Консультация «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца…

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

А.С. Макаренко

Семья играет решающую роль в развитии личности. Кто, если не родители, скажут ребёнку, что такое хорошо, а что такое плохо? Кто, если не семья, заложит в человеке нравственный фундамент? Конечно, окружающий мир тоже влияет на личность, но становление начинается в семье. Как говорил Фамусов, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». И, действительно, если ребёнок с детства видит ссоры, брань, проявление неуважения, словом, всё дурное и отрицательное, то впоследствии он сам вбирает в себя эти качества. А если перед глазами малыша мир, добро, взаимопонимание между близкими людьми, то вскоре он и сам станет добрым и открытым миру.

Я расскажу вам об одной замечательной семье, где жизненная позиция родителей явилась самым важным жизненным ориентиром для детей.

Семья Анисимовых состоит из пяти человек. Их семейная жизнь не только игры и развлечения, они умеют и потрудиться. Мама Ирина работает на Тындинском почтамте, занимает должность оператора связи 1 класса. И, как говорится, женщина может добиться блестящих результатов на любом поприще, принести немало пользы обществу, но самый важный и самый главный труд её жизни - это создание семьи. На её хрупких плечах держится весь дом: после работы нужно приготовить, накормить, убрать, помочь с уроками и ещё сделать много дел по дому. Папа Евгений трудится в организации «Транснефтьвосток». Двое совершеннолетних детей Юлия и Дмитрий - выпускники нашей школы - уже овладели профессиями и создали свои семьи, трудятся и воспитывают своих детей. В настоящее время Юлия работает в группе технической документации в ШЧ на ст. Тында, а Дмитрий трудится в ТМХ слесарем. Самая младшая - Лиза учится в 7 А классе школы №6, в котором я являюсь классным руководителем.

Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности. И это чувствуется в семье Анисимовых. Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования. Старшие дети выросли, но общие радости по-прежнему собирают всех за большим столом. Это и дни рождения, и юбилеи, и другие семейные праздники. Горячий чай с вареньем помогает вспомнить всё, что было интересного в жизни каждого. Зимой любят кататься на «ватрушках» и санках по реке или с большой горы, очень часто посещают горнолыжную базу. Ещё одна традиция семьи - лепка пельменей и вареников. Это весёлое занятие как прежде объединяет всех членов большой семьи.

Часто слышу от учителей в адрес этой семьи только хорошие слова, и это неудивительно, ведь, как в пословице говорится, яблоко от яблони недалеко падает. Сама Ирина является примером для своих детей, она активный участник всех классных и школьных мероприятий. Обладая великолепными организаторскими способностями, она легко может сагитировать детей и родителей не только на выходы в кафе, но и на выезды на турбазу; она может быть капитаном команды в различных играх, руководителем посадки цветов на школьной клумбе; может представить свои идею по оформлению класса к какому-либо празднику, к юбилею школы; изготовить декорации, пошить костюмы и ещё сделать множество всяких дел, больших и малых, простых и сложных - всё ей по плечу. Ирина Анатольевна как-то в разговоре со мной сказала: «Самое главное - говорить со своими детьми, спрашивать мнение о той или иной ситуации, давать советы по существу, это и есть участие в жизни своих детей и своевременная помощь».

Английский романист, драматург и публицист 18 века Генри Филдинг писал: «Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками». Конечно, всё это происходит в семье, ведь она является первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь, она воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду и являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Определенно прав был Александр Грибоедов, который вложил в уста своего персонажа эти слова. В семьях, где папы нет или он самоустранился от воспитания ребенка, оно, как правило, редко бывает гармоничным. Причем девочке отцовская «руководящая и направляющая сила» требуется не меньше, чем мальчишке.
В Нестеровском лицее не так давно был учрежден совет отцов.
Конечно, совет отцов отнюдь не местное изобретение, ведь такие органы созданы во многих школах Подмосковья. Но в образовательных учреждениях Рузского округа эта инициатива пока еще в новинку. Как рассказал замдиректора лицея Иван Титов, с предложением о том, чтобы папы принимали более деятельное участие в воспитании школьников, выступила директор Галина Ивлиева.

Ксения МИШОНОВА, уполномоченный по правам ребенка в Московской области:

Мы должны помнить, что не просто воспитываем детей, а растим будущих родителей. Решить эту проблему без вмешательства таких отцов, которые
не прячутся за своих жен и не боятся ответственности, в современной России не получится.

Родителей долго уговаривать не пришлось: в созданный в начале этого учебного года лицейский совет отцов каждый класс делегировал по одному представителю, а возглавил его папа одной из третьеклассниц Владимир Герман.
Беседы с ребятами - в том числе о вреде курения и пользе здорового образа жизни, разговор с прогульщиками и хулиганами (в лицее есть подростки, состоящие на внутришкольном учете) - вот чем занимаются привлеченные к воспитательной работе мужчины. Они могут дать и коллективный совет родителю трудного подростка.
Недавно провели спортивный праздник - отцы и дети играли в волейбол. Ко Дню матери готовится мероприятие «Мама, папа, я…», в котором также придется померяться силой и ловкостью.
Иван Сергеевич говорит, что совет отцов пока собирается раз в месяц. По его словам, работающим мужчинам найти время для этого непросто, но те понимают важность таких встреч.
Также отцы и социальные педагоги принимают участие в рейдах «22.00. Ваши дети дома?». Мужчины вечером обходят окрестности лицея в поисках ребят, которым в это время суток находиться на улице не положено. По словам Титова, в ходе последней такой акции отцовскому патрулю встретился лишь один паренек - да и тот спешил домой с вечерних занятий.
Совет начал работу недавно, поэтому спектр задач, которые ставят перед собой его участники, наверняка будет расширяться. Пожелаем энтузиазма в их начинании, дело-то ведь хорошее.

Известные люди об отцовском воспитании

Герой России, трехкратный олимпийский чемпион и многодетный отец Александр КАРЕЛИН:
- Моему отцу 91 год, а он все так же строг со мной, как и в детстве. И я ни разу не позволил себе огрызнуться или грубо ему ответить. Потому что на нас смотрят мои дети, и они будут общаться со мной так же, как я общаюсь со своим отцом.

Депутат Госдумы Юрий ШВЫТКИН:
- Многие отцы по разным причинам уклоняются от исполнения своих обязанностей, и дело в свои руки берут женщины. А у любой матери даже 20-летний десантник - Тимоша.

Герой Советского Союза, основатель спецподразделения ФСБ России «Альфа» генерал-майор Геннадий ЗАЙЦЕВ:
- Воспитанием детей должна заниматься семья, а школа, спортивные секции - это всего лишь дополнение. Если в семье постоянные ссоры, а то и драки, кого они воспитают. Я сам вырос без отца и хорошо помню, как завидовал тем, у кого они были.

Режиссер, актер и многодетный отец Николай БУРЛЯЕВ:
- У современной молодежи нет достойных примеров отцовства. Кино и театр соревнуются в том, кто сильнее девальвирует семейные ценности, а режиссеры выбирают эпатаж, пошлость и патологию.

Полина МАКАРОВА

Рузское информагентство

13.11.2013 г.

В зале заседаний Ядринской райадминистрации состоялось первое заседание Совета отцов района под председательством Андрея Софронова, директора Ядринского комплексного центра социального обслуживания населения.

Начальник отдела ЗАГС Ядринской райадминистрации Г. Яранская ознакомила с демографической ситуацией в республике и районе. В республике за 9 месяцев зарегистрировано рождение 13124 малышей, на 33 больше, чем в предыдущем году, браков также заключено на 263 больше. В районе за 10 месяцев родилось 255 детей, на 24 меньше, чем в прошлом году, браков заключено на 2 больше. Умерло 472 человека, больше чем в предыдущем году. Средняя продолжительность жизни мужчин в районе составляет 63 года, женщин - 73 года.

Специалист дома детского творчества Н. Журавлева подробно рассказала о работе учреждений дополнительного образования района по семейному воспитанию. Это беседы, открытые уроки, семейные праздники, мероприятия в рамках программы «Семья и школа», «Отчий дом», конкурсы семейных проектов, «Родитель года» и многое другое.

Г. Иванова, директор Дома детского творчества, подведя итоги выступления, отметила, что, в основном, в мероприятиях и родительских собраниях активное участие принимают мамы. Активность отцов оставляет желать лучшего.

Председатель районного Совета женщин, начальник УПФ России по Ядринскому району И. Облинова также отметила, что инициатором создания Советов отцов выступил Союз женщин России. Совет женщин района свою работу проводит в рамках программы «Крепкая семья - стабильное государство» и готов тесно сотрудничать с Советом отцов.

О воспитании детей личным примером поделился врач-педиатр Ядринской ЦРБ Владислав Михайлов. Он, ведущий здоровый образ жизни, занимающийся спортом, говорил о повышении ответственности отцов в воспитании детей, подавать им достойный пример подражания.

Начальник отдела образования и социальной политики А. Филимонов в своем выступлении подчеркнул, что в воспитании детей одинаково важны роли отца и матери, и часто дочери ищут в будущем избраннике черты характера своих отцов.

Затем состоялся обмен мнениями. Отец Сергий, настоятель Свято-Троицкого храма г. Ядрина, продолжив тему, подчеркнул, что без полной семьи трудно воспитать достойного человека; духовность современных молодых людей оставляет желать лучшего. Предложил в честь супружеской пары Петра и Февронии Муромских, символизирующих любовь и верность, венчание семейных пар.

Своим мнением о духовном воспитании детей на личном примере, духовно-нравственном воспитании семей поделились члены Совета отцов района В. Черлаков, А. Данилов, И. Лапташкин.

В заключение был принят план работы Совета отцов на 2013-2014 годы.

«Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, - нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы хотели бы их научить», - Г.Доуман, директор института развития потенциальных возможностей человека (США).

Сколько людей, столько и мнений. Сколько родителей, столько и методов воспитания. Но наверняка каждый из нас задумывался над тем, правильно ли он поступает? И еще задавал себе вопрос: как воспитать трудолюбивого, высоконравственного, талантливого ребенка? Чтобы было кому, извините за банальность, в старости стакан воды подать.

Воспитывать ребенка – это значит, все время воспитывать и самого себя. Как говорил герой бессмертного произведения А.Грибоедова «Горе от ума» Фамусов: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца!». Представьте обычный вечер в семье. Отец, не терпящим возражения тоном приказывает сыну: «Сделай это!», в то время как сам – сидит в кресле за газетой (играет на компьютере, смотрит телевизор…). Если же ребенок начинает упрямиться, то в ход идут угрозы типа: получишь ремня, не пойдешь на улицу, будешь сидеть за уроками весь день! Ребенок очень быстро понимает, что папа не прав, но боится его и выполняет приказание. Подобное воспитание – это метод ленивого, недальновидного человека. Таким образом, подавляется самостоятельность ребенка, попирается его достоинство. А самое плохое в том, что вы можете лишиться его уважения и любви. Многие скажут, что их воспитывали таким же образом. На что я отвечу: а помните ли вы обиду и непонимание, чувство униженности и атмосферу нелюбви в тот момент? Неужели вы желаете это своим детям? Насилие порождает насилие. В детском и подростковом возрасте гнев изливается наружу драками, насмешками над слабыми, унижением девочек (они символизируют мать), непризнанием авторитетов, выбором агрессивных игр и фильмов. Поэтому не удивляйтесь в последствии, и не обижайтесь на то, что ребенок станет черствым к вам и окружающим.

Требовательность по отношению к детям должна быть обоснована. Приказание не лучший способ воспитания. Взрослые ошибочно считают, что если они старшие по возрасту и еще к тому же родители, то авторитет у ребенка им гарантирован. Но его надо заслужить доверием, общением на равных и желанием помочь, не смотря на занятость. В тех семьях, где работа делается сообща и у каждого круг своих обязанностей, внутренние отношения достаточно гармоничные. И известный тезис о том, что труд сделал из обезьяны человека, полностью оправдывает себя.

Часто в общественных местах слышу разговоры о том, что жизнь наша стала слишком открытой, откровенной. По телевидению показывают такое.… Как же детей растить – воспитывать? Никаких идеалов, никакой морали! Да, согласна. Ребенка, которому не чужды нравственные идеалы, вырастить в такой обстановке непросто. Опять потребуется личный пример. Если родители при детях ссорятся, ругаются, и у них нет генеральной линии в воспитании, то вряд ли выйдет из этого опыта что-то хорошее. Разве только с точностью наоборот. Но дети имеют одну особенность: они воспринимают опыт и хороший и плохой буквально. Вот почему все ведущие педагогические школы мира говорят о том, что с первых дней жизни своих чад приучать надо к прекрасному: хорошей музыке (развивает слух), живописи (тренирует зрение), поэзии и прозе (обучает правильному языку), красивым межличностным отношениям (воспитывает личность, определяет характер). А если ребенок с детства будет впитывать отрицательный пример, то у него выработается соответствующий стереотип в поведении.

Производя на свет детей, мы, родители, хотим, чтобы наши отпрыски были самыми, самыми.… Пусть ваш ребенок станет лучше вас, и тогда прогресс в обществе будет очевиден! Но для этого нужно потрудиться. Так как же воспитать таланты в ребенке?

Уже не секрет, что развитие головного мозга человека к 3 годам достигает 70-80 %. Поэтому так популярны программы по раннему развитию детей. Сегодня мы знаем, что ребенок видит и слышит уже в животе у мамы. Он различает голоса, музыку. Считается, что и мама должна правильно себя вести во время беременности. А это означает только положительные эмоции, видение красоты, ощущение счастья. Конечно же, ничто в мире не сравниться по силе воздействия на женщину с теплотой и любовью, которой окружает свою семью будущий отец. Часто, уже став взрослыми, дети с радостью, как о празднике вспоминают те приятные часы, которые они провели с отцом. Никакая нехватка времени или усталость не должны стать препятствием, чтобы папа как можно больше общался со своими детьми. Без этого общения ребенок не сможет полноценно развиваться.

Все мы слышали о японском чуде, когда феодальная, нищая Япония за каких-то несколько десятилетий превратилась в современное государство. Одной из причин стал новый подход к обучению детей. Наша культурная традиция предполагает строгое воспитание с самого детства, а затем период расслабления, когда взрослые могут позволять себе все что угодно. В традиции Японии все наоборот. Детям дается возможность пробовать свои силы в творчестве с очень раннего возраста. Дома родители уделяют много внимания подрастающему поколению. Не ленятся объяснять, рассказывать, казалось бы, об очевидных явлениях. Такие беседы приводят к пониманию сути, развивают мозг. А когда ребенок уже становиться взрослее, то больше доверяют ему, т.к. невмешательство в раннем возрасте, а затем давление в позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

В Японии создана Ассоциация раннего развития и организация «Обучение талантов». Ее директор, доктор Масару Ибуки - основатель фирмы «Сони» дает несколько полезных и оригинальных советов по воспитанию талантливых детей.

Воспитание талантливого ребенка начинается с самого рождения, вплоть до трех летнего возраста, когда идет формирование структуры мозга. Это объясняется тем, что дети воспринимают обучение как игру и усваивают иностранные языки, чтение, игру на инструменте без каких-либо усилий. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, готовы усваивать знания всегда.
Способность воспринимать сложные музыкальные формы – это удел младенцев. Исследования показали, что самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Кроме того, дети любят Моцарта, Вивальди, Шопена. Популярные песни оказались на 2-м месте, а вот детские на последнем в этом списке.
Ребенок обладает замечательной образной памятью. Даже китайский иероглиф запомнить для него не составляет труда. Поэтому обучение иностранным языкам лучше начинать с самого раннего возраста. Это только кажется, что малыш ничего не понимает. Учите сразу правильно произносить слова, не сюсюкайте с ребенком.
Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша. Пусть в ней висят детские рисунки, картинки, карта мира, играет музыка.
Почаще берите ребенка на руки. Тактильное общение ребенка с мамой очень важно для его умственного развития. Это важнейший фактор формирования отзывчивого человека.
Не бойтесь брать ребенка с собой в постель. В это время ребенок совершенно спокоен и очень восприимчив. Поэтому работающим мамам, папам рекомендуется использовать эту возможность пообщаться с ребенком. Спойте ему песенку, расскажите, как прошел день.
Когда ребенок спит, можно использовать записи музыки, языков. Во время сна обучение проходит особенно плодотворно.
Не лишайте ребенка материнского молока. Сегодня известно, что это сильнейший стимулятор интеллекта. Благодаря кормлению грудью у мамы и ребенка возникает особый эмоциональный контакт.
Никогда не игнорируйте плачь ребенка. Если ребенок плачет, значит, вы ему нужны. Ребенок, выросший в любви, скорее адаптируется к обществу и будет более уравновешенным и добрым.
Ребенка лучше похвалить, чем отругать. Ругать - значит отбивать какой-то важный импульс к действию. Простой пример: малыш порвал газету. Вместо того чтобы его ругать, дайте ему старую. Все можно предусмотреть. Надо только быть внимательным.
Возбуждайте в ребенке интерес. Это лучшее побуждение к обучению.
Повторение – лучший способ стимулировать интерес.
Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
Развивайте у ребенка интуицию.
Неправильное питание вырабатывает плохие привычки на всю последующую жизнь.
Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания. Игра на скрипке развивает черты лидера
Заучивание стихов тренирует память.
Окружайте детей лучшим, что у вас есть.
Дайте ребенку карандаши как можно раньше.
Стандартная бумага для рисования – стандартный человек.
Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка.
У ребенка свое собственное представление о порядке.
Распорядок дня развивает чувство времени.
Физические упражнения стимулируют интеллект. Чем раньше начать занятия спортом, тем лучше результаты.
Тренируйте левую руку так же, как и правую.
Для ребенка работа и игра – одно и тоже.

Воспитание ребенка – дело сложное и ответственное. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание. Раннее развитие – это и есть тот самый фундамент. Невозможно строить фундамент, когда здание уже готово. Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать детей готовыми цифрами и фактами, или научить читать и писать. Гораздо важнее развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных методик, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, их личный пример может сформировать его личность. Мы часто не доверяем своим детям, их опыту их видению. Учитесь избавляться от предвзятых мнений и использовать все свое воображение, чтобы увидеть мир таким, каким его видят дети.

По сей день, мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, и таким образом упускаем «лучшее время». Внимательно следите за тем, что воспринимает ваш ребенок в данное время, стимулируйте его развитие.

Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Позаботиться о его благотворности должны именно родители. И последнее. Раннее развитие не требует ни дополнительного времени, ни денег. Это ежедневный труд, основанный на любви и желании вырастить достойную смену после себя.

Ольга Горощенова
В статье использованы материалы Иркутского кризисного центра,
М.Ибука «После трех уже поздно», М., 1991.

Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.

А.С. Макаренко

Семья играет решающую роль в развитии личности. Кто, если не родители, скажут ребёнку, что такое хорошо, а что такое плохо? Кто, если не семья, заложит в человеке нравственный фундамент? Конечно, окружающий мир тоже влияет на личность, но становление начинается в семье. Как говорил Фамусов, герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». И, действительно, если ребёнок с детства видит ссоры, брань, проявление неуважения, словом, всё дурное и отрицательное, то впоследствии он сам вбирает в себя эти качества. А если перед глазами малыша мир, добро, взаимопонимание между близкими людьми, то вскоре он и сам станет добрым и открытым миру.

Я расскажу вам об одной замечательной семье, где жизненная позиция родителей явилась самым важным жизненным ориентиром для детей.

Семья Анисимовых состоит из пяти человек. Их семейная жизнь не только игры и развлечения, они умеют и потрудиться. Мама Ирина работает на Тындинском почтамте, занимает должность оператора связи 1 класса. И, как говорится, женщина может добиться блестящих результатов на любом поприще, принести немало пользы обществу, но самый важный и самый главный труд её жизни - это создание семьи. На её хрупких плечах держится весь дом: после работы нужно приготовить, накормить, убрать, помочь с уроками и ещё сделать много дел по дому. Папа Евгений трудится в организации «Транснефтьвосток». Двое совершеннолетних детей Юлия и Дмитрий - выпускники нашей школы - уже овладели профессиями и создали свои семьи, трудятся и воспитывают своих детей. В настоящее время Юлия работает в группе технической документации в ШЧ на ст. Тында, а Дмитрий трудится в ТМХ слесарем. Самая младшая - Лиза учится в 7 А классе школы №6, в котором я являюсь классным руководителем.

Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности. И это чувствуется в семье Анисимовых. Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования. Старшие дети выросли, но общие радости по-прежнему собирают всех за большим столом. Это и дни рождения, и юбилеи, и другие семейные праздники. Горячий чай с вареньем помогает вспомнить всё, что было интересного в жизни каждого. Зимой любят кататься на «ватрушках» и санках по реке или с большой горы, очень часто посещают горнолыжную базу. Ещё одна традиция семьи - лепка пельменей и вареников. Это весёлое занятие как прежде объединяет всех членов большой семьи.

Часто слышу от учителей в адрес этой семьи только хорошие слова, и это неудивительно, ведь, как в пословице говорится, яблоко от яблони недалеко падает. Сама Ирина является примером для своих детей, она активный участник всех классных и школьных мероприятий. Обладая великолепными организаторскими способностями, она легко может сагитировать детей и родителей не только на выходы в кафе, но и на выезды на турбазу; она может быть капитаном команды в различных играх, руководителем посадки цветов на школьной клумбе; может представить свои идею по оформлению класса к какому-либо празднику, к юбилею школы; изготовить декорации, пошить костюмы и ещё сделать множество всяких дел, больших и малых, простых и сложных - всё ей по плечу. Ирина Анатольевна как-то в разговоре со мной сказала: «Самое главное - говорить со своими детьми, спрашивать мнение о той или иной ситуации, давать советы по существу, это и есть участие в жизни своих детей и своевременная помощь».

Английский романист, драматург и публицист 18 века Генри Филдинг писал: «Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками». Конечно, всё это происходит в семье, ведь она является первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь, она воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду и являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.