Почему не трескается кракелюрный лак. Однокомпонентный кракелюрный лак: порядок нанесения на поверхность. Двухшаговый кракелюр в декупаже: мастер класс

Кракелюр – это оригинальное и красивое направление во многих жанрах искусства. Он применим в живописи, скульптуре и так далее. Если перевести название этого творчества, то дословно, с французского оно будет звучать как «трещина в лаке». Иными словами, кракелюр – это техника, которая позволяет добиваться образования трещин на разных поверхностях, тем самым визуально прибавляя им лет (эффект искусственного старения).

Необходимые материалы

Для самого несложного, одношагового кракелюра вам понадобятся следующие материалы:

  • Вещь, которую вы будете переделывать (подходит деревянная, пластмассовая, фарфоровая, холщовая и другие виды поверхностей).
  • Декупажные салфетки, если вы планируете изначально украсить выбранную вещь каким-нибудь изображением или орнаментом.
  • Кисточки, плоские и желательно широкие.
  • Специальная или художественная грунтовка, как для декупажа.
  • Акрил (два противоположных цвета, для создания эффекта контраста). Так, подойдут такие сочетания: синий - желтый, синий – белый, коричневый – белый, зеленый – желтый, серый – бежевый, красный – бело-розовый и так далее.
  • Специальный лак для кракелюра или же любой качественный художественный лак. Текстура лака должна быть жидкообразной. Лак никогда не взбалтывают.
  • По желанию можно также использовать и акриловый лак после кракелюрного, матирующий или глянцевый, но это не обязательно. Никакой функции, кроме эстетической, он не отыгрывает, так как закрепление идет за счет вышеуказанного лака.

Процесс декора

Шаг первый. Начинать необходимо с обезжиривания или другой обработки поверхности. И это касается не только данного мастер-класса или техники кракелюр. Вообще же обработка поверхности присутствует во всех видах декупажа.

Если вы декорируете стеклянные, кожаные или пластмассовые вещи, то достаточно будет протереть их поверхность этиловым спиртом или, на крайний случай, ацетоном. Если деревянные поверхности, то сначала надо пройтись по поверхности мелкой наждачной бумагой, а потом также обезжирить.

После этого подождите минут десять и приступайте ко второму этапу.


Шаг второй. Заготовленной кистью обрабатываете тонким ровным слоем всю декорируемую поверхность акриловой краской (берется та, что темнее). Ждете, пока высохнет (10-15 минут), после чего в темпе, но аккуратно, наносите кракелюрный лак (только не взбалтывайте его, иначе лак не ляжет ровно).


Шаг третий. На еще не полностью просохшую поверхность наносится вторая акриловая краска. При взаимодействии с лаком, акрил начнет давать трещинки – тот эффект, ради которого все и затевалось.

Чтобы количество трещинок было больше, существует следующая хитрость – акрил необходимо разбавить обычной водой. И чем больше вы добавите воды, тем выразительнее будет рисунок трещин.

После обработки необходимо перенести изображение на поверхность изделия, если вы планируете это.

Для этого поверхность покрывают грунтовкой, ждут, когда она высохнет, выравнивают ее, шлифуют, затем наносят обычный клей ПВА, а поверх него вырезанную деталь (узор или картинку). Далее необходимо салфетку аккуратно разгладить от центра к краям и дать просохнуть После этого можно переходить к созданию эффекта кракелюр.






Опять наносим лак.


Добавляем золотой пыльцы на еще не высохший лак.

Пыльцы необходимы взять в меру.


Вновь добавляем два-три слоя лака.


После высыхания обработайте поверхность мелкой наждачной бумагой и работа готова.

Старинные вещи обладают определённой загадочностью, они несут в себе глубокую историю известную только им. Как нестерпимо хочется заглянуть в прошлое, приподнять обволакивающую завесу таинственности и узнать, кто держал эту вещицу в руках, какой путь она проделала и свидетелем каких важных событий она была. Большинство людей, окружая себя старинными предметами, пытаются создать атмосферу тепла, уюта, таинственности и очарования. Любители старины могут многими часами бродить по блошиным ранкам и антикварным лавкам в поисках старых вещей. Но, к сожалению, цены на такие предметы слишком высоки и не каждый может себе позволить потратить из семейного бюджета значительную сумму.

Последнее время в декорировании интерьера большое распространение получило искусственное состаривание вещей. Проявив немного фантазии, можно самостоятельно превратить практически любой предмет в изысканный “старинный” шедевр. С помощью вполне доступных инструментов и материалов каждому под силу создать своими руками интерьер с антикварной тематикой. А если применить технику состаривания в декупаже, то можно сделать поистине роскошные и неповторимые предметы.

Кракелюры – это тонкая сетка трещин, которая появляется в невысохшем состоянии от быстрой и неоднородной усадки связующего вещества или испарения разбавителей, в высохшем состоянии – от механических воздействий, усушек и повторных набуханий. В технике декупаж кракелюры формируются благодаря специальным кракелюрным лакам.

Одношаговый декупаж-кракелюр представляет собой технику состаривания декорируемой поверхности при помощи однокомпонентного лака. Работать с ним легче и более доступно для новичков, чем с двухкомпонентным кракелюром. В завершённом виде кракелюр имеет вид потрескавшейся со временем краски. Для того чтобы добиться такого эффекта, нам понадобятся следующие инструменты и материалы: объект декорирования, понравившиеся бумажные мотивы, краска акриловая двух контрастных тонов, акриловый лак, специальный клей для декупажа или клей ПВА и однокомпонентный кракелюрный лак. Также могут пригодиться и дополнительные средства, такие как фен для ускоренной сушки, мелкозернистая наждачная бумага для ошкуривания слоёв высохшего бесцветного акрилового лака, патина и акриловые краски для растушёвки поверхности и подрисовки мотивов.

И так, для создания изысканного шедевра в технике декупаж, состаривание с использованием одношагового кракелюра нужно последовательно совершить определённые действия:

1. В случае необходимости рабочую поверхность следует очистить, загрунтовать и хорошенько просушить;

2. Затем необходимо покрыть её любой из выбранных акриловых красок (именно этот цвет впоследствии будет просматриваться сквозь получившиеся трещины). Дать краске высохнуть. Можно оставить на час-два для самостоятельного высыхания или значительно сократить время, воспользовавшись феном;

3. Нанести слой однокомпонентного кракелюрного лака в местах, где по замыслу должны быть трещины. Чем толще накладываемый слой лака, тем крупнее получатся трещины. Отложить работу до частичного подсыхания, поверхность должна быть чуть-чуть липковатой. Процесс сушки можно ускорить посредством фена;

4. Затем покрыть кракелюрный лак слоем краски контрастного цвета. Нужно отметить, что ни в коем случае нельзя в качестве второго слоя использовать краски перламутровых и металлических оттенков, так как их консистенция и состав не позволят растрескать кракелюрному лаку красочный слой. Полностью высушить поверхность. Для ускорения процесса и получения более явственного эффекта можно воспользоваться феном с холодным воздухом. Фен нужно держат на расстоянии не менее 50 сантиметров над поверхностью;

5. Подготовленные бумажные мотивы приклеить специальным клеем для декупажа или клеем ПВА к украшаемому предмету и дать хорошо просохнуть. Для придания готовому изделию налёта старины, можно затонировать места сколов и углы при помощи патины. Затем готовую аппликацию покрыть несколькими слоями бесцветного акрилового лака.

При работе с кракелюрным лаком, следует придерживаться нескольких правил и соблюдать определённые особенности. Во-первых, чем толще второй слой краски, тем крупнее получатся трещины. Во-вторых, краска не должна быть чересчур густой или чересчур жидкой для более лёгкого и обильного нанесения. В-третьих, не стоит проводить кистью по одному и тому же месту несколько раз, так как реакция краски с лаком происходит довольно быстро и есть риск закрасить появившиеся трещины. Кроме этого существует небольшая хитрость, заключается она в том, что если верхний слой кракле немного развести водой, то лак больше порвётся.

В зависимости от способа наложения верхнего слоя краски могут получиться разнообразные узоры трещин. Если краску наносить с помощью губки, то на поверхности образуется сеточка квадратных трещин. В случае если для покраски используется кисть, мазки которой ведутся осторожно в одном направлении, тогда выйдут удлинённые постоянные трещины, напоминающие растрескавшуюся краску на дереве.

На этом можно закончить. Используя технику декупаж, состаривание и одношаговый кракелюр можно создать вещь, внешне похожую на предметы старины. Благодаря перечисленным несложным действиям вы почувствуете себя настоящим ценителем старины и почитателем антиквариата, не затратив при этом значительных денежных средств и больших усилий.

Ещё один способ - .

Примеры работ вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе .

Пошаговый фото мастер-класс для декора стаканчика, например для кистей.

Деревянную поверхность пошкурить и нанести акриловый грунт плоской синтетической кистью в 1-2 слоя. Каждому слою дать тщательно просохнуть (около 30 мин.)

Нанести акриловую краску- это будет цвет трещин.
Можно нанести несколько цветов акриловой краски, тогда трещинки получатся разноцветными, это смотрится очень интересно. Дать краске полностью высохнуть.
Примечание: для цвета трещин подойдет акриловая краска как российских производителей, так и зарубежных.

Нанести одношаговый кракелюрный лак плоской синтетической кистью.
Чем толще слой лака, тем крупнее получатся трещины.
Дать лаку подсохнуть 10-30 минут.

4.1.
Нанести матовую(обязательно) акриловую краску плоской синтетической кистью или спонжем в один слой. Глянцевая краска и краска металлик не растрескиваются.
Важно! При нанесении краски спонжем трещины получаются более естесственные, а при нанесении кистью- более геометрические.

Чем толще слой акриловой краски, тем крупнее трещины.
Примечание: для верхнего слоя лучше использовать акриловую краску зарубежных производителей, т.к. она более плотная по консистенции. Фон получается ровный, без разводов.

После полного высыхания краски приступаем к декупажу.
Вырезать нужное изображение из салфетки, отделить два нижних слоя. Верхний слой приложить к декорируемой поверхности, поверх салфетки нанести клей для декупажа. Наносим клей от центра изображения и разгоняем его к краям салфетки.
Важно! При приклеивании любая салфетка становится полупрозрачной, поэтому фон (цвет акриловой краски) должен быть белый либо светлый. На темном фоне салфетка потеряется.

Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.

Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
1 часть
2 часть
.
Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя (не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Тут пигмент серебряный.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Кракелюр красивый получается.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Вот так получается на досочке.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Вот он в работе.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.