Как родителям помочь ребенку хорошо учиться в школе. Как помочь ребёнку с учебой

Почему учёные говорят о безграничных возможностях детского ума, а когда в реальности дело доходит до учёбы, ребёнок испытывает трудности и демонстрирует отсутствие нужных способностей? Причина в том, что интеллект, познавательные навыки, как и любые другие, требуют систематической тренировки, развития. Поэтому учёба и воспитание детей с раннего возраста так важны для формирования социальной, интеллектуальной, самодостаточной личности с целостным восприятием окружающего мира.

Как родителям помочь ребёнку с учёбой? Опытные педагоги и детские психологи рекомендуют начать с поиска причин, которые мешают ребёнку успешно учиться. Это поможет выбрать оптимальный вариант дальнейшего развития, наиболее эффективную методику.

Какая связь между учёбой и воспитанием ребёнка?

Как бы ни был велик вклад школы в обучение детей, всё же самую большую роль в воспитании нового поколения играют родители и преподаватели. Дошкольное развитие ребёнка начинается в семье. Здесь малыш приобретает базовые представления об окружающем мире, приобретает первые знания, жизненный опыт. Родители закладывают привычки и формируют мировоззрение, помогают делать первые шаги в исследовательской и учебной деятельности. И то, как будет построен режим занятий, определяет отношение малыша к учёбе.

  • Ограничивать интересы ребёнка;
  • заставлять;
  • превращать развивающие занятия в скучные обязательные уроки.

Как помочь ребёнку в учёбе?

    Организовать комфортный для малыша режим дня, в котором обязательно учтены факторы здоровья (сон, прогулки, питание), график обучения (регулярность, смена видов деятельности) и личные интересы (общение со сверстниками, друзьями, игры, хобби).

    Уделять внимание полноценному общению: вместе осваивать новые виды деятельности, читать, обсуждать разные темы, книги.

    Развивать речь. В этом также поможет чтение, игры в слова.

    Развивать малыша всесторонне, создавать возможности для освоения разных видов деятельности.

    Организовать комфортное пространство для занятий, где ребёнка ничто не будет отвлекать, где удобно хранить учебные принадлежности и заниматься творчеством.

    Поощрять самостоятельную деятельность, приучать к ответственности.

    Не забывать о моральной стороне воспитания. Ребёнок нормально развивается только в условиях заботы, внимания, любви, уважения. Семейная атмосфера является важным фактором влияния на учебные успехи детей в учёбе.

Зачем нужны развивающие курсы для детей?

Метаморфозы в школьной программе привели к тому, что на плечи современных школьников легли колоссальные нагрузки, к которым они в большинстве случаев не готовы. Дополнительные развивающие занятия, всевозможные курсы стали потребностью для малышей и начинающих учеников, так как они помогают подготовить детей к будущей учёбе. При выборе центра развития, родители должны поинтересоваться, какие цели ставит перед собой учебное заведение. Внимания заслуживают такие школы, которые занимаются:

  • всесторонней интеллектуальной подготовкой малышей, развитием их умственного и творческого потенциала;
  • развитием навыков самостоятельного обучения (способность работать с информацией, усидчивость, умение распоряжаться своими знаниями и временем);
  • расширением возможностей для самореализации за счёт повышения уровня умственного потенциала;
  • формированием мотивации.

Школа устного счёта Соробан: помощь ребёнку в учёбе и развитии

Методика направлена на интенсивное развитие интеллекта. Быстрый устный счёт позволяет добиться синхронизации работы полушарий, повышения качества мыслительных процессов. Занятия со счётами соробан развивают такие когнитивные способности:

  • зрительная, слуховая и другие виды памяти;
  • внимание;
  • рациональный интеллект, логику, аналитическое мышление;
  • воображение, интуицию, творческое (образное) мышление.

С таким набором способностей ребёнок гораздо быстрее сверстников решает сложные задачи и усваивает учебный материал.

Школа ментальной арифметики воспитывает качества, без которых даже очень талантливые дети не могут добиться успеха. Это целеустремлённость, трудолюбие, ответственность, самодисциплина.

Детальнее о ментальной арифметике Соробан вы можете прочитать по ссылке: https://soroban.ru/about-school/ .

Положительный психологический настрой невозможен, если ребёнок некомфортно ощущает себя в новой среде. Игровые уроки, индивидуальный подход, особая, дружелюбная атмосфера на занятиях помогают детям в приобретении опыта общения, работы в команде, способствует развитию уверенности и коммуникабельности.

И ещё один чрезвычайно важный компонент – развитие заинтересованности ребёнка в обучении, в знаниях. Преподаватели используют самые эффективные инструменты мотивации: похвала и поощрение за усердный труд, превращение учёбы в весёлое, увлекательное занятие. К тому же ментальный счёт помогает детям оценить свои возможности, понять, что достичь можно любой вершины, если только приложить для этого усилие.

Основная беда многих родителей заключается в том, что они не знают, как воспитывать ребенка, потому что их никто этому не учил. Они воспитывают своих детей так же, как когда-то воспитывали их, или так, как они считают нужным это делать. Чтобы быть хорошими родителями, необходимо учиться, причем учиться постоянно, ежечасно, ежеминутно, начиная с того самого момента, как ребенок появился в вашей семье, а еще лучше – заранее.
Родители в первую очередь должны помнить, что ребенок – это индивидуальность, каждый рожден со своими личными свойствами, которые не повторяются. Поэтому то, что хорошо для одного ребенка, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. Только родители могут полностью знать своего ребенка. Они изучают его с первых дней существования и вместе с ним находят наиболее благоприятные способы воспитания.
Особенно тяжелый период для многих родителей наступает, когда ребенок идет в школу. Правда, некоторые родители считают, что теперь школа ответственна за его воспитание и образование, ведь в школе работают специалисты, они должны обучать. Но наибольшего успеха в учебе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учебу вместе со своим ребенком и со школой. Они знают, что им нужно делать, чтобы помочь ребенку «вынести» из школы максимальную пользу, а если не знают, то стремятся постичь навыки воспитания и обучения.
Если ребенок видит, что родители принимают самое активное участие в учебе, что они заинтересованы в его успехах, он старается узнавать и делать еще больше, чтобы их порадовать.
Итак, что же нужно знать, чтобы помочь ребенку учиться в школе?
Ни в коем случае ничего нельзя делать за него. Необходимо научить его правильно учиться, привить ему необходимые учебные навыки и после этого направлять и организовывать его действия. Перечислим, на что родители должны направлять внимание в первую очередь.
1. Воспитывайте в ребенке чувство ответственности за то, что он делает
Если у ребенка есть такое чувство, это залог успеха в учебе и жизни. Попросите ребенка что-то сделать. При этом старайтесь, чтобы это поручение звучало не в повелительном тоне, а как просьба:
Я прошу тебя, сделай, пожалуйста...
Я хочу, чтобы ты мне помог...
У меня очень много забот, мне тяжело, я хочу, чтобы ты уже начинал мне помогать...
Конечно же, нельзя ожидать от ребенка, чтобы он сразу все делал так хорошо, как вам хотелось бы. Сначала его движения могут быть неловкими, неуклюжими. Это естественно, он же учится. Главное, подбодрить: «Видишь, как хорошо у тебя получается. Еще немножко поучишься – и совсем все будет прекрасно. Ты мой помощник» или «Я тебе покажу, как это сделать лучше. Ты все правильно делаешь. Просто вот так будет еще лучше. Попробуй».
Это придаст ребенку ощущение ответственности, он будет чувствовать, что на него рассчитывают, что его действия нужны и важны, что без его помощи не обойтись. Не скупитесь на похвалу, когда он закончит, даже если не все получилось. Если же вы в нетерпении сорветесь: «У тебя ничего не получается, дай я сама сделаю», – у ребенка никогда не возникнет желания заниматься этим повторно. Более того, у него не будет ощущения, что его труд важен и нужен, он видит, что взрослые могут прекрасно обойтись и без него.
Так же и в учебе. Контролируйте выполнение домашних заданий, а не просиживайте с ребенком долгие часы, призывая выполнить то, что задано: «Так, давай посмотрим, что тебе задано. Решить задачу. Хорошо, решай, а потом обязательно покажи мне. Мне тоже интересно, как она решается. Если что-то тебе будет непонятно, пожалуйста, спрашивай меня. А я пока буду заниматься своими делами».
2. Формируйте у ребенка умение доводить начатое дело до конца
Большинство детей страдают тем, что они бросают начатые дела, не доведя их до конца, и это считается нормальным. Многие взрослые страдают тем же. Ребенок садится делать уроки, вдруг перестает и начинает заниматься чем-то другим: играть, смотреть телевизор, собирается гулять или просто сидит без дела. Вы его спрашиваете: «Почему ты не делаешь уроки?» В ответ можно услышать все что угодно:
Я устал
У меня ничего не получается
По телевизору мультфильм показывают. Я посмотрю, потом сделаю
Я пойду погуляю
Мне не хочется это делать. Зачем это вообще нужно?
Я хочу отдохнуть от этих уроков. Они мне надоели
Я лучше сначала уроки по другому предмету сделаю. Там задание легче.
Как поступить родителям в такой ситуации? Главное, не пытаться заставить ребенка делать то, что он недоделал. Не надо кричать на него, не надо угрожать: «Если сейчас не сядешь за уроки, вообще гулять не пущу» или «Я тебе вообще не разрешу телевизор смотреть, если ты сейчас же не сядешь за уроки».
Попробуйте мирно и доверительно побеседовать. Но самое главное – нужно согласиться с его доводами, показать ему, что вы понимаете его проблемы и готовы ему помочь.
Я понимаю, что ты устал. Отдохни немного и продолжай
У тебя ничего не получается. Ну что же, давай вместе посмотрим. Может, я смогу тебе помочь
Посмотри мультфильм, но потом обязательно надо продолжить
Ты не можешь сейчас пойти гулять, ты ведь не закончил делать уроки. Закончишь уроки, тогда можно и погулять
Ты не понимаешь, зачем тебе это нужно. Давай вместе разбираться
Давай сначала закончим задание по этому предмету, а потом уж будем переходить к следующему. А то мы можем и забыть, что не закончили этот предмет.
Попробуйте объяснить ребенку, как важно доводить дело до конца на практике. Например, вы готовите обед и вдруг решаете, что вам это не интересно, оставляете его недоваренным и начинаете смотреть телевизор или заниматься другим более приятным делом. Чем все это закончится? Тем, что семья останется без обеда.
Все время подчеркивайте, как важно заканчивать любое начатое дело. Например, ребенок, решая задачу по математике, отвлекается и начинает вам рассказывать о событиях, происходивших в школе. Вы должны, конечно же, показать, что вам эта история необыкновенно интересна, но вы готовы ее выслушать только после окончания решения задачи: «Давай сначала закончим эту задачу, а потом я с удовольствием выслушаю эту историю».
После окончания задачи вы обязательно должны выслушать ребенка. Причем, если он про это забудет, напомните ему. Таким образом, вы подчеркнете, что это была не просто отговорка, а что очень важно сначала выполнить одно, затем другое.
3. Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка
Часто родителям кажется, что, поскольку ребенок еще мал, ничего важного он сказать не может, следовательно, не стоит тратить время. Попытайтесь приучить себя внимательно выслушивать ребенка. Пусть он обсуждает с вами все проблемы, возникшие в школе. Причем, если ребенок делится тем, что на данный момент его больше всего волнует, не ругайте его за какие-то ошибки и просчеты, не добавляйте переживаний детскому сердцу. Например, сын рассказывает вам, что в классе у доски не смог правильно написать задачу, потому что услышал подсказку, которая была неправильной. Не следует реагировать таким образом:
Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя.
Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй. Вот и не смог ответить в классе.
Первая реакция неправомерна, потому что если ваш ребенок не умеет мыслить самостоятельно, значит, вы его этому не научили. Во втором случае также нельзя обвинять ребенка. Возможно, он не сделал домашнее задание из-за того, что ему был не понятен материал. Заставлять его при этом делать уроки бесполезно, ему надо помочь разобраться.
4. Не запугивайте ребенка
Если не сделаешь уроки, не пойдешь гулять.
Или наоборот: Если сделаешь уроки, куплю тебе жвачки.
Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе.
Если ребенок не хочет делать уроки или говорит, что ему не интересно учиться, значит, надо искать проблемы, которые у него возникли и мешают ему понимать изучаемый материал. Если вовремя не помочь, то проблемы будут только накапливаться и наступит момент, когда уже никакие угрозы не заставят его садиться за уроки.
Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь.
5. Не ругайте ребенка за плохие отметки
Очень важно по достоинству оценивать знания. Часто школьная отметка не отражает реальных знаний учащихся. Бывает так, что ученик забывает тетрадь и получает за это «двойку». Бесполезно его ругать. Его ли в этом вина? Если вы не доверяете ему укладывать свои вещи и все время проверяете, все ли он взял, значит, это ваше упущение, вы плохо проверили. Если же он это делает сам, значит, у него недостаточно развито чувство ответственности. В этом опять же виноваты родители, которые не привили ему это чувство.
Иногда дети получают хорошие отметки за то, что, не понимая материала, просто выучивают его наизусть. Если ваш ребенок не зазубрил материал, а получил «двойку» за то, что не ответил, потому что ничего не понял, его тоже нельзя ругать. Это не его вина. Ему надо помочь разобраться в материале.
Если ребенок получает плохие отметки за ошибки, которые он делает в письменных работах, ему тоже надо помочь понять материал до конца и дать возможность побольше попрактиковаться в нем.
Когда ребенок учится, естественно, что он делает ошибки. Без ошибок никто ничему научиться не сможет. Взрослые тоже часто учатся. Например, на курсах иностранных языков, на компьютерных курсах. Не все сразу получается, также бывают ошибки. Однако взрослых за ошибки не ругают, никому даже в голову такое не придет. Наверное, взрослый человек воспринял бы это как оскорбление и вообще перестал бы посещать эти курсы. Ошибки просто исправляются, чтобы потом их не повторять.
Ребенка же почему-то принято за ошибки ругать. Все его ошибки происходят от недостатка знаний и умений или же от непонимания. Если у него не хватает знаний, необходимо ему их дать. Если он чего-то не понимает, в этом виноваты взрослые, которые не смогли правильно построить процесс обучения ребенка.
6. Заинтересуйте ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость
Процесс обучения может проходить успешно, только если ученик получает от него удовольствие. Если заставлять ребенка учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Часто можно наблюдать следующую картину, когда отчаявшиеся родители, не зная, как заставить ребенка делать уроки, просто кричат на него:
Ты будешь делать уроки или нет? Я сейчас не знаю, что с тобой сделаю
Читай с выражением, тебе говорят. Как ты читаешь? С выражением
Что ты тут написал? Ты будешь думать или нет? Пиши снова.
Чаще всего это все заканчивается слезами. Потом трудно ребенка успокоить и, как следствие, уже не остается времени на уроки.
Попробуйте для начала убрать приказной тон из общения с ребенком по поводу уроков. Родители, принявшие вообще командную форму за норму, допускают большую ошибку. Ребенок не подчиненный. Он такой же равноправный член семьи, как и родители. Просто у него еще мало знаний и жизненного опыта. Он еще маленький, он учится.
Очень полезно беседовать с ним как с равным, как бы советуясь. Призывайте ребенка размышлять и рассуждать по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания. Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а это значит, он будет выполнять домашнее задание.
Если он укладывается в те сроки, которые вы определили, или сделал самостоятельно какое-то задание, то, естественно, у него возникает желание закрепить этот успех и попробовать добиться нового. А это уже интерес к учебе!
7. Хвалите ребенка, если он этого заслужил
Показывайте своему ребенку, что он на многое способен и вы верите в его силы. Это будет вдохновлять его к новым достижениям. Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа «бестолочь». А то ведь он вам может поверить.
Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха. Удачи вам!

Родители школьников в большинстве случаев утвердительно ответят на вопрос, хотели бы они чтобы их ребенок учился на «отлично»? Хорошо известно, что главным критерием для показателя успешности школьника является высокие школьные оценки и первые места на олимпиадах. Успеваемость по школьной программе в конечном итоге оказывает сильное влияние на взаимодействие ребенка с окружающими - родителями, сверстниками и педагогами. Успех, в целом, является общим достижением не только школьника, но и родителей вместе с учителями.

Успеваемость ребенка в школе - главная проблема родителей, некоторые из них даже считают, что детей в школе ничему толком не учат. Достаточно распространенными являются ситуации, при которых школьник усердно занимается, но в результате получает невысокие отметки. Родители в таком случае всеми силами пытаются подтянуть успеваемость своего чада, но с каждым учебным годом школьник учится все хуже. Некоторые взрослые в итоге бросают это дело, считая, что из ребенка уже ничего путного не выйдет, но большинство принимают неудачи малыша слишком близко к сердцу, особенно мамы. Как же лучше поступать в такой ситуации родителям, чтобы смириться с тем, что их ребенок не станет отличником?

Основные ошибки родителей

В первую очередь, следует осознать, что отличники в будущем далеко не всегда становятся успешными. Это объясняется тем, что отличник из-за постоянной загруженности домашним заданием, уроками с репетиторами, внешкольными кружками и секциями не замечает того, что происходит вокруг него, не знает чем увлекаются одноклассники. Зачастую, у такого ребенка нет времени на прогулки с друзьями, чтение любимых книг и интересное именно ему хобби. В конечном итоге, такой человек может, уже учась в университете, бросить учебу, и все жизнь проходить «вечным студентом», так и не заставив себя продолжить обучение. Ему за все годы может надоесть постоянно зубрить материал и он захочет только отдыхать от родительского контроля, учебников и домашних заданий.

Ситуация усугубляется еще и тем, что требовательные и тщеславные родители регулярно предъявляют к ребенку повышенные требования, что провоцирует появление «синдрома отличника». Со временем, у школьника могут начаться проблемы со сном, а организм физически и психологически будет истощаться, из-за чего ребенок станет тревожным и плаксивым. Повзрослев, бывший несостоявшийся отличник будет не способен самостоятельно оценивать результаты собственной работы, для этого ему необходимо признание окружающих - начальника, родителей, товарищей и других значимых людей. Более того, следует отметить, что человек с «синдромом отличника» негативно реагирует на критику и неудачи, так как для него это не только небольшая неприятность, а целая катастрофа.

Как родители могут помочь ребенку лучше учиться?

Опускать руки, когда ребенок не очень хорошо учиться, естественно, не стоит, так как именно в этот период жизни он особенно нуждается в поддержке родителей. Школьник должен осознать, что в первую очередь он учится и живет для себя, а не для родителей. У него обязано проявится желание хорошо учиться, чтобы поступить в ВУЗ, получить желаемую профессию и стать высококлассным специалистом. Независимо от возраста школьника, рекомендуется помогать ему выполнять домашнее задание по мере необходимости. Помогать, а не делать за него, чтобы не оказывать медвежью услугу. Кроме этого, противопоказано заставлять школьника все свободное время выполнять домашнее задание, к примеру, переписывая по нескольку раз домашнюю работу. Младшему школьнику подобное времяпрепровождение не принесет никакой пользы. Будет лучше сесть вместе с ним и попытаться разобраться, достаточно ли он понимает изучаемый материал, по какому предмету его необходимо подтянуть. Когда пробел в знаниях достаточно велик, следует обратиться за помощью к репетитору, чтобы не терять зря время и улучшить успеваемость малыша еще в младших классах.

Ребенок потерял интерес к школе и всячески отлынивает от выполнения любых домашних заданий? Оценки стремительно ухудшаются, от учителей поступает все больше жалоб о плохом поведении, типичным состоянием стала апатия?

Нехочуха с большой буквы

Казалось бы, и к школе ребенок был готов, и всегда проявлял интерес к знаниям, но вдруг перегорел.

Внутренний протест

Современные дети болезненно реагируют на обезличивающую систему школьного образования. Настоящая драма разыгрывается в семье, где растут способные и любознательные малыши. Приходя в первый класс, полные энтузиазма, такие дети за считанные месяцы теряют любое желание заниматься школьными делами. Не помогают ни угрозы, ни наказания, ни сладкие обещания.

  • Сменить школу

Внутренний протест по отношению к учебе часто возникает у детей, которых заставляют 80% своего времени тратить на изучение предметов, которые изначально не вызывают особого интереса.


Ребенок - типичный гуманитарий, увлеченно сочиняющий сказки и слету заучивающий длиннейшие стихи? Тогда ему будет адски трудно учиться в математической школе. Нет смысла идти против природных талантов, лучше подыскать школу, имеющую соответствующий уклон.

  • Дополнительные курсы + меньшее давление

Если сменить школу невозможно, стоит избрать другую стратегию. Предоставьте ребенку достаточное количество внешкольных увлечений. Родителям стоит потратить время, чтобы выявить таланты и найти подходящие кружки или секции.


Естественно, дополнительная занятость будет забирать силы и время. Поэтому придется сразу продумать, каким школьным предметам можно уделять меньше внимания. Желательно, договориться с ребенком о том, что по определенным предметам он должен получать только пятерки, но некоторые (особо ненавистные ему) будет достаточно тянуть на четверку, а то и тройку. Согласитесь, лучше смириться с тем, что ребенок не будет отличником, чем выработать у него полное отвращение к самому учебному процессу!

Конфликтная атмосфера в школе

Плохие отношения с учителями или серьезный конфликт с одноклассниками часто приводят к открытому нежеланию идти. Ребенок использует любые предлоги, чтобы остаться дома: прикидывается больным, врет об отмене занятий, а то и тайком прогуливает уроки? Проблема не в потере интереса к знаниям, а в неблагоприятной обстановке.


Помощь в построении гармоничных отношений

Если в школе ребенок чувствует постоянное психологическое давление, то учеба быстро становится ненавистной. Нужно обязательно расспросить малыша о подробностях его школьной жизни. Во время разговора ребенок должен чувствовать, что вы полностью на его стороне!

Поможет прояснить обстановку рассказ о собственном детстве. Подозреваете, что ребенка третирует какой-то учитель? Поведайте ему о похожей проблеме из вашего опыта, а потом позвольте ему выговориться.

Как помочь ребенку в учебе, если дело в конфликте с учителем? Иногда достаточно провести личную с педагогом, чтобы прояснить причину возникновения проблемы. Если педагог адекватен, то затем вы сможете совместными усилиями подобрать наилучшую стратегию ее решения. Однако бывают ситуации, когда потребуется смена педагога или школы.


В случае, если ребенок стал изгоем всего класса или поссорился с некоторыми учениками, потребуются индивидуальные советы психолога. Не стоит сразу же менять школу, лучше помочь наладить отношения с коллективом. Однако, если в течение года после обнаружения проблемы, отношение к нему ничуть не изменится, придется задуматься о его переходе в другую школу.

Освоение программы

В современной школе любят перегружать детей количеством уроков и сложным материалом. Часто интерес к учебе пропадает просто потому, что ребенок не успевает освоить материал в том жестком темпе, который от него требуют учителя.

Уделяйте больше вашего внимания подготовке домашних заданий, стараясь своевременно устранять "белые пятна" в познаниях. Если пробелы в знаниях крайне велики, стоит обратиться за помощью к репетитору.


Намного сложнее решить, как помочь ребенку хорошо учиться в школе, если корнем проблемы является задержка в развитии. Многие родители опасаются переводить детей в специализированные интернаты, поскольку боятся дальнейших проблем в социализации. В итоге, ребенок к подростковому возрасту совершенно перестает ориентироваться в школьной программе и у него вырабатывается масса комплексов.

Направьте ребенка на коррекционное обучение, но добавьте к его досугу получение дополнительных навыков. К примеру, отправьте в музыкальную школу, спортивную секцию, к репетитору по иностранному языку или на основы программирования (в зависимости от интересов малыша). Таким образом, вы сможете уравновесить недостаток общих знаний, глубокими познаниями в конкретной области - это станет отличным фундаментом для взрослой жизни.


Отсутствие мотивации

После перехода в среднюю школу, главной причиной падения успеваемости становится отсутствие мотивации. Ребенок перестает понимать, зачем ему тратить силы на учебу. Авторитет учителей быстро падает, наставления родителей пропускаются сквозь уши. Не паникуйте! Нужно лишь разобраться в том, как мотивировать ребенка к учебе.

Если в начальной школе еще можно было размышлять о том, как заставить ребенка учиться, то в средних и старших классах подобная стратегия не сработает. Наиболее разумным подходом считается постановка цели и демонстрация ребенку конкретных причин, зачем ему нужно тратить время на подготовку.


Донести до подростка важную мысль: скоро ему предстоит осваивать определенную профессию, а затем работать по специальности. Нужно узнать, какая сфера его интересует, чтобы четко объяснить, какие навыки и знания ему будут нужны для успешной реализации.

Закрепить результат можно экскурсией на предприятие, где он сможет наблюдать настоящий рабочий процесс. После такой работы над проблемой, ребенок осознает, зачем нужно уделять школе столько времени и сил.

Пресыщение знаниями

Сумасшедший ритм городской жизни добрался даже до маленьких детей. Уже в 2-х летнем возрасте многие малыши учатся считать и даже писать, впервые знакомятся с иностранными языками и культурой других стран. Родители буквально осаждают центры раннего развития и с упоением следят за каждым успехом своей крохи. К 5-ти годам ребятишки, помимо садика, посещают по 2-3 кружка и фактически теряют возможность просто играть.


Неудивительно, что в начальной школе, ребенок успевает устать от учебы! Дайте возможность ребенку вдоволь отдохнуть и окунуться в полноценное детство!

Как заинтересовать ребенка учебой после "перегорания"? Идеальным вариантом станет длительный отдых на природе - в санатории, возле моря или в деревне у любимой бабушки. В это время родители сознательно должны позволить ребенку ничего не делать, а просто резвиться на свободе. Обычно хватает месяца-двух для частичного восстановления.

Когда малыш снова начнет задавать вопросы об устройстве мира, вы сможете вздохнуть спокойно - любознательность вернулась. Затем можно возвращать малыша в школу, но при этом важно снизить количество внешкольных занятий и проследить, чтобы после школы ребенок не менее 1,5 часов проводил в активных играх и в сладком "ничегонеделаньи".


Проблемы с мелкой моторикой

Необычной, но распространенной причиной плохой успеваемости, является недостаточное развитие мелкой моторики или неумение правильно держать ручку в руках. Малышу трудно дается освоение письма, поэтому он не успевает выполнять домашние задания.

Мелкую моторику великолепно развивают всевозможные творческие занятия:

  • лепка
  • сборка конструктора
  • рисование
  • рукоделие
  • помощь с перебиранием гречки
  • пришивание пуговичек


Старайтесь чаще занимать ребенка ручной работой, которая будет восприниматься им, словно веселая игра.

Учеба - радость, а не гадость!

Детский ум отличается природной любознательностью. Если в окружающей обстановке достаточно ярких впечатлений и родители демонстрируют живой интерес к окружающему миру, то задачу: "" - можно решить своими силами.


Однако в случае, если интереса к знаниям не было изначально или причина его пропажи совершенно не ясна, потребуется помощь хорошего психолога.

Возможные причины школьной неуспеваемости:

  • у ребенка не сформирована мотивация к учению;
  • он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
  • не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
  • преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.

Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости.

Причины снижения успеваемости учащихся:

Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

Учащиеся объясняют неуспеваемость:

  • наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;
  • сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
  • профессиональной некомпетентностью учителей.

Учителя считают, что:

  • школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;
  • родители плохо помогают детям в учебе;
  • программы обучения слишком сложны.

Родители называют такие причины:

  • недоступность программы, ее сложность;
  • высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;
  • недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Во-вторых, рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими пожеланиями, не учитывая индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы: "надо больше заниматься с ребенком дома"; "боритесь с его ленью";"усильте контроль выполнения учебных заданий"; "наймите репетитора" и т. д.

Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижают и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность.

Родителям необходимо помнить:

1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. Необходимо:

  • уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
  • задачи ставить ясно и четко;
  • обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).

3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:

  • иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
  • повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
  • способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
  • относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
  • постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

  • бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
  • эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
  • культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.

7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.

9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.