Социальное участие семьи в делах общества. Семья в современном обществе

Семья - малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья - относительно самостоятельная ячейка общества. Брак представляет собой начало и ядро семьи.

Первая функция (репродуктивная) - это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.

Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.

Социологи называют несколько типов семейного воспитания:

детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек; профессионализм - родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;

прагматизм - все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.

Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи . Она включает широкий спектр семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, бюджета, организация потребления и досуга и т. д. Велико значение семьи в организации потребления и быта. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Важное значение для жизни каждого человека (большого или маленького) имеет рекреационная (восстановительная) функция семьи . Специалисты утверждают, что хорошая семья - это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Форма восстанавливается и поддерживается в хорошей семье. Она должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус. Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений. 55. Сущность, предпосылки и функции социальных конфликтов

Под конфликтом в социологии понимается столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов социального взаимодействия. Широкая распространенность этого явления и обостренное внимание к нему со стороны общества способствовали возникновению социологии конфликта как одной из специальных, частных социологических теорий.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

1. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям.

2. Следующая важнейшая функция семьи - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

3. Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая.

4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.

6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес.

55. Сущность, предпосылки и функции социальных конфликтов .

Значительное внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли (XVI в.) в работах, посвященных Римской истории. Рассматривая конфликты разного уровня, он отмечал их положительную роль в общественном развитии.

Английский экономист А.Смит в конце XVIII века обосновал тезис о том, что в основе конфликтов лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Существенный вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. В «Философии права» одной из их причин он назвал социальную поляризацию общества.

В XIX веке многие мыслители исходили из того, что конфликты - это неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались такие разные по своей ориентации ученые, как М. Вебер и К. Маркс. Марксизм с позиции материалистического понимания истории рассматривал конфликты как порождение прежде всего социального неравенства, проявляющееся в классовой борьбе и революциях.

Функции социальных конфликтов:

1) Позитивные:

Информирование о наличии социальной напряженности;

Стимулирование социальных изменений;

Снятие социальной напряженности.

2) Негативные:

Создание стрессовых ситуаций;

Дезорганизация социальной жизни;

Разрушение социальной системы.

Семья и брак в современном обществе являются не такими ценными понятиями, как раньше. Но это не значит, что они абсолютно обесценены, или что умаление их как ценности оправдано. Ни для кого не секрет, что ежегодно количество разводов в урбанизированных городах растет, и, исходя из этого, можно предположить, что наша цивилизация достигла той стадии, когда брак в представлении многих является не целью, а средством. Поскольку цели - более стабильное понятие, которое редко подвергается изменениям, а средства - наоборот, удобнее менять в зависимости от обстоятельств, то отсюда и вырисовывается печальная статистика: один брак можно легко заменить другим, мораль «незаменимых людей нет» также в этой категории, а то, что дети остаются расти без отца или матери уже, к сожалению, норма нашего времени.

Для того чтобы прояснить ситуацию и сделать правильные выводы, определим основные в современности.

Семья в современном обществе и репродуктивная функция

Суть этой функции в продолжении рода. На сегодняшний момент в развитых странах существует Именно прочные брачные связи способны решить ее, когда дети рождаются в семье с официально зарегистрированными отношениями. Однако далеко не все способны содержать большое количество детей, из-за чего реализуются программы финансовой помощи и отцам. Из-за резких изменений на рынке труда, в производственной и экономической сферах, происходит снижение уровня дохода многих граждан, что становится препятствием для реализации полноценных семейных отношений. Зачастую женщины должны работать наравне с мужчинами, что и приводит к снижению рождаемости и распаду брачных уз. Чаще всего проблемы семьи в современном обществе вызваны именно отсутствием возможности иметь детей (по финансовым причинам или из-за проблем со здоровьем), или нежеланием их, которое основано на психологических опасениях.

Также препятствует реализации репродуктивной функции семьи в которых молодожены еще сами в некоторой степени нуждаются в поддержке и защите так же, как и дети. Проблемы, с которыми сталкивается и так достаточно сложны, а когда молодая семья сталкивается с дополнительными, в виде ведения быта и решения финансовых вопросов, то, безусловно, это иногда провоцирует развод, если людей не устраивает роль иждивенцев или если она для них просто неприемлема.

Также к проблемам репродуктивной функции относится вопрос о многих из которых отправляют в дома малютки из-за того, что матери неспособны их самостоятельно содержать.

Семья в современном обществе и воспитательная функция

Семья в идеальном понимании ассоциируется со стабильностью. Именно поэтому она является (опять же, в идеальном варианте) гарантом обеспечения хорошего потомства, которое вырастает в хороших условиях под наблюдением и защитой родителей. С появлением государственного устройства, законодательная база также включает в себя ряд прав и обязанностей, посвященных брачным узам, которые обеспечивают достойное существования детям, рожденным в семье.

Если бы люди постоянно меняли брачных партнеров, то детям, рождаемым в этих связях, было бы гораздо сложнее окрепнуть из-за отсутствия поддержки одного из родителей. К сожалению, в современном обществе это явление встречается все чаще.

Реализация воспитательной функции усложняется тем, что в большинстве современных семей партнеры, как правило, равны, но на женщине лежит больше обязанностей из-за необходимости зарабатывать деньги и одновременно воспитывать детей вместе с ведением быта.

Еще хуже, когда дети предоставлены сами себе из-за постоянной занятости родителей.

Семья в современном обществе и восстановительная функция

Многие специалисты придерживаются того мнения, что брак является половиной успеха в карьере. Поскольку человек - социальное существо, и ему необходимо делиться своими переживаниями, просить совета, то значит, очень важно, когда рядом есть те, кто готов поддержать в трудную минуту и с кем установлены доверительные отношения.

Семья в современном обществе, к счастью, до сих пор полноценно выполняет эту функцию в большинстве случаев. Мало кто соглашается заключать брак с тем, кому он не доверяет или вовсе в нем не нуждается.

И все же, есть несколько трудностей, с которыми сталкиваются семьи, реализуя эту функцию. Они связаны с общей культурой которую сформировать тем труднее, чем распространеннее в обществе низменные ценности, поощряющие постоянную смену партнеров, провозглашающие деньги как главную ценность жизни, от чего страдают как женщины, ударившиеся в феминизм, так и мужчины, которые опасаются, что от них партнеру нужна лишь эта «главная» ценность. Наверняка в этом случае человечность и развитая нравственность способны сделать из семьи крепкую, сплоченную группу и достойную ячейку общества без брошенных детей и одиноких матерей.

В статье рассматривается место семьи в современном обществе.

  • Создание традиционной семьи в современных условиях: психологические особенности
  • Становление личности в семье военнослужащих: психологические особенности

Семья представляет собой общественный институт, и дети в ней овладевают социальными знаниями, нравственными умениями и навыками.

Каждая семья имеет присущие ей социальные, экономические, этнические, религиозные, правовые и другие особенности, которые необходимо учитывать, особенности, которые необходимо учитывать, особенно если речь идет о наличии в ней проблемных ситуаций.

В своем произведении «Гармоничное поколение - основа прогресса Узбекистана» первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул значение воспитания ребенка в семье, высказал суждение о долге родителей перед детьми: «С первых дней своего рождения ребенок живет в семье. Здесь он впитывает семейные ценности, традиции, привычки. А главное, через обстановку в семье дети воспринимают и чувствуют требования общества.

Права семьи и детей зафиксированы в документах международных организаций (Конвенция ООН «О правах ребенка»), а также в законодательных актах Республики Узбекистан. В Конституции Республики Узбекистан (статья 63) отмечено: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства».

В семейном Кодексе Республики Узбекистан отдельно выделены основные права ребенка: право жить в семье и получать воспитание, право общаться с родителями и другими родственниками, право на собственную защиту, право носить имя, фамилию и отчество.

В стране реализуются меры по укреплению семьи, обеспечению социально-экономического благополучия и социальной защиты многодетных, малообеспеченных, неполных семей, семей, где родители или дети с инвалидностью.

В научной, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание вопросам семейного воспитания . В частности, в нашей республике внимание ученых-педагогов направлено на изучение взглядов мыслителей, наших предков на проблему семьи и семейного воспитания в разные исторические эпохи. В современных исследованиях мы находим ссылки на исламские источники, где освещены положения о формировании здорового мировоззрения детей, их психическом воспитании.

В исламе изложена мысль о том, что ребенка нужно воспитывать ещё в грудном возрасте, ибо через молоко матери он получает и биологическую и духовную пищу. Для физического и психического развития младенца кроме материнского молока нет другой пищи. Благодаря молоку матери формируются и развиваются скелет, все органы ребенка и его душа.

Учение ислама, признает, что дети в руках родителей - это величайшая ценность, поэтому они должны дать ему прекрасное воспитание, обучить достойному поведению, объяснить опасность плохих поступков.

В наши дни считается необходимым повышать педагого-психологические знания родителей с помощью педагогов, психологов, социальных работников.

Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Семейная власть может строиться на разнообразном экономическом или моральном авторитете: от прямого насилия до морального воздействия, от приказов до вежливых дружеских советов. В традиционном представлении структуры можно выделить два типа семейных отношений.

  1. Авторитарный (лидерство) – руководство и организация всех семейных функций сосредоточены в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье.
  2. Демократический (партнерство) – равноправное распределение обязанностей, равное участие в решении всех семейных проблем. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, кто главенствует, от личных качеств. В последнее время преобладающим становится равенство отношений между супругами. Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение этой структуры приводит к нарушению ее функций.

Функции семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. У семьи может быть столько функций, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Семья – это система социального функционирования человека. Ряд функций непосредственно вытекает из требований общества, но поскольку семья – сфера межличностных отношений, там действуют свои законы и функции. Благодаря реализации своих функций, семья сохраняет социальный, биологический и культурный смысл. Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка.

  1. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция – обеспечение биологического существования семьи пищей, жильем, одеждой и т.д.
  2. Функция первичной социализации – введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.
  3. Воспитательная функция – социализация молодого поколения, воздействие через общение, трудовую деятельность, поощрение, наказание.
  4. Рекреационная и психотерапевтическая функция – принятие члена семьи таким, какой он есть, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, обеспечение чувства защищенности .

Функция первичной социализации и воспитательная взаимосвязаны и направлены на воспитание личности ребенка.

Главная роль в осуществлении этих функций отводится семье. Далее мы рассмотрим механизмы социализации в семье – способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.

1. Механизм единства подражания, имитации, идентификации.

Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Действие этого механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями, перенимают взгляды других.

2. Механизм полоролевой идентификации.

Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения.

3. Механизм социальной оценки желаемого поведения.

Осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями и наказаниями, поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является результатом поведения

4. Конформность.

Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», то есть некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. В одном случае конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок. В другом случае конформность можно определить как способность человека сделать вид, что он согласен с группой даже тогда, когда на самом деле придерживается совсем иной точки зрения.

5. Негативизм.

Негативизм – это конформизм наоборот, стремление, во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации. Например, внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др. Мы выделили наиболее распространенные .

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладением социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится тому, как себя вести в различных ситуациях. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости,

Наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми . Семья является базисной основой социализации, важнейшим социальным институтом. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка .

Современная семья переживает серьёзные трансформации, которые требуют осмысления со стороны ученых и практиков, в результате чего создаются новые социальные теории и классификации семей по различным основаниям.

Список литературы

  1. Абшилава Э.Ф. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей гиперактивного ребенка // Наука. Мысль. 2016. № 8-1. С. 97-103.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебник для студентов педвузов. / Под ред. В.А. Сластенина. – 2 изд., доп. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 235 с.
  3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998.
  4. Краснокутская М.С. Образ идеальной семьи и пример родителей // Наука. Мысль. 2014. № 8. С. 36-38.
  5. Маджидова Д.А., Мамараимова З.Ш. Семья как важный фактор формирования здорового мировоззрения // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 738-740.
  6. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: орг. пед. и соц. помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 159 с.
  7. Российская семья: Энциклопедия. – М.: Издательство РГСУ, 2008. – 624 с.
  8. Урусова Е.А. Представления о семье как актуальный предмет исследований в современной психологической науке // «Инновационная деятельность в образовании»: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 28 ноября 2014 года, г. Нижний Новгород / под общей ред. Е.В. Быстрицкой, Е.Ю. Илалтдиновой, Р.У. Арифулиной – Н.Новгород: НГПУ им. К.Минина, 2014. – С. 426-428.
  9. Урусова Е.А. Современная семья как отражение трансформации российского общества // Наука. Мысль. – 2016. – № 11. URL: wwenews.esrae.ru/48-633
  10. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979.
  11. Целуйко М.В. Психология неблагополучной семьи. – СПб.: Питер, 2003. – 171 с.
  12. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.
  13. Янак А.Л. Тема «родительства» в зарубежных социологических исследованиях (На примере французского социологического журнала «Politiques sociales et familiales» 2009-2014 гг.) // Надежды: Сборник научных статей студентов/Научный редактор З.Х. Саралиева. Вып. 8. Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ. 2014. С. 140-150

Семья - это те люди, которых мы видим с самого начала своей жизни и до самого ее конца, это те люди, которые нас воспитывают, учат любить или ненавидеть, интересоваться миром или бояться его, доверять людям или же избегать их. И большинство проблем, в том числе и масштаба целой страны, проистекают именно оттуда. В современном обществе уже никто не удивляется, когда слышит про «семью», где родители пьющие, а дети растут на улицах - слава Богу, таких семей не большинство. Но даже в самых, казалось бы, приличных семьях иногда царят настолько дикие отношения, что нечему уже удивляться, когда видишь поведение ребенка, выросшего в такой семье.

Семью можно сравнить с клеткой. Из миллионов таких «клеток» состоит «тело» нашего общества, нашей нации, нашей культуры. В каждой такой «клетке» функционируют более мелкие частицы - молекулы. Это люди: супруги и их дети. Следовательно, от правильности функционирования молекул, от крепости или слабости их связей, характера их взаимоотношений зависит качество клетки-семьи, а от качества клетки зависит состояние и всего тела-общества, его «здоровье». Как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения.

Как и каждая клетка, семья выполняет определенные функции, закрепленные за ней обществом на протяжении истории. Если опираться на три самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений, можно заметить, что всё больше функции, роли и ценности в семье зависят от составляющих ее личностей. Таким образом, функцией семьи называется сфера жизнедеятельности семьи связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

Следует отметить, что единого перечня основных функций семьи не существует. Обычно разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов исходя из своей теории. Важно то, что речь идет об основных группах потребностей, которые может и должна реализовывать именно семья.

Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа. И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную, функцию организации досуга и отдыха.

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юститцкис отмечают, что семье принадлежат воспитательная, хозяйственно-бытовая и эмоциональная функции, а также функции духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая функция.

Некоторые авторы (А.Г. Харчев, А.И. Антонов) делят функции семьи на специфические, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности как социального явления, и неспецифические - те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи сохраняются при всех изменениях в обществе - репродуктивная (рождение), экзистенциальная (содержание), социализирующая (воспитание).

К неспецифическим функциям относятся накопление и передача собственности, статуса, организация производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, забота о здоровье и благополучие членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению «Я» каждого и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.

Исследователи едины в том, что функции семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, укреплявшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций остаются неизменными, и в этом смысле их можно назвать традиционными, меняются лишь средства их реализации.

Хозяйственно-экономическая функция связанна с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. Данная функция изменяет свое содержание с изменением и развитием способов производства благ.

Регенеративная функция связана с наследованием статуса фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных «драгоценностей», реликвий. Наиболее актуально эта функция проявлялась в периоды феодализма, когда продолжение рода, династии было необходимым.

Рекреативная функция - это обеспечение отдыха, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи.

Одной из основных функций исследователи называют репродуктивную, существующую издревле и обосновывающую существование института семьи как такового. Другими словами воспроизводство человеческого вида, продолжение рода - это главное ради чего создавалась и существовала семья и ради чего она в первую очередь существует сегодня. Потребность в детях реализовывается с выполнением данной функции.

Для роста населения необходимо, чтобы в семье было минимум трое детей - двое воспроизводят родителей, третий увеличивает численность. Традиционно крестьянские семьи в России отличались многодетностью, это было необходимо для выполнения многочисленной работы по хозяйству: уход за скотом, работа в поле и т. п. Рождение детей также поощрялось церковью - сколько Бог дал, столько и должно родиться. Естественно, что о прерывании беременности не могло быть и речи. Большое количество детей к тому же гарантировало продолжение и распространение рода. Китайские императоры, например, могли взять в жены сразу девять девушек из трех разных государств «для увеличения потомства благодаря расширению рода»

Урбанизация, сложные экономические условия не способствуют росту рождаемости, поэтому в настоящее время большинство родителей вынуждены ограничиваться рождением одного, максимум двоих детей. Теперь рождение ребенка согласуется со способностью родителей обеспечить ему достойную жизнь.

С репродуктивной тесно связанна воспитательная функция. Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка.

Воспитание имеет тесную связь с образованием, обучением и реализуется в процессе творческого овладения всеми доступными для человечества достижениями культуры, характерными для данного социально-исторического контекста. Воспитание, по определению К. М. Хоруженко, представляет собой выработку в индивиде определенных человеческих качеств и усвоение им нравственной, научно-познавательной и художественной культуры, что закономерно ориентирует личность на определенные ценности: отношение к добру, истине, красоте. Цели, содержание и организация воспитания определяются господствующими общественными отношениями и зависят от традиций, норм соответствующей культуры.

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они не равнозначны. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо проводником его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям, утверждает А. И. Захаров.

С воспитанием связано такое понятие как социализация.

Социализация - это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам, другими словами это вхождение индивида в общество и культуру (к последнему часто применяют понятие «инкультурация»). Это понятие близко к слову «воспитание», но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства. Тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

На ранних стадиях общественного развития в социализации преобладало непосредственное практическое включение ребенка в деятельность взрослых, в дальнейшем все большую роль приобретало систематическое обучение, которое может быть в течение какого-то времени вообще не связанно с производительным трудом. То есть со временем «подготовка к жизни» все больше отделяется от практического участия в ней. И в наши дни семейная социализация представляет собой с одной стороны, подготовку к будущим семейным ролям и, с другой стороны она влияет на формирование социально-компетентной, зрелой личности.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. Такая любовь называется безусловной.

Бывает что родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. Это - обусловленная любовь.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

С появлением в начале XX века психоанализа Зигмунда Фрейда периоду детства уделяется повышенное внимание, как основе в развитии личности. Его постулат о детском опыте как об определяющем факторе формирование ребенка, продолжили в своих работах такие ученые как Карен Хорни, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Эрик Эриксон и др.

Ведущее значение в данных теориях отводится необходимости удовлетворения потребностей ребенка.

Физиологические потребности - это пища, сон, физическая активность и т. д. Например, недостаточное кормление ребенка в раннем детстве может привести к такой черте как жадность или неумеренность в еде.

Потребностей в безопасности и защите более всего выражены у младенцев и маленьких детей, удовлетворение этих потребностей в семье полностью зависит от родителей. Частые родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуки. Развод делают окружение ребенка нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Именно любовь родителей к своему ребенку и друг другу является гарантом положительного развития личности.

Кроме того, достаточное удовлетворение перечисленных потребностей ребенка в раннем возрасте дает ему основания для дальнейшего полноценного развития уже во взрослом состоянии и реализации высшей потребности самореализации, которая может достигаться через творчество.

Трудно переоценить важность родительской заботы для ребенка. Американский биолог Десмонд Морис утверждает: «Ни один другой вид на земле не имеет такой огромной родительской задачи как человек - биологически родительские чувства олицетворяют наше бессмертие»

Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитывается у детей родителями, пишет польский психолог М. Земска.

Для развития личности ребенка важна вся семья и все типы семейных ролей: матери, отца, сестер, братьев. «Каждый член семейной группы создает для ребенка особый тип общения. Поэтому отсутствие любого из них расстраивает систему взаимодействий и взаимоотношений».

Мать находится с ребенком с момента его рождения, вернее будет сказать с момента зачатия, в этот период на развитие ребенка оказывает влияние отношение матери к факту беременности, отношение к самой матери со стороны окружающих. Мать выступает для ребенка как символ безопасности, надежности, которые так необходимы только что появившемуся на свет человечку. По наблюдениям исследователей важен и процесс родов и первый контакт матери и ребенка сразу после рождения. В российских деревнях было принято рожать в бане, что, возможно, помогало ребенку спокойней перенести переход из теплого, влажного маминого лона в новые для него условия. С этой же целью сейчас распространяются так называемые альтернативные роды в воде. В этом смысле современный европейский тип родов предстает в более выгодном свете (ребенка дают матери сразу, возможно присутствие мужа, возможность рожать дома), нежели роды, принимаемые «по-советскому», когда ребенка сразу же отлучают от матери, туго пеленают, и молодая мама видит своего ребенка в основном только во время кормления.

Кормление грудью - важный интимный момент, помогающий установлению более глубокого близкого контакта, основы дальнейших любящих взаимоотношений. «Безукоризненно выполняя роль кормилицы, не допуская несвоевременных отлучек и не позволяя себе увлекаться другими людьми, делами, личными интересами, мать тем самым дает младенцу возможность установления и сохранения в будущем постоянной и крепко привязанности к матери» - таково убеждение А. Фрейд. Постоянство этой привязанности, по ее мнению, будет служить крепкой основой формирования и развития в дальнейшем подобной привязанности к отцу, братьям, сестрам и, наконец, к другим людям.

В современном обществе существует предубеждение, что отец необходим только после того, как ребенок начинает говорить, самостоятельно двигаться, рассуждать, и становится уже достаточно интересен в смысле общения. Поэтому многие мужчины в первые годы жизни предпочитают самоустраниться, ожидая более «благоприятного» времени. Но уже доказано, что именно в раннем детстве (от рождения примерно до 6 лет) отец более всего необходим как мальчикам, так и девочкам. Отцам рекомендуется как можно чаще гладить ребенка, брать его на руки, разговаривать с ним, выполнять обычные процедуры ухода. Выяснено, что успешность ребенка в социуме дает, прежде всего, мужчина. Именно мужчина готовит ребенка к последующему его вхождению в общество. Это не самая простая задача, ведь насколько он сам успешен в социальном плане, настолько его пример дает возможность ребенку осваивать навыки социального взаимодействия.

Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального и психического равновесия ребенка. Распад семьи связвнный с разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду.

По мнению М. Земской, разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессии, к утрате ощущения безопасности. Многие исследователи отмечают, что потрясение, каким является для ребенка развод родителей, создает также определенные условия для его асоциального поведения.

Сама атмосфера семейных отношений влияет на ребенка, на его поведение, представление о себе, о мире. Напряженность и конфликтные ситуации несут отрицательный эффект. Дом перестает быть для ребенка опорой, теряется чувство безопасности, это может привести ребенка, особенно в подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним воздействиям. В семьях же где царит согласие родителей, дети редко сбиваются с пути.

Взаимные отношения родителей влияют на усвоение ребенком поведения, связанного с его полом, причем ребенок может присвоить себе несоответствующие его полу типы поведения. Как отмечает М. Земска в тех семьях, где матери отзываются об отцах как об очень сердечных людях, с любовью относящихся к своим детям, мальчики в играх избирают отцовскую роль. В тех же случаях когда мать критически оценивает своего мужа, мальчики избирали в игре материнскую роль.

В полной семье дети имеют возможность не только подражать родителю, но и отличаться от родителя противоположного пола. Девушке личностный образец отца помогает верить в свои силы, а в будущем - понимать мужа и сына. Мальчику же близость матери дает способность в будущем лучше понимать жену и дочь.

В традиционной русской семье с рождением ребенка к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда, в конечном счете, несло духовно-психологическую нагрузку. Любые нюансы в отношениях родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются детьми и на сознательном, и на бессознательном уровнях. Открытость или замкнутость, искренность или притворство, сочувствие или равнодушие, щедрость или скупость, доброжелательность или холодность - все попадает на весы детского восприятия, откладывается в памяти различными эмоциональными оттенками, влияя соответствующим образом на формирование личности ребенка.

У каждого человека благодарная память хранит детские впечатления от общения с бабушками и дедушками. Мир ребенка немыслим без колыбельных песенок, сказок, поучительных историй. Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делились жизненным опытом, при этом они, несомненно, вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. Да и сам дом, мебель, вещи, купленные ими или сделанные их руками, поддерживали эту атмосферу, создавали своеобразную нравственную подпитку. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью еще с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода.

Семья являет собой сложный социокультурный организм, прошедший в своем развитии стадии от «низшего» группового брака, с нерегулируемыми половыми отношениями, до моногамии, создавшей то что мы теперь называем ячейкой общества. С развитием общественных отношений и внутрисемейный уклад приобретал разнообразные формы. В зависимости от культуры, религии наблюдались и различные внутрисемейные отношения. Но во все времена семья несла на себе ответственность за выполнение определенных функций связанных как с удовлетворением личных потребностей каждого члена семьи, так и потребностей общества. Наверное, самая главная роль семьи - это воспитание полноценной духовно-нравственной личности, способной к творчеству и созиданию. И на протяжение веков именно к этому стремились большинство семей.


Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1.Семья как институт социализации ………………..……………..……5

1.1 Понятие семьи ….………………………………………… ….…………..…9

1.2 Семья как посредник между социумом и индивидом:

основные ориентации…………………………….……………………………..16

Глава 2. Кризис семьи: основные подходы ………………………….………...19

2.1 Причины возникновения кризиса, и пути преодоления его в семье…….21

2.2 Семейная психотерапия …………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы………………………………………….27

Введение

Актуальность темы заключается в том, что семья это базовый институт воспроизводства человеческих поколений, их первичной социализации, который оказывает огромное влияние на становление личности, обеспечивает качественное многообразие форм общения, взаимодействий человека в различных сферах жизнедеятельности общества. Дезорганизация этого социального института, особенно устойчивая и целенаправленная, несет реальную угрозу будущности того или иного общества, человеческой цивилизации в целом. Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Целью данной работы является изложить важную информацию о кризисах семьи в целом, как справляться с трудностями. Исходя из цели, выявлены задачи 1.изучить семью как институт социализации, 2.изучить кризис семьи, и пути выхода из него. Современная ситуация в Казахстане (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций. Проблемы казахстанской семьи выходят на поверхность, становятся заметными не только для специалистов, но и для широкого круга общественности. Уникальность семьи состоит в том, что несколько людей самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающегося десятки лет, то есть на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. Негативные тенденции, связанные с семьей как социальным институтом, проявляются в снижении роли репродуктивной функции семьи, уменьшении потребности в детях (это находит выражение в росте, малодетных семей - по данным социологов таких уже более половины), увеличении числа искусственных абортов. Растет число бесплодных супружеских пар (по данным ряда научных исследований их число достигает 15-20% к общему числу супружеских пар); увеличивается естественная убыль населения вследствие снижения рождаемости и превышения над ней смертности.

Глава 1 Семья как институт социализации

Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью. 1

Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции: биологическое воспроизводство общества (репродуктивная), воспитание и социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи, сексуальный контроль, забота о нетрудоспособных членах семьи, эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве? Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп (они, как мы уже отмечали в теме по социальной структуре общества, разновидность малых групп) достаточно наличия общих интересов. 2

Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Социальные функции семьи:

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

Воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

Воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

Хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

Духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Эмоциональная – получение психлогической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

В современных условиях все заметнее становится кризис семьи как социального института общества, пути выхода из которого пока неясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции: организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной цивилизации.

Современная демографическая ситуация требует разработки целевой программы развития брачно-семейных отношений и оптимизации процессов воспроизводства населения. Ее создание требует объединения усилий представителей различных отраслей знаний. Такая программа должна охватывать вопросы подготовки молодежи к семейной жизни, ее жилищного и экономического положения, оптимального сочетания людьми разных функций в семье, народном хозяйстве и обществе, некоторые проблемы социального обеспечения и мн. др.

Формирование и укрепление семьи – непростое дело. Семья как и вся окружающая действительность развивается через преодоление ряда противоречий объективного и субъективного характера. Среди противоречий можно назвать: сокращение рождаемости и падение прироста населения Украины, увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин, уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности, падение производительности труда в общественном и совершенно низкий уровень производительности в домашнем хозяйстве, возрастающие потребности семьи и ограничение возможности их удовлетворения и т.п., легкомысленное отношение к браку и семье, миф об особых качествах мужчины по сравнения с женщиной, забвение принципов чести, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент числа разводов.

Причины снижения рождаемости вплоть до малодетности порождены внесемейным характером индустриальной цивилизации. Они связаны с утратой семей прежде всего производственной функции, а затем и ряда других (передача опыта от родителей к детям, власти родителей над детьми, обеспечение в старости и т.п.). Ни характер труда, ни вознаграждение за труд теперь не зависят от наличия детей, ни от наличия семьи вообще. Скорее наоборот: малодетные выигрывают во всем перед многодетными.

Говоря о создании государством необходимых условий для развития семьи, важно определить главные функции и обязанности государства по отношению к семье: охрана семьи, защита от необоснованного вмешательства в ее дела.

В современных условиях охрана семьи возводится в ранг государственной политики через гарантированное право на труд каждого человека, каждой семьи. Эффективное использование трудового потенциала молодых семей один из важнейших путей современного этапа социальной политики государства. Именно подрастающее поколение практически единственный источник в государстве пополнения рабочей силы.

Не менее важным направлением укрепления семьи есть государственные меры, непосредственно направленные на стимулирование рождаемости, охраны материнства и детства, на сохранение здоровой семьи. Цель и целесообразность демографической политики состоит в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей и детей.