Занятия по нравственному воспитанию. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи «Путешествие дорогою добра

- познакомить детей с понятиями «добро», «зло» .

На примерах сказочных героев учить дошкольников замечать и изменять внешние эмоциональные признаки персонажей сказок, анализировать их положительные и отрицательные поступки, делать правильные выводы.

Определять чувство добра и зла, развивать умение распознавать их в словах, мимике, поступках героев сказок.

Формировать навыки творческой речи, умение подбирать слова-антонимы, синонимы.

Воспитывать чувство доброты, желания прийти кому-то на помощь.

Ход занятия по нравственному воспитанию детей:

Воспитатель: Дети, сегодня я получила телеграмму от сказочных героев. Послушайте, что они пишут нам: «Злые персонажи из сказок захватили в плен «Добро», спрятали его за высокими воротами и не отпускают. Помогите освободить и вернуть «Добро» в наши сказки. Подписались: Красная шапочка, Колобок, сестрица Аленушка. Что же это за воры. Вспомните их?

Дети: Это Волк из сказки «Красная шапочка», Ведьма из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Лисичка из сказки «Колобок».

Воспитатель: Правильно, дети. А какие злые дела они сделали?

Дети: Волк съел Красную шапочку и ее бабушку. Ведьма утопила Аленушку. Лисичка съела Колобка.

Воспитатель: Можем ли мы оставить этим ворам «Добро»? А что такое «Добро»?

Дети: Добро - это хорошие дела, хорошие поступки.

Воспитатель: Кого из сказочных героев мы можем назвать добрым и почему?

Дети: Красную Шапочку, потому что она заботится о своей бабушке; Царевича, потому что он спас Аленушку.

Воспитатель: Правильно, дети. Какие слова мы можем подобрать к слову «доброта».

Дети: Смелость, честность, заботливость, дружба.

Воспитатель: А какими бы цветами вы изобразили добро?

Дети: Светлыми, теплыми, такими как солнце, цветы, листочки

Воспитатель: А зло?

Дети: Темными, холодными, такими как дождевые облака, ветер, ураган, огонь.

Воспитатель: С какими словами у вас ассоциируется добро? (мама, праздник, цветы, друг...). А зло? (болезнь, война, пожар, драка, смерть...). На какой цвет похоже добро (светлый, теплый), а зло (холодный, темный).

Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Подбери картинку к цвету». Перед вами разные предметные картинки. Подберите картинки с цветами «добра» и «зла».

(дети выполняют задания).

Воспитатель: Нелегко нам освободить «Добро». Большая армия черной силы предстанет перед нами (показывает иллюстрации злых персонажей сказок). Дети, обратите внимание на изображения этих героев. Что же подчеркивает их злой характер? Послушайте:

Я, Баба Яга - Костяная нога!

Кого хочешь я проучу,

В своей ступе разобью!

Темный лес - это мой дом

Не позволю ходить в нем

Там я спрятала добро

Чтоб не нашел его никто

Присмотритесь к портрету Бабы Яги. Что именно делает ее злой. Если правильно назовем, то отберем ее злость.

Дети: У нее злые глаза, зубы, рот, волосы, одежда.

Воспитатель: Давайте заменим на портрете ее злые черты на добрые (проводится игра «Бабушка Яга подобрела» - дети подбирают к лицу Бабы Яги веселую улыбку, красивые волосы, одежду).

Воспитатель: Вот портрет другого героя. (читает)

Я, Горыныч - сильный змей, ты цеплять меня не смей

Потому что я - огнедышащий змей!

Ху-ху-ху, ча-ча-ча, берегись Горыныча!

Ху-ху-ху, гу-гу-гу, кого хочешь я сожгу!

Добро у меня не отнять, потому что я могу испепелять

Скажите, что его делает таким грозным? Назовем правильно, отберем его силу.

Дети: Его грозная сила - это три головы, крылья, сильные лапы, когти, пламя.

Воспитатель: Так давайте сделаем его добрым, веселым (проводится игра «Добрый Змей Горыныч» - дети с изображения забирают две головы, крылья, пламя, а добавляют улыбку).

Воспитатель: А вот, посмотрите, еще одна героиня сказки-ведьма. Послушайте, что она говорит:

Как всех очаровать меня учила ведьма-мать

Братика и сестричку, я брошу в водичку,

И добро не отпущу, зло делать всех научу!

Посмотрите на ее портрет, внешние черты делают ее такой страшной? Определим правильно, отберем ее страшные черты.

Дети: у нее страшные руки, которыми она очаровывает, глаза, черная одежда, волосы со змеями.

Воспитатель: Давайте, дети, и мы поколдуем и превратим страшную ведьму в хорошую, добрую колунью (проводится игра «Волшебные превращения» - дети меняют злые признаки на веселые, яркие).

Давайте задумаемся, а почему эти сказочные герои стали такими злыми, страшными, грозными. Придумайте интересный рассказ о том, как можно помочь им стать хорошими, научить творить добрые дела. (рассказы детей)

Дети: У козы и семерых козлят не было папы и волк мог бы стать их папой и защищать их от врагов.

Ведьму надо научить делать доброе колдовство, чтобы никто не болел.

Воспитатель: Так какие были эти сказочные герои сначала? (злые, нехорошие, гневные, жестокие). А теперь, когда мы им помогли какие они стали? (веселые, счастливые, хорошие, красивые). Ну что же, дети, мы с вами сделали хорошее, хорошее дело, выгнали зло из сердец сказочных героев и чтобы оно больше никогда не поселилось в них снова, давайте нарисуем тех, кто его творит. Пусть зло останется только на бумаге.

Дети рисуют красками, как они представляют добро

Воспитатель: Ваши рисунки закроем в Волшебную шкатулку, чтобы зло больше никогда не появлялось (дети кладут рисунки в ящик и закрывают).

МБДОУ д/сад №32 «Тополек» Ставропольского края

Конспект «УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ»

Васильева Наталья Владимировна

воспитатель

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА НА ТЕМУ:

«УВАЖЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ»

Цели и задачи занятия: воспитывать у детей чувство уважения к своим родителям и к более старшему поколению (бабушкам и дедушкам), актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

Дидактическое оснащение и оборудование: модель «Ромашка», микрофон, фотоаппарат, диктофон, газета.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в гости должен прийти журналист из газеты «Дошколёнок» и взять у нас интервью, а вы будьте вежливыми и внимательными и постарайтесь ответить на все его вопросы.

В группу заходит ребенок, с атрибутами журналиста (фотоаппаратом и микрофоном).

Журналист: здравствуйте, ребята! Я хотел вам задать несколько вопросов для нашей газеты. А тему нашего интервью отгадайте сами.

Журналист вместе с воспитателем вносит заранее приготовленную ромашку с семью лепестками, на каждом лепестке изображен член семьи (картинки можно вырезать из газет и журналов): мама, папа, бабушка, дедушка, дети.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую необычную ромашку нам сегодня принес журналист. На каждом лепестке этой ромашки изображен какой-то член семьи.

Создание модели семьи.

Воспитатель вызывает по очереди семерых детей, которые отрывают у ромашки по лепестку.

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько всего лепестков было у нашей ромашки?

Воспитатель: Правильно, семь.

Воспитатель выставляет карточку со словом «Семь»

Воспитатель: А теперь, ребята, представьте себя тем членом семьи, который изображен на вашем лепестке и назовите себя (я – мама, я – папа, я – дочка и т.д.)

Воспитатель выставляет рядом с карточкой со словом «семь» слово «я»

Журналист:

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» -
Что получится? (семья)

Воспитатель: Вот мы с вами и отгадали, о чем хочет поговорить с нами журналист. Видите, ребята, какое интересное слово «семья». Это означает, что у каждого человека есть родные люди или по-другому – родственники, которые нам наиболее близки и которых мы любим больше всего. У каждого из вас тоже есть своя семья. У кого-то побольше, у кого-то поменьше.

Журналист предлагает детям (3-5 человек) рассказать о составе своей семьи, о том, с кем живут более старшие члены семьи (бабушки и дедушки). Журналист во время ответов подходит к детям с микрофоном и фотографирует, воспитатель записывает ответы детей на диктофон.

Воспитатель: А как вы думаете, кто в семье самый главный? Кто пользуется бо льшим уважением?

Воспитатель: Бо льшим уважением у нас пользуются наши родители (мама с папой) и бабушки с дедушками, которые имеют жизненный опыт. Они прожили дольше, и знают и умеют намного больше, чем мы. Послушайте, какие пословицы и поговорки есть об уважении к родителям:

  • Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
  • Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
  • На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
  • Отца с матерью почитаешь - на вечные веки счастлив бываешь.

Воспитатель: ребята, а давайте прочитаем интересную историю, которая была напечатана в газете нашего журналиста.

Воспитатель разворачивает заранее приготовленную газету с надписью «Дошколёнок»

Стал дед очень стар. У него ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали обедать ему за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он захотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить его за то, что он им в доме всё портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и видят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь?» А мальчик и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать за стол и ухаживать за ним.

Вопросы к детям (вопросы задают воспитатель вместе с журналистом, журналист подходит к отвечающим детям с микрофоном):

  • Почему дедушка всё ронял на пол, разбивал тарелки, может быть, он делал это нарочно? (дедушка был очень старенький, руки у него были слабые, он плохо видел)
  • Почему так произошло, что дедушку в семье стали обижать? (сыну и его жене было неприятно, что бьётся посуда, падает на пол еда, приходилось убирать за дедом)
  • Как вы думаете, можно ли обижать пожилых людей из-за того, что они уже не могут ухаживать за собой и работать наравне со всеми? (нельзя, ведь когда-нибудь и сын и его жена тоже состарятся, и тоже не смогут делать всё аккуратно)
  • Как родители мальчика поняли свою ошибку, что они обижали дедушку? (их сын взял с них пример, как надо относиться к пожилым людям, он думал, что именно так надо ухаживать за родителями, когда они состарятся)
  • Как ваши родители относятся к вашим бабушкам и дедушкам, как ухаживают за ними? (они помогают убирать квартиру, покупают им лекарства, продукты, поздравляют с праздниками, приглашают в гости)
  • Вы любите своих папу и маму, бабушку и дедушку? Как вы проявляете свою любовь к ним? (помогаю маме – убираю свою постель, мою чашки и ложки, кормлю домашних животных; нахожу очки для бабушки, когда она их потеряет, приношу дедушке газету)
  • Будете ли вы ухаживать за своими родителями, когда они будут старенькими? (я буду заботиться о них, так же как они заботятся о бабушке и дедушке).

Воспитатель: давайте теперь немножко отдохнем и разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А этот - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять...

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

Воспитатель: Понимаете, ребята, как важно всем нам уважать своих родителей, заботиться о них, слушаться своих родителей, а также заботиться о родителях своих родителей – бабушках и дедушках.

Воспитатель: А спрашиваете ли вы разрешения у родителей, прежде чем начать какое-либо дело? А почему вы спрашиваете разрешения? (Потому что, родители знают, как сделать это дело, они много умеют, чтобы не ошибиться.)

Воспитатель: Раньше, когда люди были глубоко верующими, они старались соблюдать заповеди Божьи, в том числе и о почитании родителей. Перед каким либо делом брали у родителей благословение, чтобы дело было сделано хорошо. Родители произносили для своих детей молитву, чтобы Господь помог им во всех делах и начинаниях: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани сие чадо мое силою животворящего Креста Твоего».

Может быть, кого-то из вас мамы крестят перед сном или в каких-то других случаях? Так они благословляют вас, чтобы молитва хранила вас и оберегала.

Так проявляется к вам родительская любовь и забота, а вы должны любить своих родителей и прислушиваться к их советам.

Как вы можете проявить свою любовь – только ли словами?

Мало сказать: Мамочка, я тебя так люблю! Хотя и добрые слова важны, но ещё важнее доказать свою любовь делом.

· Придя с прогулки повесить одежду аккуратно на вешалку;

· Положить варежки сушиться на батарею;

· Налить котёнку чистой водички;

· Самому постараться заправить свою кровать;

· Убирать игрушки без напоминания;

· Помогать накрыть на стол: подать хлеб, разложить ложки и вилки;

· Подать бабушке воды запить лекарство;

· Принести дедушке домашние тапочки;

· И много других добрых дел, которые вы сами догадались сделать, без напоминания!

Воспитатель (обращается к журналисту): уважаемый журналист, Вы не против подвести итоги нашего интервью?

  • О чем сегодня было наше интервью?
  • Что нового узнали?
  • О чем была прочитанная в газете история?
  • Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель также предлагает заслушать записанные на диктофон ответы детей.

Воспитатель (обращается к журналисту): уважаемый журналист, чтобы Ваша статья получилась ещё интереснее, мы с ребятами подготовим для Вас рисунки и семейные фотографии.

Журналист: спасибо, вам ребята! Пойду готовить свою статью в газету. До свидания!

Воспитатель: До свидания! А мы с вами, ребята, будем ждать выхода газеты.

Последующая работа: выпуск газеты «Как я помогаю своей семье» с семейными фотографиями, рисунками и рассказами детей о своей семье.

Цели занятия:

Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.
Методические приёмы: проблемные ситуации.
Оборудование: мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети слушают песню «О дружбе» И.Шаинского.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)

— Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»

— А что значит дружба, друг? (ответы детей)

— Почему мы называем другом только некоторых людей?

— Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

— Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя)?

Рассказы детей.

Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.

Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем.

Игра «Клубок»

— На что похож клубок? (солнце, колобок. Дети сидят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т.д.) И так разматывают клубок.
Воспитатель: – Что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
«Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий: «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (
Миролюбивый ). «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный ). «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый ). «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный ). «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый ) Для того чтобы дети точнее поняли значение этих слов, можно их попросить составить предложение с этими словами или по «отгадке» составить описание качества.
Упражнение «Темные и светлые мешочки». На листе нарисованы два больших мешка, достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем детям коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.
Упражнение «Светофорики». Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» — кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» — зеленый цвет, «нет» — красный. (Ведущий тоже играет) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка. Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.

Воспитатель: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба-дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
Воспитатель: – А как много книг о дружбе!
Воспитатель проводит викторину.
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили… Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке?Назовите их.(Львёнок и черепаха.)
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
Воспитатель: Значит, друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.
Воспитатель: Что же у нас получилось? (Правила записываются: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным
Итог. Сюрпризный момент.
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. — А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. — Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза . — Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

МИН МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ САКСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ

МИТЯЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

(в рамках программы «Культура добрососедства»)

Учитель русского языка и литературы,

классный руководитель

5 класса

Мороз Т.А.

ДОБРОСОСЕДСТВО

Классный руководитель 5 класса

Мороз Т.А.

2014 г.

Мать Тереза:

- Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны - всё равно прощайте им.

- Если вы проявляли доброту, а люди обвиняли вас в тайных личных побуждениях - всё равно проявляйте доброту.

- Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов - всё равно добивайтесь успеха.

- Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас - всё равно будьте честны и откровенны.

- То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье - всё равно стройте.

- Если вы обрели безмятежное счастье, вам будут завидовать - всё равно будьте счастливы.

- Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут назавтра - всё равно творите добро.

- Делитесь с людьми лучшим, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно. Всё равно делитесь самым лучшим, что у вас есть. В конце концов, все, что вы делаете, нужно не людям. Это нужно только тебе и Богу. Молитесь вместе и пребывайте в единстве. Для нас не существует различий в национальности, цвете кожи, вероисповедании. Все люди для нас - дети Господа. Человечество - наша семья. Все заслуживают нашей помощи, все созданы для того, чтобы любить и быть любимыми. Милосердие - это огромная сила, связывающая и объединяющая людей. Милосердие сближает сильней кровного родства и дружбы. Только милосердие может искренне восхищаться каждым живым существом только потому, что оно - дело рук Создателя.

С материальной точки зрения у Вас есть всё в этом мире, но Ваше сердце опечалено. Пусть Вас не волнует то, чего у Вас нет, - просто идите и служите людям: держите их руки в своих и выражайте любовь. Если Вы будете следовать этому совету, Вы будете сиять, как маяк.

Внеклассные занятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся

Введение

Одним из направлений воспитания является формирование духовно-нравственных качеств личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Современные учебные программы для школы насыщены учебным материалом, но на воспитание, привитие духовно-нравственных качеств не остаётся времени. Поэтому характер нравственных взаимоотношений, который существует в процессе обучения, закрепляется и видоизменяется во внеклассной работе. Так как именно внеклассная работа богата самыми разнообразными формами и содержанием.

Цель занятий – формирование нравственного поведения, опираясь на собственный опыт переживаний, постигать логику человеческих чувств и учиться навыкам жизни.

Задачи:

    активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению внутренней позиции, к формированию собственных ценностных ориентаций;

    научить учащихся выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;

    сформировать знания об эмоциональном мире человека и способах управления им;

    развить умение чувствовать и понимать других;

    развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.

    воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

Метод работы – групповые занятия. «Знакомство», «Волшебные слова», «Наши чувства», «Радость», «Бережём природу», «Какой Я?», «Чем я отличаюсь от других», «Учимся быть дружными», «Добро победит зло», «Моя семья».

Занятие 1. Знакомство. Задачи:

    познакомить учащихся с опытом работы в группе;

    установить основные правила и обсудить вопросы доверия;

    формирование позитивного отношения к своему «Я»;

    принятие учащимися друг друга;

    отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом;

Оборудование:

    альбом и цветные карандаши;

    аудиозапись;

Ход занятия 1.Введение
Учитель.Сегодня мы с вами начинаем необычные занятия. Мы с вами будем учиться понимать себя и других людей, учиться выражать свои чувства и эмоции, общаться и договариваться.
А теперь мы с вами познакомимся. Каждый будет называть своё имя, а следующий скажет сначала имя первого человека, а потом своё, дальше – имя первого, второго, своё и т. д. Учащиеся при знакомстве говорят, что они любят. Например: «Я – И.О. Я очень люблю купаться в море. А ещё я люблю груши». При этом вы кидаете мячик следующему. Здесь можно ввести первое правило: говорит тот, у кого мячик, остальные молчат.
Итак, мы с вами познакомились. Я бы хотела, чтобы во время занятий вы называли друг друга ласково, поэтому каждый сейчас скажет, как бы он хотел, чтобы его называли. Может быть так, как его называют дома или вместе придумаем однокласснику ласковое имя.
Скажите, как вырастает цветок и что для этого нужно? Цветок вырастает из маленького семечка. Чтобы это произошло, ему необходимы дождь и солнце. Так и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.
Мы будем изучать мысли и чувства людей. Для чего? Чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.

2.Основная часть занятия.


Во время занятий нужно соблюдать следующие правила:

    доверие;

    говорим по очереди, не перебивая друг друга;

    каждый сможет высказаться;

    не осуждаем мнение другого;

    «здесь и сейчас»;

    в нашем классе не дерутся и не ругаются.
    Учитель. Теперь каждый скажет, что он чувствует сейчас, в начале занятия. Хорошо. А сейчас послушайте меня.
    Чувства есть у всех людей. Это радость, обида, смущение, страх, грусть, благодарность, спокойствие, злость, зависть, восторг и т. д.
    Это наше внутреннее состояние, тогда мы говорим: «Я чувствую в душе».
    А боль от укола, тепло, холод мы чувствуем на теле, телом.
    Все люди разные. Поэтому одни и те же чувства живут в разных уголках тела. Например, когда страшно, у кого-то дрожат коленки, а другого начинается «медвежья болезнь», а ещё говорят «душа в пятки ушла». Чувства бывают приятные и не очень. Но это не значит, что они плохие или хорошие. Они просто есть, живут в нас. И мы должны научиться управлять ими, контролировать их.
    3.Слушание «Волшебная звезда». Звучит музыка (спокойная, тихая).
    «Я хочу вам рассказать одну волшебную историю. Она – про те времена, когда звёзд на небе ещё не было. Эта история про Звёздочку, которая жила на Земле. Звёздочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как ни старалась, на Земле её никто не замечал. Решила тогда Звёздочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: «Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы другие могли заметить мой свет?» В ответ на свой вопрос она услышала слова мудрого старца: «Сияние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придётся жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?» «Я согласна», - ответила Звёздочка. Тогда волшебник в награду за её смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил её множеством других сверкающих звёзд. А чтобы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил её изображение… Попробуйте отгадать где? (Ответ:
    в каждом из нас .)
    А ещё волшебник спрятал изображение звёздочки в яблоке»
    Учитель разрезает яблоко пополам и просит детей найти звёздочку, в виде которой располагаются яблочные зёрнышки. Учащимся предлагается принять от Звёздочки и Мудрого старца подарок в виде яблока. (Звучит музыка).
    4. Рисование своего портрета.
    Учащиеся садятся за свои парты, где перед ними лежат листы, на которых нарисованы рамки для портрета. Каждый рисует свой портрет и рассказывает о себе
    .


Заключение.
Учащиеся передают друг другу клубок ниток (или маленький шершавый мячик, можно его помять, пока высказываешься). Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что чувствует тот, кто держит клубок к концу занятия, какое у него сейчас настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего.

Занятие 2. Волшебные слова. Задачи:

    создание условий для сплочения коллектива;

    предоставления учащимся возможности вступить во внутригрупповое взаимодействие;

    объяснить учащимся, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником, что вежливым нужно быть всегда.

Оборудование:

    ватман с нарисованными звёздами;

    «звёздочки», вырезанные из бумаги,

    альбом и цветные карандаши;

    аудиозапись;

Ход занятия 1 . Введение
Учитель. Упражнение «Здравствуй, это я».
-Вы знаете, что такое рукопожатие? Этот жест между людьми был введён давным-давно, ещё в рыцарские времена и указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнёром. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнёру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом.
Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием друг с другом. Только сделаем это необычно. Сейчас, на счёт «три» мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача – не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки».
Правила поведения в группе.
Сегодня мы с вами познакомимся ещё и с другими правилами поведения в группе:

    помни о благодарности – говори «волшебные слова»;

    помогай друзьям, делись с ними;

    умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее;

    не срывай злость на других;

    не ссорься по пустякам;

    не смейся над ошибками других, ты можешь ошибаться сам;

    при споре договаривайся самостоятельно;

    умеешь сам – помоги товарищу.

2.Основная часть занятия.
Учитель.Отгадай слова:
ОБТАОДР (доброта)
ЕЖЛИВОСЬТ (вежливость)

Сегодня мы поговорим о доброте и вежливости. Поднимите руки те, кто считает, что он вежливый и добрый. Что для вас доброта и вежливость?
Доскажи слово:
Растает даже глыба от слова доброго (Спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит (Добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме (Спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (Здравствуйте)
Когда нас ругают за шалости, говорим (Простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят (До свидания)
Игра-тренинг «Волшебный цветок добра»

Ребята.встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представь себе то, что я вам сейчас скажу.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, вашу душу. Почувствуйте, как добро входит вас, доставляет вам радость. Вас обвевает теплый ласковый ветерок. У Вас доброе сказочное настроение.
Чтение стихотворения о доброте
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться: « Доброе утро».
«Доброе утро!» – солнцу и птицам.
Доброе утро!» – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера.
3.Творческая игра «Созвездия Волшебных слов».
«Каждый из нас – звездочка. Время от времени звёзды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединиться в группы из нескольких звёзд. Сейчас вы начнёте двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например, три. И тогда вы должны объединиться по три звёздочки. Учитель раздаёт звёздочки.

Возьмите в руки свою звёздочку, напиши на ней волшебное слово, подойдите к нашему кусочку неба. Расположите её в том месте неба, которое вам больше всего понравилось.
Как вы себя чувствуете после этого? Нравится ли вам расположение звёзд? Хотелось бы вам что-нибудь изменить?
Если изменить больше ничего не хочется, давайте приклеим звёздочки на лист».
Учащиеся приклеивают звёздочки на листе ватмана.
А теперь давайте соединим наши звёздочки между собой. Получилось созвездие. Созвездие под названием … (придумывают название созвездия).

4. Заключение.
Дети передают друг другу мячик (можно его помять, пока высказываешься) и высказывают, что чувствует он к концу занятия, какое упражнение ему понравилось больше всего.

Занятие 3. Наши чувства. Задачи:

    ввести новую норму работы в группе: вернуться к тому, что было на предыдущем занятии, чтобы дать возможность обсудить ещё раз что-то оставшееся незавершённым или непонятным;

    обучить учащихся распознавать основные чувства, показать, что чувства – это особая часть нас;

    поупражняться в умении осознавать собственные чувства и подыскивать им названия;

Оборудование:
-карточки с изображением чувств (у каждого);
-аудиозапись;
Ход занятия 1.Введение Разминка.
Учитель объясняет учащимся, что занятие начнём с «зарядки». Это необходимо, чтобы все участники могли настроиться должным образом, так же, как настраивают свои инструменты музыканты в оркестре или как разогревают свои мышцы спортсмены перед тренировкой. Разминка позволяет сосредоточиться друг на друге, отвлечься от груза повседневности, переключиться на новый вид работы, отличающийся от школьных занятий.
Руки в стороны поставим.
Правой левую достанем.
Стоя ноги врозь, руки в сторону.
Поворот влево, правой ладошкой сделать хлопок по левой ладошке.
А потом - наоборот,
Будет вправо поворот.
Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке .
Раз - хлопок, два - хлопок,
Повернись ещё разок!
Делая хлопки, повернуться вокруг себя.
Раз - два - три - четыре,
Плечи выше, руки - шире!
Хлопки в ладоши, приподнять плечи, руки
развести в стороны.
Опускаем руки вниз -
И на корточки садись!
Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки.
2. Основная часть занятия.
Звучит песня
«Улыбка».
-Человек улыбается, смеётся тогда, когда ему хорошо, если он здоров; если его ничего не тревожит.
-Улыбаться, смеяться нужно чаще. Смех лечит, поднимает настроение. Но всегда ли мы улыбаемся?
Инсценировка рассказа «Скучный человек».
Жил-был скучный человек. Смотрит на зеркало и зевнёт. Он даже сам себе был скучен. Целый день сидит дома, охает и ахает.
Однажды он сидел в кресле и вспомнил, как в детстве поймал солнечного зайчика. Тотчас вскочил и бегом искать. И нашёл жестяную коробочку из-под чая. Открыл коробку, а оттуда выпрыгнул зайчик и хотел убежать.
- Не оставляй меня, – сказал скучный человек.
- Ну, уж нет! – сказал солнечный зайчик. = Я чуть не засох в этой коробке.
- Не оставляй! Пожалуйста! Мне одному плохо, – говорит скучный человек.
- Вот что значит долго сидеть взаперти и без движения. У меня кружится голова. Я теперь больной зайчик.
-Но что же делать мне? Как тебе помочь?
- Скорее торопись, лечи меня!
-Я тороплюсь, вот тебе лекарства.
-Ты что, хочешь меня уморить? Лекарство от утомления.
Скучный человек не знал, что делать. Пошёл на улицу, увидел девочку и говорит:
- У меня дома больной зайчик, не простой, а солнечный зайчик. - Он рассказал свою историю.
- Это же просто! – говорит девочка. Он не заболел, а заскучал.

Занятие 4. Радость. Задачи:
- сплочение детей;
- создание атмосферы группового доверия и принятия;

Формирование навыков позитивной коммуникации;
Оборудование: аудиозапись; карандаши и листы бумаги с нарисованными домиками; игрушка мишка или зайчик;
Ход занятия 1.Введение
Разминка.
Игра «Скажи зайчику добрые слова».
Учитель «приглашает» на занятие игрушечного зайчика. Учащиеся по очереди называют его добрыми словами. Затем каждый из них по очереди выходит к доске с зайчиком в руках, «превращаясь» в него. Остальные участники обращаются к водящему в роли зайчика, называя его добрыми словами. Таким образом, каждый ребёнок, побывав в роли зайчика, получает свою порцию «словесных поглаживаний».
2.Основная часть занятия Беседа «Как доставить радость другому человеку?»
В ходе беседы на эту тему дети должны высказать как можно больше предположений о том, как можно обрадовать другого: попытаться рассмешить, погладить его, сказать ему добрые слова. Много ли способов удастся набрать всем вместе?
Слушание сказки.
Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость. Живут они в маленьких цветных домиках. Каждое Чувство живёт в домике определённого цвета. Кто-то живёт в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чёрном, кто-то в зелёном… Каждый день, как только встаёт солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра срывали крыши домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытия и увидели домики разрушенными. Они, было, очень расстроились, но слезами горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители восстановили свои домики. Помогите жителям – раскрасьте домики.
Дети работают с карточками, где изображены домики и перечислены названия чувств.
Итог: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну как настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».
В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребёнка определённое чувство.
3.Заключение Дети рассказывают, что им понравилось, а что не понравилось, что было хорошо и что плохо, при этом передают друг другу игрушечного зайчика.

Занятие 5. Бережем природу. Задачи:
- учить видеть прекрасное в окружающем мире природы;
- дать понятие о пользе любого живого существа;
- воспитывать умение сопереживать;
Оборудование: карточки с изображением мира природы (у каждого); аудиозапись;
Ход занятия 1.Введение
Учитель предлагает учащимся дидактическую игру:
«Мир природы».
Учащиеся делятся на группы, им раздаются карточки с рисунками деревьев, зверей, птиц, реки, моря, солнца. Каждая группа должна подумать и рассказать, какую пользу тот или иной обитатель мира природы приносит миру людей, не называя себя. По рассказам друг друга дети угадывают, о ком говорят их друзья.
2.Основная часть занятия
Учитель: представьте, что вы однажды увидели человека, который на ваших глазах сломал дерево, ударил палкой какого-либо зверя, бросил камень в птицу. Что бы вы сказали этому человеку?


Чтение сказки
«Майский жук» А. Неелова.
Вопросы и задания к сказке:
Ловили ли вы когда-нибудь жуков?
Что вы с ними делали: отпускали на волю или оставляли жить у себя?
Как вы думаете, почему бабочки, жуки и другие насекомые могут долго прожить в неволе?
Почему Коле приснился этот сон?
3.Творческое задание : «Жалобы природы» Учащиеся от лица животных и растений, рек и морей жалуются на отношение к ним людей.
Вырабатываются правила
« Дежурный по планете»:
Не рвать цветов.
Не разрушать муравейники.
Не ломать деревья.
Защищать насекомых.
Не разбрасывать мусор на улице и т. д.
Обсуждение значения пословицы «Кто деревца не сбережет, леса не увидит».
Рассмотреть и составить рассказ: семечко - саженец - молодняк-дерево.
4. Заключение.
Учащиеся рассказывают, что им понравилось, а что не понравилось, что было хорошо и что плохо.

3.Творческая работа: коллаж детей. Включается музыка.
Учащиеся вырезают изображения различной формы (сердечки, квадратики, шестиугольники, звёздочки и т. д.) и приклеивают их на лист ватмана. Предложить им украсить свои коллажи с помощью фломастеров или маркеров. Приклеивают фотографии, изображения, иллюстрации, на которых представлено то, что они умеют или не умеют, но хотели бы научиться делать, что они чувствуют или как себя ведут в тех или иных ситуациях.
Заключительное обсуждение.
Когда учащиеся закончат, усадите их на стулья в круг и дайте возможность каждому показать всем свою работу, чтобы представить себя другим. Желающие могут рассказать о себе при помощи коллажа.
Наводящие вопросы:

    что вам больше всего в себе нравится?

    если бы у вас был больше выбор картинок, что бы вы добавили к своей работе, чтобы лучше представить себя другим?

    как вам кажется, чем мы похожи?

    чем отличаемся друг от друга?

Сказать детям, что их коллажи, если они не возражают, останутся в классе и будут развешаны по стенам. Если кто захочет дополнить или улучшить свою работу, смогут сделать это до следующего занятия.
Учитель: «Теперь вас услышали и увидели те дети, которые жили в своём городе и не знали, как хорошо быть добрым, умным и весёлым. В этом им помогли добрая Фея и мы. И начиная с сегодняшнего дня эти дети тоже стали обычными детьми, которые всегда добрые, умные, весёлые, вежливые, готовы прийти всегда на помощь.»

4. Заключение
Релаксационное упражнение
«Отдых». (Глаза закрыты, слышна тихая музыка)
«Мы с вами выходим из школы и идём по тропинке, которая ведёт на лесную поляну. Вот мы и пришли на поляну, залитую солнцем. Сели на травку и прислушались. Слышим жужжание пчёл, шелест травы, порхание бабочек, пение птиц и ощущаем тепло солнечных лучей. Нам так приятно сидеть на этой поляне! Уходят прочь все наши тревоги, страхи. Нам так хорошо всем вместе! Птицы поют. Порхают бабочки. Но нам пора возвращаться обратно. Мы опять идём по тропинке и возвращаемся в класс. Можно открыть глаза».

Занятие 7. Чем я отличаюсь от других? Задачи:

    помочь исследовать свои качества, изучить свои особенности;

    показать, что у каждого есть таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других;

    формирование позитивного образа своего «Я»;

Оборудование: рисунок домика; рисунок трона и вокруг него нарисованные кружочки; аудиозапись; цветные карандаши, фломастеры;
Ход занятия 1.Введение
Учитель.Тема сегодняшнего занятия
«Чем я отличаюсь от других?» 2. Основная часть занятия Включается спокойная музыка .
Рисунок «Что я люблю».
Инструкция: Перед тобой рисунок домика. На крыше напиши своё имя, а в каждом квадратике нарисуй или напиши, что ты любишь.
Обсуждение рисунков.

Занятие 8. «Учимся быть дружными» Задачи:
- раскрыть сущность понятия «дружба»;
- показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую
роль играют друзья в нашей жизни;
- формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь и т.д.
Оборудование: карандаши; аудиозапись;
Ход занятия 1.Введение
Я сегодня предлагаю поговорить о дружбе. Вот вы и заулыбались. О друзьях всегда говорить приятно.

2.Основная часть занятия Беседа «Модель дружбы»
– Что значит дружить?
– Кого называют другом?
– Что такое дружба? Давайте поразмышляем об этом.
– Какого она цвета?
– Как она пахнет? (вкусный, ароматный, приятный, нежный)
– Какая она на вкус? (сладкий, вкусный)
– А если ее потрогать, то какая она на ощупь?
– С какой погодой связывается дружба?
– Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе?
– А сейчас скажите самые ласковые слова о друге.
“Подарки друг другу”
Мы можем помечтать и представить, какие подарки можно подарить друг другу.
Я подарю Кате цветок, он замечательно пахнет.
(Учащиеся воображают, и дарят подарки друг другу.Обратить внимание, чтобы “подарки” оказались у всех детей)

Занятие 9. Добро победит зло. Задачи:
- продолжать формирование важнейших нравственных ценностей: добро,
уважение, любовь;
- способствовать развитию сочувствия, сопереживания;
- развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их
с общечеловеческими ценностями;
- повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности
действий в коллективе.
Оборудование: бумажная кукла; аудиозапись; ватман, картинки;
Ход занятия 1.Введение
Учитель:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.
2.Основная часть занятия
Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, … (учащиеся продолжают)
Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.
Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Посмотрим на значение этого слова с другой стороны – стороны верующих людей. Заглянем в Детскую Библию. Притча - это рассказ с нравоучением.
А теперь прослушайте
«Притчу о Добре и Зле ».
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь.…Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает? «Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте и не забыли
«Добрый поступок»
Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Издавна людистремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи из Библии. Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло.Сейчас мы поиграем с вами в игру.
Игра «Сказка».
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.)
Послушайте стихотворение.
Не навреди! Подумай! Не шуми!
Всех уважай! Добрее посмотри!
Не спорь, коль не уверен! Отойди!
А, если с кем и вышло что не очень,
То первым подойди сам, между прочим.
Скажи: - Давай забудем все разборки.
«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.
Ты – Человек! Ты – умный, добрый, знаю,
Тебе я, милый, очень доверяю!
Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.
И эта ссора нам нужна? Едва ли!»
Как нужно себя вести, если все- таки возник конфликт? Какими словами заканчивается стихотворение?
Ситуация.
Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Соня (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Соне что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она, была? Что в ней изменилось и почему?
Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
Ребята, а сейчас посмотрите на Соню, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была? Нет. Почему?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить.
Почему мы дольше помним обиды?
Нравиться ли нам, когда нас обижают?
Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
Как быть добрее?
Итог: любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
Самостоятельная работа
Звучит музыка.
На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.
Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).
3. Заключение
Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого занятия? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?

Занятие 10. Моя семья. Задачи:
- познакомить детей с понятием «родословное древо», учить понимать
свое место в семье;
- воспитывать в детях чувство любви, уважения и милосердного
отношения к близким.
Оборудование: мяч; ватман с изображением «Древо семьи».

Ход занятия 1.Введение
Разминка.
Пальчиковая игра: «Семья».
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Учитель. Сегодня мы будем говорить о наших близких и родных людях.
Посмотрите ребята, что находится на столе? (семейная фотография) Как вы думаете, кто изображен на фотографии? (Семья) Кого мы называем семьей? (Маму, папу, бабушку и т.д.)
Вывод: семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то и это хорошая, настоящая семья.
Я думаю, что каждому человеку интересно больше узнать о своих предках. Кем они были, чем занимались, как жили? У каждой семьи своя история. Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется генеалогическим древом. Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья. И сегодня (перечислить) познакомят нас с происхождением своей семьи.
(Представление родословных).
В хорошей дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают и самое главное - любят друг друга.
А когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами.
Давайте поиграем в игру «Скажи ласково» (в кругу с мячом). Мама – мамочка, мамуля, матушка; папа – папочка…
Но любовь нужно и делами своими доказывать: помогать друг другу, заботиться друг о друге.
Самые старшие и уважаемые члены семьи - это бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас. Но вы всегда должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим мамам и папам, а значит и вам.
А спортом в вашей семье занимаются?
Физкультминутка.
Осенью, весною,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьей.(шагают)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
Мама, папа, бабушка, дедушка. И у них были мама и папа, дедушка и бабушка и у тех тоже были родители. Если мы попробуем узнать всех наших давно живших бабушек и дедушек, то узнаем, что это не так просто. Многих наших родных уже нет с нами, но мы можем спросить о них у мам и пап, бабушек и дедушек. Каждый должен знать и помнить своих предков.
Закончи предложение.
Я люблю свою семью, потому что она…
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей своей семье)

3. Заключение
Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого занятия?

Заключение

Внеклассные занятия по духовно-нравственному воспитанию являются важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности, способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. Регулярное обсуждение с учащимися представленных вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно-нравственное отношение к жизни – важнейший фактор для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира.
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
Для достижения поставленных задач предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
- беседа;
- чтение сказок и рассказов;
- творческая работа;
- игра.

Конспект занятия по нравственному воспитанию на тему: «Будем добрыми и человечными»

Цель:

    Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.

    Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

    Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

    Работать над выработкой положительных черт характера.

    С помощью игр, пословиц, и заданий развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли, работать сообща.

Оборудование: Презентация, карточки с пословицами, таблицы анкет, цветок добра» для раскрашивания.

Ход мероприятия:

Воспитатель читает притчу:

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Был шторм, и звезды выбросило на берег. Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.

Воспитатель: Можно ли этого мальчика назвать высоконравственным человеком?

Что такое нравственность?

В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Какие качества человека вы знаете?

Доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость и т.д

Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие?

Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.

Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладает.

Я думаю, что у меня много хороших качеств.

Почему ты так считаешь? Приведи примеры.

Учитель: Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества с малых лет, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной. Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками?

Успешными, удачными, счастливыми.

Чтобы быть в жизни счастливыми, успешными, вы должны развивать хорошие качества характера.

Безнравственному человеку не дано совершить великие дела”

Разгадав кроссворд, мы прочитаем основное качество личности нравственного человека.

1.Она может быть настоящей и мнимой? (дружба)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)

5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

7. Заботливое отношение к людям? (внимание)

Давайте послушаем песню на стихи Н. Тулуповой «Доброта»

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Добрый человек – это какой человек?

Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.

Сценка:»Счастье»

А что это у тебя в руке?

Счастье...

А почему такое маленькое?

Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...

Да, восхитительно!

Хочешь кусочек?

Наверное...

Давай ладошку, я поделюсь с тобой.

Ой, оно такое тёплое!

Нравится?

Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...

Так всегда бывает.

А если я с кем-то поделюсь?

Тогда у тебя прибавится своего!

Почему?

Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.

А руки об него обжечь можно?

Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...

ДЕЛЮСЬ!!! Каждому раздать сердечко

Почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Учитель: Спасибо.

Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре.

    Добрые дела, …(дороже денег)

    Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)

    Добро не лихо - … (бродит тихо)

    Доброе дело … (два века живёт)

    Доброе слово лучше … (мягкого пирога)

    Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)

Назовите литературные произведения, где главный герой проявляет лучшие нравственные качества.

Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора.

И подумайте, какая из пословиц подходит к этому рассказу.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.

Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.

А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

Тест: «Добрый ли ты человек»

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про играешь?

Подведем итоги:

Подсчет очков.

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7,8, 11

И за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 9, 10, 12.

Итог урока

О чем мы сегодня поговорили?

О нравственности. О доброте.

Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?

Учитель: Молодцы дети, я надеюсь что вы поняли с какими качествами характера лучше жить в этом мире. Хочется закончить классный час словами В.А.Сухомлинского «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. За добро платите добром! Будьте добрыми и милосердными.

Сейчас я предлагаю вам на своем сердечке написать те нравственные качества, которыми вы обладаете.

Исполнение песни «Дорогою добра».

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Тест «Добрый ли, я»

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?