Методики диагностики мышления в дошкольном возрасте. Исследование мышления

Развиваем мышление

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Пословица

Основные формы мышления, которые формиру­ются уже в дошкольном возрасте, - это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мыш­ление.

Наглядно-действенное мышление - это мыш­ление в действии. Оно развивается у дошкольни­ков в процессе действий с различными предмета­ми, игрушками.

Наглядно-образное мышление - основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое су­щественное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребе­нок учится пользоваться различными планами, схемами.

Логическое мышление - это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с закона­ми логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логи­ческого мышления.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Тест «Заселение домика»

Этот тест позволяет оценить особенности мышле­ния ребенка. Выявляет комбинаторные умения и на­выки. С его помощью можно выявить, насколько ре­бенок умеет планировать свою деятельность и конт­ролировать ее результат.

Задание ребенку:

- Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого эта­жа был другой, не такой, как на шестом этаже.

Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались не­заселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.

Результат

    Отлично, если ребенок полностью справился с за­данием самостоятельно.

    Если он выполнил правильно только два-три ва­рианта - это тоже неплохой, результат, тем не менее надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.

Идеальный вариант выполнения:

Упражнения на развитие мышления (логики)

У ребенка должны быть развиты все виды мышле­ния: практически-действенное, наглядно-образное, сло­весно-логическое. Только развитие всех видов мыш­ления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.

В данном разделе приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из них.

Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:

    описывать признаки предметов;

    классифицировать предметы по цвету, форме, раз­меру, по их функции в жизни;

    сравнивать предметы между собой;

    узнавать предметы по заданным признакам;

    определять последовательность событий;

    обобщать;

    давать определения тем или иным понятиям, другие.

Полезный совет

    • Для улучшения мозговой деятельности выпол­ните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыс­лительные процессы.

      Сядьте так, чтобы вам было удобно.

      Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните го­лову вперед.

      Медленно качайте головой из стороны в сторо­ну, пока при помощи дыхания уходит напря­жение.

      Подбородок вычерчивает слегка изогнутую ли­нию груди по мере расслабления шеи.

      Выполнять 30 секунд.

1. Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)

Упражнение 1. «Третий пишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих при­знаков.

    Яблоко, вишня, помидор.

    Час, килограмм, минута.

    Козленок, корова, теленок.

    Шапка, шарф, кепка.

    Мыло, веник, мочалка.

    Карандаш, стакан, ложка.

    Кастрюля, сумка, чемодан.

    Колбаса, молоко, молоток.

    Телевизор, холодильник, диван.

    Кошка, собака, волк.

Полезный совет

    • При выполнении данных упражнений попро­сите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.

      Не забывайте: главный вопрос - почему ты так думаешь?

Упражнение 2. «Смысловой ряд»

Какое будет четвертое слово:

    Лиса - нора, медведь - ... (берлога)

    Больница - лечение, школа -.... (обучение)

    Сахар - сладкий, лимон - ... (кислый)

    Рыба - вода, птица - ... (небо)

    Утка - утенок, курица - ... (цыпленок)

    Птицы - перья, звери - ... (шерсть)

    Осень --зима, дождь - ... (снег)

    Кастрюля - половник, тарелка - ... (ложка)

    Куртка - замок, шуба - ... (пуговица)

    Тепло - вода, морозно - ... (лед)

Упражнение 3. «Путаница»

Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?

Упражнение 4. «Деление целого на части»

Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромаш­ка, апельсин, лук, лес, машина и др.)

Задание ребенку:

- Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.

Например, дуб - целое, а части - ствол, ветви, су­чья, листья и т. д.

Попросите ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложните упражнение.

Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей - столько же и палочек.

Ребенок покажет хороший результат, если за три минуты назовет 10-15 частей.

Упражнение 5. «Домик»

Внимательно рассмотри рисунки. Какой домик, по твоему мнению, нарисован правильно? Объясни свой выбор.

Помните: правильно расположить рисунок на листе - означает скомпоновать рисунок (см. илл. № 21).

Упражнение 6. «Сравни»

Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?

Найди одинаковые чашки.

2. Упражнения на развитие образного представления (мышления)

Упражнение 1. «Отгадывание загадок»

Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) - своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном - обычное.

Отгадывание загадок - задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «уви­деть» предмет по словесному обозначению его при­знаков.

Учить детей отгадывать загадки - значит учить их соотносить речевую форму описания с графичес­кой формой.

При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.

Если ребенок дал неполное объяснение, то взрос­лый должен дополнить его ответ.

Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку про­анализировать смысл загадки.

Задание ребенку:

- Узнай предмет по заданным признакам.

Угадай, что это:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

Полезный совет

Загадки нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.

Примерный перечень загадок для

детей-дошкольников

Явления природы

Одеяло белое

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

Шел долговяз,

В сыру землю увяз.

(Дождь)

Туча скрыла солнца свет,

Рухнул мост, а щепок нет.

(Радуга)

Поднялись ворота,

Всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!»

(Радуга)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед)

Через речку лег,

Пробежать помог.

(Лед)

В синей чаще - алый мяч,

Он и светел, и горяч.

(Солнце)

Растительный мир

Круглая, да не лук,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сидит дед,

В шубы одет,

Кто раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Весь из золота отлит,

На соломинке стоит.

(Колос)

Падают с ветки

Золотые монетки.

(Осенние листья)

Золотая голова

Велика и тяжела,

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка.

(Тыква)

Круглое, румяное

С дерева достану я.

(Яблоко)

Рос шар бел,

Ветер дунул -

Жар улетел.

(Одуванчик)

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

(Земляника)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы)

Шапочка да ножка -

Вот и весь Ермошка.

(Гриб)

Стоят в поле сестрицы:

Платья белены, шапочки зелены.

(Березы)

Белая корзинка -

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягоды сорвешь -

Всю руку обдерешь.

(Крыжовник)

Стоит Антошка

На одной ножке.

Где солнце станет,

Туда он и глянет.

(Подсолнух)

Стоит лепешка Н

а одной ножке,

Сам маленький,

А шляпка большая.

(Гриб)

Животный мир

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног - без копыт.

Летит - воет,

Сядет - землю роет.

(Жук)

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает

(Курица)

Летит птица,

Кто убьет,

Свою кровь прольет.

(Комар)

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

Не воин, а со шпорами,

Не караульщик, а кричит.

(Петух)

Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь.

(Рыба)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

(Волк)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами.

(Петух)

У кого глаза на рогах,

А дом - на спине?

(Улитка)

Стоит копна,

Спереди вилы,

Сзади метла.

(Корова)

Пятак есть,

А ничего не купишь.

(Свинья)

С бородой, а не старый,

С рогами, а не бык,

С пухом, а не птица.

(Козел)

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

(Корова)

На дне, где тихо и тепло,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

(Собака)

Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине - спинка,

На спине - щетинка.

(Поросенок)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает.

(Петух)

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а над цветами летает.

(Бабочка)

С ветки - на тропинку,

С травки - на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.

(Кузнечик)

Маленький мальчишка.

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Спит или купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки

(Гусь)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

(Рыбы)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

(Дятел)

Мягкие лапки,

А в лапках - царапки.

(Кошка)

С бородой, а не мужик,

С рогами, а не бык.

(Коза)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца.

(Крот)

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

(Филин)

Маленький шарик

Под лавкой шарит.

(Мышь)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Предметы для дома

С ногами - без рук,

С боками - без ребер,

С сиденьем - без живота,

Со спиной - без головы.

(Кресло)

На окошке пруд,

В нем рыбки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков.

(Аквариум)

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Четыре брата

Одним кушаком

подпоясаны,

Под одной крышей стоят.

(Стол)

Идут, идут,

А все тут да тут.

(Часы)

Кто в дом ни идет,

Меня за руку берет.

(Дверная ручка)

Кричит горлан

Через море-океан.

(Радио)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(Подушка)

Гладкое,

стеклянное,

В него смотрятся.

(Зеркало)

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник)

Растянулась, как гармошка,

Чудо печка под окошком.

(Батарея)

Гладко, душисто,

Моет чисто.

(Мыло)

Есть у нас в квартире робот.

У него огромных хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «Ту».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

Хвостик из кости,

А на спине - щетинка.

(Зубная щетка)

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.

(Пылесос)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

Транспорт, машины

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везет, а не лошадь.

(Самолет)

Что за птица:

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Людей и груз везет.

(Самолет)

Не летит, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

(Автомобиль)

У песочных ям,

У горы крутой

Стоит великан

С железной рукой.

(Экскаватор)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый подхвачу,

Где прикажут - положу,

Человеку я служу.

(Подъемный кран)

Дом чудесный - бегунок

На своей восьмерке ног

День-деньской в дороге:

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост -

И поднимется до звезд.

(Ракета)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(Троллейбус)

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус)

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы.

(Санки)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса,

Сядь верхом да мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Какой конь

Землю пашет,

А сена не ест?

(Трактор)

Продукты

Жидко, а не вода.

Бело, а не снег.

(Молоко)

Белый камень

В воде тает.

(Сахар)

Сидит на ложке,

Свесив ножки.

(Лапша)

Белый - как снег,

В чести у всех.

(Сахар)

Стоит бочка -

Без замочка

И без зарубинки.

(Яйцо)

Черненько, горяченько,

А все любят.

(Чай)

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Меня одну не едят,

А без меня мало едят.

(Соль)

Инструменты

Зубов много,

А ничего не ест.

(Пила)

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.

(Топор)

Деревянная шея,

Железный клюв,

Стучит «тук, тук, тук».

(Молоток)

Птичка-невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной.

(Игла с ниткой)

Бьют Ермилку

По затылку.

Он не плачет,

Только носик прячет.

(Гвоздь)

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.

(Лейка)

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом,

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

(Лопата)

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

(Иголка)

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы)

На два пальца меня надевают

И - что нужно, мною разрезают.

(Ножницы)

Полезный совет

    Малыши очень любят игру «Кто больше зна­ет?». Попросите ребенка рассказать, что он знает о сахаре (лимоне, яблоке и т. д.). Устройте с ним соревнование: кто больше назовет призна­ков этого предмета (цвет, вкус, размер, форма).

    Играя в эту игру, вы развиваете образное мыш­ление ребенка.

Упражнение 2. «Собери картинку»

Разрежьте любые картинки на части, пусть ребе­нок соберет, « полечит ».

Полезный совет

    Очень полезно для развития образного мышле­ния, памяти, внимания ребенка следующее уп­ражнение: попросите малыша перечислить ок­ружающие вас предметы, которые имеют круг­лую форму (квадратную, треугольную и т. д.).

    Можно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень малень­кие и т. д.).

    Это упражнение можно выполнять в любое вре­мя и в любом месте.

3. Упражнения на развитие логического мышления

Упражнение 1. «Определение последовательнос­ти событий»

1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на ри­сунке целое яблоко. Как художник изобразил, что ста­ло с яблоком?

2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. илл. № 22).

Полезный совет

    Рассматривайте с ребенком различные картин­ки, фотографии, реальные сценки из жизни.

    Попросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на кар­тинке. Спросите, что будет потом.

    Подобные беседы будут способствовать форми­рованию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.

Упражнение 2. «Поиск закономерностей»

Вариант 1.

Продолжить перечень слов.

Как можно назвать одним словом следующие предметы?

    Март, апрель, май, июнь... - месяцы .

    Хлеб, молоко, колбаса, макароны... - продукты .

    Стол, стул, шкаф, диван... - мебель .

    Ромашка, василек, одуванчик, лютик... - полевые цветы .

    Туфли, сапоги, валенки, сандалии... - обувь.

    Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... - бы­товые электроприборы.

    Роза, гвоздика, астра, тюльпан... - садовые цветы.

    Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... - школьные принадлежности.

    Компот, каша, борщ, хлеб... - еда.

    Тарелка, чашка, ложка, стакан... - посуда.

    Машина, кукла, кубики, пирамидка... - игрушки.

    Молоток, топор, пила, лопата... - инструменты.

    Дуб, береза, осина, клен... - деревья.

Вариант 2.

Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Ка­кая здесь закономерность? Найти закономерность в рас­положении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.

Вариант 3.

Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.

Вариант 4.

Продолжить узор (ряд).

Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.

Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»

Примерные вопросы:

    Чем отличается чашка от стакана?

    Почему снег бывает зимой, а не летом?

    Как зовут маму вашей мамы?

    Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

    Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)

    Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?

Какие слова являются противоположными по зна­чению:

    Большой - начало - высокий - брать - ... и т. д.

    Когда ты завтракаешь - утром или вечером?

    Сколько концов у двух палок?

    Чем похожи дерево и куст? Чем они отлича­ются?

Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.

Примерные ситуации:

1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой на­право. Видят ли они друг друга?

2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколь­ко яблок осталось расти на сосне?

3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты малень­кий», - сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, - в траве жук жужжит: «Ого, ка­кой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку от­ветить на этот вопрос.

4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?

5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?

6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»

7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подо­шла к закрытому окну, посмотрела на улицу и ска­зала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».

8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуля­ешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, по­смотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кон­чится?».

Упражнение 4.

Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.

Упражнение 5. «Соотношение количества предме­тов с цифрой»

Покажи попугая, который держит карточку с верным ответом.

Упражнение 6. «Пословицы»

Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.

    Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.

    Пословица развивает и обогащает речь.

    В пословицах мудрость и красота.

Примерный перечень пословиц для детей дошкольников

Об учении

    Ученье - свет, неученье - тьма.

    Красна птица оперением, а человек ученьем,

    Ученье - красота, неученье - простота.

    Повторенье - мать ученья.

    Где ученье, там и уменье.

    Ученье и труд вместе живут.

    По одежке встречают, а по уму провожают.

    Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

    Ум без книги, что птица без крыльев,

    Сперва думай, а потом делай.

О труде, работе

    По работе и мастера знать.

    Сломать легко, сделать трудно.

    Каждое дело любовью освещается.

    Кто первый в труде, тому слава везде,

    Глаза боятся, а руки делают.

    Без дела жить - только небо коптить,

    Терпенье и труд - все перетрут.

    Больше дела - меньше слов.

    Не ленись, а трудись.

    Веселись, играй, да дело знай.

Об умении

    Умелые руки работы не боятся.

    Над чем постараешься, тому и обрадуешься.

    Работа хвалит мастера.

    Есть терпение, будет и умение,

    Дело мастера боится.

    Лицом в грязь не ударит.

    Делу - время, потехе - час.

    Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

О книге и пользе чтения

    Дом без книги - что без окон.

    Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

    В книге ищи не буквы, а мысли.

    Книга - твой друг, без нее как без рук.

    Знание - солнце, книга - окно.

    Книга поможет в труде, выручит в беде.

    Кто много читает, тот много знает.

    Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.

Игры на развитие мышления

«Назови соседей»

Игра развивает скорость мыслительных процессов.

Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.

Постепенно усложнять игру: использовать чис­ла второго (третьего и т. д.) десятка.

«Составим букет»

Игра развивает у детей умение различать предме­ты по размеру и цвету.

Для игры понадобятся рисунки цветов разных раз­меров (их можно вырезать из открыток, цветной бу­маги).

Правила игры.

Водящий предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше - мелкие.

- число цветов в каждом букете;

- число белых (красных) цветов;

- число ромашек (роз, гвоздик);

- число больших (маленьких) цветов и т. д.

«Разноцветные мячи»

Игра направлена на развитие быстроты мышления. Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает красный мяч, дети называют одушевленные предметы. Водя­щий бросает синий мяч, дети называют неодушевлен­ные предметы.

Аналогично провести игру «Цифры и буквы».

«Один - много»

Игра направлена на развитие быстроты мышления.

Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймав­ший мяч, возвращает его водящему, называя это сло­во во множественном числе.

«Камень - вата»

Правила игры.

Играющие делятся на две команды: «камень» и «вата». Водящий называет слова, которые начинают­ся на букву В. Если слышится звук В твердый, то команда «камень» хлопает в ладоши. Если мягкий, то команда «вата».

Кесова Эллина, гр. О-13

Мышление

1) Название методики: Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

2) Возрастной диапазон: 7-10 лет

3) Цель методики: исследование развития логического мышления, способности к обобщению.

4) Оборудование: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:

а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;

б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.

5) Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит из двух частей:

1) выкладывание последовательности событий картинок;

2) устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось.

Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

6) Обучающая помощь: Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

7) Анализ результатов: Анализируются такие показатели как правильность выполнения задания, скорость, характер выполнения задания, отношение к полученному результату.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.

Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.

Низкий – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;

По найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;

Составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;

Каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;

На каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

1) Название методики: "Невербальная классификация". Т.Д. Марцинковской

2) Возрастной диапазон: 5-7 лет

3) Цель методики: изучение словесно-логического мышления

4) Оборудование: 20 картинок предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например, диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п.

5) Инструкция: "Посмотри внимательно, что я буду делать" - после этих слов взрослый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, говоря: "А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я".

Данная классификация называется невербальной, так как взрослый по­казывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Выкладывая карточки, первые две возьмите из разных групп (например, волк и корова), а третья кладется под первой карточкой правильной группы, например карточка овцы - под коровой. Передав картинки ребенку, вы молча наблюдаете за его деятельностью. Если ребенок ошибся, вы без комментариев перекладываете карточку в нужное место, под правильную картинку.

Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности, поэтому ваше поведение не должно быть отстраненным. Вы можете улыбнуться детям, погладить их, сказать "Не вертись" или "Будь внимательнее". После того как ребенок закончит работу, его надо спросить, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.

6) Обучающая помощь: Если ребенок затрудняется в выполнении задания, следует задать наводящие вопросы. Возможно введение вербальной помощи "А зачем же ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут волк, тигр, лев, то есть только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь - животное домашнее, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, осел".

7) Анализ результатов: Главное внимание обращают на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок сам понимает систему раскладывания картинок, затрачивает малое количество времени на выполнение задания, не требует обучающей помощи, выполняет задание практически безошибочно

Средний – ребенку нужно время и дополнительная помощь, чтобы понять задание, После обучения продолжает допускать некоторые ошибки, затрачивает много времени на выполнение задания.

Низкий – ребенок не понимает задания. Обучающая помощь не способствует принятию задания, ребенок раскладывает картинки наугад.

Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. –– Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.

1) Название методики: Методика Выготского - Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)

2) Возрастной диапазон: В случае использования стандартного объемного варианта (деревянные цветные фигурки, которыми ребенок может манипулировать в перцептивно-действенном плане) методика может быть предложена для работы уже детям 2,5-3-летнего возраста. Верхняя граница применения в работе с детьми с условно-нормативным развитием - 6 лет. Наглядно-образный вариант методики можно начинать использовать с детьми старше 3,5-4 лет.

3) Цель методики: Оценка и исследование понятийного развития ребенка - уровня и особенностей сформированности абстрактных обобщений и выделение ведущего классификационного признака.

4) Оборудование: Объемный вариант методики.фигуры Выготского-Сахарова: 25 объемных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота

Наглядно-образный вариант методики. 25 реалистических изображений объемных фигур, отличающихся между собой различными признаками: цвет, форма, величина, высота

5) Инструкция : Объемный вариант методики.

Психолог должен обратить внимание ребенка на фигуры.

Инструкция 1. «Посмотри, здесь лежат фигурки. Все они разные. Теперь посмотри на эту фигурку. (В этот момент психолог обращает внимание ребенка на первую фигуру-эталон и берет ее в руку (удобнее начинать работать с любой фигуры круглой формы, например, можно взять большой синий или маленький синий плоские круги). Поищи среди всех фигур (рукой обводятся все фигуры, оставшиеся на столе) подходящие к этой (показывается фигура-эталон). Выбери их (как вариант) - Покажи их».

О.П. Если ребенок не понимает инструкции, дается разъяснение: «Надо выбрать такие фигурки, которые к ней подходят»

Инструкция должна быть адаптирована в соответствии с возрастом ребенка. Психолог на первом этапе не должен называть ни одного из признаков фигуры-эталона (то есть цвет, форму, величину, высоту) и обсуждать с ребенком причину выбора тех или иных фигур как подходящих к фигуре-эталону.

Все выборы ребенка, его речевые и эмоциональные реакции фиксируются в соответствующих разделах протокола, а выбранные и отложенные ребенком фигуры возвращаются к остальным фигурам, лежащим на столе. Важно, что бы те фигуры, которые выбрал (отложил в сторону в отдельную кучку) ребенок, при возвращении к остальным фигурам не оказались бы рядом как бы в отдельной группе, а в случайном порядке были «распределены» среди других лежащих на столе фигур.

Специалист берет из фигур, лежащих на столе, вторую фигуру-эталон и обращает на нее внимание ребенка. Вторая выбираемая фигура должна быть иной по цвету и по форме, чтобы не провоцировать инертный выбор признака ребенком. Такой фигурой может быть, например, красный маленький высокий треугольник.

Инструкция 2. «А теперь подбери подходящие к этой фигурке. Выбери и покажи фигурки, которые к ней подходят». И на этом этапе также не обсуждается стратегия выбора ребенка, но все его речевые и эмоциональные реакции фиксируются в соответствующих разделах протокола. Вся процедура аналогична первому этапу.

Психолог выбирает и показывает ребенку третью фигуру-эталон, принцип ее выбора психологом остается прежним - это должна быть фигура, отличающаяся от предыдущих и по форме, и по цвету.

После выбора ребенком подходящих, по его мнению, фигур к третьему эталону, психолог может спросить у него, почему он считает выбранные фигуры подходящими к эталону. При этом, каковы бы ни были выборы ребенка на первом, втором или третьем этапах, дается положительная оценка его работы (например, «молодец», «умница», «все было хорошо»). Для себя же специалист делает вывод, какой из абстрактных признаков является для ребенка обобщающим (системообразующим).

О.П. Если ребенок инертно фиксируется на каком-либо признаке, например цвете, а по возрасту ему «положено» уже подбирать фигуры, опираясь на признак формы, то можно предложить некоторую помощь. Для этого необходимо, не меняя фигуры-эталона, вернуть все выбранные ребенком на предыдущем этапе фигуры в случайном порядке на стол, вновь обратить внимание ребенка на фигуру-эталон и попросить его подобрать подходящие фигуры, но «по-другому, не так как раньше». При этом ни в коем случае не называть признаки (цвет, форму, высоту) фигур, которые были для ребенка классификационными (в нашем примере - цвет) или которые ожидаются как классификационные. Такой вид помощи, по сути, не является обучающим, но может «сбить» инертность выборов ребенка.

Этап проводится лишь в случае, когда необходимо уточнить, какой же все-таки абстрактный признак является для ребенка ведущим (обобщающим). Соответственно, он предлагается в том случае, если на предыдущих этапах не выявился какой-либо четко очерченный признак, используемый ребенком для операций обобщения. В качестве фигуры-стимула на четвертом этапе может использоваться любая из фигур методики, в зависимости от тех результатов, которые предъявлял ребенок в процессе работы с материалами.

Проведение четвертого этапа полностью аналогично проведению предыдущих.

Наглядно-образный вариант методики.

Процедура проведения и регистрации результатов.

Психолог должен обратить внимание ребенка на правую часть листа.

Инструкция 1. «Посмотри, здесь нарисованы фигурки. Все они разные. Теперь посмотри на эту фигурку. (В этот момент внимание ребенка обращается на первое (верхнее) эталонное изображение, нижнее эталонное изображение в левой части листа должно быть закрыто от ребенка ладонью или листком бумаги и т. п.) Поищи среди всех фигур (рукой обводится правая часть листа с изображениями фигур) подходящие к этой (показывается фигура-эталон). Покажи их»

О.П. Если ребенок не понимает инструкции, дается разъяснение: «Надо выбрать такие Фигурки, которые к ней подходят».

Инструкция должна быть адаптирована в соответствии с возрастом ребенка. Психолог на первом этапе не должен называть ни одного из лонного изображения (то есть цвет, форму величину, высоту) обсуждать с ребенком причину выбора тех или иных изображений как подходящих к эталону.

Все выборы ребенка (которые он делает, показывая пальцем, каким-либо иным способом выбирая подходящие к эталону), его речевые и эмоциональные реакции фиксируются в соответствующих разделах протокола.

Внимание ребенка обращается на второе (нижнее) эталонное изображение. Верхнее изображение слева при этом должно быть закрыто от ребенка (ладонью, листком бумаги и т. п.).

Инструкция 2. «А теперь подбери подходящие к этой фигурке. Покажи, какие к ней подходят».

И на этом этапе также не обсуждается стратегия выбора ребенка. Все выборы ребенка, его речевые и эмоциональные реакции фиксируются в соответствующих разделах протокола, относящихся к данному эталону.

Перед ребенком помещается другой тестовый лист. Указывая на верхний эталон в левой части листа, психолог повторяет инструкцию второго этапа. Точно также нижнее эталонное изображение в этот момент должно быть закрыто от ребенка (ладонью, листком бумаги и т. п.).

После выбора ребенком подходящих, по его мнению, фигур психолог может спросить у него, почему эти фигуры он считает подходящими к эталону. При этом, каковы бы ни были выборы ребенка на первом, втором или третьем этапах, дается положительная оценка его работы (например, «молодец», «умница», «все было хорошо»).

Как и при работе с объемным вариантом этот этап проводится лишь в случае, когда необходимо уточнить, какой же абстрактный признак является для ребенка ведущим (обобщающим). Проведение четвертого этапа полностью аналогично проведению третьего этапа, с той лишь разницей, что при этом от ребенка закрывается верхнее эталонное изображение слева.

6) Обучающая помощь: в процессе проведения методики

7) Анализ результатов:

Анализируемые показатели:

Характер деятельности ребенка;

Характеристика ведущего признака обобщения;

Объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого.

При анализе результатов, в первую очередь, необходимо обратить внимание на отношение ребенка к заданию, понимание и удержание инструкций, следование им. Также необходимо оценить степень заинтересованности ребенка в выполнении нового для него вида деятельности.

Оценивается и анализируется соответствие актуального для ребенка обобщающего (классификационного) признака нормативному для его возраста. При анализе результатов крайне важным представляется не только и не столько выявление специфических особенностей обобщающей функции, сколько установление соответствия уровня актуального развития обобщающих операций возрастным нормативам.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок с легкостью обобщает фигуры, называет признаки, по которым он производит обобщение, проявляет заинтересованность, не требуется обучающая помощь и много времени

Средний – ребенок не всегда может обобщить фигуры и назвать признаки, по которым он производит обобщение, иногда требуется обучающая помощь, заинтересованность в задании слабая, требуется время

Низкий – ребенок не обобщает фигуры по правильным признакам, не может объяснить свой выбор, не проявляет заинтересованности к заданию, после обучающей помощи нет прогресса, требуется много времени

1) Название методики: Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок

2) Возрастной диапазон: Понимание метафор можно исследовать не ранее 6-7-летнего возраста. Понимание переносного смысла пословиц и поговорок может оцениваться с 8-летнего возраста.

3) Цель методики: исследования особенностей мышления - целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста

4) Оборудование: тексты метафор, пословиц и поговорок

5) Инструкция : «Сейчас я буду зачитывать тебе предложения, а тебе нужно будет объяснить, как ты их понимаешь»

6) Обучающая помощь: Если ребенок затрудняется сам объяснить смысл пословиц и поговорок, можно задать наводящие вопросы, пробовать рассуждать вместе с ребенком.

7) Анализ результатов:

Характер деятельности ребенка, доступность задания;

Уровень трактовки предлагаемых метафор, пословиц или поговорок (уровень отвлеченности, понимания переносного смысла);

Возможность принятия и объем необходимой помощи со стороны взрослого;

Критичность ребенка к результатам своей деятельности.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок достаточно полно и правильно объясняет смысл пословиц и поговорок, в случае затруднения рассуждает, принимает свои ошибки, исправляется, если не прав

Средний – ребенок затрудняется объяснить некоторые высказывания, ему требуется помощь, тяжело принимает свои ошибки, не исправляется при указании на неправильное истолкование пословицы

Низкий – ребенок не может объяснить смысл пословиц и поговорок, обучающая помощь не помогает, ребенок не принимает указания на ошибку

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с, илл.

1) Название методики: Выбор простых аналогий

2) Возрастной диапазон: начиная с возраста 7-7,5 лет.

3) Цель методики: Выявление возможности установления логической связи между словами и понятиями.

4) Оборудование: бланк, состоящий из двух колонок текста, на котором слева располагаются пары слов - образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Причем справа вверху (над чертой) указано слово искомой пары, и задача ребенка - только выделить одно из пяти (реже четырех) представленных справа (под чертой) слов.

5) Инструкция:

«Посмотри. Здесь написаны два слова (при этом пальцем или карандашом указывается на текст). Ложка (указывается слово над чертой) - каша (указывается слово под чертой), между ними существует определенная связь: Ложкой мы едим кашу. Здесь сверху (показывается слово над чертой в правой части листа) написано слово вилка. Тебе нужно подобрать подходящее слово из вот этих (показываются все слова под чертой в правой части листа). Смотри: ложкой мы едим кашу, а вилкой (делается интонационная пауза). Какое слово из представленных ниже (снова показываются все слова под чертой в правой части листа) самое подходящее?»

Детям более старшего возраста (9-11 лет) может быть предъявлена инструкция более «взрослого» вида, в которой его просят подобрать такое слово из пяти нижних справа (показываются слова справа под чертой), которое будет относиться к верхнему справа (показываются слова справа над чертой) так же (по аналогии), как нижнее слово слева к своему верхнему.

6) Обучающая помощь: Если ребенок называет неправильный ответ или не знает, какой ответ дать - предлагается более подробная инструкция-обучение. Инструкция-обучение. «Ложкой мы едим кашу (ребенку показывается слово вначале над чертой, потом под чертой в левой части листа), а вилкой мы едим -мясо (показывается соответствующее слово под чертой в правой части листа). Получается: ложка (интонационная пауза; - каша, вилка (интонационная пауза,) - мясо. А теперь сделай сам следующее задание».

При трудностях выполнения второго задания также дается развернутое обучение в той же логике. Инструкция несколько длинна и этот факт необходимо учитывать, особенно при проблемах мнестического характера у ребенка, поскольку необходимо, чтобы ребенок ее усвоил.

7) Анализ результатов:

Возможность удержания инструкции и логики задания;

Доступная сложность выполняемого задания;

Критичность ребенка к результатам своей деятельности.

Доступность операций установления логических связей по аналогии в целом;

Стратегия выделения ребенком логических связей и отношений между понятиями;

Возможность зрительного анализа большого объема печатного материала;

Наличие ответов импульсивного характера;

Инертность в выборе связей;

Оценка объема и характера необходимой помощи при обучении.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок понимает инструкцию, самостоятельно справляется с заданием, в случае ошибки сам исправляется, принимает критику, затрачивает немного времени

Средний – ребенку требуется более понятная инструкция, обращение к обучающей помощи, исправляется, при указании на ошибку, но не всегда легко ее принимает, затрачивает достаточное количество времени

Низкий - ребенок не понимает инструкции, требуется обучающая помощь, не принимает указаний на ошибку, не исправляется, затрачивает много времени

Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005. - 384 с, илл.

1) Название методики: Методика соотношения пословиц, метафор и фраз

2) Возрастной диапазон: старше 14 лет

3) Цель методики: исследование мышления подростков, выявление понимания переносного смысла, умение вычленить главную мысль во фразе конкретного содержания, целенаправленность суждений испытуемых.

4) Оборудование: набор метафор, пословиц и поговорок с вариантами их толкования

5) Инструкция : Слева написаны фразы, которые мы часто используем в речи. Их называют метафорами. Подбери из правого столбика фразы, которые имеют такой же смысл. Начни с первой. Когда говорят: "Золотая голова"- что имеют в виду?"

Испытуемому предлагают подобрать фразы, по смыслу подходящие к метафорам и пословицам.

6) Обучающая помощь: Если ребенок затрудняется, следует задать ему наводящие вопросы, рассуждать вместе с ним, истолковать самостоятельно несколько фраз с объяснением.

7) Анализ результатов:

Для метафор.

4 балла - Выполняет все задания правильно

3 балла - Выполняет все задания, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора

2 балла - Выполняет 4 задания с направляющей и программирующей помощью экспериментатора -

1 балл - Выполняет до 4 заданий, отвечает не по существу

Для пословиц и поговорок

4 балла - Выполняет все задания, легко понимает переносный смысл

3 балла - Выполняет все задания, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора -

2 балла - Выполняет 3-4 задания с направляющей и программирующей помощью экспериментатора -

1 балл - Не выполняет заданий, отвечает не по существу, помощь неэффективна-

8) Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно объясняет смысл, принимает критику, пытается исправить ошибку самостоятельно

Средний уровень – ребенок затрудняется в истолковании пословиц, требуется обучающая помощь, при указании на ошибку не стремится ее исправить

Низкий уровень – ребенок не может объяснить смысл фраз, обучающая помощь не помогает, при указании на ошибку не предпринимает никаких действий

Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.

7

1) Название методики: Тест на мышление Когана

2) Возрастной диапазон: 4-6 лет

3) Цель методики: исследования схематического мышления

4) Оборудование: Матрица (таблица) с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов спектра и отдельные карточки с теми же фигурами разного цвета, или штриховкой. Карточек должно быть всего 25 (5 кругов разного цвета, 5 квадратов, 5 треугольников, 5 овалов и 5 трапеций).

5) Инструкция: 1. Разложи карточки по цвету.

2. Разложи карточки по форме.

3. Посмотри внимательно на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.

Проведение теста

На первых этапах детям дают все 25 карточек, но не показывают большую таблицу. Отмечают время, за которое они разложат карточки на группы по цвету. В процессе выполнения задания ошибки не исправляют, а только отмечают правильность ответа. На втором этапе дети должны разложить карточки на группы по форме. Необходимые исправления и объяснения даются только после проведения классификации. Затем детям показывают большую таблицу, дают новую инструкцию и отмечают время, за которое дети систематизируют карточки по форме и цвету одновременно. Помощь взрослого при этом исключается, объяснение способа решения задания, так же как и исправление ошибок, возможно только после окончания работы или отказа ребенка ее делать.

6) Обучающая помощь: При непонимании инструкции психолог повторяет или разъясняет ее, но при этом никакого наглядного обучения не производится.

Если ребенок не понял, как раскладывать фигурки, специалист повторяет инструкцию и помещает одну-две фигурки на нужные места, рассуждая вслух (обучающая помощь). После этого все фигурки вновь собираются в случайном порядке и ребенка просят разложить их самостоятельно. Если и в этом случае ребенок не понял, как раскладывать фигурки, можно повторить обучение. При недоступности выполнения задания ребенком и после повторного подобного разъяснения работа на этом прекращается, делается соответствующая запись в протоколе

7) Анализ результатов: С помощью этого теста можно определить уровень схематического мышления ребенка, поэтому анализируют, главным образом, результаты, а не процесс решения задачи. Исследуют также и характер ошибок, допущенных детьми при выполнении задания. В норме дети этого возраста должны безошибочно разделять фигурки по цвету и форме, то есть выполнять первые два задания этого теста. Если допускаются ошибки, их надо объяснить детям после окончания диагностики, но сам тест больше не повторяют. Ошибки, допущенные ребенком при выполнении этого задания, могут указывать на наличие отклонений в его интеллектуальном развитии. Особенно важно провести диагностику интеллекта таких детей по другим тестам (матрицы Равена, перцептивное моделирование), с помощью которых можно определить причины допущенных ребенком ошибок.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок понимает инструкцию, самостоятельно раскладывает картинки, исправляет ошибки самостоятельно, принимает критику спокойно, затрачивает немного времени

Средний – ребенок затрудняется в раскладывании картинок, требуется обучающая помощь, после которой самостоятельно справляется дальше, после указания на ошибку не всегда может исправиться

Низкий – ребенок не понимает инструкцию, не может разложить картинки, требуется обучающая помощь, при указании на ошибку не может ее исправить самостоятельно, затрачивает много времени

1) Название методики: Тест "самое непохожее" Л.А. Венгера

2) Возрастной диапазон: 4,5-7 лет

3) Цель методики: выявление уровня развития способностей в области логического мышления и определение способности ребенка выделять признаки объектов и сравнивать по этим признакам их между собой.

4) Оборудование: 8 геометрических фигур разной формы, цвета и размера, из них: 2 синих круга (большой и маленький), 2 красных круга (большой и маленький), 2 синих квадрата (большой и маленький) и 2 красных квадрата (большой и маленький).

Методики по определению уровня мышления детей дошкольного возраста

Методика «Исключение четвёртого лишнего» для детей 4-5 лет

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Оборудование: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам:

1) по величине;

2) по форме;

3) по цвету;

4) по родовой категории: дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. (см. приложение 1).

Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;

8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут;

6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут;

4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут;

2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут;

0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1 балл – очень низкий.

Методика «Почини коврик» для детей 4-5 лет

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена,- определить сформированность мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Сформированность наглядно-образного мышления. Способность к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.

Оборудование: на каждом из пяти рисунков (см. приложение 2) изображен разный орнамент, содержащий пробел.

Процедура проведения: перед ребенком кладут поочередно рисунки с вырезанными кусочками, которые раскладывают под рисунком или справа от него.

Инструкция: "Посмотри, из коврика вырезали кусочек, найди его".

После этого предлагают рисунки.

Инструкция: "Посмотри, здесь нарисованы разные кусочки. Покажи, какой подходит (или: какой вырезали)".

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес и понимают инструкцию. После ориентировочного этапа они начинают выполнять задание. В тех случаях, когда ребенок торопится и недостаточно внимательно анализирует изображение, исследователь использует организующую помощь (мимика удивления, несогласия, реплика "внимательнее", "не спеши"). Эта помощь эффективна. Нет нелепых выборов. Пробы целенаправленны.

Дети умственно отсталые не проявляют стойкого интереса и желания выполнить задание. На ориентировочном этапе они просто смотрят на рисунок, не анализируя его. Пробы не целенаправленны. Зрительное соотнесение нарисованных частей даже с помощью исследователя оказывается случайным.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес и понимают инструкцию. На ориентировочном этапе нет активного рассматривания. Работа над первыми двумя рисунками идет путем проб. Там, где требуется зрительное соотнесение частей, возникают трудности и ошибочное выполнение. Требуется развернутая, детальная помощь.

При анализе результатов можно использовать следующую оценку результатов:

10 баллов - ребёнок справился с заданием меньше чем за 20 сек;

8-9 баллов - ребёнок решил правильно все 4 задачи за время от 21 до 30 сек;

6-7 баллов - ребёнок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек;

4-5 баллов - ребёнок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек;

2-3 балла - время работы ребёнка над заданием заняло от 51 до 60 сек;

0-1 балл - ребёнок не справился с заданием за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 баллов – низкий;

0-1 балла - очень низкий.

Методика «Классификация»

Методика «Классификация» предназначена для выявления уровня развития логического мышления.

Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений (см. приложение 3) и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

Инструкция: "Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом".
Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения:

Невыполнение задания после всех видов помощи - 0 баллов;

Выполнение после словесного указания оснований для классификации -1 балл;

Выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения - 2 балла;

Выполнение по основной инструкции - 3 балла;

Высокие результаты - 4-6 баллов - свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины.

Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой, с целью исследования уровня развития логического мышления.

Методика «НЕЛЕПИЦЫ»

Цель : определить уровень сформированности анализа, как операции логического мышления. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение методики :

Вначале ребенку показывают картинку. В ней имеются несколько нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: « Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано. То укажи на это и объясни, почему этот не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть

Методика «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: определить уровень сформированности синтеза, как операции логического мышления.

Проведение методики:

Ребенку показывают картинку и просят внимательно посмотреть на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано это, а не какое-либо иное другое время года.

Методика «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Цель: Определить уровень сформированности сравнения, как операции логического мышления.

Ребенку показывают 2 картинки, на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (15 отличий). За время 3мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.

Методика « ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ?»

Цель: определить уровень сформированности обобщения, как операции логического мышления.

Проведение методики:

В данной методике предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождение следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Методика «РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ»

Ребенку показывают картинку и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены». На выполнение всего задания отводится 3 минуты.

Выполнение детьми предложенных заданий оценивалось по десятибалльной системе, где:

8-10 -высокий уровень

5-7 - средний уровень

0-4 - низкий уровень

Таблица № 1

Уровни и критерии сформированности у детей операций логического мышления

Уровни

Критерии

Баллы

Анализ

Синтез

Сравнение

Обобщение

Классификация

Высокий

За отведенное время (3мин) ребенок заметил все 7 нелепиц и успел объяснить 5-7 нелепиц, как должно быть на самом деле

За отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временем года, назвав 6-10 признаков

За отведенное время (3 мин) нашел 12-15 отличий, назвал и показал

Ребенок решил поставленную задачу за время от 1 до 1,5 мин, назвав лишний предмет на всех картинках и правильно объяснив, почему он и являются лишними

Ребенок выделил все группы фигур за время до2,5 мин

8-10

Средний

Ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 4-6 нелепиц не успел объяснить и сказать как должно быть на самом деле

Ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 1-5 признаков, подтверждающих его мнение

За отведенное время нашел 8-10 отличий

Ребенок справился с задачей от 1,5 до 2,5 мин

Ребенок выделил 7-9 групп фигур за время от 2,5 до 3 мин

Низкий

За отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 нелепиц, не объяснив ни одной

Ребенок правильно определил времена года меньше, чем на 3-х картинках и не назвал ни одного признака

За отведенное время нашел меньше, чем 8 отличий

Ребенок решил задачу за время более 3 мин, или вовсе не справился

За время 3 мин выделил меньше чем 5 групп фигур


Вывод по первой главе:

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки, для решения которыхнедостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно выделять связи, отношения между явлениями. Основным условиемформирования мышления у дошкольника, является целенаправленное воспитание и обучение детей. В процессе воспитания малышиовладевают предметными действиями, речью, учатся самостоятельно решать простейшие, а затем и сложные задачи, а также понимаеттребования которые предъявляются взрослыми, и действовать соответственно с ними.

Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Развитие мышления выражается в содержании мысли, в последовательном образовании форм и способов мыслительной деятельности ребенка. Мышление развивается на протяжении всей жизни человека, и на каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Ребенок, овладевая речью окружающих его людей, он начинает мыслить обобщено. Дальнейшее развитие мышления выражается в соотношении между действиями и образами.

Диагностика уровня развития мышления дошкольников

Методики для оценки образно-логического мышления

Из трех видов мышления: словесно-логического, образно-логического и наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого - словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на образно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Именно этих двух видов мышления касаются описываемые психодиагностические методики. Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В этой связи для диагностики образно-логического и наглядно-действенного мышления детей предложено по три разные методики по одной на каждый из существенных аспектов каждого вида мышления. Поскольку уровень интеллектуального развития младших и старших дошкольников различен, то в данный комплекс методик включены разные варианты для детей различного возраста: от 1 до 4 лет и от 4 до 5 лет. Там, где возрастная диагностика мышления методически разделена, имеются специальные оговорки, ограничивающие сферу применения описываемых методик определенным возрастом детей.

Исходя из этого, нами выбраны следующие методики:

Методика «Нелепицы»

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку [см. Приложение «Рисунок 1»], на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов: мышление наглядный логический познание

  • 10 баллов -- такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
  • 8-9 баллов -- ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов -- ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

  • 4-5 баллов -- ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
  • 2-3 балла -- за отведенное время ребенок не успел заметить 1 - 4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.0-1 балл -- за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

  • 10 баллов -- очень высокий. 8-9 баллов -- высокий. 4-7 баллов --средний.
  • 2-3 балла -- низкий. 0-1 балл очень низкий.

Методика «Времена года»

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок [см. Приложение «Рисунок 2»] и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время -- 2 мин -- ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов:

  • 10 баллов -- за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).8-9 баллов -- ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
  • 6-7 баллов -- ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.0-3 балла -- ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития

10 баллов -- очень высокий.8-9 баллов -- высокий.6-7 баллов --средний. 4-5 баллов -- низкий. 0-3 балла -- очень низкий.

Методика "Что здесь лишнее?"

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».[см.Приложение «Рисунок 3»]

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

  • 10 баллов -- ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
  • 8-9 баллов -- ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
  • 6-7 баллов -- ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
  • 4-5 баллов -- ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
  • 2-3 балла -- ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
  • 0-1 балл -- ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

  • 10 баллов -- очень высокий.
  • 8-9 баллов -- высокий.
  • 4-7 баллов -- средний.
  • 2-3 балла -- низкий.
  • 0-1 балл - очень низкий.