Какие изменения переживает семья в современном обществе. Семья в современном обществе: изменения в современной семье

Владимирский Государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Студент очной формы обучения, кафедра социологии

Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский Государственный университет Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Аннотация:

На сегодняшний день в мире существует кризис семьи и брака. Современная семья отличается от норм и идеалов традиционной, это связано с изменением как уклада жизни, так и системой ценностей, но многовековые привычки все же сохранились.

Ключевые слова:

семья; брак; форма; норма; ценности.

family; marriage; form; the norm; values.

УДК 1.111.8

Какие формы семьи должны являться нормой в современном обществе? На сегодняшний день в мире существует кризис семьи и брака. Современная семья отличается от норм и идеалов традиционной, это связано с изменением как уклада жизни, так и системой ценностей, но многовековые привычки все же сохранились. Например, «главой» в традиционной семья всегда являлся мужчина, власть в доме принадлежала ему, а все домашние обязанности были закреплены за женщиной. Сегодня такая структура очень условна, жена и дети подчиняются мужу чисто формально, а не редко именно женщина принимает статус «главы» в семье и несет всю ответственность, а домашние обязанности могут выполнять оба супруга по очереди, или только муж.

Семья - является частью общества, а значит с изменениями в политике, экономике и других его сферах, меняются моральные оценки и взгляды людей, всё этот отражается на структуре семьи. Таким образом, проблема семьи в современном обществе очень актуальна.

Итак, с развитием общества изменяются брак и семья. Брак представляет собой основу семьи, ведь зачастую характер семейных отношений зависит именно от того, какие мотивы обусловили заключение брачного союза. Брак все реже основывается на любви и теплых отношениях, чаще он просто является следующим этапом после холостой жизни. Молодожены вступая в брак не чувствуют единства, у них нет духовных обязательств. Они не боятся потерять семью, муж и жена знают, что в случае каких-либо серьезных разногласий, есть семейное право, которое регулирует имущественные отношения и регламентирует поведение супругов. Специалисты по семейно-брачным отношениям все более признают необходимость договорных основ брака. Чаще всего именно брачная пара является основой для создания семьи, но на сегодняшний день это не обязательное условие. Наиболее распространенной нетипичной формой семьи является так называемый гражданский брак, при котором отношения между мужчиной и женщиной официально не зарегистрированы. Или наоборот, брак может быть зарегистрирован, но супруги предпочитают жить отдельно, или допускают отношения на стороне.

Так же всё чаще встречаются неполные семьи в которых вовсе отсутствует один из родителей. Вследствие отсутствия одного из родителей, другому приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем, такие семьи часто испытывают трудности и сталкиваются с проблемами воспитания детей. Возникает такая семья по многим причинам, например, расторжение брака, смерти одного из родителей, или рождения ребенка вне брака. Сегодня многие материально обеспеченные и не зависимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание ребенка. Такие женщины не вызывают осуждения у общества, это все более становится привычным.

Мощным толчком для смены основ семьи, ее ролей, послужила эмансипация женщин. Теряется зависимость женщин от мужчин, они зарабатывают и трудятся на равных. Зачастую мужчины становятся материально зависимы от женщин.

Распространились и опекунские семьи. Многие пары не могут иметь детей в связи с экологическими проблемами, недостаточно серьезным отношением к своему здоровью или генетической несовместимостью. Такие семьи могут усыновить ребенка, причем как из своей страны, так и из другого государства. Опекунские семьи могут вызывать непонимание и неодобрение со стороны своего окружения и общества. Супруги должны быть готовы к такому серьезному шагу как усыновление, не только материально, но в первую очередь морально и психологически.

В современном обществе распространенной является ситуация, когда супруги в семье относятся к разным культурам. Происходит их смешение в одной семье. Здесь супругам важно понять, что им необходимо адаптироваться друг к другу, попытаться понять и принять культурные привычки и традиции. Чем ближе расположены друг к другу народы - как территориально, так и исторически, тем меньше у них проблем и споров. Если в семье произошел конфликт, то скорее всего именно по причине расхождения в культуре. Людям одного вероисповедания легче найти точки соприкосновения, общая религиозная культура во многом сказывается на взаимоотношениях.

Разное вероисповедание, привычки и традиции, отношение к определенным событиям становятся более заметнее при рождении и воспитании ребенка. Ребенку сложно воспринимать несколько культур сразу, ведь одна культура может противоречить другой. Наказывать -не наказывать, держать в строгости -или все разрешать, из -за подобных различий в воспитании конфликтуют родители, а ребенку сложно определится чью позицию занять. Супругам важно приди к единой манере воспитания, а так же привить уважение к обоим культурам. Смешанные семьи с интересом воспринимаются обществом. В каких-то странах они осуждаются, а где то наоборот, все привыкли к смешанным бракам, ведь они были и будут в нашем стремительно меняющимся мире.

В современном обществе все более распространены нуклеарные семьи. Расширенных семей почти не осталось. Это связано с тем, что молодые люди пытаются жить свободной и самостоятельной жизнью, без помощи родителей. Но зачастую, у молодых супругов еще нет собственного жилья и они вынуждены временно проживать с родителями, тем самым полагаясь на их помощь.

Чаще всего в современных семьях распространенной проблемой является отсутствие у родителей времени на общение с детьми в связи с занятостью. Желание человека работать и как можно дальше продвигаться по карьерной лестнице, в большинстве случаев вообще не предусматривает собой рождение ребенка. Сегодня сложно устроится на высокооплачиваемую работу, когда у тебя есть ребенок. И тут все более распространенной проблемой является не желание иметь детей вовсе.

Многие работают без отпусков и выходных, родители настолько увлечены своей работой и построением карьеры, что сами того не подозревая ставят работу на первый план. На воспитание детей у них не остается времени, а затем и желания. Тут на помощь родителям приходят всевозможные родственники, няни, но ребенок не получает должного внимания и опыта именно со стороны мамы и папы. Вследствие чего он перестает уважать и подчинятся родителям, а через некоторое время полностью становиться независимым.

Таким образом, в связи с изменениями в обществе происходят изменения в семье. Политическая, экономическая, демографическая и социальные сферы общества неизбежно сказываются на ячейке общества. Возникают новые формы и виды внутрисемейных отношений.

Современная семейная система достаточно простая, сегодня легко вступить в брак и так же просто развестись, социальные, правовые и религиозные барьеры сведены к минимуму. В современной семье очевиден переход от расширенной формы к нуклеарной. Возросло число повторных браков и семей где возраст между супругами существенно велик. Одной из тенденций развития семьи является падение рождаемости и уменьшения числа детей в семье, часто это связывают с тем, что оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры и самореализации. Так же наблюдается большой рост неполных, материнских и опекунских семей. Увеличение таких видов семьи как гражданский брак. Увеличивается число смешанных семьей, где супруги являются представителями разных культур.

Библиографический список:


1. Бердяев Н.А. Метафизика пола и любви // Эрос и личность: Философия пола и любви. - М., 1989.
2. Ильин И. А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011.
3. По изданию: Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1996.
4. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура/Сост. и вступ. Статья. А.Н. Николюкина.- М.: Республика, 1992.

Рецензии:

9.06.2015, 0:10 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия : Статья рекомендуется к публикации после доработки. 1. Откорректировать название статьи. Необходимо сузит тему. какая семья (молодая, межэтническая, неполная)? 2. Определить четко проблему исследования (новизну)Если правильно поняла из текста, то поднимается проблема трансформации ценностной ориентации в молодых семьях. 3. Вывод должен содержат приращение знание (авторскую новизну). 4. Писать о современной семье ссылаясь на источники 19-20 столетий странно. покажите статистические данные исходя из которых вы делаете те или иные умозаключения. Посмотрите работы Верещагиой А.В. по этой теме

Кафедра: Социология и Обществознание

Реферат

На тему: "Проблемы изменения семьи в современном обществе"

Москва, 2008 год


Проблемам социально обусловленных изменений, происходивших с традиционной семьёй на протяжении почти двух последних столетий, социологами, в основном западными, всегда уделялось самое пристальное внимание. Несмотря на то, что социологи и социальные антропологи провели целый ряд серьёзных исследований семейной структуры в различных обществах, большинство их работ всё же посвящено анализу семьи в развитых странах Запада. Это не случайно, поскольку процесс трансформации традиционных обществ в современную форму, обусловивший характерные изменения традиционной семьи, в первую очередь затронул именно эти страны. И именно в этих странах приблизительно к концу XIX в. социологами было отмечено разрушение традиционных структур – семьи, соседства, ремесленного цеха и т.д., поскольку системные изменения в обществе не могли не повлечь аналогичных изменений в его составляющих, в том числе семье.

С точки зрения предмета исследования социологии семьи интересны прежде всего те изменения в обществе, которые в 60-е годы ХХ столетия в структурном функционализме получили название модернизации. К анализу процесса модернизации традиционных обществ были привлечены модели структурной дифференциации, основывающиеся ещё на идеях Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Данное направление в социологии стало именоваться эволюционным функционализмом или неоэволюционизмом, а наиболее ярким его представителем является Т. Парсонс, труды которого («Общества: эволюционные и сравнительные перспективы», 1966; «Парадигма для анализа социальных систем и изменений», 1967; «Система современных обществ», 1971) послужили толчком для проведения целого ряда исследований, главным образом в теории политического развития и модернизации развивающихся стран.

В качестве характерных признаков традиционного общества неоэволюционистами обычно называются низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, преобладание аграрного сектора в экономике, низкий уровень развития технологий, жёсткий внешним социальный контроль, низкая социальная мобильность и т.д.; в качестве основных характеристик современного – развитая промышленность, её преобладание в экономике, крупное машинное производство, отделение места работы от места жительства, высокий уровень развития технологий, значительный прибавочный продукт, высокая социальная мобильность и т.д.

Ещё Г. Спенсер утверждал, что общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все его части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с непохожими друг на друга элементами. В сложном обществе в отличие от простого одну часть (т.е. социальный институт) нельзя заменить другой. К усложнению общественного устройства, более узкой специализации его частей приводит процесс адаптации индивидов, групп и институтов к социальному окружению. Эволюция, таким образом, представляет собой процесс увеличения дифференциации и сложности социальной системы, который наделяет её большей способностью адаптироваться к своему окружению.

Среди социологов на проблему модернизации существует значительное число точек зрения, зачастую противоречащих друг другу по поводу отдельных аспектов. Все они, тем не менее, понимают модернизацию как некую совокупность экономических, социальных, культурных, политических и прочих перемен, связанных с процессами индустриализации, урбанизации, освоения научно-технических достижений. При этом происходит непрерывный процесс приспособления всё новых и новых поколений индивидов, групп и институтов к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности в обществе, а одним из результатов этого процесса являются изменения в функциях и структуре семьи.

Изменения традиционной семьи приводятся отдельными исследователями проблем модернизации и в качестве примеров, подтверждающих положения их теорий, в частности У. Огборном (теория культурного лага), У. Гудом (теория конвергенции) и др. Несмотря на то, что эти и другие теории подвергались критике за несколько упрощённую трактовку происходящих в обществе перемен, все они справедливо интерпретируют изменения традиционной семьи как реакцию данного социального института на указанные перемены. Семья преобразует свою структуру, тип, виды деятельности, адаптируясь к изменениям в обществе. Тем самым она должна способствовать выживанию социальной системы, сохранению её нормального, устойчивого состояния. В действительности же отмеченные изменения могут не вести к сохранению устойчивости и выживанию социальной системы.

Здесь следует обратиться к рассмотрению одной из главных проблем структурного функционализма – функциональной необходимости и функциональных альтернатив. Понятие функциональной необходимости основывается на предположении о том, что в обществе существуют такие универсальные потребности или функциональные требования, которые обязательно должны удовлетворяться для его существования и нормального функционирования. Причём в раннем функционализме не уточнялось, то ли определённая функция необходима, то ли структурная единица, её выполняющая.

Соответствующее уточнение посредством введения понятия функциональных альтернатив сделал Р. Мертон, который сомневался в существовании таких универсальных функций. Это уточнение состоит в том, что подобные функции могут осуществляться некой областью структурных альтернатив и нельзя сказать, что данная функция может быть выполнена только данной структурой. Иначе говоря, не существует проблемы структурной необходимости; сколь бы ни была важна для общества какая-либо функциональная потребность, всегда можно найти некую область структурных единиц, т.е. социальных институтов, способных её реализовать даже при условии неудовлетворительной реализации такой потребности тем агентом, которому это обычно обществом поручено.

Этому, однако, противоречит уже сам термин «специфические функции» семьи, т.е. вытекающие из её сущности и характеризующие её как социальное явление, а по сути присущие только этому социальному институту и только им выполняемые. Выделение специфических и неспецифических функций семьи является отечественной научной традицией (её основоположником является А.Г. Харчев), которая не была воспринята западными социологами.

Говоря о такой фундаментальной потребности общества, как физическое воспроизводство населения, невыполнение или ненадлежащее выполнение которой вне всякого сомнения через какое-то время грозит гибелью социальной системе, необходимо признать, что в условиях современной институциональной структуры общества она может быть реализована только институтом семьи. Репродуктивная социальная функция является настолько специфической функцией института семьи, что её осуществление вряд ли может быть передано другим структурным единицам или их совокупности.

В принципе, если следовать логике Т. Парсонса, который утверждал, что для собственно биологического воспроизводства людей не требуется специфической организации в виде семьи, то вышесказанное не вполне соответствует действительности. Современный уровень развития технологий в области биологии, медицины, генетики и смежных с ними отраслей уже позволяет производить искусственное зачатие, осуществлять более или менее успешное клонирование эмбрионов, использовать так называемых «суррогатных матерей».

Однако, для того, чтобы все перечисленные явления институционализировались, т.е. приобрели устойчивый, массовый характер, стали социально одобряемыми и выступили более или менее полноценной альтернативой семье как институту физического воспроизводства населения (если такое вообще возможно), должно смениться не одно поколение и пройти не один десяток лет. Кроме того, подобное вмешательство в естественный процесс зачатия, вынашивания плода и родов может привести к непредсказуемым последствиям как биологического, так и социального характера.

Непредсказуемые негативные последствия подобной передачи репродуктивной функции семьи другим социальным институтам есть не что иное, как наступающие вне зависимости от субъективных намерений единиц действия дисфункции, на возможность которых впервые указал Р. Мертон, определив дисфункцию как часть, неизбежный побочный эффект социального действия, предпринятого с целью обеспечить позитивный эффект для системы.

Следовательно, на современном этапе развития общества можно говорить не только о функциональной необходимости физического воспроизводства населения, но и о структурной необходимости семьи как института такого воспроизводства просто в силу отсутствия подходящих структурных альтернатив. Таким образом, полностью или частично не выполняя репродуктивную социальную функцию, семья ставит под угрозу существование общества в целом, препятствует нормальному его функционированию; при этом репродуктивную индивидуальную функцию она может вполне успешно выполнять, полностью удовлетворяя потребность в детях на уровне отдельной личности или семьи.

Важно разграничивать изменения в специфических и неспецифических функциях семьи. Неспецифические функции семьи менялись на протяжении всей истории человечества, но негативные процессы начались только, когда изменения коснулись её специфических функций. Это следует уже из самой трактовки А.Г. Харчевым понятия неспецифических функций семьи, согласно которой это – те функции, к выполнению которых семья оказалась приспособленной или принужденной в определённых исторических обстоятельствах.

Во все исторические эпохи вплоть до самого недавнего времени семья успешно выполняла свои специфические функции, способствуя выживанию общества в целом, а все изменения в основном сводились лишь к изменению неспецифических функций семьи. Указанные изменения как раз и выражались прежде всего в том, что семья постепенно освобождалась от многих своих неспецифических функций, передавая их, по крайней мере частично, другим социальным институтам.


Государство в современном обществе заинтересовано в укреплении семьи как социального института. С этой целью правительства ряда стран принимают специальные меры. Государственная поддержка семьи осуществляется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др.); установлены денежные пособия (например, по уходу за ребенком, по беременности и родам); введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в соответствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др. Вместе с тем выделяемые государством средства на эти цели пока явно недостаточны.
Традиционная для нашей страны экономическая поддержка семьи государством не единственный и даже не главный вид социальной (экономической в данном случае) помощи. В экономическом плане главное - меры, направленные на подъем экономической самостоятельности семьи, расширение ее собственных возможностей в производстве, распределении и использовании семейного дохода. В целом
же государственная поддержка семей в последнее время включает содействие в реализации различных потребностей семей, в разрешении проблем и кризисных ситуаций любой природы, не только экономических.
Все семьи на разных стадиях своего жизненного пути сталкиваются, например, с проблемами социальными, меди-цинскими, психологическими, юридическими, образователь-ными и т. д. Любое нормальное, естественное событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребенка, поступ-ление ребенка в школу, чья-то смерть или болезнь и т. д.) с неизбежностью порождает те или иные проблемные ситуации. Скажем, для молодой семьи типично наличие материальных и жилищных трудностей, психологических проблем общения, трудностей с продолжением образования, профессиональным ростом.
Другие проблемы семьи порождаются случайными семейными событиями (болезнь, преждевременная смерть, длительная разлука, развод, потеря работы и т. п.) или событиями внешней среды (стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция, военные действия и т. д.).
Многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и сохранить свою целостность. Такие семьи должны стать объектами поддержки со стороны государства и общества. Так, нуждаются в поддержке молодые семьи, разводящиеся, семьи с одним родителем, с отчимом или мачехой, с приемными родителями, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи, имеющие маленьких детей, семьи, в которых имеет место насилие по отношению к детям или другим членам, семьи с детьми-подростками, имеющими склонность к правонарушениям, семьи алкоголиков, безработных и др. (Возможно, опираясь на социальный опыт, вы можете про-должить этот перечень.)
Поддержка семьи ведется на федеральном и региональном уровнях. Согласно Конституции РФ, региональные и муниципальные органы власти и местного самоуправления разрабатывают экономические, медицинские, психологические, образовательные и другие программы поддержки семьи.
Развивается и семейное законодательство. Оно различно в разных странах, но суть его одна - защита детей, поощрение семьи и долговременности брака, ограничение причин, ведущих к распаду семьи, создание препятствий для разводов.
НИ Основные понятия: семья и брак как социальные институты. ¦МТермины: семейная роль, неполная семья.
Проверьте себя
1) Почему для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений? 2) Какие нормы регулируют отношения в семье? 3) Каково социальное назначение института брака? 4) Что можно отнести к традиционным семейным ценностям? 5) Какие изменения переживает семья в современном мире? 6) В чем заключается государственная поддержка семьи?
Подумайте, обсудите, сделайте
Какие важнейшие социальные потребности удовлетво
ряет институт семьи?
Социальные институты называют «фабриками воспро
изводства общественных отношений». Какие ролевые отно-
шения воспроизводят институты семьи и брака? Каким об
разом это воспроизводство происходит?
Опираясь на знания обществоведческого курса, курса
права и социальный опыт, приведите примеры социальных
норм, регулирующих семейные отношения, которые закреп
лены законодательно, и тех, которые поддерживаются тра
дициями, обычаями, общественным мнением.
Считаете ли вы актуальной проблему подготовки мо
лодежи к браку? Является ли серьезное отношение к обя
занностям будущих супругов непременным условием благо
получной семьи?
Существует мнение: «Брак - это не контракт между
двумя людьми, брак - это контракт между супружеской па
рой и обществом». Выскажите свое отношение к этому суж
дению.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент статьи современного российского социолога.
Подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей (готовы принять 70% подростков, не готовы - 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения, - внесемейное общение, и прежде всего отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают - 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье. <...> Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки
формы проведения родителями своего свободного времени. <...>
В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий. В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходят при активном участии младшего поколения в семье. Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума. Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.
Дементьева И. Ф. Трансформация ценностных ориентации
в современной российской семье/Вестник РУДН.
Серия Социология. - 2004. - № 6-7. - С. 158-159.
1|§1| Вопросы и задания к источнику. 1) Какое положение параграфа дополняет и расширяет документ? 2) Проранжируйте на основе текста семейные ценности молодого поколения. 3) Как понимает автор разнонаправленное участие родителей и детей в передаче цен-ностей? Что вы можете отнести к ценностям вашей семьи? Каково ваше личное отношение к ценностям старших поколений?

Научно-технический прогресс ускорил эволюцию социальных институтов. Следствием стали разительные изменения в современной семье. Количество изменений в современных семьях постепенно меняет их содержание и роль в государственном механизме.

Человечество находится в состоянии революционного перехода в новое качественное состояние. Этот процесс воспринимается неоднозначно в разных слоях населения. Молодежь на глазах меняет отношение к жизни. Новые представления о семье заметно отличаются от бытовавших среди родителей, бабушек и дедушек. С одной стороны современные взгляды демократичнее, но с другой – несут в себе заряд замедленного действия с непредсказуемыми последствиями.

Не так давно уборка, стирка, приготовление пищи, уход за ребенком и его воспитание воспринимались исключительно как женские обязанности. Социальной ролью мужчины в семье было добывание средств к существованию. Традиция тянулась с каменного века, только сегодня роль куска мамонтятины взяли на себя денежные знаки. Такое распределение ролей влекло за собой социальное и имущественное неравноправие, семейное насилие и бесконечные личные трагедии.

Современные женщины успешно уравнялись в правах с мужчинами и доказали, что вполне способны выполнять ту же работу, что и они. Впрочем, в России этот вопрос был раз и навсегда урегулирован советской властью. Женщины получили одинаковое с мужчинами право на труд в шахтах, на железнодорожных путях и машиностроительных цехах. Но теперь речь идет о высококвалифицированном и управленческом труде, способном приносить серьезные деньги. Все чаще главным добытчиком в семье становится не мужчина, а женщина. А ее партнеру достается роль домашней хозяйки.

Только в одном мужчина не может заменить женщину – рождении ребенка. Но как быть с карьерой? Не прерывать же ее на несколько лет ради детей? Даже если выйти на работу, то кому понравятся бесконечные больничные листы? Законодательство отреагировало на изменившиеся условия достаточно оперативно. Теперь отпуск по уходу за ребенком может взять и папа. То же самое относится и к больничным листам.

Не нужно путать декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком. Беременеть и рожать мужчины пока что не научились, а это значит, что в декретный отпуск по беременности может уйти только женщина. А вот в отпуск по уходу за ребенком обычно уходит тот из родителей, чей заработок меньше.

Обсуждая тему современной семьи, невозможно замолчать такой животрепещущий вопрос, как однополые браки. Совсем недавно гомосексуальные отношения в России были уголовным преступлением. Эта статья Уголовного Кодекса отменена и люди с «нетрадиционной ориентацией» перестали ее скрывать. Одновременно весь мир захлестнула волна борьбы за права секс-меньшинств. Они населяют целые кварталы Парижа, Лондона, Лос-Анжелеса. Гей-парад стал чуть ли не обязательной принадлежностью каждого города, туристической приманкой.

На этом фоне неожиданно резко прозвучал принятый в России закон о запрете гей-пропаганды. Ни одного разрешения на проведение гей-парадов на территории Российской Федерации не было выдано, а самовольные мероприятия достаточно жестко пресекаются. Впрочем, недавно мэр Архангельска обещал разрешить ЛГБТ-митинг. И даже дату назвал – 2 августа. По странному стечению обстоятельств, как раз на этот день приходится праздник 85-летия ВДВ…

Интересно, что такая позиция властей одобряется большинством населения. Если вдуматься, то при настоящей демократии меньшинство не может диктовать правила большинству. Тем более в таком щепетильном вопросе. И, хотя множество стран уже юридически узаконили однополые браки, в России эта идея еще не скоро воплотится в действительность. Это говорит о достаточно консервативных взглядах нового поколения на допустимость подобных союзов. И уж полное отторжение вызывает вопрос о разрешении усыновления и удочерения детей гомосексуальными семьями. При этом, к самим по себе сексуальным предпочтениям российская молодежь относится достаточно безразлично.

Христианство, ислам, иудаизм, буддизм и индуизм твердо и однозначно осуждают любые проявления гомосексуализма. Такая семья не выполняет своего главного предназначения – продолжения рода. Но современная мораль относится к таким семьям вполне лояльно.

Семья всегда строилась на основании некоего негласного договора. Но в последнее время вошло в моду заключение настоящего юридического договора между будущими супругами о правах и обязанностях каждого из них в будущей ячейке общества. Заодно уж оговаривается и доля каждого при разводе.

Как бы не менялся мир, в основе любой цивилизации всегда будет лежать семейный союз. Его формы могут трансформироваться, но неизменными должны оставаться цели – продолжение рода, счастье и здоровье всех членов семьи. Маленькие крупинки человечества не дадут ему выродиться и исчезнуть с карты Вселенной.