Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя. Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Основная причина расстройства — неправильное функционирование определённого отдела головного мозга. Вызвать это нарушение могут следующие факторы:
Во время беременности:
. Несчастный случай, травмы, заболевания мамы;
. Употребления мамой алкоголя и других ядов (наркотики, курение);
. Неблагоприятная экологическая обстановка в период вынашивания;
. Аномалии развития головного мозга плода.
Другие причины:
. Преждевременные или тяжёлые роды;
. Нервные расстройства. Неверное восприятие звуковой или зрительной информации;
. Травмы, перенесённые ребёнком в раннем детстве;
. Наследственность. Родители, страдающие необучаемостью, могут передать заболевание детям.


Диагностика проблем

Большинство родителей обнаруживают недуг в начальной школе, когда дети активно формируют навык чтение и письма.
Тревожные симптомы:
. Ребёнку трудно распознать и различить звуки и буквы (похожие, например, звук «с» и «ш»);
. Малыш путает числа, последовательность цифр, не распознаёт математические знаки, с трудом определяет время;
. Путает лёгкие слова, пропускает или переставляет слог, буквы в словах;
. Тяжело осваивает навыки и учебный материал;
. Эмоционально нестабилен, рассеян;
. Не может решить простые математические задачи без посторонней помощи;
. У ребёнка проблемы с чтением. Не хочет и не может читать вслух;
. Ребёнку сложно считать, проблемы с логикой;
. Плохая координация движений, неловкое письмо;
. Проблемы с письменной и устной речью.


Виды нарушений

1. Нарушения речевых и языковых функций:
Нарушение артикуляции — неправильное произношение звуков.
Нарушение речевых функций — трудности в подборе слова, назывании предметов и т. д.
Расстройство рецептивных функций — трудности в понимании устной речи.
Часто встречаются и, как правило, проходят по мере взросления.
2. Нарушения образовательных способностей:
Дислексия. Расстройство чтения. Дислексикам трудно читать, воспринимать и произносить речь, внятно выражать свои мысли.
Дети с дисграфией или расстройством письма не могут овладеть письмом и не усваивают правил орфографии.
С Дискалькуляцией или расстройством счёта, ребёнок не способен усвоить арифметику и математические правила, не может решать математические задачи.
3. Расстройство координации и моторики. Ребёнку трудно держать равновесие при стоянии, застёгивать пуговицу, работать пальчиками (мелкая моторика).
4. Невербальное расстройство. Ребёнок не может правильно определить расположение в пространстве объектов, людей, не понимает жесты, мимику. Как следствие — слабая зрительная память, трудности в узнавании образов.
5. Невнимательность, отсутствие концентрации. Не считается видом необучаемости, однако негативно сказывается на успеваемости ребёнка в школе.


Что же делать?

Необучаемые дети не отличаются от сверстников. У них слабо развиты навыки, необходимые для школы, но мышление не страдает и может быть выше среднего или нормальным.
Этот недуг не лечится медикаментозно. Развитие ребёнка зависит только от родителей, их внимания и участия в обучении. Существуют программы, разработанные специально для коррекции недостатков. Чем раньше начнётся коррекция, тем больше шансов убрать недостаток и догнать сверстников. Также работают специальные школы для детей с подобными проблемами.

Необучаемость у детей

Необучаемость как серьезное расстройство. Причины формирования необучаемости. Диагностика необучаемости. Виды необучаемости. Помощь.

Иногда родители замечают, что их ребенок сталкивается с проблемами в обучении – невнимательно слушает объяснения педагога, бессвязно выражает собственные мысли, с трудом усваивает правила орфографии и никак не может осилить решение математических задач. Безусловно, подобные симптомы серьезно мешают процессу обучения.

Если и ваш ребенок столкнулся с такими трудностями, поверьте – вы не одиноки. По статистике, каждый десятый ребенок страдает от особенного расстройства – необучаемости. Примерно 20% из них имеют сложности с концентрацией внимания.

Симптомы необучаемости, как правило, обнаруживаются в легкой форме, по этой причине это расстройство выявляется слишком поздно.

Специалисты считают, что имеется множество причин для формирования необучаемости. Однако не все из них можно верно установить. Иногда расстройства связаны с патологией головного мозга, зависящей от генетических аспектов. Употребление наркотических препаратов и алкоголя в период беременности также способствует развитию необучаемости.

Кроме того, выделяют и другие причины формирования необучаемости:

  • травма, несчастное происшествие или заболевание, которое перенесла мать в процессе беременности;
  • расстройства нервной системы, например, при удовлетворительном слухе и зрении ребенок неверно воспринимает звуковую или зрительную информацию;
  • роды раньше положенного срока, а также заболевания, перенесенные ребенком после рождения;
  • вынашивание беременности и развитие ребенка в экологически неблагоприятной обстановке;
  • травмы или серьезные заболевания, перенесенные в раннем возрасте.

Диагностика необучаемости
В начальных классах или в детском саду педагог может заметить, что ребенок не следует необходимым указаниям или реагирует на общие требования неожиданным образом. Например, ребенок может не справляться с элементарными навыками письма, не воспринимает устную речь, не может составить пересказ услышанного или прочитанного текста.
Необучаемость становится очевидным фактом, если отставание в обучении не проходит самостоятельно по мере взросления. Необучаемость диагностируют различными методами. Ребенка считают необучаемым после обязательного проведения необходимых тестов.

Статья о том, на день рождение, свадьбу или юбилей.

Виды детской необучаемости
Нарушения в формировании языковых и речевых навыков. Это распространенное нарушение, однако, большинство детей успешно его «перерастают». Ребенок, страдающий этим нарушением, отличается от сверстников следующим:

  • неверно выговаривает некоторые звуки - нарушена артикуляция;
  • неверно применяет отдельные слова для выражения собственных мыслей – нарушены речевые функции;
  • воспринимает только небольшой объем устной речи – нарушение рецептивных функций.

Другие расстройства, связанные с необучаемостью ребенка:

  • дислексия или расстройство чтения. Ребенок, страдающий дислексией, испытывает трудности связанные с чтением, произношением и восприятием речи. В результате появляется катастрофический разрыв между учебным потенциалом ребенка и его истинными итогами в обучении;
  • дисграфия или расстройство письма. Дисграфия имеет неврологическую природу, ребенок испытывает сложности, связанные с написанием букв, усвоением правил орфографии, поэтому он делает грубейшие ошибки даже в простых словах;
  • дискалькуляция или расстройство счета. Ребенок не может самостоятельно справиться с задачами по математике, не понимает математические правила;
  • нарушения координации движений и моторики: ребенок не в силах справиться с действиями, требующими от него координации определенных групп мелких и крупных мышц. Например, с трудом раскрашивает рисунок, застегивает пуговицы и др.;
  • невербальные нарушения: ребенку непросто дается усвоение визуально-пространственной и невербальной информации. Это выражается в виде слабых математических способностей и сниженной зрительной памяти;
  • нарушения концентрации внимания негативно влияют на школьную успеваемость. Этот вид расстройства лишь условно относится к необучаемости.

Как помочь ребенку
Постановка диагноза не имеет отношения к умственным способностям ребенка. При необучаемости по показателям интеллекта ребенок не уступает сверстникам, просто он не может овладеть отдельными навыками, которые необходимы для успешного школьного обучения. Родители должны понимать этот нюанс и не внушать ребенку мнение о его неполноценности.
Медикаментозная терапия не дает коррекционного эффекта при необучаемости. Очевидные улучшения могут возникнуть при чутком отношении родителей и специальном обучении в учреждениях, адаптированных к способностям и нуждам ребенка. Существуют специальные учебные программы, разработанные для неообучаемых детей. Занятия по этим программам позволят ребенку преодолеть проблему необучаемости и догнать ровесников.

Вы когда-нибудь замечали, что ваше чадо испытывает проблемы с обучением - никак не научится решать задачи, не понимает правила правописания, не может связно высказывать мысли, писать, читать, внимательно слушать? Мешают ли данные признаки процессу обучения и как сильно они проявляются? Может быть, малыш не может сконцентрировать внимание на какой-либо теме и поэтому со стороны кажется, что он все время витает в облаках?

Ваш ребенок не одинок в этом. От необучаемости страдают многие дети школьного возраста.

Ниже перечисляются признаки и описываются причины необучаемости ребенка
1. Необучаемость как недуг.
В большинстве случаев, признаки возникают в легкой форме. В связи с этим зачастую необучаемость удается определить лишь спустя некоторое время. У одних детей встречается несколько видов необучаемости, у других - один вид.
Как говорят психологи, существует немало причин появления необучаемости. Какие-то из них можно выявить, какие-то - нет. Порой нарушения связаны с неверным развитием головного мозга, которое объясняется генетическими факторами. Данное нарушение может вызвать употребление наркотиков или алкоголя при вынашивании крохи. Не надо исключать неблагоприятную экологическую среду.
2. Иные причины необучаемости.
Перенесенные в детстве заболевания, травмы или несчастные случаи.
Преждевременные роды.
Расстройство нервной системы.
Запаздывание в развитии.
Перенесенное матерью при беременности заболевание или несчастный случай.
3. Диагностика необучаемости.
В детском саду или школе может случиться ситуация, когда малыш должен следовать указаниям педагога. Порой он не понимает речь и письмо. Необучаемость становится явной, когда по мере взросления чада отставание не проходит. Существуют всевозможные способы диагностики каждой формы необучаемости.
4. Формы необучаемости.
Нарушение языковых и речевых навыков. В большинстве случаев, дети «перерастают» его. Страдающие этим расстройством малыши отличаются следующим.
Ребенок понимает только маленький процент устной речи, не реагирует или неверно реагирует на услышанное (расстройство рецептивных функций).
Неверно называет предметы или неверно применяет слова, когда выражает мысли (нарушение речевых функций).
Неверно произносит звуки (нарушение артикуляции).
Нарушения, связанные с обучаемостью малыша. Ребенок намного медленнее своих ровесников учится читать, считать и писать.
Расстройство чтения или дислексия. Это проблемы, связанные с языком. Под этим понимаются затруднения в восприятии и произношении речи, в чтении. Появляется большой разрыв между действительными результатами обучения и учебным потенциалом.
Расстройство письма или дисграфия. Ребенок не осваивает элементарные правила правописания.
Расстройство счета или дискалькуляция. Ребенок не понимает математические правила или не справляется с задачами.
Расстройство общей моторики и координации движения. К примеру, малышу неудобно прыгать и бегать, трудно завязывать шнурки и застегивать пуговицы, писать, вырезать, раскрашивать картинку.
Невербальное расстройство. Малышу трудно осмысливать визуально-пространственную и невербальную информацию. Это влечет за собой ослабление зрительной памяти и математических способностей, проблемы с распознаванием образов, нарушения координации движений.
Расстройства внимания. Неспособность сосредотачивать внимание отрицательно воздействует на успеваемость ребенка и отвлекает его от занятий.
5. Как помочь?
Диагноз «необучаемость» не указывает на отсутствие умственных способностей чада. В принципе, в этом случае интеллект малыша может быть достаточно высоким. Он не отличается от других детей, просто не владеет некоторыми навыками.
При коррекции необучаемости медикаментозное лечение бесполезно. Ребенку может помочь только специальное обучение и родительское внимание. В некоторых школах есть особые программы обучения для необучаемых и плохообучаемых детей. Спустя некоторое время чадо сможет приобрести необходимые навыки, догнать сверстников и преодолеть свои недостатки.

Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя в одном лице

  • Ах ты бестолочь такая!
  • У всех дети как дети, а у меня эта/этот…
  • Ну почему такой тупой/тупая?
  • Мозги есть вообще?
  • Я тебя сейчас прибью/убью!
  • Что за тупорылый, безмозглый ребенок!

Страшные высказывания, не так ли? А ведь именно их часто слышат беззащитные создания, которых мы называем детьми. Очень хочется верить, что от вас ваши дочки и сыночки не слышат подобной брани даже тогда, когда ребенок не хочет делать уроки.

Когда лично я слышу или вижу, как родители ругают своих малышей, ощущаю непреодолимое желание подойти к ним поближе и врезать по заднице так, чтобы те подскочили и взвыли от боли, а потом еще на ухо выкрикнуть все то, что они «говорят» своим крохам. Но глубоко в душе я жалею их - бестолковых родителей, которые сами, видимо, недополучили любви, заботы, ласки, которые не в силах (не знают, как) справиться со своими эмоциями.

Ребенок не хочет учить уроки, что делать?

Будучи мамой второклассника, преподавателем, имея за плечами 15-летний опыт работы с малышами, хочу посоветовать следующее:

  1. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем орать на него. Почему? Потому что он кажется тупым, потому что он не имеет право побаловаться, покривляться (дети вообще должны ходить по струнке смирно), ведь мы устаем на работе и дома, нас бесит совершенно все, начиная от недосыпа, маленькой зарплаты, непутевого партнера по жизни и заканчивая школой, плохими отметками, а потому нам обязательно надо сорваться на беззащитном создании - собственном ребенке.
  2. Если ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, давайте доведем его до слез. Плачущая дочь или рыдающий сын - это жалкая картина. Но ничего, мы можем потерпеть это, потому что мы, родители, имеем полное право доводить детей до слез. Пусть они знают, что жизненный путь тернист, пусть с детства учатся проглатывать слезы. Кто как не родные мама и папа сделают детское сердце закаленным. Обязательно надо научить ребенка обижаться и жить с обидой в душе.
  3. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем его бить… бить ремнем, ладошкой, палкой, наконец. А что? Сдачи он не даст, лишь скрючится от боли, а когда боль пройдет, он сразу же возьмется за ум и все быстро напишет/прочитает/порешает.

Как родители делают с детьми уроки, так они и обращаются с ними при других обстоятельствах: дома, на улице, в гостях и т.д.

Вот примерно какие крики слышала из соседнего дома, когда какая-то придурошная (уж простите за откровенность) мама заставляла школьника выполнять домашнее задание:


Знает ли эта женщина, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний, когда малыш не хочет этого? Не думаю. Но ее счастье, что крики прекратились.

Дорогие родители, пишу статью, а самой рыдать хочется. Детки приходят в этот мир чистыми листочками, а мы, мамы и папы, записываем на этот листочек основу жизни. Наши дочки и сыночки - это наше с вами отражение. Помните ли вы об этом?

А знаете ли вы, что делать уроки с ребенком без криков и наказаний можно лишь в том случае, если вы действительно любите и уважаете свое чадо, если учитываете особенности его психотипа (эннеатипа), знакомы с особенностями развития его возраста и помните, что постоянный контроль отбивает у детей желание делать уроки самостоятельно?! Не надо все сваливать на характер. Он формируется в процессе становления личности. И именно вы в большей степени влияете на это.

Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки: как помочь ему?

«Пока с ребенком делали уроки,

все соседи выучили таблицу умножения,

а собака может пересказать повесть.»

Как помочь ребенку делать домашние задания, если он не хочет:

  1. Перестаньте все делать за него: пусть он/она сам(-а) достает учебники из портфеля, выполняет посильные задания без посторонней помощи.
  2. Помогайте ему лишь тогда, когда уверены, что задача ребенку не под силу.
  3. Приучайте доводить начатые дела до конца. Не приступайте ко второму предмету до тех пор, пока не сделает первый.
  4. Хвалите родное чадо как можно чаще. Хвалите даже в том случае, если домашнее задание сделано не совсем идеально. Подарите сыну/дочке уверенность. Ваша похвала будет лучшей наградой за старания.
  5. Чаще произносите такие фразы, как «ты это сможешь», «я верю в тебя», «если постараешься, ты … (решишь пример, напишешь без ошибок, хорошо выполнишь задание)», «у тебя обязательно все получится».
  6. Не навредите своей любовью и гиперопекой. Выбрали хорошую школу, лучшего учителя, купили школьные принадлежности и одежду? Вот на этом и остановитесь! Не надо делать за ребенка его дела: усаживать за уроки, собирать портфель, читать ему задания, решать за него задачи и т.д. Если все это делаете, не удивляйтесь тому, что ваш школьник/ваша школьница начнет вами манипулировать, а учителю будет говорить: «папа не сделал», «мама не положила», «бабушка забыла». Позвольте сыну или дочке чувствовать ответственность за выполнение домашнего задания или любого иного дела.
  7. Будьте терпеливы. Не подгоняйте. Уж тем более, не кричите. Когда захочется повысить голос, вспомните вот какую ситуацию: представьте, у вас на плите жарится картошка, она жарится-жарится и вдруг начинает подгорать, (Что вы будете делать?), вы же не будете орать на подгорающее блюдо, а спокойно снимете сковороду с плиты или уменьшите огонь (Правда?).
  8. Давайте советы, подсказки, но не решайте за ребенка, что и как ему сделать. Используйте фразы: «Попробуй сделать так…», «Наверное, ты торопился…», «Быть может, ты не заметил…».
  9. Развивайте интерес к учебе. Будьте чуточку не как все. Будьте креативны в своем подходе к выполнению домашнего задания. К примеру, можно устроить квест, совместить настольную игру с уроками (сделали математику - прошли один уровень, прочитали рассказ - прошли второй уровень и т.д.), можно сделать дополнительные пособия, с которыми вашему ребенку будет реально интересно возиться (допустим, у меня сын любит учить словарные слова, составляя их из вырезанных букв, или мы выполняем тесты онлайн), можно придумать мини-призы за хорошо выполненное домашнее задание, за отличное настроение, старание и пр. Вариантов разнообразить учебный процесс в домашних условиях бесконечно много. Делитесь ими в комментариях.
  10. Никогда не говорите об учителе плохо. Он - пример для подражания. Да, нам повезло с учителем. Наша Нина Николаевна - педагог от Бога. Дети ее обожают, родители ценят и уважают. Если у вас не такой учитель, можно перевести ребенка в другой класс. Но ни в коем случае никогда не говорите плохо об учителе. Это… как если бы вы сказали сыну/дочери, что у него/нее плохой отец или непутевая мать. К чему бы это привело? Верно, к серьезной психологической травме.
  11. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми. Зачем топтать их и так хрупкую самооценку? Они у нас уникальные!
  12. Не старайтесь реализовать через ребенка свои мечты, собственные амбиции. Это, как минимум, глупо. Как максимум, подобное желание чревато страшными последствиями. Помните, ребенок - это отдельная личность, он проходит свой путь, а ваш вы уж как-то сами проходите дальше. Детки чувствуют, когда не оправдывают ожидания своих родителей, они очень болезненно это переживают, а соответственно, теряют интерес к учебе, становятся беспокойными, капризными и неусидчивыми.

Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.

От себя еще добавлю: у ребенка должна быть и понимание того, зачем ему делать уроки. Уж точно не для того, чтобы быть отличником. Правда?) У моего сына есть мечта: открыть собственный ресторан. И он понимает, что для этого ему нужно иметь много знаний. А знания дает школа, поэтому уроки делать важно и нужно.

Ребенок не хочет делать уроки (видео «Что советует психолог, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно»):


Как делать уроки с ребенком без криков и наказаний: личный пример

Давайте я расскажу о том, как мы делаем уроки. Итак, у меня сынишка ходит во второй класс. У него вторая смена: учится с 13:30 до 17:45. Программа, на мой взгляд, сумасшедшая. Постоянно какие-то доклады, рефераты, рисунки, песни, конкурсы, контрольные… Кажется, что заданиям нет ни конца ни края. Понятное дело, что это вызывает стресс у ребенка и доводит родителей до отчаянья. Что можно сделать? Как вариант, можно попросить учителя задавать меньше. Но, скажем, наш учитель и так бережно относится к деткам, задает то, что положено в рамках программы. А программа, как уже говорила, сложная.

Как мы делаем уроки с ребенком без криков и наказаний:

  • После школы у сына есть час времени для себя. Да, это всего лишь час, но что поделать… Он или смотрит мультик, или гуляет на улице, или собирает свое бесконечное лего.
  • Садится делать уроки в 19:30. Мы договорились, что в это время он уже за своим столом раскладывает учебники. К слову, у нас всегда идеальный порядок на его столе: ничего лишнего, лежат лишь книги, тетради по тому предмету, который он делает.
  • На уроки у нас уходит в среднем 1,5-2 часа. Меньше можно, больше нельзя). Но это время он реально делает уроки, а не кушает яблочки, не бегает к телевизору, не рисует посторонние рисунки и пр. Не успел – будь готов получить двойку. Как правило, успевает). Если не успевает, просит дать ему еще несколько минут. Таким образом, ребенок самостоятельно делает уроки до 21:00-21:30. Я лишь время от времени подглядываю и помогаю в действительно сложных вопросах. Портфель собирает, конечно, сам. Было такое, что пару раз забывал тетради, ему становилось неловко в школе, теперь собирает все более тщательно. Не скрою, время от времени я перепроверяю портфель. И если вижу, что что-то не положил, спрашиваю: «Сыночек, ты уверен, что ничего не забыл положить в портфель?»).
  • Если справился быстрее (а это для него серьезный стимул), он может еще позаниматься чем-то своим. Если не справился, моется, чистит зубки и спать.
  • Утром у него есть 3 часа для своих желаний. Параллельно он старается помогать по дому (это приятно).
  • С 10:00 до 11:00 у нас разные дополнительные обучающие занятия.
  • С 11:30 до 12:30 у него снова есть время для себя. Потом уже обед и сборы в школу. Плюс мы повторяем стихи, песни, которые учили вчера.
  • Да, в выходные один день он вообще ничего не делает из уроков, а во второй день старается делать домашнее задание по тем предметам, которые будут во вторник, среду, четверг, пятницу. Их не так много). Кстати, уроки на понедельник он делает, как правило, в пятницу.

Вот по такому примерно графику мы и живем. Порой бывают форс-мажоры). Я стараюсь не перегружать ребенка дополнительными занятиями, нам пришлось отказаться от нескольких курсов. Но здоровый и веселый малыш куда важнее, чем уставший и грустный родной школьник.

Когда сын ленится, капризничает (и при этом я понимаю, что это никак не связано со здоровьем) и вдруг говорит, что не хочет учить уроки, то его ждет худшее из наказаний: мама не будет с ним рядом в процессе выполнения домашнего задания, она не подскажет, не проверит уроки, не выполнит его последующие просьбы. Я позволяю сыну самостоятельно справляться с последствиями невыполненного или плохо выполненного домашнего задания. Если мой ребенок не хочет учить уроки, пожалуйста, пусть не делает, но ответственность за результат будет нести он. А я в свою очередь проведу вечер в раздумьях: в чем я, как мама, допускаю ошибку, почему мой ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, что я могу сделать, чтобы у него было это желание…

Помню, как бабушка платила деньги моим младшим братьям за то, чтобы они ходили в музыкальную школу. Больше всего денег доставалось младшему, он бросил обучение через месяц, средний продержался чуть больше. Я же закончила музыкальную школу, потому что мне никто ничего не платил:) . Поэтому своему ребенку за оценки деньги не плачу, но, понятное дело, стимулирую к достижению максимально возможного результата. К примеру, эту четверть он закончил прекрасно - как и планировали (мечтали, хотели), за что был вознагражден игрушкой своей мечты (лего Nexo Knights ), плюс ко всему, мы сразу поехали отмечать победу в торгово-развлекательный центр (это был потрясающий день). К слову, у нас всегда есть выбор между наградой: за лучший и получившийся результат. То есть, я придерживаюсь стратегии « win - win », где нет проигравших.

Как-то шли с парка (ходили собирать листья для поделки «Шляпка осени»), и у нас случайно состоялся вот такой диалог:

Мама, а почему ты не любишь 4-ки?

Сынуля, ну почему же я не люблю четверки?! Люблю. Просто если есть возможность получить 5, зачем получать 4?

Но четверки же тоже относятся к хорошим оценкам!

Относятся. А когда мы ходим по магазинам, почему ты выбираешь себе самое большое лего, а не маленькое или среднее, оно ведь тоже относится к хорошим игрушкам?)

Мы оба рассмеялись, но каждый сделал свои выводы. Я, к примеру, и не догадывалась, что сына волнует мое отношение к оценкам. Этот диалог расставил многие точки над и + помог скорректировать мое поведение в отношении маленького наследника. Здорово, что диалоги между родителями и малышами существуют! Правда?

Берегите детей! Не отнимайте у них детство! Они так быстро вырастают(.

С пожеланиями удачи всем родителям, Зоя Гегеня =

Экология жизни. Дети: Феномен, свойственный нашей современной культуре: дети способные, но без мотивации, смышлёные, но не успевающие в школе, умные, но скучающие. Учителя подтверждают, что преподавать стало тяжелее, а ученики теперь менее почтительны и менее восприимчивы. Процесс обучения стал более напряжённым, чем он был десятилетие или два назад.

Феномен, свойственный нашей современной культуре: дети способные, но без мотивации, смышлёные, но не успевающие в школе, умные, но скучающие. Учителя подтверждают, что преподавать стало тяжелее, а ученики теперь менее почтительны и менее восприимчивы. Процесс обучения стал более напряжённым, чем он был десятилетие или два назад.

Изменение модели привязанности наших детей крайне негативно сказалось на обучении…
Обучаемость каждого конкретного ученика зависит от множества факторов: желания учиться и понимать, интереса к неизведанному, готовности рисковать, открытости к влиянию и критике.

Необходимы также контакт с учителем, внимательность, готовность обратиться за помощью, желание достичь цели и преуспеть, и, особенно, готовность трудиться. Привязанность лежит в основе всех этих факторов и влияет на их возникновение.

При ближайшем рассмотрении можно понять, что восприимчивость ребёнка к обучению определяют четыре основных качества: природная любознательность, интегративное мышление, умение извлекать пользу из критики и контакт с преподавателем. Наличие здоровой привязанности укрепляет каждое из этих четырех качеств, а ориентация на ровесников, наоборот, сказывается на них негативно.

Ориентация на ровесников убивает любознательность.

Дети, обладающие энергией дерзновения, обычно проявляют живой интерес к отдельным областям знаний и действительно стремятся учиться. Они получают огромное удовольствие, тренируя интуицию и вникая в суть вещей. Такие дети ставят общие задачи в обучении, любят быть оригинальными и учатся владеть собой. Такие ученики с радостью берут на себя ответственность и сами стремятся реализовать свой потенциал.

Если эти дети не всегда хорошо успевают в школе, то скорее всего потому, что имеют собственное представление о том, что они хотят изучать, и воспринимают предложенный учебный план как нечто навязанное.

С точки зрения развития, любознательность – это роскошь. Привязанность – вот что имеет наибольшее значение . До тех пор, пока не высвободится хоть капля энергии, уходящей на поиск безопасной и надежной привязанности, движение вперед, к новым открытиям, невозможно. По этой причине ориентация на ровесников убивает любознательность.

Кроме того, любознательность делает ребёнка крайне уязвимым в мире “крутых” сверстников. За наивное удивление и увлечение предметом, за вопрос том, “как это работает” и оригинальность идей его могут пристыдить и поднять на смех. Таким образом, ориентация на ровесников ставит под угрозу само явление любознательности.

Ориентация на ровесников притупляет интегративное мышление.

Для самомотивации очень важно интегративное мышление – мышление, способное одновременно обрабатывать противоречивые мысли и чувства . У ребёнка с хорошо развитыми интегративными способностями нежелание идти в школу соединяется с беспокойством о пропущенных занятиях, нежелание вставать утром компенсируется страхом опоздать. Желание достичь успеха сдерживает нежелание слушать учителя, опасение неприятностей обуздывает нежелание подчиняться.

Чтобы интегративное обучение шло успешно, ребёнок должен быть достаточно зрелым и способным выдерживать двойственность мнений: испытывать смешанные чувства, поразмыслив, менять свое мнение, переживать противоречивые эмоции. Для появления уравновешивающего элемента – компонента, который гасит импульсы, негативно влияющие на обучение – ребёнку также необходима крепкая привязанность.

Он должен быть способен чувствовать глубоко и уязвимо. Например, ребенку необходимо быть привязанным к родителям или учителям настолько, чтобы его волновало то, что они о нем думают, чего ожидают от него, не расстроены ли они и не отдаляются ли от него.Неуязвимость и пренебрежение парализуют учёбу и делают ребенка необучаемым.

Интегративное мышление необходимо для того, чтобы обучение не превращалось в простую зубрежку. Чтобы решить задачу, ученик должен уметь думать в нескольких проекциях. Требуется не только видеть простые факты, но и раскрывать суть вещей, понимать глубокий смысл, улавливать метафоры, открывать основополагающие принципы.

Учащийся должен знать, как выделить главное, очистив от шелухи, и, наоборот, как сложить части в гармоничное целое. Всё, что выходит за рамки конкретного мышления, требует интегративного восприятия.

Для полноценного обучения необходима способность видеть вещи как минимум с двух точек зрения. Если мышление одномерно, оно лишено глубины и перспективы, способности к синтезу и анализу, возможности постичь истину и глубокие смыслы. В таком случае, контекст не принимается во внимание, образ и фон почти неразличимы.

К сожалению, узкое мышление ученика не преобразуется автоматически в интегративное. Интегративная деятельность является продуктом взросления, которое ориентация на ровесников затормаживает. Незрелый человек не может развить интегративные способности.

Наша педагогика и учебный план принимают наличие интегративных способностей у ребёнка как данность. Мы пытаемся заставить детей сделать что-то, что не под силу их умственным способностям, и когда им это не удаётся, мы наказываем их за неудачу.

Те, кто обладает интегративным мышлением, полагают, что все мыслят так же, как они. Однако дети, у которых отсутствует интегративное мышление, не восприимчивы к этому виду обучения, к ним требуется иной подход. Ориентированные на ровесников подростки, как правило, оказываются слабыми учениками – неспособными мыслить, чувствовать и действовать.

Ориентация на ровесников ставит под угрозу обучение методом проб и ошибок.

Большая часть процесса обучения осуществляется через адаптацию, методом проб и ошибок. Мы пытаемся решить новые задачи, совершаем ошибки, упираемся в камни преткновения, заблуждаемся, делаем соответствующие выводы, или кто-то делает их за нас.

Неудачи являются неотъемлемой составной частью учебного процесса, поэтому основным инструментом обучения считается критика. “Бегство от уязвимости”, вызванное ориентацией на ровесников, наносит три сокрушительных удара этому виду обучения.
Первый удар поражает эмпирическую часть процесса.

Изучать новое – значит рисковать: читать вслух, выражать своё мнение, вступать на незнакомую территорию, экспериментировать с идеями. Подобные опыты – это минное поле возможных ошибок, непредсказуемых реакций, негативных откликов. Когда с уязвимостью уже невозможно справиться, как это происходит у большинства ориентированных на подростков детей, такие риски кажутся неприемлемыми.

Второй удар подрывает способность ориентированного на ровесников ребёнка извлекать уроки из ошибок. Чтобы научиться чему-либо на своих ошибках, прежде мы должны их признать и осознать свою неудачу. Если мы действительно хотим извлечь из этого пользу, нужно взять на себя ответственность и принять помощь, совет и критику.

Мозг защищённых от уязвимости детей абстрагируется от всего, что может заставить их почувствовать себя уязвимыми, в данном случае – от признания ошибок и неудач. Указание на то, что именно он сделал не так, вызовет у ребёнка сопротивление и враждебность.

Взрослые часто расценивают такую реакцию как грубость, но на самом деле таким образом ребёнок защищается, чтобы не чувствовать собственной уязвимости. Когда ребёнок слишком защищен от уязвимости, осознание тщетности действий не проникает в него. Это третий удар по методу проб и ошибок.

Чувство неудовлетворенности должно перейти в ощущение тщетности, и тогда мы можем примириться с тем, как обстоят дела. В том, чтобы “зарегистрировать” чувство тщетности, состоит сущность адаптивного обучения. Когда эмоции цепенеют настолько, что мы не чувствуем грусти или разочарования, не достигнув цели, мы не учимся на ошибках, мы не даём выход фрустрации. В случае с учащимися, внешней мишенью будет “дурацкий” учитель, скучные задания и нехватка времени. Внутренней мишенью будет сам ученик, и тогда возможны реакции вроде “Я такой тупой”.

В любом случае, грусть не перейдет в злость, эмоции, связанные с искренним переживанием тщетности, не выйдут наружу. Привычный стиль поведения не изменится, подход к обучению – тоже, и препятствия не будут преодолены. Дети, “застрявшие” в этом образе действий, не учатся извлекать пользу из неудач и критики. Они увязли в том, что у них не получается.

Дети, ориентированные на ровесников, учатся из чувства привязанности, даже если это привязанность к неподходящим учителям.

С точки зрения развития, существуют 4 основных вида учебного процесса. Ориентация на ровесников негативно влияет на 3 из них: на процессы становления, интеграции и адаптации. Ученикам, обладающим энергией дерзновения, необходим преподаватель, который поставит их интересы во главу угла. Ученики с интегративным мышлением сталкиваются с противоречивыми факторами, которые необходимо учитывать при решении задач.

У учащихся адаптивного типа процесс обучения осуществляется через критику и метод проб и ошибок. Такие дети способны учиться, даже не испытывая привязанности к преподавателю. Если исключить эти ключевые процессы, то обучение будет обусловлено лишь одной движущей силой – привязанностью.

Учащиеся, у которых отсутствует энергия становления, интегративные и адаптивные способности, могут учиться только при наличии привязанности. Желание учиться может быть и не глубоким, но достаточно сильным, если оно мотивировано сильной потребностью быть рядом с преподающим взрослым – будь то учитель в аудитории или обучающий на дому родитель, или друг семьи, выступающий в роли наставника.

Привязанность – самая мощная движущая сила в обучении и, безусловно, достаточная для выполнения заданий , даже без помощи любознательности или умения извлекать пользу из критики. Учащиеся, ориентированные на привязанность, руководствуются мотивами, не свойственными другим ученикам.

Например, они больше склонны к обучению через подражание, копирование, запоминание, хорошо воспринимают сигналы. Такие учащиеся хотят быть не хуже других, и будут стараться работать для того, чтобы самоутвердиться, снискать признание и расположение. Проблема возникает не тогда, когда процесс обучения осуществляется только через привязанность, а когда дети начинают привязываться к ровесникам больше, чем к преподавателю.

У ребёнка, привыкшего учиться только через привязанность и сбитого с верного пути ориентацией на ровесников, обучаемость значительно снизится, каким бы многообещающим природным потенциалом он ни обладал. Некоторые дети вполне осознанно принимают решение “съехать в учебе”.

Ориентация на ровесников делает учебу незначимой.

Для ориентированных на ровесников подростков учебные предметы становятся не важными.

Дети, ориентированные на подростков, интуитивно чувствуют, что важнее всего друзья и пребывание рядом с ними.

Ориентация на ровесников крадет учителей у учеников.

Незрелым молодым людям учиться помогает привязанность. Чем меньше у ребенка энергии становления, интегративных и адаптивных способностей, тем больше он зависит от привязанности. Дети, ориентированные на взрослых, смотрят на них как на стрелку компаса, указывающую координаты и направление движения. В таком случае, они будут, скорее, верны учителю, чем группе ровесников, и будут воспринимать учителя как образец для подражания, авторитет и источник вдохновения.

Привязанность детей к преподавателю наделяет последнего естественной силой руководить поведением ребёнка, внушать ему добрые намерения, прививать общественные ценности.

Это Вам будет интересно:

Дети лучше учатся, когда любят своего учителя и считают, что учитель тоже их любит. Как известно, путь к мыслям ребёнка лежит через его чувства. Дети, ориентированные на ровесников, автоматически становятся учениками, ориентированными на привязанность, не имеющими энергии становления и неспособными к интегративному и адаптивному видам обучения. Проблема заключается в том, что направленная в неверное русло привязанность толкает их на ложный пусть обучения не у тех “учителей”.

Ориентированные на ровесников ученики становятся менее зависимыми от учителя, очевидно, к радости большинства перегруженных преподавателей. Такие учащиеся не достигнут успехов в учёбе. Учитель может руководить, только если ученики идут за ним, а ученики пойдут только за тем учителем, к которому испытывают привязанность. опубликовано

Г.Ньюфелд. Г.Матэ. Глава 13 – "Необучаемые” ученики