Социометрическая методика «Два домика. Исследование межличностных отношений дошкольников: особенности

(по Т.Д. Марцинковской)

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: Лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования студент индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.



Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Вариант Б

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

Тест предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться ученику, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.

Инструкция: “Сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?.

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам.

Оборудование: На столе стоят два макета домиков. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Ход исследования:

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

(Образец бланка социоматрицы прилагается.)

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов

Количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

  • “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
  • “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).
  • “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
  • “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
  • “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.

(Образец таблицы прилагается.)

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

  • Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
  • Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
  • Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7

Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы , которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-«мишени», что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг - это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг - зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг - зона изолированных - это те, которые не получили ни одного очка.


Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Помогайте ребенку определить сферу его интересов. Действуя в той области, которая ему хорошо знакома, ребенок приобретает уверенность, а это основа лиде рства!


Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция : «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

Вконтакте

Изучение особенностей межличностных со своими сверстниками – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достаточно надежные и , необходимо использовать комплекс методик, дополняемый наблюдением за поведением детей в естественных условиях их пребывания в (в игре, на прогулке, на занятиях, в режимных моментах).

С целью предупреждения конфликтности и эмоциональной напряженности в группе результаты исследования не должны разглашаться детям и родителям. Педагог-психолог может предоставить информацию о характере межличностных отношений дошкольников только воспитателям, которые работают в данной группе.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

Цели: определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий.

Материал: листы бумаги с изображением двух домов, один из которых красивый, другой – страшный (рис. 1, 2), карточки с именами детей группы.

Рис. 1 Рис. 2

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красивый домик принадлежит тебе. В нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в страшном, некрасивом домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в плохом домике».

После завершения процедуры выбора в ходе исследования межличностных отношений дошкольников педагог-психолог спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого. Ответы записываются.

Если группа состоит из 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе более 16 ребят – 5 выборов. Если ребенок не хочет никого выбирать, не стоит настаивать на принятии им решения.

межличностных отношений дошкольников. Полученные ответы нужно занести в таблицу (матрицу), в ней фамилии детей располагаются в алфавитном порядке. Одним словом, воспитанники получают порядковый номер, который сохраняется и для других вариантов исследования.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Пять домиков» 1

Цель: выявление у каждого ребенка предпочтений в общении с детьми в группе ДОО.

Материал: лист бумаги с изображением пяти домиков.

Инструкция: «Посмотри на картинку. Перед тобой – пять домиков. Давай расселим всех твоих друзей в группе по этим домикам. Все они одинаковые. Но есть одно условие – в разных домиках живут разные дети.

В первом – красивые, которые хорошо одеваются, ходят в красивой одежде и всем нравятся, как они выглядят.

Во втором – умные, которые много знают или умеют что-то делать.

В третьем – послушные, которые хорошо себя ведут, на них не ругаются, и воспитательница часто хвалит их и ставит в пример.

В четвертом – интересные и веселые.

В пятом – сами со всеми дружат, делятся игрушками и принимают в игру.

В одном домике могут жить сразу несколько человек, но один человек в нескольких домиках жить не может.

Как ты думаешь, в каком из домиков поселить каждого из твоих друзей?»

Ответы, полученные в ходе исследования межличностных отношений дошкольников, фиксируются. Обработка и интерпретация проводятся аналогично методике «Два домика».

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика исследования эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим (Н.И. Ганошенко)

Цель: экспресс-диагностика сферы общения ребенка (4–9 лет), его эмоциональных отношений к себе, значимым взрослым и сверстникам.

Материал: бланк с нанесенными силуэтами девяти домиков, которые расположены на пространстве листа определенным образом, набор карандашей или фломастеров (должно быть не менее трех цветов).

Бланк к методике «Разноцветные домики»

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________

Дата обследования ___________________________________________________

Инструкция: «Представь, что эти домики находятся на полянке. Пока в них никто не живет. Ты можешь выбрать для себя любой из них. Какой ты выберешь?.. (Рядом с домиком, на который показал ребенок, можно поставить пометку «Я» .) Кого из ребят группы (своих родственников, знакомых) ты поселишь в этих домиках?.. Покажи, кого в какой домик ты поселишь… (В зависимости от конкретной ситуации следует по очереди называть ребенку родных и близких. ) В какой из домиков ты поселишь маму... папу... бабушку... дедушку... сестренку (братишку)... воспитательницу (любое лицо, в отношении которого следует выяснить характер отношений )?..»

Обработка и интерпретация результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольников. Каждый персонаж из списка оценивается: по пространственному расположению домика, который для него выбрал ребенок (1–З балла); по предложениям в цветовом оформлении домика (от 1 до неограниченного количества баллов); по количеству и направленности контактов общения (от 1 до неограниченного количества баллов). На основании этих показателей можно судить об отношении к персонажу, выраженности потребности в общении ребенка с ним и установлении контактов.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Вернисаж» (О.Н. Колесникова)

Цели: изучение особенностей отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, определение статусного места в группе.

Материал: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, рамки для рисунков, кнопки для крепления рисунков к стене.

Инструкция: «Давай сегодня поиграем в художников. Нарисуй, пожалуйста, портреты ребят твоей группы – тех, кого захочешь. И свой портрет тоже...» По окончании рисования ребенку задаются следующие вопросы: «Есть еще кто-то, кого бы ты хотел нарисовать? Нарисуй» – при положительном ответе дается дополнительное время на рисование и затем проводится обсуждение (Кто изображен на портрете? Кто не нарисован? Почему?). После обсуждения педагог-психолог предлагает: «А теперь давай устроим выставку твоих рисунков, как у самых настоящих художников. Ты можешь сам выбрать для своей картины какое угодно место на любой из стен нашего кабинета, на любой высоте от потолка до пола. А я помогу тебе их прикрепить, если ты захочешь. Сначала помести на стену твой собственный портрет… (Затем крепятся портреты детей группы .)»

Возможен иной вариант проведения данной методики. В группе дети рисуют каждый свой портрет. Затем каждый ребенок самостоятельно устраивает выставку рисунков в кабинете педагога-психолога согласно инструкции.

Обработка и интерпретация результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольниковпроводятся аналогично методике «Два домика».

Исследование межличностных отношений дошкольников: методики «Я в детском саду» (М. Быкова, М. Аромштам), «Моя любимая группа» (Е.И. Русина) 2

Цели: определение степени эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду, его отношения к другим детям, воспитателям.

Материал: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: «Ты давно ходишь в детский сад, в свою группу. Каждое утро тебя встреча ют воспитатели. Пока мама и папа на работе, ты проводишь целый день в детском саду и занимаешься самыми разными делами. Нарисуй, пожалуйста, один день из жизни твоей группы в детском саду. Рисунок можно назвать “Моя любимая группа”».

Отказ от рисования на предложенную тему указывает на негативное отношение к группе, а тема, выбранная ребенком, является важным источником информации, т. к. определяет область эмоциональной компенсации.

Для того чтобы результаты, полученные в ходе данного исследования межличностных отношений дошкольников, были объективны и достоверны, необходимо повторить его спустя некоторое время.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Необыкновенное дерево» 3

Цель: определение эмоциональной близости, взаимоотношений между членами семьи, среди членов детского коллектива.

Материал: бланк с рисунком дерева, цветные карандаши (рис. 3).

Рис. 3

Инструкция: «Посмотри, на этом листе ты видишь дерево с человечками. Найди среди них себя и ребят из детского сада (свою семью), раскрась каждого цветом, который ему больше всего подходит».

Обработка результатов в ходе исследования межличностных отношений дошкольников. Необходимо отметить, кого первым выделил ребенок в рисунке: себя, кого-то из родных взрослых, друзей и т. д. При этом особое внимание уделить тому, какую позицию занимают ребята группы (члены семьи) по отношению к ребенку (расстояние, поза, цвет). Чем выше помещает себя ребенок на этом дереве, тем выше его самооценка. Чем выше он размещает членов своей семьи, друзей, тем лучше к ним относится и тем большей значимостью они обладают в его глазах.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Краски в подарок на день рождения» (Е. Панько, М. Кашляк)

Цель: диагностика структуры детской группы, характера отношений в ней между сверстниками.

Материал: фломастеры синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного, серого цветов.

Инструкция: «У каждого человека один раз в году бывает день рождения, его праздник. В этот день обычно приходят гости, поздравляют, дарят подарки. К кому из детей твоей группы ты хотел бы пойти на такой праздник? Можно выбрать троих. А теперь посмотри на эти фломастеры. Какой из них ты хотел бы подарить каждому из этих детей?»

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Секрет» (Т.А. Репина)

Цели: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия.

Материал: три картинки или три игрушки.

Инструкция: «Сегодня все дети твоей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки (игрушки), которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе – ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки (игрушки) детям своей группы? (Получив положительный ответ, педагог-психолог продолжает .) Тогда выбери, пожалуйста, картинку (игрушку), которая тебе больше всех нравится. Кому из детей своей группы ты хочешь ее подарить? Почему?»

Чтобы исключить возможность сговора, ребенка провожают в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, педагог-психолог выявляет детей, которые ничего не получили, и кладет им одну-две картинки (игрушки), а затем приглашает всех для получения подарков. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.

Исследование межличностных отношений дошкольников: методика «Почта» (Е. Антони, Е. Бине)

Цель: изучение особенностей взаимоотношений ребенка с коллективом сверстников, со значимыми людьми.

Материал: атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта» – поч товая машина, сумка почтальона, маленькие коробочки в виде почтовых ящиков; изображения или маленькие фигурки людей, небольшие конвертики с написанными на них фразами.

Инструкция: «Давай поиграем в почтальонов. Ты знаешь, кто такой почтальон? Чем он занимается? (Ответы ребенка по необходимости дополняются педагогом-психологом. ) Я хочу предложить тебе роль почтальона. Это письма, которые почтальон должен вручить адресатам (при этом перед мальчиками ставится игрушка – машина, груженная почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами; пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, педагог-психолог продолжает… ) Обычно письма посылают друзьям, родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет ребятам из твоей группы (твоим маме, папе, бабушке – называются все члены семьи ребенка ). Выбери фигурки, которые будут изображать ребят твоей группы (твою маму, папу, бабушку и других членов твоей семьи; отобранные фигурки остаются на столе в поле зрения ребенка, каждой ставится коробочка – «почтовый ящик» ). Посмотри, к нам пришел Незнакомец (педагог-психолог ставит на стол фигурку Незнакомца и поч товый ящик для него ). В почтовый ящик Незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем ты не захочешь передать никому из своих друзей (родных )».

Если ребенок раскладывает письма в каждый ящик чисто механически, то педагог-психолог может спросить его после прочтения «адреса» (короткой фразы на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».

1 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Два домика».

2 Возможные варианты темы «Мой друг (подруга)», «Я с товарищем (подругой) в детском саду».

3 Модификация А.Ю. Кремляковой методики «Дерево с человечками».

Опыт общения ребёнка со взрослым является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднён, под влиянием взрослого у ребёнка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки.

Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

    сообщение ребёнку сведений о его качествах и возможностях;

    оценка его деятельности и поведения;

    формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребёнок впоследствии будет оценивать себя сам,

    побуждение ребёнка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

Опросник для родителей (воспитателей)

Цель: определение отношения ребёнка к чужому взрослому

Если отмеченная особенность поведения характерна для ребёнка, соответствующее утверждение оценивается в1 балл, если нет -0 баллов.

    Разговаривает с воспитателем или другим значимым для него взрослым только тогда, когда находится с ним наедине или после некоторых усилий «разговорить» его.

    Лжёт из боязни;

    Очень бурно переживает, плачет, обижается, если ему делают замечание;

    Слишком тревожен, чтобы быть непослушным;

    Любит, чтобы к нему проявляли симпатию, но никогда не просит о ней;

    Никогда не приносит взрослому и не показывает найденных им вещей;

    Здоровается с воспитателем только тогда, когда тот обратит на него внимание;

    Не подходит к взрослому по собственной инициативе;

    Никогда не просит о помощи;

    Легко становится нервным, краснеет, если ему задают вопрос.

Оценка результатов

10 – 7 баллов у ребёнка серьёзные трудности в общении, обусловленные негативными переживаниями по поводу контактов с чужим взрослым.

6 – 4 баллов – трудности в общении могут быть обусловлены не отношением к взрослому,а конкретной ситуацией (не отвечает на вопрос воспитателя из-за страха, что другие дети будут над ним смеяться.) или недостатками воспитания.

3 –1 балла – скорее всего это проявления отдельных индивидуальных особенностей ребёнка, с которыми нужно познакомить учителя до начала школьного обучения.

Тест «Два домика». (социометрия для дошкольников)

Цель: определение взаимоотношений ребёнка со сверстниками.

Методика проведения. Для проведения теста нужен лист бумаги с нарисованными двумя домиками. Один большой – красного цвета, другой меньше – черного цвета,Этот рисунок создают на глазах ребёнка.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик твой, в нём много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь, А в чёрном домике игрушек нет совсем, Подумай и скажи. Кого из детей своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в чёрном домике.» Записываются имена детей в каждом домике отдельно,

Контрольный вопрос: «Не хочешь ли ты поменять кого-нибудь местами, не забыл ли ты кого – нибудь».

Анализ результатов

Подсчитывается число выборов, которые получил каждый ребёнок в красном домике (за каждый выбор +1) и число выборов отрицательных за чёрный домик (за каждый выбор –1), Затем из большего числа вычисляют меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – набирают социометрические «звёзды», это внешне привлекательные, уверенные дети, лидеры в играх, авторитетные среди сверстников.

+1 до +3 (выборов со знаком «минус» нет) – дети, предпочитающие общение с ограниченным кругом постоянных друзей, при этом с другими детьми почти не конфликтуют, а в своей группе могут быть лидерами.

-2 до +2 (сумма складывается из «плюсов» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко конфликтные дети, легко вступают в игру, но также легко ссорятся, часто обижаются и обижают других.

0 баллов (выборы со знаком «плюс» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, как правило это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками. Скорее часто болеющие и недавно пришедшие дети.

-1 и менее баллов – эти дети, которых отвергают сверстники, нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены к другим, нередко внешне они мало привлекательны, или имеют ярко выраженные физические дефекты.

Особое внимание следует обратить на детей, которые основную массу сверстников отправляют в чёрный дом. Причиной могут быть закрытость, конфликтность, негативизм.