Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Эстетическое воспитание дошкольников. К методам относятся

Деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Э. в. ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах. В капиталистических странах эстетические ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетические потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом
«массовой культурой», направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии . Коммунистические и рабочие партии, демократические силы этих стран ведут активную борьбу с примитивизмом и антиэстетизмом в «массовой культуре».
В системе коммунистического воспитания, являясь ее составной частью, Э. в. подчинено всестороннему развитию личности . На основе марксистско-ленинской эстетики, учения об искусстве как форме проявления духовной культуры человечества Э. в. утверждает в народе эстетический идеал, понимание прекрасного, развивает эстетический вкус (см. Вкус эстетический), творческие способности вносить прекрасное в жизнь, строить ее, как отмечал К. Маркс,
«… и по законам красоты» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 42, с. 94).
Прекрасное в жизни — и средство и результат Э. в. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система Э. в. в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.
Важнейшей частью Э. в. является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.
В беседе с К. Цеткин об искусстве в социалистическом обществе В. И. Ленин подчеркивал, что «оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими»
(«О воспитании и образовании», 1973, с. 624). С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль Э. в. в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистической общественной среде, в которой человеческий труд освобожден от рабства и ликвидированы антагонистические противоречия, все более усиливается эстетическая сторона жизни. Художественно-творческое начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетического воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, искусство, литературу, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу. В этих условиях эстетического влияния среды и планомерно организуемого Э. в. действуют как единая система обогащения духовной культуры человека. В СССР, в условиях зрелого социалистического общества, трудящиеся не только получили широкий доступ к эстетическим ценностям, но и стали непосредственными их творцами. Э. в. ведется планомерно, связано с идейно-нравственным становлением личности, формированием ее активных жизненных позиций. КПСС направляет развитие всех видов художественного творчества на участие в общенародном деле строительства коммунизма.
Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка — одна из важнейших задач Э. в. В социалистическом обществе создаются необходимые условия для ее решения, т. к. успешно идут процессы обогащения искусства знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.
«Государство, — записано в ст. 27 Конституции СССР (1977), — заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня. В СССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества».
Э. в. народа активно содействует деятельность союзов творческой интеллигенции — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов работников искусств, литераторов, журналистов и других, оказывающих постоянную помощь в развитии народного творчества, организации художественной самодеятельности трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют театральные общества (См. Театральные общества СССР), хоровые общества, общества охраны памятников истории и культуры (См. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры), Охраны природы общества, различные творческие клубы. Организационно-методическими и творческими центрами художественной самодеятельности являются дома народного творчества (см. Дом народного творчества), дома художественной самодеятельности.
Э. в. в стране ведут многочисленные культурно-просветительные учреждения — Дворцы и дома культуры (среди них — дома культуры учащихся профессионально-технических учебных заведений), Клубные учреждения, Народные университеты, библиотеки . Развитие народного творчества, художественной самодеятельности, формирование эстетического вкуса читателей — важнейшая часть их культурно-просветительной работы.
Э. в. народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами Э. в. стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожественными произведениями литературы и искусства, а также с литературоведением и искусствознанием. Литературная и искусствоведческая критика содействует углублению эстетических понятий и восприятия прекрасного.
Задачам Э. в. служат также Физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений, красоты тела, готовности к труду и обороне. Туризм предоставляет широкие возможности ознакомления с шедеврами искусства, памятниками истории и культуры, расширяет эстетическое восприятие природы, героики труда и боевой славы народа.
Профессиональная подготовка творческих кадров для различных областей искусства ведется в специальных учебных заведениях (см. Архитектурное образование, Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование, Искусств Консерватория, Кинематографии Ленинградское хореографическое училище академическое им. А. Я. Вагановой, Московское академическое хореографическое училище). Клубные

Цели и задачи эстетического воспитания

Эстетическое воспитание способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Определение 1

Эстетическое воспитание – это часть целостного воспитательного процесса, направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать окружающую действительность в соответствии с законами красоты во всех сферах человеческой деятельности .

Методология эстетического воспитания формируется наукой эстетикой. Это наука, исследующая закономерности художественного освоения окружающей действительности индивидом, описывающая сущность и формы отражения и преобразования реальности, описывающая роль искусства в развитии нашего общества.

Результатом эстетического воспитания в школе является сформированное эстетическое сознание и эстетическое поведение учащихся.

Эстетическое сознание представляет собой форму общественного сознания, реализуемую в качестве художественно-эмоционального познания действительности посредством эстетических чувств, оценок, вкуса, идеалов и и выражаемую в творчестве и эстетических взглядах. Важными элементами эстетического сознания являются эстетические чувства.

Замечание 1

Цель эстетического воспитания в школе - научить ребят воспринимать и понимать красоту.

При наблюдении прекрасного в окружающей действительности человек не должен оставаться равнодушным. Важно, чтобы дети научились различать истинную красоту и безобразное.

Эстетическое восприятие порождает определенные эмоции и поэтому в воспитание учащихся должно проходить в благоприятных для формирования эмоциональной сферы условиях. В процессе эстетического воспитания важно сформировать у детей способность к полноценному восприятию произведений искусства. Для этого учащимся требуется теоретическая подготовка. Это имеет особо важное значение при использовании скульптуры, музыки, изобразительного искусства в эстетическом воспитании. Эстетический вкус, сформированные эстетические идеалы, способность давать оценку прекрасному дают школьнику понимание сути прекрасного. Воспринимая прекрасное ребенок должен анализировать его, сравнивать с уведенным ранее. Это есть эстетическое мышление, уровень которого зависит от умственного воспитания, умения мыслить. Параллельно с развитием эстетического восприятия в процессе воспитания у школьников необходимо формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Они должны не просто научиться любоваться красотами природы, произведениями искусства, но и беречь их.

В процессе эстетического воспитания школьникам следует рассказывать и об эстетике поведения, в частности об аккуратности в одежде, манерах поведения, культуре проявления эмоций.

Способы эстетического воспитания

В эстетическом воспитании ребят школьного возраста используют разные источники:

  • произведения изобразительного искусства, развивающие у ребенка восприятие, фантазию;
  • музыку, посредством мелодий, тембра, влияющую на эмоционально-чувственную сферу ребенка и на его поведение;
  • художественную литературу, где основным выразителем эстетики служит слово;
  • театр, кино, цирк, сочетающие в себе элементы многих видов искусств;
  • обсуждение поведения и деятельности учащихся с эстетических позиций;
  • природу;
  • факты и события общественной жизни;
  • привлечение детей к практической деятельности по созданию эстетической обстановки в классе, школе.

Для эффективного эстетического воспитания большую роль играет внеурочная деятельность. В школах необходимо создавать этнографические группы, ансамбли различных направлений, уроки на природе, кружки по разным видам творчества.

Замечание 2

Огромная роль в эстетическом воспитании школьников отводится предметам эстетического цикла, таким как рисование, пение и музыка. На этих уроках школьники не только изучают теорию искусства, но и развивают творческие способности, приобретают практические навыки. Расширять и углублять эстетические знания учащиеся должны иметь возможность во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях, в частности музыкальных и художественных школах, различных студиях.

Важна и роль семьи в эстетическом воспитании школьника. Эстетика в оформлении квартиры, домашняя библиотека, обсуждение телепередач и прочитанных книг в кругу семьи, совместное посещение театров – все это помогает привить эстетический вкус детям.

Эстетическое воспитание

(греч. aisthētēs - чувствующий, воспринимающий) - формирование и развитие у человека способности воспринимать произведения искусства и эстетические свойства явлений действительности, т. е. умения оценивать их как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические.

Конкретное содержание целей, принципов и задач Э. в. людей в различные исторические эпохи было разным, но оно всегда выступало как культивирование способности относиться к действительности с позиций определенных эстетических, а в конечном счете и социальных идеалов.

В социалистическом обществе Э. в. - составная часть единого процесса , целенаправленное воздействие на различные стороны духовной жизни людей, призванное формировать у них разносторонние эстетические вкусы, интересы, увлечения, потребности, творческое отношение к действительности, подлинно человеческое, гуманное отношение друг к другу. Важной сферой Э. в. является труд людей. Задача здесь состоит в том, чтобы развивать у каждого человека стремление к совершенствованию своей трудовой деятельности, способность понимать и чувствовать величие и красоту труда, его результатов. Э. в. в этой сфере не может быть отвлеченным, безотносительным к прогрессивному развитию общества и процессов труда. Отсюда важно воспитывать и эстетически отрицательное отношение к безобразному в труде, к тому, что мешает творческому развитию человека. Одна из сторон Э. в. - формирование эстетических взглядов, чувств, вкусов, связанных с отношением человека к другим людям, с оценками человеческой личности, ее образа жизни и поведения.

Эстетические чувства, вкусы, интересы, увлечения, потребности оказывают сильное воздействие на поведение людей, воплощаются в их делах, в творчестве по законам красоты, в стремлении к совершенству. Без деятельной, творческой, практически преобразующей стороны Э. в. было бы односторонним, абстрактным. Э. в. охватывает также отношение людей к природе. Одна из важных его задач - приобщить каждого к природе как к эстетической ценности, научить умению наслаждаться ею, бережливо относиться к ней, умножать ее красоту и величие.

Составной частью Э. в. является художественное воспитание. Это - развитие любви к искусству, умение постигать красоту художественных ценностей, формирование высоких художественных потребностей, интересов, приобщение к процессу творчества хотя бы в одном из видов искусства, воспитание художника в каждом человеке. Без Э. в. невозможно не только развитие таланта художника, но и усвоение богатого содержания искусства миллионными массами читателей, зрителей, слушателей. Художественное воспитание создает благоприятную духовную атмосферу для расцвета искусства, повышая культуру чувств, развивая творческие способности людей.

Э. в. не означает уравнения эстетических восприятий, чувств, потребностей и вкусов всех людей. В пределах истинного (неизвращенного) эстетического отношения к действительности и искусству неизбежно огромное разнообразие, обусловленное индивидуальными особенностями людей. Например, различными могут быть степень эстетического переживания, форма выражения его, предпочтительный интерес к объектам эстетического восприятия и переживания, к тем или иным видам, жанрам, стилевым особенностям в искусстве.

Э. в. способствует . Развитие эстетической культуры человека тесно связано с его духовным, моральным, физическим развитием, оно углубляет его взгляды, обогащает чувства, переживания, воздействует на все его поведение, на отношение к другим людям, оно играет положительную роль в развитии , в совершенствовании культуры поведения, быта и т. д. По мере продвижения к коммунизму роль Э. в. возрастает, поскольку возрастает роль эстетических оценок, взглядов, чувств, вкусов как мотивов и регуляторов поведения, деятельности людей.

В качестве факторов Э. в. выступают социальные условия, общение с природой, все виды и формы деятельности, учебно-воспитательные и другие учреждения и т. п. Основу Э. в. составляет труд - не только потому, что в труде создаются все материальные и духовные блага общества, но а потому, что в процессе труда формируются эстетические способности, без которых невозможно развитие духовной эстетической культуры человека. Большую роль в эстетическом воспитании молодого поколения играет школа. Основным средством Э. в. является искусство. Именно оно помогает формировать разностороннее эстетическое отношение к различным сферам действительности, оценивать ее с позиций определенных идеалов. Оно совершенствует вкусы и взгляды людей, их эстетические переживания, потребности. Важное место в Э. в. занимает марксистско-ленинская эстетика - наука, изучающая всю область эстетических отношений к миру, помогающая тем самым сформулировать задачи, цели Э. в., наметить пути их осуществления.


Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Эстетическое воспитание" в других словарях:

    Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.… … Большая советская энциклопедия

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание… … Профессиональное образование. Словарь

    Эстетическое воспитание - одно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    эстетическое воспитание - estetinis auklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Požiūrio į grožį, gebėjimų suvokti, išgyventi, vertinti ir kurti grožį visose jo reiškimosi srityse ugdymas. Estetinis auklėjimas apima gamtos, meno, darbo, buities, žmonių tarpusavio… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    эстетическое воспитание - estetinis auklėjimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinio lavinimo ir dvasinio brandinimo vienovė. atitikmenys: angl. aesthetical education vok. ästhetische Erziehung, f rus. эстетическое воспитание … Sporto terminų žodynas

    эстетическое воспитание - estetinis auklėjimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Požiūrio į grožį, gebėjimų suvokti, išgyventi, vertinti ir kurti grožį visose jo reiškimosi srityse ugdymas. atitikmenys: angl. aesthetical education vok. ästhetische… … Sporto terminų žodynas

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - процесс формирования и развития эстетич. эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий её рост в соответствии с социальным и… … Российская педагогическая энциклопедия

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном… … Эстетика: Словарь

    Эстетическое воспитание - процесс формирования и развития эстетического эмоционально чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Один из… … Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Эстетическое воспитание в семье , Е.М.Торшилова. Эта книга - только одна из точек зрения на эстетическое воспитание в семье. Большая часть книги посвящена эстетическому воспитанию в широком смысле: эстетическомуотношению к труду и красоте…
  • 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.

    Эстетическое воспитание - многоаспектное философское, об­щекультурное психолого-педагогическое образование, о чем, в част­ности, свидетельствует категорийный аппарат, которым пользуются специалисты. Оно охватывает две близкие, но не тождественные области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспита­ние художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение).

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной восприни­мать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекраснов, совершенное, гармоничное, жить "по законам красоты".

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.

    ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ - это формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО - эмоциональное переживание, рожденное отношением ребенка к произведению искусства, общественному явле-1ию, человеку, природе, окружающей среде, предметному миру, вы­дающееся в наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие, постижение и оценку данного предмета.

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс освоения знаний, умений, навыков в области искусства и художественного, в том 1исле, самостоятельного творчества.

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное воспитание неотделимо от побуждения к художественно-творческой деятельности, к посильному созданию эстетических, в том числе художественных ценностей.

    ХУДОЖСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - со­здание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта, придумывание к известному ранее не используемых дета­ли, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание нового начала, конца, новых действий, характеристик героев и.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств «разительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

    МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ -это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

    МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ - это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-твор­ческих потребностей и способностей в процессе художественной дея­тельности.

    Теория эстетического воспитания использует данные эстети­ки - одной из философских наук, науки о закономерности эстети­ческого освоения человеком мира, о сущности, законах и роли ис­кусства. Процесс эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанные звена: приобретение опыта эстетических пережива­ний, практическую художественно-эстетическую деятельность, худо­жественное образование.

    Эстетическое воспитание тесно связано с духовно-нравствен­ным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием.

    Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих принципах :

    Эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

    Детское творчество связано с жизнью, вта связь обогащает со­держание детской художественной деятельности;

    Художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

    Вариативность содержания, форм и методов художественной дея­тельности;

    Индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении опти­мальных путей развития творческих способностей каждого ребенка. Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в те­чение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.

    Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы:

    Приобретение теоретических знаний (формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; формирование эстети­ческого отношения к действительности; развитие эстетических чувств, восприятий, переживаний; формирование эстетического идеа­ла, стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступ­ка, внешнем виде; приобщение к прекрасному в жизни, труде, при­роде);

    Формирование практических умений.

    Эстетическое воспитание дошкольников осуществляегся с по­мощью таких средств. как игра и игрушка, искусство, эстетика бы­та, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая дея­тельность, праздники и развлечения.

    Игра всегда включает творческое начало. Если представления дошкольников об окружающем бедны, отсутствуют яркие эмоциональ­ные переживания, то и игры их бедны и однообразны по содержанию. Расширение впечатлений осуществляется в процессе чтения художест­венных произведений, с помощью рассказа воспитателя, наблюдений. Материалом игры являются игрушки. Все игрушки должны быть при­влекательно, красочно оформлены, вызывать у детей интерес, бу­дить воображение.

    Используя все виды искусства - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины и другие, воспитатель формирует у детей отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.

    Основными требованиями к оформлению дошкольного учреждения являются целесообразность обстановки, ее практическая оправдан­ность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее. Поэтому воспитатель должен обращать внимание детей на чисто­ту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а глав­ное - поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату.

    С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения.

    С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т.д., но и вносить свой по­сильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т.д. С возрастом объем работы для дошколь­ников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела.

    Трудовая деятельность является одним из средств эстетичес­кого воспитания дошкольников. В младшем возрасте воспитатель знакомит детей с трудом работников дошкольного учреждения, под­черкивая, что и няня, и повар, и дворник работают старательно, красиво. Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию, что труд всех людей города и села дает возможность жить радостно. При этом ватмо, чтобы дошкольники не только созерцали красоту труда взрослых, но и сами принимали в нем посильное участие. По­этому в детском саду используются все формы трудовой деятельности.

    Праздники и развлечения обогащают детей новыми яркими впе­чатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывают эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художествен­ной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию. Это и есть первые твор­ческие проявления.^?

    Методы эстетического воспитания:

    Метод побуадекия к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот М!Ггод предполагает, чтобы произведения искусства отличались вы­сокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текс­та, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его испол­нение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

    Метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое вос­приятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого мето­да состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

    Метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т.е. посильно преобразовать его и порадо­вать этим своих сверстников, взрослых;

    Метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим про­явлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т.д.

    В.И.Логинова, П.Г.Саморукова придерживается такой класси фикации методов эстетического воспитания:

    Методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т.д. При использовании отой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, прак­тических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;

    Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъяс­няющего слова;

    Методы и приемы, направленные на развитие эстетических и ху­дожественных способностей, творческих умений и навыков, спосо­бов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каж­дому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

    Классификация методов художественного обучения определена Н.А.Ветлугиной:

    В зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, прак­тические, игровые);

    В зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;

    В заивисимости от задач развития художественно-творческих спо­собностей;

    В зависимости от возрастных особенностей детей;

    В зависимости от индивидуальных особенностей детей;

    В зависимости от этапов художественных занятий.

    Проблема развития детского творчества в советский период впервые нашла отражение в "Положении о единой трудовой школе" (1918 г.), где был поставлен вопрос о " систематическом разви­тии органов чувств и творческих способностей" детей всех возрас­тов. Далее эта проблема продолжает раскрываться во всех програм­мно-методических документах дошкольных учреждений. Вопрос раз­вития музыкального творчества детей нашел отражение в работах Б.В.Асафьева, В.Н.Щацкой, Б.М.Теплова, Д.Б.Каба­левского, Н.А.Ветлугиной, Е.Р.Ремиэовской и др. Проблема развития творческих способностей в изобразительной деятельности интересовала Флёрину, Н.П.Сакулину, Т.И.Комарову, В.А.Силивон; словесно-театрализованной деятельности - К.И.Чуковского, Н.С.Карпинскую,З.А.Артемову.

    Проблема детского творчества юлучила широкое освещение в тру­дах зарубежных исследователей К.Бюллера, С.Холла, 3,Фрейда и его последователей.

    В настоящее время разработана программа по художественному развитию детей дошкольного возраста, концепция эстетического воспитания детей.

    В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.

    1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

    2. Создание детьми образа.

    3. Анализ результатов.

    Условия развития детского творчества :

    создание непринужденной обстановки;

    широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов;

    общественная направленность занятий, положительная оценка деятельности.

    Изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, -конструируют, делают аппликации;

    Художественно-речевая деятельность предполагает чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, об­суждение иллюстраций в книгах и др.;

    Музыкальная деятельность,в ходе которой дети поют, водят хо­роводы, играют в "концерт", одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.

    Театрализованная деятельность предполагает игру детей в ку­кольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.

    ЧТО ТАКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ? Эстетическое воспитание – это воспитание чувств, идеалов, стремления к прекрасному. Основными задачами эстетического воспитания являются следующие: 1) развитие умения видеть и подвергать оценке красоту; 2) понимать прекрасное, гармоничное; 3) рассматривать свое поведение и собственные поступки с точки зрения эстетических представлений.

    Эстетическое воспитание можно подразделить на категории, называемые эстетическими: 1) прекрасное и безобразное; 2) трагическое и комическое; 3) высокое и низменное.

    Существует мнение, что урок, проведенный на лесной лужайке, у холодного ручья, даст несомненно гораздо более положительный эффект в смысле этического воспитания. Общение с искусством приумножает и развивает эмоциональный мир воспитания.

    РОЛЬ ИСКУССТВА Искусство – одно из универсальных и оптимальных средств постижения истории. В эстетическом воспитании можно проследить следующую цепочку: достигнув успехов в одном из жанров искусств (живопись, музыка, литература и т. д.), возникает интерес к постижению других жанров. Многие известнейшие люди (М. В. Ломоносов, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин) обладали талантами в разных областях научного знания. Отсюда можно сделать вывод, что окружение ребенка с детства входит в его подсознание и определяет его дальнейшие внутренние способности. Это интерьер, архитектурный облик городов, поступки людей, взаимоотношения, музыка, которую слушают родители и т. д.

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ Эстетическое воспитание реализовывается в общеобразовательных и внешкольных учреждениях. Некоторые любопытные опыты подобных реализаций: 1) школа радости – вариант идеального совмещения внеклассной и учебной работы (М. Щетинин); 2) единые органы управления имеют художественная, музыкальная и общеобразовательная школы, с помощью этого осуществляется идеальная согласованность в расписании учебных занятий, а также в содержании работы в целом.

    КАКОВА ЦЕЛЬ? Развитие творческих задатков, присущих человеку с рождения Эстетическое воспитание благотворно влияет на развитие речи и мышления, расширяет кругозор, дает возможность в сложную минуту обратиться к прекрасному и почувствовать его гармонию, помогает выстоять в трудностях и найти верный тон жизни.

    ДАР ОТ БОГА Чувство прекрасного всегда жило в народе: простая утварь (горшки и ложки) создана так, что, сделав простые замеры соотношений в формах посуды, мы обязательно обнаружим золотое сечение. Если вернуться к вопросу воспитания, то мы будем утверждать, что окружающие ребенка предметы должны быть красивыми и соотноситься с национальной культурой. Эти предметы должны пробуждать чувство красоты в душе ребенка, что и поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого народа и, без преувеличения, величайшей культуры.

    КОГДА НАЧИНАТЬ? С какого же возраста начинать эстетическое воспитание? Можно с перинатального! Не случайно многие традиции предписывали смотреть беременным только на что -то прекрасное, слушать красивую музыку, рисовать и сажать цветы. Мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература - все это в меньшей или большей мере может дать нам необходимый материал для эстетического воспитания детей.

    НАГРУЖАТЬ ИЛИ НЕТ? Самый сложный, но и самый верный путь - все это делать вместе со своим ребенком. Хотите, чтобы он рисовал, - значит, вместе рисуйте, хотите, чтобы пел, значит, пойте, и т. д. Контакт с ребенком и ваше собственное отношение к прекрасному очень важно, именно поэтому нужно начинать с себя. Не нужно чтобы ребенок думал, что вы можете делать все, и можете лучше, чем он. Он должен понимать, что вы можете не так хорошо рисовать, но вы искренне хотите, чтобы у вас получалось как можно лучше.

    В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие этой самой красоты. Для этого очень важно развивать внимание и наблюдательность. Внимание - это основа накопления восприятия, это первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное «Смотри!» - одна из важных родительских задач. Без внимания восприятие невозможно. И мы показываем своему ребенку то, что красочно, необычно, гармонично, привлекательно, и делать это несложно, было бы желание. Смотри, как красиво!

    НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ РЕБЁНКА НАЕДИНЕ С ЕГО УВЛЕЧЕНИЕМ Если ясно, к чему у ребенка душа больше лежит, к чему у него склонность, пусть он этим занимается в первую очередь. Но еще нужно дать ему возможность расширения. Многие вещи ребенок может освоить только вместе со взрослым, нельзя оставлять ребенка наедине с его увлечением. Надо постоянно подпитывать его интерес, общаясь на эту тему, и это даст дальнейшее развитие.

    Многим кажется, что театр, музей - это так скучно, что классическое искусство нелегко воспринимать. Но на самом деле приобщение к нему чрезвычайно важно. Всё классическое искусство сфокусировано на поиске божественного, на поиске смысла жизни, и приобщать детей к этому поиску обязательно нужно.

    РОЛЬ КНИГ Есть книги, которые стоит покупать только потому, что они воспитывают эстетический вкус. Иллюстрации в них настолько хороши, что хочется любоваться и любоваться. Если книга пока не по возрасту ребенку, а он просит «сказку почитать» , расскажите в нескольких словах, о чем речь, не говорите только, что ему это еще рано. Так можно загубить интерес. Хорошо иметь дома альбомы с репродукциями и интерьерами и хорошо вместе их рассматривать - что же там так красиво «переливается, светится, виднеется…» . Нужно читать детям хорошие тексты - известных авторов и переводчиков и, конечно, настоящие стихи.

    РОЛЬ МУЗЫКИ И музыкальная школа, и курсы по рисованию очень нужны ребенку, хотя для него это непросто. Занятия музыкой и рисунком в единстве дают эмоциональное сопереживание и миропонимание. Кроме того, занятия музыкой или рисованием имеют наиважнейшее воспитательное значение, ведь прежде всего это труд. И если из нашего ребенка не вышел художник или музыкант (впрочем, это и не было нашей задачей), то он сможет оценить труд музыканта

    НАЧНЕМ С СЕБЯ С чего начать? Начните с себя. Попробуйте сами отметить красоту мира. Мы нервно ждем своего автобуса или мчимся в автомобиле на работу, строя планы на день, или на выходные, или на жизнь. И совсем не замечаем того, что замечали когда-то в детстве. Не упускайте случая показывать ребенку, как удивителен этот мир в его красоте и великолепии, сколько в нем красок, звуков, цветов. Любуйтесь миром вместе с ребенком так, словно вы увидели его впервые!

    ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ Многие дети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда наблюдают за метаморфозами цвета. Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Хорошо рассказать про волшебные краски, показать, как можно их смешивать. Помогите ребенку выразиться в рисунке, в поделке, игре или слове, при этом очень важно дать ему возможность свободно выразить то, что он хочет выразить и как он того хочет.

    ШКОЛЬНЫЙ И СЕМЕЙНЫЙ ТЕАТРЫ Театр благодаря символическому языку образов приближает нас к пониманию внутренних вещей, которые разумом понять не всегда легко. Это дает жизненные ориентиры, этим строится внутренний мир. В немногочисленных семьях есть опыт и семейных спектаклей - это целая школа чувств и творчества, и ее можно было бы перенять! Если мы сможем воспитать в ребенке цельность, если он будет развит и сформирован гармонично - сердечно, разумом, чувством, это даст ему возможность быть свободным и уметь делать выбор. Эстетика нужна не ради эстетики, а ради понимания гармоничного и красивого устройства мира. Это гарантия нашего благополучия… Мы получим благо в наших детях!

    КРАСОТА СТРОИТ ВНУТРЕННИЙ МИР Эстетическое воспитание - это компас в окружающем мире, с его музыкой, с его красками, оттенками, формами, компас в отношении себя в мире. Понимание того, что мир прекрасен, и что нельзя нарушать его гармонию, что его нужно сохранить для нашей жизни в его первозданной красоте, сократив наши странно завышенные потребности, стало общим местом в рассуждениях и малых делах.