследование геев в США и СССР;

— дискриминация гомосексуалов (гомосексуальность в восьмидесяти странах запрещена законом);

— наказание во многих странах тюремным заключением до десяти лет, а в отдельных странах закон предусматривает пожизненное заключение;

— в десяти странах за гомосексуализм приговаривают к смертной казни (Саудовская Аравия, Афганистан, Йемен и др.);

— несколько африканских лидеров по личной инициативе объявили борьбу с гомосексуализмом, который они назвали антиафриканским;

— толерантные страны, например, Бразилия, отмечающиеся негативным отношением к гомосексуалам: с 1980 по 2000 год официально зарегистрировано на почве ненависти 1960 убийств;

— ярко выраженный рост в большинстве стран гомонегативизма.

Борьба с гомофобией преследует следующие цели:

— противодействие любому моральному, физическому, символическому насилию относительно людей другой половой ориентации или гендерной идентификации;

— координация и поддержка всех граждан в достижении равных прав;

— проявление солидарности со всеми бисексуалами, лесбиянками, геями и транссексуалами мира;

— осуществление по защите прав человека различных мероприятий.

К сожалению, подобную кампанию невозможно осуществить в странах, где преследуется гомосексуальность. В толерантных странах люди должны выступать с протестами от имени угнетаемых – так заявили организаторы, проходивших 17 мая мероприятий, поддерживающих инициативу о необходимости проведения этого памятного дня. Признание данного дня поставило в определенные обязательства международные сообщества, которые объединились в борьбе с другими формами дискриминации, а также социального насилия. Однако ещё во многих странах в борьбе за равные права не оказано широкой поддержки лицам нетрадиционной половой ориентации или гендерной идентичности.

Диагноз гомофобия

В узком смысле к гомофобии причисляют отрицательные неконтролируемые эмоции (отвращение, страх, гнев) относительно людей гомосексуальной ориентации, а также однополых половых контактов.

Гомофобию не относят к психическому расстройству и отдельных клинических признаков данного состояния не существует. Современные исследователи относят гомофобию к избеганию, предрассудкам, боязни, притеснению, дискриминации, актам насилия в отношении геев, бисексуалов, лесбиянок, трансгендерных лиц. Термин гомофобия включает в себя смысл боязни и страха, а перенос этого значения на индивидов с терпимым отношением к гомосексуальности расценивается ними как оскорбление. В качестве альтернативного термина выдвигается нейтральный, например гомонегативист.

Современное общество неоднозначно относится к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Хотя в некоторых странах геям и лесбиянкам разрешено официально вступать в брак и даже усыновлять детей. Так в чем же причина негативного отношения к этим людям?

Те, кто говорит гомосексуализму твердое «нет», обосновывают свою позицию самыми разными факторами. Но чем в действительности руководствуется человек, который является ярым противником однополых отношений?

Долгое время считалось, что в основе резко негативного отношения к геям лежит так называемый «латентный гомосексуализм», то есть подавляемое в себе чувство влечения к людям своего пола. А подавляется оно потому, что человек подсознательно боится и стыдится этого, к тому запрет накладывает и общество.

Однако в этой теории есть «слабое звено» - дело в том, что с изначальной предрасположенностью к гомосексуализму рождается не более 2% людей, однако противников однополых отношений значительно больше. Тем не менее, это не значит, что у кого-то ненависть по отношению к геям не может быть основана именно на скрытой гомосексуальности.

Есть еще одна теория, которая помогает ответить на вопрос, почему ненавидят геев в современном российском обществе (ведь на Западе отношение к однополым парам гораздо более лояльное). Эта теория основана на позиции правящей партии и отношении к гомосексуализму христианской церкви.

Обращаясь к статистике, можно увидеть, что тенденция такова: еще 5-6 лет назад с тем, что геи должны иметь равные права с остальными гражданами, соглашались более половины опрошенных, а сегодня эта цифра уже составляет менее 40%. Однако по сравнению с советскими временами уровень толерантности по отношению к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией значительно повысился, так как в конце 80-х годов более 30% граждан СССР выступали за радикальную ликвидацию гей-сообществ.

Если спросить просто людей на улице, почему не любят геев, то в ответ можно услышать, что человек не согласен с тем, что геи требуют к себе какого-то особенного отношения, что они стремятся навязать знания о них самих даже тем, кто об этом знать в общем-то не очень хочет (имеются в виду гей-парады). Кроме того, отвечая на этот вопрос, люди также могут сказать, что это аморально или противоречит человеческой природе, или, в конце концов, «так просто нельзя» хотя бы потому, что не положено. Последнее утверждение принято считать последствием стандартизации мышления советского гражданина.

Не делая никаких далеко идущих выводов, можно сказать, что по результатам исследований гомофобии подвержены в основном мужчины старшего возраста с не самым высоким интеллектом, уровнем образования и дохода. Проявляют толерантность к геям образованные молодые люди в возрасте до 40 лет, в основном - женщины.

В конце концов, одной из причин неприязни к геям может быть и обыкновенное отрицание всего, что выходит за рамки «нормального». Ведь, к примеру, к неформальной молодежи тоже относятся, мягко говоря, скептически.