Классный час «Проблемы взаимоотношений мальчиков и девочек. Товарищеские отношения между мальчиками и девочками

Егорова Татьяна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУДО "ЦРТДиЮ"
Населённый пункт: г.Нерюнгри
Наименование материала: родительский лекторий
Тема: Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Дата публикации: 19.01.2018
Раздел: среднее профессиональное

Родительский лекторий

по теме: «Взаимоотношения мальчиков и девочек в

подростковом возрасте».

К 13годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ

взаимодействия с противоположным полом.

Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на

увлечение. Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный

гормональный фон - все это способствует изменению отношений между мальчиками и

девочками. Пропадает непосредственный интерес общения.

Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.

Начинается процесс идентификации со взрослым - бессознательный перенос на себя

чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.

Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка - женщиной. Прическа,

особенности внешности, манера держаться - все это дает сведение о том, какой я как

мужчина (или я как женщина).

Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная

внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах

сверстников.

А вот ответ на свой вопрос: « Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины?»

подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и

эстрадных певцов становятся объектом подражания.

И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в

развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих

переживаний.

В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики

выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у

подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так

необходима поддержка близких взрослых!

Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные,

неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые

отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении.

Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной

стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом

любви, как раньше, уже не получается.

Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне

противоположное влюбленности - типа дергания за косички. Но это и есть форма

привлечения к себе внимания.

И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое

внимание - игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче

общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто

вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают,

но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.

Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо

стеснительность при общении с противоположным полом.

Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает

еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками.

И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже -

группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с

понравившейся девочкой на дополнительных занятиях.

Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо

суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны

сверстников. А это сложно.

Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с

девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают

выбирать, что называется, своих.

Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму

взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной

ситуации.

Старшие подростки (14-15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг

общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным

негативным эмоциям.

Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему

придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие

мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной

дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых

потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями

дочерей, их поздними возвращениями домой.

В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит,

самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать

его как личность.

Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете

знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И

вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.

Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию

сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать

людей вообще.

Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и

переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной

для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.

В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют

себя с героями фильмов, литературных произведений.

Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в

котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях,

проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие

подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое

значение придается взглядам, улыбкам.

Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают - это признак

принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью

говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит!

Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же

духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит!

Что мне делать?

Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют.

Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела.

Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно

одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.

Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А

значит, любовь - единственная, серьезная и на всю жизнь!

И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для

ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.

И тогда рядом должен быть друг. Лучше всего взрослый - родитель или значимый для

ребенка человек. Он сможет поддержать, объяснить, утешить. Если рядом такого человека

не окажется, то горе может настолько сильно захлестнуть, что подросток (а ведь, в

сущности, он еще ребенок!) не сможет сам справиться с потоком эмоций. И тогда может

случиться непоправимое.

Достаточно большое число суицидов в этом возрасте подростки совершают из-за

несчастной любви или чувства одиночества... В этом возрасте подростки очень ранимы и

рассказать о событиях своей жизни именно родителям, в чьей поддержке они по-прежнему

нуждаются. Но самим им трудно начать столь близкое общение.

Поддержите его в трудную минуту, не осуждая и не читая нотации. Просто будьте рядом и

первыми пойдите на контакт.

Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом.

Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование.

Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном

принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не

выражают это при всех.

Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что

их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем

реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии.

Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие

на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища

Взрослые часто бестактно относятся к проявлениям влюбленности у учащихся, начинают

упрекать и бранить их, нередко бросают такие необдуманные фразы - «он уже начинает

играть в любовь», «она уже путается с мальчишками» и т. п., иногда даже зло смеются и

поддразнивают.

вызывает

подростков

переживания.

насмешек

приводит к тому, что мальчики и девочки начинают опасаться проявлять даже обычные

товарищеские чувства, а иногда и перестают дружить

Нужно иметь в виду, что возникающее в детские и подростковые годы отношения между

полами, вырастающие из дружбы во время учебы, в игре и труде, имеют большое значение

для будущей совместной жизни молодых людей. Дело в том, что различные формы

благоприятных

условиях

стимулом,

неоднократных

влюбленностях

переживания

формируют

личность

подростка

оказывают

положительное

отношения

между полами в будущем.

Дружба не всегда связана с половым влечением, как известно, дружить могут и девушка с

девушкой, и юноша с юношей. Тем не менее нельзя не видеть, что дружба двух юношей и

дружба юноши и девушки имеют серьезные различия. Дружба девушки и юноши имеет

поэтична

эмоционально

приподнята.

становится более подтянутым и вежливым, девушка - мягче и женственнее. Это еще не

любовь, но она уже овеяна ее предчувствием, а жизнь, освещенная ею, становится более

яркой и значительной. Первое любовное увлечение иногда и является той искрой, от

которой возгорается «костер» настоящей человеческой любви.

Юноша не должен забывать, что его друг именно девушка и что его обязанность по

отношению к ней - беречь ее девичью честь, вступаться за нее, если кто-либо проявит

оскорбительное

отношение.

переживаниями, помогая ей, проводя с ней часы досуга, он не должен допускать никаких

излишней

вольности,

дозволенной

близости.

Необходимо еще с детства мальчика воспитывать так, чтобы он обладал определенным

«чувством дистанции» по отношению к девочке, а юноша - к девушке.

Простота

естественность

отношений,

свободная

грубости

легкомысленного флирта, украшают дружбу. У известного педагога А.С. Макаренко как-то

спросили: какими должны быть здоровые отношения между юношей и девушкой? Он

ответил: «Искренние, такие, которые ничего не преувеличивают и не преуменьшают. Когда

не обманывают друг друга, когда есть уважение к себе и к другому, тогда отношения будут

здоровые, независимо от того, какие это отношения: дружеские, любовные и т. д. Во

всяком случае, если есть забота о жизни и счастье другого,- такие отношения всегда будут

Взаимоотношения полов в младшем школьном возрасте

Одна из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста - образование однородных по полу групп (гомогенизация), отношения между которыми часто описываются как "половая сегрегация". Дети разбиваются на два противоположных лагеря - мальчиков и девочек - со своими правилами и ритуалами поведения; измена "своему" лагерю презирается и осуждается, а отношение к другому лагерю принимает форму противостояния.

Эти внешние проявления психосексуальной дифференциации и половой социализации являются следствием психологических закономерностей.

Независимо от места проживания и культурного окружения, в поведении мальчиков и девочек уже в первые шесть лет жизни наблюдаются определенные различия. Мальчики в возрасте 6-8 лет активны и требуют большего внимания, девочки же более нежны и спокойны. Более того, мальчики ведут себя агрессивнее. Агрессия - тот тип поведения, который всегда отличает мужчин от женщин, вне зависимости от возраста.

Всегда и всюду мальчики, за редким исключением, ориентированы на высокие достижения и в большей степени должны полагаться на себя, нежели девочки. В свою очередь, девочки отличаются нежностью и кротостью. Мальчиков поощряют к проявлению большей активности, девочек же больше ласкают.

Еще одним следствием различных стереотипов детского поведения является то, что у мужчин и женщин формируются совершенно непохожие друг на друга способы группового взаимодействия.

Девочки в группе обращают внимание прежде всего на то, кто и как к кому относится. Разговор используется ими для установления социальных связей, для усиления сплоченности группы и поддержания добрых отношений. У девочек всегда две задачи - быть "положительными" и в то же время поддерживать как можно более хорошие отношения с подругами, чтобы с их помощью достигать собственных целей. Девочки прокладывают путь, повышая уровень согласия в группе, избегая трений и акцентируя внимание на собственном превосходстве.

В группах мальчиков все внимание акцентируется на личных достоинствах каждого члена группы. Мальчики используют разговоры в эгоистических целях, для самовосхваления, для защиты своей "территории". У них всех одна задача - самоутверждение. Мальчики прокладывают свой путь с помощью приказов, угроз и бахвальства.

Игры и занятия мальчиков имеют подчеркнуто мужской характер: война, спорт, приключения. Мальчики предпочитают героическую литературу, зачитываются приключенческой, военной, рыцарской, детективной тематикой, их объектами для подражания являются мужественные и смелые герои популярных триллеров и сериалов: Джеймс Бонд, Бэтмен, Индиана Джонс.

В этом возрасте у мальчиков появляется особая потребность в близости отцу, наличии общих с ним интересов; многие идеализируют отцов даже вопреки реальности. Именно в этом возрасте уход отца из семьи переживается мальчиками особенно тяжело. Если отца нет или отношения с ним не ладятся, то возникает потребность в заменяющей его фигуре, которой может стать тренер в спортивной секции, учитель-мужчина.

Девочки в своем кругу обсуждают литературных и реальных "принцев", начинают собирать портреты любимых артистов, заводят тетрадки, в которые записывают песни, стихи и фольклорные премудрости, часто кажущиеся взрослым примитивными и пошловатыми, вникают в "женские" дела (обмениваются кулинарными рецептами, мастерят украшения). В этот период возникает особая потребность в эмоциональной близости с матерью: маленькие девочки учатся быть женщинами, копируя поведение матери.

Поскольку у девочек чувство самобытности развивается через идентификацию с матерью, их отношения с окружающими базируются на зависимости от других людей и привязанности к ним. Девочки учатся быть внимательными, рано осознают необходимость думать прежде всего о других.

Для них главную ценность представляют человеческие взаимоотношения. Девочки учатся воспринимать все тонкости общения людей, ценить и поддерживать добрые отношения. С самого детства они всегда озабочены тем, как их поведение сказывается на окружающих.

Игры девочек развивают способность к сотрудничеству. Игры в дочки-матери или в куклы являются ролевыми играми, в которых отсутствуют элементы соревнования. А в соревновательных играх, например в классы, девочки совершенствуют скорее личные качества, нежели навыки группового общения.

У мальчиков все наоборот. Они подавляют в себе стремление идентифицироваться с матерью, им приходится энергично подавлять в себе любые проявления женственности (слабость, слезы) - иначе сверстники будут дразнить "девчонкой".

Для мальчика быть мужчиной значит отличаться от матери, и мальчики развивают чувство самобытности, культивируя в себе сознание собственного отличия от всего женского. Они отталкивают сострадание, жалость, заботу, уступчивость. Они не придают такого большого значения взаимоотношениям с окружающими. Важно только то, как они влияют на конечный результат.

Игры мальчиков учат совершенно иному типу поведения. В играх мальчиков обязательно присутствует конфликтное и соревновательное начало. Мальчики понимают важность правильного разрешения конфликтных ситуаций и усваивают навыки их разрешения. Они учатся драться с противниками и играть с ними. В играх мальчики осваивают навыки лидера и организатора. Они учатся бороться за статус в мужской иерархии. Для мальчиков очень важны коллективные спортивные игры.

Девочки не ценят победы в игре, потому что поддержание хороших отношений для них важнее утверждения собственного превосходства. Совершенствуя навыки общения, они учатся дополнять друг друга, не обращая внимания на победителей. В группах девочек практически отсутствует почва для возникновения конфликтов, потому что они отличаются однородностью, а сами правила игры настолько примитивны, что их трудно нарушить.

Поскольку девочки и мальчики так по-разному строят взаимоотношения, иначе складываются взаимоотношения в детских коллективах. Например, прежде чем начать говорить, девочка будет ссылаться на то, что сказал предыдущий собеседник, и выразит свое, совершенно отличное от предыдущего мнение. Мальчики, не смущаясь, перебивают друг друга, стараются друг друга перекричать; девочки умолкают, предоставляя каждому возможность высказаться. Девочки смягчают указания и вовлекают подруг в процесс общения. Мальчики просто выдают информацию и приказывают делать то-то и то-то.

Девочки вежливо выслушивают друг друга, время от времени вставляя дружеские поощрительные замечания. Мальчики чаще дразнят говорящего, перебивают друг друга и стараются тут же рассказать собственные истории, надеясь получить пальму первенства и отказываясь считаться с требованиями других.

Когда возникает конфликт, девочки пытаются смягчить его и договориться, а мальчики разрешают возникшие противоречия с помощью угроз и применения физической силы.

Мальчики успешно и эффективно функционируют в группах, что видно на примере спортивных команд. В группах мальчиков никто не заботится о чувствах других, эти группы поддерживаются благодаря исключительно строгому соблюдению правил.

И для девочек и для мальчиков период разделения интересов в зависимости от половой принадлежности - это время самоопределения в системе ролевых стандартов и отношений.

Но как раз это развитие включает в себя и возникновение интереса к противоположному полу, проявляющегося в своеобразном ухаживании. Все его своеобразие понятно, если учесть, что это - притяжение в ситуации отталкивания, симпатия в условиях половой сегрегации. Мальчику надо показать девочке, что он выделил ее среди других девочек, и обратить ее внимание на себя, при этом не вызвав осуждения сверстников.

Девочка, в свою очередь, не вызывая осуждения сверстниц, должна отреагировать на это. Эти внутренне противоречивые задачи решаются через систему внешне агрессивных действий мальчиков и оборонительных действий девочек. Для мальчишек дерганье девчонок за волосы - традиционный способ обратить на себя внимание. Сколько-нибудь серьезных конфликтов между детьми это ухаживание не вызывает. От хулиганства оно отличается тем, что всегда происходит публично и не несет в себе злости или желания обидеть даже тогда, когда выглядит весьма задиристым. Девочки часто сами как бы провоцируют мальчиков на такое проявление внимания, всячески подшучивая над ними. В жалобах девочек обычно присутствует оттенок оповещения других о проявленном внимании. Отсутствие его может вызвать у девочки чувство своей неполноценности, непривлекательности.

Когда столь непохожие по поведению мальчики и девочки оказываются вместе, мальчикам всегда удается захватить первенство. Девочки вовсе не пассивны в группе сверстниц, но в смешанной группе они всегда оказываются на вторых ролях, позволяя мальчикам устанавливать правила и играть главную роль.

Мальчики младшего школьного возраста уже всячески стремятся утвердить свое "Z" в группе сверстников, поэтому они становятся все менее восприимчивы к вежливым просьбам и предложениям девочек. Неудивительно, что девочки находят игры с мальчиками неприятными и всячески избегают их.

Игры для мальчика означают совсем не то, что для девочки. Девочки учатся взаимодействовать, развивая и поддерживая хорошие отношения. Мальчики учатся совместным действиям, играя в спортивные и соревновательные игры, в которых стремятся добиться лидирующего положения.

Особенности поведения в период разделения интересов в зависимости от половой принадлежности вызывают у взрослых тревогу и стремление призвать детей к "порядку". Родителям и учителям не стоит грубо вмешиваться в общение между мальчиками и девочками, так как они могут помешать полному и развернутому прохождению детьми закономерного этапа развития.

Тема: «Взаимоотношения мальчиков и девочек, как элемент полового воспитания»

Разработал педагог- психолог

МБОУ «СОШ№2» п. Палатка:

КОРОЛЬ МАРГАРИТА ЗИНОВЬЕВНА

Родительское собрание в 7 классе

Тема:«Взаимоотношения мальчиков и девочек, как элемент полового воспитания»

Цели :

    расширить представления родителей об особенностях подросткового возраста;

    способствовать формированию у родителей убеждений, направленных на воспитание у подростков нравственного и научно грамотного отношения к вопросам пола.

    оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками на тему полового воспитания.

Участники : родители учащихся 7-го класса, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовка .

    Среди учащихся школьным психологом проводится исследование с использованием теста К. Маховер «Рисунок человека», с целью определения индивидуальных особенностей личности.

    Готовятся бланки для проведения среди родителей теста «Знаете ли вы подростковую психологию?».

Оформление, оборудование.

1.Столы в кабинете расставлены по группам.(3 группы по 8 человек)

2.Оформлена выставка с книгами об особенностях подросткового возраста.

3. Подготовлена презентация по теме собрания.

Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя, который объявляет тему собрания, объясняет ее актуальность.

Школьный психолог. По достижению 11-12 лет отношения между одноклассниками выходят на новый уровень. Это явление сопряжено с началом подросткового периода и охватывает возраст до с 11 по14-15 лет.

Подростковый возраст называют периодом «бури и натиска» - т. е. это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному - для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что «почва уходит из-под ног». Это своеобразный переход от детства к взрослости. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности. В этот период начинает складываться система взглядов и ценностей.

    Физиологические изменения организма подростка. Это период бурной физиологической перестройки организма. Быстро увеличивается масса тела, костей . В этом возрасте для развития и нормального функционирования костей необходимо поступление с пищей минеральных солей, необходимо также раздражение нервных окончаний, расположенных в области суставов, - это раздражение происходит лишь при достаточной двигательной активности. Подростки становятся шумными, порывистыми.

Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, ожирение и т. д.). Выброс в кровь повышенного количества половых гормонов приводит к тому, что подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Настроение очень часто меняется от сильного возбуждения, эйфорических состояний до обиды, гнева, иногда - депрессии.

Понять сущность подросткового периода без разговора о половом созревании невозможно - недавний ребенок быстро превращается в индивида, способного к воспроизводству рода. Половое развитие человека происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако на определенном этапе развития оно резко ускоряется, и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость.

Подростковый возраст еще называется периодом полового созревания (иначе - пубертатным периодом).

На I этапе полового созревания (с 8-9 до 12-13 лет) отчетливо проявляется противоречивость состояния центральной нервной системы, ее несбалансированность: нервные центры функционируют с преобладанием возбуждения над торможением, поэтому подростки дают повышенную (и не всегда адекватную) реакцию на внешние воздействия: на обращение к ним взрослых и сверстников, явления окружающего мира.

Вероятно, наиболее явные различия между детьми связаны с их полом. Разница между мальчиками и девочками в физиологическом плане является столь очевидной, что о ней не стоит и говорить. Известно, что половые различия важны для процесса развития, причем это не ограничивается психосексуальным развитием, а простираются гораздо шире.

Одно из наиболее детально описанных различий касается скорости созревания. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. Эта разница в темпах роста между мальчиками и девочками, определяемая Y-хромосомой, она составляет две недели с момента родов, она равна почти году к моменту поступления в школу и от 18 месяцев до двух лет в период полового созревания.

Характерно, что у девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана - повышенная обидчивость, плаксивость, беспричинная смена настроения, у мальчиков же - изменения поведения и двигательных реакций. Дети становятся более шумными, непоседливыми. В то же время наблюдается и повышенная утомляемость. Утомление обычно развивается в две фазы: на первой появляется двигательное беспокойство; на второй - сонливость, дремота или, напротив, сильное возбуждение.

На II этапе полового созревания (это соответствует VIII-IX классам) происходит стабилизация взаимосвязей между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. В это время происходит не только интенсивное увеличение размеров и особенно массы тела, развитие половых органов и вторичных половых признаков, но происходят также и значительные изменения в общем состоянии и самочувствии подростка. Школьники становятся менее раздражительными, чем прежде, настроение у них чаще оптимистическое, на смену неуверенности приходит повышенная самооценка. После того, как я описала какие главные изменения происходят у детей в подростковый период, предлагаю узнать хорошо ли Вы знакомы со знанием возрастной психологии.

Тест для родителей «Знаете ли вы подростковую психологию?» Приложение 1

Ребенок растет, развивается, личностно формируется не как бесполое существо, а как будущий мужчина или женщина, которые со временем будут вступить с кем-либо из представителей другого пола и интимные отношения, строить семью, обзаводиться потомством.

Половое созревание кардинально меняет самоощущение подростка. Это – новое его качество и ему хочется освоить эти приобретения

Сначала уясним соотношение двух базисных понятий педагогики: воспитание и просвещение

Трудность разграничения воспитания и просвещения заключается в том, что и первое, и второе базируется на информации" получаемой учащимися. Это информация, получаемая ими в ходе общения с учителями и родителями; в ходе общения с товарищами и знакомыми - своего возраста или более старшими, из знакомства со специальной или научно-популярной литературой; из средств массовой информации.


Если информация остается лишь на уровне знаемого, можно говорить только о просвещении. Если же она способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, это уже воспитание.

Эта задача является сложной для большинства взрослых, которые не могут давать полноценную, целенаправленную, систематическую информацию на темы пола и межполовых отношений. До сих пор многие из них не в состоянии дать четкое определение того, что такое любовь и в чем ее ценность, слабо разбираются в психологических различиях мальчиков и девочек и поэтому не могут дать необходимого ответа на вопросы детей или даже отрицательно реагируют на них.

Педагогически ориентированной литературы на темы пола и межполовых отношений в настоящее время почти нет. В результате, основным источником информирования подрастающего поколения становятся средства массовой информации - в первую очередь телевидение. А оно ориентировано не на воспитание, а на развлечение, причем адресуется главным образом “сексуально озабоченной” части зрителей, а таковыми никогда не было большинство граждан. Не случайно, по степени заинтересованности вопросами межполовых отношений люди подразделяются на сексуально нормальных, сексуально “невозмутимых” и сексуально “озабоченных”. И ни одна из этих категорий не должна навязывать собственные стандарты поведения другим.

Не все то, что показывает телевидение - плохо. Но многое неприемлемо именно в воспитательном плане. Эротические шоу и телефильмы, обилие журнальной и газетной продукции, видеокассеты неподходящего для молодежи содержания, и т.д.

В результате, многие подростки в сфере межполовых отношений знают многое из того, что положено знать лишь взрослым, и не знают того, что следовало бы знать им самим. По существу, вся подобного рода информация ведет к стиранию различий между детством и взрослостью и тем самым нарушает естественный процесс взросления и нравственного созревания подростка .

Уважаемые родители, предлагаю вам обсудить предложенную ситуацию, выработать по ней педагогическое решение и вынести на обсуждение.

Психолог предлагает родителям распределиться на три команды (с помощью разноцветных жетонов). Каждой команде раздаются типичные ситуации из жизни, связанными с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста.
Каждая команда предлагает варианты решения. После этого происходит обсуждение всеми командами. Сделать это можно по кругу от команды к команде. Приложение 2
Конечно, процесс формирования представлений о должном и возможном в сфере общения с подростками в каждой семье происходит по-разному, но в каждой семье ребенок будет задавать вопросы или делиться какой-либо проблемой. Здесь все зависит о степени доверия между участниками общения. Но какими же должны быть ответы на животрепещущие вопросы детей? Что надо учитывать в беседах?

Во-первых , правдивыми , без нелепых сказок про аистов, и по своему содержанию естественнонаучными. При этом всегда надо выбирать наиболее корректное содержание и наиболее корректную форму, допускаемую характером вопроса.

Во-вторых , никогда не следует отказывать в ответе на жизненно важный вопрос только потому, что он якобы “не по теме’": Жизненное всегда должно становиться темой обсуждения. Если уж полезный вопрос задан, правильный ответ на него откладывать нельзя. Никогда не следует ждать случая, когда вопрос окажется “по теме”, надо пользоваться любой возможностью сообщить учащимся полезную информацию и радоваться проявляемому ими интересу.

В-третьих , объем информации и форма ее подачи должны соответствовать уровню понимания учащегося. Правда - это совсем не обязательно все то, что родитель сам знает по данному вопросу. Правда для ребенка -то, что соответствуя действительности, находится на уровне его понимания и может быть полезной для его воспитания. Чтобы не попадать в неудобное положение и не вкладывать в вопрос учащегося свое собственное понимание, сначала необходимо уточнить вопрос: выяснить, что именно он хочет узнать. Чтобы не возникало ситуации, подобной тому анекдоту, когда сын рассказывает матери, что они писали на заборе слово из трех букв. Мать сходу устраивает скандал. А потом выясняется, что слово это - мир. Взрослым не следует попадать в аналогичное положение.

В-четвертых , ответ должен быть связан с возможно более общими понятиями, с акцентом на нравственную сторону, даже если вопрос и предполагает некоторые “технические” моменты..

В-пятых , если ребенок спросил о чем-то действительно неприличном, следует внешне проявить полное спокойствие и дать нравственно ориентированный ответ.

Сейчас самое время узнать каковы полоролевые позиции мальчиков и девочек, пришло ли осознание себя как личности мужского и женского пола. Результаты теста К.Маховер «Рисунок человека.

Главная задача родителей, понять какие возможности открываются у детей и какие обязанности с этим связаны.

В итоге, каких результатов мы хотим добиться?

Во-первых , им должно быть привито стремление к оценке личностных, душевных, нравственных качеств людей - как своего, так и противоположного пола. Они должны четко различать качества, важные и необходимые для совместной жизни в семьи, и качества, интересные лишь для времяпрепровождения в компании.

Во-вторых , ребята должны воспринимать как естественные психологические различия мужского и женского пола, в том числе различный уровень эмоциональности и направленности интересов, характера реакции на те или иные события. Здесь можно привести немало интересных и любопытных примеров, с которыми учащиеся согласятся, но которые не приходили им в голову самостоятельно. Вот пример. О чем думает брат, провожая своего брата в армию? Скорее всего о том, что там он увидит. О чем в это же время думает его сестра? О том, скоро ли и благополучно ли он вернется.

Знание особенностей и различий мужской и женской психологии всегда полезно в жизни. В частности, это способствовало бы предотвращению конфликтов - в семье, на работе.


В-третьих , необходимо привить ответственность

в межполовых отношениях. Ведь иногда один какой-то единичный момент этих отношений может вести за собой последствия на всю жизнь. От воли человека зависит лишь решение: вступить в интимные отношения, или нет. Последствия же связаны с действием природных механизмов, и от воли человека уже не зависят. Поэтому необходимо очень осторожно относиться ко всем тем моментам общения, которые могут “запустить” физиологические процессы

В-четвертых, дети должны знать свой организм и стремиться поддерживать его в порядке, четко понимая, что полезно, и что вредно, в том числе и для здоровья будущих детей. Им должна быть внушена мысль, что многие вредные факторы имеют тенденцию накапливаться постепенно и действовать необратимо. Здесь очень важно думать о себе не только в рамках текущего момента, но и плане длительной временной перспективы. Способность к этому - одна из важнейших черт воспитанности и основа формирования ответственного отношения к жизни.

В-пятых, дети должны проникнуться мыслью, что семья - это одна из главных жизненных ценностей . Именно в семье создаются наилучшие условия для долголетия, здоровья, рождения и воспитания детей. Прочность семьи - один из ведущих факторов прочности общества.

В заключении необходимо подчеркнуть, что межполовые отношения настолько сложны и многогранны, что в рамках одного разговора сложно осветить на все аспекты этого вопроса. Необходимо в семье заложить правильную основу. Каждая семья имеет право, чтобы система его представлений, ценностей и установок складывалась осознанно и индивидуально.

В конце собрания раздаются памятки, подготовленные специально для семей, воспитывающих девочек (Приложение 3 ) и для семей, воспитывающих мальчиков. ( Приложение 4)

Приложение 1

Тест для родителей

«Знаете ли вы подростковую психологию?»

Инструкция:

Предлагаемый вашему вниманию опросник содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.

Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны - знак «-»; если затрудняетесь дать определенный ответ - знак «?».

Содержание теста

    Поверхностность - характерная черта подростков.

    По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.

    Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем).

    Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.

    Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

    Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.

    К детям в большей степени, чем к подросткам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

    Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность - характерные черты подросткового периода.

    Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.

    Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

    Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.

    В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

    Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

    «Чувство одиночества» - характерное переживание подросткового возраста.

    Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

    Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.

    Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

    Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влияниям и т.д.) - характерная черта подросткового возраста и самооценки.

    Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

    Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.

    Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

    Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.

    Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

    Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.

№ вопрос

№ вопрос

№ вопрос

№ вопрос

Интерпретация :

Низкий уровень менее -9 баллов;

Средний уровень- 9-15 баллов,

Высокий более- 15 баллов.

Взрослые со средним уровнем знаний подростковой психологии чаще всего руководствуется обыденным здравым смыслом. , сведущие в знаниях возрастной психологии. Высокий уровень говорит о том, что люди читают специальную литературу. Низкий уровень обычно связан с ложными представлениями в этой области.

Приложение 2

Педагогические ситуации

Ситуация № 1

Ира и Яна дружили, но дружили только в школе. Мама запрещала Яне приводить Иру домой, встречаться с ней. Мама считала, что Ира развита не по возрасту, часто бывает в компании со взрослыми мальчиками. Одним словом, может научить лишь плохому. Яне же нравилась Ира. Да, она модно одевалась, да, у нее были друзья среди мальчиков, - Яна тоже втайне мечтала об этом, Ира говорила и рассуждала как взрослая. А самое главное, она могла ответить на любой вопрос, ответить понятно, доступно, даже на те, которые маме стыдно задать.

Задание:

    Ваш выход из этой ситуации

Ситуация № 2

Задание:

    Дайте оценку поведения всех членов семьи.

    Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи?

Ситуация №3

Света, пришла в школу, на кружок по русскому языку, в модном ажурном, сетчатом свитере. Девчонки, ее всю рассмотрели, оценили обновку, а учительница сказала, что в такой одежде нельзя приходить на занятия. Света дома пожаловалась маме, мама сказала, - А когда же его носить, ты ведь не в урочное время в нем пришла!

Задание:

    Что вы думаете по поводу этой ситуации.

Приложение 3

Некоторые советы

для родителей, воспитывающих в семье девочек.

    В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

    2.В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.(универсальное правило)

    3. Большинству девочек нравится быть вовлеченными в применение личной гигиены, они любят наблюдать, как их мамы красятся и выбирают гель для душа или мыло.

    4.Еще одно событие, которого так ждут и боятся девочки – первая менструация. Объяснить основные функции репродуктивной системы женщины нужно заранее, чтобы девочка четко представляла себе, что к чему. Многие страхи вытекают именно из недостатка элементарных знаний. Все эти страхи можно развеять с помощью одного толкового разговора. Рассказать, что не у всех девочек менструация начинается в одном возрасте: это может случиться и в 11 лет и в 15лет.

    5. Физическая активность и занятия спортом способствуют более легкой адаптации к изменениям, связанным с половым созреванием.

    6.Во время полового созревания начинают активно функционировать потовые железы и подростки могут заметить появление неприятного запаха. Для предупреждения запахов необходимо содержать тело в чистоте и пользоваться дезодорантами в подмышечных областях. Нежелательно использовать дезодоранты в области наружных половых органов, т.к. они могут раздражать кожу.

Приложение 4

Некоторые советы

для родителей, воспитывающих в семье мальчиков.

(1).П.Мальчики намного болезненнее переживают разлуку с родными.
(2). С. Мы должны уделять им внимания не меньше, чем девочкам


(1) П.Мальчики в возрасте 14 лет становятся очень упрямыми (сказывается влияние вырабатываемого тестостерона)
(2) С Мы должны спокойно и без конфликтов выводить их из этого состояния, не прибегая к жестокости и угрозам. Отцу важно прививать уважение к матери и хорошие манеры.


(1) П. Мальчики из-за интенсивного роста в возрасте 13 -14 лет становятся неорганизованными и рассеянными.
(2) С. Мы должны помочь ребенку распределить нагрузку, правильно организовать всю работу: подготовку домашних заданий, помощь по дому, занятия в спортивной секции или кружке.


(1) П.Мальчики нуждаются в выплеске физической активности, которая регулярно появляется в виде приступов.
(2) С. Мы должны помочь им организовать досуг, привлечь к занятиям физической культурой и спортом.


(1) П. Мальчикам необходим четкий свод правил. Они должны понимать, что главные люди в семье - родители.
(2) С. Мы должны создать ребенку комфортные и спокойные условия для учебы и отдыха не только дома, но и в школе, избегать насилия и жестокости, как со стороны взрослых, так и сверстников.


(1) П.Мальчики физически более сильные.
(2) С. Мы должны научить их уважать других детей, не причинять им боль, не применять для решения конфликтов физическую силу, а убеждать словами.


Резюме
История знает немало личностей мирового масштаба, которые обладали смелостью и решительностью, умели противостоять злу и , но в тоже время любили других людей и умели сострадать. Эта смесь качеств в мужском характере сделала их непобедимыми. Именно такие черты характера и надо воспитывать в сегодняшних мальчиках - завтрашних мужчинах.

Тема: «Дружба мальчиков и девочек»

Цель: Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Задачи:

раскрыть значение понятий «мужское дело» и « женское дело», «мужской характер» и «обаяние»;

развивать нравственные качества, которые особо ценятся в мальчиках и девочках;

развивать культуру взаимоотношений между учащимися противоположного пола;

воспитывать открытость и уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам.

Ресурсы:

фонограмма песни «Из чего же, из чего же?» на слова Я. Халецкого, муз. Ю. Чичкова, музыка Эолия, фонограмма «Дорогою Добра», «Ровесники», сердечки, маркеры.

Методы: беседа, рассказ, практическая работа, упражнение.

Ход урока

1. Круг радости

1. Приветствие.
- Добрый день, ребята! Я рад приветствовать Вас на нашем любимом уроке Самопознания. Я надеюсь, что общение доставит вам удовольствие и даст заряд бодрости и хорошего настроения на весь день.

(Передается игрушка по кругу со словами: «Я рад с тобой общаться, потому что…»)

2. Игра «Моё настроение»

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «У меня настроение…потому что…».
(Дети говорят, с каким настроением они пришли и на что или на кого оно похоже, используют жетоны «Солнце, тучка, дождик».)

Вывод: Я рад, что все пришли с хорошим настроением, так как оно поможет нам в нашей работе, а с весёлым настроением легче преодолевать различные испытания.

2. Поговорим

Тему нашего урока поможет определить песня «Из чего же, из чего же…?», кто знает, подпевает (звучит песня)
- О ком эта шутливая песня?

Тема нашего урока «Дружба между мальчиками и девочками ».

Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик или девочка.
Если это мальчик, то встанут мальчики, а если вы подумаете, что это девочка, то встанут девочки.

    Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.

    Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.

    Мне нравятся фильмы о войне.

    Я очень люблю лазать по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.

    Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.

    Я люблю делать с папой ремонт в квартире.

    Я люблю шить своим игрушкам платья.

Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?

3. Работа в группах
- Сегодня мы поговорим о том, чем мальчики отличаются от девочек, а девочки отличаются от мальчиков. Какими качествами должен обладать мальчик, и какими качествами должна обладать девочка. Для разговора на эту тему я приглашаю разделиться на группы: мальчики и девочки.

1 группа - мальчики . У каждого из вас, конечно же, есть друг во дворе, в классе, из других классов. Назовите вы своих друзей.
- В чём проявляется ваша дружба? (ответы детей)

2 группа - девочки . Назовите вы своих друзей, и в чём проявляется ваша дружба? (ответы детей)

Учитель: - Слушая вас и знакомясь с именами ваших друзей, я пришел к выводу, что мальчики не имеют друзей среди девочек, а девочки не имеют друзей среди мальчиков. А почему так? (Мы уже поняли, насколько разные мальчики и девочки.)

4. Чтение стихотворения

Учитель: У Эдуарда Успенского есть стихотворение , давайте послушаем.

Если был бы я девчонкой-
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки.
Сам начистил б картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»

А вот у поэта И. Гамазкова есть шуточное стихотворение о дружбе двух мальчиков. Оно называется «Суровая дружба». Послушайте его и скажите, в чём проявлялась дружба этих мальчиков?

Я стукнул Мишку по плечу,
Что мне с ним интересно.
А он меня: «Привет, молчун!»
Слегка портфелем треснул…
А я ему - щелчок по лбу,
Что, мол, сегодня я приду.
Он сдачи дал поспешно.
Мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк!
Так это верный дружбы знак!
А у меня - две шишки,
Подарочек от Мишки.
Мы не девчонки «Сю-сю-сю»,
Не ходим парой чинно.
Уж если дружим, так вовсю!
Сурово! Как мужчины!

В чём проявлялась дружба двух мальчиков?
- Настоящая ли это была дружба?

Вывод: Да, скорее всего она была не настоящая, а действительно, как назвал И. Гамазков «суровая», так друзья не поступают.

5. Беседа.
Существует такое выражение «Ну какой военный не мечтает стать генералом». Ну, а каждый мальчик,наверное, хочет быть похожим на рыцаря. Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать девочку, а будет стремиться, к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек.
Очень часто мальчики считают девочек трусливыми, слабыми, вообще, не подходят они для серьёзных занятий борьбой, игры в хоккей, в футбол. Вспомните эпизод мультфильма «Цветик-семицветик», как девочку Женю мальчики не приняли играть, потому что она слабая. А ведь порой это совсем не так, и девочки нисколько не уступают мальчикам .

Скажите, справедливо ли девочек считать трусливыми и слабыми, чтобы с ними не дружить?
В жизни немало примеров, где девочки и женщины достигали выдающихся результатов и ни в чем не уступали мужчинам. Женщина-космонавт, женщины-спортсмены, женщины-военнослужащие, женщины-герои Великой Отечественной войны. Они проявляли отвагу, смелость, выносливость.

6. Разговор о нравственных качествах и ценностях, свойственных мальчикам и девочкам

Задание мальчикам: Что такое мужской характер? Какие качества характеризуют мужской характер? В чём ценность мужского характера?

Задание девочкам: Как вы думаете, какими качествами обладает обаятельная девочка? В чём ценность обаяния?

Может ли быть дружба между мальчиками и девочками? На чём она основана?

Учебная информация (читают дети)

У Мальчиков и Девочек есть много похожих черт характера и главное – уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь нам учиться вместе много лет.
Между девочками и мальчиками дружба, безусловно, может быть. Она основана на тех же принципах, что дружба между однополыми детьми. За исключением того, что однополые дети легче доверяют друг другу свои секреты, а также существуют сугубо мальчишеские и девчоночьи интересы, а вследствие этого мальчишеские и девчоночьи ролевые игры, например, «Дочки – матери», «В войну».

Вывод: Все это помогло нам еще раз увидеть, насколько разные: мальчики и девочки. Но у нас много общего? Мы вместе учимся, вместе живем. Растем, радуемся, мечтаем. И у нас есть выбор: можно оставить так, как есть, т.е. девочки сами по себе, а мальчики сами по себе, или можно объединиться в единый мир и жить в мире и согласии друг с другом.

7. Упражнение «девочки и мальчики»
Ребята, очень важно уметь строить дружеские отношения между мальчиками и девочками

Задание мальчикам: Записать, какими вы хотите видеть девочек (листы с заданиями).

(ум, правдивость, доброту, аккуратность, за то, что всё умеют)

Задание девочкам: Записать, какими вы хотите видеть мальчиков.

(ум, силу, ловкость, справедливость, правдивость, доброту)

(Затем выходит один представитель от группы и защищает ответ.)

Вывод:
- Я думаю, мальчикам теперь понятно, каким им следует быть, чтобы их уважали девочки и хотели с ними дружить.
- Девочки, постараются воспитывать в себе эти качества, чтобы вас мальчишки ценили.

8 . Сегодня мы слышали много интересного друг о друге, о мирах друг друга.

Ровесницы, ровесники…
Девчонки и мальчишки,
Одни поём мы песенки,
Одни читаем книжки.

Мальчишки, девчонки,
Девчонки, мальчишки,
Мы учимся вместе, друзья!
Всегда у нас весело в классе,
Да здравствует дружба – Ура!
9. Домашнее задание:

Творческое задание «Законы дружбы» (выводятся вместе с родителями):

1. Один за всех и все за одного.

2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

3. Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

4. Не ябедничай, лучше сам исправь.

5. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получилось.

6. Не сердись и не падай духом, если что-то не получилось.

7. Помоги друзьям в беде.

8. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

Напишите советы для одноклассников, как построить дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками

10. Круг «От сердца к сердцу»
Упражнение «Сердца имён»

Заканчивая наш урок, мне бы хотелось, чтобы вы сделали первый шаг к установлению дружеских отношений между мальчиком и девочкой. А помогут нам эти сердечки.

Напишите на сердечке слова-пожелания и подарите сердечко однокласснику или однокласснице (каждому однокласснику можно подарить только одно сердечко).

У мальчиков и девочек есть много разных и похожих черт характера и главное – это уметь уважать друг друга и ладить между собой, ведь вам предстоит учиться вместе много лет. Мне бы хотелось, чтобы, у вас были действительно дружеские отношения, тогда будет интересно жить, легко и весело идти Дорогою Добра.

Исполняется песня «Дорогою Добра»

Спасибо нашим гостям и если мы смогли хотя бы немного заинтересовать вас, то это для нас самое главное.