Отношение к сверстникам

Подростковый возраст - не самый простой период как для детей, так и для мам и пап. Мы уже рассказывали, . Но у детей бывают трудности в общении не только со взрослыми, но и с одноклассниками. Мы выбрали 13 советов, которые помогут подросткам в общении со сверстниками. Эти психологические хитрости будут полезны и родителям.

1. Если вы понимаете, что собеседник соврал или скрыл информацию, не задавайте дополнительные вопросы и не переспрашивайте - просто внимательно посмотрите ему в глаза. Такой прием вынудит визави рассказать недосказанное.

3. Родителям важно . Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда каждое замечание может восприниматься очень близко. Научите подростка, как смягчить критику. Если он знает, что нелестных отзывов не избежать, пусть станет как можно ближе к тому, кто будет критиковать. Так человек смягчится и будет давать меньше негативной информации, нежели если бы подросток стоял дальше от него.

4 . Важная контрольная, выступление перед большой аудиторией и даже просто первое признание в любви - все это может быть волнительно для подростка. Как справиться с волнением? Пожуйте жвачку. Жевание ассоциируется с приемом пищи. А едим мы в основном дома, то есть в родном и безопасном месте. С помощью жвачки можно обмануть мозг и создать ему «домашнюю» атмосферу.

5. Даже при сильнейшем волнении на экзаменах и в других подростковых ситуациях поможет проверенный способ - представьте, что оппонент ваш близкий друг. Так вы будете чувствовать себя спокойнее и легче наладите контакт с собеседником.

6. Еще один актуальный вопрос подросткового возраста - первая любовь. Есть проверенный способ выявить симпатию того или иного человека: когда в компании смеются все, обратите внимание, кто на кого смотрит. В такой ситуации каждый человек подсознательно смотрит на того, кто ему наиболее симпатичен. Так что следите за взглядами, возможно, вы поймете, кому стоит отправить .

7. Если вам кто-то не очень приятен, но общение прекратить никак нельзя, попробуйте при встрече с этим человеком выражать больше радости: улыбайтесь, произносите его имя с особой теплотой. С такой практикой отношение к человеку действительно изменится в лучшую сторону.

8. Подростковый возраст - время конфликтов. Но если напряженная ситуация возникла в помещении с зеркалами, станьте так, чтобы зеркало находилось за вашей спиной, а собеседники - напротив вас. Так они будут видеть свое отражение. А кому хочется выглядеть злым и недовольным? Никому. Так что ваши визави будут стараться вести себя спокойнее.

9. Проверенный способ привлечь внимание понравившегося человека: внимательно смотрите на предмет, находящийся прямо за его плечами. Как только объект симпатии обратит на вас внимание, посмотрите ему в глаза и слегка улыбнитесь.

10 . Еще один способ расположить к себе человека - смотреть ему в глаза. При встрече просто определяйте его цвет глаз. Зрительный контакт располагает к себе, и вы сможете заполучить симпатию понравившегося человека.

Огромную роль в учебной работе маленького ученика играют и первые встречи его с учителем и те отношения, которые в этих встречах складываются (этого мы еще коснемся ниже). По мере того как ученики втягиваются в учебную жизнь, участвуют в групповых чтениях, дежурят, выполняют совместно отдельные поручения, играют и шалят на переменах,- для каждого из них открывается многообразие окружающих его товарищей. К ним формируется дифференцированное отношение, в основе которого лежат сначала только личные эгоистические мотивы. «Самый лучший в классе Коля, он меня всегда угощает конфетой»; «Мой друг - Саша, мы с ним живем в одном дворе и вместе ходим в школу и домой»; «Лида - нехорошая, у нее на лице прыщики». Такие оценки глобальны и случайны. Через час или через день вчерашний лучший друг «отменяется». Он уже плохой, потому что убежал домой один, не дождался товарища. Вчерашний соученик, бывший ранее совсем безразличным, неожиданно для взрослых и самих ребят вступает в круг самых близких и лучших друзей после совместной игры на перемене. Как показывает практика, дети, пришедшие из детских садов, быстрее и легче устанавливают контакты с товарищами и более уверенно и обоснованно выделяют в них хорошие или дурные черты, чем дети «семейные».

Жизнь в коллективе дошкольников , где воспитатель постоянно ориентировал ребят в нормах поведения и

опирался на требования общественного поведения, подготовила семилетних детей к совместной Жизни и деятельности. Они не только знают правила поведения, но и выполнение их становится известной опорой для их оценочных суждений о поведении и поступках других ребят, а позже и самооценки. Эту зависимость знаний детьми требований п правил, четко сформулированных, и соответствующих оценок, которыми учитель последовательно и обоснованно выражает свое отношение к поведению ученика (или соответствующему правилу, или его нарушающему), прекрасно вскрыла В. А. Горбачева. Такие обоснованные оценки становятся фундаментом нравственных отношений учеников и друг к другу. Новыми являются «деловые», «производственные» взаимоотношения ребят как учащихся своего класса. На первых порах, говоря о Наташе или Володе как о хороших или плохих учениках, первоклассник повторяет оценку этих ребят учителем. Собственного мнения у него еще нет и быть не может. Но позже, во II и III классах, дети начинают самостоятельно выделять и оценивать некоторые черты в облике товарища. Сначала они имеют тот же расплывчатый характер, о котором уже было упомянуто выше. Затем эти оценки приобретают большую четкость и определенность. В это время ученик порой еще не соглашается с мнением учителя и воспринимает его критически: «М. П. (учительница) всегда ругает Андрея, а ведь он такой старательный».

«Нет, уж Вадьку-то я бы не назначал бригадиром дежурных. Он ведь только кричать умеет». «Почему это Толе Ю. П. поставила «4»? Ведь он без ошибки сказал стихотворение!» Переходя в старшие классы, дети постепенно начинают пользоваться обобщенными характеристиками отдельных качеств товарища: «Он очень добрый, всегда все объяснит тому, кто не понимает», «Она жадина, никогда ничего другому не даст - только все для себя, вот…» (и следует описание какого-то конкретного случая, подтверждающего данную характеристику девочки). Переходу на этот уровень в значительной степени способствует расширившийся общий кругозор ребенка 9-11 лет. Он уже читает, познакомился со многими литературными героями. Он слышал и видел в жизни и на экране разные проявления доброты, жадности, смелости, заботливости, справедливости и трусости. Он все чаще активно участвует в разборе происшедшего в классе события, в оценке поведения героя литературного произведения или реальной жизни.

В этих ранних формах коллективной жизни ученики младших классов знакомятся с требованиями и особенностями общественной деятельности, узнают радость совместной организованной работы, направляемой педагогом на благородные цели, - прежде всего на помощь людям, на достижение каких-то полезных другому, человеку результатов: помочь в уборке сада, класса, огорода старой женщине, принести газеты, почитать плохо видящему или больному человеку. Эта бескорыстная помощь, выражая заботливое отношение ученика к другим людям, открывает ребятам радость труда для общего блага. В такой деятельности дети более глубоко и разносторонне знакомятся друг с другом. Для них раскрываются особенно отчетливо внутренние черты морального облика и характера их ближайших товарищей.

Совершенно очевидно, что такой положительный результат достигается только тогда, когда учитель и пионервожатый осуществляют вдумчивое руководство всей пионерской и октябрятской работой. Она требует от педагога особенно большого такта. Необходимо обеспечить и стимулировать самостоятельность и инициативу самих ребят как в выборе содержания работы звена, звездочки, отряда, так и в организации этой работы (распределение обязанностей между ребятами). Однако дети 7-9 лет сами еще ничего не умеют делать, не знают ни своих возможностей, ни форм совместной деятельности, ни ее задач. Они не знают силы коллектива, роли общественного мнения, путей его формирования и возможности влияния на каждого члена коллектива. Поэтому, предоставляя детям видимую им самостоятельность, руководитель тактично и все более скрыто (по мере формирования коллектива) ведет ребят по намеченному им самим пути. Воспитатель предлагает детям организацию зимнего праздника. Дети обсуждают, каким должно быть его содержание, предлагают разные названия, программу выступлений, список приглашенных, распределяют обязанности. Учитель вместе с детьми участвует в такой подготовке, высказывает и свое мнение, однако так, чтобы оно не было навязанным и обязательным. Особенно важно провести обсуждение праздника (похода, подготовки альбома и других мероприятий) после его проведения. При этом снова инициатива должна исходить от самих ребят. Пусть они сами разбирают, что было хорошо, что не удалось, пусть подумают, что они пропустили, что не подготовили, пусть оценят и участие отдельных ребят,» И снова учитель направляет весь ход обсуждения, имея в виду прежде всего научить детей самостоятельной и творческой общественной деятельности в коллективе. Он не может допустить превращения обсуждения праздника или уборки сада в «суд» над кем-то из ребят, а использует это обсуждение, чтобы вызвать со стороны коллектива положительную оценку тех, кто работал особенно хорошо и помогал всем товарищам. «Ну, а те, кто еще не умеют дружно работать, этому научатся. Ведь они могут так. же хорошо убирать сухие листья или подметать дорожки, как остальные ребята. В нашем классе все станут скоро настоящими пионерами».

Коллективистические отношения между учениками младших классов., как и у более старших школьников, складываются в трудовой, общественно полезной деятельности. Разбившись по звездочкам, а затем и звеньям, вступая в товарищеское соревнование с другими пионерскими отрядами по сбору металлолома, бумаги, по озеленению пришкольного участка, уборке помещения к празднику, а также участвуя в коллективных походах, играх «Зарницы», в работе следопытов, дети 8-10 лет начинают жить и работать, как взрослые члены коллектива. В их взаимоотношениях постепенно складываются важнейшие черты взаимопомощи, взаимной ответственности в выполнении порученного всему отряду (звену) общественного дела; умение подчиняться тому, кому поручено возглавить работу всей группы; умение и самому принять и выполнить обязанности старшего в группе, строго подчиняясь правилам и порядку, установленным для всех. Огромное значение воспитания младших учащихся в таких детских «малых коллективах» состоит в том, что именно здесь каждый пионер или октябренок получает реальную возможность проявить свою инициативу, свою творческую активность. Ведьна уроках она очень ограничена. А во всей деятельности учеников как общественников умный педагог, пионервожатый находят возможность открыть дорогу для бурной детской активности и направить творческие силы каждого ученика на постановку целей, поиск путей их достижения и решения таких задач, которые обеспечивали бы формирование важнейших качеств человеческой личности.

В разных формах совместной деятельности дети ближе и глубже узнают друг друга. Каждый ученик оценивается во II, а тем более в III классе уже не по какому-то отдельному действию, не по случайному его поступку. Предметом оценки ребят становятся успехи в учении каждого и основные черты его характера (веселый, умный, выдумщик, много знает, все умеет). На грани перехода детей в средние классы на первый план выступают нравственные черты личности. По ним прежде всего ребята и судят друг о друге.

Равные с равными схдятся крайне легко.
Цицерон

  • Кто такой сверстник?
  • Могут ли быть старшие или младшие сверстники?
  • Какие отношения существуют между твоими сверстниками?
  • Что тебя привлекает в твоих ровесниках? Что неприятно? Почему?
  • Близкие и друзья. Всегда ли это одни и те же люди?
  • Всегда ли верно выражение: "Скажи мне кто твои друг, и я скажу тебе кто ты"?
  • Как возникает чувство близости? А отвергание?

До сих пор мы говорили в основном о тебе, о том какая ты (или какой), какие места в этом мире ты уже занимаешь, как относятся к тебе окружающие. Поговорили и о самом близком для тебя из миров, о твоем Доме, твоей семье. Но ведь немаловажная часть твоей жизни проходит вне дома. Ты общаешься с одноклассниками, друзьями по двору, товарищами по секции или студии. Ребята, окружающие тебя, какие они? Посмотри, ведь твои товарищи читают эту же книгу. Они также как и ты отвечали на вопросы: "какой (какая) я?", "как ко мне относятся другие". Кто знает, может думая про отношение этих самых других к себе, кто-то думал именно про тебя. А как ты относишься к своим сверстникам? Какими их видишь? Какими бы тебе хотелось их видеть? Кто такие "сверстники"?

Посмотрим, что говорит нам словарь русского языка С.И. Ожегова:

    СВЕРСТНИК - человек одинакового с кем-нибудь возраста.

    РОВЕСНИК - человек одинакового возраста с кем-нибудь.

"Сверстники - это люди, которые одного года рождения". "Мои сверстники - это дети, которые моего возраста. Я, например, учусь в 6-м классе. Мои сверстники тоже учатся в 6 классах и им всем по 11-12 лет". Другие различали значение этих понятий "сверстники" и "ровесники".

"Ровесники - значит равные. То есть те, кто мне равен по годам. Сверстник тоже может быть равен по годам, а может и не быть". "Мои сверстники - это пацаны, с которыми я общаюсь". "Мои сверстники должны быть примерно моего возраста. Своих сверстников я считаю своими друзьями и товарищами. Они должны мне помогать, конечно, в том. в чем смогут, и я им тоже. Мои одноклассники не все являются моими сверстниками, потому что они не все помогают мне во всем, в чем могут, хотя они моего возраста. Вот почему моими сверстниками не могут стать те, кто хочет!"

Итак, твои сверстники. Они могут быть самыми разными: застенчивыми, бойкими, спокойными, крикливыми, общительными, Замкнутыми (можешь продолжить этот список). Но тоже самое можно сказать и о малышах из начальной школы, и о старшеклассниках. Тем не менее, твои сверстники отличаются от них и не только возрастом и количеством полученных знаний. Чем же?

    Из беседы с ребятами.
    - Мои сверстники могут быть разными, совсем разными, но они все равно мне ближе и понятнее, чем старшие или младшие. Даже если этот старший или младший на меня похож.

    У нас и интересы пусть разные, но понятные. Ну, вот, когда мы младше были, да еще в прошлом году, мы все вкладыши собирали. Кто, с машинами, кто с комиксами. Все розное, но все - одно. А начни сейчас кто из нас собирать вкладыши, ну скажут: "Маленький что ли?" или еще что похуже.

    Мне кажется, мы еще думаем одинаково. Нет, не одинаково, мысли-то у всех разные, но они про одно. То, что раньше ни меня, ни моих друзей или просто знакомых еще не волновало. А немного погодя, может это нас уже волновать не будет, где-то другое появится. Хотя мы про это что-то думаем и чувствуем по-разному все.

Так думают о себе твои ровесники. Взрослые тоже много внимания уделяют тому, что называется "подростковый возраст", то есть именно тебе или тем, кто чуть постарше или помладше. Вот что пишет Игорь Семенович Кон:

    "...Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и... потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Напряженная потребность в общении... превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет - какой угодно компании... Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый - удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.
    Типичная черта подростковых и юношеских групп -чрезвычайно высокая конформность.

Конформизм - (лат., подобный, схожий) приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующего мнения и т.п.

    Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное "Я" нуждается в сильном "Мы", которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то "Они". Страстное желание быть "как все" (а "все" - это исключительно "свои") распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие - когда индивидуальность утверждается через единообразие - может тревожить юношей... Тем не менее, это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто раскует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу".

Как видишь, психологи считают, и, наверное, не без основания, что для ребят твоего или приблизительно твоего возраста, а значит, для твоих сверстников взаимоотношения, общение становятся очень важными и необходимыми.

Какие же отношения существуют в среде твоих сверстников? Вспомни, пожалуйста, составленное тобой недавно поле отношений. Что из этого поля будет характерно для твоего класса или еще какой-то группы ребят (секции, компании, кружка)? Что не свойственно?

Вспомни себя в детском саду или в первом классе. С кем из ребят у тебя прежде всех возникали приятельские отношения. С кем родители познакомят, с кем воспитательница в паре поставит, с соседями по парте или с тем, кто живет в одном доме с тобой. Потом выясняется, что вон тот мальчик или вон та девочка тоже собирает фантики или вкладыши и не прочь с тобой поменяться. Или вы просто по одной дороге домой идете. Да мало ли причин для дружбы у б-7-летних ребятишек.

Как же строятся твои отношения сейчас? По-прежнему зависят от случая, или ты уже действуешь самостоятельно? Сам, сама. Если самостоятельно, то получается ты можешь и изменять отношения. Свое несомненно, а чужое? Можешь ты изменить, повлиять на отношение сверстников к себе? А как? Ведь подойти к человеку и прямо сказать ему о своем хорошем отношении почему-то очень сложно. Сказать: "Ты дурак", "Я тебя терпеть не могу" - куда как проще. А вот сказать: "Будем друзьями" или какие-то другие хорошие слова - страшно. Почему люди так боятся (осторожничают)? Почему так часто в голове появляется это: "А вдруг ко мне в ответ на мое расположение отнесутся плохо?" Кто здесь в выигрыше: тот, кто авансом дарит свое доброе отношение или тот, кто ждет, проверяет и только в чем-то убедившись, отвечает добром? Увы, так и случается, что оба ждут... ждут..

Это задание тебе уже знакомо. "Круги близости". В центре ты, а по окружностям необходимо расположить близких тебе людей, в зависимости от того, насколько они тебе близки.

После выполнения задания тебе, наверное, будет интересно сравнить то, что получилось сейчас с тем, что получилось в прошлый раз. Изменилось ли что-нибудь? Или по-прежнему все те же люди находятся на том же расстоянии от тебя?

Есть ли в твоем окружении сверстники, которые не вошли в круги близости, но тем не менее ты относишься к ним хорошо, с симпатией? Почему они не вошли в эти круги и должны ли они в них входить? А может быть, если близость с ними не возникает, следует и отношение к ним переменить?

    Из жизни авторов. Пришла к нам. однажды в класс новенькая. А так как особо близких подруг среди одноклассниц у меня не было, то решила я с ней подружиться. Девчонкой она была неплохой, характеры у нас оказалась похожи, да и интересы некоторые совпадали. Первое время мы с Наташей почти не расставались, все перемены вместе проводила, после школы еще часа по два на улице болтали. Девчонки в классе, глядя на нас, шутили:
    "Нашли друг друга". Я тоже так думала и очень довольна была. А потом почему-то стала я уставать от этой дружбы. Сейчас уже и не помню почему, то ли разонравилась мне Наташа, то ли закончились у нас темы для разговоров, а только дружба наша внезапно началась и внезапно оборвалась. И даже просто общаться друг с другом мы перестали.
    Если возможны случаи, когда ты чувствуешь расположение к не близкому тебе человеку, то, наверное, возможно и обратное. Есть близкий человек, а ты к нему не расположен. Ты скажешь: "Как же так? Ведь, если он мне близок, я его приближаю, значит должно быть расположение". Но что такое "близкий"?

БЛИЗКИЙ - схожий, похожий; тесно связанный с кем-нибудь или с чем-нибудь; связанный тесным личным общением, дружбой, любовью; о родстве: кровно связанный, непосредственный.

С.И.Ожегов.
Словарь русского языка

    Из жизни авторов. Одна моя надежная поддержка -это мой троюродный брат. с которым я иногда ссорюсь, но не пройдет и двух дней, как я опять уже с нам в мире и дружбе. Кстати, мой брат является моим самым подходящим сверстником и другом, потому что он моего возраста и помогает мне во всем в чем может мне помочь.

У Жени совпало два но понятия слова "близкий". У него с братом двойная близость: близость по родству, по крови и близость по общению, по дружбе. Но такие совпадения бывают далеко не всегда. Посмотри еще раз свои круги близости. Всех ли близких родственников они включают? И вообще кого в твоих кругах больше: родственников или друзей? Кто из них к тебе ближе?

Есть друзья, которых ты может быть знаешь с самого детства, особенно если это твои братья и сестры. Наверное, даже не вспомнишь, как возникла ваша дружба, с какого момента вы стали близкими людьми. Но может быть у тебя есть друзья, которые появились совсем недавно. На первых порах еще не знаешь, как себя вести с новым другом. А потом не заметишь, как и сложились отношения. Вы вроде бы и не договаривались ни о чем, а как будто договор между вами. Зайти друг за другом перед школой или прогулкой, в гости пригласить, заступиться в ссоре. Даже между вами словечки появились свои особенные, только вам понятные. Таким образом, в ваших отношениях возникли нормы, по которым вы теперь живете. И если вдруг что-то нарушится, то это будет "не - нормально" (загляни снова в главу 1, §4), это будет катастрофа одного из твоих миров. Какие же нормы существуют между близкими и друзьями? Наверняка тебе знакома такая поговорка: "Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты"? Что она означает? Что в друзья выбирают похожих на себя? А в чем проявляется эта "похожесть"? Во внешности, характере, взглядах, увлечениях? Или в чем-то еще?

"Крайности сходятся" - Мерсье

"Единомыслие создает дружбу" - Демокрит

Так какой же твой друг? Во всем похожий на тебя или наоборот, полная твоя противоположность? И в чем должна проявляться эта "похожесть" или противоположность?

Если у твоего друга настроение плохое или случилась какая-то неприятность, как ты поступишь? Станешь в тон ему грус тить, разделишь его печаль, словом будешь для друга "отражением в зеркале"? Или напротив, будешь жизнерадостно улыбаться, стараться отвлечь, развеселить друга, словом, добиваться, чтобы он "отразил тебя"? Какой из этих способов, по-твоему, скорее поможет?

Но посмотри внимательно: предлагаемые способы различны и в то же время имеют сходство. И там, и там действует "закон отражения". Вот тебе первая норма близости: "отражение" друг друга. Способность стать таким как друг, разделить его настроение, интерес, мысли.

Есть еще две очень важные нормы приближения: преданность и доверие. Если это друг, близкий человек, то я ему доверяю и знаю, что не предаст, что не воспользуется моим доверием, сказанное останется между нами. И я знаю, что мне так же доверяют и верят. Исчезновение доверия -первый сигнал об исчезновении близости, первый шаг к отчуждению. И такое тоже бывает.

Конечно, у каждого своя степень доверия. Кто-то делится с другом почти всем: мыслями, чувствами, пере-живаниями; кто-то только мыс лями; кто-то только настоя-щим, а иной расскажет Другу все свое прошлое. У тебя с друзьями тоже своя степень до-верия, которой вы придержи-ваетесь и во всех остальных нормах так же: их границы, нормирование определяются в каждом конкретном случае. Ну, например, близкие люди проводят время вместе. Но что значит вместе и какое время? Одни может быть и не видятся месяцами и общаются в письмах или по телефону. Другие регулярно ходят друг к другу в гости. А у третьих принято встречаться где-то на "нейтральной" территории, а друг друга они не посещают. Кто-то из твоих сверстников, а может быть и ты, считает, что друзья должны всегда быть рядом: в школу - вместе, в школе - за одной партой, -на перемене - только вдвоем, домой - вместе, уроки - сообща, гулять - друг с другом. И уже нарушение чего-нибудь из перечисленного -нарушение норм, обида, может быть даже предательство. А для других в порядке вещей сегодня общаться с одним, завтра поболтать с другим. Это не значит, что у таких людей друзей нет или они дружбой не дорожат, просто нормы у них другие.

    Из жизни авторов. Когда-то в школе был у меня друг, Генка. И вот какая однажды вышла история. Нашла у него мама в кармане сигареты. Ясное дело, сразу шум:
    "Ты что куришь? Откуда у тебя это?" А Генка действительно покуривал, и влетело бы ему за это крепко. Он и скажи первое, что в голову пришло, мол, это я ему дал на сохранение, чтобы родители не увидели. Тогда Генкиа мать. как уж он ее не умолял, пошла к моим родителям и выложила им все. Вот призвали меня к ответу, а я и не знаю, что сказать. Сказать: "Да, мои сигареты", - будут неприятности с родителями, главное, ни за что. я ведь не курил. Сказать: "Нет", - тогда Генка пропал вовсе. достанется ему вдвойне и за курево а за вранье...

Прервем ненадолго рассказ.
Как бы ты поступил на месте автора, что бы сделал? Девочкам, наверное, сложно представить себя в такой ситуации, но стоит попробовать. Попытайся. Каким будет твое решение?

    Я все-таки сказал: "Да". Я знал, что Генку за подобное выпарят, а с моими родителями можно поговорить. И действительно, как только Генкина мать ушла, я рассказал правду. Мне поверили. А с Генкой мы так и остались друзьями: я ведь понимал, что он не нарочно меня подставил, просто не ожидал, что так получится".

Нормы близости: преданность, доверие, "отражение"... Нормы отвергания: наверное, в первую очередь, отсутствие преданности, доверия, "отражения"...

Почему возникает отвергание? В каких случаях? Если человек каким-то образом предал тебя. Допустим, вы не были друзьями, но достаточно близкими людьми, и она (или он) нарушила (нарушил) одну из норм, определявшую ваши отношения. Простить это ты никак не можешь, может быть даже пытаешься, а не получается. Не получается доверять этому человеку так как раньше, растет опасение опять быть преданным, растет отчужденность.

Смотри, вот мы перешли к нормам отвергания, вот и они вступили в действие. Есть еще случай возникновения подобных норм. Ты знакомишься с человеком и что-то в нем тебе не нравится. Может быть он напомнил кого-то, доставившего тебе неприятности или просто какая-то черта, манера в нем ассоциируется у тебя с чем-то отрицательным, неприемлемым для тебя. Твой прошлый опыт подсказывает тебе, что с этим человеком нельзя идти на сближение, хорошего не будет, в прошлом было неприятно, обидно, плохо. И тогда ты отвергаешь этого человека, еще не успев принять его, не узнав хорошенько.

    Из жизни авторов. Помню, когда я первый раз увидела Марину, она мне сразу же не понравилась. Кажется, виной был ее модный костюм. Костюм напомнил мне о некоторые одноклассницах, сверх меры обожавших обсуждать одежду на себе и окружающих, и не упускавших возможности отпустить колкое замечание в адрес последних. Доставалось от них и мне. Поэтому я вся внутри себя сжалась и приготовилась к отпору, когда Марана подошла ко мне. В следующую секунду мое мнение сменилось на прямо противоположное, стоило услышать мне ее голос. От человека с таким голосом нельзя было ожидать плохого.
    Год спустя, я мгновенно почувствовала расположение еще к одной девочке: ее голос был почти копией Марининого. А с Мариной мы давно уже близкие подруги.

Мы уже неоднократно говорили, что отношения между людьми не остаются постоянными, они изменяются, усложняются, упрощаются, появляются новые, исчезают старые и тому подобное. Следовательно, вместе с отношениями возникают, изменяются и исчезают нормы. Что влияет на этот процесс?""

Прежде всего во всей культуре человечества существуют определенные нормы общения. Например, отвечать добром на добро.

Затем, в каждом обществе или определенной, сложившейся группе людей есть свои собственные нормы. Скажем, ты приходишь в новый незнакомый тебе класс и первое время только присматриваешься к нему, стараешься действовать как можно осторожнее. Потому что тебе пока неизвестно какие отношения В этом классе, какие нормы здесь существуют, как принято себя вести в этом конкретном обществе. И наконец, есть твои собственные нормы, выработанные тобой. Они возникали случайно в каких-то ситуациях. Но когда подобные ситуации повторялись, у тебя уже был опыт действия. Так постепенно этот опыт закрепился и стал для тебя нормой.

ИТАК. Одним из миров тебя окружающих, является мир твоих сверстников. Он отличается от всех остальных миров своим постоянным стремлением к общению, взаимо-действию. Отношения, как ты знаешь, бывают самые различные и изменяются. Можно отнести их к отношениям близости, можно к отношениям отчуждения. Как ты думаешь, есть ли что-то иное, третье? Любые отношения характеризуются какими-то нормами. Причем нормы эти определяются самими людьми, вступившими в те или иные взаимоотношения. Таким образом, человек сам строит свои отношения и нормы, которыми он руководствуется в этих отношениях. Изменить отношения в худшую сторону проще, чем в лучшую. Почему?

Прежде чем понять, как можно помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, нужно определить причину возникновения разногласий. Только выявив ее, получится подобрать правильный вариант решения вопроса. А найти истоки конфликта иногда очень сложно. Потому что агрессия часто обусловлена субъективными, а не объективными факторами. Например, добрые и отзывчивые дети становятся изгоями только потому, что не хотят или не могут дать обидчикам отпор. И взрослым нужно обязательно помочь подростку адаптироваться в обществе. Иначе это приведет к серьезным психологическим проблемам, от которых ему будет тяжело избавиться даже став взрослым.

Как помочь подростку наладить отношения со сверстниками

Если подросток говорит, что у него возникли проблемы в общении со сверстниками - это уже хорошо. Значит, он доверяет взрослым, понимает, что ему могут помочь. Гораздо хуже, когда ребенок замыкается в себе, и родители даже не знают, что у него возникли какие-то сложные ситуации. В первую очередь это тяжело для самого подростка. У него нет поддержки ни в коллективе сверстников, ни в семье. И эту ситуацию нужно срочно исправлять.

Чтобы подросток стал откровенным, не стоит на него давить. Нужно сказать, что вы его любите таким, какой он есть. Что он желанный ребенок, и в любой ситуации может рассчитывать на поддержку. Даже если он не прав, вы будете на его стороне и постараетесь помочь в решении всех конфликтных вопросов со сверстниками. Это совсем не значит, что вам придется звонить знакомым ребенка, и уговаривать их дружить с ним. Основная задача откровенного разговора - внушить подростку уверенность в себе и знание того, что родители всегда на его стороне. С таким багажом он станет гораздо более смелым в общении со сверстниками, научится отвечать обидчикам, не будет стесняться новых знакомств, которые вполне могут дать начало настоящей дружбе.

Чтобы подростку было проще наладить отношения с одноклассниками или друзьями из двора, предложите организовать праздник дома. Повод может быть любой - успешное окончание четверти, новый год, день рожденья и т.д. Предоставьте детям свободу. Подготовив угощение для праздника, удалитесь из дома. Без взрослых подростки становятся более открытыми. И ваш ребенок, находясь на своей территории, без надзора родителей, сможет проявить все свои лучшие качества. Чувствуя себя хозяином, он станет уверенным в себе, и окружающие это почувствуют. Отношение знакомых к нему изменится, и это будут только положительные изменения. Такие посиделки можно повторить несколько раз для закрепления результата. Возможно, после них предстоит грандиозная уборка. Но небольшие энергозатраты стоят того, чтобы помочь ребенку адаптироваться к сложному и иногда агрессивному подростковому обществу.

Основная задача родителей - помочь ребенку стать более открытым и уверенным в себе. Тогда у него будет меньше конфликтных ситуаций со сверстниками. С этой задачей поможет справиться увлечение или хобби подростка. Если он любит спорт - запишите его в секцию, если красиво рисует - в художественную школу, если хорошо поет и танцует - отдайте в театральный кружок. Там подросток встретит людей с похожими увлечениями, и обязательно найдет с ними общий язык. Он научится общаться с разнохарактерными знакомыми, и решить проблемы со сверстниками ему станет гораздо проще.

Родители, чьи дети имели проблемы в общении со сверстниками, отмечали, что чаще всего они появлялись при переходе в новую школу и переезде в другой район. Именно в этот момент нужно быть наиболее внимательными к подростку. Он может не признаваться в том, что ему тяжело, скрывать свои обиды. Поэтому очень важно наблюдать за его психологическим состоянием, замечать перепады настроения, чтобы в трудную минуту прийти на помощь.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, родители замечают, что их отношения с ним становятся напряженнее и сложнее, а иногда просто невыносимыми. Эта проблема встречается наиболее часто в нашей повседневной жизни. У ребенка начинается переходный период от детства к взрослости, длительность которого варьируется в зависимости от темпов его развития. Обычно через три-четыре года все входит в колею. Но как бывает трудно пережить эти годы, и сколько ошибок совершается за это время.

Основная особенность подросткового возраста – это резкие гормональные и функциональные изменения в организме. Это отражается на психическом состоянии подростка. Он становится более ранимым, эмоционально неустойчивым, совершает необъяснимые, с точки зрения логики, поступки.

У подростка формируется «чувство взрослости», которое родителям необходимо поддерживать, подтверждая примерами из повседневной жизни: «Ты помог мне…, ты заметно повзрослел, многому научился», «Ты сделал… уже как взрослый самостоятельный человек, мне очень приятно» и т. п..

Кроме того, многие родители замечают, что их дети, став подростками, больше стремятся к общению со своими сверстниками, могут часами говорить с ними по телефону. Это тоже одна из особенностей данного возраста. И чем сложнее отношения подростка с родителями, тем больше он прислушивается к мнению сверстников. Это происходит потому, что им он начинает доверять больше. В этот возрастной период родителям очень важно сохранить доверие и понимание в отношениях с ребенком.

Большую часть в наших отношениях составляет общение. Свою значимость оно доказывает уже с самого рождения человека. Благодаря общению, мы можем сохранить «ниточку доверия и понимания» на всю жизнь или же оборвать ее на любом этапе развития ребенка (чаще на подростковом). В основе доверительного общения, в первую очередь, должно лежать отношение к ребенку как к личности уже с самого рождения. Необходимо уважать его мнение и учитывать в построении совместных планов. Особенно это важно в подростковом возрасте. Самое главное в отношениях с ребенком – это искренность. Подростки особенно чувствительны ко лжи. В этом возрасте им сложнее простить родителям их неискренность. Иногда они не прощают ее вообще. В построении отношений с ребенком данного возраста родителям важно учитывать его возрастные особенности. В помощь родителям предлагается несколько способов эффективного общения с подростком. Применение их в повседневной жизни поможет сохранить доверие и понимание между родителями и их детьми:

Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех «зайцев»:

  • ребенок убедится в том, что вы его слышите;
  • ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
  • ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Разговор на серьезную тему проводите, когда вокруг больше никого нет. В разговоре следите за своим тоном. Он не должен быть насмешливым. Придерживайтесь спокойного тона, слушайте внимательно. У вас не должно быть готовых ответов на все вопросы;

Старайтесь не говорить: «Мне все равно, что они там делали, но тебе лучше в это не ввязываться», «Я знаю, что для тебя лучше», «Делай то, что я тебе говорю, и проблема решится».

Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Никогда не сравнивайте его с кем- то, не говорите ему, что он должен быть на кого-то похож.

Советуйте ребенку, но предоставьте ему свободу выбора действия.

Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Никогда не унижайте ребенка даже словами.

Не ставьте своего ребенка в неудобное положение в присутствии чужих людей.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…».

Оторвитесь от телевизора и отложите газету, когда ребенок хочет с вами поговорить.

Дайте понять вашему ребенку, что вы интересуетесь им и всегда готовы помочь.

Видео по теме