Воспитание духовное. Целостное мировоззрение — универсальная основа духовности человека

Раскрытие сущности человеческого духа, сохранение и укрепление здоровья тела, воспитание, обучение чтению, счёту и письму, основам наук, а также обучение конкретной специальности с помощью соответствующих образовательных программ и есть многоуровневая, едино множественная цель общего и профессионального образования, единая цель человеческой жизни.

Универсальная задача образования ХХ1 века - осознание и раскрытие человеческой души – истинного, бессмертного человека, который создаёт по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. По отношению к обществу задача образования заключается, прежде всего, в постижении обучающимся национальной идеи России.

По отношению к природе - воспитывать в человеке разумно нравственное отношение к ней и к её высшим силам.

По отношению к самой себе задача образования заключается в его расширенном само воспроизводстве как целостной, духовно нравственной системы обучения и воспитания.

Метод педагогической деятельности является главной составляющей идеей образования, ибо он превращает педагогическую мысль в практику. Это и есть реально действующая, практическая педагогика. Универсальный метод образования есть практически действующее самосознание предмета, реализующее свою универсальную цель – духовное рождение человека

Подход к проблеме духовно – нравственного образования

По своему понятию педагог есть живой носитель смысла жизни и образования.

Истинное назначение педагога – духовное творение человека, рождение его в общей культуре.

Душа – это поток переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений; приятных и не приятных, значительных и не значительных состояний; воспоминаний и забвений, деловых соображений и праздных фантазий и т.д.

Известный физиолог академик П.М. Ершов и Ю.П. Вяземский в своей работе “Происхождение духовности” (М., 1989) предприняли попытку комплексно охарактеризовать истоки духовности, её историческое происхождение и современные формы бытия. Итоги анализа показали, во- первых, что духовность есть такое состояние личного сознания, при котором умелое использование духовных ценностей служит развитию познания во благо других людей, реализует любовь к ним. Во- вторых, религиозная и светская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня – страсти к добру как желанию блага для других. Духовность есть обретаемое в жизни качество гуманистической личности. В- третьих, духовность есть абсолютно позитивное свойство человеческого рода. Она развивается в постоянном преодолении относительно бездуховности усилиями самой личности при благоприятных общественных условиях. Духовность, в- четвёртых, означает гармоничное сочетание эмоционального и интеллектуального начал сознания личности.

“Жизнь детей во многом задаёт бумажный век и недостаток в живом, красочном мире… . Нельзя раскрывать лишь одну плоскость мира. В этом отношении искусство, художественное творчество является той самой новой плоскостью, которая необходима для полноты человеческой жизни”. Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости воспитания с яркостью говорят наши дни. Человечество, лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст новый лучший мир без духовного обучения.

Что же такое духовное воспитание и обучение?

Что под этими словами подразумевают несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

Строго религиозное воспитание в рамках, какой- либо одной концессии;

Воспитание души ребёнка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись.

Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Но разве в жизни можно отделить одно от другого? Если исключить религиозное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: Что такое Бог? Почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? и т.д.

Когда-то философ Рене Декарт говорил: тот, кто сможет всё рассказать о себе, тот опишет всю Вселенную. Но для простого смертного это задача невозможна. Для этого нужен талант. Любой роман, любая картина или симфония – это рассказ художника о себе. Внутреннее Я и делает нас личностью, без него мы только мыслящие машины.

“Искусство не есть наслаждение, утешение или забава; искусство есть великое дело. Искусство есть орган жизни человечества, переводящее разумное сознание людей в чувство” (Л.Н.Толстой).

Всё больше выкристаллизовалась мысль о том, что предметы, в основе которых лежит искусство в процессе восприятия творческой деятельности, более всех других школьных предметов способствуют формированию отношения к миру и самому себе.

Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он воспитывается и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Платон утверждал, что человека ничему нельзя научить, если понимать учение, как перекладывание занятий из одной головы в другую. Человек должен сам все вспомнить.

Все это, однако, не означает того, что не нужно учиться, не нужно овладевать обычными знаниями, не нужно изучать то, что люди до тебя давно знали. Ты то ведь не знаешь. Чтобы подняться на уровень большого сознания, нужно постоянно и всесторонне развивать малое, создавать себе опору для дальнейшего прыжка в неизвестное.

Опыт преподавания ИЗО искусства показал, что в педагогике искусства не хватает самого искусства, что тяготение методик преподавания предмета к принципам преподавания предметов естественно-научного цикла лишает их ценнейшего средства – не только учить но и воспитывать.

Искусство есть такое воздействие на людей, при котором в душах их таинственное становится – очевидным, смутное делается – ясным, сложное – простым, случайное – необходимым.

Как же это донести до ребёнка, как сделать так, чтобы зажглась, проявилась, та маленькая искорка, которая непременно есть в душе каждого ребёнка? Какими способами дать почувствовать и прочувствовать самого себя и весь этот мир?

Первый способ передачи – самый обычный – слова. Второй способ – это пластическое искусство, рисование и лепка, - наука о том, как для глаза передать то, что знаешь другому. И третий способ – музыка, пение, наука, как передать своё настроение, чувство.

Каждому педагогу необходимо понимать Мир Детства. Речь идёт не о том, чтобы с вершины педагогической мудрости снизойти к прозаическому миру детских интересов. Речь идёт о том, чтобы подняться к тонким истинам Мира Детства. Подняться, а не снизойти.

Есть два удивительных источника очищения души – это природа и искусство. “Природа будет действовать на нас со всей своей силой, только тогда, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость, наша печаль, придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений от прожитой жизни” (К.Паустовский).

Язык искусства отличается от природы, он создан руками человеческими, но и ему присуща власть над душой. Музыка, поэзия, архитектура, живопись, наполняют душу каждого, кто к ним прикоснётся. Говорят о том, что душа – это волшебная тайна Бога и, когда она зажигается Его светом, она становится удивительно прекрасной. А творчество – это великая молитва души. Это когда душа отдаёт свой свет людям.

Одним из проявлений духовного я является творческая интуиция художника, поэта, философа, учёного.

М. Шагал писал: “Искусство – это состояние души, а душа свята у всех нас ходящих по этой грешной земле”. Язык искусства создаётся человеком, но это божественный язык. Невозможно представить себе духовное воспитание ребёнка без музыки, живописи, поэзии.

Созерцая прекрасное произведение, человек, одарённый чувством, вкушает, кроме самих звуков и их сочетаний, ещё что- то другое, что можно назвать внутренней красотой. Как бы позади звуков и сквозь них мы воспринимаем ещё нечто невысказанное, о чём в словах можно дать только слабый, несовершенный намёк, звуки, краски и линии воспринимает наши ухо и глаз, а то невысказанное, о чём они говорят, воспринимает непосредственно наша душа.

Звуки музыки, слова лирического стихотворения, образы пластических искусств, природы или человеческого лица, добрые поступки пробуждают в нашем сердце что- то иное, говорят нам о чём – то далёком, непосредственно недоступном, смутно различаемом; нашей души достигает весть о чём- то потустороннем, запредельном. До нашей души, согласно Франку, доходит голос как бы издалека, говорящий о некоем лучшем, высшем мире. Совершенно несущественно, называем ли мы это голосом совести или голосом Бога. Важно лишь то, что мы испытываем в интимной глубине нашего сердца живое присутствие и действие некой силы, о которой мы непосредственно знаем, что это сила высшего порядка, что нашей души достигла некая весть издалека, из иной области бытия, чем привычный, будничный мир.

Искусство божественно и впечатляюще. Это пища для ума и сердца. Оно обладает чудесным влиянием на сердца детей, ибо сердца их чисты, и всё это имеет огромное воздействие на них. Скрытые таланты, которыми наделены сердца детей, могут раскрыться под его неуклонным воздействием.

Детское творчество и духовность

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания, в том числе художественных способностей, видится в формировании эстетического отношения в мире – к искусству, природе, людям и, наконец, к самому себе – через развитие умения воспринимать и создавать художественные образы. При этом художественный образ понимается как “знак” для передачи эстетической информации; специфический способ и форма отображения действительности в её конкретных проявлениях; форма оценочного выражений мыслей, чувств и отношений, а выразительность – как способность художественно реализовать свои отношения, мысли и чувства.

Следует заметить, что художественный образ лежит в основе всей передаваемой детям визуальной культуры (а не только искусства) и является центральным, связующим звеном в системе педагогического опыта. При этом развитие способности воплощать в образах свои чувства и размышления с помощью различных выразительных средств – наиболее сложная задача художественного воспитания.

художественные способности наиболее успешно формируются тогда, когда ребёнок активно воссоздаёт соответствующие образы в своём воображении при восприятии произведения искусства, параллельно участвуя в доступных ему формах деятельности.

Способности к изобразительной деятельности предполагают лёгкость создания образов изобразительно – выразительными средствами, основанием которой служит интуитивно – эмоциональное синкретическое восприятие.

Изобразительная деятельность – основной путь развития способностей ребёнка, так как способности проявляются и развиваются в адекватной деятельности. Изобразительная деятельность – тот вид художественного творчества, в котором активность ребёнка приводит к наглядным, осязаемым, ощутимым результатам.

Развитие изобразительной деятельности происходит в контексте внутреннего переосмысления, что позволяет ребёнку передавать не только содержание темы, но и своё личное отношение к ней.

Мотивы художественного творчества развиваются не изолированно. Они определяются атмосферой, в которой живёт ребёнок, условиями, в которой он формируется как личность и как творец. Происходит освоение мира изобразительно – выразительными средствами и при наличии соответствующей возрасту “Я – концепции творца”.

В связи с этим представляется, что развивающиеся художественные способности – это Ценность не только и не столько педагогическая, но и социальная. Лучше сказать социально – педагогическая.

Как считал философ В.Соловьёв, “для своей настоящей реализации добро и истина должны стать творческою силою в субъекте, преобразующею, а не отражающею только действительность… свет разума не может ограничиться одним познанием, а должен сознанный смысл жизни художественной воплощать в новой, более ему соответствующей действительности….творить в красоте”. Эта идея объединяет помыслы и надежды двух веков, в которых нужны не “лишние люди”, а творцы – глубоко мыслящие, тонко чувствующие, созидающие прекрасное.

В детях все величайшие возможности

Поразительное создание природы – ребёнок. Как в нём подчас умещаются радость и печаль, добро и зло, простота и величие, стремление к стройности и беспорядок…

Странная схожесть с двумя чашами весов, где на одну чашу кладёт своё приданное сама природа, а на другую – общество взрослых людей. И кто знает наверняка, сколько наших с вами чаяний, тревог и надежд необходимо возложить на одну из этих чаш, при каком распределении сил между природным потенциалом и общественным воспитанием ребёнок будет достойно развиваться с надеждой на будущее.

Отчего дети нравственно выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращён ни суевериями, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит.

Тогда как у взрослых стоят грехи, соблазны и суеверия.

Какое время может быть лучше детства, когда две лучшие добродетели – невинная весёлость и потребность любви – являются единственными побуждениями в жизни.

Каждый ребёнок в детстве, в пору формирования личности, должен что – то “увидеть” - не важно что; важно, чтобы увиденное глубоко запало в душу, в память сердца, чтобы произошло “прикосновение” к миру и родилось изумление перед ним.

Это может быть солнце, пробивающееся сквозь кроны деревьев, или полная луна, или “пенящиеся” ветви цветущих яблонь. Такое видение, открытие мира называют созерцанием. Созерцание – это смотрение умом, всей душой, всей человеческой сущностью. С него всегда начинается творчество.

Если у человека никогда не было переживания удивительной новизны, свежести и бездонной неисчерпаемости мира, то он остаётся один на один с собой, со скудным набором правил жизни, с постепенно крепнущим убеждением, что жизнь скучна, уныла и однообразна и не имеет никакого внутреннего смысла.

Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей – писателей, художников, учёных. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в неё что – то от себя. Везде где есть место человеческой деятельности, имеет место творчество.

Необходимо не забывать о духовной основе творчества мастеров. Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.

Творчество детей – это глубоко своеобразная форма их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка. Эту самобытность невозможно охватить какими то правилами, единственными и обязательными для всех.

От рождения до 12 лет Руссо предлагает заботиться о развитии тела и органов чувств ребёнка, больше тренировать чувства, потому, что, став взрослыми, люди забывают о них и начинают жить только разумом, становятся поверхностными и книжными.

Надо учиться видеть, учиться слышать окружающую природу.

Младший школьный возраст – возраст достаточно активного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться направленность личности.

В этом возрасте можно развивать практически все качества личности, способствовать выработке верной мотивации поведения человека.

Нужно стать способным к творчеству всё время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество – это образ жизни.

Указать путь. Не пройти этот путь за них или с ними, а лишь указать. Идти человек может только сам, в своем внутреннем духовном опыте, который неизбежно приведёт его к внешним поступкам, ибо зрелый настоящий опыт выражается в делах.

Духовное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, искусство, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста и роста души ребёнка. Дети – всегда единственное будущее рода человеческого - писал В. Сараян.

Талант и творческое созерцание

Увидеть что – либо впервые чрезвычайно трудно. Наши знания, образование, привычки – всё сейчас же приводят в привычные штампы. Мы видим, как идёт первый снег за окном, он пошел вдруг, хотя давно его ждали, и, вместо того чтобы порадоваться, как большие белые хлопья медленно, словно танцуя, падают, мы говорим: “Что тут удивительного? Это просто циклон принёс холодный воздух!”

Однако с удивлённого видения и начинается творчество.

Талант и творческое созерцание часто даются детям не в соразмерности. Одному даётся дар выражать и изображать, но не даётся сила творческого созерцания. Другому наоборот.

Искренность и глубина созерцания делают ребёнка поэтом. Душа, предрасположенная к созерцанию, как бы непроизвольно пленена тайнами мира и таинством Божьим.

Природа есть Родина всех талантов, начиная от росинки солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая всеми талантами, переходящими в историю культуры.

“В художественном акте” могут участвовать все силы души – такие, для которых у нас есть слова и названия (чувства, воображение, мысль, воля), и такие, для которых у нас, вследствие бедности языка и чрезвычайной ограниченности внутреннего наблюдения, ни слов, ни названий ещё нет.

Мир чувств ребёнка во всей его неисчерпаемой сложности и утонченности: аффекты – глубокие, пассивно вынашиваемые раны сердца, от которых душа как бы заряжается, сосредотачивается в себе, но не разряжается; и эмоции – эти вырывающиеся из сердца восклицания, вопли и бури, разряжающие внутреннюю атмосферу.

Духовно – практическое отношение человека к миру рассматривает мир не как чуждый и противостоящий человеку своей объективностью, но наоборот, как мир, несущий на себе отражение человеческой субъективности. Это целостное отношение, в котором чувства и мышление не разделены, а мир воспринимается непосредственно “свой”, “мир человека”, как продолжение своего “я”. Изобразительную деятельность детей одновременно сопровождают два психологических различных процесса: один – рассудочный и вполне осознанный ребёнком, другой – образный, по большей части им не осознаваемый.

Каждый художник, по – своему видит и внешний, материальный мир, и внутренний мир души.

У художника в душе всегда есть жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нём огонёк мистицизма.

Сказка в процессе воспитания

Сказка – универсальный способ разговора с детьми на разные темы. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.

Каждый ребёнок мечтает когда – нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне.

“Сказка – звонкое, блестящее, лучшее в свете золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и из уст их родителей” (Г.Х.Андерсен).

Нет человека, который не рассказывал бы или не знал бы сказку, который не был бы покорён задушевностью, красотой, весёлостью, наивностью и мудростью народной сказки.

Сказки разных народов глубоко национальны, хотя во многих из них одни и те же сюжеты. Это является символом единства народов и их духовной взаимосвязи.

Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предлагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти своё счастье. Неслучайно огромный интерес к фольклору, к сказке во всех европейских странах совпал во времени со многими крупными научно- техническими достижениями. Человечество, постигая мир, вселенную, создавая чудеса науки и техники, нуждалось в духовно – нравственной опоре. Просветительская вера в силу человеческого разума, живущая во многих сказках, искала поддержку в бескорыстном парении духа, в чистоте души.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всём этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребёнок думал.

Не слушайте сказку при свете дня. Сказку надо слушать вечером или ночью, в волнующей темноте, которая снимает с вещей их знакомый и однозначный вид. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребёнок не давал чётких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Ещё лучше, когда сам ребёнок сочиняет сказку, рассказ, они как нельзя лучше подсознательно позволяют широко открыть красоту души своей, естество.

Важно, чтобы в конце беседы был подведён главный итог, главная мысль, заложенная в сказке.

Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость.

Заключение

Творить, любить людей, цветы, солнце – как это здорово!

Думать, узнавать, познавать мир – всему этому нужно научиться в детстве. Как важно не пропустить это время!

Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто из вас не жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа постоянно наслаждается миром?

Вера есть воля открывать душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различному “голосу Божию”, подобно тому, как мы иногда среди оглушающего шума прислушиваемся к доносящейся издалека тихой мелодии.

Духовность – это не роскошь, а вопрос выживания: быть или не быть Российскому государству.

Методики преподавания предмета могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой педагог.

Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. Это требует от педагога живого, творческого подхода к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания. Такой педагог найдёт путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты, совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремится к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и семейному счастью. В подростковом и юношеском возрастах голос совести ещё не заглушен, даже вопреки усвоенной извне циничной морали.

Чтобы осознанно развивать (обучать и воспитывать) необходимо истинное значение природы, законов, смысла и эволюционного назначения, следовательно, нужно изучать, преподавать и претворять в повседневную жизнь науку духа, без которой абсолютный смысл жизни и образования не может быть осознан и практически осуществлён.

Вопросы духовности человека и общества всё более затрагивают человеческие умы. На страницах журналов и книг появляются статьи, размышления и реальные плоды в виде конференций, обсуждений и выдвижения собственных позиций по вопросам духовности общества, духовности государства и т, д.

Человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нём.

Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего государства.

Список литературы

1. Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. М.: Аквариум, 1996. - 436 с.

2. Кашапов Р.Р. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск: Издательство удмуртского университета, 1996. - с. 8. - 106.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2002. - 380 с.

4. Субботина Л.Ю.Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития,1997. - 220 с.

6. Фицпатрик Д. Диалог с ребёнком. М.: Аквариум, 1996. - 393 с.

7. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр педагогический поиск, 2001. - 176 с.

Ребенок, чтобы стать сильной, адаптированной к жизни личностью, должен развиваться не только физически, эмоционально и психологически, но еще и духовно. Развитие духовности в ребенке во многом зависит от его ближайшего окружения – родителей и других членов семьи. Какую обстановку родители создают в доме, в какой атмосфере растет малыш, какую картину изо дня в день он наблюдает? Все это непременно скажется на его духовном развитии. По мнению некоторых психологов, о духовном развитии ребенка необходимо начать беспокоиться еще в утробе матери.

Условия духовного развития ребенка

С самого рождения ребенок начинает активно исследовать мир, узнавать его особенности. Ребенок, который с первых дней в жизни видит и ощущает любовь, доброту, внимание и заботу в семье, активно духовно развивается. Родители должны обращать особое внимание на то, какую информацию от внешнего мира получает их чадо. Приучение ребенка к таким важнейшим человеческим чувствам и состояниям, как вера, любовь, осознанность, поможет ребенку духовно развиваться. Он должен расти, веря в свои силы, в победу. Задача родителей – дать ему понять, что основа всего – это вера, которая формируется в душе у малыша. Ребенок, направляемый родителями, осознает, что вера является источником его силы и стойкости.

Развить сочувствие у ребенка

Духовный рост невозможен без способности любить окружающий мир, а эта любовь зарождается в сердце благодаря умению сопереживать, сочувствовать, ценить. Важно приучать малыша ценить природу, видеть ее красоту, любить животных и заботиться о них. Психологи рекомендуют завести для малыша . Знакомство с домашним животным и дружба с ним являются важнейшим этапом духовного развития ребенка . Родители должны научить малыша помогать другим людям, осознавать важность сострадания и любви к окружающим.

Оградить ребенка от внутрисемейных конфликтов

Все, что происходит в семье, ребенок впитывает, как губка, в том числе и ссоры, скандалы, ругательства. Семейные конфликты – это первый враг духовного и нравственного развития малыша . Ведь он неосознанно копирует родительское поведение, уверенный в том, что пример, который он видит, единственно правильный и его нужно повторить. Если малыш не будет расти в любви, гармонии и мире, то о его духовном развитии можно забыть.

Давать ребенку свободу

Неправильно и даже глупо постоянно держать ребенка рядом с собой, не давая ему возможность изучить окружающий мир и познать его так, как он этого хочет. Разумеется, не без помощи и наблюдения родителей, обеспечивающих малышу безопасность. Но если его жизнь и здоровье находятся вне опасности, то почему бы не позволить ему дать свободу в познании мира?

Родители должны научить малыша самостоятельно искать ответы на свои вопросы, не требовать их у взрослых. Это очень ценный навык, который, несомненно, пригодится в будущем. Ни в коем случае нельзя игнорировать детские вопросы, даже если они кажутся родителям глупыми.

Привить любовь к моральным ценностям

Важно научить малыша ценить дружбу, любовь, поддержку, честность. Ребенок с детства должен знать, что игрушки ломаются, теряются и счастье заключается не в них. Задача родителей - объяснить своему чаду, что такое счастье и как стать счастливым. Если ребенок с ранних лет видит счастье в простых вещах, умеет ими дорожить, то в будущем ему будет гораздо легче, приятнее жить.

Важно строго следить за тем, что читает ребенок или смотрит в интернете, по телевизору. Сказки должны быть добрыми, истории поучительными, никакой агрессии, зла, мести. Нельзя навязывать малышу свои убеждения, нужно мягко и безболезненно его направлять, давая свободу в пределах разумного и . Нужно помнить о том, что он – отдельная личность, которая должна обрести самодостаточность. Тогда ребенок станет счастливым и довольным своей жизнью человеком.

Не секрет, что одна из главных проблем современности - это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Кризис духовности лишает смысла жизнь наших потомков. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам. Только высоконравственные люди, которых правильно воспитывали, будут стремиться сделать жизнь лучше. О целях и задачах духовно-нравственного воспитания школьников читайте в нашей статье.

Роль и цели

Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе - это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества. Нельзя сказать, что сегодня в нашей стране решается весьма успешно. Существуют проблемы , с которыми сталкиваются родители, учителя, да и сами ученики:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения
  • постоянное ухудшение морально-нравственной среды
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми
  • ухудшение физического развития молодого поколения
  • отсутствие действенных механизмов закладывания ориентиров здорового образа жизни
  • негативные факторы (наркомания, табакокурение, алкоголизм, ранние половые контакты)
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах)
  • наличие огромного количества негативного контента в интернете и СМИ (порнографии, жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.)

Всё вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребёнку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Ребёнок в какой-то момент покидает страну детства и входит в большой мир, наполненный радостями и страданиями, счастьем и горем, правдой и ложью, участие и бездушием.

Именно в детстве можно заложить способность с радостью идти по жизни и стойко преодолевать препятствия. Дети очень восприимчиво всё чувствуют. Лучше всего с детства детей учить хорошему: добру, сочувствию, пониманию проблем других людей, признанию собственных ошибок, трудолюбию, умению видеть прекрасное, правильному отношению к природе.

«А знаете ли вы, что главное то, что лучшие качества личности должны закладываться в детстве?»

Школьная пора - хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей , таких как:

  • гуманные (дружелюбные) отношения между детьми
  • чувство долга, ответственности за своё поведение
  • трудолюбие и потребность в труде
  • бережливое отношение к природе
  • ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь
  • культура общения
  • самопознание и самовоспитание.

Духовные ценности школьников

На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам? Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в Российской Федерации.

Основываясь на вышесказанном, можно определить основные духовные ценности школьников:

  • патриотизм
  • гражданственность
  • свобода, честь, милосердие, справедливость, доверие,
  • стремление к миру во всём мире, межнациональному и межкультурному разнообразию, толерантности, прогрессу и сотрудничеству
  • стремление к знаниям
  • ценность семьи
  • творчество и труд
  • вера и духовность
  • искусство.

На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе.

Видео о примере духовно-нравственного воспитания в современной школе

Нравственное воспитание в начальной школе

Педагоги считают, что младшие школьники легко воспринимают информацию извне, верят в истинность всего происходящего, а также весьма непосредственны в поведении. Такие особенности положительно влияют на успех в обучении и воспитании детей. Закладывать морально-нравственные основы лучше всего именно в .

Воспитание - двусторонний процесс, суть которого - воздействие учителя и ответ на него ученика. Формирование лучших духовно-нравственных качеств ребёнка заключается в усвоении им морально-этических понятий, в формировании и выражении отношения к тем или иным нравственным или же безнравственным поступкам.

Процесс обучения в школе - это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление младших школьников.

«А знаете ли вы, что урок - это место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения?»

В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, младшие школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это - начало нравственного воспитания, где учителю отводится ведущая роль. Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю младших классов следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок. Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие ученика в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования разных приёмов морально-нравственного воспитания.

Старшеклассники

Нравственность старшеклассников - одна из самых актуальных тем сегодня. Почему она требует особого внимания? По причинам, всем нам знакомым:

  • утрата духовно-нравственных идеалов и ценностей в обществе
  • проблематичность самоопределения и самореализации молодого человека.

Сегодня взрослые зачастую равнодушны к тому поколению, которое идёт им на смену. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, дезориентируя детей, только открывающих для себя многогранность мира. Вполне нормальным считается гражданский брак, а не . Негативное окружение и медиабезграмотность уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Учитывая эти проблемы, в старших классах нужно уделить особое внимание привитию настоящих ценностей, таких как:

  • нравственность и духовность
  • интеллектуальное развитие
  • ценность семьи
  • здоровый образ жизни.

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

  1. Организация волонтёрской и благотворительной деятельности.
  2. Обсуждение вопросов веры и смысла жизни.
  3. Семейное воспитание.
  4. Отношения между разными полами.
  5. Воспитание здорового образа жизни.
  6. Любовь к родине.
  7. Эстетическое воспитание - любовь к прекрасному.
  8. Бесконфликтное общение.
  9. Правильное отношение к труду.
  10. Финансовая грамотность.

Актуальны следующие формы работы : благотворительные акции, выставки, конкурсы, киносеансы, диспуты, круглые столы, экскурсии, беседы и многое другое.

«Совет. При организации воспитательного процесса нужно учитывать возраст и интересы старшеклассников».

Направления работы классного руководителя

Человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося. Для того, чтобы вести воспитательный процесс в этом направлении успешно, нужно иметь особые личностные качества, позволяющие создать продуктивную педагогическую среду.

Задачи работы классного руководителя:

  • развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников
  • развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности
  • проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы
  • исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей
  • обучение внимательно относиться к здоровью как залогу истинной нравственности
  • взаимодействие школы и родителей с помощью совместных событий, индивидуальной работы, родительских собраний.

Функции классного руководителя при организации целостной программы духовно-нравственного воспитания школьников заключаются в:

  • создании духовно-нравственной среды воспитывающего характера
  • стимулировании здорового образа жизни
  • совместном творчестве воспитанников, предусматривающего многообразные формы работы
  • коррекции индивидуальные путей морального становления каждого отдельного ученика
  • стимулировании самопознания и самовоспитания воспитанника.

Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.

  • просветительская работа и много другое.
  • Хороший педагогический эффект даёт использование проблемных ситуаций , когда учащемуся предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы. При работе со школьниками огромное значение имеет развитие их культуры общения: это учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

    При воспитании нравственности эффективно использование системно-деятельностного педагогического подхода . Его можно использовать, к примеру, при совместном чтении отрывка литературного произведения и его разбора с разных точек зрения. Изучение литературы - одна из основных форм воспитания духовности и нравственности. Обязательным элементом здесь является размышление учеников, обсуждение прочитанного.

    Моделирование ситуаций - ещё она форма воспитания нравственности. Ученики включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

    Учитель может быть инициатором тематических классных часов и концептуальных мероприятий патриотического, эстетического, духовного (религиозного), фольклорного характера.

    Педагогическая культура родителей

    Педагоги считают, что многих проблем воспитания можно было бы избежать, если бы все родители обладали хотя бы небольшими знаниями в области педагогики. Когда родители обладают педагогической культурой, они способствуют формированию духовной и нравственной личности ребёнка, создавая в семье благоприятный нравственный климат. Такие являют собой положительный моральный пример, который и будет образцом для ребёнка.

    Выводы

    Духовно-нравственное воспитание - один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствует тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.

    ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОЙ ТЕМЫ

      вы познакомитесь с различными точками зрения на сущность духовно-нравственного воспитания;

      рассмотрите научные подходы к его определению;

      сделаете свой профессиональный выбор относительно взглядов на сущность духовно-нравственного воспитания;

      изучите психологические механизмы духовно-нравственного воспитания.

    В

    Современные взгляды на сущность духовно-нравственного воспитания

    последние годы появились диссертационные исследования по проблемам духовно-нравственного исследования (В.А. Беляевой, Т.П. Грибоедовой, Т.И. Петраковой, З.И. Саласкиной, А.Д. Солдатенкова и др.), работы, отражающие позиции современных православных педагогов (Л.В. Суровой, Е. Шестуна и др.). Ежегодно эти проблемыобсуждаются на Рождественских образовательных чтениях, в 2001 году проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции», появились его новые концепции (А.А. Корзинкина, Р.М. Салимовой и др.). Точки зрения, высказываемые разными авторами при несомненном наличии общих позиций, все же отличаются друг от друга.

    А.Д. Солдатенков определяет духовно-нравственное воспитание как «педагогическую деятельность, целенаправленную на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все компоненты личности, в т.ч. ценности религиозной культуры» . Т.П. Грибоедова рассматривает духовно-нравственное воспитание как деятельность педагога, направленную на становление нравственности через устремление всей человеческой личности к Идеальной Духовной Сущности на основе осмысления собственных мотивов, ценностей и самоопределения личности в духовной сфере»

    Т.И. Петракова видит в духовно-нравственном воспитании «процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержание образования и актуализированные определенной позицией педагога . Его показателями, по ее мнению, могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания учащихся, реакция на педагогическое воздействие, богатство духовных запросов.

    З.И. Саласкина под духовно-нравственным воспитанием понимает «педагогический процесс, направленный на усвоение учащимися нравственных норм и правил, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоко нравственного сознания и убеждения, чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения» . Его основной целью она считает переход личности на уровень нравственного саморазвития и самосовершенствования.

    В православной педагогике воспитание рассматривается как помощь человеку в открытии духовного мира: «Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке» . Cамым важным условием считается восстановление человеческой природы, ее органической иерархичности под воздействием Божественной благодати в таинстве крещения. Воспитание, по мнению православных педагогов, должно быть направлено на сохранение Божественной благодати и преумножение его даров.

    Д.А. Левчук и О.М. Потаповская под духовно-нравственным воспитанием понимают «процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

      нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

      нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

      нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

      нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли» .

    Существующие в педагогической литературе определения духовно-нравственного воспитания можно проанализировать с нескольких позиций:

      с позиции соответствия сущности духовности и нравственности;

      с позиций известных научных подходов;

      с позиции интеграции двух понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание».

    Анализ вышеприведенных положений с позиции их соответствия сущности духовности и нравственности позволил сделать вывод: понятие «духовно-нравственное воспитание» не имеет точного толкования, так как существуют различные подходы к определению природы самой духовности. Ее рассматривают и как результат приобщения личности к общечеловеческим, религиозным, этническим ценностям, духовной культуре; и как психическое состояние человека в моменты интеллектуальных озарений, разрешения нравственно трудных конфликтов, опасных для жизни ситуаций; и как способность к саморазвитию, созданию собственного внутреннего мира; и как божественное откровение, и как попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, Богом.

    Рассматривая содержание понятий «духовность», «мораль», «нравственность», мы уже сделали вывод о сложности и многоплановости этих явлений в нашей жизни. В связи с этим в определении сущности духовно-нравственного воспитания, на наш взгляд, должны найти отражение такие проявления духовности, как ориентированность личности на высшие духовные ценности (общечеловеческие, религиозные, этнические), способность к саморазвитию (правда, здесь необходимо уточнение: способность к какому саморазвитию, в каком направлении, как соотносятся понятия «саморазвитие» и «свобода»); состояние отрешенности от материальной природы человека. Принимая во внимание вторую составляющую термина «духовно-нравственное воспитание», в определении соответствующего понятия необходимо отразить готовность личности следовать принятым ценностям в своей повседневной жизни, в своем реальном поведении.

    Рассмотрим определение сущности духовно-нравственного воспитания с позиций различных научных подходов. Понятие подхода имеет весьма широкое значение. В одних источниках он определяется как стратегический принцип или их совокупность, в других отождествляется с определенной мировоззренческой позицией, в третьих соотносится с применением определенного набора процедур и приемов, служащих формой и условием его реализации. Мы придерживаемся позиции Э.Г. Юдина и И.В. Блауберга, определяющих методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» . В существующих исследованиях понятие «духовно-нравственное воспитание» рассматривается с позиций антропологического, личностно-ориентированного, культурологического и других подходов. Каждый их них задает определенный способ видения, понимания и интерпретации исследуемого понятия.

    Для определения сущности духовно-нравственного воспитания с позиций антропологического подхода для нас важны следующие положения:

      ориентация на человека как на цель, субъект, результат и главный критерий эффективности воспитательного процесса;

      исследование человека как целостности, в единстве его внутреннего мира (духовно-нравственного: ценностей, целей, мотивов, жизненных смыслов и др.) и внешнего мира (способов выражения духовно-нравственной составляющей);

      признание диалогической природы воспитания;

      взгляд на человека как на субъект своего развития.

    Вышеназванные положения христианская антропология наполняет своим содержанием. Ее представителями (К.Д. Ушинским, В.В. Зеньковским и др.) также признается целостность человека, но вводится положение об иерархическом принципе его устроения, о сохранении приоритета духа, разума над плотью при развитии всех его телесных сил и сторон. С позиций христианской антропологии школа должна заботиться обо всех трех сферах реального бытия ребенка. В противном случае «не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер. Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляется как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (грубость, хулиганство, алкоголизм, наркомания и пр.)» . Подчеркивая особую роль духовной сферы бытия человека, представители христианской антропологии высказывают мысль о том, что духовная жизнь сама по себе не содержит критерия правильности направления ее развития, а включает в себя как светлые, так и темные стороны . Эта мысль, на наш взгляд, обогащает педагогическую антропологию, положительно оценивающую духовную жизнь человека, в то время как ее содержанием могут быть и ценности, чуждые, например, гуманизму.

    Таким образом, педагогической и христианской антропологии присущи общие положения, но вторую в значительной мере отличают идея Богоподобия человека, принцип иерархичности строения личности (дух-душа-тело) и особая характеристика духовной жизни. Таким образом, с позиции антропологического подхода исследователям невозможно достичь единства в понимании сущности духовно-нравственного воспитания.

    В определении его сущности с позиции культурологического подхода для исследователей особую важность представляют следующие положения:

      организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры (В.И. Андреев и др.);

      взгляд на воспитание как на целенаправленно организованную жизнь ребенка в контексте конкретной культуры (Н.Е. Щуркова и др.);

      исследование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и творчества (Е.В. Бондаревская и др.),

    Таким образом, каждый из названных выше научных подходов изучает сущность духовно-нравственного воспитания в различных аспектах, тем самым дополняя друг друга, обогащая наше знание. Вместе с тем мы видим необходимость обращения еще к одному научному подходу – интегративному. В философии под интеграцией понимается «сторона развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» . Для нас важна мысль о том, что процессы интеграции могут иметь место не только при возникновении новой системы, но и в рамках уже сложившейся (каковой и является духовно-нравственное воспитание). При этом «в ходе интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей, взаимодействий между элементами» [там же]. А за отдельными частями интегрированного целого признается различная степень автономии.

    Чтобы рассмотреть сущность духовно-нравственного воспитания с позиций интегративного подхода, необходимо выполнить ряд условий. Среди них – возникновение системы связей или увеличение их объема, интенсивности. В этом смысле интеграция зачастую рассматривается как процесс развития системы и отражает ее динамику. Анализ философских аспектов взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность», педагогических аспектов понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание показывает, что это условие выполнимо при определении сущности духовно-нравственного воспитания.

    Необходимо начать с анализа основных характеристик составляющих его частей – духовного и нравственного воспитания, вычленяя поле интеграции, т.е. определяя общее для составляющих компонентов. В первую очередь эта операция касается целеполагания. Цель духовно-нравственного воспитания не является простым сочетанием целей составляющих компонентов, но есть то новое, что порождено их взаимодействием.

    Духовное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. «Духовную жизнь каждому в себе нужно открыть. Для того чтобы открыть в себе духовный мир и при этом научиться чувствовать и замечать, осмысливать свою внутреннюю жизнь, необходимо «внимать самому себе», нужно ослаблять власть внешних впечатлений, нужны уединение, молчание, крупные переломы в психических навыках и т.д.» .

    Размышляя над целями духовного воспитания детей, Ш.А. Амонашвили пишет: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…» . В качестве целей воспитания он называет «необходимость развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь Ребенка» (там же). Названные цели духовного воспитания объединяют позиции православной и светской педагогики. Однако существует различное понимание духовной жизни.

    В Философском словаре духовная жизнь общества рассматривается как синоним общественного сознания . При этом она признается отражением общественного бытия. В структуре общественного сознания философы, как известно, выделяют такие его формы: мораль, религия, искусство, наука, философия. В педагогике одно из ее определений дал Ш.А.Амонашвили: «Духовная жизнь есть высший план бытия, она есть личная принадлежность каждого человека, она закрыта для других, … она есть та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю, материализованную действительность. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками» .

    В.В. Зеньковский выделяет следующие формы духовной жизни ребенка: умственную, религиозную, моральную, эстетическую . Ее характерной чертой он считает раздвоенность, наличие в ней светлой и темной сторон: «Вместе с ростом добра и света растет само собой и злое, темное в душе – как одновременно с пшеницей растут на поле (в притче Господней) и плевелы. Взаимная сопряженность развития светлого и темного в душе загадочна именно тем, что искушения и соблазны сопровождают все ступени духовного развития, что по мере нашего духовного развития они становятся все тоньше и незаметнее, что возможность падения не оставляет людей даже на вершине добродетели. Оттого вся духовная жизнь, даже на ее высотах, есть некая «невидимая брань»; там, где стихает внутренняя борьба, там наступает, в сущности, духовное усыпление» . Думается, эти определения взаимообогащают вышеназванные отрасли педагогики и свидетельствуют об общих взглядах на цель духовного воспитания.

    В качестве целей нравственного воспитания традиционно называются формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношения, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление нравственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

    Анализируя вышеназванные цели, мы видим, что в поле интеграции целеполагания лежат положения о создании условий для развития духовной жизни личности и о формировании нравственного сознания. В процессе их взаимодействия и возникает цель духовно-нравственного воспитания – усвоение молодыми людьми значения духовных ценностей, создание условий для нахождения личностного смысла этих ценностей и регулирования нравственного поведения в соответствии с ними.

    Аналогичному исследованию подвергнуты принципы духовного и нравственного воспитания. В качестве примера приведем два принципа: 1) обеспечение этической рефлексии учащихся (переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приемов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление, соотнесение со своим Я) в нравственном воспитании и 2) построение жизни по требованиям христианского совершенства (воспитание с детства способности к противлению злу, не только внешнему, но и внутреннему, гнездящемуся в нашем «я») – в духовном воспитании. В поле интеграции этих принципов лежит требование создания условий для нравственного саморазвития, самовоспитания личности в соответствии с принятыми духовными ценностями.

    В результате исследования основных компонентов вышеназванных направлений воспитания мы пришли к следующему выводу. Духовно-нравственное воспитание – это воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение молодых людей к одной из существующих в обществе системе духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями.

    Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты, главным образом, физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрубению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же пошлой известности.

    Как мы уже знаем из статьи кто такой духовный человек это не тот, кто ходит по церквям, бьётся об пол лбом в притвором раскаянии, нарочито молится или подаёт милостыню. Ещё сам Иисус дал определения духовного человека:

    «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»

    потому и выдумывать здесь больше нечего.

    Воспитание духовности надо начинать с малых лет, что бы в ребёнке росла нормальная реакция хорошего человечка - желание помочь. Ибо если трактовать слова Христа, то человек, соблюдающий в жизни Волю Всевышнего, и есть тот богочеловек, которому претит зло, ложь, лицемерие и агрессивность. Но почему родители возложили эту важнейшую роль на государство и церковь? Отчасти оттого, что большую часть времени они вынуждены зарабатывать хлеб насущный, но больше всего оттого, что сами они не знают и не понимают разницу между добром и злом. Иначе как объяснить, что в нашем мире всё же большее количество людей злые, завистливые и агрессивные? И если кто-то захочет возразить, то тогда как же объяснить тот факт, что сегодня в мире всё так плохо? Я не буду перечислять тут все отклонения от нравственности, ибо трезвый ум и рассудок это видит и так хорошо. И с каждым годом, дети рождаются и рождаются, но, судя по тому, что состояние планеты не улучшается, можно предположить, что и воспитание особенно духовное также снижается в своём качестве. Да, возможно само образование и где-то выходит на должные уровни, в чём так же приходиться сомневаться, но постарайтесь всё же не путать умного с мудрым, и образованного с духовно развитым. Надеюсь, разница для большинства понятна.
    Что же получается, чем мы дальше от начала школы, тем мы хуже стали учиться? Вроде бы как-то не логично. Прийти к окончанию школы с меньшими знаниями и опытом чем мы пришли в первый класс.

    Так почему же так получилось, что за 2000 лет, от появления на Земле величайшего из Учителей человечества, давшего не такие уж и сложные законы, мы так и не смогли научиться? Есть хоть какое-то разумное объяснение? Что нам мешало? Технический прогресс? Вроде бы как бы не должен. Он освободил человека от тяжкого ручного труда. Теперь не надо тратить по пол дня, чтобы натаскать вёдрами воды, дабы устроить постирушку и помыть посуду. Закинул себе в стиралку, а сам свободен. Тоже и с посудой, для того и придумали посудомоечные агрегаты. Казалось бы, вся эта механизация, автоматизация должна была послужить на пользу человечеству, ан нет. Куда стал девать высвобожденное время человек? Он стал больше читать? Так почему закрывают библиотеки? Ааа, вы скажете, мол, всё стало теперь доступно в сети Интернет, а что от этого читателей прибавилось? А может быть человек стал больше молиться? Медитировать? Ааа! Я понял!! Он кинулся наверно помогать нуждающимся. Я понимаю, сарказм видимо тут не уместен. Но кто ж ответит, на что человек потратил своё высвобождённое время? Правильно!! Совершенно верно, он его тратит ещё на большее праздное его препровождение. Стал больше посещать кабаки, рестораны, гольф клубы, боулинг, концерты сомнительных «звёзд» больше стал пить, употреблять наркотиков, заниматься сексом (а не учится любить) ну и, конечно же, ещё больше ему на всё это нужно денег. Всё тот же замкнутый треугольник . И пока родители так живут, социум и религия лепит из наших чад зомбомашины выполняющие их задачи, но не ваши, и не свои собственные. Социуму нужно пушечное мясо, дабы завоёвывать другие территории, религиям нужны овцы, чтобы их постоянно стричь, государство как бы их не финансирует, вот и живут за счёт прихожан. Все имеют выгоду, акромя собственных родителей, которые зачастую и сами, втянувшись в эту вакханалию, позабыли, что есть бог и любовь.
    Вот и имеем, то, что имеем. Поголовно все безработные с высшим образованием, уровень знаний упал ниже плинтуса, многие уже даже не знают что такое нравственность и целомудрие.

    И опять можно до утра перечислять все недостатки «цивилизованного» мира.
    Вот смотрите, как время изменяет сознание и восприятие людей. Прошу прощения, не время, а то, что происходит в это время. То есть, те манипуляции человеком, которые изменяют его восприятие окружающего мира. Ещё бы лет 30-40 назад эта картинка вызвала бы даже не смех у детей, а, скорее всего негодование, возмущение, осуждение и непонимание, как так можно?!

    А сегодня этим никого не удивишь. Ну, вот и накиньте ещё 30-40 лет, куда может завести полное невежество всё человечество, если с таким ужасающим прогрессом мы катимся в обратную сторону от дня исчисления нашего времени? Потому на следующем фото события не менее реальны, могут быть, чем на первом:

    Маленькому Алёшеньке нужна срочно дорогая операция в Германии

    И как человеку теперь помочь, если за зовом о помощи может быть вот такая вот безмозглая мамаша?
    Сегодня просто модным стало высмеивание пионеров, комсомольцев, все стараются подражать бойскаутам. А чем эти самые бойскауты отличаются от пионеров? Всё то же самое и даже хуже. Если пресловутые бойскауты учатся спасть только свои собственные задницы, в смысле выживать, то наши пионеры учились помигать нуждающимся, вспомните хотя бы Тимура и его команду. Это что, достойно насмешек? Сегодня высмеивают всё, что связно со старым Советским Союзом. Собрания, например, на которых осуждали лентяев, прогульщиков, пьяниц. Им выносили осуждающие приговоры, били так сказать по карману. Ну и скажите мне на милость, чем сегодняшний суд присяжных отличается от товарищеского суда? Только лишь названием и тем, что это изобретение «развитой» Америки? А те же самые характеристики. Без которых сегодня на Западе ты не устроишься ни на одну работу. Только сегодня они называются рекомендации, а тогда это была простая характеристика то ли со школы, то ли с предприятия, на котором ты работал. В общем, за эти 30-40 лет, произошла всего лишь небольшая подмена ценностей. И если присмотреться, то подменено уже довольно много, осталось ещё совсем чуть-чуть. И человек в конец оскотенеет, превратиться в животное со своими основными инстинктами: пожрать, поспать и погадить. Ибо даже размножаться ему уже сегодня тоже внушают не делать.
    Вывод прост. Как можно скорее родителям надо восстановить связь со своим внутренним человеком , со своим высшим «Я». Как можно скорее выбраться из оков Майи сразиться со своими бесами невежества и тогда они смогут удержать детей от разложения социума. Если помните величайшую мудрость:

    «Праведный муж спасает неправедную жену. Праведная жена спасает неправедного мужа»

    Но когда у них обеих рыльце в пушку, то, что говорить об их детях?

    Ради интереса, найдите, пожалуйста, в современных детских песнях, если вообще таковые имеются, хоть чуточку полезной информации. И для сравнения приведу тебе, дорогой мой читатель, в пример старую советскую песенку, с небольшим комментарием.

    Прекрасное далёко

    Прекрасное далёко
    Не будь ко мне жестоко,
    Не будь ко мне жестоко,
    Жестоко не будь.
    От чистого истока
    В прекрасное далёко,
    В прекрасное далёко
    Я начинаю путь.

    Я клянусь, что стану чище и добрее,
    И в беде не брошу друга никогда.
    Слышу голос – и спешу на зов скорее
    По дороге, на которой нет следа.

    Не песня, а просто кладезь мудрости и совершенства. Ну, во-первых, голос из прекрасного далёка, это голос прошлых жизней, воплощений, голос прошлого опыта, голос совести, в конце концов. Который и зовёт в манящую даль, то есть следовать и дальше по пути вечного совершенства, именно поэтому далёко прекрасно! Далее идёт просьба-молитва. Не будь ко мне жестоко, убереги от всяческих невзгод, предостереги от совершения ошибок. А тут даже и комментировать вроде бы нечего: От чистого истока в прекрасное далёко, я начинаю путь. Создатель чистый исток, от которого мы все произошли, и в момент нашего пробуждения в этой иллюзии мы все начинаем свой Путь в то самое далеко которое так прекрасно! Но и это ещё не всё, голос из далека, всё тот же голос интуиции, зовущий в перёд, тот же голос совести строго спрашивает: А сегодня что для завтра сделал я? Ибо Закон гласит: сегодня ты получаешь, только то, что ты вчера сам себе и приготовил. И вот скажите мне на милость, как человек сегодня ждёт благодати или ещё чего нибудь хорошего, если он вчера палец об палец не ударил чтобы сделать хорошее миру окружающему? Далее идёт клятва. И если вспомнить слова Учителя:

    «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным»

    То получается вроде бы как идёт нарушение заповеди. Но это не так, если посмотреть немного с другого ракурса. Всё дело в том, что в этом мире действительно от человека зависит все, ибо он и есть бог в воплощении. Но человек отрёкся от своего истока, и стал болтать своим языком что помелом. А клятва это своего рода подписанное соглашение, которое ты или должен будешь исполнить или же отречься. Другими словами клятва сама по себе это настолько мощный инструмент, как и проклятие, или же благословение. Если же человек чем нибудь поклялся, он просто обязан это выполнить, или он сам себя унизит. Но поскольку человеку не ведомы обстоятельства, которые могу с ним случиться, то Иисус, и рекомендует лишний раз не рисковать, клянясь тем или иным. Поэтому, клятва в песне, это настолько серьёзный, ответственный шаг, что или это сделается или лучше смерть, а не позор. Но посмотрите о чём клятва? Стать чище и добрее!! Ни много, ни мало. А теперь вспомните, как в каждом голливудском фильме, будь он хорош или плох, от начала и до финальных титров главные герои клянутся, то матерью, то самим богом. раздают клятвы на лево и на право, что полностью их обесценивает, и приводит человека под монастырь.
    Ну и на конец, дорога на которой нет следа… пусть ваше воображение, фантазия, сердце или интуиция сама подскажет, что это такое.

    Иногда действовать проще, чем говорить. А ведь, казалось бы, все должно быть наоборот

    Для Неба значимы не успехи, которых вы достигаете, а усилия, которые вы прикладываете, ибо только усилия поддерживают вас на правильном пути, тогда как успехи часто ослабляют вашу бдительность. Даже если вам не удалось, даже если вы не получили никакого результата, это не имеет значения: вы, по крайней мере, работали.

    Итак, не просите успехов, Небо даст их вам, когда сочтет нужным. А вам надо совершать усилия, потому что Небо не может делать их за вас. Так же как никто не может поесть за вас, так и Небо не может «поесть» за вас, то есть совершать усилия за вас; вы сами должны их делать. А успехи… Небо их дает, когда захочет и как захочет, в зависимости от того, что оно считает предпочтительным для вашей эволюции. Сколько святых, пророков, Посвященных покинули землю, не добившись успеха! Несмотря на их свет, их неподкупность, их чистоту, им не удалось утвердить среди людей торжество своего идеала; это доказывает, что успех не зависел от них.

    Часто некоторые из вас мучаются: «Я молюсь, я медитирую, и несмотря на это, ничто не изменяется. Почему?». На самом деле происходят большие преобразования, но они настолько тонки, что вы не можете их увидеть. Итак, воспряньте духом. В Священном писании сказано, что Бог является истинным и справедливым. Все усилия, которые вы прилагаете, работая над своей внутренней материей, укрощая и одухотворяя ее, чтобы становиться все более и более благотворным для всего мира, все эти усилия регистрируются, и однажды вы увидите результаты. Когда? Это как раз то, что трудно узнать. Но пусть вас это не беспокоит. Вам надо только работать, оставляя Небу определять, когда, где и каким образом ваши усилия будут вознаграждены.

    Впрочем, сами усилия уже несут в себе вознаграждение После каждого усилия, после каждого упражнения мысли жизнь приобретает другой цвет и другой вкус. И если Посвященные испытывают столько радости и счастья по малейшему поводу, то именно благодаря той духовной работе, которую они предварительно проделали. Если бы они не проделали эту работу, по воспитанию духовности, они были бы как те пресыщенные люди, у которых больше нет вкуса ни к чему. У этих людей есть все, они не испытывают ни в чем недостатка, но они утратили вкус жизни, потому что внутри у них нет никакой интенсивной деятельности.

    Даже если нет никаких непосредственно видимых результатов, надо знать, что нет ничего более эффективного, чем духовная работа, чем воспитание духовности в себе. Если результаты заставляют себя ждать, это потому, что духовный, божественный мир менее доступен, чем мир материальный, но не надо бросать эту работу. Если вы бросаете эту работу, значит, у вас нет ни знаний, ни здравого суждения. Сколько нужно времени, чтобы вырастить салат?.. А чтобы вырастить дуб?.. Сколько времени существует салат? И сколько времени может жить дуб? Во внутренней жизни обнаруживаются точно такие же законы: если вам нужен салат, символически говоря, вы его быстро получите, но также быстро он и завянет. Тогда как если вы хотите вырастить дуб, вам нужно долго ждать, но он будет жить века.

    Итак, работайте — и все! Никогда не назначайте дату осуществления ваших духовных устремлений. Если вы назначаете дату получения какого-либо внутреннего результата, победы над каким-то из ваших недостатков, вы будете только надрываться, и ваше развитие не будет гармоничным. Итак, вам надо работать над вашим совершенствованием, не назначая определенных дат, думая что перед вами вечность, и что рано или поздно вы добьётесь совершенства, которого вы желаете. вы должны думать только о красоте предпринятой вами работы и говорить себе: «Поскольку это так красиво, меня не заботит, сколько веков или тысячелетий мне понадобится, чтобы завершить эту работу».

    Многие люди думают, что когда они приняли то или иное решение, то все будет происходить точно так, как они этого хотят, что все инстинкты покорно склонятся перед этими решениями, а мудрость и разум восторжествуют. Они и не подозревают, что могут проснуться другие силы и воспрепятствовать осуществлению их проектов. И когда они видят, что у них не получается то, что они надеялись получить, и в те сроки, на которые они, надеялись, они становятся язвительными и злыми, и изводят других своими несостоявшимися амбициями. Не надо устремляться в духовное воспитание, духовную жизнь, не зная ее законов, иначе результаты могут оказаться ещё хуже, чем, если бы оставались в заурядных заботах.

    Впрочем, никогда не надо углубляться в духовную активность, будучи слишком уверенным в себе, так как этой уверенностью провоцируются другие силы, противостоящие реализации. Вы должны были это заметить. Вы решаете что-то сделать в какой-то определенный день; и вот этот день наступил, но у вас нет никакого желания это делать. Однако когда вы принимали решение, вы были искренни, вы были тверды в намерении исполнить задуманное. Следовательно, впредь не обещайте слишком твёрдо, не объявляйте о ваших планах всем, сохраняйте ваши желания в себе, тогда у вас будет меньше препятствий мешающих их осуществлению. Вот правило, которое очень важно знать.

    Человек не должен углубляться в воспитание духовности, не обладая предварительно некоторыми понятиями, иначе он рискует столкнуться с очень неприятными сюрпризами. Человеческое существо можно сравнить с деревом. Да, как и у дерева, у него есть корни, ствол, ветви, на которых растут листья, цветы и плоды. Чем больше дерево растет, тем больше корни углубляются в землю; то есть, чем больше человеческое существо развивается, тем больше готовы проснуться в нем инстинктивные силы: чувственность, гнев, гордость…

    Нужно знать человеческую природу и понимать, что механизм, включенный в одной части его существа, вызывает включение другого механизма в другой его части. Вы скажете: «Но тогда, если что-то может возбуждать и усиливать наши инстинктивные силы, не надо посвящать себя духовному воспитанию?» На самом деле есть способы управлять этими инстинктивными силами и достигать благодаря им наибольших внутренних результатов. Это и называют духовной алхимией. Да, как много надо знать, чтобы не сбиться с пути.

    Даже когда вы одерживаете победу, не засыпайте, будьте еще более бдительными, потому что противоположная сторона — темные силы — может атаковать вас, и если вы допустите, чтобы она вами завладела, то вы можете потерять все преимущества, которые ранее приобрели. Это закон: поскольку все связано, то движение, возникшее в одной области, вызывает движение в противостоящей области. Вот почему когда Посвящённый занимается очень светлой работой для всего человечества, он, сам того не желая, пробуждает другую сторону — тьму. Но так как он знает это, он предпринимает меры предосторожности. Не надо отказываться от работы ради Света только из-за того, что одновременно пробуждаются враждебные, темные силы. Однако надо знать, как им не поддаться и продолжать духовную работу, воспитание своей духовности, вплоть до победы, и в то же время научиться использовать трудности как стимуляторы.

    Но особенно никогда не забывайте, что в духовном воспитании себя не вам назначать сроки реализации. Иначе, когда человек видит, что его лучшие устремления не осуществляются, он думает, что потерпел поражение, озлобляется и от всего отказывается. Жаль, когда отказываются только из-за того, что успехи не пришли в назначенный срок. Надо продолжать работу в полноте, великолепии и в спокойствии, только так вы придете однажды к совершенству. Только так вы сможете себя воспитать духовно.

    Воспитание духовности важнейшая проблема всего человечества сегодня. Воспитание духовности становиться посмешищем, вместо того чтобы стать аксиомой. Воспитание духовности человеку так же необходимо как воздух и вода. Без воспитания духовности человек превращается в животное, происходит процесс инволюции. Уроки по воспитанию духовности необходимо внедрять в учебные заведения. Каждая семья должна сама воспитать в себе духовность не ожидая пока её заставит сама жизнь.