Цель работы: обучение применению социо-игровой технологии через герменевтический подход в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
- Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Программа семинара-практикума:
- Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе.
- “Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология”.
- Практикум: “Работа по картине В.Поленова “Московский дворик”.
Ход практикума
1.1. Игра для социо-игрового приобщения к делу “По алфавиту”.
(Предлагаю всем участникам семинара встать в круг. Каждый стоящий в кругу называет слово или словосочетание приветствие-напутствие всем присутствующим в зале. Каждое слово-фраза начинаются с последующей буквы алфавита.)
1.2. Окружающий нас мир стремительно изменяется, меняемся мы, становятся другими наши дети. Размываются ориентиры, рушатся незыблемые прежде категории, происходит естественная переоценка ценностей или “замещение одних правил игры ” другими. Это не хорошо, но и не плохо. Это данность, которую нужно принять или, по крайней мере, с которой нужно смириться. Перемены самым непосредственным образом касающиеся нас и наших воспитанников, настолько быстротечны, настолько непредсказуемы и неожиданны, что все мы порой не успеваем, не только приготовиться к ним, но даже уследить за ними.
При этом никто не снимает с воспитателя его главной обязанности – поднять и подготовить к самостоятельному “плаванию” своих воспитанников, максимально закалив их при этом как в плане здоровья, так и в устойчивости к будущим жизненным коллизиям.
Известно, что воспитание подрастающего поколения – а воспитание в эпоху перемен в особенности – во все времена считалось чрезвычайно сложной задачей.
Дети по своей природе очень впечатлительны, ведь так много узнают, готовясь к взрослой, школьной жизни. Стремясь выведать как можно больше об окружающем мире и о своем месте в нем, они впитывают в себя буквально все.
Они тянутся к умным, знающим и понимающим педагогам в надежде получить от них защиту, внимание и необходимые советы и знания, новое понимание смысла деятельности.
Эту задачу решает герменевтический подход в воспитательно-образовательной работе, как детского сада, так и школы.
1.3. “Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе”.
Герменевтика – наука об искусстве понимания. Брокгауз и Эфрон (“Новый энциклопедический словарь”, т.13) называют герменевтику наукой, отклоняющей “всякие директивы, от кого бы они ни исходили”. А.П. Ершова и В.И. Букатов рассматривают герменевтику как науку об искусстве понимания как литературных, так и всяких других текстов: живописных, музыкальных, математических, справочных и т.д.
С позиций герменевтики, воспитание – это обращение к психическому опыту субъекта, к его “жизненному миру”, который проявляется как переживание.
Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Важными атрибутами воспитательного процесса становятся детские стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты воспитателем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самого воспитателя собственного детского опыта, своих детских переживаний, “проживания” воспоминаний из детства.
Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя. Понимание в герменевтике рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры. Поэтому, для воспитания очень важно обращение к классическим образцам в литературе, музыке, изобразительном искусстве, где главные смыслы, уже истолкованы великими авторами, и надо только открыться им.
Герменевтический подход дает новое понимание известным методам и приемам работы с детьми, связан c широким использованием игр (театральных, народных, современных детских…), с организацией работы детей по “микрогруппам” (своего рода “микросоциумам”).
2.1. Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.
Следуя этим советам,
- НОД организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и одновременно в каждой из них;
- социо-игровую технологию системно используем как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
2.2. В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:
- помочь детям научиться эффективно общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
- способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
2.3. Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
- на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
- на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
- на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.
2.4. Применение социо-игровой технологии способствует:
– реализации потребности детей в движении;
– сохранению их психологического здоровья;
– формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Таким образом, социо-игровая педагогика ратует за реабилитацию методической самостоятельности педагога. Любая социо-игровая технология, методика, прием – это всего лишь нижняя “планка”, всего лишь “почва” для его методических поисков и личностного процветания.
2.5. Социо-игровая практика базируется на трех китах.
Чего же следует опасаться тем, кто собирается работать в социо-игровом стиле?
1. Отсутствия движений – раз! Если дети на занятии были малоподвижны, то социо-игрового стиля на нем скорее всего не было (что бы там в своих рабочих планах или отчетах воспитатель ни записывал).
2. Отсутствия смены, разнообразия, вариативности – два! Если в деятельности не было хотя бы двух-трех смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то смело можно утверждать, что занятие было не вполне социо-игровым.
3. Отсутствия малых групп – три! Если про ходу деятельности дети не объединялись для работы в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с самим педагогом), то социо-игровая педагогика и “близко не лежала”.
Зато, если эти “три кита” – и движение, и вариативность, и работа в малых группках – в специально-организованной деятельности “были налицо”, то смело можно утверждать, что такое занятие детям не только пошло на пользу, но и очень им понравилось.
3. Практикум “Работа по картине В.Поленова “Московский дворик”.
А сейчас давайте попробуем на практике поискать смыслы деятельности новые понимания происходящего.
Для работы нам нужно разделиться на команды.
1. Игра “Команды”.
Условие игры: Каждый по порядку выполняет определенное словом движение топнул – хлопнул – покружился – поклонился – оглянулся – поздоровался
По завершении игры собраться в команды, согласно ключевому слову (6 команд воспитателей, 2 команды заместителей заведующих).
2. Сегодня мы с вами попробуем выстроить цепочку процедур, которая приведет нас к своему личному пониманию картины В. Поленова Московский дворик”.
Первый этап работы – блуждание по картине.
Методика: Блуждание начинайте с самого легкого, знакомого:
– Что легкое, твердое, мягкое, шершавое, тяжелое, холодное, горячее, гладкое;
– Что находится над, в, за, под, перед, позади?
– Что большое, что маленькое?
– Что тонкое, что толстое?
– Что длинное, что короткое?
– Что на земле, что в воздухе?
– Сколько и чего?
– Чего по 2, 3...?
– Найдите предметы из стекла, железа, шерсти, дерева и т.д.
– Назовите растения, живое и неживое?
– Назовите слова, в которых есть буква а, б....или которые начинаются, или
оканчиваются на какую-либо букву.
Задание для команд:
– Сколько живых объектов на картине?
– Назовите предметы, имеющие форму геометрических фигур, встречающихся на
картине?
– Что общего на картине В.Поленова и в помещении?
– Назовите деревянные предметы, изображенные на картине?
– Назовите все оттенки зеленого цвета?
– Сколько тропинок справа – налево и сверху – вниз?
– Какие породы деревьев и кустарников изображены на картине?
– Какое время года изображено на картине, и который час? Обоснуйте.
– Назовите предметы, изображенные автором, которые начинаются с буквы “з”
На этом I этап заканчивается. Мы поблуждали по картине. Она стала ближе, понятнее, роднее.
Второй этап работы – поиск странностей.
Любое искусство без странностей не обходится. И еще Пушкин в одном из черновиков записал, что странности бывают двух родов: первые происходят от недостатка разумения, а вторые – от избытка разумения и недостатка слов для его выражения.
Яркий пример – речь Е.Е. Шулешко. При избытке мыслей и недостатке слов он то и дело переходил на некий птичий язык, весьма понятный (и даже с полуслова), но только неравнодушным собеседникам.
Хочу еще раз напомнить, что с нахождения странностей начинается освоение ребенком зоны своего ближайшего развития. Давайте и мы направим усилия в это русло.
Задание для команд:
– Найти на картине странность, нелепость, то есть то, что вызывает удивление.
– Кто нашел больше 20 странностей.
– Кто меньше 20, но больше 10?
– Кто больше 5?
– Назовите
– Какие из названных странностей встречаются у других и т. п.
Замечание:
Когда странностей становится очень много, (и для каждого они свои) возникают новые смыслы, новые варианты. Принципиально важно, чтобы дети не только находили всевозможные странности (ВАРИАТИВНОСТЬ СМЫСЛОВ), но и предавали их огласке, обсуждали их друг с другом (ПОЯВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА).
Третий этап работы – вариативность смыслов.
(Обсуждение нелепиц и странностей.)
Часто мы вкладываем один смысл в произносимое слово, а нас понимают по-другому, по-своему. Недаром Тютчев справедливо подметил:
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Вот педагог и должен работать на этом со-чувствии, и закручивать обучающую ситуацию так, чтобы в этой социо-игровой ситуации у всех присутствующих возникало подлинное со-чувствие – и детей друг к другу, и у воспитателя к своим воспитанникам.
Четвертый этап работы – выражение замысла.
Для выражения замысла составим рассказ с использованием различных литературных жанров.Выберите посыльного, который возьмет карточку с заданием.
Задание для команд:
На карточках предложены следующие литературные жанры: ХОККУ, ТРИЛЛЕР, ТРАГЕДИЯ. СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗАНИЕ, РАССКАЗ, ПРИТЧА, ОЧЕРК, КОМЕДИЯ, ДИФИРАМБ, ДЕТЕКТИВ, ЮМОРЕСКА, БАСНЯ
Чтобы уточнить правильность выражения замысла представим его на суд зрителей (на подготовку 5 минут).
На карточках с заданием написаны цифры – это порядок выступления. Начнем с наибольшего числа.
Выступление команд: Начинаем презентацию картины В.Поленова “Московский дворик” В роли экскурсовода команда…
Итак, в ходе работы с картиной мы постарались приблизиться к пониманию и своего замысла и ступени своей договоренности с другими и своего понимания ситуации и своего понимания себя.
Работа над пониманием как процессом и результатом смыслодеятельности способствует активизации познавательной активности ребенка, актуализации его творческого потенциала, учит постигать мир средствами искусства и, самое главное, сохраняет человеческое в человеке. Понимание как средство освоения действительности является важнейшим регулятивом человеческой деятельности. Понять что-то - значит осмыслить, выявить, реконструировать смысл. Нет смысла вне понимания. Субъективный смысл и объективное значение - из этих совокупных элементов содержания сознания складывается личностный смысл, выступающий в виде мотивации деятельности и отношения к окружающей действительности. Со смыслом связаны ценности личности, определяющие поведение человека. Для того чтобы сформировать свое ценностно– смысловое пространство, воспитанник должен получить опыт преобразования общечеловеческих ценностей в личностные. В этом и состоит актуализация своего “Я”, начало становления личности.
Рефлексия:
А сейчас попрошу Ваши команды посоветоваться и ответить на предложенные вопросы:
– Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
– Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
– Возник ли у Вас интерес к использованию в практике “Бабочки социо-игрового
стиля обучения”
Большое спасибо за Ваше понимание.
И в заключение работы хочу сказать следующее:
Организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии.
– Зачем я предлагала детям это задание?
– Зачем дети его выполняли?
Честные ответы на подобные вопросы помогут квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления, желания, наполнят жизнь новыми смыслами деятельности
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
В.М. Букатов.
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.
Включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия.
Повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо-игровая технология. Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.
Смысл социо-игровой педагогики - группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.
Для получения ожидаемых результатов определила основную цель - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность - это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.
Для достижения цели определила задачи :
1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.
2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.
3. Формировать у детей навык слаженной работы.
Условия применения социо-игровой технологии:
1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой.
2. Разработка перспективного плана.
3. Соблюдение вариантов деления на группы.
4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен.
5. Смена темпа и ритма.
6. Использование игр разнообразного характера.
В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности:
I. Методы, повышающие познавательную активность.
II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.
III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.
IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений.
Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.
Последовательность введения игр:
Игра для рабочего настроя - «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает - не летает» и др.
Игры разминки - «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.
Игры социо-игрового характера - «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.
Игры творческого самоутверждения - «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.
Игры вольные, требующие передвижения - «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем» и др.
Соци-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты результаты :
- дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
- у детей развито речевое взаимодействие;
- сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
- у них нет чувства страха за ошибку.
Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом.
Презентация
СОЦИО-ИГРОВАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
В ДОУ
Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива является обязательное применение в
непосредственно образовательной деятельности
здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий –
обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период дошкольного детства, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, развить способность использовать полученные знания в повседневной жизни.
Социо-игровые педагогические технологии оказываются
бесценными в решении данного вопроса.
Ведь важнейшей составляющей этих технологий
является двигательная активность и
коммуникативные умения и навыки.
Социо-игровая технология – это развитие
ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию
коммуникативных навыков у дошкольников.
Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий
как игры – жизни между микрогруппами детей (малыми социумами).
В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро
устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.
Основные условия
Движение - под любым предлогом.
Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими).
Работа малыми группами 3-6 человек
Во всех видах деятельности идти от возможностей
детей.
Открыть широкий путь игре.
Не навязывать детям свои представления, а
создавать условия для высказывания детьми
собственных представлений.
РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ С ДЕТЬМИ
В СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих
действий общим правилам.
Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.
Движение и активность.
Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.
Социо-игровая методика предполагает
интеграцию областей.
Это дает положительный результат в
области коммуникации, познании,
эмоционально-волевой сферы, более
интенсивно развивает интеллектуальные
способности детей по сравнению с
традиционным обучением, способствует
речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
Группы игровых заданий
1. Игры-задания для рабочего настроя.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во
время выполнения которых выстраиваются деловые
взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с
другом.
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей
доступностью, быстро возникающей азартностью и
смешным, несерьёзным выигрышем. В них
доминирует механизм деятельного и психологически
эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это
задания, выполнение которых подразумевает
художественно-исполнительский результат.
Взгляды традиционной педагогикиВзгляды социоигровой технологии
1.Педагоги на занятии стремятся достичь научного результата.
1.Педагоги на занятии воссоздают жизнь.
2. Оценка педагога – «хорошо – нехорошо», «правильно – неправильно».
2. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями.
3. Опора на дискретность
Цель – задачи – приёмы – результат
3. Принципы взаимно пересекаются как волокна, составляющие нить.
4. Педагог в роли «судьи»
4. Педагог в роли «советчика»
5. Главные положительные качества детей: послушание,
исполнительность, бесконфликтность, аккуратность
5. Главные качества детей:- развитие самосознания;
Умение сравнивать свои знания со знаниями других детей;
Оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно;
Тренировка речи, развитие внимания, умения услышать,
запомнить услышанное, умения сообща решать задачи,
обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.
6. Педагог в позиции «над», «рядом». Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения.
6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе».
7. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного
воспитания но оценивается положительно.
7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.
8. Организация занятия с использованием социо-игровых приёмов
8. Организация занятия как игры – жизни между группами и
одновременно каждым из них.
9. Педагог не выходит за границы намеченного.
9. Педагог должен идти от детей.
10. Дети работают на педагога.
10. Дети работают на себя
СОЦИО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок»,
«Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
· Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.
· Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.
· Решение задач социального «закаливания».
· Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.
· Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра.
· Приёмы социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
· Сказкотерапия.
· Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
· Тренинги.
· Самопрезентация
Здоровьеразвивающие технологии
Пальчиковая гимнастика.
· Гимнастика для глаз.
· Дыхательная гимнастика.
· Артикуляционная гимнастика.
· Музыкально-дыхательные тренинги.
· Динамические паузы.
· Релаксация.
· Арттерапия.
· Сказкотерапия.
· Двигательная терапия.
· Музыкотерапия.
· Цветотерапия.
· Звукотерапия
· Песочная терапия.
Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».
Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.
Список литературы
1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
Дурягина Галина Петровнавоспитатель
МБДОУ № 24 комбинированного вида
ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
Уважаемые коллеги! Необходимость использования игр в усвоении программного материала настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Все понимают, что игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.
Однако включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия. С такими трудностями встретилась и я. И прежде всего – боязнь превратить обучение в развлечение, когда дети и взрослые могут «заиграться».
Занятия старалась вести интересно, используя разные педагогические новинки, использовала и игру. Но желаемых результатов в полной мере не добивалась. И тогда разобраться с трудностями и повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо - игровая технология. «Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба». Хочется верить, что в будущем эти слова педагога-психолога Е.Е. Шулешко станут значимыми для каждого педагога, работающего с дошкольниками. Социо -игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они прежде всего воспитывают ребенка, а потом развивают). Правильный смысл социо - игровой педагогики – группо - игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения .
Различия традиционной и социо - игровой педагогики, зародили в моём сознании, развили и утвердили идеи перехода от педагогики требований к педагогике отношений, восприятию детей, не как «объекта», а как «субъекта» развития и воспитания.
Различия традиционной и социо - игровой педагогики
Социо - игровая педагогика | Традиционная педагогика |
Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата. | Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программ |
Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект - субъектные отношения) | Диктат воспитателя (субъект - объектные отношения) |
Развитие самостоятельности | Послушное повторение формулировок |
Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом) | Наличие дискретности - дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты) |
Занятие-игра - жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая») | Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре |
Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе. | Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть |
Равноправие детей и взрослых - основа социо -игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. | Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения |
Основа социо - игровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко).
Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.
Для достижения цели определила следующие задачи :
1.Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими. Снять страх и зажим перед деятельностью.
2.Развивать индивидуальность и сообразительность детей.
3.Формировать у детей навык слаженной работы.
Условия применения социо-игровой технологии:
1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой
2. Разработка перспективного плана
3. Соблюдение вариантов деления на группы:
По цвету волос, глаз, одежды;
Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
Кто на каком этаже живет;
4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения (дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центрах, за столами, на полу, в любимом уголке).
Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
5. Смена темпа и ритма
6. Использование игр разнообразного характера (которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества). Эффект понимания непредсказуем. В любой момент занятия на любого из присутствующих детей может снизойти: «ЭВРИКА!» и тогда он совершит для себя открытие.
В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности.
I. Методы, повышающие познавательную активность:
Элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;
Сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
Предлагаю группе равных интересное дело, при решении которого, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. Дети здесь либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. Всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его, появляется желание действовать вместе, а не раздельно
II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.
Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию:
Сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;
Придумывание сказок;
Игры – драматизации;
Юмор и шутки.
Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.
III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.
(Для чего на старшем возрасте разработала перспективное планирование).
Перспектива, направленная на последующую деятельность (ребенок запоминает лучше действие, которое осталось незавершенным, у них остается желание продолжить его и получить результат. Дети с готовностью возвращаются);
Беседа;
Создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.
IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений:
Повторение;
Наблюдение;
Экспериментирование;
Опыт.
Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.
Последовательность введения игр:
Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.
Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.
Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.
Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.
Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь» и др.
В конце своего выступления кратко остановлюсь на проблемах, или как сейчас говорят «человеческом факторе». Мне, как и коллеге, было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Иногда на занятии неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу». Раньше был один ответ ребенку: «Твой вопрос мы решим после занятия», а теперь я пытаюсь услышать каждого. С помощью социо - игровой педагогики я поборола свой страх ошибки, лидерства, стремление демонстрировать свое умение, быть во всем правильной и правдивой. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними. И не беда, если что-то окажется нереализованным. Это не показатель педагогического неумения. И в результате всех «неуспеваний» и «программных отставаний» чаще всего оказывается пройденным программный материал не только качественно, но и досрочно!
В этом мы убедились на собственном опыте. Наши воспитанники уже на начало учебного года в старшей группе умеют:
- слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
- у детей развито речевое взаимодействие;
- сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
- у них нет чувства страха за ошибку.
Изменились не только дети, изменились и мы - воспитатели. Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом. Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.
Елена Коваль
Мастер-класс для участников семинара «Использование игры в социо-игровой технологии»
«Мастер – класс для участников семинара по теме :
«Использование игры в социо-игровой технологии »
ЦЕЛЬ : мастер-класса : обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
ЗАДАЧИ :
Познакомить участников мастер -класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии .
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии .
Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Актуальность данной темы :
Такой является социо-игровая технология в которой основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества , реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуальна цитата Вячеслава Михайловича Букатова, автора одной из книг по социо–игровым технологиям : «Делать условия обучения дошкольников более человеческими и более соответствующими особенностям их психики помогают не столько инновации (которые для воспитателей частенько являются «котом в мешке» , сколько самые что ни на есть известные и испытанные «дедовские способы» .
Соответствовать данному утверждению нам помогает социо-игровая технология представленная Е . Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым, в которой основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.
Социо-игровая технология организует занятие как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая » ) и одновременно в каждой из них;
Социо-игровую технологию используют как на занятиях , так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Данная технологии ставит перед собой такие задачи :
помочь детям научиться эффективно общаться;
сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в
основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
Общение детей в рамках данной технологии организую в три этапа :
на самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение я обучаю дошкольников.
Плюсы социо-игрового стиля :
- Отношения : «ребенок-сверстники» ;
Педагог является равноправным партнером;
Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями
указаний педагога;
Дети самостоятельны и инициативны;
Дети сами устанавливают правила игры ;
Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих) ;
Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
- Социо -игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и
неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Практическая часть мастер-класса . Она включает проигрывание педагогами различных игр и игровых упражнений из вышеперечисленных групп :
Сейчас я вас познакомлю с одним из приемов социо-игровой технологии «Волшебная палочка» .
Для этого нужен любой предмет, который вы захотите использовать . Я буду использовать волшебную палочку . Я передаю вам волшебную палочку, и прошу вас ответить, во что вы любили играть в детстве.
Ответы участников .
А теперь я попрошу вас выполнить второе задание, возвращая палочку обратно объясните почему вам нравилась именно эта игра.
Сейчас я показала вам прием, а вы озвучили «Золотые правила» социо-игровой технологии .
«Золотые правила» социо – игровой технологии
(по В. М. Букатову)
1 правило : используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников» . Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
По цвету волос, глаз, одежды;
Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
Кто на каком этаже живет;
Четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;
Найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;
Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.
2 правило : «Смена лидерства» . Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.
Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило : обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы : в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
4 правило : Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры , которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 правило : ориентация на принцип полифонии : «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток» .
Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
1. Игры -задания для рабочего настроя.
2. Игры для социо -игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро
возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем . В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат .
Для практической применимости «Золотых правил» социо–игровой технологии , я предлагаю вам немного побыть в роли детей и сыграть со мной.
Мне нужно чтобы вышло 6 человек. Вам нужно сложить буквы так чтобы получилось название сказки.
Игра «Оживление» нужно не говоря ни слова, показать сказку.
-Используя эту игру , мы применили следующие правила : двигательная активность, работа в малых группах, неограниченное место проведения, творческая активность.
Следующая игра для создания рабочего настроя «Кто быстрее»
Цель : координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Возможные фигуры :
треугольник;
птичий косяк;
Обсуждение :
Трудно было выполнять задание? В чем заключалась трудность?
Что помогло при его выполнении?
Информацию по социо-игровой технологии можно найти на сайте авторов «Открытый урок –openlesson».