Конспект НОД для детей средней группы на тему: Осень. Конспект комплексной НОД " Осень" (подготовительная группа)

Ковбаса Оксана Юрьевна
АНО ДО "Планета детства "Лада" Д/с № 149 "Ёлочка", Самарская область, г. Тольятти

Конспект НОД

«Осень в лесу» (Старшая группа)

Цели:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе;

Учить узнавать разные породы деревьев по листьям;

Обогащать и уточнять словарь по теме (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, исчезновение насекомых, отлёт птиц);

Учить детей составлять рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме;

Развивать непроизвольную память, мышление;

Воспитывать бережное отношение к природе и животным.

Предварительная работа: экскурсия в лес,наблюдение за листопадом, сбор листьев и составление осенних букетов, чтение рассказов и загадывание загадок о диких животных.

Демонстрационный материал: цветные иллюстрации деревьев (демонстрационные); заламинированные листья березы, клена, дуба, рябины, ивы (раздаточные); предметные картинки с изображением зверей (белка, заяц, медведь, волк, лиса, ёж); русская народная сказка «Как коза избушку построила».

Организационный момент:

Игра «Повтори». Дуб - рябина - осина, берёза - ель - клён, клён - рябина - ель, берёза - дуб - рябина, ель - дуб - сосна, дуб - клён - берёза.

Основная часть:

В о с п и т а т е л ь: (читает стихотворение)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

(И. Бунин)

В о с п и т а т е л ь:

Какое время года описал поэт? (Осень)

Почему вы так решили? (Когда наступает осень, листья на деревьях окрашиваются в разные цвета )

Какими словами поэт рассказывает о лесе, каким он стал осенью? (лиловым, золотым, багряным )

Какое настроение у вас возникает во время прослушивания этого стихотворения? (Радостное, светлое, немного грустное, потому что красота закончится, когда все листья опадут )

Назовите еще признаки осени. (Солнце светит меньше, день становится короче, а ночь длиннее; вянет и жухнет трава; птицы улетают в тёплые края, животные готовятся к зиме)

- Почему птицы улетают в тёплые края? (Насекомые, которыми питаются птицы, прячутся глубоко в землю; замерзают водоёмы)

А теперь послушайте русскую народную сказку «Как коза избушку строила».

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать…

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали. Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. - Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.

Пошла коза к елке:

— Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает елка.

— Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!

— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает дуб. - По осени жёлуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

— Мои листики и днём и ночью шумят - твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

Закачался шиповник:

— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к берёзе:

— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула берёзка веточками, сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

В о с п и т а т е л ь:

Про кого эта сказка? (Про ленивую старуху-говоруху и козу с козлятами )

Куда убежала коза с козлятами от старухи-говорухи? (В лес )

Какие деревья росли в лесу? Почему они отказались приютить козу с козлятами? Кто помог козе? (Ответы детей )

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(загибаем поочередно пальчики, начиная с большого)

Листья березы,(сжимают и разжимают кулачки )

Листья рябины,(загибают поочередно пальчики, начиная с большого )

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.(«шагаем» средним и указательным пальчиками по коленям)

Н. Нищева

Воспитатель проводит игру с раздаточным материалом. (Д/и «Детки с ветки»).

В о с п и т а т е л ь: В лесу, куда убежала коза с козлятами, растут разные деревья. Помогите деревья найти свои опавшие листочки. Я буду выставлять на магнитной доске изображение дерева, а тот, у кого есть листок с этого дерева, поднимает руку, называет дерево и прикрепляет к нему листок.

Работа с демонстрационным материалом (на поставленные вопросы выставляются картинки)

В о с п и т а т е л ь:

Какое время года наступит после осени? (Зима )

Как готовятся к зиме животные в лесу?

Что делает заяц? (у него изменяется окраска шкурки )

Какого цвета у него шкурка осенью? (серого )

А какого цвета шкурка будет зимой, почему? (Белого,чтобы его не было видно на снегу )

Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом )

Как готовится к зиме белка? (Она с лета начала запасать грибы, ягоды, орехи на зиму; белка меняет окрас с рыжей на серую, утепляет своё жилище. )

Как называется жилище белки? (Дупло )

Как готовится к зиме медведь? (Он нагуливает жир, готовит жилище к зиме. )

Как называется жилище медведя? (Берлога )

Как зимует медведь? (Он спит в берлоге и сосет лапу. )

Дети рассказывают о том, как готовятся к зиме другие звери: лиса, волк, ёж.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Что нового вы узнали?

Что особенно понравилось?

МКДОУ ЦРР Детский сад № 31 «Алтн Булг»

( НОД )

Воспитатель национальной группы № 1 «Харада»

Ольцаева Валентина Александровна

Элиста 2015 г.

Занятие по теме «Осень» для средней группы ( НОД )

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Задачи: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; формировать у детей представление о том, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; развивать интерес к выполнению заданий. Воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и воспитателем, создание эмоционального комфорта и психологической безопасности. Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное.

Оборудование: презентация «Осень», 3 осенние куклы, листочки для физминутки, дидактический материал для каждого ребенка, корзины и предметы для дидактической игры.

Ход занятия.

Ребята, давайте сейчас присядем на стульчики. Я вам предлагаю послушать загадку и сказать, о каком времени года в ней говорится:

Листья падают с деревьев

Снова птицы улетают

Дождь опять в окно стучится

Когда это бывает?

Дети отвечают – Осень.

Правильно, ребята, это осень. Смотрите, к нам в гости пришла новая кукла. Ее зовут Ноябринка. Как вы думаете, почему ее так зовут? (Ответы детей)

Давайте вспомним, какие еще куклы приходили к нам в гости? (Ответы детей)

Вот они, наши осенние куклы – Сентябринка, Октябринка и Ноябринка.

Значит, какие осенние месяцы бывают? (Ответы)

А теперь посмотрим на экран. Давайте посмотрим, какая разная бывает осень. Вот это, ребята, ранняя осень – пока еще тепло, листья только начинают желтеть, поспевает урожай. А что значит урожай? Правильно, ребята это овощи и фрукты. Какие овощи мы знаем? Где они растут? А где растут фрукты?

Молодцы, ребята! А вот и золотая осень – листья пожелтели, уже падают на землю. Как вы думаете, ребята, почему эту пору называют золотой осенью?

Правильно, конечно потому, что листья желтые, похожи на золото, они падают на землю, образуя золотой ковер. Время, когда падают листья, называют листопад. Ребята, какое красивое слово – листопад. Давайте повторим это слово. Вот смотрите, ребята, Октябринка принесла нам золотые листочки, давайте с ними поиграем. Возьмем по две веточки и встанем в круг.

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Собираем листочки в корзину)

Спасибо Октябринке за веселую игру. И снова посмотрим на экран.

А это, ребята, поздняя осень – стало холодно, идут дожди и даже снег, может быть и ледяной дождь, пасмурно. А что значит пасмурно? Это слово означает «темный, хмурый, сумрачный, с облаками».

Ребята, наступила поздняя осень, и жизнь лесных зверей изменилась – они готовятся к зиме. Как они это делают, что они едят – вот об этом давайте узнаем сегодня.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Маленький, беленький, по полю скачет, ушки прячет.

Дети отвечают – зайчик.

(Показываю два слайда – заяц серый и заяц белый)

Как вы думаете, ребята, почему заяц поменял к зиме серую шубку на белую? (Ответы)

Чем заяц питается зимой? (Ответы)

Зайцы не готовят жилище к зиме, они копают временные норки, или просто зарываются в снег поглубже и спят.

Ребята, а как мы называем детеныша зайца?

А у ежа как называем детеныша? А у лисы? Конечно, ребята!

Послушайте, ребята, кто-то воет. Кто же это? Да, это волк.

Он в логове живет под оврагом в степи. (Показываю слайд про волка)

Как вы думаете, ребята, волк готовится к зиме? (Дети отвечают)

Да, правильно. Все лето и осень, и зиму волк охотиться.

Еще одну загадку послушаем:

Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки.

(Дети отвечают - Суслик)

(Показываю слайд про суслика).

Да, конечно, это суслик. А вы знаете, как называется дом суслика? (Ответы детей)

Что любит, есть суслик? (Ответы)

Знаете, ребята, оказывается, суслик всегда делает запасы на зиму в норе, у него есть кладовая из зерна, семян, корешков и других злаков.

Ребята, мы сказали, что животным сейчас холодно, давайте им поможем, найдем каждому животному домик. Поможем?

Игра « Найди норку».

Молодцы, ребята, нашли домик степным зверям.

А еще мы сказали, что животным стало голодно, им нечего есть. Давайте поможем нашим животным найти любимую еду. Вот у нас тут карточки, на одной стороне животные, на другой их любимая еда. Давайте карандашом проведем линию от животного к тому, лакомству, которое любят животные.

(Работа детей)

Молодцы, ребята. Только давайте посмотрим, всех ли животных мы накормили? Мне кажется, мы про кого-то забыли. Кого же мы не накормили? (Ответы детей)

Конечно же, суслика. Поможем суслику? Что любит суслик, ребята?

(Ответы детей)

Давайте ребята, сядем за стол и перевернем карточки. Что на них нарисовано? Да, это зерна.

Какие вы все молодцы, ребята! Помогли суслику.

Ребята, кому мы сегодня помогли? (Ответы детей).

Да, а другим животным поможем на следующих занятиях.

Непосредственно-образовательная деятельность в младшей группе
Направление «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Художественное творчество. Аппликация»
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА. Тема: «Осень наступила»

Программное содержание:
Расширение, активизация словарного запаса по теме.
Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, слухового внимания, чувства ритма.
Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»);
Закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением, точно интонировать мелодию, закреплять навыки эмоционального, выразительного исполнения;

Закреплять умение детей самостоятельно двигаться и менять движения с изменением музыки; свободно ориентироваться в пространстве, отмечать в музыке темп и ритмический рисунок.
Развитие у детей внимания, памяти, мышления, также развитие творческих способностей. Развивать у детей чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. Развивать мелкую моторику..
Учить создавать оригинальную композицию приемом расположения предметов (листьев, туч, птиц) на листе бумаги.
Формировать эстетический вкус, самостоятельность, творческое воображение.
Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

Интегрируемые образовательные области:
— Коммуникация
— Чтение художественной литературы
— Познание
— Музыка
— Художественное творчество

Предварительная работа: разучивание песен, игр со словом; чистоговорок, рассматривание картин по осенней тематике; слушание и чтение стихов об осени.
Материал: взрослый костюм Осени, осенние листочки для танца, мольберт, аудиозапись «Осень», «Шум дождя, ветра», произведения П. И. Чайковского «Октябрь» (цикл «Времена года»); сюжетные картины с изображением признаков осени (птицы улетают на юг, дождевые тучи, листопад); трафарет окна, вырезанного из картона, у которого открываются створки; столы с приготовленными заготовками для аппликации (листики, птицы, тучки); платок, корзина с угощением.
Ход НОД:

Воспитатель:
Доброе утро, дети! Какое время года наступило? (дети отвечают)
— Правильно – осень!
Воспитатель читает стихотворение про осень:
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам
Вот и заглянул к нам в сад
Золотистым звоном.
Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна, значит, осень – не весна.
— А какая осень в этом стихотворении? (дети отвечают)
— Правильно! А еще осень называют «Золотой». А знаете почему?
Потому что листья желтые как золото!

Ветер по лесу летал, ветер листики срывал.
Мы ладошки подставляем и листочки все поймаем.
Танец с листочками: Воспитатель раздает детям листья и танцует вместе с детьми танец, показывая движения. (муз. и сл. Е. В. Скрипкиной, ж-л «Колокольчик» №34, 2005, с. 19)
А давайте мы с вами отправимся в осенний лес! И непросто так, а на волшебном поезде! (дети садятся на стульчики, едут)
«РАЗМИНКА» (муз. и сл. Е. Д. Макшанцевой, «Детские забавы», с.4)
Воспитатель. Вот мы и приехали. Как красиво осенью!
Входит Осень с корзиной

Осень.
Здравствуйте, мои друзья! Знайте, Осень – это я.
Сколько вижу я детей, сколько вижу я гостей.
Все кругом я нарядила, темный лес озолотила.
И вас всех, мои друзья, приглашаю в гости я!
Воспитатель. Спасибо, Осень, за приглашение. Мы так спешили к тебе в гости, песенки да игры учили.
ПЕСНЯ «ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА»
(муз. и сл. Е. В. Скрипкиной, ж-л «Колокольчик» №34, 2005, с. 7)
Воспитатель.
-Так много деревьев в лесу. (включить звукозапись дующего ветра).
Физминутка « Ветер дует нам в лицо …»:
Осень наступает, ветер дует, листики срывает.
Вот как дует сильный ветер: У-У-У, вот так слабый ветер: у-у-у.
Подуйте, как сильный ветер; как слабый ветер.
А теперь покажем, как качается деревце от ветра:
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, деревце все выше, выше.

Воспитатель:
Упражнение «Окошко»:
Ветер – озорник раскрыл окошечки (показывает трафарет окна, вырезанного из картона, у которого открываются створки).
Откроем наши ротики широко, как окошки (на счет «раз»); (на счет «два»), закроем ротики (окошко закрыто). Ветер улетел, окошечки закрылись.
А как деревья шуршат, шелестят? (ш-ш-ш, с-с-с, ш-ш-ш).
Су-су-су — красиво осенью в лесу. (Произносят тихо, громче, громко).
Осень: Молодцы! Вам нравится в осеннем лесу?(дети отвечают)
Что мы видим вокруг? (много желтых листьев)
— А что на небе? (серые тучи)
— А куда птички подевались?(улетели в теплые края)
— А теперь, ребята, я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. Творите, создавайте! (дети садятся за столы)
Работа по теме (на каждый признак осени выставляется картинка).
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем для Осени подарок.
«Осень наступила» (коллективная работа – аппликация).
После подробного объяснения техники намазывания клея дети по подгруппам наклеивают на затонированные листы заготовки (листики, тучки, птички). (Дети выполняют аппликацию под аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Октябрь» (цикл «Времена года»)
По окончании все работы проводится дидактическая игра «Лети ко мне».
— «А ну-ка, листики, летят ко мне!» (дети берут свои работы и подбегают к осени. Осень раскладывает их на мольберте)
— «А ну-ка, птички летите ко мне!»
— «Тучки, тучки, все ко мне!»
Все работы объединяются в одну композицию: снизу изображения листьев, в середине – улетающие птицы, сверху — небо с тучами)
Осень: Посмотрите, что у нас получилось! Спасибо, ребята, порадовали меня!
У меня в корзине волшебный платок.
Платок разноцветный, расписной, необычный, непростой!
Раз! Два! Три! Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте! Поскорее отвечайте!
Воспитатель. Все ребятки тут! Кто же спрятался?
Осень.
Мы платочек поднимаем, что под ним, сейчас узнаем!
Что же это? Гостинцы мои!
(Осень передает корзину воспитателю.)
Осень.
Очень весело мне было! Всех ребят я полюбила.
Но прощаться нам пора. Что поделать, ждут дела!
До свиданья, детвора! (Осень уходит.)

Воспитатель:
Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
До свидания, Осень! (прохлопать)

Воспитатель.
А нам пора домой, угощаться вкусными гостинцами Осени.
Наш поезд ждет детишек, к отправлению он готов.
(Дети «уезжают на поезде»).

Итог занятия.
— Куда мы с вами ездили, ребята?
— Кого увидели в лесу?
— — Какие стали листики?
-Куда птицы улетели?
-Что произошло с небом?
-Что мы с вами изобразили?
— Молодцы!

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 26th Декабрь, 2015
Вы находитесь:

Описание работы: Предлагаю Вам конспект интегрированного занятия "Здравствуй, Осень Золотая" для детей среднего дошкольного возраста. Данный конспект будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, работающим с возрастной категорией 4-5 лет

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».
Образовательные задачи:
1. Формировать представление о признаках Осени;
2. Формировать умение составлять рассказ об Осени.
Развивающие задачи:
1. Развитие у дошкольников воображения, мыслительной деятельности, кругозора, памяти, речи.
2. Развитие интереса у детей к сезонным изменениям в окружающем мире.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание познавать природу.
2. Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.
Оборудование: Картина с изображением осени, письмо, картинки с изображением животных, мячик
Действующие герои: Старичок-Лесовичок
Место проведения: групповая комната

Конспект НОД «Здравствуй, Осень золотая» для среднего дошкольного возраста

Ход занятия:
Воспитатель:
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Ребята, какое это время года?
Дети: Осень
(Стук в дверь. Появляется печальный Старичок – Лесовичок.)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто к нам пришёл в гости такой расстроенный!
Лесовичок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А куда это я попал (растеряно) ?
Дети: В детский сад.
Лесовичок: Вот, мне к вам и надо! Я Старичок – Лесовичок, я хранитель леса! Ой – ё – ёй, ребята, у нас в лесу происходит что – то не понятное! Должен был выпасть снег, а у нас в лесу идёт дождик; деревья в листве, а должны быть покрыты снегом; медведь должен быть в спячке, а он роет берлогу; всё так ярко, красочно, красиво! Ребята, вы мне не подскажите, а какое сейчас у нас время года? А то я совсем старенький стал и ничего не помню!
Дети: Подскажем, сейчас у нас Осень!
Лесовичок: Правильно, Осень – вспомнил! А где снег? Где лёд? Сосульки?
Дети: Нет, Лесовичок, ты перепутал, снег, лёд и сосульки бывают Зимой, а сейчас Осень!

Лесовичок: Да, так и есть. И это теперь я вспомнил! Ребята, а вы мне поможете вспомнить про Осень, какая она бывает?
Воспитатель: Конечно, Лесовичок, ребята тебе расскажут всё про красавицу Осень! Ребятки, а давайте мы сейчас встанем все в большой, большой хоровод и поиграем в замечательную игру! Для начала мы выберем водящего при помощи считалочки! (проводится считалочка и выбирается водящий) . А теперь Полиночка (водящая) кидает мячик каждому из вас, и вы отвечаете на вопрос «Какая Осень?» Например: Осень золотая! Начинаем!
Дети: Теплая, холодная, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная, удивительная и т.д.
Лесовичок: Какие вы молодцы, столько прилагательных знаете об Осени! (у Лесовичка выпадает из кармана письмо)
Лесовичок: Ой, а что это у меня? Письмо? (удивлено) Точно, вспомнил, письмо! Его мне для вас передали лесные жители! А что бы узнать, какие это животные, отгадайте про них загадки!
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это …
Дети: Белка
Лесовичок: Ну конечно, это Белка!
Лесовичок: А сейчас мы узнаем, кто хочет вам задать ещё вопрос!
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его...
Дети: Медведь
Лесовичок: Ой, от кого же следующий вопрос?
Вот иголки и булавки
Выползают из - под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят!
Дети: Ёжик
Лесовичок: Правильно, Ёжик.
Лесовичок: Ребята, а вы хотите узнать, какие вопросы вам задали в этом письме белка, медведь и ёж?
Дети: Да
Лесовичок: Для того, чтобы помочь нашим белке, медведю и ёжику, нам необходимо разделится на три подгруппы. (Разделение на подгруппы) .
Так как белка совершенно не готова к зиме, для первой подгруппы детишек, она задала интересующий её вопрос «Какие ей надо сделать запасы на зиму?» На столе перед вами лежат картинки с изображением шишек, колбаски, орешек, сыра, ягод, грибочек и молочка. Вы выбираете только те картинки, на которых изображено то, что белка собирает на зиму!
Наш забывчивый Мишка, для второй подгруппы, задает такой вопрос «Что он делает зимой?» Перед вами лежат картинки с изображением сна, прогулки, приёма пищи, купания. Ребята, а вам нужно выбрать картинку, на которой изображено, что делает Мишка зимой?
А для вас ребята, ёжик задал вот такой интересный и очень важный для него вопрос «Что ему нужно спрятать у себя в норке на зиму?» Перед вами картинки с изображением грибов, хлеба, пирожков, фруктов, котлет и ягод. Вы выбираете, что нужно ёжику!
Первая подгруппа детишек: Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибочки.
Вторая подгруппа детишек: Мишка зимой спит.
Третья подгруппа детишек: Ёж прячет у себя в норке грибы, фрукты и ягоды.
Лесовичок: Ребята, а у меня тоже есть для вас вопросы!
- Для чего звери делают запасы на зиму?
Дети: Чтобы не остаться голодными, так как зимой под снегом не будет ни грибов, ни ягод, ни колосков.
Лесовичок: Хорошо, а какого цвета осенью трава и листики?
Дети: Листья разноцветные: оранжевые, жёлтые, красные, коричневые;
Трава жёлтая, коричневая.
Воспитатель: Лесовичок, а говорят ты немного волшебник?
Лесовичок: Да, ребята, волшебство я люблю и колдую понемножку!
Воспитатель: А можешь сейчас сделать для нас что - нибудь волшебное?
Лесовичок: Ребята, старенький я совсем стал, но заклинания волшебные ещё помню. Сейчас я скажу волшебные слова и все ребята превратятся в осенние листочки. Хотите?
Дети: Да
Лесовичок: А вы мне поможете произнести волшебные слова?
Дети: Да
Лесовичок: Повторяйте за мной: Раз, Два, Три, мы закружились и в листочки превратились!
Мы - осенние листочки. (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой
Друг за другом полетели. (Бегаем на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю сели. (Присаживаемся на корточки.)
Ветер снова набежал (Встаем на носочки, тянемся вверх руками.)
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил, (Кружимся вокруг себя на месте.)
И на землю опустил. (Снова садимся на корточки.)
Лесовичок: Молодцы, ребята! А теперь: Раз, Два, Три, мы закружились и в ребят мы превратились! Ой – ё – ёй, ребята, у меня случилось беда, на моём волшебном дереве (дерево изображено на ватмане) , листики потеряли цвет. Что ж мне делать?
Воспитатель: Лесовичок, не расстраивайся, мы тебе с ребятами поможем!
Ребята, давайте поможем Лесовичку, и раскрасим листики на его волшебном деревце?
Дети: Давайте!
Воспитатель: Перед вами лежат листики, выбирайте себе понравившейся, возьмите в руку кисть и выберете себе краску: красного, желтого или золотистого цвета! Теперь раскрашиваем наши листики (Раскрашивают гуашью листики) . А сейчас мы с вами при помощи клея приклеим наши разноцветные, красивые листики на волшебное дерево Лесовичка! (Приклеивают листики)
Лесовичок: Ребята, какие вы умнички и умники! Теперь моё волшебное деревце ожило разноцветными листочками!
Лесовичок: Я предлагаю вам встать в большой, красивый хоровод и спеть песню «Осень наступила». (Поют песню и выполняют соответствующие движения)
Лесовичок: Молодцы, ребята! Очень мне понравилось, как вы хорошо отвечаете на вопросы, с интересом и задорно играете, весело поёте! Спасибо вам, что помогли мне и лесным жителям вспомнить, какое сейчас время года! Мне пора возвращаться к себе в лес, к моим лесным жителям! До свидания, до новых встреч!
Дети: До Свидания!
Воспитатель: Ребята, какие вы у меня уже взрослые, смышленые, помогли Лесовичку всё вспомнить, ответили на все его вопросы! Вам понравилось помогать Лесовичку?
Дети: Да
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Воспитатель: А чем мы занимались?
Дети: мы рассказывали про Осень, разгадывали загадки, играли, рисовали и приклеивали листики.

Воспитатель: Делать хорошие дела, всегда приятно!

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе «Родничок»

Воспитатель: Шестакова Надежда Викторовна.

Тема: «Осень» (итоговое)

Программное содержание:

    Систематизировать знания детей об осени (о трёх осенних месяцах, о трёх осенних

периодах; их приметах и особенностях);

    Закреплять умение:

а) образовывать качественные, относительные, сложно-составные прилага-

б) объяснять понятия «пейзаж», «натюрморт»; различать их

3. Упражнять детей в коллективном составлении сказки (по цепочке), соблюдая её

структуру (зачин, кульминационный момент, концовка)

    Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, прививать любовь к при-

роде родного края.

Оборудование:

Кукла Ноябрина, мольберт с изображением окна, картинки с погодными явлениями,

разноцветные осенние листья разных пород деревьев; предметы, характеризующие

каждый осенний период; иллюстрации об осени; д/игра «Лист-дерево-натюрморт»

Активизация словаря:

Сентябрь, октябрь, ноябрь, ранняя, золотая, поздняя, предзимье, пейзаж, натюрморт,

берёзовый, дубовый, рябиновый…, жёлто-зелёный, красно-оранжевый…,дождли-

вая, пасмурная, безветренная, снежная, ненастная, щедрая, увядают, моросит.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

(Дети сидят полукругом перед мольбертом, на котором изображено окно)

В-ль: - Дети, какое сейчас время года? (Осень) Сегодня к нам в гости пришла девочка

Ноябрина. Как вы думаете, почему её так зовут? (Потому что сейчас ноябрь)

Назовите все осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

В-ль: - Какой первый звук в слове «сентябрь»? (С)

Какой первый звук в слове «октябрь»? (О)

Какой первый звук в слове «ноябрь»? (Н)

(Выкладываем на мольберте СОН, читаем)

В-ль: - Дети, это очень интересное совпадение, т.к. природа осенью готовится ко сну.

Опадают листья, вянет трава, замерзает земля…природа засыпает, чтобы отдох-

нуть, набраться сил и…весной снова радовать нас.

А вы любите гулять в осеннем парке? Ноябрина приглашает нас на прогулку.

Но прежде нам нужно заглянуть в окно и узнать, какая погода. Что вы можете

сказать о погоде сегодня?

(Дети прикрепляют на «окне» картинки с природными явлениями, соответ-

ствующими погоде, составляя предложения)

Сегодня идёт снег.

Когда я шёл в садик, было холодно.

Я заметила, что дует ветер (нет ветра).

На небе нет солнышка…пасмурно

В-ль: - Итак, давайте скажем, КАКАЯ сегодня погода?

Дети: - Сегодня ПАСМУРНАЯ, ХОЛОДНАЯ, СНЕЖНАЯ, ВЕТРЕННАЯ (БЕЗВЕТРЕН-

НАЯ) погода.

В-ль: - Оденемся потеплее и пойдём гулять в парк!

(Дети идут по кругу, исполняя фрагмент танца «Осень» под аудиозапись)

В-ль: - Посмотрите, сколько листьев!!! Давайте их соберём.

(Дети собирают листики и встают на «тропинку»)

В-ль: - Скажите, какого цвета у вас листья.

Дети: - У меня КРАСНО-ЖЁЛТЫЙ листик (ЖЁЛТО-ЗЕЛЁНЫЙ и т.д.)

В-ль: - Сейчас ко мне подойдут те дети, у которых листики с берёзы…КАКИЕ у вас

Дети: - БЕРЁЗОВЫЕ (аналогично: КЛЕНОВЫЕ, РЯБИНОВЫЕ, ДУБОВЫЕ и т.д.)

(Предлагаю приклеить все листья на одно дерево, изображённое на доске)

В-ль: - Так бывает?...(нет) А что не так?

Дети: - На одном дереве не растут разные листья!

(В-ль закрывает ствол дерева плоскостной вазой, добавляет рядом с вазой

плоскостное яблоко или гриб)

А так бывает?

Дети: - Да, это НАТЮРМОРТ

Все: - Раз, два, три, четыре, пять-

Листья берёзы,

Листья осины,

Листики тополя,

Листья рябины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём!

В-ль; - Как и в любом парке, в нашем тоже есть скамеечки. Давайте сядем, отдохнём.

(Дети садятся перед «развивающей стеной». На стене изображены три пе-

риода осени символически и иллюстративно. Под каждым из них на полу

пеньки, на пеньках корзинки. На маленьком столике лежат предметы, ха-

рактеризующие тот или иной период осени).

В-ль: - Дети, какие осенние периоды вы знаете? Какая бывает осень? (ранняя, золотая и

поздняя). Каждая из них радует нас по-своему. Подумайте и положите в корзинки

то, что подходит каждому периоду. Что приносит нам ранняя осень?

Дети: - Ранняя осень дарит нам овощи (фрукты, цветы, грибы, ягоды, листья жёлтые,

тёплый дождик)

(Дети составляют предложения, используя разнообразные глаголы, и кладут

по одному предмету в корзинку ранней осени. Аналогично, для золотой-раз-

ноцветные листья, дождик; для поздней- снег, льдинки, увядающие листья)

В-ль: - Дети, посмотрите на корзинки и скажите, какая осень самая щедрая? (ранняя)

Какая самая яркая? (золотая) А у какой осени всего меньше красок? (поздняя)

Да-а, грустная пора- дует промозглый ветер, увядает листва, замерзает земля;

небо низкое, серое; то снег, то дождь - даже гулять не очень хочется…Может,

не нужна нам такая осень?

(ответы детей «да», «нет»)

В-ль: - Ребята, каждая осень по-своему хороша. Вот и такая пора (предзимье) может –

принести нам радость. В эти ненастные, холодные деньки можно посидеть дома с

мамой, папой; послушать любимую музыку, почитать сказки…а ещё лучше при-

думать их самим. Хотите?!!

(Предлагаю детям сесть возле горящего камина на коврик, вношу игрушки

Ёжик, Гриб и Белочка)

В-ль: - Дети, давайте придумаем все вместе сказку про Ёжика, Белочку и Грибок.

Рассказывать сказку будем по цепочке; но помните, что в сказке должно быть НА-

ЧАЛО: «Жили-были», «как-то раз», «В одном красивом осеннем лесу» и т. д.;

должно быть какое-то СОБЫТИЕ, и КОНЦОВКА.

(Гаснет свет…горит камин…сказка начинается…

Итог занятия подводит воспитатель: (что понравилось? Что узнали нового?), вы-

деляет более активных детей.