Дружба на работе: хрупкое равновесие. Проектная работа "секреты дружбы"

Светлана Дулепова
Тренинг на сплочение коллектива «Дружба коллектива-здоровье педагога»

Тренинг «Дружба коллектива – здоровье педагога »

Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи :

Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей ;

Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга ;

Осознание себя командой.

Актуальность : невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность : возможность окунуться., возможность увидеть., возможность услышать., возможность ощутить., возможность испытать., возможность стать., стать одним коллективом , который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Любые нервные потрясения влияют на здоровье в коллективе в целом и здоровье лично каждого, поэтому нужно наладить атмосферу в коллективе , тем самым заложить фундамент для здоровья!

1. Тест «Самооценка эмоционального состояния»

На листе бумаги надо фломастером закрасить клеточку таким цветом, который символизирует ваше настроение здесь и сейчас.

2. Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)

Ход упражнения

Постройте весь коллектив в круг , и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь : каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

3. Упражнение «Счёт до десяти»

Цель : прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения : «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один» , другой человек скажет «два» , третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило : слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре» , счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение :

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

4. Упражнение «А я еду.»

Цель : разрядка участников, расслабление.

Ход упражнения : Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит : «А я еду» . Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит : «А я рядом» . Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем» . Следующий, пересаживается и говорит : «А я с.» (имя любого участника) . Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

5. Упражнение «Друг к дружке »

Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке » , во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу : «Друг к дружке , вы должны поменять партнера.

Правая рука к правой руке!

Нос к носу!

Спина к спине!

Друг к дружке .

Носок к носку!

Живот к животу!

Лоб ко лбу!

Друг к дружке .

Бок к боку!

Колено к колену!

Мизинец к мизинцу!

Друг к дружке .

Бедро к бедру!

Ухо к уху!

Пятка к пятке!

Друг к дружке .

Затылок к затылку!

Локоть к локтю!

Кулак к кулаку!

Друг к дружке .

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

6. Упражнение «Поплавок в океане»

Инструкция. Закройте глаза и вообразите, что вы – маленький поплавок в огромном океане. У вас нет ни цели, ни компаса, ни карты, ни руля, ни весел. Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу.

Какие еще ощущения возникают, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?

7. Рефлексия :

Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге ?

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Спасибо вам большое, что пришли на тренинг , надеюсь, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеюсь, что что-то вам пригодится и над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Желаю вам успехов, творческих, профессиональных достижений, здоровья. До свидания.

Арбузова Яна

Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работу выполнила ученица 3 а класса ГБОУ «Школа № 41» Арбузова Яна Руководитель проекта: Гук Н.Н. Проект: Поговорим о дружбе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №41 им Г.А.Тарана»

Цель проекта: расширить знания о дружбе, дружеских отношениях. Задачи: Способствовать формированию умения дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей. Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, так.

Вопросы над которыми я задумалась: Что такое дружба? Что мы о ней знаем? Есть ли она у нас? Нужна ли она в нашем классе? Для чего? Кто такой настоящий друг? Какими качествами необходимо обладать, чтобы у тебя появились друзья? Проблема: Ссоры в классе… Почему?

Что такое дружба? Словарь Ожегова: «Дружба – б лизкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно, что лишить мир солнечного света.» Цицерон 30 июля во всем мире отмечается Международный день дружбы. Это один из самых "молодых" праздников, решение о его учреждении Генеральная ассамблея ООН приняла только в 2011 году.

Фольклор о дружбе Пословицы и поговорки о дружбе: Друг за дружку держаться - ничего не бояться. Друг и брат великое дело: не скоро добудешь. Друг лучше старый, а платье - новое. В дружбе - правда. Верному другу цены нет. Верный друг лучше сотни слуг. Сказки о дружбе: «Храбрый баран» «Иван-царевич и Серый Волк» «Заячьи слёзы» «Зимовье» «Теремок»

9 лучших литературных произведений о дружбе Рекомендую вам почитать лучшие детские книги о дружбе. 1. «Приключения Тома Сойера» Марк Твен 2. «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский 3. «Тимур и его команда» Аркадий Гайдар 4. «Волшебник Изумрудного города» Александр Волков 5. «Гарри Поттер и философский камень» Дж. К.Роулинг 6. «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери 7. «Винни-Пух и все-все-все» Алан Александр Милн 8. «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен 9. «Путешествие Алисы» Кир Булычев

Какими качествами необходимо обладать, чтобы у вас были друзья, и чтобы вас могли назвать другом? Есть ли у нас в классе дети, которые дружат друг с другом? Я решила провести анкету на эту тему

Анкета о дружбе. 1. Есть ли у тебя друзья? 2. Кого ты считаешь своим лучшим другом? 3. Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом? 4. Знают ли твои родители, кто твой лучший друг? 5. Знакомы ли они с ним? 6. Бывает ли твой друг у тебя дома? 7. Как часто вы с ним видитесь? 8. Как относятся родители к вашим встречам?

Итоги опроса У всех ребят нашего класса есть друзья. У 17 – друзья одноклассники, а у 7 – друзья учатся в другом классе и даже в другой школе. Ребята считают их своими друзьями потому, что они не бросают в трудную минуту, поддерживают, всегда помогают, самые добрые, с ними интересно играть и гулять. Ребята общаются с ними почти каждый день. Но 4 человека редко видятся со своими друзьями (летом или один раз в 3 месяца) . Но, все мы дорожим ими и наши родители знают о них.

Законы дружбы: Уступай другу Не завидуй другу, умей радоваться его успехам Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его Истинная дружба бескорыстна Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом Останови друга, если он делает что-то плохое Береги своего друга Старайся, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавай неловких ситуаций. Защищай друга

Дружба. Искренняя, взаимная. Сближает, связывает, выручает. Старый друг лучше новых двух. Друг. Дружба Верная, крепкая Доверять, общаться, помогать Друзья познаются в беде. Доверие. Дружба. Нужная, неразлучная. Понять, защитить, не предать. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Товарищество. Дружба. Верная, честная. Укрепляет, сплачивает, обязывает. Дружба нужна каждому человеку. Привязанность.

Вывод: Дружба – это отношения между людьми, которые может создать каждый желающий. Без дружбы жизнь не полноценна. Но только если речь идет о настоящей. Когда мы сталкиваемся с тяжёлыми ситуациями, только друзья придут на помощь, чтобы поддержать нас. Если у Вас ещё нет друзей, а Вы очень сильно хотите иметь настоящего друга, прежде всего сами станьте таким настоящим другом!

Использованные ресурсы: http://www.papaimama.ru/arts.php http://izmchldbibl.blogspot.ru/ http://vashechudo.ru/raznoe http://lady-mari.ru/otnosheniya / http://o-druzhbe.ru

Классный час по теме "Законы дружбы в коллективе""
с учащимися класса преподавателя Закутиной О.В.
Цели: расширить знания о взаимоотношениях людей, о дружбе; развитие умений учащихся вести рассуждения, формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу. Оборудование: 1. Музыкальные записи. 2. Компьютерная презентация. 3. «Цветики-семицветики» из цветной бумаги. 4. Карточки со словами пословиц. 5. Эмблема. 6. «Волшебная конфета». 7. Выставка книг о дружбе. 8. Рисунки детей. Ход классного часа I. Организационный момент. Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. II. Вступительное слово. (притчу читает Новикова Юлия, участники сценки Горовая Наталья, Иванова Анна, Гребенева Мария, Лобаева Вера) Хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте и скажите: «Какая проблема стояла перед героем?» Притча. Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь - выбирай сам!Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.Юлия: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял?Учитель: - Послушайте стихотворение « Совершите чудо » (читает Кабалина Валерия)

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек.

Протяните руку, руку протяните

Надо, чтобы в дружбу верил человек

Обогрейте словом, обласкайте взглядом

От хорошей шутки тает даже снег

Это так чудесно, если с вами рядом

Добрым и весёлым станет хмурый человек.

Учитель: - Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся и скажем: « Я желаю тебе…» (ребята говорят пожелания друг другу) - Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. Мы будем говорить… а вот о чём, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд: (загадывает кроссворд Тутерова Ирина)

1. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге ледяной. (Медведь)

2. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. (Дверь)

3. В лесу с утра беготня, народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

4. С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка)

5. Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

6. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

Какое слово получилось из выделенных букв? (Дружба)

III. Цель занятия

Учитель:

И так тема нашего классного часа «Настоящая дружба. Как ты её понимаешь?».

(ответы учащихся)

IV. Беседа

- Давайте объясним пословицы , которые у вас на столе. Я даю листочки с пословицами. Работа в группах. 1. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. 2. Сам погибай, а товарища выручай. 3. Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает. 4. Старый друг лучше новых двух. - Как понимаете эти пословицы? Обсуждение понятия «Дружба» -Молодцы, пословицы вы объяснили. -Общая тема пословиц – « Дружба ». -А теперь выскажите своё мнение. -Вам вопросы задает Иванова Дарья: Как вы понимаете слово «дружба»? Кто такой друг? Что значит «дружить»? Есть ли определённые правила дружбы? «Друг», «Приятель», «Товарищ» - одно ли значение, у этих слов? Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. Приятель – близкий знакомый, с которым состоишь в дружеских отношениях. Товарищ - человек, который дружески расположен к кому-нибудь; близкий по деятельности, условиям жизни, одинаковым взглядам. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности одинаковыми, общими интересами. (высказывание ребят по этим вопросам) (Чтение стихотворения « Срочно требуется друг» и его обсуждение) - А сейчас я предлагаю послушать стихотворение, которое подготовила Миллер Анастасия. Все живут, не тужат, а со мной не дружатПредлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной»Есть разряд у Ильиной и девчонок свитаПодружусь я с Ильиной, стану знаменитой.

Все пятёрки до одной у Светловой НадиЯ прошу: «Дружи со мной. Подружись хоть на день»Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списатьА девчонка на дыбы, говорит: «Молчала бы»Не вставать же на колени уговаривать подругНапишу я объявленье «Срочно требуется друг» Учитель: ( вопросы для обсуждения) - Почему с девочкой никто не хочет дружить? - Что бы вы ей посоветовали? - Можно ли заставить насильно дружить? Учитель: Предлагаю вам на листочках записать правила, законы дружбы. – Мы их повесим на доску и выберем общие законы для нашего класса. (Учащиеся работают и выбирают наиболее значимые законы дружбы.) 1. Один за всех, и все за одного. 2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде. 3. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи. 4. Не спорь с другом по пустякам и не ссорься. 5. Не ябедничай, лучше сам поправь V .Упражнение с «конфетой» Учитель : Я попрошу вас, передавая «волшебную конфету» друг другу, назвать черту, которая присуща настоящему другу. Начинайте такими словами: друг должен быть......... Учитель : Молодцы! Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба. Дружба - главное чудо всегда, Сто открытий для нас таящее, И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие! VI. Работа с выставкой книг Учитель: Посмотрите, сколько книг написано об этом важном для человека умении- умении дружить. Некоторые книги мы с вами уже читали. Но на нашей выставке есть книги, которые вы, возможно еще не читали. После классного часа вы их сможете посмотреть и почитать. V II. Чаепитие Анкета «Хороший ли ты друг» (провела Горовая Наталья) Игровая программа VIII .Заключительная часть Учитель: И вот мы подошли к заключительной части нашего классного часа. Я надеюсь, что теперь мы будем, более внимательно относится друг к другу. Будем стараться выполнять законы дружбы, которые сами же издали. Эти законы мы поместим в нашем классном уголке. Предлагаю исполнить всем вместе песню о дружбе, из мультфильма «Крошка Енот». Игра «Шире круг, шире круг» (ребята становятся в круг, берутся за руки, по очереди говорят соседу что-нибудь приятное. IX . Рефлексия «Цветики-семицветики» Учитель : Я каждому даю волшебный «цветик-семицветик». Впишите в каждый его лепесток пожелание своему другу, а кому именно, напишите в середине цветка. Цветы крепятся на доску или лист ватмана. Учитель: Посмотрите, какая у нас получилась поляна друзей! Заключительное слово учителя: - Наш классный час окончен. Всего доброго! - Хороших вам друзей!

Анкета «Хороший ли ты друг»

Хотелось бы узнать, хорошие ли друзья, ребята нашего класса. Просим вас искренне отвечать на вопросы. Подчеркните тот ответ, который, по вашему мнению, считается правильным.

Есть ли у тебя друг?

Да

Нет

Можешь ли ты доверить другу тайну?

Да

Нет

Можно ли назвать твоих родных друзьями?

Да

Нет

Есть ли у тебя домашние животные?

Да

Нет

Можешь ли ты назвать их своими друзьями?

Да

Нет

Если друг попал в беду ты

Помогу ему

Попрошу друзей ему помочь

А мне пофиг

Ты навестишь друга если он заболел?

Да

Нет, а зачем

Поделишься с другом последним куском торта?

Да

Нет

Если на вас с другом напали, ты

Убегу!

Помогу ему

Позову взрослых

Если пошел дождь, ты дашь другу свой зонт?

Нет

Да

Если он попросит твою приставку ты

Дам, конечно

А, вдруг он её сломает!!

Нет

Благодарю за участие в нашей анкете!

«Я провожу на работе две трети своего времени - и без дружеских отношений просто не выдержала бы такой нагрузки», - признается 33-летняя Ирина, фармацевт. «Мне важно знать, что в любой момент мне помогут без напоминаний и просьб, - делится 47-летняя Ксения, экономист. - Я бы ни за что не согласилась работать в атмосфере равнодушия или враждебности».

Очевидно, что Ирина и Ксения нуждаются в дружеских отношениях на работе. Они ищут среди сослуживцев не просто взаимопонимания, а настоящей дружбы - отношений абсолютного доверия, взаимного интереса к делам и переживаниям другого, личной привязанности, открытости и преданности друг другу. Но так ведут себя не все.

«В коллективном бессознательном бытует ничем не оправданное предубеждение: мы не должны смешивать личные отношения с рабочими, - напоминает психоаналитик Люс Жанен Девийяр. - Но, разумеется, приходя на работу, никто из нас не сдает в гардероб свое сердце вместе с пальто. Наше бессознательное строит связи с людьми без нашего ведома».

Отношения на работе поверхностны?

Каждому из нас знакомо желание общаться с теми, кто симпатизирует нам и кому симпатизируем мы. «Так проявляется потребность всех приматов, к которым относимся и мы, создавать близкие, значимые отношения, получившие название «аффиляция» (соединение), - поясняет семейный психотерапевт Анна Варга . - Мы нуждаемся в тех, кто признает наши особенности, знания и умения, достижения и заслуги. Так что вполне естественно, что дружба возникает там, где мы работаем». 65% читателей Psychologies говорят о том, что своих близких друзей они встретили именно на работе.

Но насколько справедливо считать такую дружбу настоящей? Возможны ли здесь взаимная привязанность, теплота, искренность, душевная близость - все то, что ассоциируется у нас с дружбой? «Иногда мы всем отделом ходим обедать, с кем-то созваниваемся по вечерам, но я не назвала бы кого-то из коллег близким другом, - признается 31-летняя Марина, HR-менеджер. - Мы многим делимся друг с другом, но и о многом умалчиваем».

Некоторым из нас легче сближаться с людьми благодаря своему характеру и воспитанию

«Общаться с новой коллегой мне легко и интересно, - рассказывает 27-летняя Светлана, энергетик. - Думаю, постепенно мы могли бы стать настоящими подругами, но конкурентная атмосфера в фирме этому не способствует». Значит ли это, что человеческие отношения, которые возникают в повседневном профессиональном общении, всегда несколько поверхностны, так как на них влияют индивидуальные карьерные устремления, конкуренция или правила общения в компании?

«Нет, это не всегда так», - считают наши эксперты. Есть четкая граница между «приятелем» и «другом»: мы чувствуем ее, когда слишком близко подходим к личной жизни другого человека.

«Некоторым из нас легче сближаться с людьми благодаря своему характеру и воспитанию, - объясняет возрастной психолог Татьяна Бедник. - Когда к ребенку относятся внимательно, уважают его желания, личное пространство, чувства, то, став старше, он будет без страха переходить от приятельских отношений к глубокой дружбе, которая предполагает не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие. Он не будет бояться стать уязвимым».

«В наших отношениях нет романтического подтекста»

Трудности сближают...

Работа, конечно, не клуб по интересам, и доверительные отношения зачастую входят в противоречие с корпоративными правилами поведения. В такой ситуации мы вынуждены сохранять равновесие между личным и профессиональным, но нередко чем-то приходится и жертвовать.

«В моем окружении главный принцип - «не иметь врагов», - признается 36-летний Валерий, трейдер в коммерческом банке. - Когда мне кто-то симпатизирует, я спрашиваю себя: почему он так поступает? Мне важно не завязывать дружеские отношения, а продвигаться по работе».

«Отношения между коллегами определяются сочетанием личности и контекста, - анализирует ситуацию социальный психолог Маргарита Жамкочьян . - Карьерное продвижение, добытое в конкурентной борьбе, и дружба на работе несовместимы. Ведь все действия и свои поступки такой человек подчиняет главной цели. Но зачастую те, кто нацелен на карьеру, достигая вершин, обнаруживают, насколько они одиноки. Рядом с ними не оказывается никого, с кем можно быть самим собой».

Уровень сплоченности и дружеских связей тем выше, чем сильнее и жестче иерархическая организация социума

И наоборот, если у коллег есть общая цель, то обязательно возникают личные отношения, многие из которых перерастают в дружбу. «Личная конкуренция препятствует дружбе, а выполнение общих задач, как и преодоление общих трудностей, напротив, способствуют ей», - уточняет психолог. «С моим закадычным теперь другом мы познакомились в частной фирме, где начальство разными способами пресекало любые контакты, кроме деловых. Наша дружба возникла не благодаря, а вопреки обстоятельствам. И она а оказалась по-настоящему крепкой», - рассказывает 33-летний Антон, менеджер по продажам.

«Уровень сплоченности и дружеских связей тем выше, чем сильнее и жестче иерархическая организация социума, - комментирует Маргарита Жамкочьян. - Дружба в таких обстоятельствах становится способом выживания. Это касается и небольшой компании, и целого государства. Так, в Советском Союзе, где власть давила на людей и постоянно вмешивалась в отношения, регламентировала их, многие дружили очень крепко».

…или разобщают

И еще один аспект рабочих отношений - отношения мужчин и женщин. «Некоторые мои коллеги-мужчины стали мне настоящими друзьями, - делится 34-летняя Оксана, программист. - Нам интересно работать и общаться, потому что наши различные взгляды на жизнь, бизнес, явления и процессы отлично дополняют друг друга».

«Дружба между мужчинами и женщинами на работе возможна, но в отсутствие сексуальных притязаний друг к другу, влечения, влюбленности, - говорит Анна Варга. - Потому что служебный роман всегда скоротечен. И что после него? Только очень некомфортная ситуация сосуществования в одном коллективе. Так что или ей, или ему нередко приходится увольняться из компании».

Если мы осознаем границы дружбы на работе, это поможет нам оценить ее по достоинству

Будь то близкая дружба или приятельство, в рабочей обстановке эти отношения всегда подвергаются испытаниям, так как всегда есть риск разрушить их из-за конфликтов или изменений в служебной иерархии. «Недавно я получила повышение, - рассказывает 35-летняя Анна, - меня назначили заведующей отделом. - И некоторые сотрудники практически перестали со мной общаться. Я была поражена и обижена».

«При смене статуса или работы некоторые из нас прерывают отношения, в которых еще вчера не сомневались, - размышляет Маргарита Жамкочьян. - Как правило, это происходит из-за того, что приятельские отношения мы принимаем за дружбу, которая не зависит ни от нашего статуса, ни от материального положения, ни от сиюминутного плохого или хорошего настроения. На нее не влияют расстояния и годы, частота встреч и (не)совпадение планов».

Но можно ли обезопасить себя от разочарования? Пожалуй, да. Если мы осознаем границы дружбы на работе, это поможет оценить ее по достоинству, когда она складывается, и не слишком разочаровываться, если на поверку она окажется не такой уж крепкой.

Три средства от разочарования

  • Осторожность. «На работе важно быть особенно внимательными, уметь соблюдать дистанцию, не очаровываться, - говорит Анна Варга. - Общение с коллегой требует постепенного узнавания, изучения друг друга. Нужно достаточно долго общаться, чтобы понять его».
  • Чувство меры. «Свои теплые чувства не стоит растрачивать исключительно на работе, - уточняет Люс Жанен-Девийяр. - Эти отношения могут стать одним среди прочих источников нашего душевного равновесия».
  • Тактика. «Стоит разнообразить наши дружеские связи, - советует Маргарита Жамкочьян, - чтобы у нас не создалось зависимости от одного человека или мы не оказались в полной изоляции».

Классный час на тему «Дружба в нашем классе»

Цели: развитие умений вести рассуждения; формирование нравственных качеств учащихся:

умение дружить, беречь дружбу; на примерах из жизни своего класса показать важность и ценность дружеских отношений в коллективе.

Оборудование : карточки с заданиями для групп; толковый словарь С.И.Ожегова.

Ход занятия :

1. Вступление.

Приветствие.

Поприветствуем друг друга улыбкой. Сядьте парами по желанию.

2.Определение темы классного часа.

Здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.

Молодцы. Сегодня мы поговорим о дружбе и конкретно о дружбе в нашем классе.

Нужна ли дружба людям? (Ответы детей.)

Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова.

(Зачитывает ученик):

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

3. Пословицы о дружбе .

Нам хорошо знакомы пословицы о дружбе. Вспомним их.

Не имей 100 рублей, а…

Старый друг лучше…

Нет друга – ищи, а…

Друг познаётся…

4. Работа с таблицей .

Перед вами таблица. Заполните, пожалуйста, её качествами, которыми должен обладать друг.

Классный руководитель организует дискуссию, зачитывая высказывания, а учащиеся называют имена учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу.

    Самым добрым человеком в классе, можно назвать…

    Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…

    Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…

    Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…

    Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…

    Щедрость не знает границ у…

    Скромность всегда украшает…

5. Работа в группах.

Разбейтесь на 2 группы. Перед вами карточки с заданиями. Вам даётся 5минут на выполнение.

1группа. Твой друг обозвал одноклассника плохим словом. Твои действия.

2группа. Твой друг не сделал домашнее задание и просит списать. Твои действия.

(Обсуждение предложенных ситуаций).

6.Рассказ о своём друге (по желанию).

Классный руководитель предлагает одновременно хором громко назвать свой адрес, но при этом каждый должен стараться, чтобы услышали его адрес, просит повторить любого ученика адрес кого-нибудь, находившегося в отдаленной части помещения. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, выводит правила общения:

    Нельзя перебивать другого!

Если хочешь, чтобы тебя услышали, нужно самому уметь слушать !

Физкультминутка

Когда приходим в класс, мы приветствуем друг друга. А как вы приветствуете друг друга? В разных странах приветствуют по- разному. Давайте научимся.(дети встают парами напротив друг друга)

Поприветствуем по Японский: сложить руки(как в молитве на уровне груди) и поклониться.

Так как в Великобритании: пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга.

По Тибетский: показать язык.

По русский: обнять друг друга

7. Правила дружбы.

-Давайте жить по правилам дружбы:

1.Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его.

2.Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь.

3.Умей сопереживать товарищу.

4. Старайся выручить товарища..

5. Останови друга, если он делает что-то плохое.

6. Хорошо дружить- значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чём-то не прав, скажи ему первый об этом.

7. Не ссорься с одноклассниками, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам.

8.Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

8. Классный руководитель : Китайская притча «Ладная семья»

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.

Прочел владыка и спросил: - и все?

Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.

Рефлексия.

Встать в круг, взяться за талию соседей, нагнуться вперед, назад. Вы не падаете? Потому что у вас есть поддержка!

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг,

Всегда ему надежный друг

В беде протянет руку.

9. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца!»

Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого. Некоторые надписи зачитываются.

Подводя итоги работы, классный руководитель подчёркивает, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплочённее.