Поощрение детей. Типы комплиментов. Правила: как делать комплименты

Все родители, как правило, хотят вырастить замечательного ребенка. Но как правило под словом "хороший", родитель подразумевает слово "удобный". Но вряд ли родители хотят чтобы их ребенок был похож на робота, который беспрекословно выполняет все их просьбы.

Поощрение как и наказание надо тоже использовать правильно, а главное знать меру.

Поощрение – это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

Поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера:

  • доброта;
  • ответственность;
  • справедливость;
  • аккуратность;
  • честность;
  • способность к обучению;
  • уверенность;
  • самоконтроль и многие другие.
Ограничители похвалы:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Типы похвалы

"Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

"Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:
  • утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
  • одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
  • не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

  • "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
  • Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
  • "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо», обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей. Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные: сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т.д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки: малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

Не следует поощрять детей из чувства жалости. Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Как часто поощрять детей

Мотивация поощрением

Мотивация ребенка на исполнение каких-либо обязанностей в виде будущего поощрения – хороший способ добиться желаемых результатов. Нет! Нельзя! – очень часто можно слышать эти слова от мамочек, пытающихся объяснить своему ребенку как не надо себя вести или что такое «плохо». «Если ты будешь плохо учиться, ты будешь наказан!», «если ты не соберешь игрушки, я поставлю тебя в угол!» и так далее. А наоборот не пробовали, уважаемые родители?

«Если ты быстро соберешь игрушки, мы успеем почитать две сказки, а не одну!», «если ты прямо сейчас помоешь посуду, у тебя останется больше времени на прогулку». Вы не поверите, какой действенной может быть такая мотивация.

Самое главное поощрение и мотивация в жизни ребенка – это любовь, внимание и понимание родителей. Позитивная атмосфера в семье, взаимное уважение и правильное воспитание позволят вам вырастить ребенка таким, каким вы хотели бы его видеть.

Поощрять ребенка нужно даже за то, что взрослому порой покажется обычным делом. По мнению мамы, ребенок обязан кушать кашу, так как это нужно для его здоровья; с точки зрения малыша, скушав нелюбимое блюдо, он переступил себя - а значит, нуждается в поощрении.

Положительные моменты поощрения

Положительным моментом станет появление ласкового прозвища у малыша, которое он станет часто слышать из уст любящих родителей. Дети отлично воспринимают все, что слышат - поэтому так быстро закрепляют за собой услышанные неоднократно от родителей ярлыки "неумеха", "неряха", "растяпа". Такие слова в адрес ребенка не означают нелюбовь родителей - просто они считают нужным отмечать лишь проступки малыша, а быть хорошим превращается в его обязанность, не нуждающуюся в подкреплении. У таких детей впоследствии может сформироваться заниженная самооценка.

Способы выражения похвалы могут быть самыми разнообразными - ласковые слова, объятия, даже воздушный поцелуй, если мама чем-то занята. Немаловажно хвалить малыша в присутствии других родственников или детей. Еще одно из поощрений - материальное; это способ действенный, но вызывающий довольно много споров. Ясно одно: материальное поощрение должно быть дозированным, иначе ребенок очень быстро к нему привыкнет.

Виды поощрения

Виды поощрения и наказания

  • Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.
  • Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
  • Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

  • поощрения и наказания, осуществляемые по логи­ке «естественных последствий»;
  • традиционные поощрения и наказания;
  • поощрения и наказания в форме экспромта.

Для создания хорошего впечатления о себе нужно умело использовать свои сильные стороны и не проявлять слабые. Следует выстраивать поведение, опираясь на свои лучшие качества. Техника создания благоприятного впечатления требует выполнения этих действий Аверченко Л.К. и др. «Психология управления». М-Н-1997..

Феликс Алексеевич Кузьмин, психолог, профессор Московской государственной Академии печати.

Чтобы произвести в процессе делового разговора хорошее впечатление о себе, необходимо помнить о соблюдении общепринятых правил поведения.

Прежде всего, надо вести себя естественно. Лучший способ испортить первое впечатление о себе -- вести себя напряженно и скованно. Но не годится и повышенная раскованность и тем более фамильярность. Не следует также напускать на себя вид очень серьезного, занятого важными делами человека. Окружающие эту фальшь поведения очень быстро распознают.

Чтобы произвести первое хорошее впечатление, надо также как можно быстрее сориентироваться в обстановке и в людях, вас окружающих. Это приводит к формированию у них достаточно устойчивых впечатлений, которые долго не исчезают.

Каждый человек -- это уникальное создание со своими сильными и слабыми сторонами, которыми для создания о себе хорошего впечатления необходимо умело пользоваться, т.е. активно использовать сильные стороны и стараться не проявлять слабые. Однако это не значит обманывать собеседников -- просто следует выстраивать поведение, опираясь на свои лучшие человеческие и профессиональные качества.

Дальнейшая техника создания благоприятного впечатления у окружающих требует выполнения следующих действий.

1. Постоянно высказывать искренний интерес к другим людям. Демонстрация такого интереса -- лучший способ произвести хорошее впечатление. Следует, однако, помнить, что самое опасное -- это перейти границы искренности и превратиться в льстеца. Такое происходит, когда, пытаясь произвести выгодное впечатление, человек в своих словах начинает преследовать очевидные цели. В этом случае фальшь становится заметной мгновенно. Сдержанность и такт особенно важны при общении с начальником и подчиненными.

2. Поддерживать моменты общности. Отношения лучше всего строить на тех интересах и привязанностях, которые являются общими, т. е. объединяют.

3. Выражать искреннее одобрение. Все люди любят, когда их хвалят. Во всех ситуациях надо найти, за что похвалить собеседника -- за знания, умения, внешний вид, состояние кабинета или дома, личные качества родных или друзей. Замечайте в первую очередь все то, что вам нравится в людях и в их поведении. Говорите об их достоинствах. Может быть, эти достоинства еще в зачатке, но человек захочет оправдать ваши ожидания и «закрепить» эти положительные качества.

Один из самых эффективных приемов формирования положительного отношения к себе -- это использование комплиментов, т. е. слов и выражений, содержащих небольшое преувеличение положительных качеств человека, благодаря которым срабатывает психологический феномен внушения, вследствие чего человек старается «дорасти» до тех качеств, которые подчеркнуты в комплименте Брагин И.М. «Этика делового общения». Минск-94..

Получая комплимент, человек неосознанно стремится оправдать ожидания, что формирует ответную симпатию к вам, снимает его психологическую защиту и закрытость.

В деловом разговоре комплимент настраивает партнера на взаимную симпатию, доверие и приятные отношения, создает чувство надежности, желание ответить взаимностью, формируя хорошее впечатление о вас. Кроме того, комплимент помогает снять сопротивление вашего оппонента, настраивает его на согласие и сотрудничество и создает неосознанное желание идти на уступки. А при первой встрече комплимент -- самое удачное начало разговора и лучший способ поднять настроение будущего партнера или клиента, да и себе тоже.

Комплименты бывают трех видов.

Первый их вид -- когда мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: фирму, где он работает, ее успехи, известность и т. п.

Второй вид -- это комплименты, когда мы даем собеседнику маленький «минус», а потом большой «плюс». После «минуса» собеседник теряется и готов уже возражать, но в этот момент на контрасте вы говорите для него нечто очень лестное. Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как все сильно действующее, он довольно рискован. Если «минус» окажется сильнее «плюса», последствия для вас могут оказаться крайне нежелательными.

Третий вид комплиментов состоит в том, что вы сравниваете вашего собеседника с чем-нибудь для вас очень дорогим. Например: «Я бы очень хотел иметь своим сыном такого ответственного человека, как вы». Этот вид комплимента самый тонкий и наиболее приятный для собеседника. Но границы его использования довольно узки. Чтобы он не выглядел искусственным, во-первых, необходимо наличие близких и доверительных отношений между собеседниками. И, во-вторых, собеседник должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Есть еще одна форма комплимента, способная вызвать положительные эмоции даже у тех, кто занимает по отношению к вам крайне отрицательную позицию. Эта форма называется «комплимент на фоне антикомплимента самому себе». Усиленное воздействие такого комплимента связано с тем, что он вызывает удовлетворение сразу двух потребностей вашего собеседника:

В усовершенствовании какой-то его черты характера, способности, привычки, умения;

В реализации его установки на критику партнера по деловому разговору.

Противопоказаний комплиментам практически нет. Любая деловая беседа, любые коммерческие переговоры можно начинать с комплиментов присутствующим. Однако на первых порах целесообразно заранее, готовясь к деловому разговору, приготовить небольшой набор комплиментов для разных случаев, ситуаций и людей.

Для любого предпринимателя и любого менеджера располагать к себе подчиненных и партнеров по делу -- производственная необходимость. Поэтому необходимо как можно чаще делать им комплименты, соблюдая при этом несколько простых правил Тимченок Н.М. «Искусство делового общения». Харьков, РИП-92..

1. Произносить комплименты надо уверенным тоном, не смущаясь, но и не покровительственно. Слова должны сочетаться с тоном голоса, мимикой и позой.

2. Произнося комплимент, следует прогнозировать реакцию партнера. Комплимент может вызвать и раздражение, если он неуместен.

3. Не нужно произносить противоречивых комплиментов, имеющих скрытый подтекст.

4. Комплимент должен отражать только положительные качества без двойного смысла, когда качество можно оценить и как положительное, и как отрицательное.

5. Отраженное в комплименте положительное качество должно иметь лишь небольшое преувеличение. В противном случае комплимент превращается в издевательство.

6. Нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от которых человек стремится избавиться.

8. К комплименту нельзя делать добавок, которые становятся для него «ложкой дегтя», т. е. существенно ухудшают.

Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Лесть грубее комплимента и потому имеет больше шансов быть отвергнутой из-за вопиющего несоответствия реальному положению вещей. Поэтому в деловом разговоре явное преимущество за комплиментом как инструментом более тонким и действенным.

Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам, причем интерпретация этого факта представляет собеседника в выгодном свете.

Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может низвести высказывание до уровня банальной лести. Если есть сомнения, поймет ли собеседник, о каком факте речь, лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уже обыгрывать.

Хуже всего, если комплимент противоречит фактам. Например, если ваш компаньон не спал всю ночь, мучаясь от зубной боли, а вы ему скажете, что он сегодня прекрасно выглядит, ваши слова будут восприняты не иначе как насмешка.

Комплиментарная часть высказывания должна быть как можно более краткой, содержать одну-две мысли, не более. И быть простой по конструкции и заведомо понятной.

Надо уметь не только делать комплимент, но и достойно на него отвечать притом желательно сразу, иначе собеседник, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз сделать вам приятное. Общая формула ответа на комплимент: «Это благодаря вам!» Все искусство состоит в умении ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» вашему собеседнику. При этом важно похвалить его за действительно положительные качества.

Комплименты надо говорить как можно чаще и всякому, кто достоин доброго слова. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и эффективным. Собеседники принимают комплименты весьма благосклонно. Не составляют исключение и деловые люди, ибо всякому приятно уже то, что ему хотят сказать что-то хорошее, и он легко прощает возможные промахи.

Когда комплимент пришелся по душе собеседнику, лицо его озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться собеседнику. И вы также непроизвольно улыбнетесь и почувствуете, что и ваше настроение улучшилось. Так что польза от комплиментов обоюдная.

Существуют и другие очень важные приемы техники создания хорошего впечатления у окружающих. Эти приемы предполагают следующую манеру общения с собеседниками.

Всякий человек, как бы он ни был увлечен своей работой, имеет свою личную жизнь -- персональные интересы, увлечения, стремления, интересы и потребности своей семьи. Если с собеседником вести разговор в русле его личных интересов, то это, как правило, вызовет в нем повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями, а вас он станет воспринимать как человека чуткого и внимательного.

Виды и примеры неотразимых комплиментов

1. Вы восхищаетесь не самим человеком, а тем, что ему дорого : руководителю – успехи его коллектива или предприятия, родителям – их дети, влюбленному – предмет его страсти, коллекционеру – его наиболее ценные приобретения, охотнику – его ружье, и т. д.

Достаточно, зайдя в кабинет к женщине-начальнице или в приемную к секретарю, заметить между делом, с каким вкусом подобрана обстановка, как уютно себя здесь чувствуешь, проявив интерес к цветам, чтобы заслужить этим определенное расположение к себе.

2. Вы хвалите человека в его отсутствие, будучи твердо уверенным, что он узнает о ваших словах.

Когда в 1985 году Рейган впервые после тяжелой операции выступил с телеобращением к американскому народу, то сказал: «Первых леди не выбирают, и они не получают никакого вознаграждения. Это – частные лица, вынужденные всегда быть на виду. Абигайл Адамс помогала второму президенту США создавать Америку, Долли Медисон вместе с мужем защищала ее. Элеонора Рузвельт представляла собой глаза и уши президента. Нэнси Рейган для меня все».

«Имеет ли она влияние на меня?» – спрашивал Рейган и давал ответ: «Да. Никогда в жизни я не был так счастлив, как с ней. Она такая, какой вы ее видите. Тактичная и очень добросовестная. Мне всегда ее недостает, когда мы врозь. Мы очень счастливы. Уверен, что если я даже буду продавать обувь, как это делал мой отец, она и в этом будет помогать мне. Она очень интеллигентный человек. Нет ни одной темы, которую я не смог бы обсудить с ней».

Слушая эту речь, его супруга плакала от счастья.

3. Комплимент «минус-плюс». Вы «даете» собеседнику вначале небольшой минус, а затем – огромный плюс. К примеру: «Не могу сказать, что вы хороший работник. Вы просто незаменимы для нас!»

После «минуса» слушатель теряется и готов возмутиться и поэтому наиболее остро и эмоционально воспринимает позитивную часть высказывания. Психологи считают такой комплимент наиболее запоминающимся.

Руководитель ввел для себя правило поздравлять своих подчиненных с днем рождения. В день рождения сотрудницы Т. И., зайдя в ее комнату, он узнал, что та заболела. Он позвонил ей домой и серьезным голосом сообщил, что у него к ней есть одно серьезное дело. «Слушаю», – с напряжением в голосе ответила сотрудница, решив, что он даже поболеть ей не даст. «Дело мое состоит в том, что я хочу от всей души поздравить вас с днем рождения, а себя с тем, что у меня есть такая замечательная сотрудница. Жаль, что приходится говорить это не при личной встрече. Желаю вам скорейшего выздоровления». В трубке послышались всхлипывания «Т. И., я вас чем-то обидел?» – «Ой, нет, что вы! Так приятно, это я от радости».

4. Комплимент – сравнение с чем-нибудь самым дорогим для автора комплимента: «Как я мечтал бы иметь такого же ответственного сына, как вы». Подобные комплименты приятны, но рамки их применимости ограниченны: а) чтобы он не выглядел искусственным, необходимы близкие и доверительные отношения собеседников; б) партнер должен знать, сколь важно для вас то, с чем вы сравниваете. Пришлось как-то услышать фразу, сказанную как комплимент: «Ты такой же интересный, как и мои барбусы». (Оказывается, этот человек очень любит наблюдать за своими рыбками-барбусами.)


Косвенный комплимент: вы хвалите не самого чело­века, а то, что ему дорого (для руководителя - это его дело, коллектив, для родителей - их дети, для влюб­ленного - предмет его страсти, для коллекционера - его раритеты и т.д. и т.п.).

Достаточно, зайдя в кабинет к женщине-начальни­це, заметить между делом, с каким вкусом подобрана мебель, или восхититься обилием цветов (проявив к ним интерес), или сказать, как уютно себя здесь чув­ствуешь. Этим вы уже в определенной степени распо­ложите ее к себе.

Комплимент «минус-плюс»: вы ставите собеседнику вначале небольшой минус, а затем - огромный плюс (к примеру: «Не могу сказать, что вы во всем хороший работник. Но вы незаменимы для нас!»).

После «минуса» слушатель теряется, он готов воз­мутиться и поэтому наиболее остро и эмоционально воспринимает позитивную часть высказывания. Пси­хологи считают такой комплимент наиболее запоми­нающимся.

У руководителя была привычка поздравлять своих под­чиненных с днем рождения. В день рождения сотрудницы Т.И. он узнал, что она заболела, не вышла на работу. На­чальник позвонил ей домой и серьезным голосом сообщил ей, что у него к ней есть одно важное дело. «Слушаю», - с напряжением в голосе ответила сотрудница. «Дело мое состоит в том, что я хочу от всей души поздравить вас с днем рождения, а себя с тем, что у меня есть такие заме­чательные сотрудницы. Жаль, что не смог сказать это вам непосредственно, надеюсь на ваше скорейшее выздоровле­ние». В трубке послышались всхлипывания Т.И. «Я вас чем-то обидел?» - «Нет, что вы! Это я от радости».

Комплимент сравнение: используется нечто наибо­лее значимое для автора комплимента («Я хотел бы иметь сына, такого же ответственного, как вы»).

Подобные комплименты очень приятны, но рамки их применимости ограниченны: а) чтобы он не выгля­дел искусственным, необходимы близкие и доверитель­ные отношения между собеседниками; б) партнер дол­жен знать, насколько важен для вас объект сравнения.

Как-то довелось услышать странную фразу, сказан­ную как комплимент: «Ты такой же интересный, как и мои барбусы» (оказывается, этот человек очень любил наблюдать за своими рыбками - барбусами).

Распространенное заблуждение состоит в том, что говорить комплименты необходимо, мол, только «нуж­ным» людям, то есть тем, от которых хотят что-то по­лучить. Так ли?

Комплимент можно сказать любому человеку. Для это­го нужно иметь хоть какую-то информацию о нем. Слож­ная, казалось бы, задача - сказать комплимент чело­веку, про которого известно только то, что это скряга, каких свет не видел.

Начнем с эмпатии. Считает ли он себя скрягой? Конечно, нет! Скорее, человеком бережливым, хозяй­ственным, рачительным. И, несомненно, гордится этим, осуждая других за расточительность. Вот и осно­ва для комплимента: «Мне так недостает вашей береж­ливости...» Комплимент на фоне антикомплимента себе!

Ни дня без комплимента!

Как часто надо говорить комплименты? Да как можно чаще. Всякому, кто хоть в какой-то степени достоин доброго слова. Именно практикой достигается легкость и непринужденность комплимента, что делает его ес­тественным и неотразимым.

Комплимент начинается с желания его сказать. Най­дите, что лично вам нравится в собеседнике, что вы хотели бы позаимствовать у него. И скажите об этом прямо.

Люди принимают комплименты весьма благосклон­но: приятно, когда им хотят сказать нечто хорошее. И легко прощают возможные промахи. Особенно если нет посторонних свидетелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один.

Однако если комплимент хорош, большее впечатле­ние он производит, когда делается «при свидетелях».

Поскольку мужчины не избалованы комплиментами и в отличие от женщин не пытаются всюду отыс­кивать «подтекст», они и менее требовательны к их качеству. Поэтому учиться делать комплименты лучше на мужчинах.

Например, вы видите, что хозяин кабинета разби­рает кучу бумаг на столе. Почему бы вам не посочув­ствовать ему: «Как много у вас дел! Столько сил на это надо. И как вы успеваете?!» Или вы вошли в кабинет в тот момент, когда его хозяин заботливо ухаживает за рыбками в аквариуме: «Какие изумительные рыбки! Как они называются?» и т.п. Простота (если не примитив­ность) предложенных сюжетов, тем не менее, не оз­начает их неэффективность. Когда мы воспринимаем подобную ситуацию со стороны, не верится, что по­добные элементарные приемы действуют. Еще как дей­ствуют!

Комплименты бывают искренние и не вполне, с позиции сверху, на равных и снизу, прямые и косвенные, открытые и с прикрытием.

Зачем столько? Нужно иметь в виду, что далеко не все люди и не все комплименты воспринимают благожелательно, иногда нужно комплимент — прятать, см. Восприятие комплиментов…

Есть такое понятие – «скрытые комплименты». Это случай, когда вы человеку приятно сделали, а «уличить» вас в этом невозможно. Скрытые комплименты, неявно влияя на собеседника, создают особую атмосферу доверия во взаимоотношениях. К числу скрытых комплиментов можно отнести проявление искреннего интереса к собеседнику – искренне заинтересованные вопросы по поводу его жизни, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был – а после возвращаться к его рассказам, демонстрируя, что вам это было важно и вы эти рассказы оставили у себя в душе. Люди любят рассказывать о своем хобби – расспрашивайте о том, чем человек увлекается. Самый нейтральный вариант, это частое упоминание имени собеседника: если вы запомнили имя собеседника и обращаетесь к нему по имени, это демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение.

Девушка может спросить молодого человека, какие тренировки он бы ей посоветовал — в этом случае он без всяких комплиментов с ее стороны поймет, что она ценит его профессионализм в данном вопросе. А если она еще начала и заниматься по его системе — вообще круче комплимента нет. — Чем может ответить на это молодой человек? – дарить цветы с поводом и без, смотреть на девушку и любоваться, любоваться и восхищаться – без всяких слов!..

Синтонность в общении – это и есть умение делать скрытые комплименты, когда приятно сделали, а комплимента как бы и не было. И начинать отношения нужно именно – с синтонности. Это самый лучший, самый надежный и самый безопасный комплимент, поскольку собственно комплимента вы и не говорили.

Впрочем, поскольку «скрытые комплименты» действительно явно не звучат, то и говорить о них, как о настоящих комплиментах – трудно.

Если же говорить о настоящих, действительных комплиментах, то все они классифицируются по двумя осям: «прямые — косвенные» и «открытые — с прикрытием». В прямых комплиментах идет прямое упоминание достоинств человека или того, что он делает, косвенный комплимент — случается непрямо, через что-то, опосредованным образом. Открытый комплимент себя не скрывает, более того — привлекает к себе внимание и себя подчеркивает, комплимент с прикрытием — отвлекает от себя внимание, переключает внимание на что-то другое.

«Прекрасно выглядите!» «Эта прическа вам очень идет!» «Как всегда, очень вкусно и красиво» — это все примеры открытых и прямых комплиментов.

«Не волнуйся, у нас все получится. Мне с тобой очень легко работать» — тут говорится не о человеке прямо, тут говорится о работе с ним. Но если с человеком легко работать, это говорит и о человеке тоже. Это — открытый косвенный комплимент.

«Какая у тебя классная фигура! Скажи, у тебя это от природы или ты спортом занимаешься?» — комплимент прямой, но с прикрытием отвлекающего вопроса.

А вот: «О, у вас достойная машина! Давно вы приобрели такую красавицу?» — это комплимент с прикрытием и косвенный.

Самый простой и явный – это прямой и открытый комплимент, но именно он вызывает больше всего отторжения у людей, склонных в комплиментах видеть лесть и подлизу. Самый безопасные – это косвенные комплименты с прикрытием, именно с них начинать надежнее всего.