Как обижают детей. Где искать помощь в сложных случаях. Разновидности школьных конфликтов и их признаки

Подскажите, пожалуйста, как быть, если шестилетнюю дочку в садике обижают другие дети? Они подшучивают над ней и над тем, что и как она делает, толкают, где-то даже оставляют синяки. Как помочь ребёнку стать более уверенным в себе? Дочь очень застенчивая и часто обижается на детей, если они что-то сломают или посмеются над ней. Частенько дело доходит до слёз.

На вопрос, как помочь ребёнку, если его обижают другие дети, отвечает психолог Наталия Гончарова:

Судя по описанию, причина происходящего в застенчивости и ранимости вашей дочки. Вам следует сконцентрироваться на двух аспектах: развивать адекватную самооценку и научить правильно реагировать на обиды.

Помочь повысить самооценку и частично избавиться от застенчивости можно следующими способами:

  • Демонстрируйте безусловную любовь и принятие в рамках семьи. Обращайте внимание дочери на то, что есть люди, любящие и принимающие её такой, какая она есть.
  • Замечательно, если у девочки будут хорошие друзья, принимающие её. Это может быть даже один друг в садике или в другом месте. Такой социальный успех поможет ей чувствовать себя увереннее. Возможно, дочке сложно общаться именно в группе детей. Постарайтесь чаще организовывать индивидуальное общение со знакомыми, чтобы она завела друзей.
  • Старайтесь использовать меньше критики в отношении девочки, особенно не критикуйте её застенчивость и отношения с другими детьми.
  • Старайтесь не критиковать обидчиков дочери. Лучше попросите её проговаривать свои чувства, когда её кто-то обидел. Используйте активное слушание: проявляйте внимание к рассказу, но не высказывайте своё мнение. Спросите дочку, как она думает, почему так получилось. К сожалению, возможно, ваше негативное отношение к обидчикам (которое совершенно естественно для любящей мамы), делает ситуацию гораздо более критичной для девочки, чем она могла бы показаться не вовлечённым людям.
  • Ищите и подчёркивайте положительные качества дочери. Чтобы быть уверенными в себе, дети должны знать свои сильные стороны! Поэтому не забывайте говорить об этом. Старайтесь использовать конкретные, а не общие фразы.

Наиболее адекватной реакцией на обиду должно быть словестное выражение чувств и игнорирование. Но в случае физической обиды, обязательно обращение к взрослому.

Вы можете научить дочку высказывать своё недовольство (иногда детям сложно это даётся). Потренируйтесь дома говорить: «Это моя игрушка и мне неприятно, что ты её забрал» или «Мне не нравится, что ты надо мной смеёшься». Учите говорить эти фразы спокойным и уверенным тоном.

Игнорирование проявляется в том, чтобы не реагировать на мелкие неприятные замечания и действия. Объясните дочке, что, к сожалению, избыточная реакция часто влечёт за собой новые неприятные инциденты, но обидчик обычно теряет интерес, если на него не реагируют.

Учите дочку, что при физическом нападении обязательно обращаться к взрослому.

Если ситуация не изменится к лучшему, обратитесь к психологу. По описанию проблемы в сообщении не всегда возможно адекватно оценить ситуацию, при личной встрече психолог лучше поймёт причины происходящего. Попробуйте также обсудить с ситуацию с психологом в саду, если он есть.

Школа - это важная ступень в жизни любого человека. От ощущения комфорта и уверенности в себе зависит развитие способностей сына или дочери и желание учиться. В том, что делать родителям, если ребенка обижают в школе, поможет разобраться психология. В такой ситуации ни в коем случае нельзя пускать дело на самотек.

Ребенка обижают в школе: что делать родителям, каковы признаки изгоя

Школьнику очень трудно сосредоточить свое внимание на занятиях, если он вдруг стал объектом насмешек в классе. А если такие обиды перерастают во что-то более серьезное, то их последствия могут сломать ребенка. Он в будущем не сможет принимать решения, озлобится на весь мир и не сможет никому доверять.

Как же родителям понять, что дело неладно, если чадо не признается? Есть несколько признаков, по которым это становится очевидным :

  1. Школьник всячески пытается остаться дома, не хочет идти на учебу, его успеваемость резко падает.
  2. Малыш находится по будням в подавленном состоянии, а в выходные настроение налаживается.
  3. Присутствуют внешние признаки - испорчены вещи, на теле есть следы побоев.
  4. Ребенок жалуется на головные боли, что может быть симптомом психологической проблемы.

Выбор жертвы

Многие люди думают, что травле подвержены люди, которые отличаются от других своей внешностью или социальным статусом. На самом деле высмеивать могут любого человека. Стоит только раз оступиться - репутации конец. Различный доход или особенности внешности не могут влиять на травлю и обуславливать ее. Намного большее значение имеют семейные отношения.

Если человек умеет давать отпор, он спокоен и самоуверен, то любые шутки над ним очень быстро прекращаются. Нападкам чаще всего поддаются :

Чтобы малыш чувствовал себя комфортно в любом обществе, родители должны воспитывать в нем чувство достоинства и уверенности в себе. Тогда в семье не возникнет вопрос о том, что делать, если в школе обижают сына или дочь.

Ошибки родителей

Родители, задумываясь над тем, как поступить, если ребенка обижают в школе, должны понимать, что неверными действиями они могут навредить школьнику.

Не стоит делать следующее :

Если ребенка обижают в школе, советы психолога всегда будут кстати. Можно обратиться к нему за консультацией или привести на нее школьника. Возможно, специалист найдет к нему подход и разберется в проблеме лучше родителей.

Неотложная помощь

Прежде всего нужно трезво оценить ситуацию и величину проблемы.

Помочь может :

Правила развития успешного человека

Чтобы развить в ребенке силу воли, уверенность и успешность, родителям не нужны специальные знания и умения.


  1. Родители должны постоянно восхищаться ребенком, даже если он не достиг чего-то особенного. Приложенные усилия к чему бы то ни было всегда должны быть отмечены. Только тогда он не будет бояться нового.
  2. Чрезмерная опека всегда вредит человеку и лишает его возможности брать ответственность на себя.
  3. Не стоит ждать от малыша больше, чем он может сделать в своем возрасте.
  4. Необходимо позволять задавать любые вопросы, ведь любопытство - одно из упражнений для умственного и личностного развития.
  5. Не стоит злиться и критиковать чадо. Говорить о том, что он сделал нечто плохое, нужно обязательно, но при этом нужно предлагать малышу пути решения и поддерживать его.
  6. Не нужно перегибать со строгостью. Родительский авторитет нужно сохранять, но излишняя требовательность только навредит.
  7. Обязательно нужно учить дитя настойчивости и говорить о том, что не стоит сдаваться при первом поражении, ведь не все приходит сразу.

Любой родитель хочет своему чаду счастья и здоровья, а для этого нужно действовать сообща. Гораздо проще заниматься профилактикой, чем лечить. Нельзя равнодушно относиться к проблемам ребенка.

Родители всегда должны объяснять ребенку, что делать, если тебя обижают в школе, и всячески помогать ему в решении проблемы . Если вашего ребенка травят в любом социуме, будь то школа, спортивная секция или дворовая компания, не оставайтесь в стороне.

Школьные обиды нельзя оставлять без внимания. Психологические травмы, полученные от общения со сверстниками, с детьми старшего возраста или учителями обязательно сослужат плохую службу, когда ребёнок вырастет. Поэтому, если вы уже столкнулись с такой проблемой, её следует срочно решать. Для этого нужно знать, что делать, если ребёнка обижают в школе.

Как понять, что ребёнка обижают в школе, если он не говорит об этом

Следует понимать, что не любой ребёнок сразу будет рассказывать маме или папе о своих школьных проблемах. Отношения детей и родителей бывают разными.

Если в семье не выстроена политика доверительного общения, ваш сын или дочь, скорее всего, будет молчать и пытаться самостоятельно разрешить неприятную ситуацию либо просто терпеть, сложившееся к нему отношение в школе.

Разновидности школьных конфликтов и их признаки

В школе у детей могут возникать разные сложные ситуации. Наиболее вероятные из них:

  • конфликт с одноклассниками;
  • со школьниками из старших классов;
  • с учителями.

Конфликт с одноклассниками

Если попытки ребёнка уладить конфликт самостоятельно не привели к успеху, ему обязательно нужно помочь

Вспомните свой школьный возраст, и те ситуации, которые возникали в вашем классе между учениками. Практически в любом коллективе всегда есть три группы детей:

  1. Дети, которые смогли заработать авторитет и уважение сверстников или завоевать интерес к себе.
  2. Дети, которые ничем не выделяются на общем фоне, но и не вызывают отрицательного отношения к себе.
  3. Дети, которых дразнят, высмеивают или обижают более уверенные одноклассники.

К первой группе относятся школьники, которые вполне комфортно существуют в коллективе. Это контактные дети, которые легко находят общий язык со сверстниками. Но их портрет не всегда положителен. К данной группе могут относиться и отпетые хулиганы и драчуны, которые заработали свой авторитет силовым воздействием.

К этой же группе принадлежат и дети с острым языком, которые получили влияние на других путём насмешек и издевательств над одноклассниками. Именно хулиганы и юмористы, как правило, вызывают проблемы социальной адаптации в школе для детей третьей группы.

При этом хулиганы не всегда решают проблемы только кулаками. Они могут дёргать девочек за косички, отнимать у одноклассников личные вещи, подкладывать на стулья кнопки. Масштаб действий ограничивается только их собственной фантазией.

Что касается насмешников, они бьют по своей жертве обидным словом. Могут обозвать очкариком, толстухой, уродом или уродиной, придумать унизительное прозвище, высмеять цвет волос.

Их жертвами, как правило, становятся одноклассники, которые имеют какие-либо яркие отличительные черты. Это может выражаться в росте, весе, необычном цвете волос, редком имени или фамилии.

Если ваш ребёнок приходит из школы в синяках, а из его портфеля пропадают вещи, пора вмешаться в ситуацию

Если ваш ребёнок попал под воздействие таких “авторитетов”, он может делать самостоятельные попытки противостоять их нападкам. Если ему это удастся, ребёнок завоюет авторитет и уважение среди одноклассников, и проблема решится сама собой. Если он потерпит поражение, конфликт продолжится.

Тогда ваше чадо будет приходить из школы подавленным или в синяках. Из портфеля могут пропадать его личные вещи или деньги. В любом случае вам, как родителям, будет сложно не заметить его подавленного состояния или признаков побоев. Это говорит о том, что вашему ребёнку не удаётся самостоятельно разрешить конфликт с одноклассниками.

Конфликт со школьниками из старших классов

Такая ситуация имеет всё те же признаки, которые описаны выше. Но нападки старшеклассников могут быть более сильными и изощрёнными исходя из того, что их осуществляют школьники, которые старше по возрасту.

Наличие такого конфликта опять же может пройти незамеченным среди домашних, даже несмотря на упорное молчание ребёнка. При сильных нападках у него может появиться нежелание посещать школу из-за страха вновь встретиться со своими обидчиками.

Конфликт с учителями

Может быть и так, что у ребёнка сложились прекрасные отношения с одноклассниками, но есть проблемы с учителем или учителями. Особенно часто это происходит с детьми, которые стремятся получать только хорошие оценки.

Возможен и такой вариант. Ребёнку нравится какой-нибудь предмет, и он отлично по нему успевает. Но вот были пропущены несколько ключевых тем и ученик перестал его понимать. В результате посыпались неудовлетворительные оценки.

Учитель, который раньше хвалил и ставил высшие баллы, а теперь, в силу ухудшения успеваемости, перестал это делать, в глазах ребёнка из хорошего превращается в плохого. Полюбившийся сначала предмет, перестаёт нравиться, а то и вовсе становится ненавистным.

О конфликте с учителем ребёнок может умолчать, но повторяющиеся плохие оценки по предмету подскажут, что что-то пошло не так

Бывает и так, что некоторые преподаватели намеренно занижают оценки неполюбившимся ученикам. И, наоборот, на глазах всего класса явно завышают баллы своим любимчикам. В таком случае в душе ребёнка, старания которого не ценят, зреет бунт несправедливости, что в результате приводит к негативному восприятию и такого педагога, и самого предмета.

Ребёнок может сделать самостоятельные попытки наладить с учителем нормальные взаимоотношения или улучшить свою успеваемость. Если ему это удастся, проблема будет исчерпана. В противном случае негатив к учителю и предмету станет расти, а оценки ухудшаться.

О сложившихся трудных отношениях с педагогом ребёнок может и промолчать, но показателем того, что в школе что-то пошло не так, будет его успеваемость. В этом случае он начнёт получать плохие оценки.

Возможно, ребёнок даже станет делать попытки прогуливать нелюбимые уроки. Не заметить этого сложно, если регулярно просматривать его школьный дневник.

Явные и неявные признаки, сигналы

Какие именно признаки и сигналы могут навести на мысль, что ребёнка в школе обижают или же он чувствует там психологический дискомфорт:

  • явное, ярко выраженное, нежелание посещать школу;
  • подавленное состояние до и после учёбы;
  • отсутствие радостных эмоций при упоминании о школе;
  • нежелание обсуждать одноклассников и школьную жизнь;
  • пропадающие из портфеля вещи или деньги;
  • наличие синяков, ссадин или прочих телесных повреждений.

Явные признаки

Существует несколько признаков, по которым можно выявить наличие конфликтной ситуации в школе

Явным признаком того, что ребёнка в школе обижают, служит ярко выраженное нежелание туда идти. Такое состояние может даже сопровождаться слезами или истериками. В более сглаженном варианте ребёнок под любым предлогом может стараться избегать посещения школы, например, симулировать заболевания.

Это же касается и частых прогулов, особенно если школьник пропускает один и тот же предмет. Вероятнее всего, у него присутствует конфликт с учителем или непонимание изучаемого материала.

Неявные признаки

Подавленное психологическое состояние до и после посещения школы свидетельствует о том, что там у ребёнка что-то идёт не так. Возможно, он просто устал от учёбы, а, может быть, дело как раз в несложившихся отношениях с другими детьми или учителями.

Отсутствие желания говорить на школьные темы и о своих одноклассниках при нормальном эмоциональном состоянии ребёнка не могут напрямую свидетельствовать о том, что в школе его обижают. Но и не заострять родительского внимания на этом нельзя.

Ведь такие проявления могут означать, что ваш сын или дочь не чувствует себя достаточно комфортно в школьной обстановке. Возможно, это реакция на начало какого-либо конфликта.

Сигналы, на которые стоит обратить внимание

Если у ребёнка начали пропадать вещи, возможно их отбирают в школе

Если из портфеля ребёнка уже не первый раз пропадают личные вещи или деньги, а само чадо упорно молчит или выдумывает неправдоподобные отговорки, чтобы оправдать такую ситуацию, пришло время насторожиться.

Возможно, среди одноклассников есть обидчик или вымогатель. А может быть, это делает кто-то из старшеклассников. Или ещё хуже - ребёнок попал в дурную компанию.

Когда же чадо приходит домой после школы в синяках или ссадинах, само собой напрашивается немедленное выяснение причины их появления, и обстоятельств, при которых они были получены . Вовсе не обязательно, что ребёнка обидели, он мог просто подраться.

Если же выясняется, что его кто-то ударил, оставлять вопрос открытым нельзя. Нужно сделать всё возможное, чтобы такого больше не повторилось. Ведь в данном случае на кону стоит уже вопрос о здоровье маленького человека.

Если вы уверены в том, что вашего ребёнка в школе обижают, нужно действовать, причём незамедлительно. Для начала вам необходимо поговорить с ним доверительно.

Ваша цель - выяснить у ребёнка все подробности происходящего в школе и сделать так, чтобы он почувствовал моральную поддержку. Вашему сыну или дочери всегда необходимо чувствовать за собой надёжный тыл - своих родителей. Особенно это важно в критических ситуациях.

Каждый ребёнок должен чувтствовать недёжный тыл - любовь своих родителей

Дальше нужно действовать по обстоятельствам. Если выяснилось, что в школе ребёнка обижают физически или вымогают у него вещи и деньги, следует выяснить имя обидчика и поговорить с классным руководителем, а также с родителями агрессора, так как физическое насилие недопустимо и его нужно пресечь на корню.

Если речь идёт о вашем сыне, параллельно нелишним будет научить его давать физический отпор, мальчик должен уметь постоять за себя. Можно записать его в какую-нибудь спортивную секцию или школу боевых искусств.

Если речь идёт об оскорблениях или насмешках в адрес вашего ребёнка, научите его давать моральный, словесный отпор в таких обстоятельствах. Разыграйте неприятные ситуации дома и отрепетируйте возможные ответные реплики ребёнка.

В этом случае будет полезно записать его в какую-нибудь секцию, представляющую для него интерес. Там ребёнок займётся любимым делом и приобретёт дополнительных друзей. Это сгладит ощущения от школьных неудач и, возможно, повысит его авторитет среди одноклассников.

Если же дело в учителе или отдельно взятом предмете, попытайтесь выяснить, насколько объективны обиды вашего ребёнка. И, даже если они имеют вполне реальную почву, попытайтесь наладить хорошие взаимоотношения с учителем, объяснив ему ситуацию.

Какими бы ни были школьные конфликты, нельзя допускать, чтобы вашего ребёнка обижали в школе. Трудности, которые он испытывает при общении со своими одноклассниками, могут нанести непоправимую психологическую травму и перерасти в трудности во взаимоотношениях с людьми во взрослой жизни.

(Visited 2 436 time, 2 visit today)

Кажется, совсем недавно малыш появился на свет. Все было так замечательно, ребенок рос и радовал родителей. Но вот наступил момент, когда он вышел в общество: сначала в общую песочницу, потом - в детский сад, далее - в школьный класс. И как больно видеть, что его обижают, третируют, над ним издеваются. Если ребенок приходит домой зареванный, в синяках или крови, впору задуматься, что делать? Но прежде чем бить тревогу, давайте разберемся системно, что такое обиды, почему детей обижают и кого это вина?

  • Детский сад и школа - социум для детей. Почему ребенка обижают другие дети?
  • Что такое обида и действительно ли каждого ребенка можно обидеть, а так же в каких случаях ему требуется наша защита?
  • Как уберечь ребенка от обид? Какие и от кого обиды действительно травмируют ребенка, а какие - ему просто необходимо пережить?

Когда ребенка обижают, во дворе, в детском саду, в классе, - это зачастую очень щекотливый вопрос. Детские обиды, раздражение, злость, эмоции не могут не трогать нас, родителей, и вслед за ребенком мы так же начинам испытывать негатив. А дальше, что делаем? Бежим в школу или в детский сад разбираться с обидчиками, с их родителями, с учителями? Готовы собственными руками разодрать в клочья того, кто нанес травму ребенку? Или, наоборот, абстрагируемся от ситуации: это детские проблемы, - думаем мы, - пусть они сами их и решают. Долго мы готовы наблюдать за тем, как ребенка обижают в школе или в детском саду, не вмешиваясь? И к чему это в конечном итоге может привести?

А давайте, прежде чем делать какой-либо поступок, сядем и задумаемся - что происходит? почему это случается? и что действительно нужно сделать, чтобы ребенку наше действие принесло пользу, а не вред?

Однажды мы с Аленой вместе вывели своих деток на прогулку. У моей дочери с собой был чудный желтый гусенок - любимая игрушка. Сын Аленки игрушку у нее отобрал, да еще надавал по голове. Сказал, что ему она нравится, а значит, принадлежит ему. Моя дочка лила слезы, а Аленка была непоколебима: «это дети и их разборки, если она хочет свою игрушку назад, пусть отберет. А если не может, пусть привыкает, что сильный – главный». Она даже не пристыдила сына и игрушку не вернула. А моя девочка ночь не спала, плакала. Больше мы с Аленкой не общаемся и ее сына на одной площадке видеть не хотим.

Боже мой, я видела через окно в детском саду, как у моего сына отобрали шапку и кидались ею от одного ребенка к другому, в то время, как мой мальчик метался между мучителями. Мне так стало жалко его, я хотела ворваться туда и разорвать каждого его обидчика.… За что его обижают, как скажется это на его развитии?

Вчера моя дочка пришла из школы с подбитым глазом. Плача, она сообщила, что в раздевалке другие девчонки из класса скрутили ее, обзывали плохими словами и побили якобы за то, что она отбила “чужого” мальчика… Что делать? Куда идти? В полицию? С этими малолетними обидчицами необходимо разобраться…

Детство - жизнь в жестокой стае

Взрослые любят говорить, что детство - счастливая пора, когда у ребенка есть много возможностей и мало обязанностей. Можно играться, получать любовь родителей, не заботиться о пропитании и крыши над головой. Ну что может быть лучше?

Однако в глазах ребенка все не так - жизнь малыша насыщена событиями. Просто мы с высоты своего возраста, не замечаем, что те случаи, которые переживает малыш в своей жизни, для него очень важны, они влияют на его жизнь, становление его маленькой личности не меньше, чем наши друзья, работа, хобби, семья.

В младенческом возрасте жизнь ребенка концентрируется на родителях, малыш живет в тесном контакте с мамой и другими близкими людьми. Пока он познает мир очень примитивно, в самых простых понятиях. Вот стол, а вот - теплая, вкусная каша. Эта игрушка яркого цвета, а та - совершенно не вкусная, если ее погрызть. Но чем старше он становится, тем больше готов ощущать вокруг себя не только предметы и тех людей, которые дают ему защиту и обеспеченность, а и весь остальной мир - других членов общества.

Уже с 2-3-х лет ребенок обязательно должен общаться с другими детьми. Это немаловажная составляющая для его нормального развития. Причем дети эти не должны быть искусственно отобраны родителями: ребенок должен общаться с разными детьми, как бы проиграть разные сценарии.

Конечно, в это время, если дать возможность детям общаться друг с другом, возникают самые разнообразные жизненные ситуации: одного ребенка будут обижать, а другой - сам станет обидчиком. Кто-то станет лидером, а кто-то будет подхватывать его идеи. Кто-то будет кого-то обижать. Конечно, это может быть обидно, но это жизнь.

Детская группа от трех до шести лет, не специально подобранная, а хаотично создавшаяся, например, в детском саду - это маленькая стая дикарей . Тут есть разные персонажи: и свой вождь, и самая красивая девочка, за которую можно драться до крови. Тут дружат и враждуют по-настоящему, а не понарошку. Тут строятся заговоры друг против друга, и тут же проверяется, что такое настоящая верность и преданность.

После шести лет и вплоть до 16-летия ребенок ходит в школу. И это та еще психологическая пытка. Особенно, для детей, которые не ходили в детский сад, не играли с другими детьми во дворе. Те, кто на собственной шкуре в трех-четырехлетнем возрасте не прочувствовали, как правильно себя вести «в стае». В это время ребенка могут начать обижать по-настоящему: травить, бить, издеваться. Одноклассники, еще не отягощенные культурными и правовыми ограничениями взрослых людей, но уже обладающие достаточной физической силой, могут наносить вред ребенку. Наверное, нет взрослого человека в бывшем СССР, кто не смотрел бы фильм "Чучело ". А вот сегодня его мало кто видел - а ведь этот фильм был снят именно для агрессивных подростков и для профилактики издевательств над детьми в школе, потому что это явление есть, и было повсеместно.

Взрослые должны понимать, что в каждом возрасте в каждом конкретном случае за каждым инцидентом, который происходит с детьми, прежде чем вмешиваться должна быть соблюдена "золотая середина". Ребенок должен пережить испытания, которые ему уготованы в его маленькой жизни. Он сам должен познать, что такое неприязнь, обида, жестокость сверстников, потому что только так он сможет знать, как выходить из этих ситуаций. Нельзя у него отбирать драки, ссоры, это не менее важно, чем умение писать или читать.

С другой стороны, совсем бросать ребенка тоже нельзя. "Ты - отдельный человек, тебе надо самому всего добиться" - неправильный подход. В конце концов, ребенку и даются родители, чтобы обеспечить ему возможность выжить в этом мире. И он еще не взрослый, чтобы самостоятельно принимать верные решения. Когда ты маленький малыш и мир вокруг тебя враждебен, очень здорово, если есть кто-то, кто сможет тебя защитить и отстоять. Особенно, от более сильных, старших детей, или от их родителей, от кричащих воспитательниц, от нерациональных учителей.

Ребенка обижают в детском саду или школе? А что такое вообще обида?

Казалось бы, можно эту статью закончить на предыдущем абзаце. Соблюдайте "золотую середину" и будет вам счастье - все ведь так просто. Однако, это больше похоже на общие, пустые призывы, которые совершенно не работают на практике. А все потому что, оценивая свои поступки, давая рекомендации ребенку или предпринимая собственные действия по защите детей от обид, мы попадаем в западню. И состоит она в том, что родители оценивают действия детей через себя. А, к сожалению, без элементарных знаний по системно-векторной психологии мы просто не способны соблюсти ту самую "золотую середину".

Для начала надо разобраться с понятием "обида". Через системно-векторное мышление мы знаем, что не каждый человек способен таить обиды, запоминать их, сидеть в них подолгу. Ощущение обиды есть только у людей с анальным вектором , все остальные - по-другому реагируют на плохое воздействие извне. Именно родителям с анальным вектором, а особенно гиперзаботливым анально-зритльным мамам навязчиво кажется, что их детей постоянно обижают, сначала, во дворе, потом в детском саду, и наконец - в школьном классе. За каждым движением своего ребенка такие мамы очень ревностно следят, они провожают сына или дочку в школу и встречают, часто до 9 или даже 11 класса. Они постоянно испытывают страхи, что ребенка могут обидеть и хотят его уберечь от любых невзгод - такая опека часто очень вредит ребенку.

И обижаться, то есть очень сильно раниться от чужих обид, могут только дети с анальным вектором. С раннего возраста они склонны дружить, создавать сильные связи со сверстниками, и, конечно же, тут же встречаются со всеми прелестями жизни: с предательством, обидами, неприязнью. Вместо того чтобы бежать защищать своего ребенка с анальным вектором от обид, необходимо не упреждать обиды, а помочь ему преодолевать их. Сделать это можно, показав ему разность между людьми, поддержкой, раскрытием его потенциала, его способностей. Очень важно также показать, что желание мести, стремление к которой есть тоже только в анальном векторе, - это негативные мысли, которые портит собственную жизнь и не стоит того.

Все остальные дети не испытывают обиду так, как может испытывать ее ребенок с анальным вектором. Конечно, реакция на внешние раздражители есть у всех, но она не такая, как у анальника. Маме или папе с анальным вектором, очень желательно понять, что их ребенок с кожным вектором не обижается, а злиться. Ему не задана «плохая» или «хорошая» память от природы, поэтому многое он забывает очень быстро, на другое вообще не обращает внимание. Поругавшись и даже подравшись с другим ребенком, уже через 30 минут он все забудет и будет вести себя, как ни в чем не бывало. Дети со зрительным вектором часто изменяют эмоциональные состояния, преувеличивают события.

Для ребенка с уретральным вектором будет унизительна любая защита «сверху-вниз». Протекторат со стороны взрослого - это не то, что ему требуется. Он сам вполне способен отстоять себя, более того - в этом его доминантная роль. Поэтому кидаться на защиту такого ребенка, когда его обижают, не стоит - вместо этого лучше стоит отвернуться в тот момент, когда он ответит своим обидчикам. И не оправдываться перед родителями обидчиков, когда те придут с жалобами на синяки своих детей.

Вообще, именно анальные люди всегда стремятся выглядеть положительно в глазах чужих людей. Часто они сами больно ранят собственного ребенка, обижают его, когда оправдываются перед другими. "Вы простите его, он дурак у меня еще маленький, я с ним дома разберусь..." - мы говорим это и даже не отдаем себе отчет, как больно такие слова услышать ребенку от собственной мамы.

Если вам понравился этот материал, и вы хотели бы получать извещение о новых статьях на тему психологии, обязательно оформляйте подписку в форме под этой статьей. В каждом выпуске - много интересной информации, которую вы не найдете ни в одном другом месте.

Также анальные родители (без зрительного вектора), предлагают ребенку спасаться от обид занятиями самообороной. "Иди, занимайся ушу - сможешь отстоять себя". Такой метод хорош, тем более что ребенок будет заниматься интересным спортом. Вот только такой опыт может стать настоящей трагедией для детей со зрительным вектором. Развитие зрительных детей лежит в информационном познании этого мира, в доброте и сочувствии. Любое насилие, бой для таких детей - это стресс. Увидеть избиение другого человека, издевательство над животным - это настоящая трагедия, от которой может даже произойти нарушение зрения. Детей со зрительным вектором надо отправлять в художественную школу или в разные волонтерские организации, но никогда - в боевые искусства.

Что делать, если ребенка обижают в школе или детском саду?

Жизнь ребенка - это становление. Наша жизнь вместе с ребенком - это тоже большое развитие. Когда мы узнаем, что ребенка обижают, есть много всего, что можно сделать в ответ. Но прежде чем предпринимать какое-либо действие, надо разобраться в себе, в своем собственном мировоззрении. Не получается ли так, что мы, своими действиями, сами отбираем у ребенка его жизненный опыт? А, не вспоминая ли свои собственные детские обиды, мы слишком ревностно относимся к тем ситуациям, в которые попадает наше чадо?

С другой стороны, очень важно понимать и собственного ребенка, его психотип. Разбираться, не играет ли он на наших эмоциях, рассказывая о своих обидах. Действительно ли ему нужна наша защита в этом конкретном случае?

Лишь на первый взгляд кажется, что понять себя и своего ребенка - тяжелая работа. На самом деле, с системно векторной психологией Юрия Бурлана это просто. Множество людей свидетельствуют об удивительном раскрытии себя в отношениях с детьми, что привело к прекрасным изменениям в качестве жизни. Читайте их

Школа – это место, где ребенок впервые начинает адаптироваться к жизни в коллективе. От того, насколько комфортно он там себя чувствует, зависит и дальнейшее развитие ребенка, его желание общаться с новыми людьми и получать новые знания. В зависимости от того, насколько малыш уверенно себя почувствует в школе, также зависят и его лидерские качества. Иногда случается так, что ребенка начинают обижать, из-за чего он замыкается в себе, пропадает желание посещать место обучения. Родителям такого положения дел допускать нельзя. Разберемся, что же можно предпринять в таких ситуациях.

Сразу стоит оговориться, что многие дети скрывают от родителей тот факт, что их обижают. В таком случае нужно присмотреться к поведению вашего ребенка, признаки могут быть следующие:

  1. Малыш без видимой причины отказывается посещать учебное заведение.
  2. В будни ваше чадо подавлен, молчит и закрывается в себе, при этом в выходные он становится радостным и активным.
  3. По внешним признакам: у ребенка могут быть испорчены вещи, либо вы наблюдаете их отсутствие (этот пункт спорный, поскольку рассеянные дети часто могут терять вещи).

Какие дети чаще всего становятся жертвами издевок?

Многие полагают, что обычно нападкам со стороны сверстников подвергаются дети, чем-либо отличающиеся от общей массы – внешность, привычки, поведение, одежда. На самом деле, это не так. Любой малыш может попасть в такую ситуацию – достаточно всего лишь одного неверного движения, секрета, о котором узнал весь класс.

Важно: Социальный статус семьи никаким образом не обуславливает травлю. Неважно, как ваш ребенок одет, есть ли у него новомодные гаджеты и прочие современные вещички. То же самое касается и особенностей либо дефектов внешности.

Рассмотрим, какие детки чаще всего подвергаются нападкам:

  1. Жертвы – такие дети являются апатичными, запутанными, часто сомневаются в себе или в своих возможностях. На оскорбления они не в состоянии дать отпор – естественно, одноклассники чувствуют слабинку и начинают активно третировать ребенка.
  2. Агрессоры – они сами нападают на людей, которые их окружают, при этом на провокации они отвечают чересчур бурной реакцией.
  3. Неблагополучные – если ребенок одет неопрятно, от него исходит неприятный запах, сам он неаккуратен и невоспитан, вполне возможно, что в таком случае он станет жертвой.

Если вы хотите, чтобы кроха хорошо себя чувствовал себя в любом коллективе – нужно воспитывать в нем чувство собственного достоинства, он должен иметь внутренний стержень.

Как реагировать родителям нельзя?

Рассмотрим, как не стоит себя вести, если вы узнали, что ваш малыш подвергается нападкам:

  1. Не нужно его оставлять в одиночестве. Многие родители так поступают, полагая, что ребенок справится с проблемой сам. Он сам не готов к этой ситуации и понятия не имеет, как ее решить – поэтому вашему чаду в любом случае требуется помощь и поддержка.
  2. Менять место учебы. Бывает так, что ситуацию нужно решать немедленно, и другого выхода из нее нет – в таких случаях можно попробовать сменить обстановку. Но и здесь нужно помнить о том, что нет гарантии того, что в новой школе все не повторится. Еще один момент: ребенку будет сложно привыкнуть и адаптироваться к новым людям, а это сложно в психологическом плане.
  3. Брать ответственность на себя. Многие родители предпочитают полностью взять решение проблемы в свои руки – так делать нельзя. Если вы пойдете выяснять отношения с классом, с учителями, такое поведение в дальнейшем может настроить окружающих против вашего малыша. Тем более не стоит идти в учебное заведение, заранее не обговорив свое решение со школьником. Важно уважать мнение своего ребенка и прислушиваться к его чувствам.

Как помочь ребенку?

Существует несколько способов решения проблемы:

  1. Поговорите с вашим малышом. Пусть он подумает над вопросом, почему выбрали именно его, это поможет определить, как выйти из сложившейся ситуации. Важно дать понять ребенку, что он никак невиноват в том, что над ним издеваются.
  2. Если ребенок подвергается нападкам только в одном учебном месте – нужно узнать, требуется ли ему помощь. Попробуйте предложить варианты решения ситуации, но не нужно настаивать на том, чтобы он выбрал какой-то конкретный вариант, пусть у малыша будет право выбора. Естественно, роль родителей здесь очень велика – дома ребенка должны уважать, понимать и принимать, он должен чувствовать себя в безопасности.
  3. Попробуйте предложить школьнику заняться каким-либо видом спортом, или записаться в секцию по интересам – там он сможет найти себе новых друзей, почувствовать себя тверже. Увлечение позволит не зацикливаться на создавшейся ситуации, а это значит, что его психике будет нанесен минимальный ущерб.
  4. Маме и папе важно помочь ребенку разобраться и понять, в чем заключается конфликт, а также проанализировать поведение обидчиков и то, как он ведет себя с ними. Может быть так, что ваш ребенок сам выступает в роли провокатора. Не нужно его ругать, осуждать – это только усугубит ситуацию. Дайте понять, что так он делает только хуже себе, и что малышу необходимо менять свое поведение.
  5. Если причина – во внешности, необходимо дать понять ребенку, что он не виноват в этом. Поясните, что вы его любите любым – с лишним весом, со шрамами либо очками.
  6. В основном, причиной конфликта становятся именно нарушители. В чем причина? Издеваются люди, которым нужно самоутвердиться из-за того, что они себя чувствуют некомфортно – вполне возможно, над такими детьми издеваются дома. Родителям нужно донести ребенку, что люди, которые так поступают, на самом деле слабые, и бояться их не нужно. Единственная эмоция, которую можно испытать к тем, кто самоутверждается за счет других – это жалость, поскольку иначе эти дети в жизни почувствовать себя комфортно просто не могут.
  7. Объясните, что обидчику не нужно показывать слезы – это только усугубит ситуацию. Например, ребенок может дать отпор, сказав, что он его обижает из за того, что боится его сам. Еще один вариант – игнорировать нападчиков. Например, распространенная ситуация в классе – забирают тетрадь, начинают с ней играть. Естественная реакция, конечно, это отобрать имущество. Не нужно провоцировать обидчика – можно просто сказать, что пусть играет, и как только ему надоест – может отдать тетрадь. В таком случае и весь смысл подобного издевательства пропадает – тетрадку возвращают на место.
  8. Можно попробовать обратиться в школу – поговорить с классным руководителем либо заведующим учебной частью. Делать это нужно спокойно и без придирок. Найти общее решение проблемы вместе – идеальный вариант. При этом информировать одноклассников, либо угрожать им расправой не стоит – это вызовет агрессию с их стороны.

Важно: Если над ребенком совершают физическое насилие – в таком случае необходимо действовать незамедлительно. Обратитесь в правоохранительные органы, не нужно ждать, пока вашего малыша покалечат и нанесут огромную моральную травму.

Также необходимо помнить и о том, что прямое предназначение учителя – контролировать атмосферу в классе. Это важный аспект, о котором, к сожалению, забывают многие преподаватели.

Безусловно, если ваш малыш изначально обладает сильным духом и характером, травля быстро прекратится. Но все детки разные – есть малыши ранимые и эмоциональные. Задача родителя не упрекать ребенка в его характере, а дать понять, что иногда, для того, чтобы в коллективе чувствовать себя «в своей тарелке», важно быть сильным морально. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Даже если вашему малышу не удалось достичь успеха в чем-либо, важно им восхищаться. Ведь он пробовал, старался, открывал для себя новые навыки. В противном случае ваш ребенок будет бояться в следующий раз начинать какое-либо дело – ведь в случае провала родители вновь будут его ругать или осуждать. Важно, чтобы ребенок твердо знал, что вы цените проделанные усилия и гордитесь им.
  2. Не нужно чрезмерно опекать ребенка. В противном случае он и в дальнейшем не сможет решать собственные проблемы, а ведь это необходимо, поскольку после школы ребенка ожидает университет, где мамы и папы рядом не будет. Предоставляйте ребенку право выбора и возможность решать свои проблемы самостоятельно, задача родителя – мягко направлять и подсказывать.
  3. Не нужно требовать от ребенка каких-то фантастических достижений. Он в любом случае старается, поэтому нужно принимать малыша таким, каков он есть. Терпение в дальнейшем воздастся сторицей – ваша задача его проявить.
  4. Нужно сделать выбор? Не указывайте ребенку, как лучше поступить в той или иной ситуации, решение принимать может только он сам. Навязывая ребенку свое мнение вы в любом случае перекладываете ответственность на себя, а малыш в конце концов вырастет несамостоятельным человеком, который не может разобраться в сложившейся ситуации.
  5. Многих родителей раздражают чрезмерно любознательные дети. Все психологи утверждают, что это в корне неверно. Позвольте своему малышу познавать этот, будьте для него опорой. Иначе откуда он сможет узнать ответ на поставленный вопрос?
  6. Не нужно критиковать, а тем более – злиться. Естественно, нужно объяснять ребенку, почему в определенных ситуациях поступать плохо нельзя. Указывайте ему, если где-то он повел себя некорректно. Но при этом нельзя забывать о поддержке, также важно предлагать различные варианты действий.
  7. Очень важно научить ребенка быть настойчивым. Он должен понимать, что путь к победе часто бывает долгим и сложным, и не стоит опускать руки в случае поражений, а упрямо идти к своей цели.

Следуя этим советам, вы сможете воспитать самодостаточную и уверенную в себе личность, которая уж точно не станет терпеть нападки со стороны сверстников, а даст им достойный отпор.

  1. Согласно закону любой ребенок имеет право жить в безопасной среде. Если же его обижают – это прямое нарушение, следовательно, эти люди могут понести уголовное наказание.
  2. В любой организации, где обучаются дети, задача преподавателя – обеспечить дружелюбную атмосферу в коллективе.
  3. Есть специальные учреждения, куда можно обратиться в случае, если над вашим ребенком издеваются. Они следят за тем, чтобы нарушители прав понесли наказание.
  4. Не нужно самостоятельно выяснять конфликт с обидчиком либо его родителями. Самый оптимальный вариант – решить ситуацию через классного руководителя. Тем более, нельзя прикладывать силу по отношению к обидчикам вашего малыша – в противном случае уголовная ответственность ложится уже на ваши плечи.

Видео: что делать, если ребенка обижают другие дети?