В фокусе внимания свежей прессы – инвестиционный форум «Сочи-2018».
Дата сочинского форума назначалась с учетом послания президента, которое раньше планировалось на начало февраля, рассказали РБК
два человека, знакомых с ходом организации форума. Однако послание перенесли, и форум подвис по тематике, указывает издание. Пока же правительство подготовилось к масштабным инвестициям в инфраструктуру и уже начало спорить по деталям этих планов.
Дискуссия по ключевому изменению после президентских выборов - налоговой системе - по-прежнему заморожена. «Коммерсантъ » передает слова председателя совета Центра стратегических разработок Алексея Кудрина о том, что ставки основных налогов нельзя повышать весь следующий президентский срок.
В России появился новый инструмент финансирования проектов, который, как ожидают в правительстве, сможет подстегнуть всю экономику. Премьер Медведев объявил в Сочи о создании «фабрики проектного финансирования» на базе Внешэкономбанка. Новый инструмент неплох, соглашаются эксперты «Независимой газеты ». Но опасаются, что отсутствие независимой экспертизы проектов может привести ко «второму Сочи», намекая на убытки от Олимпиады-2014.
На форуме не обошлось без дискуссии о пенсионных реформах, сообщает МК . В частности, вице-премьер Ольга Голодец , курирующая в правительстве «социалку», пообещала рост пенсий до 25 тысяч рублей. Но эксперты не верят обещаниям: денег в казне на повышение выплат старикам попросту нет. Тем временем, продолжаются разговоры о возрасте выхода на заслуженный отдых. По мнению специалистов, наиболее рациональным станет его постепенное увеличение до 63 лет для мужчин и до 60 - для женщин.
Правительство пока не готово обсуждать изменения налогов, но оно планирует увеличить вложения в инфраструктуру, показал инвестиционный форум в Сочи.
Бизнес уже не поспевает за налоговыми послаблениями, потому что не в состоянии их запомнить, и даже «налоговая инспекция не может их выучить», цитирует РБК
председателя думского комитета по бюджету Андрея Макарова
, выступившего на ключевой, налоговой сессии форума. Налоги повышать точно не будут, в очередной раз подтвердили министры финансов и экономического развития Антон Силуанов
и Максим Орешкин
; последние шесть лет ставки не менялись, подчеркнул Орешкин.
Правительство ждет послания. Есть «целый набор предложений» в области налогов, сказал журналистам Силуанов, и окончательный их перечень подготовят «с учетом тех задач, которые поставит президент». «Мы будем видеть количественные задачи, и можно будет оценить те меры, которые необходимо будет принять для реализации этих решений президента. И соответственно, под это будет подстроена налоговая система», - объяснил он. Налоговую систему надо будет сделать «более справедливой и простой» - например, Минфин уже ищет, чем заменить налог на движимое имущество, которым тяготится бизнес.
Силуанов также рассказал, что обсуждаются три варианта изменения шкалы НДФЛ: «сделать ее прогрессивной, увеличить ставку, сделать прогрессию вместе с не облагаемым минимумом». Но Минфин выступает против этого: нынешний налог и так «нормально работает».
Один из участников форума, пишет «Коммерсантъ », известный экономист и глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин призвал не повышать налоги в ближайшие шесть лет — ни подоходный, ни НДС, ни другие. По словам Кудрина, повышение налогов, в принципе, возможно, но только при устойчивом росте экономики.
Газета напоминает, что именно ЦСР разрабатывает программу развития страны для президента Владимира Путина . Части этой программы, согласованные с администрацией президента и различными ведомствами, уже опубликованы: в частности, предложения по судебной реформе и по эффективному управлению госсобственностью.
ЦСР видит альтернативу повышению налогов в масштабной приватизации, которая может решить сразу несколько задач: повысить эффективность бизнеса, реструктурировать отрасли экономики, пополнить доходы бюджета для проведения маневра. Но чтобы денег хватило, это должны быть очень крупные сделки. Нужно приватизировать оставшиеся крупнейшие компании – их около 80, и уже 15–20 готовы к продаже.
Дмитрий Медведев запустил в Сочи «фабрику проектного финансирования», сообщает «Независимая газета ». «На начальном этапе таких проектов одобрено 6, общая сумма инвестиций – порядка 180 млрд руб.», – отметил глава правительства.
К примеру, это строительство Тайшетского алюминиевого завода стоимостью 80,3 млрд руб. (ВЭБ выделит 18,5 млрд руб. на 14 лет), запуск в эксплуатацию прокатного комплекса Красноярского металлургического завода, строительство третьей очереди производства метанола в Тульской области; также проектом «фабрики» станет организация производства Центром развития ядерной медицины фармацевтической субстанции за 3,2 млрд руб.
В нынешнем году «фабрика» будет работать пока в пилотном режиме. Высшим органом управления «фабрики», по настоянию Минфина, станет наблюдательный совет ВЭБа. Кстати, отмечает газета, председателем совета сейчас является Дмитрий Медведев. Эксперты видят в этом проблему: принимать решение о финансировании проектов должен независимый орган, а в случае с «фабрикой» это будет делать наблюдательный совет, возглавляемый главой кабинета. Будет большое искушение профинансировать проекты в интересах партии и правительства. На ВЭБ повесили все убытки от строительства олимпийских объектов, в результате чего пришлось для его спасения заморозить накопительную часть пенсии до 2020 года. Так что, «фабрику» нужно беречь от повторения этой судьбы.
«Московский комсомолец
» обращает внимание на дискуссию о реформе пенсионной системы. При этом четкого решения, как повысить размер пенсии, в правительстве нет.
Эксперты газеты констатируют, что российская экономика сейчас находится, мягко говоря, не на самых лучших уровнях. К тому же, она сильно привязана к ценам на энергоносители, а вследствие этого — к доллару США. Кроме того, накопительная часть пенсии заморожена с 2014 года, и многие государственные проекты по улучшению жизни граждан не имеют возможности реализоваться. Короче говоря, инструментов повышения пенсии сейчас нет.
Между тем, в правительстве не первый год говорят о повышении пенсионного возраста, пишет МК . Но дальше дискуссий пока дело не двинулось. Планку повысили лишь для госслужащих. Правда, распространить эту непопулярную меру на всё население в кабмине пока не решаются. Впрочем, оно и понятно: слишком высоки риски. Тем не менее, эксперты предлагают увеличивать пенсионный возраст с шагом «плюс три месяца» ежегодно в первые четыре года реформы, а далее - по шесть месяцев каждый год. В результате планка для мужчин достигнет 63 лет, для женщин - 60.
Сейчас в России выходят на заслуженный отдых раньше, чем в других странах: мужчины в 60 лет, женщины в 55. Однако, в отличие от развитых государств у нас продолжительность жизни сравнительно невелика. Поэтому, предупреждают эксперты, повышение пенсионного возраста грозит тем, что граждане начнут умирать еще до того, как им назначат выплаты.
- 1.В каких сферах ждать нововведений
- 2.Особенности накопительной системы
- 3.Создание дополнительного резервного фонда
- 4.Повышение пенсионного возраста
- 5.Начисление пенсий для государственных служащих
Вот уже несколько лет назревает вопрос о необходимости реформирования пенсионной системы в России, на сегодняшний день Минфин совместно с министерством экономического развития подготовили ряд поправок и до конца года представят готовый законопроект. Среди самых спорных вопросов повышение пенсионного возраста, какие ещё изменения могут произойти рассмотрим более подробно.
В каких сферах ждать нововведений
Поскольку полный пакет изменений находится в процессе подготовки, с точностью сказать каких сфер коснутся изменения сложно известно лишь, что планируется рассмотрение вопросов о:
- поднятии планки пенсионного возраста;
- создания дополнительного резервного фонда;
- порядка начисления пенсий государственным служащим;
- реформирование накопительной системы пенсионных средств.
Какие изменения будут первостепенными и что планируется сделать в ближайшие несколько лет, пока досконально не известно, но к концу года правительство пообещало представить полный план действий на всеобщее обозрение.
Особенности накопительной системы
Казавшееся совсем недавно призрачной возможность накопления собственной пенсии становиться всё ближе, к концу 2017 года каждый россиянин сможет ознакомиться с системой накопления средств и основными положениями данного закона. Минфин заручившись поддержкой Центробанка на данном этапе активно работает над изучением возможностей оборота средств и их накоплений, как только все нюансы будут решены закон сразу же вступит в силу.
Как сообщается на сайте 1Fin.Biz, основные изменения в накопительном механизме будут касаться дополнительных возможностей работающих граждан влиять на уровень своей будущей пенсии, накапливая средства, размер пенсии ежегодно будет увеличиваться. Тем, кто проигнорирует инициативу, доведётся довольствоваться стандартными пенсионными выплатами установленными государством.
Также, по словам главы Минфина, Антона Силуанова, накопительный механизм будет:
- Абсолютно добровольным.
- Станет более доступным.
- Надёжно защищён государством.
- Появится право наследование накопленных средств.
- Накопленные средства можно будет снять (с учётом некоторых ограничений, в случае необходимости).
На данный момент накопительный механизм в России приостановлен, как только будут приняты новые положения закон снова вступит в действие.
Создание дополнительного резервного фонда
Указ о реформировании накопительной системы, гарантирующей выплаты застрахованным гражданам был подписан президентом уже давно, и сначала этого года специалисты работают над созданием двух уровневой системы. В основу этой системы войдут гарантированные обязательные пенсионные выплаты, и будет создан дополнительный государственный фонд резервных средств.
Судя по тому насколько глобальные предстоят изменения в пенсионной системе, изменения коснуться и ряда других положений касающихся пенсионных выплат.
Повышение пенсионного возраста
То, что порог выхода на пенсию будет увеличен уже вне сомнений, только пока не ясно каким образом будет осуществляться переход. Противники и сторонники данного решения пока находятся на стадии обсуждения увеличения пенсионного возраста, некоторые предлагают постепенно увеличивать возрастной порог, а некоторые считают. Что нет смысла оттягивать решение.
Так или иначе, другие подробности предстоящей реформы пока держаться в секрете.
Начисление пенсий для государственных служащих
В этой сфере также планируются нововведения, теперь каждый чиновник за переработку свыше указанного пенсионного возраста будет получать дополнительную надбавку. Занимать своё кресло госслужащие смогут дольше, и при этом получать от переработки дополнительную выгоду.
Какие ещё сюрпризы готовит пенсионная реформа станет ясно уже в конце 2017 года.
Реформа системы пенсионного обеспечения, считающаяся российским правительством необходимой для стимулирования экономического роста, рискует подорвать уровень гибкости народа.
Неужели после западных стран, Россия также будет реформировать свою пенсионную систему? Публикация в газете «Ведомости» от 31 мая конфиденциального исследования, проведенного Министерством экономического развития, предполагает резкое увеличение пенсионного возраста и более низкие пенсии. Это вызывает недоумение. «Чистая фантазия, к тому же общественно-опасная», — считает заместитель директора Высшей школы экономики Оксана Синявская после прочтения разных сценариев финансирования до 2035 года.
Правительство, напротив, уверено, что это имеет важное значение для стимулирования экономического роста. Согласно проекту пенсионный возраст будет увеличен с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 63 лет для женщин. Это позволило бы сократить на 23% количество пенсионеров, которые в противном случае увеличится на 5,4 миллионов. Это шоковая терапия, говорят чиновники, будет сопровождаться падением коэффициента замещения, когда отношение уровня пенсий к средней зарплате упадет с текущих 35% до 22%. Во Франции этот показатель равен примерно 73%.
Если лекарство является предметом споров, то с характером заболевания вряд ли поспоришь. «Рано или поздно придется проводить реформу. Мы приближаемся к такому периоду, когда в стране на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Женщины, к примеру, работают примерно 35 лет в то время, как сроки их неактивной жизни становится все длиннее, вплоть до 25 лет. Как можно получать нормальную пенсию в таких условиях?» — задается вопросом Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, одного из аналитических центров, консультирующих Кремль. В качестве сравнения, французская госслужба в 2010 году насчитывала 1,8 плательщиков взносов на одного пенсионера.
«Мы не можем просить людей уйти позже, в то время как их пенсии мизерные. Например, моя пенсия является лишь дополнительным доходом», — говорит Елена Лапшина, 55 лет, которая ушла с работы почти год назад, и продает сегодня фрукты и овощи из своего сада. Без этого занятия, к которому она пришла после неудачной попытки найти работу в 52 лет, ее пенсия в 8 600 рублей наполовину ушла зимой на оплату отопления и электричества.
Контекст
Российские пенсионеры, держитесь!
Le Monde 04.07.2016Пенсионеры России страдают от рецессии
Financial Times 17.01.2016Главная опора российской власти - пенсионеры
Deutsche Welle 15.12.2014Рецессия позади?
Радио Свобода 12.08.2016 «Если люди страдают каким-то заболеванием, с уходом на пенсию им не на что будет жить», — добавляет Татьяна, учитель, по-прежнему работающая несмотря на свои 70 лет. Только дополнительный доход к пенсии в 19 тысяч рублей позволил ей, в отсутствии достойного медицинского страхования, лечить в течение многих лет своего больного мужа.Выход России из кризиса отразился на доходах семей. По данным Росстата, реальные доходы населения упали в годовом исчислении на 7,6% в апреле, еще большими темпами, чем в марте (-2,5%).
Но такая диагностика рискует расшатать легендарный моральный дух населения. «Преимущества государственных финансов, которые мы извлечем из продления активного периода жизни, не компенсируют отрицательного социального эффекта для нашего общества», — предостерегает Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей и глава «Столыпинского клуба», одной из двух групп, ответственных за подготовку экономического плана для предполагаемого четвертого срока мандата Владимира Путина после 2018 года.
С другой стороны, бывший министр финансов Алексей Кудрин выступает в пользу установления пенсионного возраста в 65 лет для мужчин и в 63 года для женщин к 2024. Однако в среду на рабочем совещании в Кремле крайне либеральный экс-министр даже не посмел затронуть этот вопрос в присутствии Владимира Путина, предпочитая приберечь свои комментарии для СМИ: «Россия катастрофически теряет время. К сожалению, власти осознают необходимость проведения структурных изменений очень медленно», — посетовал в четверг Алексей Кудрин в интервью агентству Bloomberg.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Пенсия граждан России «худеет» на глазах: уменьшается её отношение к средней зарплате, к прожиточному минимуму
За достойную пенсию и достойную старость!... / Фото ТАСС
В июле Минфин направил в Правительство России доработанную концепцию ИПК (индивидуального пенсионного капитала), согласованную с Банком России и Минэкономразвития. Об этом сообщила пресс-служба финансового ведомства. Но представитель министерства не уточнил, устранены ли разногласия по концепции с социальным блоком Правительства. Уже осенью, сказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку , соответствующий законопроект планируется внести в Государственную Думу.
Очарованные иллюзией
Пенсия россиян «худеет» на глазах: уменьшается её отношение к средней зарплате, к прожиточному минимуму. Но ждать перемен к лучшему придется долго. Согласно варианту целевого прогноза Минэкономразвития до 2035 года, в ближайшие 20 лет реального роста пенсий в России не будет. Это оптимистический прогноз. Есть более негативный: к этому времени пенсии вообще могут исчезнуть, а нуждающиеся пенсионеры будут получать государственные пособия. Это вполне возможный и даже не худший вариант, считает ректор Академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау .
Кстати, отношение средней пенсии к средней зарплате (так называемый коэффициент замещения) снизится с 34,7 процента в 2016 году до 32,2 в 2019-м. А Конвенция Международной организации труда (МОТ), принятая ещё в 1952 году, рекомендует, что этот коэффициент должен быть не менее 40 процентов. По оценке председателя совета Центра стратегических разработок Алексея Кудрина , в 2025 году этот показатель снизится до 28 процентов. Это, впрочем, не критично. Россия не присоединилась к Конвенции МОТ и придумала свой социальный барометр - прожиточный минимум для всех и прожиточный минимум для пенсионеров (ПМП). В этом году он составит около девяти тысяч рублей. Так что всегда легко отчитаться: с 2005 года пенсия по старости обгоняет ПМП. Правда, её отношение к минимуму за три года снизится с 1,61 до 1,42.
Такой курс прописан в бюджете Пенсионного фонда России на 2017-2019 годы. За это время номинальный размер пенсии увеличится на 11,3 процента (до 14 008 рублей), а инфляция - на 14,7. В прежних документах (программа развития пенсионной системы 2012 года и «Основные направления деятельности Правительства» 2013 года) планировалось довести среднее ветеранское довольствие к 2019 году до 2,5-3 прожиточных минимумов. Позже этот показатель исчез из официальных бумаг, но недавно вновь появился. Но цель в 2,5-3 ПМП перенесена на 2030 год.
В очередном международном «пенсионном» рейтинге Россия оказалась на 40-м месте из 43 стран, опередив лишь Бразилию, Индию, Грецию. Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов в принципе согласился с выводами «Глобального пенсионного индекса»: «Не знаю, насколько точно распределяли в рейтинге места, но, к сожалению, положение наших ветеранов безрадостно, и не будем на зеркало пенять».
Согласно варианту целевого прогноза Минэкономразвития до 2035 года, в ближайшие 20 лет реального роста пенсий в России не будет.
Социологические опросы россиян тоже малоутешительны. Их страшит неизвестность - непрерывная чехарда с пенсиями и пенсионной системой. За последнюю четверть века Россия пережила шесть пенсионных реформ. Многократно изменялись размеры страховых взносов, механизмы их сбора. Только в 2015 году заработала балльная формула, закрепленная тремя новыми законами, а уже в мае 2016 года министр финансов Антон Силуанов заявил о её неизбежной перестройке.
Его заместитель Алексей Моисеев вскоре рассказал, как министерство вместе с Центральным Банком, специалистами МВФ и Всемирного банка разрабатывают новую модель пенсионного обеспечения. Процесс, как повторял родоначальник наших перестроек Михаил Горбачев , пошёл. И пошёл с курьерской скоростью. За образец, по словам Моисеева, взяты системы Австралии и Новой Зеландии. Переориентация с родного континента на далекий неведомый - свидетельство бесплодности партнёрства с ближними соседями. Новых партнёров, как нельзя кстати, предложили международные финансовые гиганты МВФ и ВБ, очарованные удачной, на их взгляд, заменой страховой системы на накопительную. Цель грядущей пенсионной реформы по сценарию Минфина и Центробанка - сформировать в России альтернативную, или скромнее - вторую, пенсию через систему индивидуального пенсионного капитала.
Бюджет не может обеспечить части наших граждан ту пенсию, которую они хотели бы иметь. Получаемые ими средства позволяют только выживать. Но у россиян есть ещё ресурсы, которые они могут вложить в будущее. Уникальность нашего пенсионного ИПК в том, что вашими деньгами будут заниматься профессионалы - соблазняет первый зампред ЦБ Сергей Швецов , словно забыв, что эти профессионалы уже управляют - и весьма неудачно - средствами ветеранов.
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
Сопредседатель экономического клуба имени Шарапова, доктор экономических наук Валентин Катасонов рассказал изданию, что эта «уникальность» с длинной бородой - ей за двести лет:
В Англии в начале XIX века в разгар промышленной революции появилась большая армия наёмных рабочих. Банки придумали, как можно снять с них свою прибыль и предложили отчислять часть зарплаты на специальный счет. Его владелец лет через 30-40, закончив работу, будет жить за счёт накопившихся средств и процентов на них. Так появилась первая пенсионная услуга - прообраз пенсионной пенсии.
Самая молодая из финансовых систем - пенсионная. По инициативе легендарного канцлера Бисмарка в Германии в конце XIX века был принят Пакт поколений. Его суть: все работающие немцы отчисляют часть своих доходов в специальный фонд и «кормят» ветеранов. Так начала формироваться первая в мире обязательная государственная страховая система. Ей, а её называют солидарной, распределительной, уже около 130 лет. Государство поддерживает фонд серьёзными дотациями, что сохраняет надёжность и стабильность обеспечения ветеранов даже после воссоединения двух Германий. Страховой тариф сейчас 19 процентов, выплачивают его поровну работник и предприятие.
Действует и частная система, тоже поддерживаемая государством. Европейцы завидуют устойчивости и эффективности страховой системы Германии, хотя у немцев не самые высокие пенсии. Расчётная средняя пенсия - 1230 евро, а реальные - даже меньше. Немало граждан получают 700-800 евро, что ниже среднего достатка. Но Германия действительно социальное государство, которое никого не оставляет на произвол судьбы, она на третьем месте в мире по благополучию пожилых людей.
Опыт немцев в той или иной мере заимствовало большинство европейских государств. Среди них и Великобритания, шагнувшая далеко вперёд со времен промышленной революции. У неё одна из старейших пенсионных систем мира - действует с 1908 года, претерпев немало изменений. Каждая из европейских стран выстраивает своё пенсионное обеспечение с учётом национальных, экономических, организационных, демографических особенностей и традиций. Общее для них - многофункциональность. Основа - государственное обязательное страхование, охватывающее до 90 процентов населения. Доля обязательного распределительного обеспечения - до 70 процентов пенсии по старости и свыше 40 процентов замещения прежней зарплаты. Её дополняют корпоративные (профессиональные), индивидуальные накопительные пенсии.
У каждой из европейских пенсионных систем свои особенности, свои источники финансирования… и свои проблемы. В эти нелегкие для экономики времена правительства всех государств пытаются как-то урезать социальные и, в частности, пенсионные расходы. Эти инициативы встречают массовый, организованный профсоюзами отпор - массы солидарно отстаивают святая святых, свой достаток в старости. Основные политические партии вынуждены считаться со своим главным избирателем.
Срочная переориентация
Россия стремительно копировала опыт европейских пенсионных схем, пытаясь найти те, вписавшись в которые, удастся получить быстрый и сильный эффект. Если не догнать, то хотя бы приблизиться по обеспечению ветеранов.
Но чужие одежды редко бывают впору - то жмут, то провисают. Тем более что, копируя европейские системы, мы не стремились наполнить их европейским содержанием. И получилось - те же формы, но внутри пусто. Жизнь россиян немного короче и труднее, чем у европейцев. В монографии «Пенсионные системы и пенсионные реформы» автора-составителя доктора экономических наук Оксаны Дмитриевой есть таблица «Пенсии по старости и социальные пенсии в процентах от ВВП». Этот показатель у Австрии - 12, Бельгии - 8,1, Венгрии - 9,1, Германии - 9,1, Греции - 10,9, Италии - 13, Франции - 12,3, Польши - 10,8, Португалии - 10,6, США - 6,1, Японии - 10,4, Норвегии -7,1. У России - 7,8 процента ВВП.
Получается, тратим на ветеранов больше, чем другие страны, но обеспечиваем их гораздо хуже. Объяснение этому одно - неэффективная организация всей системы пенсионного обеспечения. По сути своей - это сообщающиеся сосуды, сколько в один нальётся, столько из другого и выльется. Если четверть века государство упорно и последовательно перекрывает финансовые источники Пенсионного фонда России (ПФР), сокращает страховой тариф, предоставляет многочисленные льготы по его уплате территориям, отраслям, компаниям, не борется с теневой экономикой, то он неизбежно становится дефицитным.
Пенсия россиян «худеет» на глазах / Фото ТАСС
Например: в 2003 году шесть процентов страховых сборов отдали на формирование накопительной системы, в 2005 году сразу на восемь процентов снизили страховой тариф. Значит, у 32 миллионов ветеранов отняли 14 процентов казны, из которой финансировали их довольствие. Государству пришлось срочно перечислить ПФР полтриллиона рублей. С тех пор и перечисляет безостановочно. В прошлом году трансферт составил уже три триллиона. Этой цифрой оперируют экономический блок Правительства и Центробанк, убеждая: так жить дальше нельзя. При всей бухгалтерской точности расчета он - обман, страшилка для общества. В действительности огромный дефицит пенсионного бюджета создан самим Правительством.
Почему же нашим и мэвээфовским финансистам по сердцу пришлась именно австралийская модель? Она значительно дешевле европейских - затраты на неё всего около пяти процентов ВВП. При этом Австралия входит в число 12 стран, где лучше всех живётся пожилым людям. В стране две пенсии: государственная (оплачивается из бюджета страны и предоставляется всем гражданам, достигшим 65-летнего возраста, не имеющим существенного дохода, собственности) и частная, обязательная накопительная. Тариф - 18 процентов месячного дохода. Его пополам оплачивают работник и предприятие.
Большая ошибка
Финансовый блок российского Правительства активно добивается начала реформирования пенсионной системы уже с будущего года. Объясняется это тем, что без реформы ПФР превратится в черную дыру федерального бюджета. С такой оценкой не согласен министр Максим Топилин . В интервью телеканалу РБК в феврале этого года он обосновал свое мнение.
«Говорить о дефицитности пенсионной системы большая ошибка. Она дефицитна только из-за наших решений, - заявил он. - Иными словами - её дефицит рукотворный. И обусловлен он не тем, что пенсионеров больше, чем работников, демографией, а создан исключительно принимаемыми законами. Пенсионную систему вполне обеспечивают страховые взносы. Если убрать все трансферты, не связанные с выплатой пенсии, все трансферты по льготам, то никаких дотаций и не потребуется. Если бы не принимали решения о льготных ставках, о валоризации (надбавках советским пенсионерам), льготным размерам выплат отдельным категориям граждан, вывели бы досрочные пенсии из системы обязательного пенсионного обеспечения, не потребовались бы и трансферты. В страховой системе в принципе не должно быть никаких льгот»…
Удивительна откровенность министра, которого нередко критикуют за неэффективность и несбалансированность пенсионной системы.
«ПФР зачастую выполняет не свои функции: администрирует материнским капиталом, различными региональными выплатами к пенсиям, софинансированием региональных программ по строительству социальных учреждений. На все это нужны дополнительные деньги, - отметил Максим Топилин в том же интервью. - Государство разрешает некоторым работодателям платить во внебюджетные фонды меньше, чем другим. Например, территориям с опережающим развитием установлен тариф страховых взносов не 22, а шесть процентов от фонда оплаты труда. По закону тарифы в ПФР 26 процентов, но каждый год Правительство продлевает льготный тариф в 22 процента. Это сразу минус 500 миллиардов рублей в год из ПФР. А ещё тарифы в ТОР, в свободных экономических зонах, для малого бизнеса, для IT-отрасли. Принимая решения о льготах, Правительство автоматически перечисляет средства для возмещения потерь пенсионной системы»…
У ловких людей масса затей
Эта прямота министра говорит о больших проблемах Пенсионного фонда. Но, судя по небывалой активности Минфина в продвижении новой системы, старая система его уже мало интересует. И уже подготовлена её замена - ИПК (система индивидуального пенсионного капитала). Перестройка, вероятно, затронет не только накопления. Не исключена и замена распределительной пенсии на австралийские достойные «пособия по старости», о которых сказал Владимир Мау. Но вряд ли у России есть деньги на это. Австралийское пособие для человека без стажа и страховых взносов значительно «солиднее» нашей средней пенсии, ради которой надо хорошо поработать лет 30. Ещё важнее пособие подкрепляется пакетом социальных льгот. Это - бесплатные медицина, лекарства, проезд на территорию штата. Такого у нас нет и не будет. А будет, скорее всего, полтора-два прожиточных минимума. Повторится та же европейская история - хорошая форма при скудном наполнении.
Более своевременна и значима идея разделить страховую и накопительную пенсии. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина уверена: «ИПК позволяет обеспечить среднему классу достойную пенсию, прежняя же система это не позволяла». Об этом она сказала на финансовом форуме Минфина прошлой осенью. Но давайте уточним, сколько же россиян в этом среднем классе. По данным Финансового университета при Правительстве РФ и Росстата: 2012-й год - 18 процентов населения, 2013-й - 18, 2014-й - 14, 2015-й - 10, 2016-й - 7, 2017-й - 5. А как быть остальным?
Доктор экономических наук Евгений Гонтмахер объяснил: те, кто получает более 50 000 рублей в месяц, могут попытаться накопить добавку к государственной пенсии. Таких сегодня 19 процентов населения. Остальные, как и прежде, будут жить на скромную государственную пенсию.
Хорошо зарабатывающие и раньше имели все возможности копить на свою вторую пенсию. Если верить статистике, более 40 процентов населения участвуют в различных накопительных программах. Общий объём накоплений около четырёх триллионов рублей: в НПФ - 2,1 триллиона, в ВЭБ - 1,8 триллиона, в УПК (управляющих компаниях) - 39 миллиардов. Подавляющая часть этих средств - деньги, изъятые из страховых взносов, которые за 14 лет потеряли из-за инфляции едва ли не половину своей стоимости.
Ещё раз процитируем Максима Топилина. В интервью ТАСС он сравнил НПФ с финансовыми пирамидами: «За 13 лет формирования пенсионных накоплений НПФ уподобились финансовым пирамидам, которые не способны работать без постоянных новых влияний. Причем и работают они с низкой доходностью». Тем более странно, что Минфин и Центробанк выстраивают свой ИПК на этих фондах. Только они будут иметь право работать с накоплениями россиян. В НПФ должны быть автоматически зачислены по умолчанию все работающие будущие пенсионеры. Но если кто-то из них вздумает выйти из системы - пусть пишет заявление. Такая вот демократия или финансовая коллективизация. Коммерческие фонды давно мечтали стать монополистами на рынке накопительного пенсионного страхования. Невероятными усилиями и ловкостью выманивали «молчунов» из ПФР и ВЭБ. И вот мечта, обещающая огромный финансовый капитал, сбывается.
Общий объем накоплений около четырех триллионов рублей: в НПФ - 2,1 триллиона, в ВЭБ - 1,8 триллиона, в УПК (управляющих компаниях) - 39 миллиардов.
В страховании примут участие государство и работодатели. Государство фактически будет удваивать вносимый взнос за счёт уменьшения НДФЛ, работодатель добавлять ещё половину взноса своего работника. Федеральный бюджет вынужденно пойдет на серьёзные издержки. По расчётам аналитиков «Ведомостей», бюджет может потерять при сегодняшнем количестве участников НПФ (30 миллионов) за два предстоящих года 146,2 миллиарда рублей. Если в НПФ вольются и «молчуны» (ещё 20 миллионов человек), то это обойдётся в 243,8 миллиарда рублей. Добавим, что и бюджет ПФР будет терять столько же из-за снижения страховых взносов. Правда, как быть с «молчунами» и их накоплениями, ещё не договорились.
Реальны ли планы, подготовленные в собственном финансовом круге? Скорее всего, да. К сожалению, Минфин и Центробанк не оставляют выбора: или ИПК, или отказ от накопительной пенсии. По мнению Алексея Кудрина, это приговор действующей системе: «Люди с доходами ниже трёх прожиточных минимумов, имеют средства только на текущее потребление, а таких примерно 60 процентов. В итоге накопительная система охватит лишь треть россиян». Но он уверен: отказ от неё - стратегический просчёт и большая ошибка. А это касается большинства граждан и обеспечивает серьезный объём накоплений. При реорганизации многие из них можно потерять…
Погнались за длинными деньгами - получили длинные проблемы
«Будущих пенсионеров хотят заставить содержать НПФ за счет своих пенсионных накоплений» - Ярослав Нилов
Фото Вячеслава Красноперова
15 лет назад финансисты Правительства добились изменения пенсионной системы, и немалая часть страховых взносов стала изыматься для формирования так называемых накопительных пенсий. Хотя экспертное сообщество предупреждало: Боливар не вынесет двоих. С ними не спорили, их просто не слышали. Пока бюджеты (и Пенсионного фонда, и федеральный) не оказались в тупике. Теперь те же финансисты навязывают свое видение выхода из этого тупика. Как и прежде - весьма сомнительные… Так считает зампредседателя фракции ЛДПР в Государственной Думе, председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов
В завершение весенней сессии большинство депутатов одобрили в первом чтении изменения в законы, регулирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Новшества, которые оцениваются как радикальные, предусматривают, помимо прочего, введение дополнительной постоянной части вознаграждения для НПФ и управляющих компаний (УК), которая не будет зависеть (вдумайтесь в это!) от результатов их деятельности. Если проще, то будущих пенсионеров хотят заставить содержать НПФ за счёт своих пенсионных накоплений.Фракция ЛДПР проголосовала против того, чтобы действительные и мнимые трудности преуспевающих финансовых посредников переложили на плечи людей.
В основе системы пенсионного обеспечения - обязательные страховые взносы, выплачиваемые работодателем за всех своих сотрудников. После реформы 2002 года ПФР перечисляет шесть процентов этих взносов, по выбору самих россиян государственным и негосударственным управляющим компаниям и пенсионным фондам, которые вкладывают полученные средства в различные проекты, чтобы приумножать накопления инвестиционным доходом. И НПФ, и УК занимаются этим не бескорыстно. Управляющая компания берёт себе до 10 процентов заработанного дохода, перечисляя оставшийся фондам, доля которых - 15 процентов «остатка». То есть четверть прибыли от инвестиций уходит управленцам. Казалось бы, беспроигрышный вариант - твори и зарабатывай. Но то ли «творчество» подводит, то ли аппетиты творцов обгоняют возможности реальной экономики.
Теперь им намерены разрешить брать «плату» с будущих пенсионеров, деньгами которых они распоряжаются. Менеджеры и акционеры (сейчас идет акционирование НПФ) не уверены в эффективности вложений доверенных им средств и «стелют себе соломку». По мнению авторов законопроекта, это будет способствовать повышению эффективности деятельности субъектов инвестирования. Однако в НПФ (их около 50) сконцентрировано более двух триллионов рублей. Всего один процент от них - уже 20 миллиардов! Зато о «соломке» для ветеранов - владельцев накоплений законопроект умалчивает. Так что, скорее всего, дополнительное постоянное вознаграждение - премия Правительства фондам, «пострадавшим» от заморозки накопительных пенсий.
Для бюджета и пенсионеров (нынешних и будущих) было бы гораздо разумнее и эффективнее, если бы государство напрямую вкладывало бы инвестиции в экономику, а не пускало по заведомо убыточному кругу.
Инфляция съедает накопления
Вот уже третий год нет подпитки страховыми деньгами, хотя прежние два триллиона остаются в их распоряжении. А заморозка сама по себе подтверждает изначальную несостоятельность реформы 2002 года. Все 15 лет инвестиционный доход, полученный финансовыми посредниками даже при самой дорогой нефти, не достигал уровня инфляции. Обсуждая общий убыток НПФ (7 процентов, или 200 миллиардов рублей), заместитель председателя Правительства Ольга Голодец резко ответила на сетования по поводу заморозки накоплений: «Если брать зарплату, с которой производятся отчисления сегодня, то представьте, что это будут за деньги через 40 лет. Вот какая пенсия, которая ожидает людей, когда-то выбравших накопительную пенсионную систему»…
Её авторы утверждали, что это единственный способ обеспечить достойную старость. Накопления как инвестиции будут зарабатывать на неё, а экономика получит длинные деньги. Результат - инфляция сожгла большую часть накоплений, которые не ускорили, а фактически затормозили развитие экономики. Пострадали и нынешние пенсионеры - им заведомо занизили пенсии, изъяв часть страховых средств. Выиграли только финансовые посредники.
Получается, что лишь ради них и была выстроена схема движения денег. Простая и хитроумная. Из ПФР в НПФ уходят страховые взносы. На большую их часть фонды покупают государственные ценные бумаги, то есть дают заём федеральному бюджету под 6-8 процентов годовых. Федеральный бюджет направляет фактически взятый кредит как трансферт в ПФР, чтобы погасить недостачу для выплаты пенсий. Замкнутая схема с отводом для НПФ. Для бюджета и пенсионеров (нынешних и будущих) было бы гораздо разумнее и эффективнее, если бы государство напрямую вкладывало бы инвестиции в экономику, а не пускало по заведомо убыточному кругу. Бенефициар его - НПФ. Правда, немало выигрывает и Минфин. Он, казалось бы, привлекает дополнительные средства в бюджет… Увы, за счёт самого бюджета.
Пенсионные фонды в других странах приобретают государственные ценные бумаги как наименее рискованный способ зарабатывания денег. Хотя уже скорее приобретали - сейчас это мало выгодно, и приходится рисковать, участвовать в спекулятивных операциях. Но тут по сравнению с Россией колоссальная разница - они оперируют деньгами своих участников, а не государственными. Вот почему наши НПФ так активно охотятся за каждым, кто доверил им свои накопления. Агенты негосударственных фондов прибегают к всевозможным ухищрениям, нередко и подлогу, чтобы добыть заявление в их организацию. Немало россиян неожиданно узнали о том, что, согласно их «собственному» заявлению, их средства пенсионных накоплений формируются в НПФ. Поток лжезаявлений особенно возрос после того, как стало возможно подавать документы, заверенные электронной подписью по Интернету. В прошлом году сотрудники ПФР признали сомнительными 5,5 миллиона заявлений из 12 миллионов. Подтверждают «подписи» 650 удостоверяющих центров, созданных во всех регионах. Судя по результатам, они не несут ответственности за свои действия.
Поразителен анализ, проведенный ВЭБ. В 2016 году россияне потеряли 27 миллиардов рублей, переведя свои накопления из государственного управления в НПФ. 99 процентов переводов оформлялись как досрочные и теряли инвестиционный доход. Это обусловлено правовой неграмотностью людей, которой пользуются агенты фондов, заработок которых полностью определяется количеством привлеченных граждан.
Год назад в Госдуму был внесён законопроект об изменении порядка перехода из одного фонда в другой. Вряд ли он будет вынесен на обсуждение. Минфин и ЦБ разработали концепцию новой пенсионной реформы, предусматривающей замену государственной накопительной системы концепцией индивидуального персонального капитала (ИПК). Он будет формироваться из добровольных взносов работника и соплатежей работодателя и государства.
Келейность недопустима
Министр финансов Антон Силуанов на финансовом форуме министерства заявил об изменении формата пенсионных накоплений. Судя по публикациям в прессе, форум одобрил концепцию, и она передана для рассмотрения в Правительство. Наш комитет в разработке и обсуждении ИПК не участвовал, какой-либо пояснительной документации не получал. Насколько мне известно, финансисты обошлись и без участия профсоюзов. Все - как прежде. Минфин и ЦБ сами готовят реформу, сами ее утверждают, скоро, вероятно осенью, внесут законопроект в Госдуму. Вновь депутатов будут настойчиво, используя все административные ресурсы, побуждать оперативно принять его. И главный довод, опять-таки, другой возможности сбалансировать пенсионную систему нет.
25 процентов прибыли от пенсионных инвестиций уходит на оплату деятельности управленцев
Не буду комментировать законопроект, с которым знаком лишь по публикациям в СМИ, высказываниям его авторов и их оппонентов. Среди них немало ответственных специалистов социального блока Правительства, ученых, экспертов пенсионного дела. Так что я оцениваю не документ, а точки зрения на него. Главное, с чем не могу согласиться, - это келейность, закрытость подготовки пенсионной реформы, которая будет существенно определять жизнь 80-90 миллионов людей. В любой стране такие программы готовятся открыто, при участии всего общества. Система ИПК, убежден, должна обсуждаться до внесения в парламент. И не на финансовом, а на широком пенсионном форуме, организованном Правительством, комитетами Федерального Собрания, профсоюзами, Академией РАНХиГС.
Разговор был бы непростым, зато программу реформирования россияне действительно восприняли бы как государственную. Традиционные аргументы о необходимости сбалансировать федеральный или пенсионный бюджет только раздражают большинство граждан. Они понимают, что бюджет страдает не от излишних запросов пенсионеров, а от непрекращающейся коррупции, расхитителей разных уровней, безответственности, непрофессионализма должностных лиц. Недавно председатель Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила: в прошлом году допущено рекордное количество нарушений бюджета и хищений из него.
Пенсионное обеспечение - отражение состояния общества. Реформировать его без изменения экономической, финансовой, налоговой политики невозможно. Концепция ИПК показывает, что Минфин и ЦБ стремятся списать неудачи прошлых реформ, заодно и убедить нас в том, что нашли наконец-то чудо-схему прекрасной, достойной жизни в старости. При этом авторы системы, сомневаясь в нашей сознательности, намерены автоматически подключить к ней всех россиян. С таким подходом вряд ли можно согласиться.
Ещё одно общее замечание. По утверждению Минфина, сегодня трансферты ПФР подрывают федеральный бюджет. Но софинансирование потребует от него едва ли не больше средств, чем он расходует сейчас. Пострадает и ПФР, потеряв часть страховых взносов от работодателей. Во имя чего? Все, даже разработчики ИПК, не скрывают: от реформы выиграет только самая обеспеченная часть среднего класса. В России уже действует два вида пенсионного обеспечения: обязательное страховое и пенсионное для государственных служащих. Теперь будем формировать третье - систему обеспечения среднего класса. Но вполне можно обойтись и без неё, упорядочив сбор страховых взносов и расчёт пенсий граждан с высокой зарплатой.
И последнее. Система ИПК, вероятно, лишь первый шаг в реформе пенсионного обеспечения россиян. О последующих мерах уже тоже немало сказано. Это повышение возраста выхода на пенсию, налоговый маневр 22-22, предусматривающий уменьшение страхового тарифа, повышение НДФЛ. Подобные предложения и планы бьют по самому главному - по доверию к власти и государству.
Минэкономразвития обсуждает вариант повышения или снижения НДФЛ в зависимости от взносов в систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Таким образом чиновники планируют стимулировать граждан самостоятельно копить себе на пенсию.
Не откладываешь на пенсию — плати не 13, а 15% НДФЛ
Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на пятерых федеральных чиновников, инициатива предполагает, что чем большую часть зарплаты работник будет откладывать на пенсию, тем ниже у него будет ставка НДФЛ. Таким образом тем, кто не станет откладывать деньги на пенсию, придётся платить 15% НДФЛ. 13% -я ставка сохранится у тех, кто будет откладывать 4% зарплаты, а 10% будут платить те, кто будет направлять на пенсионные накопления 10% своей зарплаты.
При этом источники утверждают, что расчёты не окончательные, а сама идея пока обсуждается в Минэкономразвития. Один из чиновников сообщил журналистам, что идея нравится первому заместителю председателя правительства Игорю ШУВАЛОВУ . Ситуация с предложением должна проясниться к 15 марта — к этому дню Дмитрий МЕДВЕДЕВ поручил доработать предложения о плане действий правительства до 2025 года.
Система индивидуального пенсионного капитала должна заменить государственную накопительную систему — на смену обязательным взносам работодателя должны прийти добровольные взносы работника. Весь уплаченный взнос в пенсионный фонд (сейчас 22% ) будет направляться в распределительную систему.
Граждан к системе ИПК подключат автоматически, а выход будет возможен по личному заявлению. По умолчанию устанавливается взнос в 0%. Его размер не ограничен. У тех, кто не определится, взнос начнет расти на 1 п. п. в год, пока не достигнет 6% . Увеличивать или уменьшать его периодически можно. Стимулировать граждан делать взносы предлагают посредством предоставления налоговых льгот.
Инициатива Минэкономразвития ударит по бедным
Подавляющее большинство экспертов относятся к инициативе Минэкономразвития скептически. Они подчёркивают, что такое нововведение ударит по большинству россиян, ведь из-за низких доходов у людей просто нет возможности откладывать часть зарплаты в ИПК.
Таким образом, инициатива чиновников просто приведёт к росту налогового бремени для внушительной части населения. К тому же, НДФЛ взимается не только с зарплат, но и с других доходов, например с продажи имущества. Поэтому налоговая нагрузка сильно вырастет.
А растёт она и без того. Достаточно вспомнить о начале взимания налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости , что привело к существенному увеличению нагрузки на собственников земельных участков, домов и квартир.
По этой и ряду других причин граждане сокращают сбережения. За январь-ноябрь 2016 года доля доходов, направленных на сбережения составила 10% — это почти на четверть ниже, чем за аналогичный период 2015 года. Увеличили сбережения лишь 11% , 12% тратят их, 25% перестали сберегать либо сберегают меньше, а более чем у половины населения сбережений как не было, так и нет. И в нынешней экономической ситуации с ростом цен и падением доходов сбережения не появятся.
Рост налогов под прикрытием пенсионной реформы?
Отдельный вопрос — недоверие граждан к системе пенсионных накоплений. Неоднократная смена «правил игры» приводит к путанице. В частности, провал с накопительной частью пенсии, которую предлагалось формировать в негосударственных пенсионных фондах. Да и в целом регулярные изменения подталкивают россиян к тому, чтобы в части накоплений избегать взаимодействия с государством, полагаясь только на себя.
Некоторые эксперты и вовсе заявляют о то, что введение повышенной ставки НДФЛ в 15% для тех, кто не будет вносить дополнительные взносы, свидетельствует о повышении налоговой нагрузки под прикрытием очередной пенсионной реформы. Получит неприятный сюрприз малый и средний бизнес, где из-за увеличения ставки налога снова усугубится ситуация с получением доходов в «конвертах».
Мера ударит и по региональным бюджетам — за последние 11 лет доля НДФЛ в собственных доходах регионов выросла с 29% почти до 38% в 2016 году. По подсчётам Министерства финансов, понижение НДФЛ на 1 п. п. приведёт к 210 млрд руб. выпадающих доходов.
Россия — налоговый рай для богатых. Правительство не рассматривает вариант прогрессивной шкалы.
Признавая инициативу Минэкономразвития «сырой» и несвоевременной, эксперты задаются вопросом, почему правительство не рассматривает вариант прогрессивной шкалы налогообложения по аналогии с западными странами, где налоговые ставки для богатых выше, и за их счёт бюджеты получают значительно больше средств. Это позволило бы решить часть проблем, не нанося удар по большинству граждан, из-за сложной экономической ситуации лишённых возможности формировать сбережения.