Как привить ребёнку любовь к чтению: личный опыт. Удовольствие, а не принуждение. Воспитание любви к чтению: где брать книги

Родители беспокоятся за счастье детей. Старшее поколение надеется, что их потомки будут здоровы, успешны и умны. Именно поэтому мама с папой стараются быть разборчивыми в выборе спортивных секций, а также прививать ребенку любовь к чтению.

Зачем нужно прививать ребенку любовь к чтению

Стремление к новым знаниям определяет будущий успех ребенка. Каждый вид деятельности влияет на личность ребенка и развитие его навыков: занятия спортом укрепляют здоровье и силу воли, интеллектуальные игры развивают логику и мышление, а чтение воспитывает нравственность, формирует убеждения, мировоззрение, ценности.

Детей стоит приучать к чтению, потому что книги:

  • расширяют кругозор;
  • положительно влияют на развитие эстетики и формирование вкусов;
  • развивают образное и логическое мышление;
  • расширяют словарный запас;
  • развивают память;
  • влияют на развитие речи.

Как вдохновить ребенка читать

1. Не заставляйте

Чтобы ребенок проявил подлинный интерес к литературе, он должен появиться изнутри. Родительское давление, особенно в малом возрасте, лишь принесет дискомфорт и негатив.

Если ребенок пока не желает читать и вообще оставаться с книгой наедине, ничего страшного. В это время вы можете сами сесть за книгу, показывая положительный пример. Как только любознательный малыш начнет вас расспрашивать, что вы такое читаете, отвечайте на все его вопросы. Расскажите ребенку, что у вас в руках, почему книга вас зацепила. Будьте хитрее. Если вы купили ребенку книжку, то пусть ее обложка будет яркой, а первым читателем будет сама мама.

Более того, позвольте малышу самому делать выбор. Каждая книга несет свою пользу. И даже если ребенок попросит вас купить ему комикс, не отказывайте. Ведь именно интересные книжки с картинками станут проводниками к серьезной и увлекательной классике в будущем.

2. Читайте вслух, начиная с рождения ребенка

Возможно, ребенок не разбирает многие конструкции и понятия слов, но стихотворения и сказки, которые читают родители, создают чувство близости и безопасности. С 10 месяцев у ребенка формируется словарный запас, и чем раньше вы начнете над этим работать, тем насыщеннее он будет.

Только не переусердствуйте. Внимание ребенка в этом возрасте держится не дольше четырех минут, а в три года это цифра вырастет до 20 минут. Не торопитесь — всему свое время.

3. Сделайте чтение увлекательным

Превратите чтение и саму покупку книги в игру. Придя в магазин, дайте малышу корзину и разрешите самому выбрать книгу. Или садитесь за книжку с чаем и сладостями и читайте по ролям. Создайте ребенку комфортную среду.

4. Не торопитесь

Знакомство с книгой должно происходить постепенно. Начинать стоит с небольших историй, постепенно увеличивая нагрузку. Чтение будет не длительным, зато регулярным.

Это касается и родителей. Согласитесь, очень странно, когда нечитающие родители пытаются пристрастить детей к литературе. Это сродни курящим родителям, которые отговаривают детей от сигареты. Не будьте курильщиками — будьте книгофилами. Ну хотя бы 20 минут в день. Главное, чтобы ребенок видел пример.

5. Учите стихи

До 8 лет ребенок поглощает информацию с бешеной скоростью и интересом. Поэтому даже удивляться не стоит, что заучивать стихи в этом возрасте очень легко. А вот к средней школе это становится уже сложнее.

По оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям , книги регулярно читают 28% всех детей в возрасте до 15 лет. При этом в период от 10 до 15 лет книгоманов становится все меньше. Дело не в желании, а в школьной нагрузке, которой с каждым классом становится больше. Поэтому дети если и выбирают литературу, то либо «практичную», либо «развлекательную». «Душевная» поэзия же остается за рамками детских интересов. Поэтому если и прививать любовь к стихам, то стоит это делать с детства. Пусть и маленькими шажками, но регулярными.

6. Создайте круг по интересам

Если у вашего ребенка есть друг, которого родители также приучают к чтению, приглашайте их в гости. Ребенку будет интереснее заниматься чтением в компании ровесника. Можно превратить это, например, в кружок коллекционеров, где экспонатами будут книги. Предложите ребятам собрать свою собственную библиотеку.

Соберите домашнюю библиотеку детских книг

7. Читайте бумажные версии

Обратите внимание на формат книги. Нет ничего плохого в электронных форматах, вроде планшета или e-book, но читать с яркого экрана на ночь точно не рекомендуется. Дело в том, что устройства подавляют выработку мелатонина — ночного гормона, отвечающего за режим. Поэтому что касается формата, делайте упор на бумажные носители.

Любое знакомство с литературой в нашей жизни начиналось с фольклора, а именно с русских народных сказок, где героями являются величественные богатыри, загадочная Баба Яга и эпичный трехглавый Змей Горыныч.

«Сказки 3/9 царства» продолжают традиционные сюжеты, сохранив народный колорит, дух приключений и мораль. Авторы добавили яркие иллюстрации, занимательные диалоги и понятные истории героев, благодаря которым ребенок может чему-то научиться.

«Эх, Вовка!»

Хулиганская жизнь из знаменитых дворовых историй приобрела бумажный и приличный вид. «Эх, Вовка!» — это сборник веселых и поучительных историй, рассказывающий о нелегкостях школьной жизни.

Неожиданная двойка, прогулянные уроки и крепкая дружба— все это собирательный образ весельчака, который любит беззаботную жизнь.

«Сказки страны Фантазёрии»

Отличные сказки, как выяснилось, пишут и в наше противоречивое время. «Сказки страны Фантазёрии» — это классический сборник авторских сказок, который берет за основу наш современный быт с его ценностями и русские сказки с их душой и добротой.

«Улетные приключения с Жевжиком»

Продолжая историю с Жевжиком, обаятельным инопланетянином из журнала «Непоседа», компания «Юнилайн» решила посвятить этому фиолетовому кумиру целую книгу.

Новые приключения посвящены знакомству мальчишки Непоседы и внеземного гостя. Вместе они раскроют тайны космической жизни, а также узнают, что такое настоящая дружба.

Более того, авторы продолжают встраивать в свои произведения дополненную реальность. Поэтому в конце книги есть «Дневник Жевжика». Скачайте бесплатное приложение на смартфон, наведите камеру на страницы книги и дневник оживет.

Как сделать так, чтобы поход в художественный музей стал удовольствием для ребенка и для взрослого? Этой теме посвятила свою методику Франсуаза Барб-Галль из школы Лувра. На ее семинаре в Киеве побывала Зоя Шинчук, заместитель директора одесского музея Блещунова. Зоя поделилась с Letidor своими впечатлениями от методики Барб-Галль. Фотограф из Риги Сабине Дундуре, которая ведет цикл уроков «Art Lessons» рассказала нам о собственных наработках в этой области.

Барб-Галль: Что такое перед нами?

Несколько лет назад преподаватель школы Лувра, искусствовед и педагог Франсуаза Барб-Галль написала книгу для родителей «Как говорить с детьми об искусстве». Книга стала очень популярной во Франции и Европе не только из-за того, что автор дает массу простых и забавных советов родителям, но еще и потому, что самих родителей подчас ставит в тупик поход в музей. (Мы не искусствоведы, не художники вдруг расскажем что не так)? На русском языке книга вышла маленьким тиражом, но она есть в сети.

Вот основные постулаты методики Барб-Галль:

  1. Выбрать музей, до которого легко добраться.
  2. Важно не рассказывать ребенку о произведении искусства, а узнать, что он думает о произведении сам. Франсуаза часто говорит детям: «Я не понимаю, что тут изображено. Расскажите мне. Помогите мне разобраться». Отчасти, это провокация.
  3. Не стоит осматривать за раз огромный музей, пребывание в музее не должно быть слишком долгим.
  4. Показать ребенку ваши любимые картины, и если обратный путь проходит мимо них, опять остановится рядом.
  5. Купить открытки с репродукциями.
  6. Обязательно зайти в кафе.
  7. Не ходить в музеи, когда идем дождь.

Автор пособия разделила всех детей на три группы по возрастам. От пяти до семи. Таким ребятам нравятся яркие картины с понятными сюжетами. Они же самые главные поклонники современного искусства и инсталляций.

Дети от 8 до 10 с интересом изучают детали и подробности картин. Им нравятся батальные полотна.

Ну и, наконец, старшие – от 11 до 13 – требуют рассказать им про ситуацию в стране, где написана картина, обращают внимание на исторический контекст и символы, разбросанные на полотне.

Зоя Шинчук: Ребенок – главный в диалоге об искусстве.

Искусствовед, художник и заместитель Музея личных коллекций имени Блещунова Зоя Шинчук рассказывает о том, как применить теорию Барб-Галль на практике и почему все же стоит отказаться от посещения музея в дождь.

- Вот я и мой ребенок стоим перед картиной. И что дальше?

  • Надо попросить ребенка порассуждать о том, что он видит на картине. В методике Барб-Галль человек, рассматривающий картину – то есть ребенок – является персоной номер один. Он главный в этом диалоге. Вы можете спросить: Что создает на картине ощущение одиночества? Мы это чувствуем, теперь нужно описать, понять почему. Почему калитка закрыта? Лежит снег, а из труб не идет дым? Почему именно тут сидит птица? И вот постепенно как в детективе разматывается история.

Выводы, которые сделает ребенок – и являются главными.

- А если перед нами натюрморт?

  • Что изображено на натюрморте? Цветы – символы жизни, бренности жизни, об этом знают каждый взрослый. Бабочка – символ души. Можно поразмышлять с ребенком, почему бабочка. Почему весенние и осенние плоды изображены вместе? Это символ изобилия. При этом накрытый стол изображен так, что нам кажется, будто предметы съезжают вниз, стакан вот-вот упадет. Почему? Это намек на то, что богатство и роскошь преходящи: сегодня есть, а завтра нет.

- Смысл в том, чтобы ребенок научился формулировать мысли?

  • Конечно, формулировать очень важно. А еще здесь есть момент, близкий к волшебству: вы вместе проводите своеобразное расследование. При этом возникает ни с чем несравнимое чувство первооткрывателя. Если заразить ребенка этим исследованием искусства, он сможет из этого колодца черпать вдохновение всю жизнь!

- Получается, в музее взрослый должен полностью отказаться от поучений? Как же так?

  • Да, отказ от авторитарности и желания поучать. Кроме того, не стоит грузить ребенка теми знаниями, которые ребенок освоить не в состоянии. Ведь что такое классическая методика ведения экскурсий? Это безостановочный монолог лектора.

Дети осваивают эту информацию специфически. Если после экскурсии или лекции, спросить ребенка, о чем рассказывала тетя, его ответ может оказаться далеким от предмета. Ребенок выхватывает из потока речи то, что ему понятно и знакомо. После чего склеивает эти впечатления в одну картинку. Итог: тетя говорила-говорила, но не донесла.

- Что делать обычным родителям, не искусствоведам и не художникам?

    Попытаться начать. Выбрать музей, который находится не очень далеко от дома. Барб-Галль предлагает пойти в ближайший от дома музей. Чтобы дорога не утомила ребенка. Для начала выбрать, скажем, пять произведений искусства. После прогулки по музею отвести ребенка в кафе – закрепить положительные впечатления. Тут тоже надо подготовиться – найти недалеко от музея кафе, если кафе нет в самом музее.

    У меня двое детей – пять и одиннадцать лет. Можно ли с ними одновременно пройти экскурсию по технологии Франсуазы? Я справлюсь?

    Конечно, справитесь.

- То есть, я буду рассказывать им одну и ту же историю?

  • Это они вам расскажут историю. А вы как человек опытный будите дополнять ее. Чем старше ребенок – тем больше дополнений. Главное не давить сверху, а дополнять его рассказ.

- Почему все-таки не стоит идти в музей, когда идет дождь?

  • В дождливый день ребенка сложнее «включить», он расслабленный, сонный. В такой день лучше отдыхать.

Сабине Дундуре: Искусство + Английский

Еще один эксперт – фотограф из Риги Сабине Дундуре, которая ведет на английском уроки «АRT Lessons» в языковом центре OLSC, поделилась с нами несколькими практическими наработками:

  • В Париже я водила своих 11-летних родственниц в музей Д Орсе. Я приготовила фрагменты из картин и сказала, что надо найти сами произведения. Можно использовать открытки, репродукции или просто найти эти картины в интернете и распечатать их на принтере. У каждой из девочек было по десять фрагментов картин. Больше всего им понравились картины с изображениями животных, собачками, котятами. Этих котят они нашли первыми.

На уроках «АRT Lessons» я учу детей задавать вопросы. Умение задавать вопросы – важный момент при изучении языка. Кроме того, мы повторяем лексику. Когда брали тему Дега – это были названия цветов. Арчимбольдо – овощи и фрукты.

Первым делом я спрашиваю: что мы видим на картине? Дети начинают отвечать наперебой. Когда слова у них заканчиваются, они не могут больше ничего придумать, тогда спрашиваю я: почему человек летит? Бывают ли у тебя ситуации, когда летаешь ты?

Практическое задание для двух групп ребят. Обе группы получают репродукцию картины (вариант: распечатку из интернета), и пишут вопросы к этой картине. Побеждает команда, которая напишет больше вопросов.

Урок длится час. Половину урока мы говорим о картине и художнике. Дети устают, они не привыкли говорить так много. Минут двадцать они рисуют, в это время они отдыхают. И еще десять минут они рассказывают, что они изобразили.

Для второй части урока я готовлю задания. Дети должны предложить свою версию картины или что-то дорисовать. Например, для «Поэта в нищете» (Карл Шпитцзек «Poor poet») надо было дорисовать предметы, которые могли бы сделать героя счастливым. Ребята очень обрадовались, что они могут помочь поэту. Рисовали большие окна, компьютер, шкаф с одеждой, стол с едой. Потом мы обсуждали, как могут эти вещи помощь поэту.

Задание для детей, которые любят сочинять. Придумать свое продолжение истории, которую мы видим на картине. Перенесли действие из лета в зиму и наоборот. Вообразить, что происходило за десять минут до ситуации на картине.

Следуя всем этим не слишком хитрым методам вы, родители, можете привить ребенку любовь к искусству. И сделать так, чтобы ему не казалось, что поход в музей - самое тяжкое наказание, которое можно только выдумать!
Удачи!

Вам хочется, чтобы малыш рос физически развитым, выбрал себе спортивное увлечение по душе и сохранил интерес к спорту на долгое время? Начните прививать ребенку любовь к спорту!

Сегдня он увлекается футболом, позже может переключить свое внимание на большой теннис или вовсе предпочесть спортивным играм плавание — почему бы и нет? Вкусы и спортивные интересы ребенка могут меняться. Главное, чтобы он любил спорт и считал его естественной частью своей жизни. Именно об этом с самого детства должны позаботиться родители!

Детские психологи и специалисты по физическому развитию рекомендуют простые и верные способы подружить детей со спортом.

Семейное увлечение

Как же привить ребенку любовь к спорту? Лучший способ помочь малышу полюбить спорт — заниматься вместе, всей семьей. Если ребенок с раннего детства привык проводить выходные на свежем воздухе, летом — вместе с родителями играя с мячом, а зимой — всей семьей катаясь на коньках, спорт станет неотъемлемой частью его жизни.

Так, если оба родителя увлечены горными лыжами, первые свои уроки малыш может получить уже в три года. А если вы сами не умеете, например, кататься на роликах, вам стоит осваивать этот спортивный вид отдыха вместе. Наблюдая, как вы стараетесь и добиваетесь результата, малыш будет чувствовать себя увереннее. Да и учиться в компании всегда веселее.

Физическая активность всегда!

Дайте ребенку максимум возможностей для активного движения. Установите дома небольшой спорткомплекс, поощряйте попытки — с вашей страховкой — покорить горку или лесенку за детской площадке, предложите самокат, велосипед, роликовые коньки.
Постоянный доступ к спортивным активностям поможет малышу быстрее научиться владеть своим телом. Кстати, психологи уверены, что разнообразные физические нагрузки, затрагивающие разные группы мышц, благотворно влияют и на развитие интеллекта.
Поощряйте самостоятельность

Прежде, чем записать малыша на спортивные занятия, спросите, чем он хотел бы заниматься и почему, познакомьте его с тренером, посетите открытый урок и дайте возможность самому принять решение. Кстати, спортивную форму и экипировку для занятий тоже лучше выбирать вместе, учитывая при этом вкусы малыша. Пусть он, по возможности, сам собирает вещи для тренировки и разбирает сумку после нее, а также сам следит за изменениями в расписании.

Комплексный подход

Если ребенок уже занимается в спортивной секции, предложите ему и другие возможности получать информацию об этом виде спорта. Сходите на «взрослые» турниры и соревнования, посмотрите видеоролики выступлений спортсменов, изучайте биографии спортивных звезд.

Отмечайте достижения

Будьте в курсе успехов ребенка и всегда поддерживайте его: обязательно хвалите за то, что получается. Также, важно, чтобы интерес к занятиям проявляли оба родителя: посещайте открытые уроки и соревнования, интересуйтесь у тренера успехами ребенка. И всегда помните о том, что успехи и радость малыша — дело всей семьи!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок много читал и, соответственно, становился умнее. Но бывает так, что ребенку чтение книг совершенно неинтересно. В этой статье будут приведены советы родителям, как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать.

Важно прививать любовь к чтению с рождения. Конечно, ребенок не в состоянии усваивать читаемые ему тексты, но сказки или стихи, прочитанные младенцу, способны духовно соединять его с мамой. Голос мамы носит успокоительный эффект – ребенок начинает чувствовать себя в безопасности. Когда малышу исполняется год, у него начинают сформировываться задатки словарного запаса.

Важный совет : не стоит превышать стадию активного внимания, которая длится около пяти минут.

Когда ребенку исполняется год, он уже может воспринимать некоторые слова и словосочетания как рассказ, а в 3 года ребенок начинает становиться активным собеседником. Примерно в этот период ему хочется перечитывать литературные тексты. Нельзя читать ребенку слишком долго. 20 минут в день будет достаточно. В противном случае его внимание рассеется.

Читать малышу нужно в игровой форме. Можно сказать, что если он прочитает определенное количество страниц, то станет взрослым. Или самым умным. Или получит сладости. Но это будет неправильно. В таком случае ребенок будет читать не для удовольствия и, следовательно, никогда не полюбит процесс чтения. Нужно разработать собственную игру.

Следует постоянно повторять прочитанный материал. Ни в коем случае нельзя раздражаться, если ребенок просит перечитать ту или иную книгу, поскольку она ассоциируется у него на подсознательном уровне с комфортом, защищенностью, спокойствием. Если подумать, то такая книга была у каждого родителя. Период перечитывания заканчивается, когда ребенку исполняется 8 лет.

Необходимо учить поэзию. Стихи нужно начинать учить с самого рождения и до десяти лет. Не стоит переживать, что ребенку не удастся выучить тот или иной стишок. Наоборот, в этом возрасте память развита на максимум. Если навык заучивания не будет развит в данном возрастном периоде, возникнут проблемы, когда он перейдет в старшие классы.

Литературу может выбирать сам. Пусть он читает, что хочет – хоть стихи, хоть прозу. Первое разовьет ритм, а второе улучшит речь. Несколько раз перечитанная книга даст ребенку необходимое психологическое удобство, а новая книга – новые впечатления и знания. Сказка обогатит воображение, рассказ в духе реализма добавит жизненного опыта. Короткий очерк научит сокращать текст, длинный роман или рассказ улучшит память и логику. И так далее. Как говорится, все книги хороши – выбирай на вкус.

Бывает так, что ребенок не любит читать книги, заданные в школе. Это объясняется тем, что он полюбил какой-то определенный жанр – фантастику, фэнтези, приключения и другие. А школа подразумевает изучение всех жанров. Ниже будут приведены правильные и неправильные аргументы по тому, как заставить ребенка прочитать заданную на дом или на лето литературу.

Неправильные аргументы:

  1. Ты должен ее прочитать, потому что это домашнее задание.
  2. Ты просто обязан прочитать этот рассказ.
  3. Этот рассказ всем нравится, и тебе тоже понравится.
  4. Этот рассказ рекомендовал к прочтению учитель.

Правильные аргументы:

  1. Когда-то я прочитал эту книгу в детстве, она мне очень понравилась. Прочитай, может понравиться и тебе.
  2. Этот рассказ того же автора, который написал твою любимую книгу.
  3. В этой книге поднимаются темы, которые тебе нравятся.
  4. Это любимый рассказ персонажа из твоего любимого фильма (мультфильма).

Кажется, мы каждый день слышим новости о том, что современные дети становятся все более упитанными в сравнении с предыдущими поколениями. Увеличенный индекс массы тела становится реальностью благодаря отсутствию высокой двигательной активности, тяге к перееданию и страсти к электронным технологиям.

Ваш ребенок тоже больше не желает выходить на улицу и резвиться со сверстниками? Не стоит сразу отбирать у него из рук мобильный телефон. Поступите мудрее и попытайтесь привить тягу к активному отдыху. Дети любят выплескивать свою нерастраченную энергию, поэтому перед вами стоит задача направить это желание в верное русло.

Сделайте физические упражнения семейным развлечением

Когда вы уже съели свой ужин, легко забыть обо всем на свете, позволив себе лениться перед телевизором на диване. Но если погода и увеличение светового дня позволяют выйти на улицу, почему бы не отправиться на прогулку всей семьей? Весна и лето - это прекрасное время, чтобы вооружиться мячами и велосипедами и отправиться в ближайший парк, в лес или на стадион, оборудованный тренажерами. Если вы и ваши дети еще не привыкли к коллективным играм, просто сделайте первый шаг и начните исследовать окрестности. Со временем у вас появятся общие предпочтения и деятельность, которую захочется повторять снова и снова.

Стремитесь к часу активного времени в день

Исследования показывают, что дети для сохранения здоровья должны оставаться активными по крайней мере на протяжении одного часа в день. Но что мы подразумеваем под словом «активность»? Это означает здоровую деятельность, при которой увеличивается частота сердечных сокращений (бег, прыжки, ходьба, прогулки с собакой и прочие варианты). Это должно заставить работать мышцы ребенка (ползание по деревьям, занятия на турнике, шведской стенке, лазание по канату, приседания, толчки, наклоны и прочее). Также активная деятельность должна охватывать все группы мышц (прыжки на скакалке, плавание, катание на скейтборде и роликовых коньках, езда на велосипеде). Вы можете разбить дневную норму на короткие 20-минутные отрезки.

Считайте шаги

Современные мобильные приложения делают любителей здорового образа жизни более нацеленными на результат. Вы можете устроить внутри семьи мини-соревнование, в ходе которого выясните, кто из вас является рекордсменом по пройденным шагам за неделю. Определяйте победителя, вручайте призы и подарки, разжигайте между собой здоровую конкуренцию. Также шагомер является отличным средством, которое поможет научить ребенка следить за своей двигательной активностью.

Готовьтесь удивлять

Нет необходимости вкладывать деньги в дорогостоящие тренажеры, когда можно потратить лишь малую часть на скакалки, коньки, хулахуп или футбольный мяч. К тому же многие современные парки отдыха оборудованы простейшими неэлектронными тренажерами и имеют пункты проката велосипедов. Держите руку на пульсе последних новинок и предложений, отслеживайте рынок товаров, бывших в употреблении. Когда дети жалуются, что им скучно, не усаживайте их перед телевизором, вместо этого предложите новый вид деятельности.

Составьте план мероприятий

Дети любят новизну, они хотят получать впечатления и поддерживать устойчивый интерес к привычной деятельности. Чтобы держать их мозг в тонусе, планируйте увлекательные поездки всей семьей. Купите абонемент в бассейн, посетите аквапарк, оправляйтесь в поход или за город на пикник. В ненастные дни посетите местный развлекательный центр или пригласите друзей детей к себе в дом. Поощряйте активные игры.

Запишите ребенка в спортивную секцию

Самая увлекательная часть игровых занятий - это возможность взаимодействовать со сверстниками. Выберите для своих детей кружки по интересам, стараясь рассмотреть все возможные варианты. Не настаивайте на своих предпочтениях, ориентируйтесь на потребности малышей. И если кто-то из детей действительно хочет заниматься боевыми искусствами, не противьтесь этому, настаивая на лыжной секции. В первую очередь, выбранная деятельность должна приносить ребенку радость.

Не пренебрегайте игровыми консолями

Существует множество игр, направленных на знакомство детей с активной деятельностью. Например, игровая консоль Kinect имеет датчики для занятий фитнесом или танцами. Если вам не по карману покупать контроллер, вы можете арендовать его в местном магазине электронных товаров.

Удовольствие, а не принуждение

Никогда не принуждайте детей к занятиям спортом. И если дети не проявляют особого интереса к активной деятельности, покажите, как это здорово, на личном примере. Получайте удовольствие сами, и малыши обязательно захотят к вам присоединиться.

Учитывайте индивидуальные особенности ребенка

Не все дети созданы одинаковыми, даже если речь идет о родных братьях и сестрах. Если один ребенок может любить одиночество, то другой не мыслит своего досуга без привлечения друзей. Не торопитесь с выводами и будьте терпеливы. Создавая программу досуга или комплекс упражнений, учитывайте все характерные особенности ваших детей.

Наглядный пример

Никто не будет воспринимать занятия спортом всерьез, если перед глазами не будет наглядного примера, доказывающего пользу фитнеса. Дети, которые видят, как их родители отправляются в парк на пробежку, не станут сидеть у телевизора. Они не будет стоять в стороне, если их лучшие друзья договариваются пойти побросать мяч в корзину.