Кого называют сиротой. Смотреть что такое "Сирота" в других словарях. Законодательное регулирование вопроса

Ребенок-сирота – кто он?

К сожалению, такое понятие, как ребенок-сирота знакомо всем и с каждым годом ситуация практически не меняется – даже в наше, мирное и вполне благополучное время количество детей-сирот не уменьшается.

По закону, ребенок-сирота – это тот ребенок, который по какой-либо причине лишился отца или матери, если у ребенка нет обоих родителей, то его называют «круглым» сиротой.

Казалось бы, сиротами дети в большинстве случаев становятся после смерти родителей. Но, к большому сожалению, большинство случаев такого статуса у детей – это лишение родителей родительских прав. Горе-родители, оставляющие своего ребенка на произвол судьбы, часто социально неблагополучны, среди них много алкоголиков, пьяниц, наркоманов, преступников.

Для того чтобы ребенка признали сиротой, нужны такие подтверждающие документы :

  • свидетельство о смерти родителей;
  • решение суда о признании родителей без вести пропавшими;
  • решение суда о лишении родителей родительских прав;
  • решение суда о признании родителей недееспособными;
  • приговор суда об осуждении родителей;
  • медицинское заключение о длительной болезни родителей, которая мешает им выполнять свои обязанности;
  • документ из милиции о том, что родители долгое время находятся в розыске и другие.

На основании какого-либо из вышеперечисленных документов в зависимости от сложившейся ситуации, осиротевший ребенок начнет находиться на попечении государства, на его содержание из бюджета будут выделяться минимально необходимые средства. Также ребенок-сирота может рассчитывать на определенные льготы , например, на первоочередное поступление в ВУЗ, оздоровление и т.п.

В случае отсутствия у ребенка-сироты родственников, которые смогут позаботиться о нем или при наличии их отказа, домом для такого ребенка станет детский дом. В последнее время начали появляться детские дома семейного типа, где дети воспитываются в максимально приближенных к обычным семьям условиям.

Не исключено и дальнейшее приемными родителями, но к сожалению, со взрослением ребенка его шансы быть усыновленным уменьшаются.

Большой проблемой является дальнейшая интеграция ребенка-сироты в существующий общественный строй, нахождение им своего места там. Нередки случаи, когда не сумевший адаптироваться в новых условиях жизни ребенок, после выхода из довольно закрытого мира детского дома, вынужден был стать на преступный путь. Усугубляют ситуацию и махинации с жильем для детей-сирот, а без наличия собственного угла выжить в современном обществе ребенку-сироте практически невозможно. По закону, при наличии у ребенка квартиры, оставшейся после смерти родителей, за ним сохраняется право собственности на нее после выхода из детского дома. В случае отсутствия у ребенка-сироты собственного жилья, ему его должно обеспечить государство, но нередко этого не происходит из-за недобросовестности чиновников.

Приюты. Но наиболее приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейное жизнеустройство: усыновление , опека и попечительство, приёмная семья. Право ребёнка жить и воспитываться в семье закреплено в ст. 54 СК РФ. Поэтому дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству в семью и только при отсутствии такой возможности - в интернатные учреждения (ст. 123 СК РФ).

Виды сирот

Можно выделить следующие группы сирот:

  1. собственно сироты: несовершеннолетние дети, чьи родители умерли;
  2. «лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав;
  3. «отказники »: дети родителей, отказавшихся от родительских прав;
  4. интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании;
  5. домашние условные сироты: ребёнок живёт с родителями, но им не до ребёнка.

Можно выявить и сгруппировать в 7 блоков социальных стереотипов о детях сиротах:

  1. сироты - дети с плохой биологической наследственностью и генетической предрасположенностью к различным заболеваниям, в том числе склонностью к проявлению разного рода девиаций;
  2. сироты подвержены психическим отклонениям;
  3. у детей-сирот плохое физическое здоровье и предрасположенность к хроническим заболеваниям;
  4. склонность к проявлению асоциального поведения;
  5. воспитанники детских домов плохо адаптируются к социальной среде;
  6. «неблагодарность» приемного ребёнка к родителям-усыновителям;
  7. социальные сироты - «бедные», «несчастные, брошенные дети».

Социальные сироты

Одной из важных проблем России является социальное сиротство. С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях.

В 2012 году в России насчитывалось около 650 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Более 70 % из них являлись «социальными сиротами» (их родители живы, но не хотят или не могут заботиться о детях). В 2011 году на Украине было почти 100 тысяч сирот, из них 70 % - социальные сироты.

Но и у многих детей, живущих в семьях, печальная судьба. Конфликты в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают многих детей убегать из дома и скитаться по стране. Таких беспризорных детей - точной цифры никто не знает - около 1 млн. Ещё больше - до 2 млн - безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается улицей. В результате в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие - преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые трудности. В таких условиях повышение рождаемости имеет сомнительную ценность.

По данным доклада директора Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ А. А. Левитской на Всероссийском совещании «Инновационные подходы в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав детей» 2011 г. пребывание детей в интернатных учреждениях отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Уровень заболеваемости в домах ребёнка увеличивается в 2 раза, отмечается нарастание количества воспитанников с отставанием в физическом и нервно-психическом развитии, происходит рост хронической заболеваемости. Зафиксирован ранний возраст начала курения и употребления алкогольных напитков детьми-сиротами (до 11 лет). У 30 % детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения, треть отклонений приходится на гиперкинетическое расстройство поведения, которое проявляется гиперактивностью и нарушенным вниманием .

С 2015 года для социально ответственных средств массовой информации в поддержку профилактики социального сиротства в России проводится национальный конкурс медиапроектов «Конек» .

В Российской Федерации

По данным доклада уполномоченного по правам ребёнка города Москвы , председателя Ассоциации уполномоченных по правам ребёнка субъектов Российской Федерации Алексея Голованя (Париж , 22 октября 2008 года) на 1 января 2007 года в России насчитывалось 748 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. . Большая часть из этих детей живут в приемных семьях (оформлено усыновление, опека или приемная семья). В детских домах находятся около 150 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей Детей-сирот среди них - 15-20 %. В то же время в России наметилась тенденция на уменьшение проблемы. На октябрь 2012 года по данным уполномоченного по правам детей Павла Астахова в стране было 654 тысячи детей сирот. За 5 лет число оставшихся без попечения родителей уменьшилось на 94 тысячи (сокращение на 12,5 %). В некоторых регионах закрываются детские дома.

В период с 15.04.2010 по 13.07.2011 в России действовал мораторий на усыновление российских детей гражданами США . В декабре 2012 года в законопроект , рассматриваемый Госдумой в ответ на принятие в США закона Магнитского , депутатами Е. Лаховой (Единая Россия) и Е. Афанасьевой (ЛДПР) был внесен запрет усыновления российский детей-сирот американскими гражданами.

Отношение к сиротам в Библии и христианстве

Образ сироты, как незащищенного и нуждающегося в помощи лица, с древних времен упоминался у христиан как в Ветхом и Новом Заветах Библии , так и в более поздних христианских произведениях.

Помощь сиротам издавна считалась богоугодным делом и одним из наиболее важных проявлений благотворительности . Считалось, и до сих пор считается, что Всевышний Господь особенно внимателен к сиротам, вдовам и всем нуждающимся. В Псалме 67 Ветхого Завета Бог называется «Отцом сирот и судьей вдов во святом Своем жилище».

В Псалме 9 Ветхого Завета, обращаясь к Богу, псалмопевец говорит:

Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Заповеди Ветхого Завета требовали «не притеснять ни вдовы, ни сироты».

В Новом Завете и во всей последующей истории христианства помощь сиротам также считается необходимым и богоугодным делом.

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

См. также

  • Ятим (араб. يتيم ‎ - «Сирота») - арабское имя

Напишите отзыв о статье "Сирота"

Ссылки

  • - интернет-портал о сиротах в России и СНГ
  • - интернет-сайт для выпускников детских домов
  • // jyravlik.ru
  • // vd-spb.ru

Примечания

Отрывок, характеризующий Сирота

– Адъютант! Господин адъютант!… Ради Бога… защитите… Что ж это будет?… Я лекарская жена 7 го егерского… не пускают; мы отстали, своих потеряли…
– В лепешку расшибу, заворачивай! – кричал озлобленный офицер на солдата, – заворачивай назад со шлюхой своею.
– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.

Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей , отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

Особенности статуса

С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

Распространены ситуации социального сиротства , когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

  • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
  • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.

Еще одна категория причин , когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери\отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

Законодательное регулирование вопроса

Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

Ее принципы регулируют :

  • Семейный Кодекс РФ;
  • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
  • ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства . Сотрудники попечительского ведомства брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях

Как оформить данный статус

Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.

Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.

Для чего это нужно

Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально . И сделать это нужно непременно:

  • во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
  • Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.

Как присвоить статус

Государством предусмотрен особый алгоритм по оформлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сделать это несколько сложнее, нежели признать его сиротой.

Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.

Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы :

  • решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
  • подтверждения об изначальном отсутствии родителей – с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
  • предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
  • справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.

При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.

Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:

  • Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
  • Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
  • При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.

Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.

Действия госорганов

Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:

  • принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
  • информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.

Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).

Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.

Действия опекунов, сотрудников соц. учреждений

После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных , пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.

При себе нужно иметь пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
  • свидетельство о рождении опекаемого;
  • документы, подтверждающие льготный статус.

Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.

Государственная поддержка данной категории граждан

Пенсия по потере кормильца

Положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.

Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.

Образовательные льготы

Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. в столовой бесплатно.

Также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.

Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.

Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.

Обеспечение жильем

По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.

Но только при соответствии условиям :

  • у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
  • родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
  • если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.

«Коммуналка» и ЖКХ

Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.

В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.

Медицина

В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь . При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.

Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.

Социальная помощь

Государство гарантирует им повышенную правовую защиту , которая охватывают основные аспекты жизни:

  • жилищные вопросы;
  • получение образования различных ступеней;
  • трудовые гарантии;
  • медицинское обслуживание.

Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.

Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.

О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:

Ребенок, потерявший отца с матерью, считается сиротой. А можно ли назвать сиротами незаконнорожденных детей? Как Ислам трактует положение сирот и незаконнорожденных детей в обществе? Рассматривает ли их как брошенных, считая жертвами судьбы, или как обычных детей?

Ответы на эти и другие животрепещущие вопросы по проблемам сирот, опекунству, по справедливому отношению к ним общества, по защите их прав, мы пытаемся найти, опираясь на Великую книги жизни – Коран. Ведь не случайно слово «сирота» повторяется в Коране более двадцати раз.

Мы много слышим добрых, утешительных слов, звучащих в адрес родителей, потерявших своих детей. Им сочувствуют, соболезнуют, их жалеют. Но гораздо реже встретить людей, разделяющих безутешное горе детей, оставшихся без родителей. Занятые собственными детьми и обеспокоенные заботой о благополучии, процветании родной семьи, мы не обращаем внимания на других детей, брошенных собственными родителями или осиротевших. Чужая беда, чужая боль и трагедия нас не касаются. Лишь бы с нашими домами, детьми все было нормально. Но правильно ли это?

Если человек считает себя истинным мусульманином, то согласно Корану, он должен быть милосердным к сиротам и всячески постараться смягчить их боль и страдания. Он должен привлечь внимание окружающих людей к их печалям и тревогам, к оставляющим желать лучшего условиям их проживания, постараться вернуть радость к жизни, чтобы потухшая однажды в глазах ребенка улыбка, ярко засверкала вновь, озарив израненную детскую душу светом надежды.

И речь не идет только о сиротах. В такой заботе, в нашем общем внимании и милосердии нуждаются брошенные, незаконнорожденные дети, которые по шариату также считаются сиротами. И их печали, их тревоги, порой, куда сильнее и глубже, чем у детей – сирот.

Вот, что говориться по этому поводу в Коране: «Давайте имена им их отцов. Сие пред Богом справедливей, А если их отцы вам не известны, (Зовите их) своими братьями по вере, И близкими (сродни вашей родне). На вас греха не будет в том, Коль ошибетесь вы (в именовании их), А грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, Аллах прощающ, Милосерд» (Сура «Союзники»; 5 аят.) Этот аят доказывает, что дети, не знающие своих настоящих родителей, не имеющие фамилии безотцовщины более нуждаются в попечительстве:

1. Вот, что говорится в Коране о сиротах: «О жизни близкой и далёкой, И о сиротах задают тебе вопрос: Скажи: «для них благое совершать – Есть лучшее, что можно сделать». И если примите вы их в свои заботы, Они вам станут братья – Ведь Бог умеет распознать творящего добро oт совершающего злое. И если бы Бог того желал. Послал бы тяготы он вам,(земные), По истине всесилен Он и мудрости исполнен.» («Корова»; 220 аят)

«не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе».

2. Если глубоко поразмыслить над вышесказанным аятом, то можно постичь удивительно мудрую философию жизни: между обществом и сиротами должно быть справедливое отношение, основанное на любви и милосердии. Вместо кровного отцовства провозглашается отцовство по вере, когда религиозные опекунство и братство занимают места отца. Это единственно приемлемый выход, позволяющий возместить ребенку морально-психологический ущерб. Те же, кто оскорбляют и обижают сирот, своими жестокими поступками фактически отвергают веру.

3. Аллах Тяаля говорит в аяте: «А если их отцы вам не известны». То есть речь идет о незаконнорожденных. И к ним нужно относится еще мягче, нежели к сиротам, у которых отцы умерли.

Теперь попробуем всесторонне подойти к изучению вопроса: как Ислам характеризует положение сирот в обществе?

1.Значение слова «сирота».

Слово «сирота» в Коране повторяется более двадцати раз и дается в единственном, двойственном и множественном числах. Сирота считается полноценной личностью, не подвергающейся критике и обвинениям или унижениям. Слово «сирота» предполагает одиноких, оторванных от семей, лишенных внимания детей и произносится с той целью, чтобы общество заботилось о них, удовлетворяло их нужды и потребности.

2. Как же Ислам преподносит сирот в обществе?

Как было сказано в Суре «Корова» в 220 аяте и в Суре «Союзники» в 5 аяте, Ислам подчеркивает, что сироты - наши духовные братья в религии, братья и сестры в мусульманском обществе, которое не должно оскорблять, унижать сироту, пользоваться его богатством. Чтобы сироты не чувствовали себя отчужденными, с ними нужно здороваться, их нужно приветствовать, поздравлять, всячески оказывая им внимание и поддержку.

3. В чём в первую очередь нуждается сирота?

Если вы зададите этот вопрос тем, кто сталкивался с проблемами сирот, то они ответят вам: - В жилье. И это согласно слов Мухаммада Пророк (да благословит Аллах его и род его!), произнесенных в Коране, общая для большинства сирот проблема: « Ведь разве не нашёл тебя он сиротой, Не дал приюта и заботы?» («Утро»; 6 аят) Этот аят словно бы советует, что найти жилье для сироты – это самое лучшее решение проблемы, то благо, о котором Аллах упомянул в Коране. Давайте посмотрим: о Пророке Пророк (да благословит Аллах его и род его!) заботились сначала дедушка, потом дядя. То же и о сироте должны заботиться сначала близкие люди, а если их нет, то дальние. Конституцией для всего человечества должен стать призыв приютить сироту и тем самым не дать ему почувствовать свою отрешенность.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Кто погладит голову сироты ради Аллаха, тот получит вознаграждение за каждую волосинку». В этом хадисе звучит призыв к милосердному отношению к сиротам. Это живая картина от Пророка, который очень беспокоился о правах сирот.

Мы проанализировали положительное и действенное отношение Ислама к сиротам. Главный элемент, который возымел действие, - это Иман, то есть вознаграждение (как сад, который ждет своих сборщиков, чтобы быть рядом с Пророком в Судный день).

Пророк говорил, что в Судный день как два пальца одной руки, он будет рядом с женщиной, потерявшей мужа и достойно воспитавшей детей. Когда-то она была красивой, но от житейских тягот и забот красота ее поблекла.

Смысл этого хадиса в следующем:

А). Мать – это самое главное для сирот.
б). Мать – второй человек, к которому прибегает ребенок после смерти отца.
в). Если умирает мать, то любая другая добрая женщина может взять на себя заботу о сироте, за что будет вознаграждена вдвойне.

4. Верим ли мы в Коран?

Некоторые люди, к сожалению, не принимают эту социальную проблему всерьез, а лишь теоретически - на словах. Но давайте вернемся к Корану, к суре «Город», к 11-17 аятам, где говорится о том, что оскорбляющий и унижающий сироту отвергает веру: «Но не спешит избрать стезю крутую человек! Как объяснить тебе, что значит «крутизна»? Освободить раба, Дать пищу в дни лишений Сироте, который близок вам по крови, Иль бедняку презренному другими. И вот тогда вы станете одними из тех, Кто верит в Бога и смиренно сострадает, И с милосердием творит добро.»

Сирота подвергается бедности, нужде, болезни. Потому тот, кто «кушает» деньги сирот, сравнивается с поглотителем огня.

5. Кто несёт ответственность за унижение и оскорбление сирот?

Сирота не несет ответственности за свое положение. Ответственность несет общество. К сожалению, говоря о сироте, мы представляем удручающую картину: униженный бродяга-ребенок ходит по домам с протянутой рукой в поисках не только хлеба насущного, но и хоть чуточку душевной теплоты.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Самый лучший дом мусульманина – это дом, где воспитывается сирота и о нём заботятся хорошо, и самый плохой мусульманский дом – это дом, где относятся к сироте плохо». Поэтому Коран обращается к обществу: «Они ждут указаний от тебя касательно их женщин. Скажи: «Аллах даёт вам указания о них И то что вам читается в сей книге, И относительно сирот, которым не даёте вы того, Что вам предписано давать, Желая взять их в жёны, О беззащитных слабых детях, И чтобы всегда ко всем сиротам, Вы строго соблюдали справедливость, И чтобы доброго не совершили вы Господь по истине об этом знает! (Сура «Женщины»; 127 аят). Ислам ясно и всесторонне определил положение сирот в обществе во избежание их унижений и оскорблений. Забота о сироте – это большое благо для заботящегося о нем человека, один из путей всепрощения и попадания в Рай.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: «Кто возьмёт ребёнка-сироту среди мусульман, чтобы прокормить его, тот с дозволения Аллаха попадёт в Рай, если только он не делает греха, который не прощается».

Без всякого преувеличения можно сказать, что забота о сироте – лекарство для ожесточенных, бессердечных людей. К Пророку (да благословит Аллах его и род его!) подошел один человек, жаловавшийся на жестокость сердца, и Пророк посоветовал ему кормить бедных, погладить сироту по голове.

Надеемся, что приведя эти примеры, мы словно бы погладили головы маленьких сирот, которые, как цветы в саду, ждут воды и ухода. Надеемся также, что это открытое письмо – послание к нашему обществу с призывом взять заботу над сиротами и ответственность за них, будет услышано нашими согражданами и дойдет до сердца каждого. Всевышний создал сирот для жизни, а мы, оставляя их без внимания, унижая их и причиняя им боль, словно бы стремимся растоптать, уничтожить их. Если Аллах создал эти зеленные веточки для того, чтобы они могли плодоносить, как мы можем отсекать их и пускать их на дрова?

И по Шариату, и по земным законам недопустимо, чтобы эти дети пострадали дважды: от того, что они безотцовщины, и от того, что общество несправедливо по отношению к ним.

Мы уверены, что в мусульманском мире есть люди, готовые приголубить сироту, утереть его слезы, приласкать, позаботиться о нем. И доброта эта останется в сердцах многих людей до судного дня.

Сколько бы мы ни говорили, мы не можем по-настоящему прочувствовать то, что чувствуют сироты, лишенные родительской любви и заботы общества. Но мы можем стать теми, кто с чистым сердцем и бескорыстным желанием поддержать сирот, утирает их слезы, заживляет полученные ими однажды раны.

Слово «сирота» относимо к любому человеку, чье социальное состояние изменяется в результате похорон . Объём значения слова «сирота» в контексте ритуала расширяется: оно именует не только детей, потерявших родителей, но каждого, понесшего личную утрату, пережившего смерть родителей, детей, жены или мужа.

Можно выделить следующие группы сирот: 1. собственно сироты: несовершеннолетние дети, чьи родители умерли; 2. «лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав; 3. «отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав; 4. интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители практически не участвуют в их воспитании; 5. домашние условные сироты: ребенок живет с родителями, но им не до ребенка Можно выявить и сгруппировать в 7 блоков социальных стереотипов о детях сиротах: 1) сироты – дети с плохой биологической наследственностью и генетической предрасположенностью к различным заболеваниям, в том числе склонностью к проявлению разного рода девиаций; 2) сироты подвержены психическим отклонениям; 3) у детей-сирот плохое физическое здоровье и предрасположенность к хроническим заболеваниям; 4) склонность к проявлению асоциального поведения; 5) воспитанники детских домов плохо адаптируются к социальной среде; 6) «неблагодарность» приемного ребенка к родителям-усыновителям; 7) социальные сироты – «бедные», «несчастные, брошенные дети»

Статистика

Русский плакат «День сирот воинов». 1916.

По данным доклада уполномоченного по правам ребёнка города Москвы , председателя Ассоциации уполномоченных по правам ребёнка субъектов Российской Федерации Алексея Голованя (Париж , 22 октября 2008 года) на 1 января 2007 года в России насчитывалось 748 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. . Большая часть из этих детей живут в приемных семьях (оформлено усыновление, опека или приемная семья). В детских домах находятся около 150 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей Детей-сирот среди них - 15-20 %.

Российские дети-сироты часто усыновляются иностранными гражданами, в том числе американцами. В декабре 2012 года в законопроект, рассматриваемый Госдумой в ответ на принятие в США закона Магнитского , депутатами Е. Лаховой (Единая Россия) и Е. Афанасьевой (ЛДПР) было предложено внести запрет усыновления российский детей-сирот американскими гражданами.

Отношение к сиротам в Библии и христианстве

Образ сироты, как незащищенного и нуждающегося в помощи лица, с древних времен упоминался в Ветхом и Новом заветах Библии и в более поздних христианских произведениях.

Помощь сиротам издавна считалась богоугодным делом и одним из наиболее важных проявлений благотворительности. Считалось и до сих пор считается, что Всевышний Господь особенно внимателен к сиротам, вдовам и всем нуждающимся. В Псалме 67 Ветхого завета Бог называется «Отцом сирот и судьей вдов во святом Своем жилище».

См. также

Источники

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сирота" в других словарях:

    Сирота … Орфографический словарь-справочник

    - ·об. сиротина, сиротка, точка, тинка, ночка, сиротушка. сиротинушка, вят. сиротища, новг. сиряк, орл. сиротец муж. сирый прил. сиромаха ·об., южн. у кого нет отца либо матери, или нет обоих, это круглый сирота. Безродный сирота, без близкой родни … Толковый словарь Даля

    См. бедный казанского сироту строить, прикидываться казанским сиротой... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сирота бедный; сиротина, сиротка, безотцовщина, (круглый, круглая) … Словарь синонимов

    СИРОТА, сироты, мн. сироты (сироты обл.), муж. и жен. Ребенок или несовершеннолетний, отец и мать или один из родителей которого умерли. Круглый сирота (см. круглый). Остаться сиротой. ❖ Казанский или казанская сирота (разг. ирон.) человек,… … Толковый словарь Ушакова

    СИРОТА, ы, мн. оты, от, отам, муж. и жен. Ребёнок или несовершеннолетний, у к рого умер один или оба родителя. Круглый с. (без отца и матери). Казанская сирота (разг. ирон.) о том, кто прикидывается несчастным, жалким. | уменьш. ласк. сиротка,… … Толковый словарь Ожегова