Разработка внеклассного мероприятия " культура поведения". Классный час "правила культуры поведения"

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия для 2 класса

Описание материала : Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 2 класса (8-9 лет) по теме «Школа вежливости». Этот конспект внеклассного мероприятия, направленного на закрепление знаний о правилах поведения человека среди других людей, на воспитание культуры поведения школьников.

Цель : систематизировать знания о правилах поведения, об этикете

Задачи:

1) закрепить знания о правилах поведения человека среди других людей

2) расширять кругозор, обогащать словарный запас

3) воспитывать уважение, доброту, культуру поведения

Оборудование : костюмы героев, компьютер, диски с песнями, лекарство-витамины

Методические приемы : беседа - диалог, инсценирование сказки, игра «Вежливо - невежливо», подведение итогов.

Ход мероприятия:

Ведущая: Человеку надо много знать: на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом, как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах и много другие. Люди придумали правила для всех случаев поведения и называли их этикетом. Что же такое этикет? Давайте послушаем.

Ведущая

Что такое этикет? Это каждый знает. То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает? Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья. А теперь серьезное дадим определенье.

Чтение стихотворений детьми.

1. Этикет - это правила поведения человека среди других людей.

Человек, который знает все правила этикета и соблюдает их, называется культурным, воспитанным.

2. Этикет - серьезный он

Так не топайте как слон.

Здесь поклон, вам - привет,

Вот что значит этикет.

3. Будь опрятным, не кричи,

Словно по весне грачи.

Не дерзи, улыбнись,

После танца поклонись.

4. И хоть нам не много лет,

Уже знаем этикет.

Все хотим изучить.

И воспитанными быть!

Ведущая

Мы часто слышим выражение «Вежливый человек. Какого человека называют вежливым?

Вежливый - соблюдает правила приличия, воспитанный, учтивый.

В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».

Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать «вежливый»?

1. «Волшебные слова»

Извини, пожалуйста и разреши.

Это не слова, а ключик от души

Таблица умножения -

Есть еще таблица -

Таблица уважения!

2. Помните как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» -

Волшебные слова!

3. Всюду, где нескромному

Укажут от ворот.

Вежливый попросит

И пройдет.

4. Перед словом вежливым

Двери отворяются.

Пусто оно почаще всюду повторяется

Помните как азбуку

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» -

Волшебные слова!

Игра «Вежливо - невежливо»

Условия игры просты:

Если - вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Потопайте ногами.

1.Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег съэкономить.

2. Если стали вам грубить

Нужно вслед им нахамить.

3. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «Спасибо».

4. Если вы зашли в кино

А оно идет давно

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать»!

5. Если к вам пришла подруга

Вы представьте её другу.

6. Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он ни извинился

Поступок этот мы простим.

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. А вот и гости к нам пожаловали.

Звучит музыка. Инсценировка сказки.

Фея - Здравствуйте, ребята!

Герои - Здравствуйте?

Дровосек - Добрый день!

Страшила - Привет!

Лев - Приветствую вас, друзья!

Элли - Мы очень рады вас видеть!

Страшила - Смотрите что мы вам принесли!

Ой, здравствуйте! Вот вы нам и прочитаете…

Элли - Страшила!

Страшила - Ах! Ну, да! Фея, будьте так любезны, прочитайте это послание всем.

Фея - Дорогие ребята! Приглашаем вас к себе в гости. Жители Изумрудного города.

На пути в Изумрудный город нам могут встретиться трудности:

Ведущая - А вы готовы их преодолеть?

Герои - Готовы!

Фея - Тогда в путь!

Звучит музыка. Грохот камнепада.

Фея - Я знаю, что это такое. Это камнепад грубых слов. Я часто слышала эти слова.

Дровосек - Он перегородил нам дорогу.

Лев - Что же делать? Нам надо спешить, нас ждут в городе.

Фея - Нам поможет воздушный шар. Но он взлетит лишь тогда, когда вы отгадаете его тайну.

(Ребята помогают сказочным героям) .

Лучики - 1. Вам нужно вспомнить вежливые слова.

Если больше есть в силах

Скажем маме мы спасибо.

Когда нас бранят за шалости

Говорим, простите, пожалуйста.

И во Франции и в Дании

На прощание говорят до свидания.

Мы очень рады, что вы отгадали наши задачи до свидания.

Фея - Я знаю, вы пришли в Изумрудный город, чтобы волшебник Гудвин исполнил ваши желание. Тогда загадайте доброе желание, и оно исполнится.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

МО «город Бугуруслан»

Час общения

«Культура речи»

Классный руководитель 3а класса

Прыткова Светлана Николаевна

Аннотация

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.

Целью данного классного часа является формирование культуры поведения учащихся через закрепление правил культурного общения.

Также учащимся предстоит задуматься о том, как освободить свою речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.

Тема: «Культура речи»

Цели: Способствовать формированию культуры поведения учащихся, культуру речи; закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с пословицами, карточки со словами, памятки для учащихся.

Ход классного часа.

    Самоопределение.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, садитесь.

    Вступительное слово учителя. Мотивация. Формулирование цели классного часа

Культура …

В чем проявляется культура человека? (в поступках, в одежде, в отношении к взрослым, в любви к родине)

СЦЕНКА №1.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим. А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В 3-ем «бы»

Доктор: В 3- ем «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто(берёт градусник). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом? Какой рецепт дал доктор?

В чём же еще проявляется культура человека? (проявляется очень ярко в его речи, в том, как человек говорит).

Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о речи)

Тема нашего классного часа: «Культура речи» (на экране)

Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.

В качестве эпиграфа мы взяли слова Ивана Васильевича Тургенева – замечательного знатока и мастера русского языка:«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»

Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?

    О культуре речи.

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.

Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен герой сценки – Петя.

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт маг а зин на обед.

Хозяйка моет стакан ы ,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он п о ртфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Пет я .

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Пет я ,

Ведь ты большой, а не дитя!

Пет я обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.

А теперь мы посмотрим, как вы умеете ставить ударение в словах. (Работа в парах):

Красивее Позвонишь

Звонит алфавит

Баловать Балованный

Газопровод Договор

Завидно Искра

Компас Медикаменты

Свекла Торты

Щавель Ирис (цветок)

(Самопроверка, правильный вариант на экране)

Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги».

СЦЕНКА №2.

Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мама шьет.

Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.

Мама: Что за спешка?

Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдает… Как это?.. Макулатуру.

Мама: Обед на плите.

Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?

Миша (вбегает): Юля, ты что так долго?

Юля: Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (наливает воду, пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мама: Возьми пальто, еще холодно.

Юля: Хорошо, одену пальто.

Мама: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.

Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО (ребята с табличками, на которых четко прописаны эти слова) и все хором говорят:

Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, ведь неправильно употребляют нас при общении ребята.

ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной сделали? Во-первых, мой родительный падеж – ВРЕМЕНИ, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?». А в том смысле, как спросила Юля, надо сказать: «Который час?» Видите, как со мной небрежно обращаются?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами вовсе не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал КИПЯЧЕНОЙ ВОДОЙ. И говорить «ХОЛОДНЫЙ КИПЯТОК» так же нелепо, как «СЛАДКАЯ СОЛЬ».

ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я – половина – одна из двух равных частей чего-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!

НАДЕТЬ, ОДЕТЬ (спутанные вместе).

НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.

ОДЕТЬ: ОДЕТЬ можно КОГО-ТО, одушевленный предмет. ОДЕТЬ ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО-ТО или НА КОГО-ТО: НАДЕТЬ кольцо на палец, НАДЕТЬ пальто.

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ (вместе, хором): А нас путают и путают. Помогите нам распутаться.

КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный язык не допускает в первое лицо. Вместо «я кушаю, мы кушаем», говорят: «Я ем, мы едим». И даже в третьем лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: «Он кушает». В остальных случаях: «Он ест». Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено: «Пожалуйста, кушайте, сколько хотите».

КАК ЭТО: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!

Мама: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. В разговоре Юли и Миши мы видели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки? Дружите ли вы с обиженными словами? Давайте скажем все вместе, дружно: «ПРОЧЬ С ДОРОГИ ВСЕ, ЧТО ПОРТИТ НАШУ РЕЧЬ!»

4) Ералаш «Почему мы так говорим?»

Как называются такие и им подобные слова? (Сленг или жаргон).

А что представляет собой жаргон? Можно ли эти слова назвать общеупотребительными и понятными всем?

- К сожалению, устная речь современных подростков и молодежи просто усыпана жаргонами.
Жаргон – это искусственно созданный « язык», который не понятен большинству людей.

Работа в группах:

Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум. Вам будут предложены слова, которые вы часто употребляете в своей речи. Подберите к ним слова-синонимы.

Крутой – (характер) – Решительный, суровый, строгий, повелительный.
Иди на фиг – убирайся, проваливай.
Офигенно – хорошо, весело, великолепно, радостно, комфортно, уютно, красиво.
Прикольный – (от слова – прикол т.е. свая, кол, укрепленные в земле для привязи лодки, судна). (Удивительный, интересный, своеобразный, разносторонний, веселый)
Колбаситься – (весело проводить время) – куролесить (спьяну), озорничать, безобразничать (во хмелю), хулиганить.
Уупс – междометие недовольства, удивления, типа «ох», «ух».

Мы с вами убедились, что в русском языке есть великое множество слов, при помощи которых можно высказать любую мысль, объяснить свои чувства.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.

Около 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов.

Можно ли продолжить список «врагов» русского языка?

Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Что же такое сквернословие – порок или болезнь?

История возникновения сквернословия.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец на праздниках, когда имитировалось зачатие сущего мира. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

(Слайды 16-17-18). перечислить следующие причины употребления скверных слов (см. слайд).

    Плохое воспитание, низкий уровень культуры, нехватка словарного запаса, неумение говорить по-другому.

    Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять ему.

    Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия.

    Стремление быть лидером, демонстрация принадлежности к “своим”.

    Скверный характер, вредные привычки.

    Неуважение к окружающим.

    Отсутствие внутреннего самоконтроля.

    Использование для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.

    Неправильная трактовка понятия “свобода слова”.

Опасно ли сквернословие?

Как влияет мат человека?

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

А) . В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.

Семнадцатилетнее исследование Белявского и его коллег увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на срок жизни!

Одним словом, мат способствует быстрому старению.

Не рискуя экспериментировать на людях, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них “начитывал” грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом..

Проведен был и обратный эксперимент: ученые “благословляли” семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда убитые семена ожили.

В XX веке японский ученый Масаро Эмото с помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Глядя на фотографии на слайдах, можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Слова с негативным смыслом даже не способствуют образованию формы, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Не по этой ли причине так мало здоровых людей остается, не оттого ли так часто болеют дети, чьи родители постоянно матерятся?

Нужно ли бороться со сквернословием и как? Как борется с матом закон.

А чтобы правильно и разумно владеть речью, что нужно предпринять? (работа в группах)

Правила «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

    Итог. Рефлексия.

А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

- Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему)

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом.

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте литературным языком,

Боритесь за культуру речи!

    Что нового вы узнали сегодня?

    Полезен ли был сегодняшний разговор?

    Какие выводы вы сделали?

(проведен в 5-Б классе ДПГ №122)

Обоснование выбора темы воспитательного мероприятия

Детям в возрасте 11-12 лет присущи некоторые психолого-физиологические особенности. Они подходят к кризису 13 лет. Класс гиперактивный и имеет сложности в процессе организации дисциплины как на уроках, так и на переменах. Именно поэтому, нами было предложено воспитательное мероприятие на тему «Культура поведения на переменах».

Общая характеристика мероприятия

Цель: помочь детям задуматься о самих себе, побудить их к самокритичной оценке, исправлению своих недостатков.

Задачи: Обучать детей работе в группах, в парах.
Учить детей культуре поведения. Учить рассуждать, делать выводы.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим.

Оргмомент.
- Я давно за вами наблюдала, мне интересно, как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как вы кушаете в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, в других – нет. Вот это мы вместе сегодня и обсудим.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
-
Как можно назвать это одним словом? (поведение).

На доску вывешивается табличка: “поведение”.
- Что такое поведение?
Поведение – это образ жизни.
-
Какое поведение бывает?
-
А мы поговорим, о каком поведении? (хорошем, примерном, культурном)
- Тема нашего занятия “Культурное поведение на переменах”.
-
Что такое культурное поведение на переменах? (не бегать, не кричать….).
На доску вывешивается табличка: “культура”.
Что же такое культура?
Культура – это высокий уровень чего – нибудь, высокое развитие, умение.
-
Где эта культура поведения должна проявляться? (в столовой, в библиотеке, в туалете, в классе…).
- Как мы себя должны вести там?
-
Мы будем рассматривать поведение, культуру поведения в коридоре.
-
Послушайте стихотворение “Перемена”.

Перемена! Перемена!-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому -то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом, сделал всё, что мог,
Ну, а тут опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём! –
Ничего, - вздыхает – Вова,-
На уроке отдохнём!
- Чему учит стихотворение? (культуре поведения)
- Давайте обсудим, как себя вести в коридоре, в столовой, библиотеке, классе.
На доске ""Культура поведения на переменах."
-
Как себя надо вести в коридоре?
спокойно ходить
тихо разговаривать
соблюдать чистоту
-
Можно вывести правило:
“В школе можно делать всё, кроме того, чтобы не навредить себе и окружающим!”
-
Как можно организовать свой отдых на перемене?

Работа в группах.

(Дети пишут на каточках, затем, когда общее обсуждение, учитель записывает на доске всё, что предложат дети).
поиграть: в пазлы, настольные игры, шахматы, поучаствовать в организованных играх вожатыми;
помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты;
сходить в библиотеку, почитать книгу;
сходить в столовую;
встретиться с друзьями.
- А сейчас, мы посмотрим, как вы можете общаться со своими друзьями на разные темы. Предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру, которая называется “Часы”.

Игра “Часы”.

(учащиеся рисуют макеты часов)

Детям предлагается выбрать макеты часов и поставить цифры на часах, а теперь найдите время 11, 12, 1. Вы должны назначить три встречи с разными людьми на это время. Например: “Маша, ты свободна в 11 часов?” “Да, свободна”, тогда Маша ставит себе на циферблате начальную букву имени того человека, с кем назначена встреча. Тот человек соответственно букву “М”. Итак, надо назначить ёщё две встречи. Все готовы. Когда я говорю: “Без пяти 11, вы ищите того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Тему для разговора задаю я. Всем понятно? Так же происходит и с двумя другими встречами.

Темы: О погоде. О последнем фильме, который смотрели. Об увлечениях.
- Поднимите руки, те, кому понравилось общаться с кем-либо из ваших одноклассников.
-
Что тебе было интересно узнать? И на какую тему?
-
При помощи этой игры, вы учились общаться друг с другом. Это говорит о том, что вы можете общаться со своими друзьями на разные темы.

Работа в группах.

(Детям раздаются карточки с текстом для обсуждения, предлагаются варианты, выносится решение).

В заключении предлагаю вам ситуации. Как вы поступите?
В коридоре я увидел, как бросили мусор.
В коридоре я увидел, как толкнули друга.
Плачет ученик первоклассник.
Учитель несёт стопку книг.
Ученик бежит “сломя голову”.

- Спасибо за твоё решение.

Итог: Что было, если бы вы не соблюдали правила поведения на переменах?

А тебе надо соблюдать правила поведения? Для чего?

Ребята, проговорим, чем вы будете заниматься на перемене, которая сейчас будет? (Спросить каждого ребёнка). Вы уходите на перемену, и мне хотелось бы, чтобы вы занялись на перемене тем, о чём сейчас проговорил каждый.

Желаю вам удачи, успехов, до будущих встреч !

Беседа о речевом этикете «Как слово наше отзовется…»

Цели: привлечь внимание детей к речевой культуре; познакомить с правилами общения, которые позволят достичь успеха.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Ведущий 1. Речевой этикет - один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре. Или бескультурье.

Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка, в книге «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, приводит примеры варварского отношения к языку, «извращения речи» (по его выражению).

Какая-то дама с собачкой, одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: «Ляжь!» Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности.

Что, например, я мог думать о любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала дочери с балкона: «Не раздевай пальта!»

С глубокою тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:

Возьми эту: ценная вещь. Там один так дает копоти!

Эту не бери! Лабуда! Пшено!

Вот это жутко мощная книжка!

С острой, пронзительной жалостью гляжу я на этих юнцов.

По мнению Чуковского, этот жаргон свидетельствует о духовном убожестве говорящего.

Ведущий 2. Этот язык, похожий на язык Эллочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», распространен и в языковой среде современного молодого человека. Эта вульгарная, «людоедская» речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от нее не так-то легко. А отвыкать надо!

Русский язык

Могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте

Калечить язык

Эллочкам-людоедкам!

К. Чуковский

Ведущий 1. Культура слова - это культура чувств, культура человеческих отношений. Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, всегда благожелателен к людям. А грубую, невежественную речь многие мыслители прошлого оценивали как отражение различных пороков развития личности.

А как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами, т. е. сквернословят. Как больно слышать мат из милых девичьих уст. Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика и склонность к дурным поступкам.

Ведущий 2. Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и того, кто говорит. Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками мата. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произнести нецензурные слова.

Что с нами происходит? На мальчика, который не ругается матом, смотрят как на ненормального. У девочек - то же самое. Ругнуться последними словами в обществе парней у нас считается хорошим тоном. Что делать? Многие уже не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям. Еще немного, и мы совсем разучимся нормально разговаривать.

Ведущий 1. Человек культурный — это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой Жизни каждого. Русский писатель Александр Иванович Куприн сказал: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение родного языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной Необходимостью». Это высказывание является актуальным и в наши дни.

Ведущий 2. Интонация разговора очень важна, ведь порой не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, обижает оскорбляет окружающих. Предлагаем посмотреть сценки и обсудить умение героев общаться. Поможет в этом нам школьный психолог.

II. Театрализованная часть

Сценка 1

Прохожий 2.0, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.

Прохожий 1. Спасибо большое.

Прохожий 2. Пожалуйста, не стоит благодарности.

Сценка 2

Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий 2. Чего?

Прохожий 1. Простите, я спросил, как пройти на улицу Горького.

Прохожий 2. Первая направо.

Психолог. Резкий тон есть признак грубости и невоспитанности. Ничто не дает нам право быть невежливым в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком - спокойный, доброжелательный, тактичный.

Сценка 3

Юноша. Девушка, а можно с вами познакомиться?

Девушка. Хам!

Психолог. Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.

Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?

А теперь посмотрите и оцените несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать разговор. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности и помните, что чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.

Сценка 4

К девушке подходят молодые люди, и каждый начинает беседу.

Юноша 1. Добрый день! Всем известно, очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?

Юноша 2. Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а что не знаю. Посоветуйте!

Юноша 3. Добрый день. У меня к вам совершенно традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошел бы к вам, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте. Давайте познакомимся».

Ведущий 1. Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуации знакомства.

Ведущий 2. Еще одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении ваших товарищей инсценировку из рассказа Н. Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать Речевые ошибки действующих лиц.

Сценка 5

Мишка. Алло! Алло!

Колька. Алло!

Мишка. Слышно что-нибудь?

Колька. Слышно. А тебе хорошо слышно?

Колька. Хорошо. А тебе?

Мишка. И мне хорошо! Давай разговаривать.

Колька. Давай. А о чем разговаривать?

Мишка. Ну, о чем... О чем-нибудь... Хорошо, что есть телефон, правда?

Колька. Правда.

Мишка. Вот если бы не было, было бы плохо... Ну...

Колька. Что «ну»?

Мишка. Чего ты не разговариваешь?

Колька. А ты почему не разговариваешь?

Мишка. Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...

Ведущий 1. Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (Это был разговор ни о чем)

Психолог. Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу. Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте запросто: «Кто говорит?», «А кто у телефона?..» В ответ вы, скорее всего, услышите: «А кто вам нужен?» Для того, чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.

При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей как свой собственный. Добрососедские отношения могут быть омрачены одним- единственным неумным или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.

А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но все-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять «остроумие» с помощью фраз типа «Нет, это зоопарк». Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.

Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым.

Ведущий 1. Современные представления об умении общаться с людьми во многом основываются на рекомендациях современного американского специалиста в этой области Дейла Карнеги. Его система известна всему миру. Самая популярная книга Д. Карнеги называется «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Давайте познакомимся с 6 правилами, соблюдение которых позволяет понравиться людям.

20 октября 2010 года в библиотеке духовного развития «Родник» были подведены итоги цикла мероприятий «Этикет и культура поведения».

В течение нескольких месяцев учащиеся 7-х, а теперь уже 8-х классов школы № 12, принимали участие в беседе по истории этикета «Этикет наших предков», ситуационной игре «Твое поведение в школе, общественных местах, дома и на улице», часе полезной информации «Столовый этикет с малых лет», мастер – классе общения по телефону, Интернету «Ты меня мобильно уважаешь?», Рыцарском турнире, познавательной беседе «Всегда по моде и к лицу».

В брейн – ринге «Этикет от А до Я» приняли участие ученики 8а и 8б классов.

Искусство общения ребята продемонстрировали в первом раунде «Давайте говорить, друг другом восхищаясь!». Вопросы этого раунда «Сколько раз в день вы поздороваетесь с одним и тем же человеком?», «Нужно ли здороваться с людьми, с которыми вы не знакомы?» вызвали у ребят бурное обсуждение, т.к. однозначного ответа на них дать нельзя. Но участники попытались доказать свою правоту и аргументировать свои ответы, отвечая с определенной долей юмора. Показали ребята в этом раунде и свое умение пользоваться языком жестов: как человек подчеркивает свое превосходство, как определить, что вы надоели собеседнику, каким жестом можно выразить похвалу, как догадаться, что ваш собеседник лжет…

Во втором раунде «Эта изменчивая мода» ребята пытались ответить на вопросы: что такое мода, подчиняются моде, или ей следуют, сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде, откуда пошло выражение «менять, как перчатки».

Самым интересным ребятам показался последний раунд «Приятного чаепития». Участникам было предложено накрыть чайный стол на две персоны, жюри оценивало эстетику оформления стола и правильность поведения юноши и девушки за столом.

Надеемся, что «внешняя красота и изящество станут выражением внутренней чистоты и красоты».

17 ноября 2010 года в библиотеке «РаДуГа» прошло мероприятие посвященное культуре общения, этикету и моде, которое посетили учащиеся 9 «Б» класса школы № 22.

Ребята прослушали и обсудили песню Булата Окуджавы «Давайте восклицать», выявили качества «человека культурного», разгадали головоломку из пословиц об этикете, познакомились с понятиями «вкус» и «манера», проанализировали стиль одежды звезд, узнали о модных тенденциях школьной одежды для старшеклассников и спроектировали собственные модные комплекты одежды для школы и деловой встречи.

При помощи игровых ситуаций проблемно-поискового характера вспомнили о правилах хорошего тона, а также взяли на заметку опыт древнего восточного мудреца, который учился благовоспитанности у невоспитанных, избегая делать то, что делают они.