Питание ребенка после рождения. Восстановительная гимнастика после родов. Не пора ли нам подкрепиться

Начнем с определения, ибо сам термин "новорожденный " - понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее - с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного , не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, - дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, - дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу - предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный , поскольку физиологические особенности детей недоношенных - тема специфическая, требующая акцента не столько на "умениях", сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: "родился 8-9 баллов по Апгар". Не все знают, кто такой или что такое "Апгар", многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар - это фамилия такая с ударением на первой букве "А", принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного , а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе - получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
Но оценивать по Апгар - это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного . Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет... Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов - вовремя получить информацию. Есть и второй способ - попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего - что дитя видит, что слышит, что чувствует.
Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка - не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного - мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза - не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света - реагирует.
Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома - слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий - вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
Вкус. Вот с этим - уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на "невкусные" лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
Осязание . Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано - плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс - очень высокая восстановительная способность - заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
Мышцы. Специфическая особенность - повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой - не менее 40%.
Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, - малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного - узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос - уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия - чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного - один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно - практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала - поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней - светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое - 4-5 раз в сутки - это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет - 10-15 мл "собралось" и достаточно - пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) - отличны от норм взрослого человека.
Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее - меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных . Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют "физиологические рефлексы новорожденных" . Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг "созревает", они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой - ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение - способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого - не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются ни-какие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с гре-ческого означает «очищение». Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информаци-онный шок. Плод, на протяжении девяти ме-сяцев находившийся в утробе матери, в од-ночасье оказывается в совершенно иных ус-ловиях. Вместо постоянной температуры 37°С — температура помещения, кажущая-ся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды — воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости — сила земного тяготения, к которой надо при-выкать. Было темно — а теперь вокруг яр-кий свет! Было тихо — а сейчас шквал са-мых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и пер-вым криком, малыш находится в особом сос-тоянии.

Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние — состоя-ние отсутствия реакции на внешние раздра-жители. Длится родовой катарсис очень не-долго и заканчивается в момент пересечения пуповины. В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоя-тельного организма. Как только прерывает-ся кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох. Этому способ-ствует тот факт, что на протяжении послед-них минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кис-лорода значительно снижается, что оказы-вает раздражающее действие на дыхатель-ный центр, расположенный в головном моз-ге ребенка. Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастаю-щей гипоксии (недостатке кислорода), и ре-бенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяже-нии всего периода внутриутробного разви-тия заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осу-ществлять одну из основных жизнеобеспе-чивающих функций — дыхание.

В этот же момент начинает свое функци-онирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение — пе-ренос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом — от сердца к легким. Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообра-щения не функционирует. Вместо него суще-ствуют каналы (шунты), характерные иск-лючительно для плодового кровообращения — овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией. Эти шунты прекращают свое функционирование посте-пенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие — одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию. Именно их нали-чием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.

В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального нап-ряжения приспособительных реакций. Про-исходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой гово-рилось выше. На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбужде-ния, он практически постоянно громко кри-чит (это необходимо для полного расправле-ния легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.

Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов

Будучи на протяжении 40 недель внутри-утробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассече-на, он внезапно оказывается отлучен от это-го ритма, от привычного тепла. Но сопри-косновение с материнской кожей возвраща-ет ребенку чувство защищенности; это каса-ется и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех — пяти не-дель внутриутробного развития. Есть пред-положение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной бли-зости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспоко-иться и, казалось бы, беспричинно плакать. И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие пос-ле родов является основой спокойствия ма-лыша.

Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благо-получно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Контакт «кожа к ко-же» необходим, потому что тактильный ана-лизатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утро-бе у матери. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих дете-нышей, когда их лижут, — сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.

Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению ро-дов — отделению последа в результате реф-лекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после ро-дов) также способствует увеличению коли-чества молока и продолжительности перио-да лактации. Даже если ребенок не будет со-сать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизаци-ей» ребенка, то есть своеобразной привив-кой от многих болезней, так как вместе с мо-лозивом в организм малыша попадают за-щитные антитела. Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего жел-туху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ре-бенка. Кишечник, кожа и слизистые ново-рожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Микроорганизмы с ко-жи матери лучше других приживаются у ре-бенка.

Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша — долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармо-ничного развития его психики.

Совместное пребывание мамы и малыша после родов

В последующие шесть часов жизни ре-бенка наступает период относительной ста-билизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, зак-репляются, и малыш отдыхает. Если он бла-гополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засы-пает. Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо бо-лее прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выра-ботка тепла. К тому же у всех новорожден-ных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так на-зываемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно. Особенно это актуально для де-тей, рожденных до срока, у кото-рых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачас-тую переходя из физиологичес-кого состояния в начальную ста-дию заболевания.

Еще один очень важный мо-мент адаптации — иммунологи-ческий. Находясь в утробе мате-ри, плод пребывает в стериль-ных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых им-муноглобулинов — защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с ко-торыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет назы-вается трансплацентарным. Собственный же иммунитет но-ворожденного весьма несовер-шенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуногло-булинов класса А, которые отве-чают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недоста-точное содержание интерферонов — веществ, предохраняю-щих от вирусных инфекций. В любом случае ребенок рождает-ся, находясь в состоянии имму-нодефицита. Это состояние усу-губляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития пло-да, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутроб-ное инфицирование. Попадая в новую среду обитания, новорож-денный оказывается окружен-ным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые бук-вально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают за-селяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на про-тяжении очень длительного пе-риода времени. Поэтому для не-го очень важно, чтобы эти мик-роорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так жела-телен непосредственный кон-такт кожи ребенка с кожей ма-тери в первые минуты после рождения.

Столкнувшись с нашим от-нюдь не стерильным миром, ре-бенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного забо-левания. Но атака слишком мощна, и силы — неравны. По-этому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциаль-ной инфекции, поэтому его ок-ружают в стенах родильного до-ма такой стерильностью, поэто-му так строги требования к ре-жиму в детских отделениях род-домов. Иммунитет будет трени-роваться, укрепляться букваль-но с каждым днем. Начнется ак-тивная выработка антител. Но происходит это не сразу, а толь-ко к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.

Учитывая все сказанное, хо-чется еще раз подчеркнуть зна-чение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов по-могает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно нала-дить грудное вскармливание, ведь при совместном пребыва-нии мама обычно кормит ребен-ка по требованию, а не по часам.

Полезные гормоны, правильные бактерии и успешное начало грудного вскармливания

Пусть нас не разлучают

Самое лучшее место для только что родившегося ребенка — это на маме, контакт "кожа к коже", без какой-бы то ни было ткани между ними, накрытые простыней или покрывалом. Если роды происходили в роддоме, стоит добавить шапочку, так как голова — та часть тела, через которую ребенок быстрее всего теряет тепло.

Родители ждут этой встречи 9 месяцев, и никто не в праве нарушать волшебный момент, если только жизни матери или ребенка не угрожает опасность. Никакие из обычных процедур не являются обязательными в такой момент. Рост и вес ребенка останутся неизменными и час, и два спустя.

Сразу же после рождения малыша как в крови матери, так и в крови ребенка наблюдается самый высокий уровень эндорфинов — они поступают к малышу через пуповину во время родов. Мать и дитя смотрят друг другу в глаза: все новорожденные ищут зрительный контакт с матерью. Даже если их положить на бок, они будут вертеть головой до тех пор, пока им не удается увидеть лицо мамы. Эндорфины провоцируют моментальное зарождение привязанности, зависимости и влюбленности.

Если положить ребенка на живот матери, он начнет карабкаться к груди, самостоятельно найдет сосок и начнет сосать. Основная масса детей, рожденных естественным путем и без анестезии, могут вскарабкаться по животу матери до ее груди. Если мама находится на полу в сидячем положении, облокотившись на что-либо, и ребенок лежит так, что его голова у нее под подбородком, он начнет спускаться в поисках соска. В обоих случаях дети начинают сосать грудь в среднем в течение 40 минут.

Сначала ребенок будет лежать неподвижно какое-то время, затем он начнет карабкаться к груди, сгибая, разгибая ноги, трогать сосок — так запускается поисковый рефлекс. Затем малыш распознает по запаху ареолу и, сделав несколько попыток, он начинает сосать грудь.

У новорожденных, которые прошли через этот опыт, гораздо больше шансов правильно сосать в первый раз и потом, и, вероятнее всего, у них не возникнет проблем с неправильными позами или захватами груди. Первое, что попадает малышу в рот, формирует привычку сосать, поэтому лучше, если это будет грудь.

Первое кормление провоцирует скачок окситоцина в крови, что помогает значительно сократить матку, предотвращая возможное кровотечение. Кроме того, окситоцин обладает успокаивающим эффектом, который распространяется как на мать, так и на ребенка.

Различные исследования показывают, что те дети, которых кладут на живот к матери, создавая контакт "кожа к коже", сохраняют температуру тела на один градус выше, чем те, которых кладут в инкубатор или люльку. Также у них наблюдается более высокий уровень сахара в крови, более стабильный сердечный и дыхательный ритмы и меньший по продолжительности и силе плач.

Научное подтверждение

В 1990 году в Швеции в течении двух часов наблюдали за 72 новорожденными. 38 из них сразу же после рождения положили на живот мамам. Остальных 34 через 20 минут после рождения забрали на 20 минут и затем вернули матерям. В результате 70% из первой группы правильно взяли грудь в течении первых 50 минут, в то время как из второй группы это удалось сделать лишь 20%.

Во время другого исследования, проведенного несколько лет назад учеными из Стокгольма, сравнивались новорожденные, которых отлучили от матерей, с новорожденными, которые сразу же после рождения имели контакт "кожа к коже". Для исследования выбрали "Госпиталь 12 октября" (Мадрид), где в родильном отделении новорожденных забирали от матерей по протоколу. В самой Швеции этический комитет больницы посчитал НЕ ЭТИЧНЫМ разлучать матерей и младенцев даже для исследования. На сегодняшний день мадридский "Госпиталь 12 октября" — это один из пионеров, где без ограничений практикуется метод кенгуру.

Исследователи из Стокгольма пришли к выводу, что нужно класть всех без исключения новорожденных детей их матерям на живот. Младенцы, которых вместо этого уносят для проведения различных процедур, сильно плачут, как и все дети, которых разлучают с матерью в первые два часа жизни. Они перестают плакать только тогда, когда у них кончаются силы. Младенцы, которых во время эксперимента разлучали с матерями, спустя 6 часов имели в крови уровень гормона стресса в два раза выше, чем младенцы, которые находились в контакте "кожа к коже" со своими мамами.

Их температура тела понижалась для того, чтобы сберечь силы и продержаться больше времени в одиночестве; их сердечные и дыхательные ритмы становились нестабильными, а также понижался уровень сахара в крови.

Разлучение матерей с младенцами — рутинная больничная процедура и одно из первых препятствий, которые создают на пути успешного грудного вскармливания. Исследования доказали, что это разлучение вызывает меньшую продолжительность и более низкое качество грудного вскармливания.

Разлучение также влияет на мать

Мать, разлученная со своим ребенком сразу после родов, ведет себя беспокойно и хуже переживает такие процедуры, как наложение швов, обработку гениталий и пр. У нее могут быть проблемы с рождением плаценты, а также у нее больше шансов открытия кровотечения. Контакт с ребенком и незамедлительное начало лактации провоцирует высокий скачок окситоцина в крови, который помогает выходу плаценты и сокращению матки.

Все животноводы знают, что если у самки млекопитающего забрать детеныша на несколько минут сразу после рождения, после он не возьмет грудь, и мать от него откажется, что приведет к его смерти. Мозг человека более развит, поэтому мы не откажемся от ребенка, если его унести сразу после рождения, но многие матери, которых разлучили с их первым ребенком и не сделали этого со вторым, отмечают значительную разницу в дальнейшей связи "мать-дитя".

Необязательные агрессивные процедуры

Высасывание носовых выделений может повредить полость носа и усложнить грудное вскармливание. Кроме того, это процедура не из приятных и вызывает у ребенка стресс, поэтому ее проведение не рекомендовано.

Также обычной является практика ввода зонда в анус ребенка, чтобы убедиться в отсутствии патологии и в том, что он открыт. Эта процедура также небезопасна и малоприятна.

Атрезия хоан (нарушение проходимости полости носа, связанное с ее полным или частичным сращиванием соединительной, хрящевой или костной тканью) и атрезия ануса — крайне редкие патологии, поэтому проведение диагностики всем детям без исключения необоснованно.

Профилактика инфекций

Самый простой и дешевый способ профилактики заражения "больничными" инфекциями среди новорожденных — это постоянное нахождение младенца с матерью. Дети, которых отлучают от матерей, подвержены большему риску заражения.

Роды — это не стерильный процесс, поэтому он не нуждается в асептике, только в чистоте. Дети, рождающиеся у матерей, которых обработали дезинфицирующими растворами или рождающиеся через кесарево сечение, испытывают больше трудностей с быстрым заселением кишечника бактериями, которые должны перейти им от матери.

В этом случае есть еще один выход — немедленный контакт "кожа к коже". Мать обнимает свое дитя, дышит рядом с ним, целует его, а ребенок, в свою очередь, лижет сосок и начинает сосать грудь. Вместе с первыми каплями молозива в его организм поступают те самые важные бактерии.

Если же ребенка сразу уносят для проведения различных процедур, то первыми бактериями, которые он получит, будут больничные бактерии врачей и медсестер. Учитывая, что первый, кто попадает на новую территорию, остается там навсегда, разлучение матери и ребенка может означать кардинальное изменение базы, на которой будет строиться кишечная флора ребенка.

Возможно, это является причиной, по которой различные исследования выявили прямую взаимосвязь между рождением через кесарево и высокой подверженностью аллергическим заболеваниям.

Лучше всего не разлучать

Нет безопасного времени разлучения. Самое правильное — не разлучать мать и дитя (только в случае острой медицинской необходимости). Для этого необходимо ввести в больницах протоколы, которые отложат процедуры, задерживающие контакт матери с ребенком.

Перевод с испанского Анастасии Савельевой

Чудо произошло. Малыш появился на свет. Состоялось ваше первое, правда, очень краткое знакомство. К сожалению, в большинстве наших роддомов в настоящее время детей почти сразу же разлучают с мамой. И их первым домом на несколько дней становится детская палата, в которой малыши чаще общаются с медиками, чем со своей мамой, время свиданий с которой строго ограничено часами кормлений.

Врачи и медсестры - первые встречные

Именно врачи и медсестры в роддоме первыми берут на себя все заботы по поддержанию здоровья и уходу за своими маленькими пациентами. Эта часть жизни младенцев остается скрытой от глаз родителей, даже в роддомах, где налажено совместное пребывание младенцев и их мам. О том, что же происходит с малышами после их торжественного представления маме, многие из нас имеют весьма смутное представление. А ведь большинство наверняка волнует этот вопрос. Давайте же попробуем приподнять завесу над этой «тайной жизнью».

Тепловая опека

Первое, в чем нуждается малыш, только что появившийся на свет, - это тепло. По сравнению с материнским комфортным теплом окружающий мир родильной палаты достаточно прохладен. Поэтому задача медиков - предупредить потерю тепла: младенцев в роддоме сразу же после рождения насухо вытирают пеленкой и помещают на стол со специальной лампой, где постоянно контролируется температура малыша.

Но предварительно, еще у ног матери, сразу после рождения, а иногда и в тот момент, когда только появилась на свет головка, у ребенка аккуратно удаляют слизь и околоплодные воды из носа и рта, чтобы облегчить ему первый вдох. Сразу после рождения акушерка пережимает и перерезает пуповину. С этого момента у вашего малыша начинается «самостоятельная» жизнь. Затем в глазки ребенка закапывают специальные капли (чаще всего - раствор альбуцида), чтобы предупредить инфекции глаз, в частности бленорею, которая развивается, если мать больна гонореей. Эта профилактическая процедура проводится абсолютно всем детям, так как женщина не всегда знает о заболевании. Девочкам обрабатывают и половые органы. Кроме того, у ребенка сразу определяют по пуповинной крови ее группу и резус-фактор.

Первый осмотр в роддоме

Первый осмотр ребенка происходит тотчас после его рождения. Доктор оценивает общее состояние ребенка, его дыхание, сердцебиение, цвет кожи, определяет видимые пороки, в том числе оценивает состояние тазобедренных суставов (и выносит первый предварительный диагноз о потенциальном риске возникновения ) и ключиц, патология которых встречается наиболее часто. Особое внимание врач обращает на крик младенца. Уже по его интонации можно многое рассказать об общем состоянии ребенка.

Впоследствии врач и медсестра осматривают ребенка каждое утро, пока он находится в роддоме. Ежедневно ребенка взвешивают в одно и то же время, а перед выпиской обычно проводят контрольное взвешивание - до и после кормления, чтобы узнать, достаточно ли съедает малыш. Кроме того, медсестра в роддоме регулярно обрабатывает пупочную ранку перекисью водорода и марганцовкой.

Первый в жизни табель успеваемости

Если вы думаете, что получать оценки для вашего малыша еще рановато, то ошибаетесь. Первую свою оценку получит сразу после рождения по так называемой шкале Апгар, которая позволяет быстро оценить начальное состояние здоровья ребенка. Эта шкала была разработана в 1952 году американским врачом-анестезиологом, доктором Вирджинией Апгар для младшего медицинского персонала, который с ее помощью мог быстро определить, какой ребенок нуждается в большем внимании. Баллы по этой шкале выставляются ребенку в конце первой минуты после рождения и затем в конце пятой минуты. Они комплексно оценивают состояние мышечного тонуса, реакцию на раздражение, окраску кожи, частоту дыхания и биения сердца.

Чуть позже, благодаря находчивости педиатра Йозефа Буттерфилда, для англоязычных специалистов название «APGAR» стало своего рода аббревиатурой:

  • Appearance - внешний вид (цвет кожных покровов);
  • Pulse (Heart Rate) - пульс ребенка (частота сердечных сокращений);
  • Grimace (Response to Stimulation) - гримаса, возникающая в ответ на раздражение;
  • Activity (Muscle Tone) - активность движений, мышечный тонус;
  • Respiration - дыхательные движения.

До недавнего времени оценка состояния новорожденного ребенка в роддоме по шкале Апгар являлась для медперсонала руководством к дальнейшим действиям. В настоящее время роль этой шкалы несколько изменилась, особенно для детей, нуждающихся в экстренных реанимационных мероприятиях. Врач сразу после рождения оценивает состояние ребенка (а часто еще и до рождения) и проводит реанимацию, если таковая необходима, - в конце первой минуты жизни делать это по современным стандартам уже поздно. Так что в этом случае по шкале Апгар оценивается не действительное состояние младенца, а скорее эффективность реанимационных мер. И такая оценка продолжается в течение последующих двадцати минут жизни ребенка. Впоследствии она заносится в карту новорожденного.

После первого врачебного осмотра акушерка обрабатывает пуповину, очищает кожу младенца маслом и заворачивает малыша в пеленки. Теперь новый человечек может отдохнуть от навалившихся на него новых впечатлений до первого кормления.

Жизнь в роддоме: шли третьи сутки...

На третьи сутки детям делают общий анализ крови. Кроме того, сейчас в нашей стране всем детям проводят на наиболее часто встречающиеся болезни, а именно на гипотиреоз и фенилкетонурию. Это тяжелые наследственные заболевания. Гипотиреоз встречается у одного из пяти тысяч младенцев и характеризуется снижением функции щитовидной железы, что приводит к умственной отсталости ребенка. Фенилкетонурия распространена меньше: ею страдает примерно один из пятнадцати тысяч новорожденных. Заболевание приводит к церебральным нарушениям. Если эти болезни диагностировать и начать лечить в раннем возрасте, тяжелых последствий можно избежать. Фенилкетонурия, например, поддается лечению специальной диетой, при которой ребенок развивается абсолютно нормально.

Детям, страдавшим от хронической внутриутробной гипоксии (недостатка кислорода), внутримышечно вводится препарат викасол, который улучшает свертываемость крови и уменьшает опасность кровоизлияния.

Первая прививка

В роддоме вашему ребенку сделают первую в его жизни прививку от туберкулеза - БЦЖ. Обычно вакцинацию проводят на третьи сутки после рождения, утром, в специально отведенной для этого комнате. А уже дома участковый врач-педиатр через 4-6 недель проверит прививочную реакцию. Правда, для этой прививки существуют некоторые противопоказания.

Ее обычно не делают, если ребенок весит менее 2000 г или страдал внутриутробной гипотрофией, инфекциями, гнойно-септическими заболеваниями, тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Противопоказанием к проведению прививки БЦЖ является также наличие ВИЧ - инфекции у матери.

Серьезным недостатком этой прививки являются различные осложнения, которые возникают, правда, в редких случаях. Применение новой вакцины БЦЖ-М снижает этот риск в два раза.

Без пяти минут выпускник!

Обычная практика современных роддомов - выписка на 5-й день, хотя в настоящее время врачи и ВОЗ все больше рекомендуют раннюю выписку, которая позволяет снизить риск внутрибольничных инфекций. Кроме того, маме с малышом необходимо как можно скорее оказаться в комфортной обстановке, дома, в кругу семьи. Такая выписка возможна уже на вторые-третьи сутки - естественно, если нет проблем со здоровьем матери и ребенка.

В добрый путь, малыш!

Alba Lactancia Materna (перевод с испанского — Анастасия Савельева):

Пусть нас не разлучают

Самое лучшее место для только что родившегося ребенка – это на маме, контакт “кожа к коже”, без какой-бы то ни было ткани между ними, накрытые простыней или покрывалом и, если роды происходили в роддоме, то еще стоит добавить шапочку, так как голова – та часть тела, через которую ребенок быстрее всего теряет тепло.

Родители ждут этой встречи 9 месяцев, и никто не в праве нарушать волшебный момент, если только жизни матери или ребенка не угрожает опасность. Никакие из обычных процедур не являются обязательными в такой момент. Рост и вес ребенка останутся неизменными и час, и два спустя.

Сразу же после рождения малыша, как в крови матери, так и в крови ребенка наблюдается самый высокий уровень эндорфинов — они поступают малышу через пуповину во время родов. Мат и дитя смотрят друг другу в глаза: все новорожденные ищут зрительный контакт с матерью. Даже если их положить на бок, они будут вертеть головой до тех пор, пока им не удается увидеть лицо мамы. Эндорфины провоцируют моментальное зарождение привязанности, зависимости и влюбленности.

Если положить ребенка на живот матери, он начнет карабкаться к груди, самостоятельно найдет сосок и начнет сосать. Основная масса детей, рожденных естественным путем, и без анестезии, могут вскарабкаться по животу матери до ее груди или, если мама находится на полу сидячем положении, облокотившись на что-либо, и ребенок лежит так, что его голова у нее под подбородком, он начнет спускаться в поисках соска. В обоих случаях дети начинают сосать грудь в среднем в течение 40 минут.

Сначала ребенок будет лежать неподвижно какое-то время, затем он начнет карабкаться к груди, сгибая, разгибая ноги, трогать сосок — так запускается поисковый рефлекс. Затем малыш распознает по запаху ореолу и спустя несколько попыток, он начинает сосать грудь.
У новорожденных, которые прошли через этот опыт, гораздо больше шансов правильно сосать в первый раз и потом, и, вероятнее всего, у них не возникнет проблем с неправильными позами или захватами груди.

Первое, что попадает малышу в рот, формирует привычку сосать, поэтому лучше, если это будет грудь. Нужно избегать создания привычки при помощи соски или бутылочки.

Первое кормление провоцирует скачок окситоцина в крови, что помогает значительно сократить матку, предотвращая возможное кровотечение. Кроме того, окситоцин обладает успокаивающим эффектом, который распространяется как на мать, так и на ребенка.

Различные исследования показывают, что те дети, которых кладут на живот к матери, создавая контакт “кожа к коже”, сохраняют температуру тела на один градус выше, чем те, которых кладут в инкубатор или люльку. Так же у них наблюдается более высокий уровень гликемии, более стабильный сердечный и дыхательный ритмы и меньший по продолжительности и силе плач.

Научное подтверждение

В 90-ом году в Швеции в течении двух часов наблюдали за 72-новорожденными. 38 из них сразу же после рождения положили на живот мамам и остальных 34 через 20 минут после рождения забрали на 20 минут и затем вернули матерям. В результате 70% из первой группы взяли правильно грудь в течении первых 50-минут, в то время, как из второй группы это удалось сделать лишь 20%. И, как мы уже говорили, тот факт, что младенцы смогли сами найти грудь и начать сосать без помощи, повышает шанс успеха лактации.

Во время другого исследования, проведенного несколько лет назад командой Института Каролинска из Стокгольма, сравнивались новорожденные, которых отлучили от матерей с новорожденными, которые сразу же после рождения имели контакт “кожа к коже”. Для исследования выбрали “Госпиталь 12 октября”(Мадрид), где в его родильном отделении новорожденных забирали от матерей по протоколу, потому что в Швеции этический комитет больницы посчитал НЕ ЭТИЧНЫМ разлучать матерей и младенцев даже в случае, если это было необходимо для исследования. На сегодняшний день “Госпиталь 12 октября” — это один из пионеров, где практикуется Метод Кенгуру без ограничений.

Исследователи пришли к выводу, что нужно класть всех без исключения новорожденных детей их матерям на живот. Младенцы, которых, вместо этого, уносят для проведения различных процедур, сильно плачут, как и все дети, которых разлучают с матерью в первые два часа жизни. Они перестают плакать только тогда, когда у них кончаются силы. Младенцы, которых, во время эксперимента разлучали с матерями, спустя 6 часов имели в крови уровень гормона стресса в два раза выше, чем младенцы, которые находились в контакте “кожа к коже” со своими мамами.

Продолжительный плач вызывает стресс и младенец впадает в отчаяние. Его температура тела понижается для того, чтобы сберечь силы и продержаться больше времени одному; его сердечный и дыхательный ритмы становятся не стабильными, а так же понижается гликемия.

Разлучение матерей с младенцами – рутинная больничная процедура и одно из первых препятствий, которые создают на пути успешного грудного вскармливания. Так же научные исследования доказали, что это разлучение вызывает меньшую продолжительность и более низкое качество грудного вскармливания.

Разлучение так же влиет на мать

Мать, разлученная со своим ребенком сразу после родов, ведет себя беспокойно и хуже переживает такие процедуры, как наложение швов, обработку гениталий и пр. У нее могут быть проблемы с рождением плаценты, а так же у нее больше шансов открытия кровотечения. Контакт с ребенком и незамедлительное начало лактации провоцирует высокий скачок окситоцина в крови, который помогает выходу плаценты и сокращению матки.
Все животноводы знают, что если у самки млекопитающего забрать детеныша на несколько минут сразу после рождения, после он не возьмет грудь и мать от него откажется, что приведет к его смерти. Мозг человека более развит, поэтому мы не откажемся от ребенка, если его унести сразу после рождения, но многие матери, которых разлучили с их первым ребенком и не сделали этого со вторым, отмечают значительную разницу в дальнейшей связи “мать-дитя”.

Не обязательные агрессивные процедуры

Высасывание носовых выделений может повредить полость носа и усложнить грудное вскармливание. Кроме того, это процедура не из приятных и вызывает у ребенка стресс, поэтому ее проведение не рекомендовано.

Еще обычной является практика ввода зонда в анус ребенка, чтобы убедиться в отсутствии патологии и в том, что он открыт. Эта процедура так же не безопасна и малоприятна.

Атрезия хоан (нарушение проходимости полости носа, связанное с ее полным или частичным сращиванием соединительной, хрящевой или костной тканью) и атрезия ануса – это крайне редкие патологии, поэтому проведение диагностики всем детям без исключения не обосновано.

Профилактика инфекций

Самый простой и дешевый способ профилактики заражения “больничными” инфекциями среди новорожденных – это постоянное нахождение младенца с матерью. Дети, которых отлучают от матерей, подвержены большему риску заражения.

Роды – это не стерильный процесс, поэтому он не нуждается в асептике, только в чистоте. Дети, рождающиеся у матерей, которых обработали дезинфицирующими растворами или рождающиеся через кесарево сечение, испытывают больше трудностей с быстрым заселением кишечника бактериями, которые должны перейти им от матери.

В этом случае есть еще один выход — немедленный контакт “кожа к коже”. Мать обнимает свое дитя, дышит рядом с ним, целует его, а ребенок, в свою очередь, лижет сосок и начинает сосать грудь. Вместе с первыми каплями молозива в его организм поступают те самые важные бактерии.

Если же ребенка сразу уносят для проведения различных процедур, то бактерии, которые он получит, будут больничные бактерии врачей и медсестер. Учитывая, что первый, кто попадает на новую территорию, остается там навсегда, разлучение матери и ребенка может означать кардинальное изменение базы, на которой будет строиться кишечная флора ребенка.