В каком возрасте малыш начинает собирать пирамидку, и как научить ребенка складывать игрушку быстро и правильно? Игры с пирамидкой

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности , .

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны . Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Кроме этого, можно изготовить специальные карточки для сортировки . На одних карточках нарисуйте все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» — «Гномики и домики » (Ozon , My-shop ), «Большой-маленький » (Ozon , My-shop ).

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка (My-shop , Read ) или кувшинчика . Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой . Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей


Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (KoroBoom , Лабиринт , My-shop ). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала верхнюю половинку одного животного и начинала подставлять к ней разные варианты нижних половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая « » у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (KoroBoom , My-shop , Ozon ) . Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой.

Эта игра очень полезная, она поможет ребенку научиться координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность справляться самостоятельно с этой нелегкой кулинарной задачей:)

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку


Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (Лабиринт , My-shop ) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды


Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт , My-shop ). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду


С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon , My-shop , KoroBoom ) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни - надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

    Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

    Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

    Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

    Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

На этом все. В ближайшее время обязательно опубликую подборку развивающих игр для малышей постарше – от 1,5 лет. Не пропустите !

Игра для детей 2 лет предлагает заняться складыванием забавной разноцветной пирамидки.

Практически все дети любят собирать пирамидки. В этом нет ничего удивительного, ведь их привлекает нанизывание разноцветных колечек на столбик. При этом есть и один важный нюанс: колечки должны быть надеты на палочку-основу строго по убыванию размера. То есть сначала нанизывается самое большое кольцо, затем то, которое чуть меньше его, а после все остальные по такому же принципу уменьшения. Игра для детей 2 лет как раз предлагает тебе собрать достаточно большую пирамидку из цветных колечек, которые радуют взгляд и дарят позитивные эмоции благодаря своей яркости.

Игра для детей 2 лет: правила и структура

После запуска игры ты увидишь экран, на котором расположились вразброс разноцветные колечки от пирамидки. Тут же находится и столбик от нее. Игра для детей 2 лет предлагает «брать» колечко курсором и помещать его на столбик. Как уже было сказано выше, начинать следует с самого большого, а потом располагать колечки в сторону уменьшения. Наконец, закончить пирамиду необходимо специальным «колпачком». Если же ты вдруг ошибешься и попытаешься надеть не то колечко, то в этом нет ничего страшного. Оно попросту не наденется, а тебе придется подыскать другой вариант, который на этот раз будет правильным.

Игра для детей 2 лет: развивающее занятие

На самом деле составление пирамидки – это весьма полезное занятие, несмотря на то, что с виду оно кажется очень простым. При помощи пирамидки ребенок может изучить понятие величины, а также узнать об основных цветах. Кроме того, нанизывание колечек развивает усидчивость и внимательность. Таким образом, игра для детей 2 лет является очень даже полезной. Ее стоит выбирать в том случае, если хочется не просто весело провести время, а еще и найти для себя полезное занятие. А после того, как ты полностью соберешь пирамидку, ты всегда можешь снова разобрать ее и повторить процесс. Можешь делать это столько раз, сколько посчитаешь нужным!

ИГРЫ С ПИРАМИДКОЙ Пирамидка - очень полезная игрушка для малышей. Однако, недостаточно просто дать её в руки ребёнку, нужно научить его как с ней можно играть. Прежде всего, нужно научить ребёнка снимать и одевать кольца на стержень. Для совсем маленьких детей лучше всего подходят большие кольца типа разноцветных пластмассовых браслетов. Возьмите короткий стержень (высотой не более 20 см.) и поставьте перед ребёнком с нанизанными на него кольцами. Покажите, как можно снять эти кольца. Попросите малыша «взять» их. Можно помочь взяться за кольца и повести ручки с кольцом вверх, говоря при этом что-нибудь вроде «Вверх поднимем колечки». Роль стержня могут играть самые разные предметы - ложки, палочки, узкие пластмассовые бутылочки, главное, чтобы вы держали их вертикально. Чем выше стержень, тем труднее снимать с него кольца. Когда малыш научиться справляться с этой задачей, можно учиться одевать кольца на стержень. Подведите ручку ребёнка к стержню, так чтобы кольцо оказалось над ним и скажите «Опускай». Следите, чтобы кольцо было в горизонтальном положении. Часто малышу бывает не так трудно подвести кольцо к нужному месту, как расположить его под правильным углом. После таких совместных упражнений предложите ребёнку снимать и одевать колечки самостоятельно. Когда малыш овладеет этим навыком, можно переходить к играм с пирамидкой. Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного размера. Сначала малыши предпочитают разбирать пирамидку, т. е. снимать колечки с палочки. Нужно научить ребёнка правильно брать кольцо пирамидки пальцами и одевать его на стержень. Свой показ и помощь в овладении правильными действиями желательно сопровождать словами: "Вот так, взял колечки пальчиками, надел колечко на палочку, молодец, давай ещё". Малышу, который ещё не научился надевать колечки, можно помочь, взяв его ручки и действуя вместе. Надев все колечки и колпачок, покажите ему что получилось. Затем можно игру усложнить, предложив пирамидки с колечками разного размера. Поначалу малыш будет складывать кольца, не обращая внимания на их размер. Наиболее простой и удобной является пирамидка с основанием в виде конуса. Нанизывая колечки на такую пирамидку, ребёнок сам убеждается, какое колечко свободно опускается, а какое не влезает на стержень. От 1 г. 5-6 мес. можно учить складыванию так называемой гладкой пирамиды. Пирамидка, сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), на ощупь гладкая. Обратите внимание ребёнка на этот факт, научите его проверять ручкой, гладкая ли пирамидка. Проведите ручкой малыша по неправильно собранной пирамидке и обратите его внимание на имеющиеся неровности. А потом сделайте то же самое с правильно собранной, гладкой пирамидкой. Играя с ребёнком, помните, что ему необходимо ваше внимание и одобрение. Если малыш с усердием нанизывает колечки неправильной величины, на первых порах можно похвалить его и за это: "Как хорошо ты надеваешь колечки!". Но если ребёнок легко справляется с нанизыванием колец на стержень, его внимание следует привлечь к величине колец и к "ровности" пирамидки. "Посмотри на мою пирамидку. Она такая же? Давай проведём пальчиком по моей и по твоей." Однако, не следует фиксировать внимания на неудачах и неумелости ребёнка. Лучше чаще хвалить и одобрять его. От 1 года 6 мес. до 2-х лет можно разнообразить действия с пирамидкой. Предложите ребёнку сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. Сначала можно складывать, не обращая внимания на величину колец, потом сложите вместе ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком. Затем из колец можно построить башенку. Чтобы башенка была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Для того, чтобы ребёнок учился различать величину колец, можно разложить все кольца вперемежку, и предложить малышу найти самое маленькое, а потом самое большое и т. д. Накладывая одно колечко на другое, нужно показать, что большее по размеру кольцо всегда выступает из под меньшего. Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для различения разных цветов. Для этого игра с ребёнком должна сопровождаться не только показом, но и речевыми комментариями. Одним из вариантов этой игры является использование двух одинаковых пирамидок из 3-4 колец разного цвета - одна для Вас, другая - для ребёнка. Предложите малышу, который уже умеет нанизывать кольца, разобрать свою пирамидку (то же самое сделайте и со своей). Затем покажите кольцо определённого цвета и спросите малыша: "У тебя есть такое же, красное?" Если малыш ошибётся, помогите найти нужное и приложите к своему, чтобы продемонстрировать совпадение цветов. Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. Взрослый показывает малышу красное колечко и просит: "Найди все красные (зелёные, жёлтые) колечки". При складывании пирамидки важно учить ребёнка определять размеры колец на ощупь, а не только с помощью зрения, и на ощупь узнавать, правильно ли сложена пирамидка. Ребёнка 2-3 лет можно попросить закрыть глаза (или завязать их платком), и ощупать пирамидку, а потом спросить, ровная она или нет. Эту загадку можно сделать чрезвычайно интересной для ребёнка. На третьем году жизни можно использовать игры с пирамидкой, в которых под руководством воспитателя участвуют несколько детей (4-6 человек). В этих играх все действия детей выполняются одновременно и по показу воспитателя. Общность решаемой игровой задачи сближает детей, способствует развитию согласованности и взаимопонимания. Кроме того, наблюдая действия других, малыши лучше осознают свои аналогичные действия. Приведём несколько примеров таких игр. «РАЗБЕРЁМ И СОБЕРЁМ» В этой игре дети объединены общей целью - разобрать и собрать пирамидку. Число колечек пирамидки должно соответствовать числу участников игры. Пригласив детей сесть за общий столик, привлеките их внимание к новой пирамидке. Проводя руками по пирамидке сверху вниз, покажите, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию. Это потому, что сверху колечки совсем маленькие, а внизу - самые большие. Предложите каждому малышу так же провести руками по пирамидке и ощутить различия в величине колечек. После этого, обращаясь к одному из малышей обратитесь к нему от имени игрушки: «Серёжа, сними, пожалуйста мой колпачок»; потом к следующим, сидящим рядом: «Катенька, сними моё самое маленькое колечко», «А теперь Саша, сними моё самое верхнее колечко» и т. д. Так постепенно игрушка разбирается, перед каждым ребёнком на столе лежат колечки, а в ваших руках остаётся пустая палочка с подставкой. Начинается вторая часть игры. Обратитесь к детям от имени пирамидки: «Надоело палочке одной стоять, ей холодно без одежды и позвала она колечки домой. У кого моё самое большое колечко!» Если никто не отвечает, обратитесь к ребёнку с самым большим кольцом: «Отдай мне своё самое большое колечко и надень на мою палочку». После того как малыш оденет своё кольцо, обратитесь к следующему ребёнку с той же просьбой: «Отдай моё большое колечко». Таким образом постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. После этого игру начинают сначала. Кратковременность и повторяемость игровых действий в неизменном виде очень нравится малышам. Ребёнок знает, что будет делать дальше и знает, что будут делать его сверстники, а значит лучше осознаёт свои действия. Кроме того преобразования внешнего вида пирамидки, которые происходят у него на глазах и при его активном участии, наводят на мысль об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета и его обратимости, что способствует развитию умственного плана. Самое главное при проведении этой игры - увлечь детей её содержанием и совместным решением общей задачи. Если у какого-либо ребёнка пропадёт интерес к игре, предложите ему заняться чем-то другим и пригласите на его место другого желающего. «ПРИХОДИТЕ НА ЛУЖОК» В этой игре дети учатся сравнивать и различать колечки по величине. Каждый участник игры должен выбрать колечко той же величины, что и наглядный образец. Игра носит характер забавы. Колечки как бы одушевляются и наделяются живым характером - играют и забавляются на лужке. Для этой игры нужны одноцветные пирамидки по числу участников (5-6 человек). Одну из пирамидок оставьте себе. Кроме того потребуется картонный круг, диаметром 15-20 см, окрашенный в зелёный цвет. Усадив детей за столик и раздав всем по пирамидке, положите зелёный круг на середину стола. «Это у нас будет лужок с зелёной травкой, на который будут приходить колечки, чтобы поиграть». Предложите детям по своему примеру разобрать свои пирамидки и выстроить колечки ровными рядами на столе. Так колечки «отдыхают». Затем возьмите самое маленькое колечко своей пирамидки и положите его на середину круга и пригласите детей «Приходите на лужок, становитесь-ка в кружок». Объясните, что на лужок приглашаются только самые маленькие колечки, такие как ваше. Дети выбирают из своих колечек самые маленькие и кладут их по окружности лужка. Помогите им красиво и ровно разложить разноцветные колечки, вместе с ними полюбуйтесь получившимся узором. Накладывая колечки на образец в центре, предложите детям проверить, все ли колечки одинаковые. Убедившись, что на лужок пришли именно те колечки, можно поиграть с ними - пусть колечки попрыгают, покружатся, разбегутся и соберутся вместе. Потом маленькие колечки возвращаются домой отдыхать, а на лужок приглашаются другие, побольше. Можно предложить одному из детей выбрать колечко любого размера и положить его в центр круга. Вместе с детьми повторите тот же текст «Приходите на лужок, собирайтесь-ка в кружок». С вашей помощью каждый ребёнок находит у себя колечко такой же величины и ставит его в общий хоровод. Игра повторяется. Все участники по очереди выбирают колечко-образец, ставят его в центр зелёного круга и приглашают колечки такой же величины собраться вокруг него. В этой игре дети осваивают приём сравнения предметов путём накладывания друг на друга, который очень важен для развития глазомера. В то же время нельзя превращать игру в простое упражнение. Постарайтесь как можно более живо и разнообразно проводить игровые действия с колечками. Эмоциональность и фантазия воспитателя здесь, как и в большинстве других игр, имеет решающее значение. «СОЛНЫШКО» Эта игра направлена на формирование устойчивого образа величины предметов, независимо от их положения в пространстве. При явном изменении внешнего вида пирамидки и её положения в пространстве, соотношение величины колечек остаётся неизменным. Игра проводится с небольшой группой - 5-6 человек. Все игровые действия выполняются одновременно, по показу воспитателя. Для игры нужны одноцветные пирамидки с толстыми кольцами по числе участников, включая воспитателя. Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, нужен оранжевый картонный круг. Дети садятся вокруг общего стола и каждый получает по одинаковой пирамидке. В центре стола располагается картонный круг. После этого Вы обращаетесь к детям: «Вот стоят пирамидки и на вас смотрят. Надоело им стоять, захотелось полежать. Поможем им отдохнуть! Смотрите, как это можно сделать». Подавая детям пример игровых действий, снимите колпачок со своей пирамидки и поставьте к краю стола. Затем предложите снять верхнее колечко (обратите внимание на то, что оно самое маленькое) и придвинуть его к своему колпачку, после него - следующее. Когда все колечки будут сняты и разложены на столе в порядке возрастания величины, постарайтесь подравнять ряды колечек, чтобы получились ровные лучи, исходящие из центрального круга. На столе образуется узор в виде лучей, которые отходят от центра-круга и сужаются по краям стола. Обратите внимание на то, что получилось солнышко с разноцветными лучами, причём каждый сделал свой лучик. Полюбовавшись солнышком спросите: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело им голыми стоять. Давайте позовём колечки домой и опять поставим их как раньше! Какое колечко позовём сначала?» Напомните, что внизу у основания пирамидки всегда самое большое кольцо. Дети выбирают большие колечки и одевают их на свои пирамидки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? Тоже большое, но чуть поменьше, вот такое» и т. д. Так, действуя по образцу, дети собирают свои колечки по убывающей величине и собирают свои пирамидки. Собранные пирамидки гуляют, прыгают кружатся в руках детей, потом снова ложатся отдыхать и игра повторяется. Возможно при повторных проведениях игры Вам уже не придётся каждый раз подсказывать величину нужных колечек - дети научатся выбирать их сами, в чём собственно и состоит цель игры. Эта игра хорошо отвечает возрастной потребности малышей действовать с предметами и управлять ими. Преобразования пирамидки, которые они самостоятельно осуществляют, обычно очень им нравятся. Е. В. Смирнова С. Ю. Мещерякова Т. В. Ермолова "Игры и игрушки для детей раннего возраста", Москва, 2004

Пирамидки собирали дети не одного поколения раньше и продолжают это делать сейчас. Это изобретение - настоящая развивающая игрушка для детей раннего возраста. Сегодня в магазинах детских товаров можно найти различные модели пирамидок, которые обязательно понравятся крохе. Разберёмся, когда лучше приобрести эту развивающую игрушку и как научить малыша её собирать.

В каком возрасте покупать

Каждый малыш развивается индивидуально, поэтому один может начать собирать пирамидку в полтора года, другой - в два. Но первую игрушку педиатры рекомендуют приобрести, когда младенцу исполнится 6–8 месяцев. Как только малыш начинает сидеть самостоятельно, можно знакомить его с этой игрушкой. Кроху обязательно привлекут яркие цвета колец и новый предмет. Но не стоит думать, что кроха сразу станет собирать пирамиду, он не сможет. Родители могут показывать младенцу, как правильно это делать, постепенно он запомнит.

Педиатр может интересоваться у родителей, собирает ли их малыш пирамидку, ближе к году. Но не стоит беспокоиться, если кроха не может освоить эту игрушку. У каждого свои темпы развития, но согласно нормам, к двум годам малыш должен освоить это умение - не просто нанизывать кольца на стержень, а собирать их правильно: сначала большие, затем маленькие.

Не стоит заставлять полугодовалого кроху собирать кольца не стержень. Он только учится управлять своим телом, развивает координацию. В этом возрасте детям интереснее рассыпать детали пирамидки, чтобы родители их собрали. Ближе к году можно объяснить малышу принцип этой игры и пробовать собирать кольца вместе. Как только малыш освоит игрушку с помощью взрослых, он быстро научиться собирать её самостоятельно.

Знакомство детей с игрушкой: как правильно складывать - видео

Для чего нужна пирамидка

  1. Помогает ребёнку научиться понимать просьбы взрослых. Начиная играть с пирамидкой, можно просить малыша надеть или снять кольца, поменять их местами, взять в руки, подать маме или папе.
  2. Является отличным тренажёром для изучения цветов. Дети до года лучше воспринимают яркие, чистые цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный. А кольца на пирамидке, как правило, цветов радуги. Играя с этим изделием, малыш быстро запомнит все цвета. Педагоги рекомендуют родителей произносить такие фразы «сними жёлтое кольцо, надеть зелёное, поменяй местами красное и синие». Так с помощью родителей кроха быстро освоит цвета.
  3. Помогает усвоению связи между причиной и следствием. Сегодня в магазинах детских товаров представлены разные виды пирамидок. Некоторые из них оснащены многими функциями. Например, если собрать кольца в правильном порядке, малыш услышит музыку. Ребёнок учится понимать причинно-следственные связи: как только он выполнит задание согласно правилам, получит определённый результат.
  4. Положительно влияет на развитие мелкой моторики: ребёнок должен брать кольца разного размера в руки, нанизывать их на стержень. Во время игры с пирамидкой также развивается координация движений, ведь малыш должен правильно сопоставить отверстие в кольце со стержнем игрушки.
  5. Тренирует логическое мышление младенца. Он начинает понимать, чтобы правильно собрать пирамидку, сначала нужно поставить кольца большего размера, потом меньше, а в конце самые маленькие.
  6. Помогает учиться считать. Такое упражнение подойдёт детям старше двух лет: мама может попросить малыша сосчитать, сколько колец на игрушке. В игровой форме малыш быстро запомнит цифры.
  7. Знакомит кроху с разными формами. Если классическая модель состоит только из колец, то современные игрушки могут иметь форму треугольника, ромба или квадрата. Все эти фигуры интересно перемешиваются между собой и выстраиваются в оригинальную пирамидку.

Как выбрать подходящую разновидность

Попадая в магазин детских товаров, у родителей появляется огромный выбор: на полках представлено такое разнообразие игрушек, что отдать предпочтение какой-то одной бывает очень сложно. Нередко мама и папа сталкиваются с такой ситуацией: купили малышу отличную качественную игрушку, а он не может с ней играть. И дело не в том, что подарок крохе не нравится. Просто ему неудобно брать игрушку в руки, или она слишком тяжёлая. Чтобы таких ситуаций не возникало, необходимо тщательно подходить к процессу выбора детских игрушек. То же самое касается и пирамидок, веди они бывают разными.

Возрастная категория

Хотя пирамидки предназначены для детей с полугода, они также имеют свои возрастные ограничения, поэтому не каждая модель подойдёт малышу младше двенадцати месяцев, а какие-то окажутся слишком лёгкими для двухгодовалого ребёнка. Поэтому эти игрушки следует выбирать согласно возрасту младенца:

  • для детей возрастом от 6 до 12 месяцев подойдут самые простые модели с минимальным количеством колец: четыре или пять, не больше, а также они могут отличаться по фактуре, например, кольца или подушки из ткани. Дети этого возраста познают окружающую среду через тактильные ощущения, поэтому дополнительные шуршащие элементы, разные фигуры помогают развивать мелкую моторику крохи. Для малышей выпускают пирамидки в виде животных, с музыкальным сопровождением, чтобы младенцу было интереснее играть с такими моделями;
  • малышам старше года можно предложить более сложные варианты с большим количеством колец. Стержень должен быть широким, а отверстия в кольцах большими. Это сделано для того, чтобы ребёнок без труда смог нанизывать кольца;
  • после двух лет дети уже понимают, как правильно играть с пирамидкой и по какому принципу её нужно собирать. Поэтому родители могут усложнить задачу и купить малышу игрушку другой формы: на стержень нужно надеть квадраты с маленькими отверстиями. Количество колец тоже увеличивается и появляется многообразие цветов. Ребёнку можно давать задание собрать фигуры одного оттенка вместе.

Разновидности в зависимости от возраста ребёнка - фотогалерея

Здесь нужно не только правильно определить последовательность, но и разделить детали по цветовой гамме
Самая простая модель пирамидки для детей после полугода Фигуры внутри каждого кольца служат своеобразной подсказкой: если кольцо не подходит на это место, его нельзя надеть плотно на предыдущее Большое количество колец положительно влияет на развитие логики и мышления
Модель с минимальным количеством колец подойдёт для самых маленьких

Материал

  1. Большой популярностью пользуются деревянные игрушки такого плана. Они изготовлены из экологически чистой древесины и покрашены безопасными красками, которые не вызывают аллергические реакции у малышей. Но детям первого года жизни педиатры не рекомендуют покупать модели из дерева, ведь их очень сложно удержать в маленьких ручках: они довольно тяжёлые.
  2. Пластиковые модели также являются хорошим вариантом выбора. Но прежде чем купить такую модель, родителям стоит убедиться, что она изготовлена из безопасного цветного пластика, а не покрашена. Некачественные пластиковые игрушки, которые сверху покрывают дешёвой краской, могут быть опасны для младенца: кусочки краски могут откалываться и попасть в рот малышу. Игрушки из пластика рекомендуют детям до года, ведь они очень лёгкие и кроха сможет брать кольца без особого труда. На упаковке изделия обязательно должна быть информация о фирме-производителе, материале, из которого изготовлена игрушка и возрастных ограничениях, чтобы знать, на какой возраст рассчитана пирамидка.
  3. Варианты из ткани предназначены в основном для детей до полутора лет. Кольца или другие фигуры, например, мягкие подушки, совмещают в себе многие развивающие элементы: липучки, шуршащие детали, разные наполнители. На некоторых моделях даже есть прорезыватели для зубов. Детям постарше такие пирамидки также будут интересны, ведь они очень яркие и с множеством дополнительных деталей.

Разновидности в зависимости от материала - фотогалерея

Пирамидка из пластика, но с добавление тканевых деталей также будет интересна ребёнку Развивающая пирамидка из ткани лёгкая, ей малыш не сможет нанести себе травму, а также она выполнена из натуральных материалов
Пирамидка из дерева выполнена из натурального материала и намного тяжелее остальных моделей Пластиковые пирамидки очень лёгкие и яркие

Размер

Здесь тоже следует ориентироваться по возрасту малыша. Для самых маленьких детей подойдут модели небольшой высоты, но с крупными кольцами. Чем старше ребёнок, тем выше пирамидку ему можно собирать. Для детей после трёх лет педиатры и детские психологи рекомендуют приобрести вариант с несколькими стержнями: на одной плоскости нужно собрать сразу несколько пирамидок, детали которых отличаются по размеру, цветовой гамме и форме.

Форма

Помимо традиционных игрушек, к которым привыкло не одно поколение детей, на рынке детских товаров существует множество пирамидок оригинальной формы. Они обязательно понравятся малышам разного возраста. Ведь чем старше становится ребёнок, тем интереснее усложнять задачу и пробовать выполнить задание самостоятельно.

Сортеры

Эти модели представляют собой поверхность с несколькими стержнями разной или одинаковой формы. Они могут быть в виде животного, замка или другого предмета. Задача ребёнка заключается в том, чтобы не только нанизывать фигуры на стержень, но и правильно выбрать цвет, размер и форму. Пирамидки-сортеры подойдут детям старше трёх лет.

С помощью таких моделей малыш сможет не только развивать мелкую моторику, но и изучать цвета, цифры и счёт, названия фигур.

Собирая пирамидку, ребёнок должен подобрать каждую фигуру к своему стержню. Первое время родителям стоит помогать малышу, объясняя принцип игры. Как только малыш поймёт, как подбирать нужные фигуры и куда их ставить, можно дать ему свободное пространство: пусть самостоятельно попробует собрать сортер.

Виды пирамидок-сортеров - галерея

Малыш должен не просто правильно собрать фигуры по цветам и форме стержня, но и развернуть их так, чтобы в итоге получилась бабочка С помощью такой модели ребёнок сможет учить цвета Принцип этой игрушки - собрать фигуры на стержень одинаковой формы Малыш должен нанизывать на стержень кольца не только одного цвета, но и в правильной числовой последовательности

Без стержня: вкладыши и на липучках

Это самый простой вид пирамидок, который подойдёт для детей от 6 месяцев до года. У младенцев не очень хорошая координация, поэтому нанизывать кольца на стержень им очень сложно. Пирамиды-вкладыши не имеют стержня, а принцип игры заключается в том, чтобы поставить стаканчики или блоки друг на друга. Такие игрушки напоминают набор формочек разного размера, с которыми ребёнок сможет играть в песочнице, если не хочет собирать пирамидку.

Модели на липучках выполнены из ткани разной фактуры. Чаще всего они квадратной формы в виде тактильных подушечек с липучками на одной стороне. Малыш легко поймёт, как нужно крепить одну подушку к другой и быстро научиться собирать такую пирамидку. Игрушки такого вида мама может пошить самостоятельно.

Пирамидки для самых маленьких - галерея

Младенец может складывать такую пирамидку и по типу матрёшки: формочки ставятся друг в друга Малыш может ставить формочки друг на друга, это легче, чем нанизывать фигуры на стержень
Подушечки скрепляются между собой с помощью липучки Подушки могут быть разного размера и выполнены из приятного материала

Вальдорфские

Эти модели пирамидок сегодня пользуются большой популярностью. Дело в том, что вальдорфские игрушки предназначены для развития практической деятельности, знакомства малыша с окружающим миром, природными материалами. Поэтому такие пирамидки выполнены только из дерева, и чаще всего оно отшлифовано, но не покрыто лаком, с остатками коры, чтобы ребёнок чувствовал натуральный материал. Если игрушку красят, то используют только натуральные красители. Некоторые пирамидки полируют с помощью льняного масла, никаких лаков или химических составов.

Принцип таких игрушек - стимуляция естественной деятельности малыша. Для детей младшего дошкольного возраста - это игра, не обучение каким-то теориям или авторским методикам. Вальдорфские педагоги выступают против раннего развития интеллектуальных способностей, делая акцент на эмоциональном развитии младенца. Именно поэтому у пирамидок такого вида нет возрастных ограничений: они подходят и для полугодовалого крохи, и для ребёнка шести лет.

Размер у пирамидок небольшой, чтобы игрушку было удобно удерживать в маленьких руках. Они бывают круглой, квадратной или неправильной формы, со стержнем или без него, в виде вкладышей. Это сделано для того, чтобы ребёнок понимал, что в природе существует множество предметов, и все они индивидуальны и уникальны, не только правильной формы. Поэтому многие родители заказывают вальдорфским мастерам пирамидки, которые изготавливаются вручную в единственном экземпляре и имеют уникальную форму.

Примеры вальдорфских пирамидок - галерея

Вальдорфская пирамидка помогает ребёнку познакомиться с окружающим миром Пирамидка изготовлена полностью из натурального дерева, чтобы малыш чувствовал фактуру коры, знакомился с природными материалами Деревянная пирамидка собирается по принципу: одна фигура в другую, подходящую по размеру, как матрёшка Необычная форма и яркие цвета привлекут внимание крохи

Основные правила: как научить ребёнка собирать пирамидку

Родители должны познакомить кроху с новой игрушкой и показать, как правильно её собирать. Для того, чтобы понять и всё запомнить, ребёнку необходимо многократное повторение действий.

  1. Для начала подготовьте игровое место. Для этого нужно убрать все посторонние предметы и другие игрушки, чтобы малыш сосредоточился только на пирамидке.
  2. Начните сами знакомить кроху с новой игрушкой. Можно разобрать пирамидку и оставить на ней всего одно кольцо. Проговаривая свои действия, показывайте ребёнку как нужно нанизывать и снимать кольцо со стержня.
  3. Многие дети не понимают, как правильно снимать кольца, они просто переворачивают игрушку и фигуры падают на пол. Родителям стоит медленно и спокойно объяснять крохе, что нужно взять кольцо в руку и аккуратно снять со стержня.
  4. Следующий этап - научить ребёнка нанизывать фигуры на стержень. У маленьких детей координация движений не такая, как у взрослых, поэтому им сложно попасть в отверстие на кольце. Мама может первое время направлять ручку малыша, а потом предложить ему попробовать самостоятельно. Во время этих упражнения сразу объясняйте ребёнку принцип построения пирамидки: в какой последовательности должны быть расположены кольца. Со временем он поймёт правила и сможет сам поставить фигуры в правильном порядке.
  5. Рассказывайте малышу о форме, цветах и материале, из которого изготовлена игрушка. Дети быстро запоминают новую информацию, а если её повторять регулярно, то скоро малыш все выучит.

Главное правило - проводите обучение в игровой форме, ведь все дети любят играть. Доктор Комаровский считает пирамидку одной из первых развивающих игрушек для малыша, с которой родители обязательно должны познакомить кроху. Но если ребёнок не в настроении, капризничает, плачет и бросает кольца дальше от себя, следует на время убрать игрушку из поля зрения младенца. Не стоит заставлять ребёнка собирать пирамидку.

Некоторым детям достаточно просто понять принцип игры с пирамидкой, а у других на это уходят месяцы. Родителям не стоит огорчаться, но нужно продолжать заниматься с ребёнком и объяснять, как правильно собирать эту развивающую игрушку.

Во время игры обязательно хвалите ребёнка. Даже если у него не все получается, малыша следует подбодрить и направить его действия в нужную сторону.

Ребёнок собирает пирамидку - видео

Не умеет или не интересно: начинать ли беспокоиться

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому точно сказать, в каком возрасте именно ваш кроха заинтересуется пирамидкой, достаточно сложно. Детские психологи объясняют, что средний возраст - от года до полутора лет. Но если кроха не стал собирать пирамидку в этом возрасте, неужели это показатель отставания в развитии? Конечно нет, если ребёнок развивается согласно нормам и проявляет интерес к другим игрушкам. Его незаинтересованность может быть вызвана следующими причинами:

  • возможно, малыша больше интересуют не игрушки, а предметы, которые постоянно используют родители: выключатели, подушки, пульт от телевизора, кастрюли или стаканы. В этом случае взрослые должны объяснить на примере этих вещей разницу между большим и маленьким, называть цвета вещей в доме и их форму. Ведь не только на основе пирамидки малыш может освоить эти знания;
  • малыш предпочитает другие игрушки. Это довольно частое явление, особенно у маленьких детей. Кроха обожает своего зайчика или мишку и ходит с ним везде, даже спит. Поэтому ему в данный момент времени не интересны другие предметы. Следует отложить знакомство с пирамидкой на другое время;
  • ребёнку сложно играть с пирамидкой: иногда малышу нравится игрушка, но заниматься с ней он не может. Слишком тяжёлые кольца или их большое количество отвлекают внимание крохи и он не может понять, что нужно сделать. Всегда подбирайте пирамидки согласно возрасту младенца;
  • игрушка надоела малышу: маленькие дети быстро привыкают к предметам и они становятся им неинтересны. Но они также быстро и забывают о них. Родителям стоит убрать пирамидку на время из поля зрения ребёнка, а потом показать. Для крохи это будет элемент новинки и он снова станет играть с пирамидкой.

Если малыш проявляет интерес к развивающим занятиям, физически развивается, полностью здоров, но не интересуется только пирамидкой - это не повод для беспокойства. Но если родители замечают, что ребёнок не играет в мяч, не листает книги и не проявляет интерес к другим предметам, стоит проконсультироваться с врачом.

Игры с разными моделями пирамидок - видео

С каждым годом для детей выпускается огромное количество развивающих игрушек, центров и ковриков, но простая пирамидка, которая была популярна многие десятилетия назад, не сдаёт своих позиций и в современном мире. Она играет важную роль в развитии малыша. Родители должны показать принцип складывания пирамидки и поощрять попытки игры с ней. Ребёнок обязательно заинтересуется яркими фигурами и в игровой форме будет учиться ставить их на место.