Как воспитывать ребенка в современном мире. «В современном мире дети учатся не только в школе.От того что они видят,слышат,от того что они читают,во многом зависит морально нравственный климат,зависит общество в целом»В.В.Путин ЕГЭ обществознание

ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия в Покровской епархии прошел цикл лекций известного психолога, публициста Татьяны Львовны Шишовой, специализирующейся на проблемных вопросах современного воспитания детей.

28 ноября в Балакове Т.Л.Шишова провела лекцию о духовно-нравственном воспитании детей в современных условиях. Встреча прошла в малом зале драматического театра. На мероприятие собралось 350 человек: прихожане, педагоги средних образовательных школ, представители прессы, молодые семьи с детьми. Участники встречи активно задавали вопросы, которые сегодня в равной степени беспокоят и родителей, и педагогов - вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания детей, опасности ювенальной юстиции, пагубного воздействия на подростков сексуального просвещения. Интерес у присутствующих вызвала тема соблюдения и установления субординации между родителями и детьми.

Психологическое и психическое состояние детей зависит, прежде всего, от обстановки, которую транслируют взрослые, - подчеркнула Т.Л.Шишова.

Рассказывая о своей деятельности, Татьяна Львовна отметила, что начиная работать в данном направлении, она поставила себе задачу помочь родителям распознать истинные ценности и применить их в воспитании своих чад. В соавторстве с И.Я. Медведевой был написан ряд книг, посвященных детской агрессивности, застенчивости, ревности, упрямству, гиперактивности, а также воспитанию детей в неполных семьях.

Татьяна Львовна подчеркнула, что негативному влиянию, которое сегодня оказывает современное общество на психологию ребенка, должны противостоять семейные устои:

Родители должны следить за нравственным климатом в семье; за тем, какую информацию «поглощает» ребенок и за его кругом общения; объяснять, что вредно для него, а что полезно.

Она отметила, что даже влечение ребенка к Интернету можно и нужно направить в нужное русло. Для этого родителям достаточно выбирать вместе со своим ребенком «пищу для ума и сердца».

Собравшиеся, в свою очередь, задали вопросы, касающиеся деятельности психолога, роли религиозного воспитания детей в современном обществе, жестокости среди подростков и пагубного влияния сексуального просвещения. Подробно обсуждалась перспектива введения некоторых законопроектов, которые, по мнению Татьяны Львовны, могут негативно отразиться на состоянии нашего общества. Психолог дала советы о том, как научить ребенка жить в современном мире, сохраняя христианские принципы, в какой степени следует ограничивать детей в их желании соответствовать духу времени (играть современными игрушками, смотреть телепередачи, покупать дорогие телефоны, общаться со сверстниками, в семьях которых дозволяется вольное, распущенное поведение).

В завершение встречи Т.Л. Шишова сообщила, что ответы на многие вопросы, касающиеся воспитания детей, можно получить из передачи «Родители и дети», которая регулярно выходит на радиостанции «Народное радио». Книги Т.Л.Шишовой в скором времени должны поступить в церковный магазин «Православное Заволжье» г. Покровска, их можно будет приобрести и в храмах епархии.


Число прочтений: 767

В рамках широкомасштабного исследования, которое проводилось на довольно широкой выборке более чем из 7тыс. юношей и девушек старших классов различных регионов России Реан Артур Александрович (доктор психологических наук, профессор, председатель Научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства) и его коллеги выясняли каковы реальные ценности молодежи в отношении семьи.
На Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире» (13-15 апреля, Санкт-Петербург) состоялся доклад Реана Артура Александровича. Вашему вниманию коротко будут представлены тезисы этого доклада и некоторые интересные цифры, а также ссылка на видеоролик в котором вы сможете сами ознакомиться с этом докладом подробнее.
Выборка была репрезентативной по всем основным параметрам. Возрастной состав выборки: 14 лет – 0, 4%, 15 лет – 9, 1%, 16 лет – 49, 9%, 17 лет – 37, 5%, 18 лет – 2, 3%, старше – 0, 8%. Характеристика выборки по классам обучения: десятый класс – 57% одиннадцатый класс – 43%. Состав выборки по полу: женский – 57, 9%, мужской – 42, 1%. Характеристика выборки по составу семьи: мать, двое детей – 6, 5%, мать, один ребенок – 11, 3%, мать, трое и больше детей – 2%, отец, двое детей – 0, 4%, отец, один ребенок – 0, 9%, отец, трое и более детей – 0, 6%, отец, мать, двое детей – 41, 5%, отец, мать, один ребенок – 22, 5%, отец, мать, трое детей – 14, 3%.
Подробные результаты исследования опубликованы в статье (), некоторые тезисы которой приведены ниже.
Не секрет, что в современной России наблюдается большое количество разводов, причем значительная их часть приходится на первые годы брака, когда супруги находятся в возрасте 25–29 лет. По данным Росстата, с 2010 года число разводов относительно заключенных браков неизменно превышает цифру в 50%. Так, в 2010 году эта цифра составляла 52, 6%, в 2011 – 50, 9%, в 2012 – 53, 1%, в 2013 – 54, 5%, в 2014 – 56, 5% (Росстат, Россия …, 2015).
Однако, как показало исследование, в структуре жизненных ценностей молодежи семья по-прежнему занимает первое место. Семья неизменно входит в тройку наиболее важных ценностей молодежи, а в ряде экспериментов выяснилось, что она занимает собственно первое место. Так, например, исследования В.Е. Семенова показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются: семья, друзья, здоровье. Далее следуют: интересная работа, деньги, справедливость. Замыкает семерку главных жизненных ценностей – вера (Семенов, 2007). Еще в одном исследовании при опросе молодежи, 83% респондентов, отвечая на вопрос, каким бы они хотели видеть себя через несколько лет, выбрали вариант ответа: «человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети» (Кухтевич, 1997).
Ведущими ценностями в своей жизни респонденты назвали следующие: «семья», «любовь», «здоровье». Это доминирующая тройка. Причем, даже внутри нее «семья» занимает лидирующее положение, с большим отрывом от двух других. «Семью», как наиболее значимую ценность, выбрали 72, 5% опрошенных. В то время как занимающую второе место «любовь» – 58, 4%, а находящуюся на третьем месте ценность «здоровье» – 52, 4%. В пятерку наиболее значимых вошли также такие ценности, как «друзья» (43, 6%) и «успех» (36, 1%). Другие ценности: «деньги», «карьера», «признание», «работа» по числу выборов остались за пределами первой пятерки.
Таким образом, эти данные, четко фиксирующие приоритетное значение семьи в структуре жизненных ценностей молодежи, опровергают часто озвучиваемое, а иногда и агрессивно навязываемое мнение о том, что семья это – анахронизм и у этого института нет будущего. Однако возникает резонный вопрос: почему при таком высоком значении «семьи» в структуре ценностей молодежи, все-таки столь высок процент разводов в стране? И особенно среди молодежи, в первые годы брака. К обсуждению этого вопроса удобнее всего обратиться сейчас в следующем контексте.
Как показало наше исследование, абсолютное большинство молодежи полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи, путем обучения семейным ценностям. Так считают 66% респондентов. Только 15% опрошенных полагают, что этого делать не надо, а еще 19% – затруднились с ответом. Эти данные внушают оптимизм. Потому что, если человек хочет, чтобы его чему-то обучали, то это недвусмысленно свидетельствует о его интересе к предмету и теме обучения.
Но молодежь считает это обучение не может и не должно сводиться к прямому предметному обучению в школе. Учит основам семейной жизни, способствует привитию семейных ценностей, в первую очередь, сама семья, в которой человек растет и социализируется. Не случайно, поэтому, с позиций психологии, семью можно называть моделью основного жизненного тренинга. Именно уклад семьи, господствующие в ней ценности, социальные позиции и установки, система взаимоотношений между членами семьи – это то, что обучает и готовит к будущей семейной жизни.
«Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?» спросили мы респондентов в нашем исследовании (А.А. Реан). Только 42% из них ответили, что да, хотели бы. Строго отрицательно ответили на этот вопрос 34%, а еще 24% – выразили сомнение, затруднившись с ответом. То есть, для 58% молодежи их нынешняя родительская семья не является ориентиром и образцом. Это реальная проблема. Возможно, именно она является одной из причин неготовности молодежи к браку и высокой статистики разводов в первые годы супружества. Ведь если семья не является ориентиром и образцом, то где взять эти ориентиры, где научиться поведенческим образцам жизни в семье, как приобрести столь необходимые поведенческие умения и навыки?
Большой интерес представляет вопрос: кто из членов семьи наиболее повлиял на респондентов в процессе их взросления, кто оказал наибольшее влияние на их становление. Мать назвали 57, 5% опрошенных, а отца – только 23, 7%. Остальные члены семьи – дедушка, бабушка, старший брат/сестра – получили незначительное количество
Реан А.А. отмечает: «Высокое влияние матери на становление личности – факт, безусловно, отрадный. Однако настораживает, что отцы проигрывают со слишком большим «счетом». Психологически это, вероятно, объясняется большей эмоциональной близостью матери к детям. Но, также возможно, что определенную роль здесь играет элементарный временной фактор. Отцы, как правило, проводят с детьми значительно меньше времени, чем матери. В современных условиях многие из них подрабатывают на второй работе. Более того, как нам говорили в ходе выборочных интервью, многие отцы работают вахтовым методом, уезжая на две недели каждый месяц в другие города и регионы».
В ходе исследования А.А. Реана, был получен список НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, которыми старшеклассники описывают своих родителей. Эти обобщенные портреты матери и отца оказались полностью, АБСОЛЮТНО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ. То есть, они не содержали ни одной негативной характеристики. Хотя, естественно, материнский и отцовский портреты отличались друг от друга конкретными качествами. Общие качества, которые одинаково часто употребляются в описаниях как отца, так и матери это: добрый, надежный, заботливый, ответственный, семейственный, умный.
С интересом можно посмотреть и на анти-топ качеств. Это те качества, которые не характерны для представлений старшеклассников о своих родителях, качества, которые реже всего упоминаются в родительских портретах. Для отца, например, такими не характерными качествами, по мнению респондентов, являются: завистливый, глупый, трусливый, бездушный, лживый. А для матери в анти-топ качеств входят: глупая, бездушная, завистливая, неблагодарная, лживая. Список, как видим, похож. Все эти качества в обоих случаях, и относительно отца, и относительно матери, упоминаются в описаниях реже всего. Однако в относительном выражении эти негативные качества в случае с отцом имеют больший вес, чем в случае с матерью.
Так, например, дескриптор «глупый», входящий в анти- топ самой непопулярной пятерки качеств, в портрете матери имеет вес 2%, а в портрете отца – 5%. Дескриптор «лживый» в портрете матери имеет вес 2%, а в портрете отца – 6%. Такое же соотношение по характеристике «бездушный» – вес 2% в портрете матери, против 6% в портрете отца. С сожалением мы вновь должны констатировать, что отцы опять «проигрывают» матерям.
Автор статьи справедливо задается вопросом: «Почему респонденты чаще видят негативные качества именно у отцов? Отцы в самом деле хуже (пусть и в небольших пределах 5–6%)? Или дети предъявляют им более жесткие требования, задают более высокие стандарты? Или с отцами чаще складываются более негативные и менее доверительные отношения?»
Ответы на эти вопросы, очевидно, могут оказаться различными в каждом конкретном случае, в каждой конкретной семье. Однако уже сейчас ясно, что практической психологии семьи и детства, психологии семейного консультирования важно обратить особое внимание на проблему отцовства. А затем поспособствовать привлечению к вопросам отцовства внимания всего общества.
Ссылка на видеоролик в котором вы сможете сами ознакомиться с этом докладом подробнее.

Общество с момента своего зарождения старается передать знания и опыт последующим поколениям. Одним из определяющих факторов в этом процессе является время, та эпоха, в которой живет человек. Ведь те методы воспитания детей, которые еще недавно были актуальными, совсем не подходят для мира сегодняшнего. Очень часто можно услышать такую фразу от старшего поколения: «Раньше было лучше». Но стоит только повнимательнее проанализировать особенности более ранних лет и современности, чтобы понять, что мир изменился, и необходимо подстраиваться под его условия.

Детство в XXI веке

Родители современных детей – это те, кто застал голодные 90-е годы, постоянные задержки зарплат, те, кто вынужден был носить много лет одну и ту же одежду, играть с одними и теми же игрушками и т.д. У сегодняшних детей жизнь уже другая. У большинства новенькая школьная форма каждый год, множество платных кружков и сладости не только по праздникам. Новое поколение уже не представляет мира без мобильных телефонов, компьютеров и интернета, которые по новому влияют на образование для детей. Мышление современных детей стремительнее, они способны обрабатывать информацию быстрее. Казалось бы, стоит учесть опыт предыдущих поколений и воспитывать детей гармонично и правильно, однако проблема «отцов и детей» по-прежнему остра.

Проблемы воспитания детей в современном мире

1. Женское воспитание.

К сожалению, все больше матерей-одиночек вынуждены растить ребенка без мужской поддержки. Даже в полных семьях роль мужчины зачастую сводится к зарабатыванию денег, воспитанием ребенка ему заниматься некогда. Но подобное наблюдалось и раньше. Тем не менее, в школах было гораздо больше учителей мужского пола, нежели сейчас. В учреждениях дополнительного образования также доминирует женский преподавательский состав. В результате ребенка с ранних лет окружают женщины, он наблюдает только за их поведением и впитывает их ценности. Мальчики зачастую вырастают излишне избалованными, и когда наступает пора идти в армию, их матери всеми силами стараются, чтобы сыновья избежали этой участи, формируя, таким образом, негативное отношение к истинно мужскому занятию. Девочки, находящиеся в такой ситуации в детстве, в дальнейшем испытывают трудности с выбором спутника жизни.

2. Нежелание родителей брать ответственность за воспитание.

Отдавая ребенка в детский сад, многие мамы думают, что теперь ребенком должны заниматься воспитатели, ведь это их работа. Даже название профессии говорит само за себя. Потом ребенок идет в школу, а там пусть с ним работают учителя и воспитатели группы продленного дня. В свободное время дети посещают кружки, где за ними смотрят преподаватели. Роль родителей сводится только к тому, чтобы отправить ребенка в учреждение образования и забрать оттуда, провести вместе вечер у телевизора или за компьютером. На выходные детей частенько отправляют к бабушкам. Вот и получается, что родители перекладывают ответственность за результат воспитания их ребенка с себя на других людей. А потом искренне удивляются, почему чадо «отбилось от рук». Видимо, в школе плохо учат.

3. Неумение использовать плюсы современности.

Мир меняется на глазах, технологии развиваются так быстро, что вскоре уже невозможно будет за ними уследить. На переменах в школе все тише, дети поголовно утыкаются в телефоны. Компьютерный мир гораздо интереснее обыденности, а социальные сети стали заменой полноценного общения.

Родителей, выросших во дворах и читавших книги, это пугает. Они наказывают детей, лишая их компьютера, отключают интернет, заставляют читать книги. Несомненно, долгое пребывание в мире иллюзий вредит здоровью как психическому, так и физическому. Однако стоит смириться с тем, что технологии стремятся вперед, и научиться использовать их во благо. Современные дети имеют уникальные возможности творчества и самовыражения, которых не было у их родителей. Ребенок может вести свой блог вместо бумажного дневника, научиться делать красивые фотографии и обрабатывать их, снимать интересное видео, заниматься самообразованием через интернет. Задача родителей – не запрещать, а контролировать и направлять. Миру очень нужны те люди, кто будет двигать его вперед, развивать технологии дальше, а для этого необходимо в совершенстве освоить уже существующие.

На вопросы телезрителей отвечает священник Димитрий Беженарь, ответственный по Миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

— Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик Ахтырской церкви села Ахтырка, кандидат богословия, священник Дмитрий Беженарь. Здравствуйте, батюшка.

Добрый вечер, Александр.

— Благословите наших телезрителей.

Дорогие братья и сестры, Бог да благословит вас на все доброе! С праздниками Казанской Иконы Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость»!

— Наша сегодняшняя тема — воспитание детей в современном мире, и о некоторых ошибках, которые мы совершаем .

— Дорогие друзья, среди проблем, с которыми сталкиваются каждый современный христианин, и, в первую очередь, каждая православная семья, — одна из главных проблем, главных задач — это воспитание детей, воспитание нравственной личности в современном, очень непростом мире. И прежде, чем мы непосредственно перейдем к теме нашей сегодняшней беседы и приглашаем вас, дорогие друзья, к активному участию в беседе с нами, хочется рассказать один интересный случай, один интересный диалог, свидетелем которого я был совсем недавно.

Один почтенный господин — весьма почтенного возраста — из тех, кто воцерковился в конце 80-х начале 90-х годов, естественно, читал много церковной православной литературы – читал, естественно, без системы, поэтому у него, мягко сказать, такой сумбур в голове — обвинял Православную Церковь в том, что сейчас в Церкви одна из главных проблем — это чрезмерное благочестие. Обвинял он, в первую очередь, духовенство. Что духовенство людей призывает людей поститься — но не объясняет, для чего нужен пост. Люди постятся, но, якобы — с точки зрения этого господина, — не знают, для чего постятся. Молятся — но не понимают, что такое молитва. И от молитвы, от поста, от благочестивой жизни у них возвышается гордыня, чувство высокого мнения о себе, теряется душевная нищета, смирение и так далее. И когда его собеседник спросил: а как вы можете определить, что именно вот это является действительно серьезной проблемой современного церковного общества, он, как и следовало ожидать, никакого здравого, членораздельного ответа на этот вопрос так и не дал.

Поэтому, дорогие друзья, хочется ваше внимание вот на что обратить. Те проблемы, которые существуют в современном обществе, и на которые святая Церковь всегда реагирует голосом священноначалия — среди этих проблем проблемы чрезмерного благочестия не существует. Если мы смотрим, отслеживаем внимательно, слушаем ежегодное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к клирикам и монашествующим города Москвы, в каждом ежегодном обращении подводятся итоги предыдущего года, планы и перспективы на будущее. Посмотрите на документы и решения Архиерейских Соборов, которые в последние годы были; на работу Межсоборного присутствия, на православные сайты – например, pravoslavie.ru, где какие-то проблемы, в том числе и светского общества, обсуждаются, даются разные точки зрения, — везде мы видим, что среди проблем, которые стоят перед общественностью, есть какие проблемы? Религиозная безграмотность — это реальная проблема, религиозное невежество. Почему священноначалие и употребляет столько усилий на то, чтобы повышать грамотность православных христиан. Почему это очень обязательное и очень уместное своевременное благословение священноначалия, чтобы каждого приступающего к Крещению необходимо сначала оглашать — если это взрослый человек. И вот эта религиозная безграмотность — не надо далеко ходить за примером. Дмитровская родительская суббота была позавчера, и многие люди подают в храм записки с такими словами: передай в храм записку, пусть они там помолятся. Буквальная фраза «пусть они там помолятся»- чтобы моему близкому родственнику там, в будущей загробной жизни, было хорошо. А когда человека спрашиваешь: а почему же вы сами не хотите идти в храм? — Мне некогда, у меня дела, заботы, проблемы, пусть «они» — духовенство, они там пусть молятся, а моя задача — написать записочку и отдать. Эта форма обрядоверия — тоже один из видов его религиозной безграмотности.

Такие проблемы действительно есть в современной жизни. А проблемы чрезмерного благочестия — такой проблемы нет, и слава Богу, что нет, и диалог этого пожилого господина с его собеседником оставил очень интересное впечатление. Есть хорошо всем известный литературный персонаж Дон Кихот Ламанчский — это пожилой сеньор, который облачился в доспехи, уже проржавевшие от времени, возомнил себя доблестным рыцарем, сел на коня, взял копье, и устремился искать противников. А так как рыцарей, достойных ему, уже не было — времена прошли, — он увидел мельницу, устремился на мельницу — на вымышленного врага. Мельница показалась ему великаном. Точно также беседа с этим господином оставила — по крайней мере, у меня, как свидетеля этого диалога, очень грустное впечатление в сравнении именно с Дон Кихотом, который борется с ветряными мельницами. Потому что если бы среди проблем современной церковной жизни была бы проблема чрезмерного благочестия, тогда бы мы видели что? Наступает многодневный пост, и машины «скорой помощи» не успевали бы увозить в отделения перепостившихся прихожанок, которые падают в изнеможении; или люди попадали бы в психиатрические больницы, потому что перемолились, и таким образом сошли с ума; или люди вериги на себя накладывали, спали бы на голой земле — как «во время оно» подвижники. Поэтому проблемы чрезмерного благочестия нет. И эти выпады отдельных граждан лишь свидетельствуют, что они мечты сердца своего, т. е. плод своего страстного воображения выдают за реальность. К сожалению, с такими людьми приходится общаться, и особенно по миссионерской работе, пытаться отвечать на их выпады в адрес Церкви.

А среди реальных проблем современной церковной жизни, несомненно, одна из главнейших — это как нам научиться воспитать нравственную личность, как наших детей, подростков которые в силу возраста, в силу переоценки ценностей, как они, общаясь с окружающими людьми, воспринимают на себя действие современной массовой культуры — порой агрессивной, тлетворной, развращающей; как им устоять, как привить детям духовный иммунитет, чтобы они через эти непростые годы переходного возраста прошли — не побоюсь этого слова — не запачкавшись нравственно, — или, по крайней мере, с минимальными потерями для своей души. Вот это проблема, которая стоит перед каждым из нас.

— И конечно же, самое опасное, что может произойти со стороны самих родителей — это некоторые ошибки или неточности, или совершенно неправильное поведение по отношению к своим детям. Если какие-то основные категории?

— Да, действительно, Александр, можно условно свести к двум общим основным ошибкам, которые совершают вообще все родители — нельзя сказать, что только верующие, церковные родители, — а вообще все родители. Мудрые люди, педагоги, пастыри с большим опытом обращают всегда внимание своих пасомых прихожан, духовных чад на эти две ошибки.

Первая — это чрезмерная ласка, которая ошибочно называется любовью, хотя любви здесь нет, а это не что иное, как потворство, потакание страстям ребенка, когда ребенок мнит себя некоронованным королем в семье. Худший вариант, если ребенок только один — пока он один, естественно, все внимание к нему, и он, действительно, вырастает эгоистом. Но даже если несколько детей в семье, то последний, как правило, которому больше всего внимания — и родителей, и старших детей, тоже может вырасти с этими эгоистичными наклонностями. И эта чрезмерная ласка, потакание страстям, когда ребенок вырастает и чувствует себя центром внимания. Он убежден – это, может, помимо сознания проходит, но он убежден, что весь мир и родители созданы только для него, чтобы удовлетворять все его похоти. И такой эгоист, перед которым совершается преклонение как перед языческим идолом, как правило, в жизни сталкивается с очень большими проблемами, и это совершенно очевидно, что окружающий мир не будет ведь к нему относиться так же; он обязательно столкнется с отношением к себе более достойным его, на самом деле, но будет это воспринимать с обидой, с огорчением, будет ненавидеть весь мир, на всех обижаться, думать, что ничтожества и недостойные люди стали выше меня, меня недооценили и т.д. И родители, которые чрезмерно потакают ребенку, превращают в его в идола — одна из главных ошибок, — они обрекают его на то, что он будет одинок в жизни, у него не будет настоящих друзей, настоящей поддержки. И он будет в состоянии мысленной перманентной войны с окружающим миром постоянно находиться.

— Значит, первое — это чрезмерная ласка, а второе?

— Вторая ошибка, которую иной раз делают родители, и тоже нередко — это чрезмерная строгость. Это другая крайность. Как очень мудро говорит старец Паисий: все крайности от врага. Чрезмерное потакание — это одна крайность, другая крайность — когда ребенок растет обезличенным, растет как бы в условиях полицейского участка, где каждый его шаг, каждая его мысль, жестко контролируется родителями, и причем родители могут искренно считать, что это они делают для блага ребенка. Ребенок, как правило, в такой семье вырастает слабовольным, забитым безынициативным, запуганным. Вот это внутренняя подавленность — не побоюсь такого резкого сравнения, — «тюремное детство» такого ребенка впоследствии может вылиться в два направления. Или агрессия в адрес всех остальных необъяснимая — сам подросток, юноша не может понять, откуда у него внутри такая агрессия ко всем — на него кто-то не так посмотрел, что-то не так сказал. Или выражается в том, что человек всю жизнь так и останется слабовольным, безынициативным, подавленным. Он как бы ищет людей с более сильной волей, которые бы им управляли. Он везде боится проявить какую-то инициативу, боится окрика, и это также несчастные люди, которые недополучили любви.

Поэтому в отношениях с детьми надо помнить мудрый пример любого опытного садовода: когда садовод сажает маленькое деревце, он его подвязывает, чтобы оно росло ровно, и должен позаботиться, чтобы его поливать вовремя — не перелить, потому что и избыток влаги, и отсутствие влаги одинаково вредит деревцу. Также и избыток любви – точнее, не любви, а потакания, и чрезмерная строгость также вредит личности ребенка.

— Вопрос из Московской области. В Притчах Соломона есть слова «аще кто любит своего ребенка И́же щади́тъ жéзлъ [свóй], ненави́дитъ сы́на своегó» (Пр.13:25). Т.е. воспитание ребенка допускает наказание. И еще вопрос: когда дети уходят в алтарь, зачастую ребенок, облаченный в стихарь, выходит, как бы показаться, что он такой хорошенький.

— Спаси Господи, очень хороший вопрос. Цитата премудрого Соломона продолжается следующим образом: «а кто любит, тот с детства наказывает его». Я еще раз напомню этимологию славянского слова «наказание»: это не месть, это не кара, это не проявление безумной власти и жестокости, не желание как бы насладиться от страдания беспомощного существа, а наказание — это научение, вразумление. Поэтому кто любит своего сына или дочь, то естественно, должен их наказывать – читай: вразумлять и воспитывать.

— Вопрос из Нижегородской области. У моей умершей пять лет назад сестры остался трехлетний сын, и я с его отцом воспитываем его. Два года назад отец купил ребенку компьютер. Ребенок уже не может жить без компьютера, он для него — все. Когда компьютер, наконец, сломался — я обрадовалась, а ребенок на меня сердится. Что мне делать?

— Спаси Господи, достаточно широко распространенная проблема в современной жизни, потому что компьютер стал неотъемлемой частью жизни современных людей, и я не думаю что в программе ТК «Союз» вы услышали фразу, что компьютер — это отрава. Сам компьютер не может быть отравой, потому что это творение рук человеческих, человеческого ума и таланта. Все зависит от того, как его использовать. Сколько православной литературы на компьютере набирается, сколько сайтов интересных познавательных, обогащающих с нравственной точки зрения! Все зависит от того, в чьих руках это орудие. И само собой разумеется, что для ребенка, который еще не умеет распределять свои силы и время, который еще слабоволен, нуждается в опеке родителей, долгое сидение у компьютера для него опасно во всех отношениях — как в физическом — постоянное облучение от этого экрана и поражение определенных частей головного мозга, об этом специалисты уже много говорили, в т. ч. из Центра реабилитации пострадавших от наркомании, лудомании имени св. праведника Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье — Изяслав Александрович Адливанкин, отец Анатолий Берестов, много статей на эту тему написано. Вы можете почитать и ознакомиться с тем, насколько вреден не столько компьютер, а неразумное использование его, особенно когда дети, подростки тратят уйму времени перед ним. Поэтому, конечно, лучше, чтобы все это было дозированно.

Самый лучший вариант, который можно посоветовать, раз уж вы обратились именно ко мне — если бы ребенок вообще до определенного возраста не знал, что существует интернет. Даю себе отчет, что может быть, мои слова окажутся очень категоричными. И лучше, чтобы ребенок до определенного возраста не знал, что существует телевидение. Это не касается телеканала «Союз», а именно светского телевидения. Чтобы он не знал, как присоединяется к телевизору антенна. Сейчас много православных дисков, мультфильмов, старых советских фильмов, которые хоть с каким-то смыслом. Вот, смотри DVD — это лучший вариант, когда родители дозированно дают информацию и заботятся, чтобы этой информацией ребенка не перегрузить. Поэтому дай вам Бог мудрости и терпения, чтобы в этой ситуации найти слова и объяснить ребенку о вредоносности чрезмерного долгого сидения у компьютера.

Не секрет, что современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может себя защитить. Мы воспитываем детей в надежде, что они научатся сочетать те качества, которые не можем сочетать мы сами. Например, дружелюбие и умение разбираться в людях, умение доверять и отличать хорошее от плохого, умение уважать других и умение за себя постоять. Многие из этого умеем и мы, но знаем ли мы о том, как привить полезные навыки детям? Как в попытках научить его быть осторожным не перегнуть палку и не воспитать в нём труса?

1 83458

Фотогалерея: Воспитание детей в современном мире

1. Первое и самое важное правило безопасности детей - это полное доверие между всеми членами семьи. Звучит, как утопия, но именно доверие между взрослыми и детьми помогает избежать и предотвратить многие проблемы. Формирование такой модели семьи лежит полностью на плечах взрослых. Именно от родителей зависит, пойдёт ли со своими проблемами ребёнок к ним или предпочтёт советы чужих людей. Старайтесь интересоваться всем, что происходит в жизни ребёнка, но не будьте навязчивы. Не ругайте детей за искренность, даже если они признаются не в самых лучших поступках. Будьте мудры, ведь каждое ваше слово и каждый поступок - это вклад в копилку ваших будущих отношений.

2. Второе правило заключается в том, что до тех пор, пока ребёнок находится под вашей ответственностью, он должен спрашивать разрешения, прежде чем сделать какие-то вещи или пойти куда-то. В каждой семье свои правила, кто-то позволяет своим детям больше, кто-то меньше. Но ребёнок должен спросить вашего мнения и разрешения, прежде чем, например, принять подарок или угощение, пойти куда-то, особенно, если это не касается его привычного окружения.

3. Третье правило - правильное общение с другими взрослыми. Мы часто говорим своим детям: не открывай никому дверь, не разговаривай с незнакомыми. Но ребёнку приходится общаться с людьми, которых он не знает, это нормально. Научите его тому, что чужие люди не имеют права ему приказывать и что-то от него требовать, не могут угрожать и запугивать. Если такое происходит, нужно звать на помощь или убегать. Также, научите ребёнка никуда никогда не ходить с чужими взрослыми, что бы они ни говорили. Перечислите, какими обманными путями могут попытаться заманить ребёнка и объясните, что всегда можно сначала позвонить родителям или сходить домой, прежде чем верить на слово.

4. Четвёртое правило - постоянная доступность. Не поскупитесь купить средства связи для ребёнка, которые помогали бы вам быть вместе. Мобильный телефон, электронная почта, обычный телефон, всё это может пригодиться, когда вас нет рядом, но необходима ваша помощь. Научите ребёнка рассказывать о том, что он делает и собирается делать, куда собирается пойти. Чем больше он рассказывает вам, тем больше вы знаете о том, какой жизнью он живёт.

5. Пятое правило - малыш должен наизусть знать своё имя, фамилию, отчество, адрес и домашний номер телефона. Он должен знать, как зовут его родителей, кем и где они работают, как их можно найти. Так же он должен знать, в какие службы помощи он может позвонить в той или иной ситуации.

6. Шестое правило - поощрение. Если ребёнок заметил что-то необычное и сообщил вам, всегда хвалите его. Пусть речь идёт всего лишь о забытой кем-то игрушке на детской площадке. Это гарантия того, что он расскажет и о более серьёзных вещах, если такие случатся.

7. Седьмое правило - контроль чувства стыда. Интимные темы и интимные органы - часто запретная тема во многих семьях. Этого не должно быть, если вы действительно беспокоитесь за безопасность своего ребёнка. Он должен знать названия своих половых органов, пусть они будут не научными, шуточными, но он должен уметь рассказать о них, если потребуется. Например, если он увидит человека, который пытался раздеваться при детях. Так же, ребёнок должен знать, что никто из взрослых, исключая врачей и родителей в случае необходимости, не имеет права касаться его интимных частей тела. Это всегда говорит об опасности. Научите ребёнка, что объятия чужих людей, а тем более поцелуи, так же недопустимы. Не обязательно человек, который обнял вашего ребёнка, педофил или маньяк, но он может быть болен заразной болезнью, например, туберкулёзом. Вы должны уметь это объяснить ребёнку.

8. Восьмое правило - умение говорить «нет». Для детей взрослые наделены волшебной силой, их авторитет непоколебим. Поэтому во многих случаях им трудно сказать взрослому человеку «нет», даже если он требует чего-то непристойного или откровенно опасного. Научите ребёнка отказывать взрослым, если их просьбы выглядят странно - просьба пойти куда-то, потрогать взрослого или разрешить потрогать ребёнка, попытки всучить подарки и сладости или покатать на машине. Ваш ребёнок должен слушаться взрослых - учителей, врачей, милиционеров, родителей друзей, но до тех пор, пока их просьбы укладываются в представления о нормальном. Какими будут эти представления у вашего ребёнка - зависит от вас.

Пытаясь оградить ребёнка от возможной опасности, важно не перегибать палку. Не стоит запугивать ребёнка, иначе он в каждом взрослом будет видеть маньяка, а это не будет полезно для его психики. Будьте разумны и будьте близки со своими детьми. Доверие и разумный подход к возможной опасности, отсутствие страха и осторожность будут хорошим залогом того, что с вашим ребёнком никогда ничего не случится.