Особенности работы малокомплектного детского сада и организация воспитательно-образовательной работы разновозрастной группы в летний период. Оформление участка детского сада из бросового материала. Павильоны и беседки

Галина Черняева
Тематические площадки в ДОУ (презентация)

Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника – здесь он проводит чуть ли не половину всего своего времени. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем. Целью дошкольного воспитания является всестороннее физиологическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие детей. Его роль состоит в овладении некоторыми человеческими знаниями и умениями, приобретении некоторых психических качеств, которые нужны для жизни в обществе, формировании взаимоотношений с людьми.

На территории нашего дошкольного учреждения разработано пять тематических площадок . Формирование предметно - пространственной среды тематических площадок создана в соответствии с требованиями ФГОС, образовательной программой дошкольного учреждения и СанПина. В вариативной части образовательной программы детский сад реализует программу по экологии "Наш дом природа" Н. А Рыжова, "Моя безопасность" Н. Н. Авдеева, "Приобщение к истокам народной культуры" О. Л. Князева и парциальная программа для дошкольников "Белгородоведение" под редакцией Т. М. Стручаева, Н. Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесников, В. В. Лепетюха.

Работа педагога на прогулке по тематическим площадкам выстроена по принципу доминирования детской деятельности или является продолжением темы дня в образовательном процессе с детьми от 4 до 7 лет. Вся образовательная деятельность разработана на основе созданной развивающей среды и в соответствии с возрастом дошкольника.

«Уголок юного туриста»

Цель : Дать знания детям о туризме, как одном из видов путешествия, развивать и активизировать речь, воспитывать у детей природоохранительное поведение, представление о том, какие действия человека могут вредить природе, а какие способствуют её восстановлению и сохранению.

К туристической деятельности, как одному из форм работы с дошкольниками, прибегают крайне редко : считается, что туризм – это дело средней общеобразовательной школы. Однако, мы уверены, что детский туризм в оздоровлении детей дошкольного возраста может и должен использоваться в качестве вспомогательного средства в педагогической практике ДОУ. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников. Чтобы сформировать знания детей о туризме, на территории нашего ДОУ есть "Уголок туриста". Здесь дошкольники знакомятся с тем, как ставить палатку, собирать рюкзак для похода, какая одежда должна быть у туриста, знакомятся с правилами поведения в природе, оказании первой помощи. Проводятся дидактические и рече-двигательные игры "Собери рюкзак", Что лишнее?"," Как правильно развести костёр". Подвижные игры и игры - соревнования. Здесь же проводятся беседы по безопасному поведению в лесу, парке, на реке. Приучаем детей любить природу родного края, развиваем желание любоваться и охранять природу, но не наносить вреда.

«Машина поляна»

Цель : Формировать у детей познавательный интерес к миру природы, обогащать знания детей о животном мире с использованием сказочных персонажей, развивать умственную и речевую активность детей, активизировать двигательную деятельность,воспитывать у детей дошкольного возраста бережное отношение к природе родного края.

Тематическая площадка- "Машина поляна" позволяет дошкольникам не только закрепить знания о деревья, растениях травяных и ягодных культур, но и в игровой форме обобщить знания о мире животных, насекомых. Способствует активизации речи дошкольников, развитию памяти, логическому мышлению. Здесь воспитатель с детьми рассказывает стихи, повторяет пословицы и поговорки, отгадывают загадки, проводятся дидактические игры "Что где растёт?", "С какого дерева листочек?" "Что лишнее?" "Летает не летает?", "Найди пару", "Когда это бывает?" и др. Так же здесь проводится опытно - исследовательская деятельность. Дети ухаживают за земляничной поляной, за кустарниками смородины, рябины. Пополняют поляну саженцами растений. Подвижные игры : " У медведя во бору", "Бездомный заяц", "Медведь и пчёлы", "Хитрая лиса".

Художественная деятельность : "Украсим платочек для Маши", "Варенье для мишки", "Трусливый зайка", "Цветущая поляна" и др.

«Горная страна»

Цель : Продолжать знакомить детей с миром растений, дать представления о культурных растениях, об особом отношении к ним человека, расширять и обогащать знания о природе как о целостной системе, развивать эстетический вкус; формировать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

На данной тематической площадке дошкольники знакомятся с растениями, которые могут расти и развиваться в специально организованных условиях, что позволяет ребёнку сформировать знания о растительном мире горных страх. Понаблюдать за насекомыми и поощрять желания детей ухаживать за растениями, любоваться красотой и уникальностью природы. Здесь проводится познавательно - исследовательская деятельность : уход и наблюдения за ростом. Дидактические игры : " "Что сначала, что потом", "Угадай и покажи".

«Крестьянский быт»

Цель : Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта, познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.) Активизировать двигательную активность. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, расширять кругозор, интерес к русскому фольклору.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, историю и традиции своей малой родины. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Опыт работы показывает, что знакомство с русскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на основе краеведческого материала, поэтому на территории детского сада был создан уголок крестьянского быта.

Здесь живёт хозяйка бабушка Арина. У дошкольники в игровой форме формируются знания о русском быте и народной культуре.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Развивать познавательные способности ребенка, используя все виды фольклора : заклички, игры хороводные и подвижные, потешки, сказки, считалки и др.

Побуждать дошкольников к любым проявлениям эстетических чувств, через восприятие образов : драматизация сюжетов сказок.

Обучению элементам русских народных игр, в которых отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные понятия о мужской силе и женской слабости, находчивости, воли, стремление к победе.

«Крестьянский дворик»

Цель : Формировать у детей представления о домашних животных, обобщить представления детей о приспособленности домашних животных к среде обитания, их связи с человеком (польза, забота человека о домашних животных, о детенышах. Знакомить с повадками домашних птиц. Развивать память, логическое мышление Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Дидактические игры " Кто как кричит?", " Накорми животное", " Четвёртый лишний","Угадай по описанию". Беседы о пользе домашних животных, о том как человек за ними ухаживает. Отгадывание загадок, чтение стихов, Подвижные игры : "Лохматый пёс", "Кот и мыши", "Стадо","Наседка и цыплята" и др. Разучивание пословиц, поговорок, народных песенок, хороводных игр. Можно организовать художественную деятельность, в процессе которой развивается творческая деятельность.

Изучение домашних животных помогает быть детям добрее, внимательнее, вырабатывает у детей такие качества как понимание, сочувствие, гуманное отношение к животным.

«Улица моего города»

(ознакомление детей с правилами дорожного движения на площадке детского сада )

Цель. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД; формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

С каждым годом на улице увеличивается поток машин. Статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувства горечи и досады, особенно когда в результате несчастного случая страдают дети. Основные причины несчастья - неправильный переход улицы. Избежать опасности можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Поэтому необходимо как можно раньше познакомить детей с правилами дорожного движения.

Для реализации поставленных задач на территории ДОУ организована площадка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

Беседы :«Какие бывают улицы? «Для кого он светофор» , "Как переходить улицу"

Ситуация общения : «Как я ехал на автобусе» , «Что я видел на прогулке", "Если стоишь на остановке"," Как я перехожу улицу с родителями".

Развлечения : "Дорожная азбука", "На лесном перекрёстке", "Светофор и его помощники".

Д/игры : «Встань там, где скажу» , «Угадай-ка, чем повезешь?» «Правильно-неправильно» , «Красный и зеленый» , «Разрешено-запрещено» .

Ситуация общения : «Что я знаю о грузовом автомобиле»

С/ролевая игра : «Шоферы»

Подв. игра : «Цветные автомобили» , "Воробушки и автомобиль"

Игра – имитация : «Я -шофер» , "Путешествие по городу" и др.

Таким образом, проводя работу с дошкольниками на тематических площадках , воспитатель развивает у детей гуманное отношение к природе родного края, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности, развивает умение соблюдать правила безопасного поведения на улице. А так же формирует у детей знания о культуре и традициях родного Белогорья.

Девиз проекта:

«Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет
в воспитании детей обстановка, среди которой они живут.
Тот, кому удается создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени».

Тихеева Е.И.

Информационная карта проекта

Тип – практико-ориентированный.

Вид – творческий.

Сроки реализации: апрель — июнь 2014 г.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети.

Актуальность:

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей.

Гипотеза:

Мы считаем, что методически грамотная организация развивающей среды не только внутри дошкольного учреждения, но и на его территории, позволит содействовать развитию психических процессов детей дошкольного возраста, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.

Проблема:

Состояние детской площадки не соответствует требованиям.

Цель: создание эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организации экосистемы детского сада. Благоустройство территории участка.

Задачи:

— Объединение усилий родителей и сотрудников дошкольного учреждения по благоустройству прогулочной площадки;

— создание своего образа участка на территории МКДОУ;

— создание комфортных условий для развития личности ребенка;

— активизация творческого потенциала родителей и педагогов;

— воспитание бережного отношения к окружающему миру.

— оборудовать участок ДОУ в соответствии с современными, санитарно – эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

— создание единого пространства детей, родителей, педагога.

Краткое содержание проекта

«Благоустройство участка на территории ДОУ»

План реализации проекта.

1 этап – подготовительный (апрель 2014 г.)

— родительское собрание;

— анализ состояния участка детского сада и существующих проблем;

— постановка целей и задач;

— разработка проекта;

— привлечение родителей;

— определение объема работы;

— сбор бросового материала.

Так как наша группа на данный момент является 1 младшей, участок после детей 6-7 лет пришел в негодность. Проанализировав состояние участка, мы поняли, что необходимо общими усилиями с родителями его благоустроить. Было решено создать проект, который бы решал эту задачу.

Образ будущего участка.

Вместе с родителями мы обсуждали образ будущего участка. Родители активно делились идеями, находили оригинальные решения.

Составление карты — схемы создания участка. Работа с интернет-ресурсами.

2 этап – внедренческий (июнь 2014 г.)

Реализация проекта (см. приложение)

За время внедрения проекта на участке нашей группы было создано:

  • отремонтирована веранда, перенесен центральный вход;
  • зоны для игр для мальчиков: машина, самолет;
  • зоны для сюжетно-ролевых игр: домик, колодец веранда, светофор;
  • зоны для игры с песком и водой;
  • в песочницу завезен песок;
  • разбиты клумбы и цветник «крокодил»;
  • стол и скамеечки для игр, как на территории участка так и на веранде;
  • постройки для занятия спортом: баскетбольное кольцо, бум – для упражнений в равновесии, кольца для лазания «жираф» и «зебра»;
  • декоративные скамейки «Веселые котятки»;
  • эстетически оформлена внешняя и внутренняя стены веранды;
  • установлены качели;
  • декоративные улитки около цветника.

3 этап – заключительный:

— покраска построек;

— уборка территории участка от мусора;

— участие в конкурсе по «Лучший участок ДОУ»;

— оформление фотовыставки;

— презентация видеоролика на родительском собрании

Выводы и практическая значимость проекта

Проект благоустройства помог решить задачи эстетического, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; создать комфортные условия для прогулок детей. А также позволил осуществить активизацию творческого потенциала по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении.

Родители и педагоги, объединив усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься спортом, познавательной деятельностью.

— преобразована предметно — игровая среда детского сада;

— укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;

Территория сада стала яркой, не похожей на другие участки детского сада.

— дети проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

Наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;

Получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

Смогли реализовать свои творческие способности.

Таким образом, проект благоустройства помог решить задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; создать комфортные условия для прогулок детей. А также позволил осуществить активизацию творческого потенциала педагогического и родительского коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении.

Перспективы на будущее:

В перспективах на будущее – создание построек (корабля, качели, квадроцикла, пирамиды, русской матрешки, горки) новых клумб. Конечно, для этого нужно приложить немало усилий, но мы надеемся и на дальнейшее сотрудничество с родителями, ведь нам еще работать четыре года.

Приложение к проекту:

Как это было

Вот такой грустный вид имел наш участок

Начали со строительство новой веранды

Наше будущее солнышко

Капитальный ремонт автомобиля

Улитки……….

Сразу видно – творческий человек

Строительство домика

Наши котятки

Расписываем внутренние стены веранды

Приложили все уменье – стал участок загляденье!

Украшает сада двор этот стройный мухомор

Если жарко станет деткам, их спасет эта беседка

Веселая скамеечка

Солнышко лучистое улыбнулось весело…

Разноцветный автомобиль

Сказочный домик

Забавные котята

Грибочки

Чудо-самолет

Наша гордость

Вы узнали все, наверно?

Ну конечно — это зебра.

Вот красавец наш — длинношеий жираф

Работа с родителями

«Какую громадную и ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой, они живут. Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени»

Е.М.Тихеева

Уважаемые родители! Предоставляю вашему вниманию фотоотчет о той громадной работе, которую мы с вами провели в июне месяце. Но все по порядку.

Территория участка, на которой проходят ежедневные прогулки, постоянно прикреплена к данной группе. Уже вошло в традицию то, что родители вновь прибывших детей обустраивают свой участок детского сада. Так было и пять лет назад. Мы построили машину, поставили заборчик, но не об этом… Дети растут, время идет, постройки ветшают и приходят в негодность. Так нашим деткам достался участок в том виде, в котором вы его встретили.

И вот на родительском собрании, проходившем в апреле месяце, поступило предложение привести в порядок территорию ДОУ своими силами. Было много вопросов и предложений. И началась работа. Что-то получилось, что-то осталось в проекте. Но в основном все задуманное было выполнено.

Я чрезмерно благодарна всем тем, кто принял активное участие в строительстве. Активное – потому что только 11 семей из 27 не откликнулись на наш призыв. В течение 8 дней мы с вами встречались после 18.00 и уходили далеко за 22.00. Большое спасибо, что вы жертвовали своим драгоценным временем.

И так о том, что мы сделали. На мой взгляд, самое важное – перенос боковой стороны в беседку. Детям стало удобно наблюдать за всем происходящим на улице, находясь в беседке.

Эту работу выполнили Ващенко Александр Николаевич, Алиметов Альберт Александрович, Курган Дмитрий Александрович, Копытов Евгений Иванович, Кирик Александр Николаевич, Золотых Сергей Иванович. Не менее большим делом является постройка «чудо – домика». Почему «Чудо»? Да потому, что не только сотрудники ДОУ, но и гости и просто прохожие заглядывая в него не переставали удивляться:

— Ни чего себе, домик обит «вагонкой»!

— Вот, это да! В домике и пол и плинтуса!

— Ух ты, крыша из андулина!

— Надо же, даже наличники приделали!

— Да-а-а-а, «продвинутые» в строительстве люди делали, дом то на баллоны поставили, а это значит «навек»! Спасибо вам «продвинутые» люди: Ващенко Александр Николаевич, Курган Дмитрий Александрович, Копытов Евгений Иванович, Алиметов Альберт Александрович.

Хочется отдельно отметить Золотых Сергея Ивановича , который привез кучу баллонов резиновых для «зебры» и «жирафа», кучу тазиков и аллюминиевых крышек для «мухоморов» и «сыроежек», достал бесценный материал название которому «целиндровка», ну и конечно же смастерил «самолет». А его подмастерьями в строительстве животных были Кукличев Сергей Анатольевич и Максим Ким. Спасибо вам!

Хотя на участке и был «грибок», но его нужно было привести в порядок – покрасить. И за это дело взялась Ладыченко Елена Петровна. Спасибо вам!

Ну а какая же песочница без песка!? Единственный из папочек, кто задумался над тем, «чем же будет заниматься мой сыночек в песочнице?» — это Евгений Иванович Копытов . Сергей Иванович ни один день занимался ремонтными работами: обивал домик снаружи и внутри, прикручивал, привинчивал, строгал, пилил. Это он смастерил и покрасил две скамеечки, которые стоят вдоль заборчика. Спасибо вам большое!

На участке появилось солнышко благодаря Поддубной Эльвире Николаевне, которая сама придумала данную постройку и практически сама смастерила ее.

А вот чтобы «солнышко», «зебра» и «жираф» имели такие славные мордашки, постаралась воспитатель-эколог нашего ДОУ и просто человек, который ни когда не откажет в помощи – Федорина Светлана Анатольевна . Спасибо вам!

Яркие цвета приобрели беседки, заборчик, автомобиль, столик, скамеечки благодаря целой команде мам: Деревянко Наталье Васильевне, Бирюковой Ирине Александровне, Волянской Ирине Дмитревне, Курган Олеси Дмитревне, Кучеренко Оксане Викторовне, Авдеюк Наталье Николаевне, Кукличевой Елене Леонидовне, Кирик Юлии Евгеньевне, Старченко Олеси, Саттарову Александру Васильевичу. Спасибо!

Конечно же хочется отметить постройку «веселые котятки». Идея родилась перед самым открытием сада. Идею помог воплотить в жизнь Курган Дмитрий Александрович . В руках этого человека спорится любое дело! Спасибо вам!

И в конце хочется отметить еще одного человека — Копытову Светлану Петровну, которая является председателем родительского комитета, которая сумела собрать нас вместе для работы, закупить необходимый материал, и в течении всего ремонта изо дня в день приходить и выполнять работу. Спасибо, Светлана Петровна!

Еще раз хочется сказать вам, родители, «ОГРОМНОЕ СПАСИБО».

Спасибо за взаимопонимание, поддержку психологическую, материальную, физическую.

ОЧЕНЬ НАДЕЮСЬ НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО!

19. Гигиенические требования к участку ДОУ

Гигиенические требования к участку детского сада направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей дошкольного возраста вредных факторов, сопровождающих игровую деятельность и занятия физической культурой с использованием спортивного и игрового оборудования. Правильно спланированный и хорошо организованный участок, где дети проводят до 5–6 ч в теплое время года, создает благоприятные условия для их гармоничного развития.

Целью работы является изучение гигиенических требований к территории ДОУ. Для достижения данной цели ставятся задачи, такие как:

    Территория ДОУ

    Зона игровой территории

    Хозяйственная территория

Территория ДОУ

Обособленный земельный участок – обязательная составляющая территории дошкольного учреждения. К нему предъявляются следующие требования:

    Не допускается расположение на участке посторонних учреждений, построек, сооружений, функционально не связанных с ДОУ.

    Обязательно ограждение территории участка забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений. Основным приемом зонирования участка также может служить живая изгородь из кустарника.

    Участок должен быть обеспечен инсоляцией в течение 5 ч светового дня, иметь достаточно тени, особенно в южных районах, и хорошо проветриваться.

    В целях профилактики травматизма детей и обеспечения их безопасности к участку должны быть организованы удобные подходы с пешеходных дорог, а не с проездов улиц с движением автотранспорта.

    Размер площади участка зависит от вместимости детского сада. Он определяется из расчета не менее 40 м 2 на 1 место. Если вместимость ДОУ не превышает 100 мест, этот показатель составляет 35 м 2 на 1 место. Для встроенного здания ДОУ при вместимости до 100 мест – не менее 29 м 2 на 1 место. В северных районах, а также в крупных городах в условиях затесненной застройки допускается некоторое уменьшение площади участка, но не более чем на 30%. При недостаточной инсоляции или неинсолируемой территории ДОУ часть или всю игровую территорию по согласованию с территориальным управлением Роспотребнадзора допускается размещать в отрыве от здания или участка на расстоянии не более 50 м.

    Должна быть обеспечена удаленность земельного участка от шумных пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков, автобаз, гаражей, площадок мусоросборников, что является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнений воздуха территории ДОУ. Удаленность участка ДОУ от проездов автотранспорта, стоянок машин, от интенсивного пешеходного движения должна быть не менее 5 м. Защита будет более надежной, если эта полоса выполнена из зеленых насаждений.

    Уровень шума на участке ДОУ не должен превышать 60 дБ.

    Обязательно освещение участка детского сада в вечернее время. Уровень искусственной освещенности на земле должен составлять не менее 10 лк.

    Необходима разработка комплекса мероприятий, предупреждающих затопление и загрязнение игровых площадок паводковыми и ливневыми водами. В условиях сурового климата в районах Крайнего Севера необходимо обеспечить ветро- и снегозащиту территории.

Гигиеническое значение зеленых насаждений на участке ДОУ весьма велико и многосторонне. Зеленые насаждения являются мощной защитой от пыли, газов, ветра и шумов. Они регулируют тепловой и радиационный режим, благоприятно воздействуют на органы чувств, центральную нервную систему. Многообразное положительное влияние зеленых насаждений явилось обоснованием для гигиенического нормирования площади зеленой зоны, которая должна составлять не менее 50% участка. В площадь озеленения включают защитные полосы (от пыли, ветра, шума и др.) между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы.

Для озеленения участка наиболее предпочтительны насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Не следует использовать деревья и кустарники, имеющие ядовитые плоды, колючки или засоряющие участок при цветении. Из древесных насаждений рекомендуют: липу, березу, клен, сосну, ель, лиственницу, вяз, ясень, рябину. Для травяного покрытия лужаек и газонов лучше высевать виды трав, устойчивые к вытаптыванию. Устройство цветников не только украшает территорию детского сада, но и позволяет проводить занятия с детьми, приучая их наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Важно только помнить, что некоторые цветы, особенно с сильным запахом, могут быть причиной аллергических реакций у малышей.

Участок детского сада нуждается в регулярном уходе. Ежегодно проводят декоративную обрезку деревьев и кустарника, вырубку сухих и низких веток и молодой поросли. Убирают участок ежедневно утром за 1–2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Траву на газонах своевременно скашивают. При сухой и жаркой погоде участок поливают не менее двух раз в день, а после этого осуществляют его уборку.

В зимний период регулярно очищают территорию от снега, в первую очередь дорожки, групповые площадки, навесы. В случае необходимости обрабатывают участок, особенно дорожки, ступеньки, противогололедными средствами, которые должны быть безопасны для детей, безвредны для зеленых насаждений и не должны загрязнять почву.

Участок ДОУ должен делиться на две части – зону игровой территории и хозяйственную зону.

Зона игровой территории

Зона игровой территории включает в себя групповые площадки – индивидуальные для каждой группы (из расчета не менее 7,0 м2 на одного ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на одного ребенка дошкольного возраста) и общую физкультурную площадку.

Высокая способность детей дошкольного возраста реагировать на воздействие извне, недостаточная регуляция в системах, отвечающих за адаптацию к внешней среде, относительно низкая сопротивляемость организма и вследствие этого повышенная заболеваемость диктуют необходимость такой планировки участка ДОУ, которая бы обеспечивала групповую изоляцию детей. Поэтому количество площадок должно соответствовать числу детских групп. Групповые площадки для детей ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневые навесы площадью не менее 40 м 2 , защищенные с трех сторон от ветра ограждением высотой не менее 1,5 м от пола. Они позволяют проводить прогулки в любую погоду. Площадь навеса не входит в общую площадь групповой площадки. Пол навеса должен иметь дощатое покрытие. Чтобы его не заливало водой, он должен быть поднят над уровнем земли на 10 см.

Покрытие групповых площадок должно быть беспыльным, быстро высыхающим после дождя или полива.

Групповые площадки следует ограждать кустарником и соединять кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения).

Общая физкультурная площадка предназначена для круглогодичного проведения обязательных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. В общую физкультурную площадку следует включать: зону с оборудованием для подвижных игр, зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами, беговую дорожку, ямы для прыжков, полосы препятствий. Большое разнообразие движений и их вариантов, выполняемых на спортивных площадках, позволяет развивать и совершенствовать такие важные физические качества детей, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость.

Размеры и конструкция спортивно игрового оборудования должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей разных возрастных групп. Строго следует соблюдать доступную высоту снарядов. Диаметр перекладин должен быть удобен для обхвата детской рукой. Оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, иметь привлекательную форму и цвет.

Игровые площадки следует оборудовать турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами. Занятия на свежем воздухе с использованием игрового оборудования обеспечивают режим высокой двигательной активности детей, позволяют им закреплять и совершенствовать знакомые движения, осваивать новые, требующие сосредоточенности, четкости, ловкости, координации.

На участке дошкольного учреждения допускается устанавливать серийно выпускаемое или сделанное по индивидуальному заказу оборудование, соответствующее возрасту и росту детей, имеющее документ, подтверждающий его качество и безопасность. Используемые при изготовлении оборудования материалы должны быть прочными, высокого качества, выдерживать большие нагрузки и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее их безопасность для здоровья детей. Расстановку оборудования на групповых площадках производят, компонуя его в игровые комплексы. Оборудование для детей раннего возраста должно быть выполнено из твердых пород дерева, обеспечивающих высокую прочность снарядов. Все части деревянного оборудования должны полироваться или покрываться масляной краской. Поверхность оборудования не должна иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Для покрытия конструкций применяют материалы, стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. Оборудование не должно быть постоянным, по возможности его надо обновлять. В приложении приведены рекомендуемые СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" оборудование и инвентарь для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе детей дошкольного возраста.

Оборудование на площадке должно быть надежно закреплено. Важна и эстетическая сторона: оборудование должно быть окрашено в сочетающиеся, а не случайные тона, привлекать детей цветовой гаммой. Необходимо следить за его исправностью, вовремя ремонтировать, восстанавливать утраченные детали. При невозможности восстановления во избежание случаев травматизма поломанное оборудование подлежит демонтажу.

При выполнении детьми на земельном участке таких работ, как полив растений, перенос песка, расчистка снега, используется исправный, соответствующий росту детей инвентарь с прочным креплением рукояток. Нельзя применять инвентарь, предназначенный для взрослых. Переноска тяжестей не более 2–2,5 кг на небольшие расстояния допускается, как и указанные ранее виды работ, только для дошкольников старшего возраста.

Для игрового и спортивного инвентаря, который используется на участке, необходимо выделить специальное хранилище или кладовую.

На игровых площадках устанавливают песочницы. На ночь их требуется закрывать крышками. Наиболее удачной конструкцией считается та, при которой открытые крышки служат удобной подставкой для игры детей с песком. Для профилактики перегрева детей в жаркую погоду песочницы оборудуют зонтами.

Весной в песочницах проводят полную смену песка. В теплое время года один раз в месяц песок надлежит исследовать на степень биологического загрязнения. В случае обнаружения возбудителей кишечных инфекций, гельминтов и других примесей, опасных для здоровья детей, необходимо полностью сменить песок.

Для профилактики травматизма в тех местах, где расположены оборудование для лазания, горки для катания и другие устройства, связанные с активными движениями детей, необходимо предусмотреть песчаное покрытие. Для предохранения детей от ушибов толщина слоя песка должна составлять не менее 20–30 см.

К оборудованию, расположенному на травяном покрытии, должны подходить песчаные дорожки.

Хозяйственная территория

Хозяйственную зону располагают на границе земельного участка, вдали от групповых и физкультурных площадок, изолируют от остальной территории зелеными насаждениями. Она должна иметь самостоятельный въезд с улицы, удобную связь с пищеблоком и прачечной. Въезды и входы на территорию ДОУ, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора следует покрыть асфальтом, бетоном или другим твердым материалом.

При отсутствии теплоцентрали на территории хозяйственной зоны может размещаться: котельная с соответствующим хранилищем топлива; при отсутствии центрального водоснабжения – сооружения водоснабжения с санитарно защитной зоной; овощехранилище площадью не более 50 м2 и места для сушки белья и выбивания ковровых изделий.

При достаточной площади участка в состав хозяйственной зоны могут быть включены площадки для огорода, ягодника, фруктового сада. Однако использовать в питании детей урожай, выращенный на участке детского сада, возможно только при наличии санитарно эпидемиологического заключения территориального управления Роспотребнадзора.

В хозяйственной зоне оборудуют площадку с твердым покрытием для установки промаркированных контейнеров с крышками для сбора мусора и пищевых отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. Затем их очищают и обрабатывают с помощью дезинфицирующих средств. В целях предупреждения выплода мух один раз в 5 или 10 дней места сбора отходов обрабатывают одним из разрешенных Роспотребнадзором средств.

Сжигание мусора на территории ДОУ и вблизи него не допускается, его следует убирать в контейнеры.

Приложение

Наименование

Размеры, мм

Кол-во, шт.

Башня для влезания

Нижнее основание: длина – 2000, ширина – 2000 Верхнее основание: длина – 1000, ширина – 1000 Высота корпуса башни – 1500–2500

Бум разновысокий (из трех брусов)

Длина бруса – 2000 Ширина рабочей поверхности – 100–150 Высота брусьев – 150, 250, 300

Ворота для подлезания

Ширина створа – 500 Высота – 500–600

Заборчик с вертикальными перекладинами

Длина – 2500–3000 Высота – 600 Диаметр перекладины – 30–35 Расстояние между перекладинами – 250–300

Качели подвесные

Качели -доска

Длина доски – 2000–2500 Ширина – 220–250 Высота над поверхностью земли – 350–400

Диаметр – 120, 150, 200 Высота – 150, 250, 300

Перекладина низкая

Высота – 1000–800

Перекладина средняя

Высота – 1200–1000

Перекладина высокая

Высота – 1500

Рукоходы

Длина – 2000–2500 Ширина – 400–500 Диаметр перекладин – 25–30 Расстояние между перекладинами – 250–300 Высота над поверхностью земли – 1500–1800

Стенка гимнастическая

Высота – 1800–2300 Ширина пролета – 800 Диаметр перекладин – 27–30

4-5 секций

Стенка сплошная для лазания

Высота – 2300 Длина – 1500–1800

Стойки для натягивания сеток, веревки

Высота – 2000

Устройство для подвески спортивных снарядов, качелей

Длина перекладин – 3500 Высота над поверхностью площадки – 3000

Фишки, конусы для разметки площадки

Щит-мишень (навесной)

Длина – 1000

Щит баскетбольный

Ширина – 1000

Летний парк на территории детского сада

Воспитанники детского сада № 198 - «проблемные» дети. Среди них есть часто болеющие и те, кто с малолетства страдает хроническими заболеваниями. Есть дети с неврологическими нарушениями, с физическими недостатками и с поведенческими проблемами.

Работа с ними не прекращается в течение всего года. Если в других детских садиках малыши на летний период, как правило, разъезжаются, и в это время года наступает «мертвый» воспитательный сезон, в сто девяносто восьмом по-прежнему кипит работа. Но теплая погода позволяет большую ее часть перенести под открытое небо. Все дела и основные события лета проводятся в рамках проекта «Солнечный город».

Для этого территория детского сада оборудована специальным образом.

Пространственно-предметная среда участковой территории садика максимально приближена к условиям детского летнего парка и имеет все присущие парку атрибуты: фонтаны, бассейны, спортивные и игровые аттракционы, уголки отдыха, скульптуры сказочных персонажей, летний театр.

На свежем воздухе организуются все виды детской деятельности:

    физкультурно-оздоровительная работа (физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, закаливающие процедуры, лечебно-оздоровительные мероприятия);

    студийная работа (детские студии: музыкальная студия «Веселая нотка», спортивная секция «Спортландия», детский театр «Театр очень юного зрителя», изостудия «Волшебный карандаш», студия по ПДД «Светофорик», экологическая студия «Зеленая страничка», конструктивная - «Юный конструктор» и др.);

    совместная деятельность детей и взрослых (экспериментально-исследовательская деятельность, трудовая деятельность, индивидуальная логопедическая и коррекционная работа);

    экологическая работа (занятия на экологической тропинке).

В теории и на практике существует два принципиально отличных подхода к проектированию предметно-пространственной среды для детей.

Одни исследования в области психологии доказывают, что дети стремятся к активному взаимодействию со своим окружением, предпочитают строить свой мир, а не получать его готовым. Большинство специалистов этого направления считают, что дети должны иметь собственную среду, отличающуюся от предметной среды взрослых.

Другие специалисты считают, что детям присуще желание иметь все «как настоящее»: отсюда их усиленное подражание миру взрослых. Поэтому ребенка должны окружать вещи, воспроизводящие настоящий предметный мир взрослых. Такая среда способствует их правильной социализации и формированию готовых понятий.

При проектировании и формировании предметного наполнения развивающей среды нашего детского сада учитывалось гармоничное сочетание двух подходов. На территории была создана предметная среда, сомасштабная ребенку, в которой органично сочетаются сказочные и реальные объекты, в совокупности своей удовлетворяющие потребности в новизне и одновременно дающие ощущение стабильности и устойчивости окружающего мира. Согласно тематическому принципу организации вся территория детского сада разделена на несколько основных пространств (зон):

1) участки групп,
2) тематические площадки для занятий детских летних студий,
3) мини-центры и экологической тропинки.

В процессе деятельности в этих зонах дети реализуют свои потребности в игре, общении, двигательной активности, исследовательской деятельности. Например, зона для моторных и спортивных игр (тематическая площадка «Спортландия») оборудована лабиринтами, лестницами, сетками - всем, что помогает овладеть основными видами движений, побуждает к самостоятельной двигательной активности.

Тематический комплекс «Город мастеров» включает трансформируемые модули, разные виды конструктивных материалов, бассейн и песочный городок.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения, привития им навыков безопасного поведения в условиях современного города спроектирована тематическая площадка «Страна дорожных знаков», имитирующая часть города с тротуарами, магистральными дорогами, перекрестками. Площадка оборудована элементами дорожного движения - дорожными знаками, светофорами, транспортными средствами и т.д.

Пребывание в коммуникативно-тренинговых зонах «Азбука общения» и «Лабиринт эмоций» обеспечивает развитие у детей коммуникативных навыков, создает благоприятный психологический микроклимат для общения детей с родителями, взрослыми, друг с другом.

С целью реализации задач экологического воспитания оборудована экологическая тропинка. Для удобства проведения занятий, повышения их познавательной и коррекционной ценности все объекты объединены в мини-центры с учетом видовой принадлежности, условий обитания, требований ландшафтного дизайна (мини-центр «Дом Боровичка» - отправной пункт экологической тропинки, «Экзотика», «Сельский уголок», «Эко-дом», «Метеоплощадка», «Привал», «Бабушкино подворье», «Поле», «Огород», «Уголок леса» и т.д.).

Работа в каждом тематическом центре строится в игровой форме с привлечением знакомых детям персонажей. К примеру, на занятия по ПДД детей приглашает Светофорик, в изостудии детей учит рисовать Карандаш, в «Городе мастеров» дети превращаются в конструкторов, а студию по ручному труду проводит сам Мастер Самоделкин. Почитать интересные книги дети вместе с воспитателем могут на «Поляне сказок», провести наблюдения - в «Сельском уголке» или на «Болоте», поухаживать за животными на «Бабушкином подворье». Хозяин экологической тропинки Боровичок приглашает ребят в уголок леса, на рябиновую аллею, в вишневый садик или в сиреневый сквер, на мини-огород или на луг и т.д.

Большое внимание при организации работы в летний оздоровительный период в нашем детском саду уделяется проектированию территории в свете новых тенденций и требований ландшафтного дизайна. Наряду с традиционно используемыми на территории дошкольного учреждения элементами (функциональные МАФы: беседки, навесы, сад, мебель, заборы, арки и т.д.), мы используем декоративно-функциональные объекты: садовые скульптуры, металлоконструкции, полифункциональные модульные элементы, контейнеры, фонтаны. Продумывая, чем насытить игровое пространство, мы стремились не столько к тому, чтобы создать индивидуальный образ территории нашего сада, сколько к тому, чтобы ребенок здесь мог выплеснуть свою неуемную энергию, развиваться физически, психически и духовно.

Публикация статьи произведена при поддержке технического центра «Кунцево». На сайте техцентра, расположенном по адресу http://www.volkswagen-kuntsevo.ru/shop/golf-plus , Вы узнаете все о новом Volkswagen Golf Plus: доступные комплектации и цены, базовые характеристики модели и многое другое. Техцентр «Кунцево» занимается не только продажей автомобилей марки Volkswagen, но также производит сервисное обслуживание, ремонт и ТО.

В.Д. ЕРМАКОВИЧ,
заведующая детским садом № 198,
г. Тольятти

Спортивная площадка, предназначенная для спортивных игр на свежем воздухе, помогает сохранить и приумножить здоровье нации.

В наше время спортивная площадка представляет собой место, где дети и взрослые с использованием разнообразного оборудования занимаются физкультурой и спортом. Они могут быть специализированными и универсальными. От этого зависит и оборудование спортивной площадки.

Характеристики площадки

Когда создается проект универсальной спортивной площадки, должны быть соблюдены такие параметры:

  • эксплуатация при любой погоде;
  • возможность заниматься несколькими видами спортивных состязаний;
  • оборудование спортивной площадки должно сохранять устойчивость против действий вандалов;
  • покрытие должно подходить для занятия различными видами спорта;
  • должна быть предусмотрена инфраструктура в виде скамеек, раздевалок и дополнительных помещений.

На универсальной площадке можно круглый год заниматься разными видами спорта на воздухе. Помимо многоцелевого игрового, здесь расположен еще гимнастический комплекс и тренажеры. Они необходимы для игровых видов спорта и занятий силовыми упражнениями.

Строительство универсальной спортплощадки включает такие этапы:

  • готовится асфальтовое или бетонное основание;
  • возводится сетчатая ограда;
  • настилается искусственное покрытие;
  • монтируется осветительная система и оборудование для спорта;
  • устанавливаются зрительные места.

Оборудование

Устройство спортивных площадок регулирует Р 55677-2013 ГОСТ “Оборудование спортивных площадок”.

Комплектация спортивной площадки включает:

  • стойки для баскетбола и стритбола;
  • стойки для волейбола и тенниса с сетками;
  • вышки судей;
  • ворота.

Стойки могут встраиваться в края ограждения спортплощадок.

  • должно обеспечивать обзор всей площадки;
  • не должно слепить;
  • соответствует требованиям санитарных норм.

Полноценное освещение спортплощадок дает возможность как соревноваться, так и проводить тренировочный процесс. Освещение низкого качества негативно сказывается на уровне игры и опасно для здоровья спортсменов.

Равномерное освещение площадки требует не меньше шести осветительных мачт. Если площадка предназначена для профессиональных занятий спортом, количество мачт освещения рекомендуется доводить до 8.

Высота находится в пределах 6-12 метров. На опорах монтируется 1-4 прожектора на металлогалогеновых лампах. Мощность прожекторов - 150-400 Вт.

Спортплощадка в детсаду

При устройстве территории детсада обязательно наличие площадки для игр, оснащенной качелями, песочницами. Нужно также другое оборудование для спортивной площадки в детском саду. Помимо игровой зоны, должно быть место для занятий физкультурой в различные времена года. Из спортивных снарядов на площадке можно разместить брусья из дерева, турники, кольца.

Проект

Проект спортплощадки должен быть разработан под необходимую выделенную на эти цели площадь. Проектируя оборудование спортивной площадки, исходить надо из того, чтобы на одного ребенка приходилось по 1 м 2 от территории площадки. Грамотно спроектированная спортивная площадка годится не только для физкультурных занятий, но и для того, чтобы проводить детские праздники.

Кто занимается оборудованием спортивных площадок? Изготовить спортивные снаряды и выполнить дизайн детской площадки - работа, выполняемая обычно компаниями по благоустройству и озеленению. Но до обращения к специалистам нужно прежде определиться со спортивными снарядами для каждой из возрастных групп.

Так, детям средних групп потребуется мишени из дерева для метания. Оборудование спортивной площадки в ДОУ должно быть комплексным. Так, опоры для выполнения прыжков могут дополняться сеткой для баскетбола и верёвкой для лазания.

Материалы

Изготавливать снаряды лучше всего из дерева, пластика и металлических труб. Дополнительно необходимо устроить беговые дорожки, приспособления для тренировки равновесия. Полоса для прыжков должна завершаться ямой для приземления, наполненной крупнозернистым песком.

Школьная спортплощадка

Оборудование для спортивных площадок школ нужно для того, чтобы дети полноценно занимались на уроках физкультуры. Для всех школ производят выделение земельных участков для устройства спортивной площадки. Площадь таких участков зависит от того, где расположена школа и сколько в ней учащихся.

В условиях мегаполисов участки занимают мало места, населенные пункты поменьше могут порой позволить себе площадки размером со стадион. Это определяет, какое нужно оборудование школьных спортивных площадок. Такие участки могут быть комплексными или комбинированными.

Комплексная спортплощадка содержит футбольное поле 90 х 60 метров, одну баскетбольную и две волейбольные площадки.

В комбинированной площадке имеется круговая беговая дорожка, дорожка для прыжков с ямой из песка, игровая площадка, гимнастический городок.

Уличные площадки

Проведение занятий физкультурой круглый год на открытом воздухе ставит перед теми, кто разрабатывает оборудование для спортивных площадок на улице, ряд специфических проблем. В первую очередь нужна спортивная площадка, оснащенная твердым покрытием, дающим возможность заниматься после осадков и в межсезонье. Площадка имеет покрытие из дерева, битумной резины или асфальта. Она должна возвышаться на 50-70 мм над поверхностью, чтобы на ней не задерживалась вода.

Использование площадки можно расширить, пристроив к ней беговую дорожку. Таким образом, площадка приближается к стадиону. Асфальтовая площадка, по данным многочисленных исследований, не вредит здоровью стоп детей. Обувь со стелькой из войлока и носки из шерсти в достаточной степени амортизируют стопу во время бега и прыжков, укрепляя ее.

Наличие площадки с твердым покрытием не означает, что не нужна площадка с покрытием из травы. Такая площадка будет востребована в летнюю хорошую погоду. Покрытие размечается линиями, делающими легче занятия спортом.

На ее краях располагается вспомогательное оснащение. Это стенка для гимнастики, баскетбольные щиты, Высота гимнастической стойки выбирается равной 3 метрам. Перекладины на высотах 1,5 и 3 метра окрашиваются другим цветом. Так, для ребят разного возраста упрощается дозировка высоты, на которую можно лазать. Детали гимнастических снарядов из дерева покрываются битумным лаком, чтобы предотвратить порчу.

Все остальное покрывает лак. Он предохраняет гимнастическое оборудование от влияния влаги, улучшая внешний вид.

Обучение детей основам баскетбола требует наличия баскетбольных щитов. Простейший такой щит делается из досок, покрывается белой краской. На щит крепится кольцо с сеткой. Кольцо должно устанавливаться на высоте 2 м.

Стойки для крепления сетки для волейбола представляют собой трубы, которые забетонированы в землю.

Рядом с краем площадки размещается яма для прыжков. Ее длина составляет 3 метра. Края ямы обшиваются досками. В яму, выкопанную на глубину 40-50 сантиметров, насыпается Гимнастические снаряды размещаются около спортплощадки.