Конспект НОД "Хлеб на столе- это богатство в доме!". Конспект НОД «Хлеб – народное богатство

Вера Курина
Конспект НОД «Хлеб - всему голова»

Воспитатель коррекционной группы

«Весёлая семейка» ГБДОУ №58

г. Санкт-Петербург

Курина В. А.

Конспект непосредственной образовательной

деятельности в подготовительной коррекционной группе

на тему «Хлеб – всему голова »

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Задачи :

1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба .

2. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол, обратить внимание на содержание труда людей.

3. Расширять знания о значении хлеба в жизни человека .

4. Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.

5. Воспитывать у детей бережной отношение и уважение к хлебу и людям , вырастившим его.

6. Развивать зрительное внимание, мышление, память, мелкую моторику, координацию речи с движением.

7. Закрепить навыки работы с тестом.

В занятии используются современные образовательные техники, здоровье сберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии, сотрудничество, игровые.

Материал :

1. Картины и иллюстрации с изображением хлебобулочных изделий и процесс выращивания хлеба .

2. Муляжи хлебобулочных изделий .

3. Загадки о хлебе .

4. Поговорка о хлебе .

5. Мука, соль, подсолнечное масло, вода (для приготовления теста, клеёнки, дощечки.

Предварительная работа :

1. Экскурсия с родителями в булочную.

2. Рассматривание натуральных хлебобулочных изделий .

3. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением процесса выращивания, обработки, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.

4. Разгадывание загадок, поговорок о хлебе .

5. Чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Кто в ком главный» .

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель :

Ребята, мне сегодня утром передали конверт, вы хотите узнать, что в нем находится?

Дети :

Воспитатель достаёт из конверта загадку, читает :

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился.

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто.

В магазине занял место.

Воспитатель :

Что это?

Дети :

- Хлеб !

Воспитатель :

Правильно, это хлеб . А скажите, какой бывает хлеб ?

Дети :

Мягкий, пышный, душистый, белый, и т. д.

Воспитатель :

Сейчас в магазине можно купить хлеба столько , сколько захочется и не только хлеб , но и печенье, и пряники, и т. д. (показывает муляжи хлебобулочных изделий ) .

Как все это назвать?

- Хлебобулочные изделия .

- Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением. Гостей встречали хлебом и солью .

А вы ребята хотите узнать, как выращивают хлеб ?

Дети :

Воспитатель :

- Послушайте загадку :

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Что это?

Дети :

Воспитатель :

Весной, лишь оттает снег и просохнет земля, в поле выходит трактор. А кто его ведет?

Дети :

Тракторист.

Воспитатель :

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Земля становится мягкой, пышной. Затем к трактору прикрепляют сеялки и они ровными рядами укладывают в почву пшеницу. И все лето зреют колосья.

Представьте, что вы зернышки.

Физминутка «В землю зернышко попало»

В землю зернышко попало (присесть,

Прорастать на солнце стало (ручки поднять над головой ,

Дождик землю поливал (показ дождя,

И росточек прорастал (медленно встают,

К свету и теплу тянулся (руки вверх на цыпочках,

И красавцем обернулся (покружиться два раза) .

Ну, вот зерна созрели, начинается жатва. В поле выходят комбайны. А кто работает на комбайне?

Дети :

Комбайнер.

Воспитатель :

Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна, они по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Машины везут зерно на элеватор, а затем на мельницу. Там мелют зерно в муку, а муку отправляют на хлебозавод и в магазины . Из муки выпекают различные хлебобулочные изделия . Хлеб – очень полезный продукт, в котором содержится полный комплекс питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности организма.

Проводится подвижная игра «Каравай»

Как на Димины именины

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

Каравай-каравай, кого хочешь выбирай!

Сегодня мы с вами тоже испечем баранки, сушки, пирожки и т. д. (Воспитатель высыпает в миску муку, соль, выливает воду, и на глазах у детей замешивает тесто. Отрывает по кусочку, и дети лепят хлебобулочные изделия – по выбору ).

Молодцы! Мы с вами много узнали о том, как хлеб появляется на нашем столе, какой долгий путь он проходит, узнали, что хлеб – главный продукт на столе, узнали о его пользе, и что хлеб нужно беречь . Не даром говорится в пословице – «Хлеб – всему голова » .

Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы

Тема : «Хлеб на столе - это богатство в доме!»

Образовательные области :

- «Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие »

- «Речевое развитие

-«Художественно-эстетическое развитие»

Задачи НОД :

Обучающие : Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Развивающие : Продолжать расширять и уточнять представления о предметном мире. Формировать представления о предметах облегчающих труд людей (комбайн, сеялка, трактор, элеватор. Продолжать расширять представления о людях разных профессий. Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки.

Воспитательные : Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу . Воспитывать умение работать сообща, дружно, доводить дело до конца.

Реализация детских видов деятельности в НОД:

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Игровая

Коммуникативная

Продуктивная

Чтение стихов и пословиц.

Планируемые результаты уровня интегративных качеств :

Проявляет интерес к участию в пальчиковой гимнастике.

Проявляет любознательность

Эмоционально отзывчивый

Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие

Проявляют интерес к экспериментированию.

Материалы : на каждого ребенка фартук и колпак, ложка,тарелка с зернами пшеницы, стакан с водой, пакет муки, кофемолка, соленое тесто, сито, мак Для магазина : муляжи хлебобулочных изделий, овощей, фруктов, корзины пластмассовые, этажерки.

Предварительная работа : Аппликация «Пшеничные колоски » «Берегите хлеб » Экскурсия на пищеблок «Печется булочка по- домашнему» . Чтение половиц о хлебе . Чтение рассказа Пришвина «Лисички хлеб » . Показ настольного театра «Колосок » .

Словарь : пшеница, зерно, колосья , агроном, элеватор, хлеборобы , щепотка, кофемолка, сыпучая, плотная, воздушная, этажерка.

Оборудование : Презентация «Хлебушек - душистый, колос - золотистый», экран, проектор, ноутбук.

Ход НОД:

Педагог: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

(Ответы детей)

«Отгадать легко и быстро :

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед.

Вкусней его на свете нет».

(ответы детей)

Педагог: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб ?

(Ответы детей)

Педагог: Верно, молодцы! Мы уже с вами говорили о хлебе : знаем, из чего делают хлеб . Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы можем с вами узнать еще очень много интересного. Хотите узнать? Хлеб- главное блюдо на каждом столе, говорят, что хлеб - это сила. А,вы, любите хлеб? А какой больше всего?

А если хлеб стал чёрствым , как его можно использовать?

(ответы детей)

Сделать гренки, покормить птиц и животных, приготовить много разных вкусных блюд.

Педагог: Верно. Ребята, а,вы,хотели бы узнать как хлебушек приходит к нам домой? (ответы детей)

Я предлагаю вам подойти к экрану и вместе проследить длинный и очень трудный путь хлеба . В каждом доме любят хлеб , но он сам не растёт. Нужно вложить в него много труда.

Презентация «Хлебушек - душистый, колос - золотистый» (Показ слайдов).

Педагог: Сначала люди пашут и удобряют землю, сеют зёрна ржи и пшеницы. Хлебные зерна любят воду и солнце.

Чувствуя заботу людей, появляются совсем небольшие молодые всходы, потом вырастает зелёный колосок, который через время становится золотым. Каждый колос наполнен зерном. Ребята, а,вы, хотели бы вырастить своё пшеничное поле?

(Ответы детей)

Педагог: Приглашаю вас пройти к импровизированному полю, и высадить колосья (дети выкладывают на поле колосья (колосья муляжи) .

Все справились, умницы, я вами очень довольна.

А сейчас мы с вами, превратимся в настоящие колоски и пошумим на ветру (под музыку дети импровизируют покачивание колосков, воспитатель читает стихотворение)

Отчего ты рожь золотая? –

Ветерок спросил пролетая.

А в ответ колоски шелестят

Золотые руки растят!

Педагог: Молодцы, какое замечательное поле у нас выросло, но только очень жаль, что по - настоящему, так быстро колоски не могут расти. Хлеб – дар матушки земли . У меня в руках лукошко, а лукошке земля. Прикоснитесь ладонями к земле. Какая наша земля?

(Ответы детей)

Педагог: Тёплая, плодородная, мягкая, чёрная, влажная, добрая. Правильно.

Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая, плодородная земля, из которой корням растений удобно добывать пищу. А что ещё необходимо для хорошего роста растения?

(Ответы детей)

Педагог: Вода, солнечный свет, воздух.

Предлагаю вернуться к слайдам и посмотреть, что же происходит дальше (продолжение слайдов) .

Что мы видим на этой слайде? Зачем трактора пашут землю?

Кто управляет трактором?

Что мы видим на следующем слайде? Когда сеют пшеницу?

Что делает сеялка? Зачем на сеялке стоит человек?

Посмотрите, какое пшеничное поле. Когда созревает пшеница? (в конце лета в августе)

Осенью люди собирают урожай – идёт жатва. Потом зерно везут на элеватор, затем на мельницу, на мельнице мелят зерно.

Как вы думаете, кто следит за тем, чтобы колоски убирали зрелыми , спелыми, сухими здоровыми?

Что ребята мы видим на этой слайде? Каким должен быть комбайнер?

Комбайн убирает пшеницу. Зерна попадают в бункер, а оттуда ссыпаются в грузовик. Что дальше происходит с зерном? Там зерно сушат, проветривают (Для того чтобы оно лучше хранилось) . Что мы видим на следующем слайде? (Современную и старинную мельницы)

Что мы видим на следующем слайде? Для чего нужна пшеница? Почему они хлеборобы ? (следующий слад)

И вот уже мука поступает на хлебозавод .

На заводе применяются автоматические линии. Тестомешалки приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подаётся оно по конвейеру в печь. Из печи вылетает румяный хлеб . На хлебозаводе выпекают много вкусных изделий. Какие вы знаете хлебобулочные изделия?

(Ответы детей)

Педагог: Торты и пирожные красиво украшают. А потом готовую продукцию везут в хлебный магазин . Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол

Что мы видим на следующем слайде? С каким настроением надо замешивать хлеб ? Кто печет хлеб ? Где пекут хлеб ? Мы с вами пекли хлеб ? Вам понравилось?

Что мы видим на следующем слайде? Какие хлебобулочные изделия вы знаете ? Как надо относиться к хлебу , хлеборобам , пекарям?

Вот здорово, ребята! Сколько,вы, узнали нового о пшеничном колоске !

3 часть. Лаборатория.

Педагог: А сейчас, предлагаю отправиться в лабораторию и изучить свойства муки. Хотите посетить лабораторию?

Надевайте фартуки и колпаки.

Для чего нужна мука?

У вас на тарелках лежат зерна пшеницы, потрогайте их. Какие они? (Гладкие твердые)

А давайте проверим, как из этих зерен получается мука?

Как вы думаете, получиться мука или нет? Сейчас проверим

Возьмите по щепотке зерен и положите в кофемолку. Представим себе как будто это маленькая мельница.

Здесь такое с ним творится

В оборот его берут

В порошок его сотрут

Станет все зерно мукою

Потечет мука рекою.

Высыпаю получившуюся муку на тарелку, и сравниваем с мукой из пакета.

Какая мука у нас получилась? Серая

На промышленных мельницах зерна пшеницы специально обрабатывают, чтобы она получилась вот такая. Какая? Белая.

Осторожно потрогайте, понюхайте. Мука имеет запах? (Да, особый)

Возьмите ложку муки сыпьте через сито в тарелку. Мука сыплется. Мука – она какая? Сыпучая.

Возьмите щепотку муки? Какая мука на ощупь? (Легкая, воздушная, мягкая, пышная)

В стакан с водой положите ложку муки размешайте ее. Что случилось с мукой (Растворилась) Положите еще две ложки муки размешайте (Получилось тесто тягучее, густое, плотное)

Итог: Мука белая, сыпучая, растворяется в воде, имеет своеобразный запах.

Вытирайте руки влажными салфетками. Готовы к следующему заданию?

Задание «Пекарня»

Педагог: Ребята, а теперь мы отправляемся в пекарню! Хотите мы с вами сделаем из соленого теста хлебобулочные изделия (сушки с маком и кренделя и др.) ? Перед работой надо бы размять пальцы. Предлагаю встать в круг.

Физкультминутка.

Мы тесто замесили

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки

Сдобные ватрушки

Булочки и калачи-

Всё мы испечём в печи

Очень вкусно!

А теперь, представим, что мы с вами пекари.

Кто такие пекари? Где в нашем городе делают и пекут хлеб ? Как хорошо вы все знаете!

Присаживайтесь за столы. Приступайте к работе. Как вылепить сушку? Как вылепить крендель?

Работаем быстро и аккуратно.

Вытирайте руки. Снимайте фартуки и колпаки.

Педагог: Какие вы молодцы! Как здорово у вас получилось! Все справились с заданием!

Педагог: Ребята, скажите, а какие еще изделия можно приготовить из муки? А куда они потом отправляются? (Ответы детей) (Следующий слайд)

Педагог: Да, совершенно верно, готовые торты и пирожные, хлебобулочные изделия, красиво украшают, упаковывают, а потом готовую продукцию везут в магазины . Вот какой долгий трудный путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол.

А вы знаете пословицы о хлебе ? (Ответы детей)

Хлеб – всему голова .

Без печки – холодно, без хлеба – голодно .

Снега много – хлеба много .

Что посеешь, то и пожнёшь.

Если в мае дождь, будет и рожь.

Есть хлеб – будет и песня .

Без хлеба - нет обеда .

Хлеб батюшка , вода матушка.

Хлеб – достаток и богатство.

Итог: Как быстро пролетело время! Мне сегодня вы очень помогали, мне было с вами здорово и интересно! А вам? Ребята, а вам хотелось бы рассказать о нашем занятии? А кому бы вы хотели рассказать? Что еще бы вы хотели узнать о хлебе?

Конспект НОД «Хлеб – всему голова»

Цель : Дать детям представление о том, что хлеб основной продукт питания человека.

Задачи :

Обучающие:

Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб . Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Развивающие:

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.

Развивать сенсорные навыки , мелкую мускулатуру рук.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.

Образовательные области : «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Физическая культура»

Словарная работа :

Познакомить со словами: злаки, жито; активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая.

Предварительная работа.

Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе , чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай» ; «Кто в поле главный», «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова, чтение сказок «Мальчик с пальчик» », «Мужик и медведь» , «Петушок и два мышонка» , , «Лёгкий хлеб » ,оформление мини-музея хлеба .

Оборудование колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба , шапочки- маски колосков, гречневая, овсяная, рисовая крупа в прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб » , горшочки с песком опилками и землей, зерна пшеницы, отрывок из сказки «Колосок» .

Форма проведения : совместная деятельность.

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться : - Доброе утро!

-Доброе утро - солнцу и птицам

-Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель показывает отрывок из мультфильма «Колосок» .

Что нашли мышата во дворе? (ответ детей).

Ребята, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему музею хлеба . Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате - зерно,

Спелой зрелостью полно.

(Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)

Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками.

Как называют зерновые растения?

Это колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос.

Как можно назвать колос ржи? Какой он? ((ржаной колос)

- Мука из зерен пшеницы – какая (пшеничная мука) .

Мука из зерен ржи – какая? (ржаная мука) .

Тесто из пшеничной муки – какое? (пшеничное тесто)

Тесто из ржаной муки – какое? (ржаное тесто) .

Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный белый) . А из ржаной? (ржаной, черный) .

В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито» . Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (дети высказывают свои предложения) .

Слово «жито» похоже на слово «жит» . Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда » .

Игра «Угадай на вкус» .

Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба , определяя по вкусу, белый он или черный.

Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба , и черного ржаного.

Этюд” Колоски”.

А сейчас мы с вами превратимся в колоски (дети надевают шапочки – маски)

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки) .

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя) .

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки) .

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки) . А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим)

Как один я, столько хлеба соберу ? ( развели руки в стороны ) .

На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зёрнышко)

Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки) .

Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб , но и готовить множество других блюд.

С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши.

«Хлеб да каша – пища наша» , - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.

Игра «Из чего сварили кашу»

Какую кашу варят из гречки (гречневую) .

Из овса – (овсяную) .

Из риса – (рисовую) и т. д.

Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика

Каша в поле росла поочередно соединить все пальцы

К нам в тарелку пришла

Всех друзей угостим раскрыть ладони

По тарелке дадим поочередно загибать пальцы

Птичке – невеличке

Зайцу и лисичке

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке развести руки в стороны

Игра «Угадай на ощупь» .

Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.

Люди, которые знают, как трудно растить хлеб , понимают его истинную цену никогда не бросят кусок хлеба . Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу , беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

Ребята, хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна (дети выполняют задание).

Вот и закончилось наша экскурсия.

Чем она вам запомнилась?

Куда бы вы ещё хотели отправиться на экскурсию?

Конспект разработан воспитателем Н. С. Черепановой

Конспект НОД «Хлеб - всему голова» по ознакомлению с технологией приготовления хлеба для детей средней группы.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Развивающие задачи:
Развивать элементы логического мышления.
Развивать познавательный интерес к труду взрослых, умение решать поставленную задачу, желание доводить начатое дело до конца.
Повышать чувство ответственности за доверенное взрослым дело.

Образовательные задачи:
Познакомить детей с технологией приготовления хлеба.

Воспитательные задачи:
Вызвать у детей желание украсить праздничный каравай.
Способствовать желанию детей бережно относиться к хлебным изделиям.
Учить уважать детей труд пекаря, кондитера.
Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

Словарная работа:
Повышать потребность в обогащении словарного запаса словами, обозначающими свойства и качества хлеба (вкусный, ароматный, рассыпчатый, мягкий, пышный, воздушный, свежий, рыхлый, теплый) и активизировать их в речи.
Совершенствовать умение подбирать наиболее точные слова и выражения при анализе детских работ.

Предшествующая работа:
Чтение книг о хлебе.
Просмотр презентации «Откуда берется хлеб?»
Разучивание пальчиковой гимнастики «Украшаем каравай».
Разучивание стихотворения каравай.
Изготовление карточек для дидактической игры «Из чего готовят хлеб?».
Раскрашивание карточек для игры.
Разучивание хоровода «Каравай».
Игры и лепка из соленого теста.

Материалы:
Тряпочки для вытирания столов.
Карточки с изображением продуктов.
Тесто соленое.
Фартуки.
Поварские колпаки.
Влажные салфетки.
Миски на каждого ребенка.
Клеенка на столы.
Простой карандаш.
Демонстрационные материалы:
Фартук и перчатки.
Слайд с изображением каравая.
Поднос для готового каравая.
Противень - 2 шт.
Венчик.
Духовка.
Готовый каравай.
Продукты: мука, молоко, яйцо, соль, сахар, дрожжи.
Конфетница с конфетами.

Оборудование:
Диск с записью классической мелодии.
Ноутбук.
Проектор, экран.

Методы и приемы:
Наглядные:
Видеописьмо бабушки.
Демонстрация слайдов - рассматривание каравая.

Словесные:
Беседа с опорой на впечатления и знания детей о хлебе.
Загадка о хлебе.
Использование вопросов (в ходе беседы, рефлексии), рекомендаций, поощрений, речевые инструкции к действиям.
Чтение стихотворения «Вот он хлебушко душистый».
Игровая мотивация с ролевым поведением детей, взрослых - игра с бабушкой (в образе бабушки - педагог).
Хороводная игра «Каравай».

Практические:
Дидактическая игра » Из чего готовят хлеб?»
Индивидуальная работа «Украшение для хлеба» - экспериментирование с пластическим материалом - соленое тесто.
Пальчиковая гимнастика «Украшаем каравай».

Ход образовательной деятельности:
Дети стоят полукругом около педагога.
Воспитатель: Дети, сегодня утром мне позвонила бабушка Маланья и просила включить компьютер в 9 часов. Она хочет вам сообщить что-то очень важное. Хотите послушать ее? (Дети соглашаются. Воспитатель демонстрирует видеописьмо бабушки Маланьи).

«Здравствуйте, мои внучата. Сегодня у меня день рождения, поэтому я приготовила для вас угощение. Я очень без вас соскучилась. Встречайте, скоро приеду».

Воспитатель: Ребята. Совсем скоро бабушка Маланья к нам приедет сюда. Будет неудобно встречать ее без подарка. Как вы думаете, что мы с вами можем ей подарить? (Ответы детей). Я предлагаю вам приготовить для нее сюрприз. А какой, надо угадать загадку.

Руки нежные и послушные
Испекли колобок.
Ароматный и воздушный,
Ржаной и пшеничный,
Чтобы у всех настроение
Было отличное (Хлеб).
(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали. Конечно же, это хлеб! Демонстрация слайда, на котором изображен каравай.

Воспитатель: Ребята, любите ли вы хлеб? Что можно о нем сказать, какой он? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, где мы можем взять хлеб? (В магазине, испечь). Конечно, легче всего его можно купить в магазине. Но в магазине хлеб не всегда бывает свежим. Для замешивания теста нам необходимы разные продукты. Какие продукты необходимы для выпекания хлеба? (Ответы детей). Люди какой профессии занимаются выпечкой хлеба? (Кондитер, пекарь, повар). В какой одежде они работают? (В спецодежде. Это фартук или халат, а на голове колпак). Для чего пекарю нужна спецодежда? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас я всем вам предлагаю стать пекарями и испечь хлеб. У каждого пекаря очень сильные руки. Поэтому сначала необходимо потренировать наши пальчики-помощники.

Движения выполняются стоя в соответствии с текстом.
Пальчиковая гимнастика «Украшаем каравай».

Дело мы сейчас затеем:
Быстро мы муку просеем.
Молоко с яйцом смешаем,
Круто тесто замешаем.
Вылепим из теста (Круговые вращения ладонями, имитируя скатывание шарика)
Украшенье вместе.
Смотри, не зевай, (Указательным пальцем погрозить).
Наряди каравай!
Украсим кружком (Указательными пальцами нарисовать в воздухе кружок)
И съедим с молоком (Обхватить ладонью кулак, преподнести к губам).

Воспитатель: Ребята, как называется помещение, где выпекают хлеб? (Пекарня).

Сейчас я приглашаю вас в пекарню. Прежде, чем начать работу все пекари обязательно должны вымыть руки. Я предлагаю всем вам подойти к столу, протереть руки специальными влажными салфетками, а затем перейти к столу с необходимыми продуктами.

Воспитатель: А теперь приступим к приготовлению хлебушка. Но сначала распределим обязанности. Я предлагаю мальчикам смешать хорошо молоко с мукой, а девочкам - хорошо взбить яйца с сахаром. Затем полученную массу нужно вылить в одну большую миску и тщательно перемешать. Воспитатель быстро и незаметно подменяет приготовленное детьми тесто на подготовленное ранее соленое тесто.

Для того, чтобы тесто получилось мягкое и воздушное необходимо приговаривать волшебные слова:
Тесто дрожжевое круто мы замесим
И в печи горячей мы найдем ей место.
Будет сладким каравай,
Ты, смотри, не подгорай!

Ребята, очень хорошее тесто у нас с вами получилось. Давайте, его разделим на две части. Одна часть будет большая. Из нее я сделаю каравай. Из другой части, поменьше, вы будете делать украшения для хлеба. Для этого мы его поделим на всех поровну.

Индивидуальная деятельность «Украшения для хлеба».
Воспитатель: Сейчас мы с вами украсим наш каравай. Каждый из вас должен слепить красивое украшение для нашего общего хлеба.

Дети работают с соленым тестом.

А теперь мы красиво разложим все эти украшения на хлебушке. Положим наш каравай на «противень» и поставим в «духовку». Ну вот, теперь можно вытереть руки влажными салфетками. (Дети вытирают руки салфетками).

Дидактическая игра «Из чего готовят хлеб?»
Воспитатель: Выпечка хлеба всегда занимает определенное время. Поэтому я приглашаю вас присесть за столы и уточнить, какие из предложенных продуктов мы положили в тесто.

Воспитатель: На столах перед вами лежат карточки с изображением разных продуктов. Ребята, назовите эти продукты. (Ответы детей). Внимательно послушайте задание: из всех продуктов обведите в кружок только те из них, которые мы сегодня использовали для приготовления каравая.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поменяться листочками с соседом и проверить, все ли выполнено правильно.

Ребята, посмотрите на свои карточки. В них вы обвели продукты, необходимые для приготовления хлеба. Кто из вас хочет их перечислить? (Ответ ребенка).

А теперь назовите лишние продукты (Гречка, капуста). Почему? (Их не добавляют в тесто).

Сейчас все, кто выполнил задание правильно, положите свои карточки на стол с зелены кружком. Те, у кого есть ошибки, положите свои карточки на стол с красным кружком.

Воспитатель: Ребята, я чувствую ароматный запах хлеба. Настало время проверить, готов ли наш хлебушек. (Воспитатель достает «из духовки» настоящий каравай).

А вот и наш красавец каравай! Посмотрите на него и скажите, какой он? (Ответы детей). Ребята, мы с вами совсем недавно заучили стихотворение «Каравай». Я предлагаю вспомнить его и прочесть всем вместе.

Хоровое чтение стихотворения «Каравай».

Вот каравай, на него посмотри,
Добрые руки его испекли.
Труд хлебороба всегда береги!
Ты, дружочек, не ленись,
Хлебу низко поклонись.
Обойди весь белый свет,
Вкуснее в мире хлеба нет.

Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении говорится о том, что хлеб проходит долгий путь. Это нелегкий труд людей, достойный уважения. Поэтому относиться к хлебу надо бережно, с огромной любовью.

Рефлексия.

Дети подводят итоги занятия.

Воспитатель: Ребята, что нового сегодня вы узнали? Что больше всего вам понравилось?

Воспитатель: А вот и бабушка Маланья к нам подъехала (бабушка Маланья и дети здороваются). Давайте поздравим ее с Днем рождения и угостим нашим караваем. (Дети с воспитателем накрывают на столы, исполняют хоровод «Каравай» и устраивают чаепитие).

Название: Конспект НОД в средней группе «Хлеб – всему голова»

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 22»
Месторасположение: город Чебоксары, Чувашская Республика

Цель:

  • Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба.
  • Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
  • Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

  • Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
  • Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
  • Доставить детям радость от полученных впечатлений.

Ход занятия

  1. Дети входят в группу, здороваются с гостями
  2. В. сегодня мы с вами отправимся в мир интересных знаний и открытий,
  3. Но сначала отгадайте загадку: «Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый».
4. Д. (Хлеб) .

5. В. правильно, это хлеб. А что мы с вами знаем о хлебе.

Каким бывает хлеб?

6. Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, ржаной, пшеничный, полезный.

7. А как же хлеб к нам приходит?

8. Ответы детей:

Сначала пашут землю тракторами,
Затем на поле выходят сеялки,
Когда колосья налились и созрели, в поле выходят комбайны,
После собранное зерно везут на элеватор,

Потом сухое зерно везут на мельницу, перемалывают в муку
Муку везут на хлебозавод, там делают из муки тесто, и пекут хлеб

9. В. - Как назвать хлеб ласково? - Хлебушек.

Как называется посуда для хлеба? - Хлебница.

Как называют человека, который выращивает хлеб? -Хлебороб.

Как называют человека, который печёт хлеб? -Хлебопек.

Как называют прибор для резания хлеба? - Хлеборезка.

Как называют завод, где выпекают хлеб? -Хлебозавод.

В. правильно ребята, молодцы.

10. Физкульт. минутка

«Посадили мы зерно Очень малое оно
Дождик зернышко полил, Набралось оно сил,
Дало зернышко росток, Превратилось в колосок
Ветер в поле прилетал, колосочек покачал!»

11. Какой хлеб мы едим каждый день? Ответы Д.

12. В. Вот у меня есть кусочки белого и черного хлеба, Я предлагаю вам с закрытыми глазами определить, какой хлеб вы попробовали?

Д.: ржаной, пшеничный.

13. В. Давайте посмотрим и потрогаем, из какой муки пекут белый и черный хлеб?

В. Какая мука? Д: Мягкая, пушистая, легкая, сыпучая.

В. А чем отличаются пшеничная и ржаная мука?

Д. цветом, одна белая, другая темная.

В. Молодцы ребята.

14. В. Как вы думаете, что еще кроме муки, кладут в тесто? И почему хлеб такой мягкий?

Д. сахар, соль, масло, дрожжи.

15. В. Я предлагаю вам перейти в нашу лабораторию, и определить, как действуют Дрожжи на хлеб.

Д. проходят и делают опыты:

Сначала В. и Д. рассматривают сухие дрожжи и замоченные в воде

Опыт В. у каждого из вас есть губка, представьте себе, что мы сделали тесто, но дрожжи в него не добавили, для этого давайте сожмем губку, вот такое тесто у нас получилось, а теперь представьте, что мы добавили в тесто дрожжей, и потихоньку разжимаем губку, что происходит?

Д. Тесто растет, поднимается

В. а почему? Д. говорят свои предположения.

В. А теперь давайте опустим губку в воду и сожмем ее, что происходит?

Д. из губки выходит воздух.

В. Значит какой мы можем сделать вывод: Д. в хлебе есть воздух

В. правильно ребята, только в хлебе дрожжи превращаются не в воздух, а в

углекислый газ, такай же как мы с вами выдыхаем. И за счет этого хлеб становится пышным и

воздушным.

16. В. а теперь давайте прочитаем стихотворение о хлебе:

Д хором читают стих «Вот он хлебушек душистый»

17. В. что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?

18. А теперь я предлагаю вам поиграть и стать пекарями:

Д. проходят к столам и работают с соленым тестом.