Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в специализированной средней группе для детей с нарушениями зрения. Разработка занятий по развитию зрительного восприятия

Программные задачи:

    Закреплять умение зрительного и тактильного обследования предметов и материалов и умение анализировать, их свойства и качества;

    Упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику;

    Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, различительные способности зрения;

    Способствовать развитию исследовательских действий и умению делать самостоятельные выводы;

    Воспитывать бережное отношение к своим вещам, умение работать в паре, доброжелательное отношение друг к другу

Оборудование: силуэтное и цветное изображение девочки, объемные детали одежды, карточки с заданиями и с разными видами ткани, «шкаф», материалы для опыта (баночка с водой, резиновые напальчники)

Ход занятия

1. Организационный момент

Обратить внимание детей на доску. (Приложение 1 )

Педагог. Посмотрите, что находится на доске? Чей это силуэт?

Ответы детей.

Педагог вывешивает на доску цветной вариант девочки. (Приложение 2 )

Педагог. Это девочка, её зовут Таня. Сегодня на занятии мы поможем Тане одеться на прогулку. Скажите, Таня сможет в такой одежде пойти гулять?

Ответы детей.

Педагог. Какую одежду, обувь, головные уборы мы одеваем на улицу осенью?

Ответы детей.

2. Основная часть

Педагог. В этом игрушечном шкафу лежит Танина одежда. (Приложение 3 ) В стенках шкафа есть прорези, нужно будет просунуть ручку и попробовать определить на ощупь, какой предмет одежды там лежит, а затем надеть на Таню. (Педагог кладет шапочку, один ребенок определяет, что находится в шкафу, открывает шкаф и достает угаданный предмет одежды)

Педагог. Надень Тане шапочку. (Приложение 4 )

Ребенок выполняет задание.

Педагог. Спасибо тебе!

Педагог раздает детям карточки с заданием.

Педагог. Давайте выполним первое задание: соедините цветные клубочки с шапочками. Какого цвета кружочки, такого цвета и клубочки. После этого выложите орнамент пуговицами на шарфике точно такой же, как на шапке. (Приложение 5 )

Дети выполняют задание.

Педагог. Наденем Тане пальто.

Ребенок выполняет задание.
Педагог раздает детям тактильные карточки, с разными видами ткани.

Педагог. Выполним второе задание.Давайте посмотрим и обязательно потрогаем образцы ткани и определим, из какого материала можно сшить осеннее пальто.

Физкультминутка

На столе стоит корзина с предметами одежды на каждого ребенка и педагога (рукавицы, шарфики, шапки)

Педагог. Подойдите ко мне, пожалуйста. Нам надо одеться на прогулку быстро и правильно, выбирайте только свою одежду. Будьте внимательны, я буду вас запутывать. У вас замерзла рука (педагог надевает шапку ). У вас замерзла голова (педагог надевает перчатки ) и т.д.

Мы одежду нашу знаем,
Очень быстро одеваем.

Педагог. Молодцы! Давайте посмотрим, что еще есть в игрушечном шкафу.

Педагог кладет в шкаф следующий предмет одежды. Ребенок определяет.

Педагог. Наденем рукавички нашей Тане.

Ребенок выполняет задание.
Педагог раскладывает на столе рукавички цветные с обеих сторон.

Педагог. Выполним третье задание.Выберите рукавички только такого цвета, какого бывают осенние листочки. Встаньте вместе у кого одинакового цвета рукавички. Положите рукавички так, чтобы одна была левая другая правая.

Дети выполняют задание.
Педагог кладет в шкаф следующий предмет одежды. Ребенок определяет.

Педагог. Наденем нашей Тане сапоги.

Ребенок выполняет задание.
Педагог ставит на стол емкость с окрашенной в голубой цвет водой, в ней плавают осенние листочки (имитация осенней лужицы)

Педагог. Из какого материала сделаны у Тани сапоги?

Дети. Резиновые.

Педагог. Почему осенью мы носим резиновую обувь?

Ответы детей.

Педагог. Давайте проверим, действительно ли резина не пропускает воду. Перед вами «осенние лужи», наденьте напальчники, опустите в воду. Теперь снимите напальчник, опустите в воду пальчик. (Приложение 6 )

Дети делают вывод.

Педагог раздает детям карточки с обувью.

Если решили пойти погулять,
Что будем на ноги мы надевать?
Туфли, ботинки, кроссовки и боты,
Валенки, кеды выберет кто-то.
Кто-то резиновые сапоги
Быстро наденет на обе ноги,
Летом наденем мы босоножки,
Будет не жарко маленьким ножкам,
А если на улицу мы не выходим,
В тапках домашних по дому мы ходим.
Знаю я: обувью мы называем
То, что на ноги мы надеваем.

Педагог. Назовите, какую обувь вы выбрали.

Дети называют.

Педагог. Посмотрите на нашу Таню. Все предметы одежды мы надели девочке? А не замерзнет ли горлышко?

Ответы детей.

Педагог. Наденем шарфик. Можно это сделаю я? Теперь Таня сможет пойти с вами на улицу?

Ответы детей.

Педагог. Давайте назовем, что мы надевали Тане. (Приложение 7 ) Что еще кроме рукавиц мы одеваем на руки?

Дети. Перчатки.

Педагог. Подойдите к шкафу, на нем альбомные листочки. Обведите свою левую руку два раза. Снимите листочки, в группе вырежьте и разукрасьте так, чтобы одна перчатка была левая другая правая.

Дети выполняют задание.

3. Подведение итога

Педагог. Молодцы! Что сегодня мы с вами делали на занятии?

Ответы детей.

Педагог. Спасибо вам за работу. Мне понравилось, как вы сегодня занимались. До свидания!

Валентина Логиновна Заречная

Цель : развивать зрительное восприятие .

Коррекционно-обучающие задачи :

Продолжать учить детей располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине и длине соблюдая правило;

Учить определять величину предмета на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов способом наложения, приложения и давая им характеристику;

Закреплять порядковый счет в пределах 10, связывая числительные с существительными;

Коррекционно-развивающие задачи :

-развивать внимание , глазомер, мелкую моторику;

-развивать навык ориентировки в микро пространстве.

Совершенствовать способность устанавливать логические связи и производить логические обобщения;

Воспитывающие задачи :

-воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля;

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира через книгу.

Оборудование :

Демонстрационный материал : плоскостные изображения лисы и журавля (русская народная сказка «Лиса и журавль» , изображения домов разного цвета и высоты;

цилиндры(10 штук) разные по толщине, но одинаковые по цвету и высоте.

Раздаточный материал : полоски одинаковой длины, но разного цвета и ширины; орехи (разного размера в количестве 7 штук) ; бусы разной длины и разного цвета (разноцветная цветная соломка для сока разрезанная на части разной длины –длина бусинок увеличивается на 0,5 см, рисунки журавля и лисы по точкам.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Организационный момент.

Ребята, давайте вспомним русскую народную сказку «Лиса и журавль» . Сначала лиса с журавлем жили дружно, они ходили друг к другу в гости. Лиса приготовила журавлю манную кашу на тарелке; а журавль приготовил лисе окрошку в кувшине. Но попробовать угощение им друг у друга не удалось, т. к. посуда с кашей и окрошкой оказались неудобные. Они остались голодными и злыми. И в конце концов они раздружились.

Но мы их на нашем занятии постараемся помирить и придумаем продолжение сказки, т. к. эта сказка о дружбе лисы и журавля. А чтобы они помирились, вы мне будете помогать. Готовы? Тогда слушайте.

Основная часть.

1. Лиса с журавлем раздружились. Журавль после ссоры перебрался от лисы в другое место, чтобы лиса его не нашла. Но лиса захотела с ним вновь подружиться и отправилась его искать. Шла она и увидела по дороге много разных домов, к которым вели разные по ширине дорожки. Лиса захотела пойти по самой узкой дорожке, но знает, как ее выбрать.

Разложите дорожки сверху вниз от самой широкой до самой узкой, соблюдая правило : «брать нужно всегда из оставшихся полосок самую широкую.

- (вызываю 1-го ребенка к доске, остальные выполняют за столами, сравниваем результаты).

Назовите ширину дорожек, начиная сверху вниз?

По какой же дорожке пойдет лиса? Какого она цвета?

2. Лиса пошла по узкой дорожке и дошла до домиков. Он были все разного цвета и разной высоты. Но в каком домике живет журавль, лиса не знает. А он живет в домике, который по высоте соответствует росту журавля.

Давайте расположим домики от самого низкого до самого высокого. (выбирать всегда самый низкий из оставшихся)

Назовите высоту домиков и цвет.

А теперь мы приложим журавля к каждому домику. В каком по счету и цвету живет журавль? (в 5 синем домике)

Лисичка нашла дом журавля.

3. Лиса несла журавлю в подарок орехи, но перед домом их рассыпала. Давайте поможем лисе их собрать. (предложить детям разложить орехи слева направо от самого маленького до самого большого). Сосчитайте орехи и назовите величину. Все собранные орехи лиса отдала журавлю, он обрадовался, напоил ее чаем. Лиса тоже пригласила журавля к себе в гости.

1 -2 - все вставайте, 3-4 - приседайте, 5-6 -повернитесь,

7-8 - улыбнитесь, 9-10 - не зевайте, свое место занимайте.

4. Продолжаем сказку.

Пошел журавль к лисе в гости и на дороге увидел кучу бревен. Из этих бревен лиса решила построить себе новый дом. Бревна были толстые и тонкие (посчитаем) . Журавль захотел разложить бревна, но не может. Давайте поможем журавлю разложить бревна по порядку слева направо от самого толстого до самого тонкого. Сравните их. Назовите их толщину (сравнивают толщину, выбирая всегда самое толстое из оставшихся) .

5. Журавль нес лисе бусы в подарок, но споткнулся через эти бревна и бусы рассыпались. У него было 10 бусинок, давайте посчитаем их, не потерялись ли бусинки (счет) .Давайте поможем собрать бусы из бусинок на ниточку слева направо от самой длинной до самой короткой. Назовите длину каждой бусинки. Мы помогли журавлю собрать бусы и теперь он их может подарить лисе. Лиса обрадовалась. И с тех пор лиса с журавлем живут дружно и по сей день.

И в конце нашего занятия мне хотелось , чтобы каждый из вас сделал для наших героев небольшой подарок-портрет. Соединив точки, вы нарисуете героя сказки.

Заключительная часть.

Молодцы, мне понравилось, как вы занимались. Лиса и журавль передали вам гостинцы и велели вам быть всегда дружными ребятами и внимательными друг к другу

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения на формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей с ЗПР Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью.

Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и.

Рунова Людмила Николаевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска».

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия «История о том как прожорливая гусеничка превратилась в красивую бабочку» ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ПРОЖОРЛИВАЯ ГУСЕНИЧКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В КРАСИВУЮ БАБОЧКУ ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Коррекционно-образовательные цели: Продолжать.

Конспект развития зрительного восприятия в младшей группе. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия во второй младшей группе «Черныш»Подготовила: Грачева Л. Ю. город Раменское МДОУ № 53.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия «Звук [Ж]» Тема: Звук «Ж» Цели: Учить детей понятию «слово». Знакомить со способом интонационного выделения звука «Ж» в словах. Ввести термин «Звук».

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия «Готовим платья к балу» с использованием технологий Цель:Цель:Расширять представления детей о сенсорных эталонах. Задачи:Задачи: 1. Расширять и конкретизировать знания детей по теме"Одежда".

Консультация для родителей «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений» «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений». Дети – это самое большое счастье для родителей. Каждые мама и папа стараются.

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия формы в старшей группе Цель: знать, называть и различать геометрические фигуры и объемные геометрические тела. Задачи: -различать и называть точным словом геометрические.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Путешествие к весне» Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия. Тема: «Путешествие к Весне» (средний.

Библиотека изображений:

Развитие зрительного гнозиса Цвет. Конспект занятия.

Автор: Светлана Владимировна Сафронова, педагог-психолог.
Место работы: МБОУ СОШ №17, городского округа-город Камышин.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для детей с ОВЗ.
Описание материала: Данный конспект может широко применяться в практике работы психологов, учителей-дефектологов специальных (коррекционных) образовательных учреждений; учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. Будет полезна родителям, которые самостоятельно готовят детей к обучению в школе.
Задачи:
развитие цветового восприятия;
закрепление представлений о цвете в слове;
развитие ассоциативно – образного мышления (умения анализировать, сравнивать цвета);
развитие эмоционально – чувственного восприятия цвета, умения выразить свои эмоциональные впечатления с помощью цвета.
Материалы к занятию: карточки Люшера, цветные полоски, цветные карточки, мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА.
Ход занятия.
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Здороваемся ладошкам и».
Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

Ребята, сегодня с утренней почтой мы получили письмо от Дюймовочки! Давайте вместе прочитаем его.
«Дорогие ребята!
Я знаю, что вы меня очень любите. Думаю, что вы все прекрасно учитесь, старательны и аккуратны. Очень рада вашим успехам!
Дорогие мои, со мной приключилась беда! Злая волшебница заколдовала меня. Теперь я не вижу цветов, весь мир для меня стал чёрно-белым, я не могу любоваться красивыми бабочками и прекрасными яркими цветами. Но злая волшебница предупредила, что если мне помогут ребята с добрым сердцем и правильно разгадают все цвета, то колдовство потеряет силу.
Прошу вас, мои хорошие, помогите мне, пожалуйста! Дюймовочка.»
Красочная фигура Дюймовочки, вырезанная из картона, спрятана на доске под черно-белыми цветами.
После каждого правильно выполненного задания убирается один цветок, тем самым, расколдовывая Дюймовочку.

Разминка. Игра «Колечки».
Кончик мизинца положить на кончик большого пальца - это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец - указательного и большого - это большое колечко. Все повторить на другой руке.
Основная часть.
Игра «Цветные полоски».
Подготовьте каждому ребёнку набор цветных полосок из 8-10 цветов. Желательно чтобы там были все цвета радуги плюс чёрный, белый, серый и коричневый. Дети должны на ваш вопрос о цвете того или иного предмета показывать цветную полоску, а не отвечать словами. Постарайтесь стимулировать детей на как можно более быстрый ответ. Будьте и вы внимательны, на некоторые вопросы может быть несколько правильных ответов. Если дети их не знают, расскажите им об этом.
Инструкция: «Посмотрите, какие я вам дам цветные полоски. Давайте поиграем, я буду называть какой-либо предмет, а вы будете полоской показывать какого цвета он, может быть. Будьте внимательны, показывать нужно быстро и правильно.
Какого цвета трава?
Какого цвета небо?
Какого цвета может быть солнце?
Какого цвета лепестки у ромашки?
Какого цвета не могут быть ёлки?
Если кошку зовут Ночка, как вы думаете какого цвета её шерсть?
Какого цвета может быть море?
Какого цвета могут быть цветы?
Какого цвета не бывают овощи?
Какого цвета может быть зайчик?
Игра «Неразлучные цвета».
Психолог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, психолог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка - лепестки белые, середина желтая, береза - ствол белый, листья зеленые и т. д.)
Упражнение «На что похоже мое настроение».
Ребята, а вы знаете, что с помощью цвета можно выразить свое настроение? Перед вами разложены карточки, посмотрите на них внимательно и скажите:
- на какой цвет похоже ваше настроение сейчас?
- на какой цвет похоже ваше настроение, когда на улице солнечная погода?
- а когда идет дождь?
- когда у вас хорошее настроение?
- а когда вам грустно?
- на какой цвет похоже ваше настроение, когда вы получаете подарки?
Сейчас вы поняли, что цвета имеют не только объекты, которые нас окружают, но и наше внутреннее состояние.
Игра «Подбери по цвету».
Цель: закреплять представления о шести цветах. Учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Ход игры: Дети, мы будем играть в игру. Правила игры такие: необходимо подобрать к каждой картинке набор карандашей соответствующих цветов.






Назовите, какие цвета вы подобрали к каждой картинке и почему.
Весёлая переменка. Ребята, сейчас я буду показывать вам разноцветные карточки. Когда покажу красную карточку – вы хлопайте в ладоши, синюю – шагайте на месте, зелёную – повороты вправо-влево. Итак, начнём.
Упражнение « Волшебные краски».
Сейчас мы с вами будем творить Волшебные краски. Вот ваш поднос со всеми необходимыми вещами (мука в стаканчиках, гуашь, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА.) Возьмите в руки стаканчик с мукой, размешайте ее руками. Какая она на ощупь? Подарите ей частичку своего тепла, и она станет теплее. Теперь добавьте соль и смешайте все пальчиками. А теперь добавим масло. Затем добавляем воду, чтобы получилась настоящая волшебная краска. Чтобы наши картины были прочными, добавим клей ПВА. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей краске цвет. Выберите себе гуашь цвет, который вам нравится, и добавьте немножко в краску. Молодцы вы изготовили настоящую волшебную краску. Это краски для всех давайте поставим их в центр стола. Сейчас мы попробуем наши волшебные краски и нарисуем волшебный сад.
Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Гладкие или с зазубринками? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное чтобы ты мог описать свой цветок.
Детям предлагается картон разного цвета, включается спокойная музыка и дети рисуют руками. Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаги, формируя огромный красивый сад. Дети называют цвета, которые есть в волшебном саду.
Обсуждение:
Что Вы чувствовали, когда выполняли работу? Что чувствуете сейчас?
Кто затрудняется нарисовать цветок, можно предложить раскраску.
Завершающая часть.
Рефлексия:
- Ребята, сегодня на уроке вам было интересно?
- Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?
- Над чем надо поработать?
Ритуал прощания.
Упражнение «Ладошки».
Психолог на свою ладонь приглашает положить ладони детей, каждый следующий участник кладет свою ладонь на ладонь предыдущего. Когда ладони участников собраны хором говорят: «До свидания!».

(Дeтeй встрeчаeт мягкая игрушка – мeдвeжонок)

- Здравствуйтe рeбята, я и мeдвeжонок очeнь рады с вами встрeтиться. Вы сeгодня здоровались друг с другом? А давайтe eщe раз поздороваeмся только нeобычным способом, хотитe узнать каким? Тогда становитeсь в круг повeрнитeсь к своeму сосeду и поздоровайтeсь ручками, спинками, носиками, обнимитe друг друга и скажитe «Привeт».

- Я сeгодня принeсла вам волшeбный фонарик, eго сила увeличиваeтся от добрых и ласковых слов. Давайтe мы будeм по кругу пeрeдавать фонарик и говорить добрыe и ласковыe слова всeм рeбятам (дeти пeрeдают фонарик, называют своё имя и комплимeнт).

Смотритe, от ваших добрых слов фонарик зажeгся.

II. Мотивационный этап.

Игра «Угадай по описанию».

Цeль: развитиe слухового и зритeльного восприятия; внимания и памяти; мышлeния и рeчи (активизация и расширeниe словарного запаса).

Рeбята, сeйчас мы с вами провeдeм с вами нeбольшую игру.

Я расскажу вам о прeдмeтe, который нарисован на пeрвой картинкe. Вы вниматeльно послушайтe и догадайтeсь, о ком или о чeм идeт рeчь:

Дикоe животноe, живeт в лeсу, большоe лохматоe, любит мeд.

Правильно, слушайтe дальшe.

Дикоe животноe, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Молодцы. А что будeт изображeно на слeдующих картинках?

Насeкомоe, с разноцвeтными крыльями, похожа на цвeток.

Транспорт, большой, тяжeлый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвeта, круглый, eго кладут в салат и в борщ.

Сладкая, малeнькая, в красивой бумажкe.

Мeняю шубку на сeрую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развeшиваю их на вeтках и храню в дуплах.

Вы правильно догадались, о каких прeдмeтах идeт рeчь.

Надeюсь, и в ходe дальнeйшeй работы вы будeтe такжe вниматeльны.

III. Практичeский этап.

Упражнeниe «Назови лишнee»

Сeйчас я буду называть группы слов. А вы должны опрeдeлить лишнee, назвать eго и объяснить, почeму вы так думаeтe.

Готовы?

  1. Тополь, бeрeза, роза, липа, осина.
  2. Стол, ковeр, крeсло, кровать, шкаф.
  3. Трeугольник, квадрат, круг, указка.
  4. Саша, Витя, Пeтров, Коля.
  5. Вeсeлый, быстрый, вкусный, осторожный, грустный.

Физкультминутка. Пластичeский этюд «Вeсёлыe чeловeчки» под музыку.

Чeловeчки в домe жили, (Показываeм крышу над головой)

Мeж собой они дружили. (Пожимаeм руки друг другу)

Звали их совсeм чудно -

Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо. (Хлопаeм в ладоши)

Удивлялись чeловeчки:

Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо! (Пожимаeм плeчами, поворачиваясь друг к другу)

Им собака шла навстрeчу (Ходьба на мeстe)

И вздыхала глубоко (Вздыхаeм)

Засмeялись чeловeчки:

Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи. (Исполняeм «пружинку»)

Хочeшь, милая собачка мы прочтeм тeбe стихи? (Наклон головы в разныe стороны)

Улыбнулась тут собака, завиляла им хвостом. (Улыбаeмся друг другу, «виляeм хвостиком»)

Долго eй стихи читали и смeялись всe потом! (Потопываeм ногами)

Вeсeлились чeловeчки и собака:

Ха-ха-ха (Потряхиваeм головой)

Вот такая получилась у нас славная игра!

Слeдующee занятиe для очeнь вниматeльных дeтeй. На магнитной доскe картина. Вниматeльно рассмотритe ee. (20 сeкунд)

А тeпeрь отвeтьтe на вопросы:

Какой прeдмeт нарисован в вeрхнeм правом углу картины?

Гдe нарисовано облако?

Что нарисовано в вeрхнeй цeнтральной части картины?

Кто изображeн в нижнeм лeвом углу картины?

Гдe находится чeрный котeнок?

Постарайтeсь запомнить всe прeдмeты, которыe нарисованы на картинe.

(чeрeз 20 сeк пeрeвeрнуть плакат)

Сколько котят нарисовано на картинe?

Какой они окраски?

Каких насeкомых вы видeли на картинкe?

Сколько цыплят нарисовано на картинe?

Какого они цвeта?

Давайтe провeрим ваши отвeты.

(плакат вновь пeрeворачивают на доскe)

Молодцы, вы были вниматeльны.

А о каких прeдмeтах мы eщe нe говорили?

Сколько цвeтков на картинкe?

Какого цвeта цвeты?

(плакат снимаeтся с доски)

А тeпeрь, рeбята, возьмитe листы бумаги и цвeтныe карандаши. В вeрхнeм лeвом углу нарисуйтe облако, в вeрхнeм правом углу – самолeт, в цeнтральной вeрхнeй части листа – солнцe.

В нижнeй части листа нарисуйтe пять цвeтков, такого жe цвeта как на картинe.

Давайтe провeрим как вы выполнили вашe заданиe.

Молодцы!

Физкультминутка (использованиe муз. композиции «Танeц малeньких утят» .

Цeль : снятиe мышeчного и психоэмоционального напряжeния, развитиe эмоциональной сфeры.

Мы отлично потрудились

И нeмного утомились.

Приготовьтeсь, всe рeбята!

Музыкальная зарядка!

(Дeти танцуют танeц «Малeньких утят»)

Игра «Поиграeм в сыщика»

Пeрeд вами листочки с разными фигурами.

- Найдитe и раскрасьтe трeугольники жeлтым цвeтом, многоугольники – синим.

Молодцы.

Игра «Найди своe счастьe».

Рeбята, пeрeд вами листочки с заданиeм. Ваша задача - найти два цвeтка с пятью лeпeстками, раскрасить их жeлтым цвeтом.

IV. Рeфлeксивный этап.

Нашe занятиe подходит к концу. Вспомнитe и расскажитe мнe и мeдвeжонку, чeм мы сeгодня занимались.

- А тeпeрь встанeм в круг, возьмeмся за руки и скажeм друг другу «Спасибо!». И, посмотритe, фонарик наш опять зажeгся, это произошло от ваших улыбок и тeплых слов.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся

Конспект занятия

по развитию зрительного восприятия

Тема: « Цветик – семицветик »

учитель-дефектолог

Альмухаметова Г.В.

Цель: развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве

Задачи.

Образовательные:

1.Формировать представление о цветах спектра, последовательности их расположения.

2.Формировать представления о тёплых и холодных цветах.

3.Закрепить знание порядкового счёта.

Развивающие:

1.Развивать восприятие величины; умение владеть способом сравнения величин предметов.

2.Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

3.Развивать умение анализировать свою деятельность.

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей; эстетическое восприятие, стимулировать любознательность, умственную и творческую активность.

2.Воспитывать аккуратность в работе.

Коррекционные:

1.Упражнять и стимулировать зрение детей, развивать прослеживающую функцию глаза, зрительное восприятие, цветовосприятие.

2. Развивать зрительно - моторную координацию, ориентировку в микроплоскости, зрительное внимание.

Методы и приёмы: беседа, вопросы к детям, демонстрация презентации, игра, работа с раздаточным материалом, штриховка, аппликация.

Материалы и оборудование: магнитофон, телевизор, компьютер, бумажные полоски разной длины и ширины оранжевого цвета, воздушный шарик, фломастеры, цветные карандаши, пластиковые бутылочки, одноразовые трубочки для коктейля, кусочки пенопласта, карточки с заданиями, клеящий карандаш, заготовки для аппликации из цветной бумаги, салфетки, цветочки на магнитах, прищепки по количеству детей, презентация, конспект занятия.

Ход занятия.

1.Послушайте отрывок сказки и скажите название? (Ребята, вы все знаете сказку В. Катаева «Цветик - семицветик».) Кто главная героиня сказки? Кто подарил волшебный цветок девочке? Какое самое последнее желание выполнила Женя, воспользовавшись последним лепестком? А вот и Цветик - семицветик, который вырос в саду у старушки-волшебницы. Но что-то в нём не так, волшебство не действует. Как вы думаете, что не так? (Правильно, лепестки белого цвета) Они окрасятся в нужные цвета, только если вы выполните все задания, которые я вам приготовила. Тогда мы с вами и девочка Женя сможем загадать желания, которые обязательно исполнятся! Согласны? Тогда начинаем работать!

Ответьте на вопросы.

Почему Волшебный цветок называется «Цветик – семицветик»? (У него 7 разноцветных лепестков). А что ещё бывает по семь? (Цвета у радуги, семь дней в недели, семь гномов, семеро козлят) Назовите цвета радуги? Какие цвета в радуге тёплые? Холодные? Какой первый цвет у радуги? (Красный) А у Цветика - семицветика какой первый лепесток?

(Правильно, тоже красный). Вот и окрасился первый лепесток.

2.Дидактическое упражнение «Сравни полоски».

Перед вами полоски из бумаги. Чем они похожи (Они все одинаковые по форме (прямоугольник) и по цвету (оранжевые) Чем отличаются полоски? (По ширине, длине). Выложите полоски сверху вниз от самой широкой до самой узкой. А теперь слева направо от самой длинной до самой короткой. Проверьте, правильно вы выложили?

Какой лепесток сейчас окрасится, как вы думаете? (Правильно, оранжевый )

А теперь отгадайте загадку, но вслух ответ не произносите.

Твой хвостик я в руке держал.

Ты полетел - я побежал. (Воздушный шарик.)

Ваша задача - найти отгадку в запутанном рисунке, обвести ее фломастером такого же цвета, как третий цвет радуги. Обводим отгадку по контуру, не отрывая фломастера от листа бумаги и не заходя за контур.

Какую фигуру обвели? Каким цветом обводили? Почему жёлтым? Мы выполнили задание, и окрасился третий лепесток. Какого цвета? (Правильно, жёлтого). Давайте проверим, какой он по счёту? Первый – красный, второй – оранжевый, третий – жёлтый. Какой по счёту жёлтый лепесток?

И у меня есть жёлтый шарик.

3.Выполним гимнастику для глаз. «Веселая неделька»

Встаньте прямо, голову не поворачивайте. Работают только глаза.

Всю неделю по порядку

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят - на траву -

И обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх, опустить их вниз, голова неподвижна.)

Во вторник часики-глаза

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо -

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.

В среду в жмурки мы играем -

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем -

Так игру мы продолжаем.

Эти упражнения снимают глаз­ ное напряжение.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали,

Глазки рассмотреть должны.

(Поднести палец к глазам на рас­стояние 25-30 см. Сфокусировать взгляд на кончике пальца, затем опустить руку. Повторить 4 раза.)

Это упражнение укрепляет мышцы глаз и улучшает их ко­ординацию.

В пятницу мы тоже не зевали -

Глазками своими повращали.

Остановку сделали - отдохнули

И в другую сторону повернули.

(Посмотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)

Эти упражнения совершен­ ствуют сложные движения глаз.

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть в верхний правый

Это упражнение совершенствует сложные движения глаз.

В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись,

Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, помассировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко - от наруж­ного края к носу, затем наоборот.)

Это упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообра­ щение.

Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!

«Подул ветер, шарик улетел» (бросаю в сторону)

В какую сторону он улетел? Правильно, вправо (влево). Заштрихуйте шарики, летящие вправо, таким цветом, каким будет следующий лепесток. Штриховать надо сверху вниз, сохраняя одинаковое расстояние между линиями, за контур не выходить.

А у нашего волшебного цветка появился ещё один лепесток. Какого он цвета? (Правильно, зеленого) Который по счету? (Зеленый, четвертый.)

4.Пальчиковая гимнастика с прищепкой.

Наши пальчики рисовали и немножечко устали. Поиграем с ними. Предлагаю прикрепить прищепки в соответствии с цветом лепестка

Дети, назовите следующий цвет лепестка? (Правильно синего ). Вот и следующий лепесток окрасился в синий цвет. Давайте посчитаем, который он по счёту?

Физкультминутка.

Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука, будем мышцы разминать!

(Руки к плечам, вращение вперёд и назад)

А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.

(Вращение головой в стороны)

А теперь мы приседаем и колени разминаем.

Ноги до конца сгибать!

Раз-два-три-четыре-пятъ. (Приседания)

Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем. (Ходьба на месте)

Вот и последний фиолетовый лепесток цветика - семицветика. Давайте ещё раз назовём все его лепестки.

А я предлагаю вам, ребята, сделать свой цветик - семицветик. Для этого давайте пройдём все к столам, где у вас всё готово к работе над аппликацией. Рамочки для наших работ мы сделали заранее. Вам необходимо приклеить готовые лепестки нашего цветка в правильном порядке.

Все задания выполнены, и волшебство к цветку вернулось. Можете загадать желания, которые обязательно исполнятся.

Итог.

Дети, что мы сегодня на занятии делали? Какие задания выполняли? Кому что понравилось? Какое задание показалось трудным?

Если у вас, ребята хорошее настроение, если у вас всё получилось и вы не испытали трудностей на занятии, возьмите красный цветок и прикрепите его на магнитную доску. А если у вас не всё получилось и у вас плохое настроение, то прикрепите на доску жёлтый цветок.