Материал (средняя группа) на тему: Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"

Цель: 1. Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического

Комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности.

2.Установление сотрудничества детского сада и семьи по проблеме укрепления

Психологического здоровья.

Задача:

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

Способствовать созданию эмоционально- благоприятной семейной атмосферы.

Ход мероприятия:

1.Приветствие

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать на собрании, тема которого «Эмоциональное благополучие ребёнка».

По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. Поэтому мы, сегодня поговорим о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья.

2. Упражнение «Улыбайтесь! »

Воспитатель. Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. А внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.

3. Лекция «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

Наличии чувства доверия к миру;

Способности проявлять гуманные чувства;

Способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

Наличии положительных эмоций и чувства юмора;

Способности и потребности в телесном контакте;

Чувстве удивления;

Вариативности поведения;

Способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

Способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

Способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Иван Александрович Ильин писал:

« ... Семья - первичное лоно человеческой культуры... Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».

Т.е.- родители, являются составляющей первую общественную среду ребенка, играют существеннейшую роль в его жизни.

И если в первые годы любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все более выполняет функцию поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.
При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут ногти, крутят волосы.

4.Анализ и обсуждение результатов анкетирования: «Эмоциональное развитие ребенка»

(приложение1)

5. Причины нарушения эмоционального благополучия детей.

После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей. (приложение 2)

6. Упражнение «Сердце»

Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из перечисленных выше причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка.

Если причина: одна – сердечко зеленого цвета;

Две и более – сердечко синего цвета;

Нет ни одной – сердечко красного цвета.

Родители выбирают сердечко определенного цвета и прикрепляют к большому сердцу, висящему на доске.

Все эти негативные факторы пораждают изменения в эмоциональной сфере. Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.

7.Советы родителям «Ромашка нежности» (приложение 3)

Цель: создание условий психологического комфорта ребенку в семье.

Родителям предлагают сорвать один из лепестков ромашки и зачитать совет по созданию условий психологического комфорта ребенку в семье.

8. “Психологическая зарядка”.

Родителям предлагается выполнить определенные движения, если они согласны с данными высказываниями:

Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.

Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия – кивните головой.

Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.

Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.

Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.

9. Наказание- одна из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка в семье.

Как вы думаете, наказание детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка? (ответы родителей)

10. Дискуссия

Наказание происходит потому что?

Мне приходится наказывать ребенка, когда он?

Мне хочется ответить словами известного российского психолога Владимира Левина, который написал семь правил для всех – «Наказывая, подумай: «За чем?»
1.Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

2.Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте. Никаких наказаний для «профилактике», «на всякий случай»!
3. За один раз – одно! Даже если проступков совершенно множество, наказание может быть только одно – за все сразу, а не по одному – за каждый проступок.
4.Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. О старых грехах ни слова.
6. Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
7.Ребенок не должен бояться наказания, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения:

1.Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2.Как можно чаще улыбайтесь своему ребенку!

3.Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, когда мама жестами коснется его.

4. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.
5. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

1 2.Эмоционально благополучный ребенок это (приложение 4)

13. Упражнение «Пожелание»

Участники на листе пишут пожелания, затем все складывается в одну коробочку и каждый по берет и читает.

На этом наша встреча подходит к концу и я хотела бы пожелать вам:

«Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения и ваши дети вырастут спокойными и, уравновешенными – психологически здоровыми.»

1.Упражнение «Приветствие»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, настрой группы на работу.

Передавая по кругу мяч, улыбнитесь друг другу и поприветствуйте.

1. Лекция на тему: «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает» Так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появляются у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с родителями.

Ребенку с момента рождения необходимо не только уход и питание, но и общение. Если ребенок лишен постоянного контакта со взрослыми, он плохо развивается не только психически, но физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Общение взрослого и ребенка происходит через взгляды, слова и прикосновения.

Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства.(все что творится у нас в душе- отражается в глазах) Ведь не зря говорят «Глаза – зеркало души»

Слово , как и взгляд, имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.

«Слово»

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.

2.Анкета «Эмоциональное развитие ребёнка» (приложение 1)

3. Советы родителям: «10 ключей успешного воспитания»

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами ; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки.

Спрашивайте себя так: – Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку . А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого . Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

4.Анкета «Какой вы воспитатель?» (приложение1)

5.Рефлексия.

Упражнение «Сердечко»



СОДЕРЖАНИЕ 1. Изречения о семье 2. Введение 3. Что такое эмоциональное благополучие 4. Признаки эмоционально благополучного ребенка 5. Факторы влияющие на гармонию семейных отношений 6. Условия эффективности поведения взрослых для создания психологического комфорта ребенку в семье 7. Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы 8. Цитата для родителей


«... Семья - первичное лоно человеческой культуры... Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».


Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка: наличии чувства доверия к миру; способности проявлять гуманные чувства; способности сопереживать и чувствовать состояние другого; наличии положительных эмоций и чувства юмора; способности и потребности в телесном контакте; чувстве удивления; вариативности поведения; способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества; способности к положительному подкреплению себя и собственных действий; способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.


ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ? Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.






УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕКСКОГО КОМФОРТА РЕБЕНКУ В СЕМЬЕ принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств; создание в семье атмосферы положительных эмоций; создание в семье атмосферы безопасности для ребенка; поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка); в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления); включенный в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРЕЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМАСФЕРЫ 1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. 2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите. 3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой. 4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п. 5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни. 6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. СОЗДАЙТЕ В СЕМЬЕ АТМОСФЕРУ РАДОСТИ, ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ


ЦИТАТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ У каждого ребенка должно быть счастливое и спокойное детство, защищенное от бед и невзгод. Если детям хорошо в семье, если они чувствуют со стороны родителей понимание и поддержку, они обязательно вырастут достойными, хорошими и добрыми людьми.

(анкета)

Подготовила и провела: воспитатель

первой квалификационной

Ярославль, 2016

Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.

Задачи:

Форма проведения: круглый стол

Участники: воспитатели, родители.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!».

3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

4. Игра с мячом «Добрые слова».

5. Советы для родителей «Минуты нежности».

6. Тестирование «Какой Вы родитель?».

7. Обсуждение результатов домашнего задания.

8. Тренинг.

9. Заключительная часть.

Ход мероприятия

I. Предварительный этап

1. Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального развития ребенка»

2. Оформление папки «Детские неврозы».

3. Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.

II. Организационный этап

На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зеленого, синего, черного и красного цветов); приготовлены картинки для игр и тестов; столы и стулья расставлены по кругу.

III . Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления его здоровья.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает» Так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появляются у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с родителями.

Ребенку с момента рождения необходимо не только уход и питание, но и общение. Если ребенок лишен постоянного контакта со взрослыми, он плохо развивается не только психически, но физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Общение взрослого и ребенка происходит через взгляды, слова и прикосновения.

Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства.(все что творится у нас в душе- отражается в глазах) Ведь не зря говорят «Глаза - зеркало души»

Слово , как и взгляд, имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.

«Слово»

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 - для поддержки и 15 - для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.

IV. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! Именно такое, а не «казенное» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат - появление неврозов.

Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей.)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.

V. Анализ и обсуждение результатов анкетирования

Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребенка. После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.

Результаты (в %) представляются в наглядной форме.

Вывешивается плакат.

Причины:

  • Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.
  • Нарушение режима дня.
  • Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).
  • Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.
  • Неблагополучное положение в семье.
  • Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.
  • Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.
  • Снижение двигательной активности.
  • Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Все это порождает изменения в эмоциональной сфере. Известный психолог Л.С. Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребенка? Если есть один фактор, возьмите зеленое сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два - приколите синее сердечко. Если три и более — приколите черное сердечко.

Красное сердечко возьмет тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребенка.

Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, все ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребенка.

VI. Игра с мячом «Добрые слова»

Родители поочередно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребенка.

Родительская любовь и ласка нужны не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Ребенку нужны и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Хотя, конечно, шумные и подвижные игры можно проводить только после пробуждения ребенка, а не на ночь глядя.

Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждет возможности поцеловать свою маму. Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, это происходит потому, что поцелуй — это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребенка — чтобы быстрее зажила.

Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов ее выражения.

VII. Советы для родителей «Минуты нежности»

Предложите родителям сначала привести примеры из семейного опыта. Затем им нужно сорвать лепесток у ромашки и зачитать совет.

Советы родителям: «10 ключей успешного воспитания»

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами ; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки.

Спрашивайте себя так: - Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку . А для этого в следующий раз, когда он забудет положить сушить варежки, не спешите отчитывать - он обидится, и урок не пойдет впрок. Пусть он попробует одеть сырые варежки и пойти в них домой. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда у него войдет в привычку сушить варежки после прогулки, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились - вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого . Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

VIII. Тестирование «Какой Вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения? Ответьте да или нет.

1. Какой ты у меня молодец!

2. Ты способный, у тебя все получится.

3. Ты невыносим!

4. У всех дети, как дети, а у меня...

5. Ты мой помощник.

6. Вечно у тебя все не так.

7. Сколько раз тебе повторять?

8. Какой ты сообразительный!

9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!

10. Как ты считаешь?

11. Ты полностью распустился!

12. Познакомь меня со своими друзьями.

13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.

14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов. Если Вы употребляете выражения 1. 2, 5, 8, 10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитайте себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.

7—8 баллов — между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9—10 баллов — Ваше настроение в общении с ребенком носит, непоследовательный характер и больше зависит от случайны" обстоятельств.

11—12баллов — Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

IX. Обсуждение результатов домашнего задания

Теперь перейдем к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми, на тему «Моя семья».

— Расскажите, какое участие ребенок принимал в рисовании.

— Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?

— Какое у него при этом было настроение?

— Сколько времени вы потратили на выполнение задания?

Выступления двух-трех родителей.

X. Тренинг

1. Игра «Страхи в домиках»

Когда ребенок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребенка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится. Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках».

Перед вами два домика — черный и зеленый. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где — нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

Детские страхи

  1. смерть (дети осознают конечность жизни);
  2. страшные сны;
  3. нападение бандитов;
  4. огонь и пожар;
  5. природные стихии;
  6. ядовитые змеи;
  7. страх сказочных персонажей;
  8. высота;
  9. кровь;
  10. уколы;
  11. боль;
  12. неожиданные звуки;
  13. темнота;
  14. замкнутое и открытое пространство;
  15. врачи;
  16. одиночество.

На самом деле это тест, который вы можете провести дома с ребенком и выявить, чего он боится.

По окончании игры педагог раздает родителям списки перечисленных страхов .

2. Динамическая пауза

1. Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:

а) любят поспать;

б) любят сладкое.

2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:

а) любят работать на даче;

б) любят делать заготовки на зиму.

3. Выходят в круг и танцуют родители, которые:

а) любят тратить деньги;

б) любят путешествовать.

XI. Заключительная часть

Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведенному собранию.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.

В заключение родителям выдается памятка

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника

4 года

Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:

Способен к сотрудничеству со сверстниками;

Способен усвоить правила очередности;

Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Напоминает поведение ребенка более младшего возраста. (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении.)

5 лет

Ведет себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:

Соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

  1. “Эмоциональное неблагополучие детей и его причины”

Цель: Укрепление сотрудничества педагогов группы и родителей по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Задачи:

Разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья;

Пробудить желание увидеть проблемы своего ребенка;

Привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами с целью устранения выявленных проблем, к активному участию в образовательном процессе детей;

Создать условия для обмена семейным опытом.

План собрания:

Диагностика эмоционального состояния родителей с использованием восьмицветной гаммы

Беседа «Что такое - эмоциональное благополучие ребенка»

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

Беседа «Проявления эмоционального неблагополучия у детей»

Дискуссия «Причины эмоционального неблагополучия»

Определение путей решения выявленных проблем

Итог, разное

Ход собрания

- Закройте глаза и представьте, какого цвета у вас настроение. Теперь откройте глаза и краской такого же цвета или наиболее подходящего закрасьте бусинку в наших бусах (Приложение 1)

2. Беседа «Что такое - эмоциональное благополучие ребенка»

Программой ДОУ одной из важнейших задач определена - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребенка

Что же такое здоровье? (Ответы родителей)

По уставу ВОЗ , «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Что касается физического здоровья, то его значимости всегда придавали значение. Существует огромное множество различных услуг, идей и людей, рассказывающих нам о том, как о нем заботиться. Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур и эмоционального благополучия.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

- Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? (высказывания родителей)

На сегодняшнем собрании мы и поговорим о такой серьезной теме, как “Эмоциональное благополучие ребенка”.

3.

Вернемся к результатам нашего цветового теста. Что говорят оценочные результаты о вашем эмоциональном благополучии? (интерпретация теста)

А вот бусы нарисованные вашими детьми, давайте сравним цветовую гамму. (Обсуждение результатов теста детей)

Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка.

- Вы знаете своих детей, считаете ли вы, что ваш ребенок испытывает эмоциональное напряжение? (высказывания родителей)

Предлагаем вам проверить свои наблюдения заполнив Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову (Приложение 2) (родители заполняют тест и подсчитывают результаты)

4. Беседа «Проявления эмоционального неблагополучия у детей»

- Как же ваши дети проявляют свое неблагополучие в эмоциях? В чем это проявляется? Давайте подумаем?

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера. Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность.

Мы подготовили для вас небольшие видеозарисовки из жизни группы в течение дня (просмотр видеозаписей осуществления режимных моментов и НОД). Взгляните на своих детей со стороны, ведь часто ребенок с родителями ведет себя по иному.

Добавлю лишь, что условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой - в особенностях внутреннего мира ребенка (Приложение 3).

5. Дискуссия «Причины эмоционального неблагополучия»

Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?(Высказывания родителей, запись на доске)

1. Нарушение режима дня

2. Несогласованность требований к ребенку

3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту

4. Изобилие информации

5. Неблагополучное состояние в семье

6. Определение путей решения выявленных проблем

Что же необходимо предпринять родителям, чтобы устранить выявленное эмоциональное неблагополучие ребенка? (высказывания родителей, педагог наталкивает родителей на необходимость устранения причин)

В первую очередь определить причину нарушения. Для этого возможно необходимо обратиться к специалисту: психологу, психотерапевту.

Чем может помочь специалист?
Специалист может помочь родителям определить причины эмоционального неблагополучия ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.

В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу эмоциональных нарушений необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. В нашей группе про каждого ребенка можно сказать, что он не здоров. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. В таком случае правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и осложнений.

Выступление директора детского оздоровительного развивающего центра «Капитошка» о программе тренинговой работы по коррекции эмоциональной сферы.

7. Итог, разное

Сегодня мы с вами говорили о том, что здоровье ребенка зависит не только от правильного питания, разумного режима дня и зарядки. Раскрыв значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья, мы неизменно приходим к выводу о том, что лишь совместными усилиями мы сможем решить эту непростую задачу.

Эмоциональное здоровье крайне важно для нашего благополучия, оно во многом определяет и степень удовлетворенности жизнью и даже успешность.

Эмоциональное здоровье, это что-то большее, чем просто отсутствие психических расстройств. Это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Эмоционально здоровые люди уверены в себе и в самом деле довольны тем, кто они есть. Они имеют хорошее чувство собственного достоинства и веру в себя. Они ценят свое собственное мнение о себе гораздо больше, чем мнение кого-то другого. Они способны хорошо управляться со своим стрессом или имеют сильную приверженность тому, во что верят. Они обычно окружены другими людьми, которые рассматривают их как ресурс поддержки. Об этих людях можно сказать, что они действительно эмоционально здоровы. Кроме того, они лучше подготовлены к любым изменениям и сбоям в своей жизни и легче готовы их принять.

Когда мы находимся в хорошем эмоциональном состоянии нам кажется что все по плечу и мы можем справиться с любыми переменами и событиями, которые бы жизнь нам не подбросила. У нас как будто есть все необходимые инструменты, чтобы разгладить неровности эмоций, которые возникают в виде тревог, страхов, отчаяния или депрессий.

Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни. Всякое серьезное эмоциональное нарушение - это крик о помощи. И вы можете ее оказать!!!

Приложение 1

Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы

Оборудование: жёлтый, голубой, чёрный, красный, пурпурный, зелёный, коричневый, оранжевый карандаши.

Инструкция. Диагностика проводится с каждым ребёнком по отдельности. Ребёнку предлагается: «Закрой глаза и представь, какого цвета у тебя настроение. Теперь открой глаза и возьми карандаш такого же цвета или наиболее подходящего».

Обработка результатов

Выбор карандаша: - оранжевого, жёлтого, зелёного цвета указывает на эмоциональное благополучие;

Пурпурного, голубого, красного, чёрного цвета - на эмоциональное неблагополучие;

Коричневого цвета - на эмоционально нейтральное состояние.

Приложение 2

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

__________________________________________________________________

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически - 1 балл; если отсутствует - 0 баллов.

Легко расстраивается, много переживает.

Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

Капризничает и раздражается по пустякам.

Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

Бывают припадки злости.

Заикается.

Грызёт ногти.

Сосёт палец.

Имеет плохой аппетит.

Разборчив в еде.

Засыпает с трудом.

Спит беспокойно.

Неохотно встаёт.

Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17.Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Испытывает другие страхи.

21. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

22. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла - невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов - невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов - нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов - высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов - отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Приложение 3

Эмоциональные нарушения дошкольников

Сфера
проявления

Характеристики

Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми

Неуравновешенность;
. возбудимость;
. бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение. усиленное потоотделение;
. негативизм;
. упрямство;
. неуступчивость;
. конфликтность;
. жестокость;
. устойчивое негативное отношение к общению;
. застревание на отрицательных эмоциях;
. эмоциональная холодность;
. отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах

Особенности внутреннего
мира

Острая восприимчивость
. впечатлительность;
. болезненная чувствительность;
. наличие страхов;
. не являющихся возрастными;
. мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
. тревожность;
. мнительность

Герасименко Татьяна Владимировна воспитатель КГКП я/с №4 “Березка” г.Экибастуза

Цель: Создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами, вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей.

Ход собрания: Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание круглого стола, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка и нравственного воспитания в семье и детском саду.

Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! именно такое, а не “казенное” лицо должно быть у вас в течении дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

– Как вы думаете, в чем это проявляется?

(Высказывание родителей).

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение(они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.

Причины эмоционального неблагополучия:

– Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.

– Нарушение режима дня.

– Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).

– Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.

– Неблагополучное положение в семье.

– Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для

взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.

– Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.

– Снижение двигательной активности.

– Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Тест ” Какой вы родитель?”

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности

Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

  1. Какой ты у меня молодец?
  2. Ты способный, у тебя все получается.
  3. Ты невыносим!
  4. У всех дети, как дети, а у меня…
  5. Ты мой помощник.
  6. Вечно у тебя все не так.
  7. Сколько раз тебе повторять?
  8. Какой ты сообразительный!
  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
  14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов. Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выра-жения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитайте себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов – между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов – Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11 – 12 баллов – Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

А теперь сделаем динамическую паузу и перейдем ко второму вопросу: нравственное отношение в семье и в д/ саду:

Динамическая пауза:

1) Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:

а) любят поспать;

б) любят сладкое.

2) Меняются местами которые:

а) любят работать на даче(огороде)

б) любят делать заготовки на зиму.

3) Сидя на стуле хлопают в ладоши:

а) любят тратить деньги.

б) любят путешествовать.

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются

актуальными, и сейчас:

“Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели подавать”.

Великий композитор Бетховен завещал потомкам: “Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье”.

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. “Те высокие нравственные

чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные

поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных

условий жизни и воспитания”.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей

Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень

важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Тестирование родителей

“Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1) Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо.

б) разрешите выйти из-за стола.

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2) Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка.

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате.

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3) Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор.

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание.

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4) Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”.

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, ” я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя….”.

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5) Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольства его поведением.

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него.

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. “А” – тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б” – стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить

его отвечать за себя и свои поступки. “В” – стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

Ситуация первая.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

  1. Как дальше будет развиваться ситуация?
  2. Кто должен уступить место?
  3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Ивану очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступить за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Ивана?”

– Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь!- прервала она дочь и отправила сына в детскую.

  1. В чем состоит педагогический просчет матери?
  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  3. Как вы поступили в таком случае?

Ситуация третья.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

– Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор.

Но отец неожиданно сказал:

– Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

– Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

– Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

– Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

– Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
  2. Какие чувства по отношению к отцу возникли у Люды?
  3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

– Любовь и взаимное уважение.

– Взаимопонимание и взаимовыручка.

– Ценность и личная значимость каждого числа семьи.

– Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба.

– Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Выступление педагога с опытом работы, на тему: как в детском саду происходит нравственное воспитание, как у детей прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателям.

Подведение итогов.

Подводя итоги нашей встречи, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период,

успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.