В какое время встречают новый год римляне. Новый год в древнем Риме. Новый год на Руси и в Англии

Новый год наряду с Рождеством является, наверное, самым популярным и любимым в народе праздником, возникшим, по мнению некоторых, в глубокой древности. Тем не менее, если считать началом Нового года 1 января, получится, что праздник не такой уж и древний, и не представляет особой сложности назвать точное время и место его появления.

Новый год у различных народов

Поздравление с Новым годом на разных языках мира.

Новый год можно назвать универсальным праздником человечества, потому что традиция его празднования существует с незапамятных времён практически у всех народов мира. Однако время, которое считают его началом, различается от народа к народу. Чаще всего оно связывается с местоположением земли относительно солнца (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие), периодом начала или окончания сельскохозяйственных работ или же с наиболее значимыми для общества природными явлениями.

Так, на Древнем Востоке - в Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне - начало нового года было связано с разливом чрезвычайно важных для сельского хозяйства рек - Нила, Тигра и Евфрата. В Древней Греции Новый год праздновали в день летнего солнцестояния. В Древней Индии - в день весеннего равноденствия. В этот же день он до сих пор официально празднуется во многих ираноязычных и тюркоязычных странах под именем Новруза, являясь в некоторых из них, таких, например, как Азербайджан, Казахстан, Турция и др., государственным праздником.

Общим для многих народов в праздновании Нового года является религиозное представление о том, что он знаменует собой смену жизненных циклов, разрушение старого и возникновение нового миропорядка, когда в природе ненадолго воцаряется первозданный хаос.

Таким образом, Новый год первоначально был связан с первобытной религией. В качестве же светского праздника он впервые появился в Древнем Риме.

Древний Рим. Новый год как светский праздник

Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.) - древнеримский общественно-политический деятель, писатель, военачальник и пожизненный диктатор.

В Древнем Риме Новый год традиционно наступал в марте месяце и, следовательно, считался праздником плодородия и начала весны подобно нашей Масленице, о чём, кстати, свидетельствует и само название месяца «март», т.е. посвящённый богу Марсу, который изначально никоим образом не был связан с войной, являясь богом растительности и плодородия. Существовал также праздник Сатурналий, связанный, подобно Рождеству, с зимним солнцестоянием.

Всё изменилось, когда к власти пришёл ставший пожизненным диктатором Гай Юлий Цезарь. Ему удалось, при помощи группы александрийских учёных во главе с египетским астрономом и математиком Созигеном, реформировать древнеримский календарь, который после реформы к десяти прежним месяцам прибавил ещё два - январь и февраль, а Новый год получил официальную дату своего начала - 1 января.

Стоит отметить, что 1 января было выбрано не случайно. Месяц «январь» был посвящён Янусу - древнеримскому богу входов и выходов, дверей и всякого начала. Однако, кроме символического, эта дата имела ещё и практическое значение.

Дело в том, что с конца II в. до н.э. новоизбранные римские консулы вступали в должность именно 1 января, а официальное летосчисление велось по консулам, т.е. запись в государственном архиве имела примерно такой вид - «в год консулов такого-то и такого-то». Кроме того, именно в это время начиналась активная политическая и хозяйственная деятельность в Древнем Риме. Поэтому любая другая дата начала Нового года, отличная от 1 января, была бы явным несоответствием фактически установившемуся порядку.

Система летосчисления, созданная Цезарем и Созигеном, стала называться юлианским календарём, а 1 января Новый год впервые наступил в 45 г. до н.э., став, по всей видимости, первым нерелигиозным праздником в истории человечества, праздником, возникшем из жизненной необходимости и введённым волевым решением сверху, что несомненно подчёркивает его чисто светский характер.

Несмотря на это в Древнем Риме он прижился. Более того, римляне стали отмечать приход Нового года в течение первых пяти январских дней - с 1 по 5 января, веселясь, распевая песни, проводя спортивные состязания и принося благодарственные жертвы богам.

В ночь на 1 января люди разгуливали в масках, желая прохожим счастья и благополучия, а наутро в праздничных одеждах с оливковыми ветвями в руках приветствовали всех словами «Да здравствует день счастливых надежд!». Дети предлагали прохожим яблоки, а те взамен одаривали их монетами. Существовал также обычай делать друг другу подарки, на которых были написаны пожелания на следующий год.

Византия. Продолжение традиции

Константинополь периода наивысшего могущества Византийской империи.

Традиция празднования Нового года 1 января была перенесена из Древнего Рима на территорию Восточной Римской империи - Византии.

Официально Новый год в Византийской империи начинался 1 сентября по юлианскому календарю (14 сентября по новому стилю), что объясняется влиянием христианства, точнее - определением Никейского собора 325 г. Однако в народе продолжали встречать январский Новый год, который в Византии назывался «календами». Данная традиция была настолько сильной, что её не смог искоренить даже запрет VI Вселенского собора, предавший календы анафеме.

Сначала календы праздновали, как и в Древнем Риме, с 1 по 5 января, но затем их празднование было приурочено к Рождеству, а сами календы стали двенадцатидневными. Сделано это было, по всей видимости, чтобы со временем заменить в народном сознании языческий праздник христианским. Хотя стоит отметить, что набожные византийские императоры всегда старались отделить языческие торжества от христианских, и основные новогодние развлечения устраивались не в ночь на 25 декабря или 1 января, а только в ночь на 2 января. Развлекались же византийцы совсем, как римляне времён Юлия Цезаря.

Чаще всего мужчины переодевались женщинами, а женщины - мужчинами. Люди надевали маски и бродили от дома к дому с весёлыми песнями и танцами, требуя награду за свои выступления. Стучались в двери незнакомых людей и принимали участие в их пиршестве. Немало византийцев толпилось в трактирах и кабаках, а также на ночных улицах.

Праздновали наступление Нового года и во дворце василевса ромеев, т.е. византийского императора. В ночь на 2 января там устраивались так называемые «готские игры», которые заключались в пении песен, прославлявших императора и его наследников. Петь были обязаны все присутствующие на играх: профессиональные музыканты, члены цирковых партий «голубых» и «зелёных» и даже приглашённые на праздник именитые византийские вельможи.

Песенное славословие перемежалось плясками ряженых и людей, вооружённых мечами и щитами, которые назывались «готами». От них-то и получило название всё праздничное действо. В обязанность «готов», кроме пляски, входило исполнение имевших когда-то ритуальное значение песен на испорченной до неузнаваемости латыни. Смысла этих песен в то время уже никто не понимал, однако их исполнение, несомненно, придавало атмосфере праздника аромат таинственности.

Древняя Русь. Новый год 1 сентября. Два Новых года

Соборная площадь Московского Кремля. Акварель Д. Кваренги (1797). Слева - Архангельский собор, справа, за колокольней Ивана Великого, Успенский собор.

Внутренняя и внешняя политика Византийской империи была теснейшим образом связана с жизнью её менее продвинутых в экономическом и культурном отношении соседей, среди которых была и Киевская Русь. Русско-византийские контакты с годами становились всё более частыми, а в конце X века Древнерусское государство стало равным по силе и могуществу партнёром, но иногда и соперником, Византии. Именно тогда, в 988 году, крестился киевский князь Владимир Святославович, а вместе с ним приняло христианство его государство - Древняя Русь.

С приходом христианства русское летосчисление стало вестись на византийский манер - от сотворения мира по юлианскому календарю, а православные церковные праздники сделались праздниками Древней Руси. Однако вплоть до XIV в., а по другой версии - до конца XV в., продолжалась языческая традиция празднования Нового года в марте, и только в 1348 или 1492 году русская церковь перенесла его начало на 1 сентября.

Сентябрьский Новый год стал одним из главных русских праздников допетровского времени, который, кстати говоря, и сейчас отмечается Русской православной церковью. В те же времена это было достаточно торжественное празднество согласно установленному церковью церемониалу. Вот как описывается выход русского монарха на Новый год в книге «Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв».

Первый выход [царя] был в Новый год, начинавшийся тогда 1 сентября, «на летопровождение», в десятом часу утра. Посреди соборной площади, против Красного крыльца, устраивался обширный помост. На нем, с восточной стороны, поставлялись три налоя, на одном из которых ставили образ Симеона Летопроводца; с западной стороны устраивались два особых места, одно для государя, другое для патриарха. Патриарх выходил на «действо» из западных врат Успенского собора в сопровождении духовенства в богатейших облаче­ниях, в то же время из дворца показывалось шествие госу­даря, возвещавшееся звоном на Иване Великом. Взойдя на помост, государь прикладывался к Евангелию и иконам, потом принимал благословение от патриарха, который спра­шивал при этом о его царском здоровье. Духовные власти и бояре становились по обе стороны мест государя и патриарха по чину. Вся соборная площадь еще до выхода государя покрывалась служилыми людьми, стоявшими парадно на заранее назначенных местах.

По окончании молебствия патриарх осенял крестом государя и «здравствовал» ему длинной речью, которую заканчивал пожеланием здравия государю, государыне и всему его семейству. Государь благодарил патриарха и потом прикладывался к Евангелию и святым иконам. После того государя и патриарха поздравляли с Новым годом духовные власти и бояре. За этими поздравлениями госу­даря поздравляла вся площадь; все стрелецкие полки, бывшие на площади, и многое множество народа, весь «мир» - все в одно мгновение ударяли челом в землю и многолетствовали государю. Государь ответствовал «миру» поклоном. После этого государь отправлялся в Благовещен­ский собор к обедне или к себе в хоромы.

Цит. по: Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв. По Забелину, Ключевскому, Карновичу и другим. М., 1992. С. 63-64.

Стоит сказать, что новогодняя традиция, приуроченная к весеннему равноденствию и марту месяцу, не была забыта русским народом, о чём, кстати, свидетельствует доживший до наших времён праздник Масленицы - праздник весеннего Нового года. Поэтому, начиная с XIV или XV в., в общественной жизни Древней Руси сложилась знакомая современному россиянину ситуация. Новый год встречали дважды: в соответствии с языческой традицией - в марте и в соответствии с христианской - 1 сентября. 1 же января не праздновали вовсе, хотя этот день в составе святочных торжеств от Рождества до Крещения носил название Васильева дня в честь одного из отцов церкви - Василия Великого или Василия Кесарийского.

Реформа Петра I. Переход на новое летосчисление

Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского. Акварель В. Сурикова (1900)

Возрождение январского Нового года связано с именем первого российского императора - Петра Алексеевича Романова (1672-1725), который, как некогда Юлий Цезарь в Древнем Риме, реформировал российское летосчисление. Во всех своих начинаниях Пётр I преследовал вполне определённую цель - сделать из России одно из ведущих европейских государств. Поэтому царский указ от 19 декабря 1699 года предписывал «лета счислять в Приказах и во всех делах и крепостях» не от сотворения мира, а от Рождества Христова, как в других государствах Европы.

Несмотря на несомненную прогрессивность, указ оставил в силе действующий юлианский календарь, по которому Россия будет жить вплоть до начала 1918 года, в то время как остальная Европа с конца XVI жила по более точному григорианскому календарю.

Последний раз осенний Новый год был официально отпразднован 1 сентября 1699 года. Но уже на следующий год появился вышеупомянутый именной указ Петра за номером 1735 «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира», который был зачитан москвичам царским дьяком с высокого помоста, устроенного на Красной площади. За ним последовал указ от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года». Указ самым подробным образом регламентировал празднование предстоящего новолетия.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

Новый год до Октябрьской революции

Несмотря на то, что указ Петра строжайше предписывал веселиться с 1 по 7 января, в послепетровское время праздник не стал массовым. В народе продолжали праздновать Рождество и Святки, и даже такой неизменный атрибут современного Нового года, как Новогодняя ёлка, который по указу Петра должен украшать каждый дом, не был в широком употреблении до середины XIX века. Но и с этого времени обычай ставить в общественном месте или у себя дома украшенное свечками, фруктами и различными игрушками хвойное дерево, ассоциировался только с Рождеством. 1 же января продолжало оставаться всего лишь официальной датой начала нового календарного года и, кстати говоря, рабочим днём, который стал выходным только в 1898 году по закону от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности».

Советский плакат «С новым годом, дорогие товарищи!»

Новый год в том виде, в каком мы его знаем сейчас, возник в СССР. Однако сама дата да и все знакомые нам с детства атрибуты праздника - ёлка, мандарины, шампанское, салат оливье, Дед Мороз и Снегурочка - появились не сразу.

Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» на территории России стал действовать более точный григорианский календарь, принятый и в других странах Европы. Разница между юлианским и григорианским летосчислением, которая в XX веке составляла 13 дней, была ликвидирована за счёт того, что вышеупомянутый декрет «выбросил» первые 13 дней февраля, т.е. за 31 января 1918 года сразу же следовало 14 февраля.

По григорианскому календарю мы продолжаем встречать Новый год и по сей день, хотя многие россияне не забывают и о старом празднике, получившем в народе название Старый Новый год (Новый год по юлианскому календарю), который теперь наступает с 13 на 14 января. Тем не менее в первые годы Советской власти - в 20-е годы XX века - ни одного, ни другого праздника в современном понимании ещё не существовало.

В то время народ продолжал веселиться в рождественские и святочные дни, с чем начали активно бороться большевики, устраивая празднование «комсомольского рождества», «комсвяток» и «комсомольской ёлки», организовывая антирелигиозные уличные шествия и научно-просветительские мероприятия, стараясь «разоблачить» «поповский праздник».

Однако все усилия оказались тщетными, и празднование Рождества попросту запретили на XVI партийной конференции, проходившей в апреле 1929 года. Таким образом, на некоторое время Россия осталась без одного из своих главных праздников.

Ситуация изменилась в конце 1935 года, когда по предложению кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышева, было решено возродить Новый год (точнее - традиции празднования Новогодней ёлки), но совсем в ином качестве - в качестве нового советского праздника для юных строителей коммунизма, которым, в отличие от несчастных сверстников из других стран, выпала счастливая судьба родиться в Советском Союзе, где нет эксплуатации человека человеком, где всё принадлежит советскому народу и его будущему - советским детям. Таким образом, наряду с развлекательной, новый праздник получил и пропагандистскую составляющую, которая до неузнаваемости изменила рождественскую символику.

Голубая семиконечная Рождественская звезда превратилась в красную звезду РККА, а ёлку чаще всего стали украшать игрушками, пропагандирующими советский образ жизни и советские ценности. Отныне тематика ёлочных украшений стала сугубо политической или общественно-значимой: серп и молот, ракеты, танки, стратостаты, дирижабли, солдаты, пограничники, пионеры-горнисты и даже члены Политбюро ЦК ВКП(б). Были и другие курьёзы, связанные с празднованием Новогодней ёлки в 30-е годы. Например, Дед Мороз, чтобы подчеркнуть свою независимость от «поповского» Рождества, зачастую появлялся на ёлках, держа в руках «Курс истории ВКП(б)». Кстати, этот персонаж вместе со своей спутницей - Снегурочкой впервые появился перед советскими людьми в январе 1937 года на празднике в московском Доме Союзов. Но это ещё не был праздник в нашем современном понимании.

С 1930 по 1947 год 1 января люди выходили на свою обычную работу, и только 23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём.

Постепенно советский праздник утратил свой политико-пропагандистский облик. К началу 50-х годов на ёлках появились совсем другие украшения: сказочные снеговики, снежинки, красные шапочки, зайчики, белочки, клоуны, звездочёты и гирлянды электрических лампочек; а к середине 70-х Новый год превратился, скорее, в семейное торжество с бенгальскими огнями, хлопушками, серпантином и детскими подарками под Новогодней ёлкой, когда закупались неизменные мандарины, изготавливался салат оливье и накрывался праздничный стол, куда ставилась бутылка шампанского. Свой же окончательный вид праздник приобрёл на рубеже 1975 и 1976 года.

Именно тогда, 31 декабря 1975 года, жители нашей страны впервые услышали новогоднее телевизионное поздравление главы государства (в то время - Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева), а 1 января 1976 года по телевидению впервые показали самый новогодний советский, да и российский, фильм - трагикомедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». С тех пор празднование Нового года в России не претерпело существенных изменений.

Новый год в наши дни

Новый год, плавно переходящий в Рождество и Старый Новый год. Праздник каждый день со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вплоть до 1991 года в январе празднично-выходным был только первый день нового года, после которого советские граждане возвращались к своим занятиям. Однако в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, согласно которому православный праздник Рождества уже 7 января 1991 года стал нерабочим днём. И что же получилось в результате?

Типично советский праздник, сильно отдающий язычеством, который плавно перетекает в праздник христианский. Несколько необычно для всенародных праздников, не правда ли? Впрочем, если повнимательней присмотреться к нашей сегодняшней государственной символике - гербу и флагу Российской империи на фоне разглагольствований о демократии, гимну СССР со словами о Боге - то два всенародных праздника, идеологически чуждых друг другу, не покажутся чем-то из ряда вон выходящим. Скорее, одним из символов современной России. Да и народ, в общем и целом, мало задумывается над смыслом и значением каких-либо торжеств.

Для народа важно то, что есть причина выпить, повеселиться и как-то разнообразить монотонность своего существования. А что это будет за причина - католическое или православное Рождество, Новый год, Старый Новый год или китайский Новый год - дело десятое. Главное, период с 1 по 7 января по григорианскому календарю - праздник каждый день со всеми вытекающими из этого последствиями. Затем наступает «настоящий» Новый год, он же Новый год по юлианскому календарю, он же Старый Новый год, т.е. праздник продолжается до 14 января. Затем самые продвинутые вспоминают про Крещение, отодвигая окончание торжеств до 19 января. Итого - девятнадцать дней. А если кто-нибудь загодя вспомнит и про католическое Рождество, то новогодний и рождественский марафон продлится месяц и более, учитывая послемарафонское состояние спортсменов.

Хотя, если говорить серьёзно, ничего плохого в новогодних и рождественских каникулах нет, если, конечно, по совету Горация, придерживаться золотой середины. К тому же, как мы видели, Новый год в России традиционно встречали и встречают не один раз. Но если не один, тогда сколько?

Сколько раз празднуют Новый год в России

Вопрос, действительно, интересный. Итак, давайте посчитаем, не учитывая, конечно, экзотических и заимствованных праздников.

14 января. Новый год по юлианскому календарю, известный в народе как Старый Новый год.

Февраль-март. Масленица - в дохристианскую эпоху праздник весеннего равноденствия, которое являлось началом нового года у древних славян.

Получается, что встречать новый год в России можно целых пять раз. Для одной культурно-исторической традиции факт более чем впечатляющий!

Новогодний праздник - это самый древнейший праздник из всех существующих праздников. Археологи раскопали древнеегипетские пирамиды и нашли сосуд с написанными на нем словами: «Начало Нового года». Новый год в Древнем Египте отмечался, когда разливалась река Нил. Обычно это случалось в конце сентября. Для них был очень важен разлив Нила, так как он способствовал выращиванию зерна в сухой пустыне. Статуи бога Амона, его сына и жены в Новый год ставили в лодку. Плавала эта лодка по Нилу целый месяц. Действие это сопровождалось танцами, пением и шумным весельем. После плавания статуи относили снова в храм.

Новый год в древнем Риме

А ещё до нашей эры древние римляне дарили новогодние подарки. В этот праздник люди могли веселиться всю ночь напролёт. Они желали друг другу удачи, благополучия и счастья. Долгое время римляне праздновали Новогодние праздники в начале марта. Это длилось, пока Юлий Цезарь не утвердил новый календарь. Этот календарь так и стали называть - юлианский. И датой встречи и празднования Нового года стал первый день января. Январь получил свое название в честь римского бога двуликого Януса. У Януса один лик был обращен к прошлому году, другой - к новому. Праздник встречи Нового года называли «календы». Народ украшал свои дома и дарил друг другу подарки и монеты с изображением бога Януса. В этот праздник ели и веселились все вместе: рабы и их владельцы. Также римляне делали императору подарки, изначально добровольно, но потом императоры стали их требовать. Рассказывали даже, что в новогодний вечер одному своему рабу Юлий Цезарь дал свободу за то, что этот раб пожелал ему пожить дольше в новом году, чем в старом. Калигула - Римский император выходил на площадь перед своим дворцом в первый день Нового года, чтобы принять подарки от своих подданных. Он даже записывал, кто именно и сколько чего ему дарил...

Новый год в древнем Вавилоне

В Древнем Вавилоне встреча Нового года была весной. Царь на несколько дней покидал город на время этого праздника. В его отсутствие, народ делал все, что ему вздумается и веселился. Потом царь со свитой торжественно возвращался в город, и люди возвращались к работе. Каждый год, таким образом, люди начинали заново свою жизнь. Жители Галлии - Кельты (это современная Франция) в Новый год украшали жилье омелой, которая изгоняет призраков, полагая, что духи мертвых являются живым в Новый год. Они унаследовали римские традиции: подданные также дарили новогодние подарки. Украшения и золото дарили чаще всего.

Новый год на Руси и в Англии

Спустя века, благодаря римской и вавилонской традициям у королевы Елизаветы I скопилась огромная коллекция отделанных драгоценностями перчаток. Мужья женам давали деньги в Новый год на булавки и прочие безделушки. Традиция эта почти забылась к 1800 году. В средневековой Англии Новый год праздновали в марте. Парламент вынес перенести Новый год на 1 января 1752 года, но это решение натолкнулось на женскую оппозицию. Возмущенные англичанки заявили спикеру, что парламент не имеет прав делать женщин на много дней старше. Спикер якобы ответил так на это возмущение: «Вот классический образец женской логики!». Новый год в глубокой древности часто связывали с весной - началом возрождения природы, а также с ожиданием нового урожая. Новый год на Руси отмечали 1 марта. Московский церковный собор в XIV веке издал постановление считать 1 сентября началом Нового года согласно греческому календарю. А Пётр I в 1699 году после возвращения из Европы повелел: «с 1 января впредь лета исчислять, и в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, учинять в честь Нового года украшения из елей, забавлять детей, на санках катать с горок».

Новый год – праздник непростой. Начать с того, что это, вообще, первый человеческий праздник, а значит, самый древний праздник! Так или иначе он отмечался у всех народов. И знакомясь с традициями празднования Нового года - сегодня и много веков назад, в России и на другой стороне земного шара, - можно только удивляться единству и разнообразию мира.

Всем праздникам праздник

При раскопках древнеегипетских пирамид археологи нашли сосуд, на котором было написано: «Начало нового года». В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива Нила (примерно в конце сентября), очень важного события, ведь только благодаря ему в сухой пустыне вырастало зерно. За неимением елок, египтяне украшали пальмы и устраивали ритуальные катания на лодках и песнопения.

И в Древней Месопотамии 3 тысячи лет назад Новый Год встречали всенародным ликованием. Радость была вызвана той же причиной – разливами Тигра и Евфрата. У месопотамцев это случалось в начале марта. На радостях всем запрещалось работать, наказывать, вершить суды – в течение целых 12 дней! Все это время люди праздновали очередную победу светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. И инсценировали ее, устраивая мистериальные шествия и карнавал с маскарадом. Клинопись рассказывает, что это были дни "необузданной свободы, когда весь мировой порядок ставился вверх ногами".

В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Пока он отсутствовал, народ веселился и мог делать все, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался к работе. Так каждый год люди начинали жизнь заново.

И у многих древних народов празднование Нового года совпадало с началом возрождения природы и чаще всего было приурочено к марту месяцу. Вот и в законе Моисея встречается постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю.

Хотя порой Новый год праздновали, наоборот, по завершении жирной урожайной поры. Кельты и жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Самхейн (конец лета), и это именно он потихоньку перетек в Хэллоуин. В Новый год кельты украшали жилище ветвями вечнозеленой омелы, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым.

Древние римляне долго отмечали новый год с марта. Ещё до нашей эры они стали веселиться всю новогоднюю ночь напролёт, желая друг другу счастья, удачи и благополучия. В этот же день было принято делать друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками, (последнее практиковалось только среди богатых людей). Больше всех подарков принимали патриции. Каждый клиент должен был приподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима. А император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и чего дал...

Но в 45 году до н.э. Верховный Жрец Юлий Цезарь с помощью своих жрецов и звездочетов ввел новый календарь и постановил праздновать Новый Год с 1 января. И неспроста. Январь у римлян почитался месяцем бога Януса, который смотрел одновременно в прошлое и в будущее. Янус – хранитель времени, божество всякого начала, входа и выхода (поэтому он еще покровительствует всем дверям с их замками и запорами). Такой месяц мог стоять лишь после окончания прошлого года и в начале года следующего.

Русский новый год непрост!

Празднование Нового года на Руси имеет сложную судьбу, как и сама ее история. Дата начала года сменялась на наших землях не раз, и изменения в праздновании Нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство в целом.

Для наших далёких предков, охотников и скотоводов, день зимнего солнцестояния был особенно важен: хотя зима лютует в полную силу, но понемногу разгорается Солнце, день начинает удлиняться. Год начинался в середине зимы праздованием Коляды. Позже, во времена развития земледелия, другой праздник приобрёл большое значение. В мартовский день весеннего равноденствия славяне праздновали Новолетие, пробуждение Природы (Комоедицы), то есть сельскохозяйственный Новый год. В средние века у наших предков даже счёт времени шёл по летам, а не по годам. Велись летописи. Само слово «год» означает ожидание, от «годити» - ждать, отсюда наше «погоди». Любопытно, что в русском языке возраст маленьких деток, которые ждать-то как раз не умеют и от которых помощи еще пока никакой, считают в годах, а не в летах: 1 год, 2 года, 3 года, 4 года. Да и сам год, который ныне делится на 4 сезона, наши предки, не мелочась, разделяли на зиму и лето, или зимнее и летнее время.

С принятием христианства Киевской Русью, в 990 (988) г. Новый год начал отмечаться 1 марта. Началом отсчёта послужил «день сотворения Адама» (пятница 1 марта 1 года «от Сотворения мира»). И это неплохо наложилось на устоявшуюся славянскую традицию празднования Нового года (Масленицы) в начале весны.

Но в 7000 году «от Сотворения мира» (1492 год нашей эры) в Средневековой Руси начало года было перенесено на 1 сентября. Во многих землях именно в Новый год собиралась дань, пошлины, различные оброки (эхо обязательных новогодних подарков). И часто именно весной собиралась дань и начинался год, поэтому весенний Новый год был очень удобен, ведь большая часть различных сборов шла на весенний сев. Но на Руси все обстояло иначе: за зиму у бедняков, с которых собиралась дань, все запасы могли закончиться. Поэтому пошлина взималась после сбора урожая, то есть осенью. Туда же перенесли и Новый год.

Подписав указ, сам Царь Иван Третий (тот самый, который женился на Софье Палеолог, привез из Константинополя знаки императорской власти и сделал Москву «третьим Римом») устроил пышное торжество и явился в Кремль, где каждый простолюдин или знатный боярин мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Устраивая торжественные праздничные церемонии по поводу сентябрьского новолетия, царь и духовенство брали пример с Византии. К концу XV века завершилось создание централизованного русского государства, и перевод на осеннее время отсчета года в письменных источниках стал прослеживаться более отчетливо.

В 7208 году «от Сотворения мира» 19 декабря Пётр I своим указом перенёс празднование Нового года на 1 января 1700 года (7209 год), ошибочно посчитав 1700 год годом начала века. Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им из Голландии и других стран Западной Европы. В оправдание своих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что "не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

Царь Петр опирался на юлианский календарь, который был ещё принят во многих протестантских государствах Европы. Россия тогда праздновала Новый год одновременно с этими странами, но на 11 дней позже стран католических, где c 1582 действовал григорианский календарь. В 18 веке практически все протестантские государства перешли на григорианский стиль, и Новый год в России вновь перестал совпадать с западноевропейским. Только начиная с 1919 года новогодний праздник уже в послереволюционной России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём.

«А что у вас?»

Китайский Новый год

В Китае Новый год традиционно приурочивается к зимнему новолунию. В григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля. Каждый новый год связан с одним из 12 животных и одним из пяти элементов. Первый день Нового года начинают с запуска фейерверков и шутих и сжигания благовоний. Фейерверки должны отпугнуть злых духов и тем самым привлечь в семью дух умиротворения и счастья. В конце дня семья приветствует возвращение божеств домой после их посещения мира духов, где они «давали отчет» о прошедшем годе, а затем отдает дань уважения памяти предков.

Япония

Если у нас встречают Новый год вечером, то японцы ранним утром. Недаром Японию называют страной восходящего солнца. Утром 1 января все жители городов и сел с первыми лучами солнца поздравляют друг друга с наступившим годом и обмениваются подарками. Также в Японии в новогоднюю ночь 108 раз звонят в колокола. Каждый удар колокола соответствует одному из пороков. Всего их шесть: жадность, глупость, злость, легкомыслие, нерешительность и зависть, однако у каждого порока есть 18 различных оттенков, что в сумме и составляет 108 ударов колокола. Вот такая назидательность и дотошность.

Вьетнам

Вот тут Новый год встречают ночью у костров. С наступлением сумерек вьетнамцы собираются всей семьей в парках, садах или на улицах, разводят костры и на углях готовятся особые лакомства из риса. В эту ночь забываются все ссоры, прощаются все обиды.

Монголия

Вместо пышных торжеств в Монголии устраивают спортивные состязания - проверку на ловкость и смелость. Новый год в этой стране совпадает с праздником скотоводства, поэтому в этот день принято готовить массу блюд из мяса. Так же, как и народы Европы, монголы встречают Новый год у елки. К ним тоже приходит Дед Мороз, но в одежде скотовода.

Болгария

Новый год в Болгарии, пожалуй, самый романтичный и таинственный. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гаснет свет. Эти минуты называют минутами новогодних поцелуев, тайну которых сохраняет темнота.

Румыния

Если будете встречать Новый год в Румынии, будьте осторожней, не подавитесь! В новогодние пироги принято запекать различные маленькие сюрпризы: мелкие деньги, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца... Если найдешь в пироге кольцо, то, по старинному поверью, это означает, что новый год принесет тебе много счастья.

Италия

В Италии под Новый год принято избавляться от старых вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием рождественского полена (как не вспомнить младенца Буратино…)

Куба

На Кубе вы основательно можете промокнуть, если решите пройти в новогоднюю ночь по улице. Дело в том, что жители этой страны перед Новым годом наполняют бокалы водой, а когда часы бьют двенадцать, выплескивают ее через открытое окно на улицу в знак того, что старый год счастливо окончился. Кубинцы также желают, чтобы новый год был таким же ясным и чистым, как вода.

Еврейский Новый год

Еврейский праздник Рош Ха-Шана (глава года) отмечает начало десятидневного периода духовного самоуглубления и покаяния. Последующие 10 дней до судного дня (Йом-Кипур‎) называют «днями возвращения» (имеется в виду возвращение к Богу). Их называют также «дни раскаяния» или «дни трепета». Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперед. В первую ночь праздника евреи приветствуют друг друга пожеланием: «Да будете вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!»

Новый Год в Риме 2019 - вполне реальная идея для новогодних каникул и небольшого рождественского путешествия. Рим - прекрасный город для встречи Нового Года, тут можно встретить и Рождество, как католическое - 25 декабря, так и православное - 7 января. Поверьте, программу новогоднего тура по Риму составить будет очень просто, главное - чтобы хватило времени и сил на путешествие.

Погода в Риме в декабре и на Новый год

Итальянская столица - довольно теплый город, недалеко - теплые моря: Средиземное и Адриатика, с севера от холода защищают Альпы, поэтому погода в Риме в декабре и на Новый год довольно уютная: тепло - днем температура воздуха держится в пределах +10 +14° С, ночью +4° С, может быть немного дождливо и немного ветрено - как обычной ранней осенью в Москве, но это не мешает римлянам пребывать в хорошем настроении и готовиться к Рождеству и Новому году.

Как празднуют Новый Год в Риме 2019, традиции

Итальянская столица и расположившийся в ней Ватикан (государство в государстве) в канун Нового Года выглядят просто волшебно - яркие и красочные огни, новогодние украшения на домах и улицах, вечером - праздничные фейерверки.

В Древнем Египте Новый Год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). В Новый Год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили в обратно в храм.

В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Народ этим пользовался, веселился и делал, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался в работе.

В древнем Риме долгое время Новый Год праздновали в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой - вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался "календы". Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год. Празднования продолжались несколько дней.
Говорят, одному из своих рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему пожить в новом году дольше, чем в старом.
Римский император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и что дал...

Во Франции новолетие считали до 755 года с 25 декабря, а затем с 1 марта. В XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке.
Новый год в средневековой Англии начинался в марте. Решение парламента перенести Новый год на 1 января 1752 года натолкнулось на женскую оппозицию. Делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что парламент не имеет права сделать женщин на много дней старше, на что спикер якобы ответил: «Вот классический образец женской логики!»

Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от "summer""""s end" (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что на Новый год духи мертвых являются живым. От римлян кельты переняли требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток.

На Руси до XV века год начинался 1 марта. В XV веке Новый год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, которым приказал считать началом года 1 января: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает". Девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно - к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение для несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд - оберег дома