Традиционные изделия из соломы. Плетение из соломки: Изумительно теплые работы. Картины из соломы.

1. Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Пшеничная соломка также пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

2. Заготавливай соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезай у самой земли. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.

Из большого числа женщин, которые сегодня занимаются вышивкой и изготовлением кружев, есть несколько названий. Их продукция является иллюстрацией современных достижений этой области творчества. Кристина Цейлук из Лейпцига на Бебже, а также из Сувалки: Барбара Грюбош, Эмилия Буткевич, Ядвига Вигналь, Элюбета Бжозовска, Кристина Вашкевич.

Когда ей было 10 лет, она сделала первую салфетку - она ​​научилась вязать крючком бабушку и маму. В возрасте 12 лет она узнала вышивку ричелье. Тогда все, что она видела, было вязано, она сшила. Его работы представлены на ярмарках, ярмарках, конкурсах. Создатель в течение 10 лет является членом Народного клуба.

3. Суши солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается.

4. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним.

Она родилась в семье с традициями. Бабушки тканые ковры, разноцветные двойные ковры, полотенца. Мама тоже соткала - ковры, тротуары, сумки, все на ферме было необходимо. Миссис Кризия помогала всем: бабушка наматывалась на катушку, мама пробивала нитки через упряжь. От моей матери она также научилась рисовать пасхальные яйца, как в районе Сувалки - расплавленный пчелиный воск, так называемый.

Она начала вышивать крошечные кусочки материала, позже она купила 0, 5 м льняного полотна, и все больше и больше вышивки начали появляться. Сегодняшние создатели вышивают ступеньки, кружки, большие скатерти, большие скатерти. Он очень талантливый создатель. Он также участвует в проведении ритуальных семинаров для целых семей.

5. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируй по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств.

6. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине.

Когда она училась в начальной школе, мать ее кузины научилась вязать свитера. Мой отец вязал сосновый лес с «спящим». Все время вдали от школы и работы проводилось на рукоделии. Вязание крючком начиналось с перчаток, которые его учил его отец. Он очень талантливый и творческий создатель, недавно занимавшийся также ритуальным искусством: «Мои работы украшены домами моих сестер».

Люди с ранних времен нуждались в материалах для шитья одежды. Уже в неолитические времена записываются первые простые так называемые. Вертикальные ткацкие мастерские для производства простых материалов. Потребность в одежде - одна из самых старых потребностей человека.

7. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погрузи в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замочи её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому залей горячей водой и, прижав гнётом, выдержи до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не оставляй солому в воде продолжительное время, чтобы она не почернела.

Несомненно, и в Кшивце, уже населенной в неолитические времена, женщины должны были иметь ткацкую мастерскую, на которой они делали материалы, необходимые для шитья одежды. Разумеется, с годами и ближе к настоящему времени цеха ткачества были усовершенствованы, но письменные источники не сохраняют информацию по этому вопросу.

В нем говорится, что вы фольга. Если была фольга, для производства ткани требовалась шерсть. Поэтому важно полагать, что в то время количество овец, выращенных в нашей области, должно было быть достаточно большим, чтобы удовлетворить потребности в сырье для производства ткани.

8. Вынув из воды, заверни соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.

9. Если осталась неиспользованная солома – просуши её. Впоследствии её снова можно будет использовать.

Технологии и виды плетения

Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.

В более поздние времена, в различных документах, больше не было фольги в Кшивце. Это не означает, что промышленность не существовала в местности, но трудно объяснить обстоятельства, которые не спасли на эту тему. По-видимому, термин «черная зона» также затронул наших предков. Возможно, семинары были в пригородах или в прилегающих районах. Среди них было искусство белья. Поэтому они должны были изготовить холст в своей мастерской или купить его у людей, которые его произвели. Производство холста и, следовательно, культивация конопли и льна должны были быть значительными в Кшивце и прилегающей территории, как это было в Блех-Блич, который находился над рекой Каминка.

Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками. Толщина жгута зависит от размера изготавливаемого изделия, объем которого формируется в процессе плетения. Жгутом, укладываемым по спирали, наращивают объем в высоту, одновременно сужая его или расширяя. Поэтому формы изделий, выполненных в технике спирального плетения, как правило, округлые, шарообразные или цилиндрические, в основании – круглые или овальные.

Это место предназначено для сжигания холста. Замачивая в воде и сушат на солнце, холст отбеливается. Никакая информация не была сохранена, так что на ней есть какие-либо дополнительные устройства. Возможно, более точное проникновение в приходские книги предоставит больше информации о ткачах-ткачих.

Это, похоже, не большое производство, но оно, безусловно, удовлетворяло местные потребности. Большая часть центра Кшивцы была занята еврейским населением, которое занималось торговлей. Было несколько магазинов. Лезвия, в которых вы могли купить все виды материалов. Тканые мастерские, однако, были хорошими, но их производство предназначалось главным образом для беднейших слоев населения, проживающих в нашей области.

Рис. 1. Спиральное плетение: а – начало плетения; 6 – соединение жгута бечевкой; в – приспособление для контроля за толщиной жгута; г – окончание плетения; д – челнок для стягивания жгутов.

Плетение любой емкости начинают с середины дна. Несколько тонких стебельков, сложенных вместе, обматывают бечевкой и свертывают в маленькое кольцо (а). Обмотав кольцо несколько раз бечевкой, постепенно скручивают вокруг него оставшуюся часть жгута. После каждого оборота иголку подсовывают под очередной виток бечевки, расположенный на предыдущей спирали (б). С увеличением диаметра выплетаемого круга расстояния между витками бечевок увеличиваются, поэтому, чтобы дистанция между витками была все время более или менее одинаковая, время от времени делают “холостые” обороты бечевки вокруг жгута, подцепляя после этого иголкой нужный виток бечевки. Чтобы укладываемый жгут был достаточно прочным, его необходимо постоянно скручивать в одном направлении. Нужно также следить за тем, чтобы толщина жгута была всегда постоянной, вовремя добавляя новые пучки соломы. Толщину жгута удобно контролировать с помощью металлической или пластмассовой трубки (в). Заканчивая работу над каждым изделием, остаток жгута подрезают так, чтобы он плавно переходил к тонкому концу (г). После этого его обматывают бечевкой, и соединение жгута становится почти незаметным. Чтобы сплести ручку или ажурный просвет в стенке сосуда, жгут обвивают лентой на протяжении 4-7 см и затем прикрепляют к предыдущему ряду так, чтобы образовалась дуга. Можно повторить этот прием по всему ряду, а следующий ряд прикреплять к образовавшимся дужкам. Последний виток спирали оплетают лентой (бечевкой), как обычно, а затем, возвращаясь назад, заплетают просветы. Если жгуты обматывают не очень толстыми бечевками или суровыми нитками, то вместо иглы удобно использовать специальный деревянный челнок. Его вырезают из твердой древесины березы, груши, яблони, бука. На челнок наматывают довольно большой запас ниток, и это дает возможность оплетать соломенный жгут практически беспрерывно (д).

Наибольшее достижение в текстильной промышленности - сын раввина Кшиштофа Липа Галлера (на фото дальше). Эта компания также была основным экспортером холста и льняных изделий на европейский рынок. Затем, после Первой мировой войны, в результате изменения экономического климата, он начал производить хлопковое нижнее белье. В то же время у него были самые современные машины для производства хлопковых материалов.

В межвоенный период в Кшивце не было цехов плетения. Они функционировали в других муниципалитетах, таких как Бах. Может быть, где-то в другом месте, но информации об этом нет, пока нет никакой информации. У них было два семинара, которые работали, когда они разговаривали и удовлетворяли потребности холста, окружающего население. Но когда они жили в Кшивце, они редко сплетали полотна, но они производили тротуары. Неоднократно, как маленький мальчик, мне нравилось наблюдать, как мистер Михаль в аккуратном маленьком движении взбивал лодку по ниткам основы и делал кусок тротуара.

Укладывая жгуты спирально в одной плоскости, получают плоские круги различного диаметра, которые могут служить подставками, ковриками. Если необходимо сплести блюдо, чашу или глубокую корзину, то в процессе плетения каждый очередной виток жгута увеличивают или уменьшают в зависимости от формы. Желая сделать стенки сосуда цилиндрическими, жгуты одинакового размера наращивают по вертикали вверх. При увеличении диаметра каждого очередного витка сосуд расширяется, а при уменьшении – сужается.

Первоначально, деформация была из льняной или нитевидной нити, и были добавлены полосы разных цветов. Нити не производились на местном уровне, а покупались у сторонних производителей. Были разноцветные полосатые дорожки. Во времена 80-х годов, когда в Пшемысле начал функционировать бархатное производство, вырезки, произведенные во время производства, использовались как для варпа, так и для переплетения. Такие тротуары родились к началу года. После политических изменений, когда магазины были полны ковров и тротуаров для такого производства, спрос не требовался.

Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой. Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом. Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу. Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину. Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

В производстве тротуаров и в незначительном ремонте мастерской помог стр. Г-н Михал и Юзеф Трейнисис помнили о сложном искусстве плетения, и их воспоминания можно прочитать, читая материалы, собранные в ссылках ниже. К счастью, много новостей о профессии ткачества было спасено от забвения. Текст и фотографии Петра Хащина.

Фильм из полевого исследования Летней школы народного ткачества, реализованный Мартой Грабан-Бутрин, Каролиной Василькой и Кшиштофом Бутыным. Разговор с братьями Джозефом и Михалом Трауницким и миссис Данута Эливинска. Юзеф Трауницкий и его брат Михал занимались ткачеством с самых ранних лет. Они происходят от Хуты Бруски, где они родились, и теперь живут в Кшивце.

Рис. 2. Прямое плоское плетение: а – полотняное, б – диагональное.

Плоские плетенки. Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения. По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

И он попал в армию в Грузию. Ткачество было сделано дедом, отцом и братьями Трауницки. В доме была ткацкая мастерская, которая от имени жителей соседних деревень на ткацком станке носила холст. Как единственная лаборатория в этом районе, она собрала множество заказов, поэтому она была вовлечена в работу со всей мужской частью семьи.

Мы были молодыми и старше, и мы должны были подготовить этот материал, эти катушки. И у нас было много кошек, поэтому мышам не приходилось так, чтобы они не кусали его, потому что кто следующий? Из-за этого мы с ним справлялись. Это было полное обслуживание для нас. Это стоило того, потому что оно было настолько массово импортировано, что мы не отрицали нас, только, пожалуйста, примите это. И принять его, и вам нужно его получить. Это мы пошли, и это был именно их праздник, потому что они были точно такими же украинскими деревнями.

Рассмотрим процессы выполнения следующих плоских плетенок: трехконцовки, четырехконцовки, пятиконцовки, шестиконцовки, “зубатки”.

При плетении всех этих плетенок нужно соблюдать общепринятые правила:
– брать для плетения среднюю, равномерную по всей длине часть стебля соломины;
– соломины подобрать разной длины, чтобы они не кончались одновременно;
– плести плотно, так как при высыхании соломы плетение слабеет;
– наращивание следующей соломины производить после того, как заплетен стык предыдущей;
– наращивать соломину, вставляя один конец в другой, либо накладывая один конец на другой на 2 см, либо зацепляя путем расщепления стебля;
– загибы краевых соломин фиксировать точно под нужным углом, проглаживая их сильным движением пальцев;
– плетенки из отдельных соломин плести от себя, держа выплетенную часть на коленях;
– толстые плетенки можно плести к себе, предварительно закрепив соломины на столе;
– законченную плетенку прокатать деревянной скалкой до ее высыхания, чтобы она стала ровной и плоской.

Было Рождество, и мы были там. Этот большой суп из фасоли «жасмина». И тогда мы могли бы ткать в течение долгого времени, но варп должен был бежать. Потому что это была самая важная деформация. И позже мы научились вращаться, теперь мы можем спать. На этой карусели варпа раздалось волнение, шестнадцать струн, шестнадцать нитей.

Будь на мешках, на листах, на листах или кафтанах. Кафтанцы были за крестьянами. Война была решена братьями Трауницки, которые, кроме Михала Трауницкого, перестали работать в ткацкой мастерской. Затем он поехал в Латвию и умер, старшая из четырнадцати. Теперь они не разворачивают людей только в магазине, который они уже покупают на катушках. Сильные нитки и такие срезанные шкуры или разные цвета таких разнообразных свитеров, и он также соткан в цвете. И тогда покрытые им были тюки, они были тротуарами этого супер, потому что это хорошее перо, выглядит красиво.

Для плетения трехконцовки (рис. 3) используют две соломины. Соломину 1 располагают горизонтально, а соломину 2 – под углом 45° к ней (а). Затем концы соломины 2 сгибают под прямым углом друг к другу (б). Соломину 1 сгибают, в свою очередь, под прямым углом к соломине 2, расположенной справа (в). На следующем этапе соломину 2, расположенную слева, сгибают по линии, идущей под углом 45°. Затем соломину 2 справа сгибают также под углом 45°, перехлестывая находящийся в середине другой конец этой же соломины (г, д). Начиная с этого места, все операции плетенки трехконцовки повторяют в том же порядке.

В цвете он сделал это, кроме того, он не горел. На верхней части печки был камин и печь. Снег был, кто огонь в снегу? И он уже откуда-то приехал, потому что там он жил, и этот горячий стул с этой курткой выбросил из окна в снег на поле. И мы будем спать здесь, и там горит крыша.

Но тот факт, что есть те пешеходные дорожки, что пол не загорелся. Работать в ткацкой мастерской и прятать нитку было непросто. Физическое усилие вызвало боль в спине, а пыль пряжи затрудняла дыхание. Семинар, на котором был сложен холст, принадлежал дедушке Михаила и Иосифа.

Рис. 3. Плетенка-трехконцовка.

Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения. Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой – вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г). После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.

Но поскольку он сделал что-то, ему не разрешили это сделать, он не пропускал нитку. Потому что там есть такая эстакада. Он откуда-то пришел и: «Ты уже толкнул пальцы». И что он умер, и эта мастерская была и с тех пор началась. Папа переехал сюда в Кржиццу. И после того, как двое сделали, папа позже стал старше, и только мы храпели. Это то, что он катится, вот и все, это гребешок, это шаттл, это вал, есть второй вал.

Шестнадцать и шестнадцать - тридцать два, нет? ГД: Как это происходит от этого головастика на этих колышках? Это белье или вы купили какой-нибудь другой? Потому что это похоже на то, что человеческая пряжа не пропала даром. И вам нужно хорошо ударить, и вам нужно соответствовать нити. Варп сильнее и тоньше, а по теме может быть хуже, настолько толще. Здесь должны быть тонкие нити основы.

Рис. 4. Плетенка-четырехконцовка.

Пятиконцовка (рис. 5) получается несколько шире.
Вариант I: Заплетают ее, взяв в руки три соломины. Соломины 2 и 3 огибают одновременно вокруг соломины 1 так, чтобы между их концами получился прямой угол (I – а, б). Соломину 1 сгибают влево и подсовывают под соседнюю соломину 3 (I – б). Затем сгибают соломину 3 с левой стороны, располагая ее над соломиной 2, и подсовывают под соломину 1 (I – б, в). Соломину 2, находящуюся справа, переплетают с соломинами 3, а соломину 2 (слева) – с соломинами 1 и 2 (I – в, г). Дальнейшее плетение ведется в том же порядке.

И тогда перья были железистыми, и до этого боярышник был таким худым, и обычно он был нитью и слишком смоченным, что он обходил и получал. Все это сделано из нитки. Он был помещен в какой-то пузырь, вытащен и уже окрашен. Для фиксации какого-то уксуса они дали или что-то в этом роде. Держать его во время ходьбы.

Сорнятся в основном из льна и конопли. Шерсть не использовалась для ткани. Шерстяные свитера и носки были известны для вязания. Только шинель была зашита для шитья? Теперь это круто, все распыляется. Свекла должна быть свекла, без сорняков. Кукуруза, которая может быть травой в кукурузе, 10-сантиметровая кукуруза, спрей, трава мертва, растет кукуруза. Затем им пришлось пережевывать его, потому что иначе. Это так зрело, что он сломается, эти утра, останется только волокно. Есть кисть, которая прямая, есть иголки, а затем она не прямая, но совсем другое, что она не решилась быть абсолютно единственным на ней.

Рис. 5. Плетенка-пятиконцовка.

Вариант II: Плетения пятиконцовки начинают, как при заплетании плетенки-четырехконцовки, используя всего две соломины. Их располагают под углом друг к другу (II – а), а затем переплетают, как четырехконцовку (II – б, в). На следующей стадии вставляют в плетенку соломину 3 и, поочередно сгибая крайние соломины, переплетают их с другими, находящимися в плетенке (II – г, д).

Плетенку-шестиконцовку (рис. 6) плетут с помощью специальной булавки, которую сгибают из стальной проволоки. Соломины зажимают булавкой под определенным углом (а) и перегибают в месте ее закрепления (б). После этого начинают переплетать соломины, не беспокоясь, что они рассыплются. Находящуюся в середине соломину 3 переплетают с соломинами 1 и 2 (в). С ними же переплетают также находящуюся справа соломину 3 (в, г). Затем крайнюю слева соломину 1 переплетают с соломиной 2 и двумя соломинами 3 (г, д). В той же последовательности плетут дальше. Когда все соломины будут неоднократно переплетены, булавку вынимают.

Рис. 6. Плетенка-шестиконцовка.

Плетенка-шестиконцовка, как и все другие плоские плетенки, при высыхании перекручивается по винтовой линии. Причем плетенки, состоящие из четного числа соломин, закручиваются сильнее тех, что сплетены из нечетного числа соломин. Поэтому готовые плетенки увлажняют и разглаживают горячим утюгом, а затем сворачивают в рулончики, перевязывают в нескольких местах бечевкой и хранят в сухом месте.

Плетенку “зубатка” (рис. 7) используют для сшивания шляп, сумок, оформления краев изделий, декорирования соломенной скульптуры и т.д. Она имеет зубчатые края, красивый рисунок, проста в исполнении. Плетенка не растягивается, но в то же время способна изгибаться.

Рис. 7. Плетенка “зубатка”.

Начинают плести “зубатку” так же, как и простую четырехконцовку (а, б, в, г). И только на пятой стадии плетения возникает первое различие, когда образуется первый и начинает формироваться второй зубчик. Правый конец соломины 2 просовывают в плетение, огибают вокруг находящейся слева соломины 2 и выводят поверх соломины 1 (д, е). В свою очередь соломину 2, расположенную слева, просовывают в плетение и выводят справа (ж). В результате этих операций формируется второй зубчик. Приступая к формированию третьего зубчика, выведенную справа соломину 2 огибают вокруг соломины 1 (з). Все дальнейшие операции по формированию остальных зубчиков аналогичны предыдущим.

Объемные плетенки. Их объемность достигается способами переплетения и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т.д. Используют эти плетенки в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из соломки, для изготовления украшений (обручи на голову, браслеты, соломенные цветы и т.д.).

Наиболее простой и пластичной объемной плетенкой является цепочка (рис. 8). Ее можно растянуть, сжать гармошкой, выложить в спираль. Заплетается “цепочка” из одной соломины, которую сгибают под углом 45° (а). В результате концы ее окажутся под прямым углом друг к другу (б). Линию сгиба предусмотрительно следует сместить к одному из концов, чтобы они были разной длины и наращивались не одновременно. На следующем этапе плетения левый конец соломины сгибают под прямым углом (в). В свою очередь конец соломки, расположенный справа, тоже сгибают под прямым углом (г). Конец соломки, оказавшийся внизу, сгибают сверху вниз (д). И теперь уже другой конец соломки сгибают под прямым углом слева направо (е). Так делают до получения “цепочки” нужной длины. Наращивание осуществляют простым накладыванием соломин на их окончания.

Рис. 8. Объемная плетенка “цепочка”.

Плетеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них – квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а). Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины, получая таким образом первую спираль квадрата (б – к). Так же выполняют второй, третий и остальные витки. Когда заканчивается соломина, новую вставляют тонкой частью (вершинкой) в комелек кончающейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки (л). Новую соломину огибают вокруг стойки, зажимая конец старой. Закончив плетение, конец оплетки заделывают под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата (л).

Рис. 9. Плетение квадрата.

Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника – это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника – четыре. Поскольку каркас крестовины полностью оплетается соломкой, его можно сделать из проволоки, что очень удобно при закреплении квадратов и многоугольников на стенках деревянных или картонных шкатулок. Квадрат или другая объемная фигура, сплетенная из соломы двух цветов, расположенных в определенном порядке, подчеркивает естественную красоту соломки, создает особый ритм.

Если немного пофантазировать, то из соломки на основе многоугольника можно изготовить множество ярких елочных украшений (рис. 10). При этом крестовины делают из длинных соломин, затем их сгибают и соединяют различным образом.

Рис. 10. Елочные украшения из соломки.

Отделочные плетенки. Они бывают двух видов: плоские и витые. Плетут их как минимум из четырех соломин. Используют для отделки сшитых из плоских плетенок изделий, а также различных шкатулок и коробочек. Отделочные плетенки пластичны, хорошо изгибаются, из них можно выкладывать разные формы, а если вставить в плетенку проволоку, то она сохранит заданный изгиб. Витую плетенку можно выполнить в виде расширяющейся или сужающейся спирали. Этого достигают за счет утолщения каркаса в нужном месте или за счет специальной укладки соломки. Такие плетенки получаются легкими, ажурными. Обычно для отделочных плетенок используют тонкую солому верхней части стебля.

Для плетения плоской плетенки (рис. 11) берут четыре соломины, прочно связывают их концы. Две средние соломины являются как бы основой – ядром, которое оплетают двумя другими соломинами, находящимися по краям. Под средние соломины заводят сначала соломину 1, а затем соломину 2 (б, в). Соломину 1, в свою очередь, укладывают поверх ядра, притягивают сверху соломиной 2 (г) и загибают в противоположную сторону поверх ядра (д). Уже на другой стороне соломину 1 снова притягивают соломиной 2 (е). В той же последовательности ведется и остальное плетение (ж, з). Ширина отделочной плетенки зависит от количества соломин в ядре.

Рис. 11. Плетение плоской отделочной плетенки.

Витую плетенку (рис. 12) закрепляют так же, как плоскую, и начинают плетение. Расположенную справа соломину 1 просовывают между соломиной 2 и двумя центральными соломинами (б). В свою очередь, соломиной 2 огибают конец соломины 1, выводят ее поверх центральных – ядра и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 1 (в). Полученный узел затягивают покрепче и продолжают плетение. Соломины 1 и 2 меняются ролями: теперь уже соломину 2 просовывают между соломиной 1 и ядром, а соломиной 1 огибают конец соломины 2 и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 2 (г). Полученный узел также затягивают покрепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетенка будет равномерно закручиваться по часовой стрелке. Кончающуюся боковую соломину наращивают, вставляя в очередную петлю конец новой соломины. Соединение будет более прочным, если некоторое время переплетать старую соломину вместе с новой. Соломины ядра могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны быть высокопластичными. Для проверки этого качества из партии замоченных соломин берут одну-две и завязывают простым узлом. Если узел получится округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то такой материал вполне годится для плетения.

Рис. 12. Плетение витой отделочной плетенки.

Соломенные бусы делают из отдельных бусин, нанизывая их на нить. Сначала надо потренироваться на бумаге. Берут бумажную ленту шириной 1 см, длиной 15 см. Сгибают полоску семь раз на квадратики и нумеруют их цифрами от 1 до 7 слева направо. Двумя первыми квадратиками складывают треугольник, придерживая их левой рукой, а правой, совмещая под прямым углом верхнюю сторону квадрата 3 с верхней стороной квадрата 2, перегибают ленту по месту сгиба и накладывают квадрат 4 на квадрат 1. Поворачивают фигуру к себе и накладывают квадрат 5 на квадрат 2, затем квадрат 6 – на 3, а 7 – на 4. Бусины выполняют из соломенной ленты шириной 8-10 мм, концы ее заправляют под бусину и обрезают. Для бус одного размера берут ленты одинаковой ширины. Если нужно сделать разновеликие бусы, готовят ленты разной ширины. Делают бусы такой длины, чтобы они свободно проходили через голову (приблизительно 50 бусин); нанизывают их на нить через углы. Освоив основные виды и способы плетения из соломки, можно приступить к изготовлению несложных изделий (салфетки, подставки, корзины, шляпы). Но прежде необходимо ознакомиться еще с приемами сшивания плетенок.

Сшивание плетенок. Изделия из плетенок сшивают вручную иглой или же на швейной машине. В зависимости от назначения изделия выбирают вид плетенки и способ сшивания – встык или уступом.

При сшивании встык (рис. 13) иголкой поочередно зацепляют края сплачиваемых плетенок и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетенки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Встык скрепляются плетенки при изготовлении циновок, ширм, декоративных панно и т.д.

Рис. 13. Сшивание плоских плетенок встык.

Уступом сшиваются плетенки для всевозможных головных уборов, сумок, абажуров и других изделий, показанных на рис. 14. Рассмотрим этот способ скрепления плетенок на примере изготовления шляпы. Для нее потребуется сплести 15-20 м “зубатки”, которую перед сшиванием обязательно нужно увлажнить, тогда она хорошо будет выкладываться по форме и не расщепляться при прокалывании иглой. Сшивают по спирали. Шляпа, как известно, состоит из донышка 2 (рис. 14), тульи 3 и полей 1. Сшивать начинают с донышка. Вокруг конца “зубатки”, отогнутого на 5 см, выкладывают по овалу витки ленты плетенки. На закругленных участках слегка растягивают ее по внешней стороне. Каждый виток накладывают на предыдущий на 1/3 ширины ленты и пришивают. Шить следует нитками под цвет соломки, делая стежки не более 2-3 мм и стараясь размещать их на зубчиках. После того как будет сшито 8-10 витков (размер шляпы 56-58), очередной виток отгибают от прошивки вниз, а последующие витки выкладывают по его периметру и выстрачивают тулью высотой 6-7 см. Чтобы вывести из цилиндра тульи плоские поля шляпы, внешний край десятого витка припускают в длину и отгибают вверх. Для полей достаточно сшить 8 витков. Конец “зубатки” подшивают под предыдущий виток. В процессе сшивания необходимо помнить, что если плетенку припускать – форма изделия увеличится, если натягивать – уменьшится.

Рис. 14. Изделия из плоских плетенок, сшитых уступом.

Таким же образом изготавливают изделия полусферической формы – чашу, блюдо, короб, поднос. Укладывают увлажненную плетенку, изгибая ее по спирали. Каждый новый оборот спирали накладывают на предыдущий с уступом 2-6 мм. Для чаши среднего размера потребуется до 20 м плетенки шириной 10 -12 мм (выплетенной из 7 соломин), для короба с крышкой – не менее 50 м плетенки.

Готовое изделие выравнивают, постукивая молотком по его поверхности или прогладив утюгом через мокрую ткань.

Соломенная скульптура. Искусство соломенной пластики – один из наиболее трудных видов соломоплетения. Кроме ремесленных навыков свободного владения материалом оно требует особого чутья формы, объема, знания художественных особенностей соломки, умения подметить и передать характерные черты изображаемого. Для скульптуры берут верхнюю, более тонкую и длинную часть ржаной соломы. А если фигура крупная, то и весь стебель. Каркас делают из пучка распаренной соломы; конструктивные узлы перевязывают толстыми нитками или проволокой очень туго. Обычно перевязки прикрывают соломенной лентой. Для наполнения объема скульптуры используют бумагу, вату, ткань, для передачи движения и устойчивости – гибкую проволоку. После окончания плетения фигурку оборачивают лентами из мягкой ткани до ее окончательного высыхания.

На рис. 15 показаны этапы изготовления лошадки – традиционного образца народной соломенной пластики. Небольшая фигурка связывается из трех пучков: голова, шея, передние ноги – из первого, туловище и хвост – из второго, задние ноги – из третьего. Гриву и уши делают отдельно.

Рис. 15. Изготовление соломенной лошадки.

Процесс изготовления: 1 – перевязывают длинный пучок соломки с одного конца; 2 – выворачивают его и перевязывают как можно ближе к краю; 3 – делают вторую перевязку, определяя длину головы лошадки; под эту перевязку вставляют ушки, сплетенные из четырех соломин, концы которых изображают челку; 4 – оформляют гриву, завязывая пучки соломки вокруг шеи и подстригая их; 5 – отгибают пучок соломки из второй перевязки вниз почти под прямым углом к голове; 6 – делают передние ноги, разделив и перевязав пучки соломки по два раза – внизу и посередине.

Туловище выполняют из второго пучка, уложив его серединой поверх перевязки между шеей и передними ногами; концы пучка соединяют и закрепляют за шеей. Пучок для задних ног перекидывают поверх пучка-туловища и связывают его внизу, а затем оформляют из него ноги так же, как и передние. Хвост можно оставить пучком или перекрутить его в жгут. Если соломины расщепить и переплести, а после высыхания расплести, хвост будет пышным и волнистым.

Таким образом можно выполнить любую анималистическую соломенную скульптуру, выразительность которой достигается передачей облика животного, соблюдением соотношений длины туловища и его толщины, длины ног к размеру туловища, а также оформлением каркаса декоративными элементами.

Украшают изделие из соломки различными накладными деталями. Это объемные плетенки (ромбы, цепочки, перетяжки, витые жгуты, гармошки и т.д.) и плоские, выложенные узорами. В декоративных целях используют подкрашенную соломку, из ее расщепленных коленцев получаются кисточки, бантики, солнышки и т.д.

Соломенный “паук”. Это подвесная декоративная конструкция, одно из интересных изобретений народного соломоплетения. Собранные из нескольких десятков, а то и сотен соломенных трубочек, “пауки” почти невесомы. Беспрестанно вращаясь под потолком, они мерцают фантастическим золотистым узорным блеском. Тело “паука” – пространственная конструкция, несущая декоративные элементы, похожая на паутину. Для него характерны ажурность, геометризм форм, соразмерность частей. В белорусском соломоплетении наиболее традиционны “пауки” пирамидальной и ромбической форм.

Рис. 16. Изготовление “паука”.

Такие конструкции собираются из отдельных пространственных ромбических элементов (рис. 16). Чтобы связать ромб, сначала нарезают 12 соломин одинаковой длины и толщины. Затем их нанизывают на нить с помощью толстой иглы. Четыре крайние соломины связывают в квадрат, у одной из сторон которого размещают две соломины так, чтобы получился треугольник. Такие треугольники выполняют на каждой стороне квадрата. Первую пару соломин треугольника перекручивают через основание к центру квадрата, вторую пару – от центра, третью – к центру, четвертую – от центра. Когда будет перекручена четвертая пара, оставшийся конец нитки связывают с другим концом. В результате должна получиться плоская фигура с квадратом в центре. Чтобы получить пространственную ромбическую фигуру, нужно поднять вверх второй и четвертый треугольники и связать их вместе, а первый и третий – отвести в противоположную сторону и тоже связать. Для того чтобы соломенные трубочки не разрезались нитью, их следует увлажнить перед сборкой ромбов. Для обеспечения жесткости конструкции в целом можно в основной несущий ромб вдеть гибкую проволоку, углы же остальных ромбов зафиксировать клеем ПВА.

Если хотите создавать красивые поделки своими руками, то плетение из соломки для начинающих поможет осуществить мечту. Как часто хочется сделать что-то интересное, что может привлечь внимание и заинтересовать других! И многие мечтают изменить дизайн своего дома или квартиры, внести новую струю, «изюминку». Зачастую простые картины не всегда приносят столько удовольствия, как предметы домашнего быта, сделанные самостоятельно. Солома - это отличное решение проблем интерьера. Во-первых, работать с материалом полезно и приятно. Во-вторых, это возможность преобразить помещение и подходит для всех стилей!

Старый продукт

Солома - это доступный материал, который подходит для различных произведений. Историки считают, что рукоделие - первое занятие народного творчества. Что же делают из соломы? Корзинки, шляпки, шкатулки, коробочки, кухонную посуду, аппликации. Если в древние времена это было средство к существованию, составляющая дома, то сейчас для многих - хобби. Помимо него, многие мастерицы изготовляют изделия на заказ, которые стоят довольно дорого на современном рынке.

Перед работой материал нужно подготовить. Соломка ржи является основным материалом, потому что она самая высокая и жесткая. Стебель достигает размеров от 40 до 50 см.

Для создания аппликаций нужно использовать овсяную или ячменную соломку, потому что стебли короткие и не подходят для плетения. Но такой материал очень мягкий с красивым оттенком.

Профессионалы готовят ржаную солому во время восковой спелости зерна. Они предлагают срезать материал ножом около корня, а затем раскладывают под солнечные лучи для приобретения золотистого цвета.

Для того чтобы разобраться с основными этапами работы, нужно смотреть разные видео-уроки и читать обучающие книги. Они помогут запомнить движения, научат правильно выбирать инструменты и подготавливать материал.



Из соломы особенно красивыми получаются цветы. Это тот случай, когда цвет не имеет значения. Конечно, они не выглядят как настоящие, но становятся прекрасным украшением для любой квартиры.


Для работы понадобятся:

  • ржаная солома;
  • лента;
  • ткань любого цвета, нити;
  • проволока;
  • бумага и картон (возьмите тонкий);
  • клей ПВА (не карандаш);
  • нож и ножницы;
  • большая емкость;
  • для раствора - аммиак (10%, 1 ч.л.), гидроперит (9 таблеток) и вода (500 мл).

Начинаем мастер-класс с основного.

  1. Для начала сделаем раствор, смешав все ингредиенты.
  2. Налив раствор в емкость, положим туда соломку. Помните, что «готовиться» соломка должна около 6-ти часов. Помешивайте материал, чтобы отбелить соломку. После «мариновки» промываем соломку и начинаем работать.
  3. Возьмите 10 трубочек, разрежьте их. Совет - резать нужно вдоль волокон. Разверните руками материал.
  4. Утюгом проглаживаем полоски, делайте это с внутренней стороны. Такая процедура нужно для выпрямления.
  5. Наклеим полосочки на бумагу клеем. Прижимайте плотно, но не сильно, чтобы не деформировать соломку. Скалкой прокатываем пласт.
  6. После предыдущих шагов делаем из картона трафарет. Накладываем на пласт, рисуя с обратной стороны 12 листиков. Аккуратно вырежьте. Совет - используйте перчатки, чтобы не пораниться. И помните, что нож должен быть острым.
  7. Каждый листик клеем к ткани. Возьмите нитки, обмажьте клеем и приклейте к краям листочков. Оставьте поделку на некоторое время, чтобы подсох материал.
  8. Вырежьте произведение. Нарисуйте на картоне кружок (диаметр 1 см), тоже вырезаем и клеем 6 листиков.
  9. С обратной стороны клеим листики. Помните, что используя клей, оставляйте поделку подсыхать.
  10. Прокалываем серединки цветочков в двух местах, привязывем к проволоке.
  11. Лентой обмотайте проволоку. И вуаля - цветочек готов.
  12. Для букета повторите все шаги. Такое растение можно поставить в вазу, чтобы оно радовало глаз.

Такой результат:


Мир полотен

Винтовое плетение используют для окантовки поделок. Для работы нужно использовать влажные соломинки одного размера и толщины. На схеме показаны этапы работы:

Мастера считают, что в процессе работы могут возникнуть трудности с плетением. Поэтому нужно перевернуть плетево, продолжая работу наизнанку.


Существует много мк по созданию. Шнур нужно плести до необходимого размера. Такой вариант подходит для краев рамок, сумок, аксессуаров, шкатулок. Часто он встречается для петелек и пуговиц. Для поделок винтового плетения нужно использовать соломинки первого сорта, чтобы поделки были качественными и долговечными.

Помимо растений можно делать красивые шляпы.


Они станут дополнением к любому образу. По новинкам моды такой аксессуар становится все популярнее. Создавать поделку легко, но нужно использовать подробную схему, которые есть в интернете. Дополнить головной убор сможет лента или резинка. На все воля фантазии, поэтому мастерица сама решает, как улучшить произведение.

Для того чтобы научиться различным премудростям, можно посмотреть видео. Такие уроки станут настоящим подспорьем в дальнейшем труде. Конечно, с первого раза работы могут быть несовершенными. Профессионалы советуют не отчаиваться, а пробовать творить дальше, совершенствуя свой талант.

Видео по теме статьи

Солома - это строптивый материал. Требует повышенного внимания. Поэтому вдохновляйтесь процессом, получайте удовольствие и творите на здоровье!