Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника. Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История мировой и русской педагогической мысли, православная педагогика как общественное явление. Роль духовно-нравственного воспитания, отношение семейного воспитания и православной школы. Методы, средства и принципы воспитания религиозности у детей.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2010

    Ценность нравственного воспитания. Сущность и природа нравственности. Развитие морального сознания ребенка. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников, формировании личности. Проблемы нравственного воспитания и их исследование.

    реферат , добавлен 17.08.2010

    Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом. Психодиагностические методики, направленные на выявление духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Диагностика нравственной самооценки и ценностных ориентаций.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Основные проблемы нравственного воспитания школьников младшей школы в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики. Этическое просвещение, обеспечивающее самоопределение школьников в системе нравственных, культурных ценностей.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2014

    Исследование нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности. Изучение механизмов и содержания нравственного воспитания. Выявление отношения дошкольников к нравственным нормам в ходе экспериментального исследования.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Актуальность нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания в школе и учреждениях дополнительного образования. Роль сказки в воспитании нравственности. Нравственность и воздействие средствами театральных постановок. Игра и нравственность.

    отчет по практике , добавлен 07.05.2012

    Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников, его содержание, формы, методы. Логико-смысловая модель "Духовно-нравственное воспитание младших школьников". Диагностика исходного и достигнутого уровней нравственной воспитанности.

    презентация , добавлен 22.01.2013

    Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека. Сущность, значение, содержание, основные задачи и средства нравственного воспитания младших школьников. Нравственное воспитание при изучении природы родного края в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2013

Лидия Микша
Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Механизм нравственного становления личности :

(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество .

Для формирования любого нравственного качества важно , чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представленияо сущности нравственного качества , о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством , то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества .

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного ) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

При этом действие механизма носит гибкий характер : последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания .

Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Задачи формирования моральных ценностей :

- воспитание гуманных чувств и отношений;

Формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости;

- воспитание трудолюбия , желания и умения трудиться;

- воспитание коллективизма .

Воспитание носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий : запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых . Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека .

Задачи формирования моральных ценностей имеют подвижный характер.

Перестройка мотивационной сферы связана с усвоением ребенком морально-этических норм. Начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых дети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие» . Первоначально непосредственное эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другого человека. Старшие дошкольники связывают свою аргументацию с общественным значением поступка.

Возможность перехода от немотивированной оценки к мотивированной связана с развитием у детей внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам не участвовал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку.

В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей, желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется, и ребенок действует под воздействием собственного приказа.

В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций :

1-й тип - «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 - 4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения : сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.

2-й тип - «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий ее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.

3-й тип - «недисциплинированный правдивый тип» (нарушить правило, следуя своим желаниям, и не скрывать этого) : младшие дошкольники проявляют его в силу недостаточности произвольного контроля, поэтому они и не переживают «свой позор» ; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.

В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды» .

В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма - стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага - хорошо, а быть эгоистом - плохо. В экспериментах Е. В. Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так : либо взять себе, либо оставить на «выставку» . Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.

В реальном же эксперименте большинство детей брали награду себе : одни - открыто, другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.

Но в то же время в тех случаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то за другого.

И чем старше дошкольник , тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так» .

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Механизм нравственного становления личности:

(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания.

Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы:

  • 1) в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания;
  • 2) вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами.

Задачи механизма нравственного воспитания:

  • - формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;
  • - воспитание нравственных чувств, привычек, норм;
  • - овладение практикой поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.

Задачи формирования моральных ценностей:

  • - воспитание гуманных чувств и отношений;
  • - формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости;
  • - воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;
  • - воспитание коллективизма.

Воспитание носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.

Перестройка мотивационной сферы связана с усвоением ребенком морально-этических норм. Начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых дети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие». Первоначально непосредственное эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другого человека. Старшие дошкольники связывают свою аргументацию с общественным значением поступка.

Возможность перехода от немотивированной оценки к мотивированной, связана с развитием у детей внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам не участвовал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку.

В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей, желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется, и ребенок действует под воздействием собственного приказа. В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций:

  • 1-й тип - «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 - 4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.
  • 2-й тип - «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий ее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.
  • 3-й тип - «недисциплинированный правдивый тип» (нарушить правило, следуя своим желаниям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его в силу недостаточности произвольного контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.

В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».

В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма - стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага - хорошо, а быть эгоистом - плохо. В экспериментах Е.В. Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.

В реальном же эксперименте большинство детей брали награду себе: одни - открыто, другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.

Но в то же время в тех случаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то за другого.

И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так».

Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

1.1 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Механизм нравственного становления личности:

(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = Нравственное качество.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим См.: Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. - М., 1984. - С. 76. .

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

Надо начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы:

1) в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания;

2) вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Задачи механизма нравственного воспитания:

Формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;

Воспитание нравственных чувств, привычек, норм;

Овладение практикой поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.

Задачи формирования моральных ценностей:

Воспитание гуманных чувств и отношений;

Формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости;

Воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться;

Воспитание коллективизма.

Воспитание носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.

Перестройка мотивационной сферы связана с усвоением ребенком морально-этических норм. Начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых дети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие». Первоначально непосредственное эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другого человека. Старшие дошкольники связывают свою аргументацию с общественным значением поступка.

Возможность перехода от немотивированной оценки к мотивированной связана с развитием у детей внутреннего мысленного сопереживания с действиями другого. Возникновение в дошкольном возрасте внутреннего действия в воображаемых условиях позволяет ребенку активно пережить событие и поступки, в которых он сам не участвовал, и через это осмыслить мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку.

В дошкольном возрасте под влиянием оценок взрослых у детей обнаруживаются и зачатки чувства долга. Первичное чувство удовлетворения от похвалы взрослого обогащается новым содержанием. Вместе с этим начинают формироваться первые моральные потребности. Удовлетворяя притязания на признание со стороны взрослых и других детей, желая заслужить общественное одобрение, ребенок старается вести себя соответственно социальным нормам и требованиям. Сначала ребенок делает это под непосредственным контролем взрослого, потом весь процесс интериоризируется, и ребенок действует под воздействием собственного приказа.

В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций См.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 56 - 57. :

1-й тип -- «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это ни стоило) встречается с 3 -- 4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.

2-й тип -- «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив свое желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий ее нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.

3-й тип -- «недисциплинированный правдивый тип» (нарушить правило, следуя своим желаниям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его в силу недостаточности произвольного контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.

В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».

В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма -- стремления ребенка к бескорыстным добрым поступкам.

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага -- хорошо, а быть эгоистом -- плохо. В экспериментах Е.В. Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.

В реальном же эксперименте большинство детей брали награду себе: одни -- открыто, другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.

Но в то же время в тех случаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то за другого.

И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так».

Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников

Дошкольным учреждениям в области духовно-нравственного воспитания дошкольников необходимо решать следующие задачи: Воспитание нравственных и эстетических чувств; Формирование базисных основ личности; Формирование духовно-нравственного...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической...

Воспитание нравственных качеств у школьника средствами искусства

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis- мораль. Ю.Г.Бабанский говорил: «Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках...

Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства...

Культурологический аспект процесса формирования нравственных качеств личности младшего школьника (на материале рассказов В.А. Осеевой)

Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели...

Методика нравственного воспитания в экологических играх

Процесс нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива...

Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Дошкольник входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством...

Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку. 1...

Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания. В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И...

Нравственное воспитание младших школьников

Основные задачи нравственного воспитания: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения...

Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль «Мораль (лат. точез - нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства...

Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis -- мораль. «Нравы -- это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Л.А...

Природа как средство формирования нравственности младшего школьника

нравственный воспитание природа родной При организации нравственного просвещения необходимо учитывать возрастные особенности школьников, их индивидуальный моральный опыт, степень осведомленности в нравственных нормах...

Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности

О чем говорить с детьми, как строить свои занятия с ними так, чтобы развивался не только интеллект ребенка, но и его умение мыслить и сопереживать. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка...

Механизм нравственного воспитания

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и про-шла безболезненно.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важ-но, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны зна-ния, на основе которых у ребенка будут складываться пред-ставления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравствен-ным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для при-обретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно зна-чимую окраску и потому влияют на прочность складываю-щегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их прак-тической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позво-ляющей проверить и подтвердить прочность формируемо-го качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

(знания и представления) + (мотивы) +

+ (чувства и отношения) + (навыки и привычки ) + + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственно-го или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспи-тания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяе-мости. Это значит, что каждый компонент механизма ва-жен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Что, например, произойдет, если мы решим формировать доб-роту как нравственное качество личности и станем воспи-тывать у ребенка лишь представления о том, что такое доб-рота? Или не вызовем положительное отношение к этому качеству и желание им овладеть, стать добрым? Или не со-здадим условия для проявления доброты?

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зави-симости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опирать-ся на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего до-школьного возраста нельзя. Но значит ли это, что еще не пришло время воспитывать его нравственно? Конечно, нет. Надо изменить последовательность и начинать не с сооб-щения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной осно-вой для последующего усвоения знаний.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нрав-ственных чувств, нравственных привычек и норм, практи-ки поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формиро-вания, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компо-нента обязательно предполагается влия-ние на другие компоненты.