Методическая копилка "сказки-шумелки" на музыкальных занятиях. Сказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игр

Сказки-шумелки - ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

Дошколята

Екатерина Железнова


Сказки-шумелки


В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые нами сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))

Сказки-шумелки

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

* Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

* Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

* Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

* Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

* Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

* Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

* Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

* Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

* Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.

* Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

* Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

* Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

* Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

* Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

* Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

* Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

* Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

* Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ


Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ


Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))

3. ЗИМА В ЛЕСУ

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.
ТРЕЩОТКА

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.
ЛОЖКИ

И вот с неба стали падать снежинки.
МЕТАЛЛОФОН

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.
Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ
У всех было много еды. Белки грызли орешки,
КСИЛОФОН

Мышки грызли зёрнышки
ТОН - БЛОК (рубель)
РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)

В лесу шумел холодный зимний ветер.
ДУТЬ

Но белочкам было тепло в гнёздах
ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.
ПИЩАТЬ

4. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА

Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.
КОЛОКОЛЬЧИК

Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.
ДУТЬ В БУТЫЛКУ

Напугать меня хочет! – сказала лисичка.
А я её сейчас утоплю!
Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду.
ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ?

Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.
КАСТАНЬЕТЫ??

Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан.
- Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка.
Посижу - ка я на ней, отдохну.
Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост!
ТАРЕЛКА

Уж лисичка его царапала – царапала,
ПЛАСТИК БАРАБАНА

стучала – стучала…
СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ

Еле вырвалась!
И скорей домой побежала.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ

Дошкольное детство - пора игр и активного изучения окружающей действительности. Собственно, во многом именно через игры дошколята эту самую действительность и познают.

  • Игры позволяют знакомить карапузов с буквами и цифрами, с формой и цветом.
  • Они учат дружить, фантазировать, творить.
  • Помогают развивать речь, физические способности и музыкальный слух.

Особый восторг у малышей вызывают шумные развлечения: всё, что связано с топаньем, хлопаньем, стуками, кричалками и шепталками. В общем, извлечение звуков всевозможными способами - занятие очень увлекательное. Но и польза его для развития дошкольника огромна. Как раз об этом наш новый материал.

Польза шумелок

Игры-шумелки - это разыгрываемые с детьми истории: стишки, сказки, сценки. Они сопровождаются шумовым оформлением различного типа. Их часто используют воспитатели и музыкальные работники в детском саду или в развивающих центрах, но ничто не мешает провести такое занятие дома своими силами. Главное - понять, как это устроено, для чего оно нужно и, конечно, найти или придумать несколько историй, подходящих для шумелок.

При умелом обращении игры-шумелки - эффективный инструмент развития дошкольника. Почему? Рассказываем:

  • Потопать за мышку можно пальчиками, а вот за слона придётся топать кулачками. Можно постучать по стеклянной банке, а если этой же палочкой постучать по картонной коробке, то звук получится совсем иным. Шумелки учат приёмам извлечения звуков.
  • Для игр можно использовать собственное тело (шепчем, поём, стучим, хлопаем в ладоши), подручные материалы или специализированный инвентарь: колокольчики, треугольники, молотки-пищалки, бубны и барабаны… Ребёнку предстоит увлекательное знакомство с шумовыми музыкальными инструментами.
  • Чтобы играть по правилам, придётся дифференцировать звуки по разным критериям: громкости, тональности, длительности звучания. Это отлично развивает слух.
  • Чтобы вовремя издать нужный звук, надо внимательно следить за происходящим (произносимым), что превосходно тренирует память, внимательность и усидчивость.
  • Когда заготовленные истории наскучат, можно придумывать сказки самостоятельно, а это не что иное, как развитие творческого потенциала.
  • Разыгрывая сценки для шумелок, дитя проводит время с родителями. А повод побыть вместе никогда не может быть лишним.
  • Пригласите в свои шумные забавы друзей своего малыша. Игра станет интереснее, а ребёнок получит дополнительные баллы к своим коммуникативным способностям.

Как играть в шумелки

Шуметь, конечно, просто (вот не шуметь порой непросто, уж простите за каламбур J). Но шуметь с пользой - дело другое. Хотя, как вы сейчас убедитесь, и тут нет ну совершенно ничего сложного.

  1. Запаситесь инвентарём: инструментами и бытовыми предметами, способными издавать разнообразные звуки. К примеру, надутый шарик забавно скрипит, бумага шелестит, а пакет шуршит. К игре можно приспособить многое: деревянные ложки, расчёску, молнии и липучку, посудку пластмассовую и обычную вашу посуду…
  2. Подберите истории, которые будут соответствовать возрасту и интересам ребёнка, но при этом удобны для звукового оформления.
  3. Большое значение имеет атмосфера. Крайне желательно, чтобы все посторонние звуки были сведены к минимуму. Можно украсить комнату для занятий (читай: продумать декорации) и себя с ребёнком (то есть придумать сценические костюмы).
  4. Почётная роль чтеца отводится взрослому. Используйте свою артистичность, чтобы сделать сказку-шумелку максимально интересной. Не забывайте выдерживать паузы, подкреплять свои слова мимикой и жестами.
  5. Шумовые эффекты должны органично дополнять текст, заполняя предусмотрительно оставленные паузы. Маленьким детям можно и даже нужно подсказывать, когда, чем и как шуметь. Ребятам постарше предлагайте искать звуковые решения самостоятельно.
  6. Конечно, важно правильно выбрать время для игры. Малыш должен быть бодр и весел. К тому же учитывайте, что шумные развлечения будоражат детей, а потому не планируйте их непосредственно перед отходом ко сну.

Готовы? Поиграем!

«На вокзале»

  • Когда к станции приближается поезд, необходимо оповестить всех, чтобы были внимательны и осторожны.

Колокольчик или треугольник.

  • Поезд едет издалека. Сначала мы его еле-еле слышим.

Тихий звук, имитирующий стук колёс (барабан, стук по плотной коробке или доске).

  • Но постепенно гул нарастает.

Стук становится громче.

  • И вот наконец поезд приехал.

Ребёнок кричит: «Ту-туууу».

  • Он высадил всех, кто прибыл на место. Собрал новых пассажиров. И отправился дальше.

Имитирующий стук колёс звук сначала громкий, но становится всё тише и тише.

«Весенняя прогулка»

  • Однажды Танечка с мамой пошли гулять.

Шаги.

  • Дело было весной, когда распустились цветы и повсюду щебетали птички.

«Птичек» могут исполнить детская свиристелка, металлофон, треугольник…

Громкие и медленные шаги.

  • Она позвала дочку, и Танечка тоже подошла к цветку.

Тихие и быстрые шаги.

  • А там, в цветке, сидела самая настоящая пчела.

«Жжжжжж».

  • Но Танечка даже ни капельки не испугалась. Потому что пчёл она перестала бояться ещё в два годика. Тем более от пчёлки девочку отвлёк шорох в траве.

Пошелестеть бумагой.

  • Ну надо же! - восклинула мама. - Смотри-ка, Татьяна: тут ёжик.

Фыр-фыр-фыр.

  • Довольные прогулкой, мама с Танечкой отправились домой.

Шаги.

  • По дороге они ещё встретили дятла.

Постучать по дощечке.

  • Но это уже другая история. А пока - конец!

Удар по треугольнику (гонг).

«Парочки»

А ещё можно предложить ребёнку простые игры-шумелки, в которых главная задача звукового оформителя - быстро ориентироваться в предлагаемых понятиях. Суть задания проста: звук издаётся одним способом (хлопаем ладошками по коленям, или топаем ножками, или стучим по дощечке - неважно). Но варьируем его ритм и громкость.

Например, парочка «Мамы и детки». Вы называете взрослых животных и детёнышей, а малыш стучит либо частыми «шажками», либо редкими.

  • Вот пошла слониха-мама.

Медленно.

  • А за ней - её слонёнок.

Быстро.

  • Прошла рядом мама-кошка.

Медленно.

  • А за ней - её котёнок.

Быстро.

  • Пробежал смешной щеночек.

Быстро.

  • А навстречу - папа-пёс.

Медленно.

  • А за ним собака-мама.

Медленно.

  • Собака-бабушка.

Медленно.

  • И маленький братишка-щенок.

Быстро.

Или шумелка-парочка «Далеко-близко»:

  • Далеко проехал трактор.

Тихо.

  • Близко проскочил трамвай.

Громко.

  • Далеко прошёл автобус.

Тихо.

  • А поближе - грузовик.

Громко.

  • А поближе - мотоцикл.
  • И подальше - мотоцикл.

Ещё тише.

«Парочки» прекрасно развивают внимательность, а если играть, что называется, от души, то забава получается невероятно весёлой. Попробуйте и убедитесь лично!

Счастливого, творческого вам родительства! До новых встреч!

Картотека

СКАЗКИ - ШУМЕЛКИ

Использованиеметодики Е. и С Железновых на музыкальныхзанятиях,

на праздничных выступлениях

На основе материалов можно устраивать мини- музыкальные спектакли для детей младшего дошкольного возраста, что учит слушать других, уступать,сопереживать и взаимодействовать.

Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
С помощью занимательных сказок – шумелок, дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания: громкость,продолжительность, тембр, ритм.Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании.
ВЫБОР ТЕКСТА
1.Выбирая текст, учитывайте насколько он подходят детям по сложности и объёму.
2. Определите, какую педагогическую ценность имеет выбранный текст цели и задачи очередного занятия.
3. Определите заранее смысловые акценты и паузы.
ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ
1. Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Сделайте соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
2. Решите и, при необходимости, укажите в тексте, как именно следует играть в каждом случае: приём звукоизвлечения, громкость, продолжительность.
3. Решите, на каком инструменте будет играть ребёнок: первое время лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Сказочки или истории должны быть выучены взрослым почти наизусть. Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах. Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой. Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов,подберите для игры подходящие звучащие предметы. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей дошкольников, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно,выдерживайте паузы. Во время рассказа чаще глядите детям в глаза. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ. Побуждайте детей к игре на инструментах.Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка. Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу,идеи детей. Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, ас 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов. Возможно также музицирование детей без помощи взрослых.

Музыкальное сопровождение к сказкам – шумелкам

Е. и С. Железновых

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
Грызли зёрнышки

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ) А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер. (ДУЕМ В БУТЫЛКУ) Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках. (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ)

2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ) Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро ) Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ О ПАЛОЧКУ) Бросился заяц бежать. Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ) Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - быстро) А на берегу, лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду. (ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ) Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так, и смело поскакал обратно в лес. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ - медленно)

3. ЛИСА И РЫБА
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит,бубенчиком звенит. (БУБЕНЦЫ) Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» - Бросил он лису в сани (БАРАБАН) а сам пошёл впереди (ШЛЕПКИ ПО КОЛЕНЯМ) Лошадка бежит, колокольчиком звенит (БУБЕНЦЫ) А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке (КСИЛОФОН ГЛИССАНДО) Выбросила всю рыбку и сама убежала

4. ЗИМА В ЛЕСУ Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму. (ТРЕЩОТКА) Белочки прыгали по веткам, собирая орешки. (ЛОЖКИ) И вот с неба стали падать снежинки. (МЕТАЛЛОФОН) Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок. (ТРЕУГОЛЬНИК) Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях. Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы. (ШУРШАТЬ БУМАГОЙ) У всех было много еды. Белки грызли орешки, (КСИЛОФОН) Мышки грызли зёрнышки (РУБЕЛЬ) В лесу шумел холодный зимний ветер. (ДУТЬ) Но белочкам было тепло в гнёздах, (ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ) И мышкам было хорошо в своих маленьких норках. (ПИЩАТЬ)

5. ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА
Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.
(КОЛОКОЛЬЧИК)
Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка.
Не возьму тебя!
И побежала лисичка дальше.
(ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКОМ)
Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.
(ДУТЬ В БУТЫЛОЧКУ)
- Напугать меня хочет! – сказала лисичка.
А я её сейчас утоплю!
Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке (БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ) Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду. (« БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ- БУЛЬ») Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала. (КОЛОКОЛЬЧИКИ) Бежит лисичка, бежит и вдруг видит – а на дороге капкан. - Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка. Посижу - ка я на ней, отдохну. Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост! (ТАРЕЛКА) Уж лисичка его царапала – царапала, (СКРЕСТИ ПО БАРАБАНУ) стучала – стучала. (СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ) Еле вырвалась! И скорей домой побежала. (БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)

Сказки-шумелки как инновационная форма музыкально-ритмических игр.

Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

В нашем детском саду мы работаем с такими сказками на отдельных развивающих занятиях «Здравствуй сказка!». Занятия проводятся раз в неделю для детей младшей и средней группы детского сада.

Такие Занятия предполагают решение целого ряда актуальных задач художественно-эстетического развития:

    формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;

    пробуждение интереса к творческому музицированию;

    развитие музыкальных способностей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха);

    развитие коллективных навыков игры;

    формирование художественного вкуса.

Алгоритм работы со сказкой:

    Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.

    Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

    Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.

    Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

    Озвучивание сказки.

Для таких сказок предполагается использование шумовых инструментов и различных звуков

Что же такое шумовые инструменты?

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.,

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:

    барабаны

  • треугольник

    кастаньеты и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

пластиковые банки с рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, целлофан.

Важно знать методику рассказывания сказки-шумелки

Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.

Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.

Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы в тексте.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным.

А сейчас мы сами попробуем озвучить небольшую сказку…

Называется она «Заяц-трусишка»

Сначала я расскажу вам эту сказку а потом будем её озвучивать.

Инструменты: пакет, барабан, коробочка, платочек, ксилофон.

Жил-был заяц трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трех шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ) (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенек отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ по КОРОБОЧКЕ)

Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльям как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ ТКАНЬ) и говорим звук УХ УХ

Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ)

А на берегу лягушки сидели. И громко квакали. КВА КВА
Увидели они зайца – и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛИФОНУ)

Тут заяц остановился и говорит:
А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ) (медленно)

Воспитатель может использовать такую сказку в качестве динамических пауз.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки.