Талантливые дети. Знаки и идентификация детей. Вы талантливые дети когда-нибудь вы сами приятно

Цели урока:

Проведение в форме брейн-ринга обобщающего занятия по теме “Чрезвычайные ситуации природного характера”, развитие познавательного интереса , осознание проблемы опасности стихийных ЧС для жизнедеятельности человека, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.

Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.

Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

^ I.Объявление темы и целей урока:

Сегодняшний урок я начну словами французского философа Жан Жака Руссо:

"Вы талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению".

Тема брейн – ринга - «Стихия любая нам нипочем!»

Вопрос №1

В школьном толковом словаре иностранных слов найти значение слова «стихия».

Вопрос№2

Из перечисленных бедствий выбрать те, которые относятся к природным стихиям (землетрясение; авария; ураган, смерч,буря; эпидемия;наводнение; вулкан;обвал;катастрофа; пожар; снегопад; засуха; снежная лавина; оползни.)

^ II.Задания к теме « Землетрясение»:

Вопрос №1

О какой природной стихии идет речь в данном стихотворении? Аргументируйте свой ответ.

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.

Сотрясенье земли унесло города…

Все оковы небес разомкнуться смогли.

Свел разгул сотрясенья суставы земли,

Сжал он бедную землю в такие тиски,

Что огромные скалы разбил на куски…

Вопрос №2

Землетрясения - это подземные толчки и колебания земной поверхности , возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Доказано, что некоторые животные способны почувствовать приближение землетрясения гораздо раньше людей. Случаи, когда животные или птицы своим необычным поведением предсказывали наступление той или иной катастрофы, в наши дни все чаще и чаще обращают на себя внимание ученых. Животные, птицы и рыбы являются своеобразными биопредвестниками природных катаклизмов.

Из представленных животных выбрать тех, которые предчувствуют землетрясение и рассказать о их поведении перед стихией. (корова, курица, лошадь, змея, кошка, собака,овца, кролик).

*********Интересный факт!

За три недели до землетрясения полностью высохло озеро в городе Энсхи провинции Хубэй, которое находилось в 560 км к востоку от эпицентра. За день до землетрясения в зоопарке города Ухань зебры стали биться головой о заграждения, слоны - трубить, львы и тигры - обеспокоенно бродить по клеткам в полдень, вместо того чтобы мирно спать. Ровно за пять минут до первых толчков по всему Китаю кукарекали петухи.

Вопрос №3

Из представленных приборов выбрать тот, который служит для обнаружения и регистрации сейсмических волн (компас, флюгер, анемометр, сейсмограф, гигрометр).

*********Интересный факт!

Первый сейсмограф появился в Китае в 132 году. Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане во времена династии Хань. В большом сосуде (диаметром 180 см) он поместил маятник, который мог качаться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены по краям сосуда. Когда толчок землетрясения заставлял маятник качнуться, шарик выпадал из пасти дракона и попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. В этот момент прибор издавал звук, извещая наблюдателей, что произошло землетрясение. В зависимости от того, в рот какой из жаб попал шарик , можно было определить, в каком направлении оно произошло. Прибор работал так хорошо, что мог обнаруживать удаленные землетрясения, не ощущавшиеся самими наблюдателями.

Современные сейсмографы представляют собой сложные электронные устройства. В них используется свойство инерции. Главная часть сейсмографа - инерционное тело - груз на пружине. Этот груз подвешен к кронштейну, который жестко закреплен в твердой горной породе и поэтому приходит в движение при землетрясении. Барабан с бумажной лентой также прикреплен к корпусу сейсмографа. Когда почва колеблется, груз маятника отстает от ее движения. Сейсмические волны регистрируются пером на движущейся бумажной ленте. Запись сотрясений почвы называется сейсмограммой. Ежедневно сейсмографы регистрируют на Земле более тысячи землетрясений.

Вопрос № 4

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.

На карточке среди цифр, букв и буквосочетаний найти фразу, касающуюся землетрясения и его последствия:

Вввч ччнннеееууы оллзшдьти 33399 9ььисвонпаврол мммпппаанекуцысит орпаеншщд б 87766тт ппавчяууггззддввввввввввддддддддддддддддддддд

11 марта 2011 год. Япония. Самая мощная в истории страны серия подземных толчков, самый сильный из которых достиг 8,9 баллов. Землетрясение привело к смещению оси вращения Земли почти на 10 см, тысячам человеческих жертв и вызвало значительные разрушения. Ооооооолллллл 5555999 ссссччавыцццд55555 %%%%%ьььщщдп 00ыыфф21546жжжжввввфффффьььььююююю333333300000000000000дд

Вопрос №5

Выбрать из предлагаемых вариантов ваши действия и определить их очередность: « Если землетрясение застало вас дома….»

*отключить газ, электроприборы,загасить открытый огонь;

*добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов;

* держаться подальше от окон , зеркал, неустойчивой мебели;

*не выбегать на лестницу,не пользоваться лифтом;

* не паниковать, помочь тем, кому необходима помощь.

^ III.Задания к теме « Вулканы»:

Вопрос № 1

Как звали Бога в данной легенде? Аргументируйте свой ответ.

Жил- был на свете Бог. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Агора стояла прямо посреди моря. Когда Бог работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели камни,огонь и пепел. « Он работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилище, не засыпало пеплом сады и поля. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть на честь этого Бога.

Вопрос № 2

Узнать природное явление. Подчеркнуть слова, словосочетания и предложения, характерные для данной стихии.

Огромная гора сотряслась от страшного грохота. Мрачная черно-серая туча дыма и пепла поднималась грибом над ее вершинами. Туча росла, росла, закрывая собой небо. Десятки молний пытались разорвать ее на части, но туча от этого , казалось,только густела и разбухала. Из самой верхушки горы время от времени вырывались огненные столбы,и раскаленный каменный дождь осыпал склоны. В огромной чаше с крутыми склонами, убегающими вниз, яростно пылала красно-оранжевая пасть «чудовища».В ней что-то беспрерывно урчало и булькало,словно невидимый великан полоскал горло. Вдруг в его пасти что-то ослепительно вспыхнуло, загрохотало,и огненный столб с диким ревом устремился вверх….

Вопрос №3

Создать модель действующего вулкана и объяснить его строение.

Строение вулкана.

Область в верхней части мантии, где находится магма, называется магматическим очагом.

Канал, по которому магма выводится на поверхность, называется – жерлом.

Воронка на вершине вулкана - кратер (похожа на колодец или чашу)

Вырвавшаяся на поверхность магма, остывая, превращается в лаву.

При застывании лава образует натеки самой причудливой формы, образуя вулканический конус.

Вопрос №4

Найти ответ в предложенных энциклопедиях «Есть ли вулканы на других планетах?»

Вопрос №5

Распределить по группам: 1) последствия извержения вулканов; 2) значение вулканов.

Последствия извержения вулканов:

Земля на многие км покрывается пеплом;

Раскаленные вулканические бомбы и лава могут вызывать пожары , сжигающие леса, поля и поселения;

В тучах удушливых газов не редко погибают люди, звери и птицы;

Стихийным бедствием становятся грязевые потоки, которые образуются при быстром таяние ледников, покрывающих высокие вулканы, они несутся вниз с огромной скоростью, сметая все на своем пути.

Значение вулканов:

Вулканы поставляют бесценные сведения о внутреннем строении Земли.

Биологи на примере вулканов пытаются воссоздать последовательность заселения Земли живыми организмами.

Археологи, раскапывая, погребенные под вулканическим пеплом города, могут многое узнать о прошлом.

Человек использует энергию вулканов и продукты их извержения:

а) вулканический пепел - прекрасное удобрение,

б) вулканический туф – строительный материал,

в) внутреннее тепло вулканов используется для обогрева жилых помещений и теплиц.

^ IV.Задания к теме « Ураганы и смерчи»:

Вопрос №1

О чьих проделках идет речь в газетной заметке? Аргументируйте свой ответ.

В январе 1968г. В городке Юнг (Швеция) произошел необыкновенный случай, единственный в своем роде в истории хоккея. В тот день проходил напряженный матч. В разгар игры, когда страсти на стадионе накалились до предела, удивленные зрители увидели, как вратарь одной из команд вместе с воротами поднялся в воздух. Повисев некоторое время на высоте нескольких метров, и вратарь,и ворота упали на землю. Голкипер остался жив, но, естественно, очень испугался. Оказалось, это были проделки…

Вопрос №2

Соотнести иллюстрации и их определения.

Ураган - ветер разрушительной силы и значительной продолжительности. Это атмосферный вихрь больших размеров со скоростью ветра до 120 км/ч, а в приземном слое до 200 км/ч.

Буря – длительный, очень сильный ветер со скоростью более 20 м/с, наблюдается обычно при прохождении циклона и сопровождается сильным волнением на море и разрушениями на суше.

Смерч – атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности Земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. Существует не долго, перемещаясь вместе с облаком.

Торнадо- это гигантский столб вращающегося воздуха, который стремительно движется над землей и втягивает в себя все, что попадает ему на пути.

Цунами - это длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме.

Конечно, в цунами лучше всего не попадать - если смотреть имеющиеся цунами на фото, и оставшихся после него разрушений, можно понять , что от этого явления требуется держаться подальше.

Но, если вы находитесь в районе, где есть опасность возникновения цунами, мы предлагаем вам несколько рекомендаций по правильному поведению.

Если вы краем уха услышали о возможном возникновении цунами, или чувствуете толчки, и т.д., поверните регулятор громкости на вашем радио, чтобы быть в курсе событий, и сразу услышать предупреждение о цунами.

Услышав предупреждение, немедленно поднимитесь на возвышенность, на крышу дома и пр., а лучше всего постарайтесь покинуть опасную зону и останьтесь в безопасном месте.

Держитесь подальше от пляжа. Никогда не идите на пляж, чтобы полюбоваться на цунами, даже если прогнозы говорят, что волна будет очень невысока. Поверьте, даже если вам очень хочется сделать фото цунами, лучше скачайте их из интернета, не стоят они вашей жизни. Помните - если вы можете увидеть волну, вы подвергаете себя высокому риску , и лишаетесь возможности бежать от опасности.

Вопрос№4

Из предложенных детских книг найти сказку, в которой сказочную героиню перенесло в другую страну сильным ветром. Как звали эту сказочную героиню и кто является автором этой книги?

Вопрос №5

Составьте проект действий в ситуации, когда ураган (буря, смерч) застал вас в здании.

*Включить радиоприемник для получения информации комиссии по чрезвычайным ситуациям, спокойно послушать и понять,что надо делать дальше.

*Отойти от окон и занять безопасное место у стен внутренних помещений, в коридоре, у встроенных шкафов, в ванных комнатах, туалете, кладовых, в прочных шкафах, под столами.

* Погасить огонь в печах, отключите электроэнергию, закрыть краны на газовых сетях.

*Для защиты от летящих обломков и осколков стекла использовать листы фанеры, картонные и пластмассовые ящики.
* По возможности, взять с собой документы , медикаменты,запас продуктов и воды и спуститься в заглубленное укрытие, в убежище, в погреб и т. п.

*Стараться находиться рядом со взрослыми и не потеряться.

V.Итог урока:

Чтобы вдруг не настигла стихия,

Не накрыла внезапно беда,

Мы должны принять меры такие,

Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,

Пред стихией нельзя отступать,

Солидарность с гражданской защитой

Вам поможет с бедой совладать.

В любой стране, какой бы не был у неё уровень экономического развития, рождаются талантливые дети , которые с самого раннего детства по развитию намного опережают своих сверстников.

В нашей стране тоже немало таких талантливых детей. Возможно, они не так известны во всём мире, как зарубежные талантливые дети, но это нисколько не умаляет их одарённости и способностей.
Правительство России подготовило проект Закона о создании реестра одарённых и талантливых детей страны.

Критерии отбора самых талантливых детей уже выработаны, это будут призёры заключительных этапов различных олимпиад, победители интеллектуальных и творческих конкурсов, юные спортсмены и другие талантливые дети, обладающие выдающими способностями. Для нашей страны такие дети, не повод для сенсационных статей. Этот закон принимается для того, чтобы поддерживать и развивать их природные таланты. Вот только некоторые из наших российских талантливых детей:

Поэтесса и актриса - это не такое уж редкое явление у взрослых женщин. Но у Ники вышел сборник стихов «Черновик», когда ей было всего 9 лет. Этот сборник имел тридцатитысячный тираж и был переведён на 12 языков. Примерно в это же время Нику приглашают сниматься в кино, она с успехом сыграла в нескольких фильмах, а в последствии был снят фильм об этой удивительно талантливой девочке «Ника Турбина. История полёта».

Этот мальчик в 10 лет выдвинул гипотезу о том, что является причиной возникновения «серебристых облаков» и причём, вполне жизнеспособную, над которой учёные всего мира бьются вот уже много лет. Естественно, что астрономию в школе, в свои 10 лет, Андрей ещё не изучал. За свою гениальную гипотезу Андрей Хлопин был занесён в Книгу рекордов Гиннеса.

В свои 12 лет он обладает многими творческими талантами. Он прекрасно рисует для театра, танцует, отличный пианист, а музыкальные классические произведения исполняет на шести языках. Афанасий участник многих международных музыкальных конкурсов, и неоднократно занимал на них призовые места. Этот юный москвич не только крайне талантлив, но и не равнодушен к чужой беде, он постоянно выступает на различных благотворительных концертах, организуемых для сбора средств на лечение тех, кто сам не в состоянии заплатить за него.

Талантливые дети - это далеко не всегда ученики престижных столичных школ и гимназий. В провинции, где уровень образования считается ниже, чем в крупных городах, учатся и добиваются успеха талантливые от рождения дети. Выпускник петрозаводской школы обошёл своих заграничных сверстников из 40 стран мира на Международной географической олимпиаде iGeo, где получил золотую медаль. Причём, все задания были на английском языке, ответы тоже нужно было давать на английском. Егор участвует уже не в первой олимпиаде, позади три всероссийские и одна международная. Сейчас Егор студент географического факультете МГУ.

Данил Харитонов. Этот талантливый мальчик тоже из провинции. Он родился в Южно-Сахалинске, и уже в пять лет уверенно играл на фортепиано, в семь - выступал перед публикой в составе оркестра, в восемь лет завоевал главные призы на двух международных конкурсах, в десять - получил «Золотого Щелкунчика» на престижном музыкальном «Щелкунчике». Сейчас Данилу 16 лет, и его можно назвать не только серьёзным, но и известным музыкантом, он выступает со знаменитыми музыкальными коллективами: с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского, с «Виртуозами Москвы», с оркестром Мариинского театра, выступал в нью-йоркском Карнеги-Холле, стал финалистом 15-го Международного конкурса им. Чайковского. В 2014 году ему было доверено нести олимпийский огонь на московском этапе эстафеты.

Обучаясь в одиннадцатом классе, Даниил параллельно занимался математической темой об исследовании алгоритмов. Учитель математики помог Даниилу оформить и отправить его работу на всемирный конкурс научных и инженерных достижений Intel ISEF. За победу боролись более полутора тысяч подростков из 70 стран мира, все присланные работы оценивали учёные из лучших вузов мира и Нобелевские лауреаты. А всё-таки престижную премию Grand Award, которую называют малая Нобелевская премия получил наш российский школьник, и не только премию, но и известность в научном мире, как талантливый математик.

Ещё учась в музыкальной школе по классу духовых инструментов, мальчик начал участвовать в музыкальных конкурсах и никогда не покидал ни одного из них без приза. Его саксофон просто завораживал зрителей. В пятнадцать лет он стал победителем ХV международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». В финале мероприятия, которое проходил в концертном зале им. Чайковского, Гиорги исполнил музыкальное произведение «Маленький Чардаш» в сопровождении симфонического оркестра Московской филармонии. В конце выступления юного артиста, весь зал, как по команде, встал и зрители стоя аплодировали, не скрывая своего восхищения талантливой игрой Гиорги. Маленький музыкант ещё только в начале своего творческого пути, всё у него впереди, и мы, наверное, не раз ещё услышим об этом, одном из плеяды талантливых детей России.

Ещё малышом Миша научился играть в шахматы, поражая родных, таким необычайным для маленьких детей, интересом к этой сложной интеллектуальной игре. С возрастом росло и мастерство юного шахматиста, в 14 лет он стал вторым в рейтинге Всемирной шахматной федерации ФИДЕ в своей возрастной категории. В 15 лет Михаил уже мастер спорта, а в 16, это было в 2013 году, - самый юный гроссмейстер России.

Талантливые дети России проявляют свои таланты в самых разных областях знаний, спорта, творчества. У маленькой сибирячки Даши из Красноярска творческие способности проявились ещё в младших классах школы. Её статьи публиковали не только в школьной, но и в муниципальных газетах. Став постарше, она участвовала и занимала призовые места в различных всероссийских журналистских конкурсах. Трудно представить, что школьница смогла взять интервью у редактора телевизионной программы НТВ «Их нравы», профессионального западного журналиста Йена Фрейзера, но у Даши с детства не только талант журналиста, но и журналистская предприимчивость.

В 2014 году Дарья написала и отправила на десятый всероссийский конкурс им. Владимира Мезенцева «Юные журналисты России» статью-репортаж о приюте для бездомных животных, который самостоятельно организовала простая жительница Красноярска. Многих трогающая тема вкупе с талантливым изложением, и Даша заняла первое место в этом конкурсе, в номинации «Репортаж». Вскоре, в этом же году, она стала призёром ещё одного, не менее известного, всероссийского конкурса «Проба пера - 2014». После школы Дарья не изменила своему призванию, сейчас она студентка факультета журналистики МГУ.

Это краткая информация только об нескольких талантливых российских детях, их, по всей России, конечно, гораздо больше. Талантливые дети - достояние нации, главный ресурс развития страны и одно из её главных богатств.

Если ваш ребенок, по-видимому, обладает передовыми естественными способностями или развитым развитием по сравнению с другими детьми, он может быть идентифицирован как одаренный и талантливый.

Будучи одаренным и талантливым: почему это хорошо

Для одаренных детей обучение важно для благополучия. Самым большим преимуществом вашего ребенка, которого можно назвать одаренным и талантливым, является то, что он помогает вам понять потребности вашего ребенка в обучении.

Когда вы понимаете его потребности в обучении, вы можете искать лучшие способы их поддержки. И, поддерживая потребности вашего ребенка в обучении, вы поддерживаете его общее благополучие и развитие .

Например, хорошо, что некоторые одаренные дети начинают школу рано, тогда как другие лучше начинают с обычного возраста.

Умеренно одаренный ребенок может преуспеть в классе с другими детьми своего возраста, если его учитель может дать ему более сложную работу в течение большинства дней. Но высоко одаренным детям понадобятся возможности обучения, которые на два или несколько лет опережают класс.

Если ваш одаренный ребенок идентифицирован рано, он может начать пользоваться возможностями для изучения. Ранняя идентификация может помочь вашему ребенку:

  • получить правильные возможности обучения в области ухода за детьми, дошкольного или школьного образования;
  • начать развивать таланты в своих областях естественных способностей;
  • избегайте некоторых проблем, как скука дома, дошкольного учреждения или школы.

Одаренные и талантливые дети: знаки и идентификация

Психолог образования говорит, что он может помочь получить официальную оценку, когда одаренный ребенок приближается к школьному возрасту, чтобы помочь школьному плану для образовательных потребностей ребенка.

Если ваш ребенок демонстрирует признаки одаренного и талантливого, его можно определить формально или неофициально. Иногда неофициальная идентификация может привести к формальной идентификации позже.

Формальная идентификация одаренных детей

Один из способов получить официальную идентификацию — это взять ребенка к образовательному психологу для тестирования IQ и отчета о потребностях в обучении.

Ищите психолога с опытом определения талантливых детей. Вы также можете проконсультироваться со школой ребенка, чтобы узнать, может ли школа организовать IQ-тест.

В тестах IQ стоит отметить, что результаты тестов могут быть более надежными для детей в возрасте старше шести лет. Кроме того, дети быстро растут и быстро меняются. Это означает, что результаты теста IQ вашего ребенка через четыре года могут отличаться от результатов за шесть лет.

Другой способ получить официальную идентификацию — посмотреть результаты вашего ребенка на стандартизованные тесты грамотности или счета. Если у ребенка очень высокие результаты, вы можете договориться с учителем, чтобы поговорить о результатах.

Плюсы и минусы формальной идентификации

Формальная идентификация хороша, если вам нужны результаты теста IQ для подачи заявки на участие в одаренной программе или для раннего входа в школу.

С другой стороны, если вам нужно заплатить за тест IQ самостоятельно, это может стоить несколько сотен долларов. И тесты IQ измеряют интеллектуальные способности. Они не могут измерить творческие, социальные или физические способности.

Неофициальная идентификация одаренных детей

Неофициальная идентификация означает ведение записи о поведении вашего ребенка с заметками о любом продвинутом развитии и достижениях.

Эта запись может включать:

  • детские дошкольные или школьные отчеты;
  • рисунки ребенка, письменные и другие работы;
  • вопросы и интересы ребенка;
  • комментарии о развитии вашего ребенка — например, от вашего врача общей практики или детской и семейной медицинской сестры;
  • комментарии от и друзей, которые знают вашего ребенка.

Плюсы и минусы неформальной идентификации

Неофициальная идентификация хороша, если ваш ребенок — малыш или дошкольник.

Это также лучший вариант, если вы считаете, что ваш ребенок одарен творчески, социально или физически, потому что тесты IQ не измеряют эти способности. Некоторые родители любят неофициальную идентификацию, потому что это может дать хорошее представление о способностях своего ребенка.

Неофициальная идентификация низкая в стоимости, потому что вы можете самостоятельно записывать информацию о поведении ребенка, о продвинутом развитии и достижениях.

Общение с ребенком о подарках и талантах

Вы знаете своего ребенка лучше всего, поэтому вы будете знать, как рассказать ребенку о его естественных способностях и когда. Ключ к тому, чтобы ваш одаренный ребенок чувствовал себя принятым и любимым за то, кто он.

Некоторые родители рассказывают детям об их естественных способностях как части повседневной жизни. Другие отвечают на вопросы ребенка, но не делают этого.

Какой бы подход вы ни выбрали, вам все равно придется объяснять так, как понимает ребенок.

Это может помочь ребенку узнать, что не все одинаковы. Хотя есть разница между тем, что может сделать ваш ребенок и что могут сделать другие, у других детей есть свои сильные стороны. Знание об этих различиях может облегчить для вашего ребенка возможность сочетаться и ценить других.

Когда ребенок идентифицирован как одаренный: ваши чувства

Если ваш ребенок идентифицирован как одаренный и талантливый, вы можете почувствовать:

  • удивлен или взволнован о будущем вашего ребенка;
  • ответственный за и даже заботящийся о удовлетворении потребностей вашего ребенка в обучении;
  • что вы знаете, почему ваш ребенок другой.

Если вы считаете, что ваш ребенок одарен, так как он был ребенком или малышом, вы успели привыкнуть к этой идее. Если это стало для вас неожиданностью, может потребоваться время для настройки. Возможно, вам будет полезно поговорить о своих чувствах с тем, кому вы доверяете.

Это нормально чувствовать себя изолированным от других родителей-детей того же возраста. И также часто не говорить о возможностях ребенка с другими родителями, потому что вы обеспокоены тем, что люди будут думать, что вы хвастаетесь.

Я представляю вашему вниманию выступление на тему: Способные, одаренные, талантливые дети».

Для того, чтобы разобрать все эти основные понятия выстроим такую цепочку: способности - одаренность - талант.

I Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности... Способности не даны от природы… большое значение для их развития имеют ЗАДАТКИ. Способности могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности..."

Способность имеет сложную структуру, в основе которой совокупностьпсихических качеств личности. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, педагогическими, литературными и другими способностями. Способные дети не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на их незаурядность. Оно заключается в оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Работать с такими учащимися интересно и трудно: они требуют особого подхода на уроке.

И все таки: какого школьника можно считать способным?

  1. Он рано научился читать, считать, писать
  2. Легко запоминает и пересказывает
  3. Умеет рисовать
  4. Поет или играет на музыкальном инструменте

II. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым.

Одаренность -это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности. Слово одаренность происходит от слова дар . Все одарённые дети учатся легко и быстро.

Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Отечественные психологи выделяют следующие особенности одаренных детей: - яркое воображение; - способность к нестандартному восприятию; - интуиция; - любознательность - оригинальность; - конкретность мышления.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Различают одаренность в:

  1. В практической деятельности:
  1. В познавательной деятельности:
  1. В х удожественно –эстетической деятельности:
  1. В к оммуникативной деятельности:
  1. В духовно-ценностной деятельности

Более подробно виды одаренности представлены у вас в буклетах.

Кроме достоинств американский психолог Б. Карне отмечает проблемы одаренных детей:

  1. Стремление к совершенству.
  2. Ощущение неудовлетворенности.
  3. Нереалистические цели.
  4. Сверхчувствительность.
  5. Потребность во внимании взрослых.
  6. Нетерпимость.

Подробно ознакомиться с проблемами одаренных детей вы так же можете в буклетах.

По многим наблюдениям реальная педагогическая практика научилась определять лишь три категории одаренных детей.

Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.Они обладают высокой продуктивностью умственной деятельности. Являются источниками новых и оригинальных идей.

К второй категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»)У них все всегда получается. Их оценки - «отлично» по всем предметам.

Третья группа одаренных – дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности.(одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

III.Талантливый ребено к – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

Разная формула способностей определяет талантливость ребенка. Талант - это возможность реализации системы способностей. Во многом эта реализация зависит от условий, в которых находится развивающаяся личность. И очень часто бывает так, что талант угасает, не имея возможности развиться и засиять.

Различия талантливости детей проявляются в направленности их интересов. Кто-то становится великим математиком, кто-то физиком или биологом. Дальнейшее развитие комплекса их способностей происходит в конкретной деятельности.

Понятие «талант» произошло от греческого слова «talanton», и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Мы видим, что способность и одаренность являются некими ступенями к таланту и характеризуют нестандартного ребенка, не такого как все.

Талантливые, способные и одаренныедети зачастую находятся в замкнутом пространстве своей одаренности. У них другой взгляд на мир, другие ощущения себя в мире, что затрудняет степень его встраивания в систему общественных отношений. Эти дети нуждаются в особом педагогическом внимании, как со стороны родителейтак и учителей.

Итак, термины "способный", "одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей.

Понятие "способный" определяется как "годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный»,

а в понятие «талантливый" подчеркиваются природные данные человека.

Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.


Подписи к слайдам:

Способные, одаренные, талантливые дети. Не все дети талантливые, но все способные…

Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности.

Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения определенной деятельности.

Особенности одаренных детей яркое воображение; способность к нестандартному восприятию; интуиция; любознательность; оригинальность; конкретность мышления. Одаренный ребенок - тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Виды одарённости В практической деятельности; В познавательной деятельности; В х удожественно –эстетической деятельности; В к оммуникативной деятельности; В духовно-ценностной деятельности. Проблемы одаренных детей: Стремление к совершенству; Ощущение неудовлетворенности; Нереалистические цели; Сверхчувствительность; Потребность во внимании взрослых; Нетерпимость.

Категории одаренных детей I категория – дети с высоким показателем по уровню общей одаренности. I I категория – «академическая одаренность». I II категория- дети, достигших успехов в каких либо областях деятельности (музыканты, художники, спортсмены, математики).

«Талант» (« talanton »), и означает выдающиеся способности в какой-либо области. Талант- это возможность реализации системы способностей.

Термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляется как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Способный – годный к чему либо или склонный, ловкий, пригодный Талант – природные данные человека

“ К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...” Спасибо за внимание



Умственное развитие детей порой способно удивлять. Каждое дитя неповторимо, но если понаблюдать, можно заметить достаточно много черт, характерных для детей, чье умственное развитие своеобразно и присутствует одаренность. Такие дети в общении со сверстниками и взрослыми, а также в познавательной деятельности выделяются в определенной степени.

Талантливые дети - особенности познавательного развития

Особое внимание следует уделить тем качествам, которые отличают детей талантливых от их сверстников, условно называемых нормальными детьми. Знание этих особенностей порой просто необходимо, для правильного построения процесса образовательного и часто важно для педагога, воспитателя, родителей. Впервые особенности мышления и поведенческие характеристики талантливых людей начали выделять историки и биографы.

Это было наличие высокого интеллекта и любознательности, стремление выделиться, раннее созревание и развитость не по годам - умственное развитие ребенка на высоком уровне. Нравственны и критичны. Серьезны и честны. Настойчивы и обладатели сильной воли. Труженики, прекрасно переносящие одиночество. Каковы они? Особенности познавательного развития талантливого ребенка? Давайте рассмотрим их.

Талантливые дети любознательны

Прежде всего талантливых детей отличает именно любопытство. Это любовь к познанию, берущая свое начало от любопытства. А само любопытство является жаждой нового, своеобразная интеллектуальная стимуляция, определяемая как жажда к "умственному впечатлению".

Образно говоря, любознательность - следующая ступень развития познавательной потребности. Для становления любознательности важны умственные способности, чувства и мотивы. У большинства детей любопытство не становится любознательностью а их поисковая активность является эпизодической и весьма неустойчива.

Отличительной чертой талантливого ребенка является именно любознательность, которая проявляется на разных возрастных этапах. Любознательность - её становление, зависит от эмоций, ведь эмоции являются индикатором наличия потребностей и степени удовлетворения этих потребностей. Умственно одаренные дети получают большое удовольствие от умственной нагрузки, также, как спортсмены получают наслаждение от физической нагрузки.

Следует заметить, что без такой формы психического отражения, как воля - нет целостного восприятия самой любознательности. Если вы хотите вырастить талантливого ребенка, важно, чтобы любопытство переросло своевременно в любовь к знаниям - любознательность, а сама любознательность - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность. И сверхчувствительны к проблеме

В развитии талантливых детей можно заметить склонность удивляться и находить проблемы и противоречия даже там, где иным все кажется ясным и очевидным. Сверхчувствительность к проблеме важна в любой творческой деятельности и определяется, как качество самостоятельно мыслящей личности.

Это качество отличает ребенка, который не может удовлетвориться иным поверхностным решением вопроса, который ищет, несмотря на существующее мнение, за которым стоит авторитет. Развитие данной способности связано с умением ребенка менять точку зрения на проблему. Именно это качество часто обеспечивает прорыв к ранее неизвестному. Надситуативная активность талантливого ребенка

Здесь речь пойдет о стремлении к углублению в проблему. Для талантливого ребенка решение задачи само по себе не означает конец работы. Это новая работа и новое дело. Это качество талантливого человека использовал и известный физик Эрнест Резерфорд, когда отбирал молодых работников. Каждому новому претенденту он давал задание. И если выполнив задание сотрудник приходил и спрашивал что ему делать дальше - его увольняли. В команде оставался лишь тот, кто решая задачу не останавливался а занимался продолжением развития дела.

Однажды А.Энштейна спросили, в чем он видит различие между собственным интеллектом и интеллектом другого человека. "Если люди ищут иголку в стоге сена, - ответил он, - то большинство из них останавливается, как только ее найдут. Но я продолжаю поиски, находя вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку". Логическое мышление высокого уровня

Были проведены разнообразные исследования, с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Но единого ответа так и нет. Различные специалисты говорят порой противоположные вещи. Существует несколько позиций в проблеме соотношения интеллекта и креативности, что было выявлено В.Н. Дружининым на базе большинства отечественных и зарубежных специалистов:

Первая не разделяет эти функции; вторая базируется на утверждении, что между интеллектом и креативностью может существовать пороговое отношение - для проявления креатива нужен интеллект не ниже среднего уровня - "нет глупого креатива", но может быть "нетворческий интеллектуал"; третья гласит, что интеллект и креативность являются независимыми

Испытывают интерес к дивергентным задачам

Выявление талантливых детей задача не из легких. Маленькие творцы в свою очередь не боятся дивергентных задач. Это задачи, имеющие в своем решении несколько и даже множество правильных ответов. Люди, у которых отсутствует склонность к творчеству и исследовательскому поведению, как правило, предпочитают решать задачи, имеющие определенные и ясные алгоритмы решения и лишь один верный ответ. Ситуации неопределенности их

Раздражают.

Талантливый ребенок не боится решать дивергентные задачи. Способность их решать - важнейшее условие успеха в творческом процессе: научном поиске, создании произведений искусства, работе руководителя, предпринимательстве. Талантливые дети существенно отличаются от сверстников повышенным интересом именно к дивергентным задачам, предпочитая их заданиям конвергентного типа. Оригинально мыслят

Умение выдвигать новые и спонтанные идеи, которые отличаются от широко всем известных. Проявляется эта особенность у талантливых детей в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. В характере и тематике рисунков, сочинении историй, конструировании и различных иных видах деятельности ребенка.

Большинство специалистов считают оригинальность мышления одной из основных особенностей мышления творческого ребенка. Однако существует еще один способ творчества - разработка и усовершенствование уже существующего. Если первый способ приветствуется в творчестве научном и техническом, то второй способ важен в художественном. И гибко мыслят

Это способность легко и быстро находить новые стратегии решения. Высокий уровень гибкости мышления явление редкое, собственно, как и противоположность - ригидность мышления.

Гибкость мышления связана как правило с богатством и разнообразием прошлого опыта талантливого ребенка (и умения, и навыки и объем знаний) но полностью не определяется лишь им. Но в ходе специальных исследований было доказано, что решающим фактором, содействующим развитию данной интеллектуальной характеристики является не столь опыт, сколь методы его усвоения. Присутствие продуктивного мышления

Это качество уже звучало при характеристике креативности. Его обычно определяют, как способность к генерированию большого числа идей. Качество данное очень близко к предыдущему, но характеризует несколько иную грань талантливости. И чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них более оптимальных, спосоставления, развития.

Обилие идей является с одной стороны основной, а с другой стороны - необходимой предпосылкой творчества. Большое количество идей характерно для одаренного ребенка как ответ на проблемную ситуацию. Также замечено, что легкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов на талантливого ребенка. Стереотипы же приобретаются в процессе усвоения опыта (знаний, умений и навыков) и часто напрямую диктуются его содержанием.

Многие ученые считают данное качество второстепенной характеристикой творчества. Но несмотря на это гении показывают недюжинную продуктивность. К примеру, Моцарт создал более 600 музыкальных произведений а Бах писал по целой кантате в неделю. Легкость ассоциирования

Выражена наиболее явно в способности находить аналогии там, где они в принципе не усматриваются, в умении найти путь к решению проблемы с использованием различного рода информации, которая на первый взгляд кажется посторонней. Возможным это может стать, лишь в случае видения связей между разными явлениями, событиями, которые далеки по содержанию.

Талантливый ребенок может намного продуктивнее обычных сверстников воспринимать связь и отношения между предметами, событиями, явлениями и даже концепциями. Эти связи могут быть и непривычными и нетрадиционными, что в свою очередь является основой творчества. Лёгкость ассоциаций проявляется и в способности находить обычные и простые и сложны аналогии и в этоге на этой основе создавать нечто новое. Склонность к прогнозированию

Одаренные творчески люди могут обладать способностью к прогнозированию. Это качество достаточно редкое. Оно включает в себя интуицию, воображение, способность к глубокому анализу. Для многих же людей характерен презентизм мышления - они не могут представить будущее и прошлое качественно отличимым от настоящего. В принципе способность к прогнозированию свойственна всем детям.

Психологи отмечают, что человек, который решает мыслительную задачу в какой-то мере прогнозирует искомое будущее решение. А у одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется на разные проявления реальной жизни: это и прогнозирование последствий не слишком отдаленных во времени событий, до возможности прогнозирования социальных явлений.

Способность к подобного рода "таланту" во многом зависит от степени развития вышеописанных качеств личности: и склонности к задачам дивергентного типа и гибкость мышления, легкость генерирования идей, простота и легкость ассоциирования. У них высокая концентрация внимания

Каждый ребенок талантлив по своему. Но сейчас, мы стремимся разобраться - что же объединяет этих детей? Как говорят результаты современных исследований, для маленького талантливого ребенка характерна и повышенная концентрация внимания. Прежде всего, это выражается в высокой степени погруженности в задачу. Затем, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на обработку и восприятии информации.

Такой ребенок может справиться с долговременной задачей. Именно это качество становится причиной трудностей у талантливого ребенка в условиях массового обучения. Такие дети способны концентрироваться на проблеме настолько глубоко, что их сложно в итоге переключить на что-то иное. И прекрасная память

Среди многочисленных качеств талантливого ребенка специалисты непременно отмечают хорошую память. О возможностях памяти одаренных детей сложено немало легенд. Однако, на бытовом уровне, в семье, даже в школе можно столкнуться с противопоставлением памяти и мышления, эрудита и мыслителя.

Ум и эрудированность не следует путать, поскольку это совершенно разные вещи. Дети, обладающие склонностью к хорошему запоминанию любят классифицировать, систематизировать - опыт, идеи. Делать записи, вести серьезные дневники. Иногда коллекционировать. Любят оценивать

Талантливый ребенок способен и любит оценивать. Эта функция как структурный элемент одаренности рассматривается многими специалистами. Склонность к оценке является производной критического мышления. Она и предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности и конечно, понимание личных мыслей, поступков, действий и мыслей и поступков других людей. Умение оценивать может обеспечить самодостаточность, самоконтроль и уверенность одаренного ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях. И что

Талантливые дети могут осознавать масштаб своих мыслей, своих достижений. Но порой их суждения поражают и удивляют окружающих его людей. К примеру, Льюис Кэррол вряд ли смог бы предположить, что войдет в число самых известных и одаренных людей мире не как ученый, а как автор детских сказок.

Дети способны развиваться и способны давать нам новые решения на уже старые и наболевшие проблемы. У каждого из них есть талант, прежде всего - талант любить и становиться важным в жизни малыша должны не только родители но и все те люди, которые соприкасаются с его жизнью.

Беречь ребенка и создавать для него необходимые условия - вот задача родителей. Вовремя определив нестандартность мышления ребенка, его превосходную память и склонность к оцениванию и планированию действий, заметив его интерес к решению дивергентных задач, стоит задуматься и возможно выбрать для малыша подходящую систему обучения и развития.