Отдых на море с детьми: чем заняться в плохую погоду

Не бывает скучных выходных, но бывает полное отсутствие идей, чем заняться с ребенком. Мы подскажем, как интересно организовать отдых с детьми на улице.

1. Устройте пикник в парке

Что может быть лучше, чем полежать на травке, вдыхая свежий воздух и нежась в теплых лучах? Солнечные ванны полезны всем вне зависимости от возраста, а современным «затворникам» офисов и квартир особенно. Пикник можно устроить и во дворе, либо отправиться в городской парк, на берег реки, в ближайший лес. Не забудьте взять с собой вкусные угощения, а также мяч, бадминтон, фрисби.

2. Станьте «веселым почтальоном»

Часто нам не хватает времени на то, чтобы пообщаться с родственниками и друзьями, так что можно устроить небольшой марафон по знакомым. Заранее подготовьте с ребенком красивые рисунки для каждого адресата - бабушки, тети, друзей малыша. Пока ребенок занят рисованием, обзвоните адресатов и узнайте, будут ли они дома, предупредите о приходе - пусть приготовят символическую награду «почтальону», например, конфетку или фрукт. Если у вас есть автомобиль, то буквально за пару часов вы успеете развести открытки многим знакомым - только нигде не задерживайтесь.

3. Освойте старые добрые игры

Многие родители жалуются, что их дети почти не проводят время на улице и не играют в игры. Может быть, ребятам просто о них не рассказывали? Научите ребенка прыгать через резинку, нарисуйте классики или улитку, расскажите о казаках-разбойниках и салочках.

4. Выучите знаки дорожного движения

Отправляйтесь на прогулку, а по пути рассказывайте ребенку об основных знаках дорожного движения. Пусть это будет не скучная лекция, а веселая викторина, где за правильные ответы положено поощрение. Вообще темой «походной викторины» может быть все, что угодно, в зависимости от возраста участника - цвета, буквы, чтение надписей, профессии, цифры.

5. Посетите зоопарк, дельфинарий или океанариум

Тут мы объединили разные варианты знакомства с миром живой природы - в зависимости от того, что есть у вас в городе. Такие походы воспринимаются детьми с восторгом. Может быть, ребенку понравится и какая-нибудь секция в зоопарке - проблема, чем занять часть свободного времени, будет решена.

6. Покормите животных и птиц в парке

Если в зоопарке в основном на животных можно только смотреть, то обитателей парков никто не запрещает кормить. Это могут быть уточки в пруду, белочки, ну и, конечно, в любом сквере вы увидите голубей. Не забудьте взять для животных, к которым идете «в гости», угощения.

7. Сходите в бассейн или аквапарк

Такие водные развлечения всем хороши: летом поход в аквапарк может компенсировать невозможность вырваться на море, а зимой напомнит о теплых месяцах и отдыхе.

8. Сходите в детский театр

Если вы пока ни разу не были в театре, самое время наверстать это упущение! Обычно всю информацию по спектаклям можно найти на городских афишах или на сайтах театров. Изучите репертуар заранее, чтобы подобрать что-то, соответствующее возрасту и интересам ребенка.

9. Посетите парк аттракционов или игровые автоматы

Это «летний» и «зимний» вариант отдыха. Конечно, в парке аттракционов обычно больше развлечений, но работает он только в теплое время года. Залы с игровыми автоматами для детей доступны всегда. Тут можно не только пострелять - побегать, но и зайти на популярные 5D аттракционы. Нужно лишь внимательно выбрать фильм - маленькие и слишком впечатлительные малыши могут испугаться реалистичной картинки.

10. Устройте заезд, заплыв, полет

Сегодня в магазинах детских игрушек продаются машинки, вертолеты, кораблики на радиоуправлении. Многие из этих игрушек вполне доступны по цене, а восторг у ребенка они вызовут неподдельный. Такие игры увлекают не только детей, но и взрослых, так что будьте готовы повести не один час, управляя вашей «техникой».

11. Устройте фотосессию или видеосъемку для ребенка

Самые незабываемые выходные часто заканчиваются фразой «Как жаль, что мы не взяли фотоаппарат». Отдельным развлечением может быть фотосессия, например, в парке, на игровой площадке. Для того, чтобы ребенок не утомился, позвольте ему менять наряды, кривляться, принимать самые разные позы. Можно подарить малышу детский фотоаппарат.

12. Организуйте игру "В поисках клада"

Нарисуйте на листке А4 карту, например, детской площадки с обозначением «Клад». Пока малыш не видит, спрячьте в этом месте маленький сюрприз. Лист с картой порвите на равные части (например, на 4 или 6). Придумайте соревнования, как ребенку заслужить фрагмент карты, например, загадывайте загадки. После того, как кладоискатель соберет все части карты, он сможет их сложить и найти ваш сюрприз.

13. Запустите в небо фонарики

Сегодня очень популярны небесные фонарики, которые яркими огоньками взлетают ввысь, напоминая о чуде. Такая интересная штука наверняка приведет в восторг ребенка, кроме того, он может загадать заветное желание, запуская в небо фонарик.

14. Сделайте и запустите воздушного змея

Если у вас есть хотя бы скромные способности в создании вещей своими руками, предложите малышу сделать воздушного змея. Вы отвечаете за «инженерную» часть, а ребенок может украсить змея по своему желанию. В подходящий день запустите вашего змея в небо.

15. Посетите выставку, квест или какой-нибудь мастер-класс

Выходные могут быть не только интересными, но и познавательными, если вы сходите в музей или галерею. Все большоей популярностью у городских мам пользуются различные матеср-классы для детей: в один из дней можно научиться готовить пиццу или шоколадные конфеты, смастерить какую-нибудь игрушку или пройти урок живописи. Изучите городскую афишу - наверняка в ней найдется мероприятие, которое можно посетить с ребенком, например, какой-нибудь увлекательный квест в музее или на свежем воздухе.

16. Сходите вместе за грибами, ягодами, на рыбалку

Если ребенок достаточно большой, его можно взять с собой в поход за дарами леса. Такое приключение запомнится надолго, а крепкий сон после дня на природе гарантирован. Поход в лес - это еще и отличный шанс, чтобы начать собирать свой собственный гербарий.

17. Сходите вместе с ребенком в цирк

Именно это место ассоциируется с праздником, весельем, смехом и радостью. Наверняка ребенок получит массу положительных эмоций.

18. Посетите библиотеку, книжную лавку или выставку

Познакомить ребенка с книгой - это обязанность каждого родителя. Книга для ребенка - это билет в волшебный мир приключений.

19. Сходите на спортивные соревнования

Это могут быть и серьезные футбольные матчи, хоккей, баскетбол, и соревнования юниоров в секциях. Возможно, вашему ребенку так понравится какой-то вид спорта, что он всерьез им увлечется.

20. Постройте замок из песка

Нет ничего интереснее, чем строить замки, рыть песочные траншеи, лепить куличики из песка. Помогите ребенку построить нечто грандиозное, например, замок для кукол или солдатиков.

Надеемся, среди всех представленных вариантов вы найдете что-нибудь полезное и подарите своему ребенку замечательный выходной, наполненный эмоциями и приятными событиями. Ну а тем родителям, которые параллельно с планированием выходных занимаются подготовкой ближайшего отпуска с детьми, рекомендуем ознакомиться с нашими уникальными коллекциями и во всем мире. Возможно, именно на страницах нашего сайта вы быстро найдете тот курорт и те развлечения, которые непременно захотите посетить вместе с ребенком.

Еще пару дней, и начнутся летние каникулы. А за ними и пляжный сезон. На морском побережье, у реки или озера вам придется решать вопрос: чем занять детей на пляже. А мы этот вопрос уже решили за вас. Подборка из 10 на пляже поможет вам не отвлекаться от отдыха.

Игры с песком, игры для фантазии, игры для сенсорного развития — это лето будет для ваших детей веселым.

Песочные замки

Эта игра, пожалуй, самая известная и популярная на берегу, не требующая дополнительных объяснений, подходящая для любого возраста ребенка. Замки можно не только построить из песочной кучи, но и украсить камешками и ракушками.

Повар

Готовим еду из песка, украшаем ракушками. Заказываем детям определенные блюда, а они «варят» и «жарят». Особенно любят слепить большой торт и украсить его.

Клад

Ищем сокровища. Прячем определенные предметы в песке (не очень глубоко), определяем границы для поиска, и дети ищут клад. Можно положить настоящие монеты, чтобы дети сами отыскали деньги на карманные расходы. Для малышей нужны предметы покрупнее. Для безопасности попросите детей копаться в песке не руками, а лопатками

Рисунки на песке

Мокрый песок — отличная площадка для рисования. Рисовать можно палочками, руками, ногами. А если картинка не получилась — просто плеснуть на нее водой, и начать с чистого листа.

На что похоже облако


Это игра для пятиминутного отдыха. Ребенок спокойно лежит с вами и смотрит на небо. Если, конечно, есть облака, то придумайте вместе на что они похожи, а можно и целую историю сочинить.

На ощупь

В пакет кладутся разные предметы. Ребенок, засовывая в пакет руку, берет предмет и, не высовывая руки, говорит что это за предмет.

«Ловкие ручки»

Нужно попасть в формочку или ведерко ракушкой, бросая ее с небольшого расстояния.

Перепрыгивание горы

Сначала из песка нужно построить горку, а потом, разбегаясь, перепрыгивать ее. Можно сделать западню и около горы выкопав углубление, наполнить его водой.

Зоопарк


Для этого нужно заранее собрать пластиковые корзиночки от фруктов и грибов - это будут клетки для животных, которых тоже нужно взять с собой на пляж. А вот построить дорожки, клумбы, бассейны и т.п. уже предстоит вам вместе с детьми на берегу моря.

Игры с мячом

Пожалуй, это отдельная тема игр на пляже. Водный мяч, волейбол, салочки и много других, как подвижных, так и развивающих. Например, бросая мяч друг другу, можно попросить ребенка называть антонимы слов, которые произнесли вы, можно играть в слова, города и многое другое, бросая мяч друг другу.

На пороге лета мы все предвкушаем долгожданный отпуск, и многие планируют провести его у теплого моря. «Юга» делают нас беззаботнее, но на родителях все-же лежит ответственность за собственных малышей - и не только за их здоровье. Как развлечь ребенка на берегу соленых вод - об этом маме и папе тоже предстоит подумать.

И пусть велик соблазн просто «поваляться» под ласковыми лучами солнышка, предоставив малыша самому себе - поверьте, отдых станет намного приятнее и запомнится надолго, если вы будете играть вместе с крохой. Не беда, что собственное беззаботное детство давно позади, а веселые морские развлечения успели позабыться - сайт предлагает вам несколько занимательных идей, которые помогут весело провести время на пляже.

Пляж - это то место, где каждый может стать маленьким исследователем, океанологом и «ихтиандром». Здесь есть возможность наглядно показать ребенку многих морских обитателей в естественной среде и рассказать о них. Медузы, рыбки, крабы - этой нехитрой живности хватает даже на небогатом черноморском побережье.

Обзаведитесь специальным сачком на длинной ручке и стеклянной баночкой с крышкой (в ней нужно будет проделать отверстия) - сюда вы будете сажать подводных обитателей, которых сумеете поймать. Только обязательно выпускайте животных обратно в море, объяснив карапузу, что живое существо - не игрушка и вы поймали его только для «знакомства».


Если поймать никого не удалось, то можно пойти другим путем - исследовательским, и хорошенько изучить морское побережье. Выходить на сбор «урожая» лучше пораньше, ранним утром на пляже еще не так много отдыхающих и больше шансов найти живых моллюсков и раковины, выброшенные на берег. Запаситесь баночкой для морских сокровищ и рассказывайте малышу обо всем, что знаете. Если ваш кроха уже научился говорить, он наверняка и сам будет задавать тысячу разных вопросов: зачем улитке раковина; почему море синее, а вода соленая; почему корабли не тонут; как рыбки плавают и что это за цветные прозрачные камешки на берегу… Придется подготовиться заранее, ведь детский пытливый ум часто может поставить в тупик даже самого интеллектуального родителя.

Ракушки, добытые в результате такой «охоты», можно использовать для поделок. Особенно это выручит вас во время морского ненастья, когда нет возможности выйти на пляж.

Также, собранный материал можно использовать для игры в «угадалку»: сложить все в мешочек и попросить малыша доставать предметы наощупь и, не глядя, называть свойство предмета (гладкий, шершавый, маленький, круглый). Но не забудьте предварительно отсортировать и удалить все острое и травмоопасное.


Если вы проводите отпуск на побережье с песчаным пляжем, то вам повезло иметь под рукой бесплатную игрушку для вашего ребенка! Малышей буквально не оторвать от песка, но там, в городе, песок чаще всего грязный и к нему страшно допускать ребенка. На море же есть возможность «разгуляться» - построить большой песчаный замок всей семьей: с башнями и рвами, заполненными водой. Песок - прекрасный материал для развития мелкой моторики и, разумеется, для творчества. Собранными ранее ракушками, мелкой галькой и обкатанными цветными стеклышками можно красиво украсить ваш замок, а в импровизированный водоем пустить самодельные кораблики. Для ребенка это станет настоящей сказкой, ведь его воображение настолько живое, что способно видеть чудеса даже в самых обыкновенных вещах!

Клад - это что-то таинственное, заветное. Клад спрятан - а какой ребенок не любит искать и прятаться? Поиграйте с малышом в пиратов: стать первоклассным охотником за сокровищами можно, потратив совсем немного времени и приложив чуточку фантазии. Но сумейте сохранить все в тайне от ребенка!

Подготовьте клад: блестящие «копеечки», ненужную бижутерию, красивые ракушки, пару карамелек (сладости усилят восторг от открытия!). Положите «сокровище» в яркую жестяную баночку, например из-под чая, и закопайте в укромном, но приметном месте. Далее, вам надо будет нарисовать карту сокровищ: для большей правдоподобности состарьте бумагу, затонировав ее обыкновенным черным кофе и слегка смяв. Можно придать карте такой вид, будто она побывала в морском сражении, аккуратно опалив края огнем зажигалки.

Далее, напишите записки с подсказками, где искать карту сокровищ. Подсказки можно не писать текстом, а изображать схематично - нарисовать дерево, скамейку или корягу, под которой вы спрятали очередную записку.

Когда поиски завершатся успехом и клад будет найден, следует отметить это событие, угостив юных кладоискателей чем-нибудь вкусненьким.


Налей и отмерь

Простая игра для развития мелкой моторики рук. Играть можно в спокойной воде или под зонтиком на пляже. Запаситесь емкостями разной вместимости и предложите малышу переливать водичку из маленькой посуды в большую.


Дорога к морю

Эта игра - не просто развлечение, но и важная работа по развитию координации движений и ориентации в пространстве. Соорудите дорожку к морю, обозначив ее с двух сторон мелкой гладкой галькой. Сначала путь должен идти прямо, затем становиться более извилистым и сужаться в некоторых местах. Объясните малышу, что по правилам игры он должен идти только по дороже, не заступая за камешки.


Морской бой

Веселый морской бой - это любимое развлечение многих мальчишек и девчонок (при условии, что они не боятся воды и брызг). Можно использовать водяные пистолеты, метать песочные «бомбы» или топить вражеские корабли, которыми могут «претвориться» перевернутые формочки для песка. Только следите, чтобы детские игры не мешали окружающим - не все будут довольны, если им в глаза попадет горсть песка.


Ищем - находим

Суть игры заключается в следующем: ребенок отворачивается или закрывает глазки (с уговором не подглядывать), а вы прячете монетки в песке. Лучше, если участок поисков будет явно обозначен, например, выложен камешками. При помощи детского ситечка малыш просеивает песочек в поиске сокровищ.


Играем с мячиком

Предложите малышу посоревноваться, кидая или закатывая мячик в круг, очерченный на песке. Можно кидать мяч в ведерко, если у вас найдется подходящее по размеру. Ведите счет, записывая очки прямо на песке. Не забывайте поддаваться!

Любые пляжные и морские игры - это здорово! Но не забывайте, что кроме игрушек, ребенок остро нуждается в солнцезащитных средствах и панамке на голову. Контролируйте время пребывания малыша на солнце и то время, которое ребенок проводит в море. Кроха может плескаться в воде часами, но не стоит позволять ему делать это слишком долго - переохлаждение может произойти даже при температуре выше 30 градусов. Обязательно делайте небольшие перерывы в купании, возобновляйте защиту кожи после каждой водной процедуры и не находитесь под открытым небом в период наивысшей солнечной активности.

Мы привели несколько примеров для активных, пассивных, развивающих и развлекательных игр с детьми на море, но сайт верит, что ваша фантазия способна дополнить предложенные идеи и изобрести что-то новенькое! Делитесь своими идеями и хорошего вам, незабываемого и веселого, предстоящего отпуска!

В этой статье собраны игры, которые помогут разнообразить отдых ребенка, особенно если детей несколько. Они применимы в любой точке земного шара, будь то берег турецкий или уральская турбаза, возраст детей от 4х до 16-ти лет. Эти игры и занятия имеют свою историю, ими увлекались еще наши бабушки, и многие незаслуженно забыты или изменились до неузнаваемости. Самое время «заразить» ими новое поколение!

Часть первая: благородные занятия!

Секретики

Одна из Тайных Загадочных Игр нашего детства. Понадобятся мелкие игрушки из «киндеров», бусинки, обрывки украшений. В нашем детстве «секретик» считался ценным, если в нем пряталась достойная игрушка (пупсик или мелкая машинка). Также используем фантики от конфет и фольгу. Роем ямку в земле - достаточно глубокую - выкладываем дно фантиками. Сверху кладем игрушку, бусинки. Накрываем фольгой. И все это прячем под обломком стекла. В наше пластиковое время не так уж легко найти хорошее стекло, поэтому (и в том случае, если вы учите «секретикам» маленьких детей) используйте прозрачный целлофан или пластик, прозрачные крышки. Другой вариант: не заморачиваться и сложить «секретик» в коробочку. Но правильный результат выглядел так: цветное стекло, а под ним что-то загадочно сверкает. Засыпаем землей - все готово. Теперь о нем нужно забыть на месяц, это самое трудное. И раскопать, когда ребенок будет счастлив вновь обрести свое сокровище. В советское время «секретиками» увлекались буквально все, и был будоражащий душу шанс под любым деревом обнаружить чужой «секретик». Если детей несколько - пусть каждый зароет свой «секрет», а через некоторое время получит возможность откопать чужой и завладеть содержимым. Расширяем игру: в ней участвует несколько (от двух) детей и взрослый. Взрослый закапывает самый главный «секрет» (можно закопать шоколадную фигурку, предварительно обезопасив ее от земли), а потом все меняются «секретиками» - и побеждает тот, кто найдет «взрослый» супер-приз.

Коллекции

Мы частенько ругаем детей за раскидывание по всему дому фантиков, грязноватых камешков, стеклышек, перышек и прочих Очень Ценных Вещей, Которые Запрещено Трогать Взрослым. Лучше выделить время и сделать коллекцию. Что мы будем коллекционировать?

Ракушки

Фантики от сладостей

Листья, травы, цветы

Разноцветные стеклышки

Железки и деревяшки

Календарики, открытки

Брелоки

Этикетки

Нам потребуется коробка. Простой вариант - купить в хозяйственном магазине или Икее/ОBI. Коробочка должна быть с множеством отделений и обязательно - с крышкой. Сложный вариант - сделать ее самим. Пригодится коробка от ненужной настольной игры, в ней делаем перегородки из картонных или поролоновых полосок. Сортируем нашу коллекцию, каждый экспонат следует подписать. Также «архив» можно сделать из прозрачного пакета. Берем пакет, делим его линиями на одинаковые прямоугольники.

Далее нужно прострочить линии на машинке или пройтись по ним мелкими стежками вручную. Затем в каждом прямоугольнике делаем надрез, чтобы получились карманы. В карманы складываем наши экспонаты и наклеиваем бумажную полоску с названием. Идея для перьев: вырезаем из журналов картинки с птицами, наклеиваем их на лист картона, а снизу прикрепляем соответствующие перышки. Сейчас издают множество энциклопедий для детей - найти нужную, чтобы получить знания о предмете, не составит труда. Коллекция должна расширять кругозор и обогащать знаниями. Потом ребенок уже будет искать конкретные экземпляры, опираясь на знания, а не собирать все подряд и что попало. Если вам трудно идентифицировать какие-то предметы, классифицируйте их по местонахождению, например, «найдено на таком-то морском берегу». Что еще потребует коллекция: лупу, пинцет. Хранить ее следует только на отдельной полке - стоит ребенку один раз забросить коллекцию в гору игрушек, как о ней можно благополучно забыть.

Карнавальная мастерская

Заскучавшему ребенку предлагаем продлить жизнь одноразовой посуды. Еще наши бабушки в детстве играли в карнавальную мастерскую, делая шляпы и маски. Берем одноразовые тарелки (их можно заменить кругами из картона). И украшаем их по своему усмотрению. В ход идет серпантин, фантики, перышки, ленточки, нитки, розочки и бантики от подарочных пакетов, обрывки цепочек, бусинки… этот процесс увлечет даже не шибко увлекающегося ребенка. Раскрашиваем будущую шляпу или маску красками или фломастерами и наклеиваем на нее все, что найдется под рукой. Эффектно смотрится серпантин или бумажные ленточки, подкрученные с помощью ножниц (конец ленты пропускаем в сомкнутые ножницы и резко проводим ими по ленте, как это делают флористы, чтобы бумажная лента закудрявилась), спускающиеся с маски или шляпы. Протыкаем края изделия и крепим резиночку, чтобы шляпа или маска держались на голове.

Вишлист

Игра заключается в том, что каждый из участвующих (дети-дети, дети-взрослые) пишет на листочке (с помощью взрослого, если еще не умеет писать) список своих пожеланий. Выглядит это так:

1. что-нибудь мягкое красное.

2. что-нибудь маленькое и пластмассовое.

3. колючую железку.

4. что-нибудь вкусное.

5. игрушку».

И так далее. Фантазия безгранична. Участники обмениваются списками. Даритель обязан выполнить пожелание в соответствии с описаниями. Подарить то, что у него ассоциируется с «колючей железкой» или «маленьким пластмассовым». Естественно, подарки должны быть простенькими без поисков нужного по магазинам. Варианты откапываются в игрушках, а то и подбираются с земли. Затем подарок упаковывается и дарится. На следующий день придумываются другие списки…

Картины из камешков

Эта игра была популярна еще в царские времена. Ребенок собирает плоские камни разного размера и форм, затем камни раскрашиваются. Лучше использовать акриловые краски. Похожие камни делаем одноцветными, другие украшаем узором. Можно с помощью крепкого клея приклеить бусинки и даже стразы. Конструктор готов. После высыхания из камней складываются мозаичные панно или отдельные фигурки (цветы, инопланетные существа) на плоской поверхности, например, пляжном коврике.

Часть вторая: подвижные игры!

«Тише едешь - дальше будешь»

На большой площадке чертим на расстоянии около тридцати метров одна от другой две линии - «старт» и «финиш». На старте стоят игроки, на финише, спиной к ним, находится водящий. Он говорит: «Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот, кто первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.

«Светофор»

Чертим две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это дорога. Все игроки, кроме «светофора», выстраиваются за одной из линий. «Светофор» караулит на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок смог отыскать на себе названный цвет (одежда, носки, заколка), он берется за него рукой и спокойно идет через «дорогу». Если же ничего подходящего нет, ему остается быстро перебежать на другую сторону. А «светофор» должен ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивается, сам становится «светофором».

«Я знаю…»

Игрок рукой бьет мячом об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар: «Я. Знаю. Пять. Имен. Девочек: Маша - раз, Ира - два…» И так до пяти. Использовать можно любые знания: животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п. Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

«Съедобное-несъедобное»

Все игроки выстраиваются в ряд. Водящий с расстояния в 2-4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет - отбить (или просто не ловить). Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если ошибся - возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым смог добраться до водящего, сам становится водящим.

«Вышибалы»

Все игроки, кроме двух, становятся в ряд в центре площадки. Двое «выбивающих» с мячом стоят по краям площадки. В их задачу входит, перебрасывая друг другу мяч, выбить с площадки всех игроков. Тот, до кого дотронулся летящий мяч, выходит из игры. Труднее всего выбить последнего, самого ловкого игрока, остававшегося под обстрелом.

«Казаки и разбойники»

Участвуют две команды. Одна в оговоренном месте считает до 100, другая удирает, по пути оставляя мелом стрелки, указывающие направление своего движения. Стрелки ставятся не слишком часто и не всегда на видном месте: на стволах деревьев, на стенах домов и на деревянных скамейках. На перекрестках и развилках дорог стрелки раздваивались, чтобы запутать преследователей.

«Калека 21-го века»

Люди становятся в круг. Кидают друг другу мячик. Кто не поймал, у того бросавший отнимает какую-то часть тела, например "закрой один глаз, левый", и вот так дальше. Не поймал — "Что отнимаешь?" — "Руку" — "Какую?" — "Правую", и игрок дальше играет, кидает мяч оставшейся рукой. Естественно руку лучше оставлять одну, если уже одна отнята, можно одну ногу. Можно голос, тогда надо играть молча, если заговоришь, выходишь из игры. Тот, у кого забрали все части, вылетает. Игра заканчивается, когда в живых остается только один.

«Ножички»

Играется ножом. На земле чертится круг и делится на части, если игрока два, на две половины. Один игрок, кидает в поле (зону) чужого игрока ножик. Если воткнулся, то он, стараясь не ступать на зону противника, чертит по оси втыкания ножа линию (как воткнулся, так и чертить туда-сюда линию), от края круга до своей зоны. Таким образом, отхапывает часть территории. Потом ход следующего игрока. И так далее. На чужую зону заступать нельзя. Если заступишь, бросок не засчитывается - и переход хода. Бросать можно стоя только на своей зоне. Если уже не можешь стоять на своей зоне (места мало), то проиграл. Зоны могут быть вместе не соединены, то есть два кусочка в разных местах.

"Гигантские шаги"

Водящий, отвернувшись от стоящих на линии, называет число шагов (2 гиганта, 2 лилипута, 5 цыплячьих), считает до десяти. Если оборачивается и видит, что кто-то двигается, отсылает обратно к линии. Тот, кто добирается до водящего первым, должен его осалить и бежать к линии. Если водящий его осалит, то он сам становится водящим.

«Козел»

В баскетбольное кольцо все по очереди бросают мяч, кто откуда хочет. Если кто-то попал, остальные бросают с того же места. Попал - молодец, ну а не попал - получай букву. Сначала - "к", и так далее до названия игры. Соответственно можно играть либо до первого проигравшего ("козла"), либо до победителя. Иногда после последней буквы нужно было еще ставить точку.

Часть третья: игры на лавочке

«Золушка»

Все игроки усаживаются на скамейку, снимают по одной туфле и сваливают их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: «Кому?» Он называет имя кого-нибудь из игроков. Так продолжается до тех пор, пока не закончится обувь. Игроки надевают по второй туфле и веселятся.

«Глухой» телефон

Все садятся в ряд, и каждый соседу на ухо говорит какое-нибудь слово. Ведущий начинает каждому задавать вопросы. Ответом служит сказанное соседом на ухо слово. К примеру: "Что ты сегодня ел на завтрак? - "самолёт". Другой вариант: ведущий сообщает какое-нибудь слово крайнему в ряду, стараясь говорить шепотом и очень быстро, тот еле слышным шепотом передает его дальше, и так далее. Последний оглашает полученную абракадабру. Но если слово угадано, он становится ведущим.

"Мама-папа есть хочу, хлеба с маслом не хочу, а конфетку ам, никому не дам"

Количество игроков ограничено только размером ладони водящего. Водящий держит руку согнутой в локте ладонью вниз. Остальные игроки дотрагиваются указательным пальцев до ладони водящего. Водящий произносит волшебную фразу: "мама-папа есть хочу, хлеба с маслом не хочу, а конфетку ам, никому не дам". И на слове «дам» смыкает пальцы в кулак. Тот, кто не успел отдернуть, становится водящим.

"Колечко"

Игроки сидят в ряд на скамейке, ладони держат сложенными лодочкой. Один из игроков держит в ладонях лодочкой какой-нибудь мелкий предмет, например монетку. Игрок с монеткой начинает раскладывать монетку по лодочкам других игроков. Делать это надо незаметно. Игрок может положить монетку кому-нибудь в ладонь или оставить себе. Водящий должен по эмоциям угадать, у кого оказалась монетка, спрашивая: колечко-колечко, выйди на крылечко! Если он угадывает, то человек с монеткой становится водящим, а бывший водящий - раздающим. Если он не угадал, то все повторяется.

Часть четвертая: игры дорожные

"Камень-ножницы-бумага"

А вы знаете, что есть еще и колодец? Нужно два игрока. Произносится волшебная фраза: "камень-ножницы-бумага", и игроки быстро показывают символические знаки:

камень - кулак,

ножницы - рука в кулак, а указательный и средний разведены как лезвия ножниц,

бумага - рука ладонью вниз, пальцы вытянуты и сомкнуты,

колодец - из пальцев делается кольцо.

камень тупит ножницы - победил камень,

ножницы режут бумагу - ножницы,

бумага накрывает колодец - бумага,

бумага оборачивает камень - бумага,

камень тонет в колодце - колодец,

ножницы тонут в колодце - колодец.

«Мини-колечко»

Взрослый берет маленький предмет и начинает его перекатывать между ладонями, сложенными лодочкой. Потом резко сжимает руки в кулаки. Ребенок должен угадать, в каком кулаке оказался предмет.

«Я вижу красное»

Игра подходит для маленьких детей в пути. Загадывается цвет, и все смотрят в окно, выискивая его. По очереди говорят: "я вижу красную машину", "а я вижу тетеньку в красной куртке" и. т. д. Цвет может быть любой, игра усложняется, если добавить «горошки», «полоски».

«Волшебный мешок»

Играющие говорят по очереди:

1 - я положил в мешок слона

2 - я положил в мешок слона и кошку

1- я положил в мешок слона, кошку и море

2 - я положил в мешок слона, кошку, море и стул…

«Тайное слово»

Один из играющих задумывает слово, а второй с помощью наводящих вопросов пытается угадать его. Пока ребенок еще не научился задавать правильные наводящие вопросы, количество вопросов неограниченно, а так их 10. Отвечать можно только "да" или "нет". Правильные вопросы должны рассекать возможные варианты на две однозначные части, например "Это живое?"

«Спички»

Между указательным и большим пальцем зажимаются две спички, играющие «бодаются» ими. У кого палочка сломается, тот и проиграл.

"Вам барыня прислала 100 рублей»

Водящий говорит: «Вам барыня прислала 100 рублей. Что хотите, то купите, черное-белое не берите, "да" и "нет" не говорите. Вы поедете на бал?» Игрок отвечает, допустим, «поеду» (нельзя говорит «да» или «нет»). Водящий повторяет фразу, задавая новый вопрос: «Что вы наденете на бал?» И так далее. Отвечать можно только одним словом. Варианты правил:

Барыня прислала 100 рублей

И коробочку соплей…

«Да» и «нет» не говорить,

В черном-белом не ходить,

«Р» не выговаривать.

Вам барышня прислала кусочек одеяла.

Велела не смеяться,

Губки бантиком не делать,

«Да» и «нет» не говорить,

Черное с белым не носить.

Вы поедете на бал?

Водящий должен запутать игрока вопросами, вынудив его нарушить правила.

"Ялъяра холхоро чулчуру долдоро молморой"

Игра заключается в том, что нужно произнести фразу, добавляя к каждому слову - или слогу! - «яра» или «оро». Возможны и свои варианты коверканий.

Фантики

Свёрнутые фантики кидают на стол, ударяя ладонью с фантиком по его краю. Если фантик ложится на другой, то нижний переходил к хозяину верхнего. Если фантик попал «в карман», то попавший получал от хозяина «кармана» ещё один фантик. Другой вариант игры: фантики складываются стопкой, по ним также ударяют ладонью. Те, которые перевернулись после удара, игрок забирает себе и бьет дальше. Если ни один не перевернулся - переход хода к другому игроку.

Фотографии для статьи позаимствованы из открытых источников в Интернете (форумов).

Читайте вторую часть:

С небольшим опозданием спешу всех поздравить с началом осени и сообщить, что рубрика снова в эфире! Скажу по секрету, что уже подготовлено несколько бесед с очень интересными родителями – подписывайтесь на обновления. А пока читайте интервью, которое впервые дал путешествующий папа!

Прочитав заголовок, вы решите, что ниже – очередной список советов о том, как собирать ракушки, строить песочные замки и запускать летучих змеев. Нет! Дети моего сегодняшнего собеседника уже вышли из возраста подобных интересов. В течение двух недель отдыха в Крыму доцент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Григорий Прутцков устроил своим сыновьям десяти и тринадцати лет настолько интеллектуально богатый отдых, что я решила расспросить о подробностях.

– Григорий Владимирович, расскажите подробнее, где и как вы отдыхали этим летом?
– В последние годы, планируя каждый свой отпуск с сыновьями, я стараюсь выбрать условия, максимально непохожие на домашние, – в Москве мы живем в окружении множества гаджетов и с постоянно включенным интернетом. В начале августа на две недели мы уехали в маленький поселок Сатера, расположенный к востоку от Алушты. Остановились в небольшом частном доме отдыха, в котором не было ни телевизора, ни вай-фая. Все втроем жили в одной комнате. В Москве, кстати, из-за разных дел мы чаще всего сидим в разных комнатах.
Дети быстрее свыклись с мыслью, что, кроме как по телефону, с внешним миром не связаться. А у меня в первый день была небольшая ломка, но когда я осознал, что даже в кафе нет беспроводного интернета, то успокоился. Таким образом, мы с мальчишками жили, как в прошлом веке.


Слева направо: Илья, Григорий Владимирович и Гриша Прутцковы. Фото из архива Г.Прутцкова

– Какой у вас был распорядок дня?
– Примерно до 11.30 мы купались на море. Потом у нас была сиеста. Еще в «Соборном уложении» 1649 года царь Алексей Михайлович узаконил дневной сон, и мне кажется, это был очень верный указ. Потом мы опять шли на пляж. Накупавшись, ужинали, а потом играли или гуляли до позднего вечера. Дело в том, что напротив нашего пансионата до половины одиннадцатого гремела дискотека – раньше заснуть было невозможно.

– Как вы проводили время?
– С собой мы привезли из Москвы три тома произведений Пушкина, Гоголя и Лермонтова, а также несколько настольных игр. Так что во время сиесты, когда не читали, то сражались в шахматы – у нас есть специальная доска для трех игроков. Играть было очень интересно, потому что непривычно, а значит психологически сложнее, требовалась новая тактика. Кроме этого, играли в слова – составляли кроссворды. Старший сын Гриша взял свою любимую игру «Эволюцию». Я все ждал, когда же ему надоест, но он подключил младшего брата Илью. Мы много читали вслух и каждый сам по отдельности. Честно признаться, я не думал, что будут такие интенсивные занятия. Ведь мы в Москве столько не читаем и не играем! А в итоге, вернувшись домой, сыновья настолько вошли во вкус, что стали чаще просить: «Пап, давай почитаем!», «Давай поиграем!». Считаю, это большим достижением каникул.


Гриша и Илья играют в “Эволюцию”. Фото из архива Г.Прутцкова
Шахматы можно играть втроем. Фото из архива Г.Прутцкова

– Как здорово! А как вы проводили время на пляже?
– На пляже и во время прогулок за эти две недели я прочел мальчишкам почти полные курсы лекций по российской истории и литературе. Таким образом, наши игры на море невольно основывались на этих лекциях. Самой популярной игрой стало загадывание и безмолвный показ слов, сидя по пояс в воде. К примеру, Гриша мне шептал на ухо слово. Я его показывал, а Иля старался отгадать. Если отвечал неверно, то ему приходилось нырять. Затем, наоборот, для Гриши загадывал Илья. Сначала, разумеется, это были какие-то простые слова: «гора», «дельфин». Потом сыновья начали загадывать друг другу исторических персонажей: Петр III, К.У. Черненко, Ленин. Гриша, как раз прочитав «Капитанскую дочку» Пушкина, загадывал брату Пугачева или Екатерину II. Мне приходилось показывать чудеса изворотливости, но все было разгадано.


Слева направо: Гриша и Илья Прутцковы. Фото из архива Г.Прутцкова

– Вы всегда так насыщенно проводите отпуск или впервые?
– Нет, не впервые. Пожалуй, уже четвертый год. Хотя путешествуем мы с ними с их раннего детства. До этого сыновья были маленькими, а впервые начали интересоваться моими рассказами в 2013 году, когда мы отдыхали в Испании – Грише было 10, а Илье – 7 лет. С каждым годом их интересы становятся глубже. Видимо, в следующий раз я возьму больше игр и книг.

– Не каждый родитель способен прочитать своим детям курс отечественной истории или литературы. Что бы вы посоветовали, чтобы отпуск проходил с не меньше пользой?
– Уделяйте детям внимание! Нельзя вручить ребенку гаджет, а самому уйти. Мозг маленьких детей подобен жесткому диску, который, чем заполнишь, тем и будешь пользоваться в будущем. В большом городе у нас мало возможностей проводить время вместе: у взрослых – работа, у детей – учеба. Но игра стоит свеч, если хотите вырастить грамотного и порядочного человека. Да, не все читают лекции, но каждый способен играть в настольные игры: шахматы, домино. Кроме того, дети часто сами предлагают игры. К примеру, мальчики предложили сыграть в аэрохоккей. Первые партии я проигрывал с разгромным счетом 13:0, 13:1. Но со временем поднаторел и в последние дни обыгрывал Илюшу со счетом 8:2. Помимо игр, можно читать детям вслух хотя бы произведения из школьной программы. Буквально по несколько страниц в день! Мои сыновья очень разные в плане интересов, но всегда внимательно слушают, что я им рассказываю. Еще не было случая, чтоб сказали «это неинтересно» или «не хотим об этом слушать».

Если вы не только любите путешествовать, но и берете с собой в поездку детей, тогда я с удовольствием возьму у вас интервью, которое опубликую на . Напишите на сайт@yandex.ru о своем опыте – обсудим детали!