План работы клуба для родителей в доу. Семейный клуб в доу, как форма взаимодействия с родителями

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.

Суть понятия

Родительский (семейный) клуб - это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Родительский клуб - это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

Цели и задачи работы родительского клуба

Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.


Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших - подготовка к началу обучения в школе);
  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной - ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

Как работает родительский клуб

Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.

Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

Участники родительского клуба

Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

  • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
  • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
  • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
  • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
  • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

Чем занимаются на заседаниях

Участники родительского клуба:


Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:


Программа работы клуба

Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.

Тематика заседаний родительского клуба

В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

Примерный перечень тем может быть таким:

  • «Как подготовить ребёнка к школе»;
  • «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
  • «Развиваем память у дошкольников»;
  • «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
  • «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
  • «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
  • «Возрастные кризисы»;
  • «Детские страхи»;
  • «Капризы и упрямство»;
  • «Ребёнок и компьютер»;
  • «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
  • «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

Планирование клубного часа

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Таблица: варианты игр для приветствия

Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:


Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

  • письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);
  • устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).

Заключительный этап длится около 15 минут.

Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок - определённая эмоция

Таблица: пример конспекта клубного часа «Адаптация ребёнка в детском саду» (фрагменты)

Этап Содержание
Приветствие Ведущий предлагает участникам познакомиться в игре «Визитки». Каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о своём ребёнке, посещающем детский сад…>
Основной <…Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнёрами по общению и окружающим миром в целом.
Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребёнка в период адаптации?
Идёт обсуждение, в конце которого ведущий предлагает плакат с данной информацией…>
<…Упражнение «Ситуация»
Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы.
Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберёт его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогулку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь мамы не было, и Шурик попросил воспитательницу помочь ему немного. Все дети начали смеяться, что он такой неумёха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспомнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придёт. Но мамы не было. А вместо неё появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушёл без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Шурик отказался от обеда, не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова стал звать маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательницы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех набросилась на Шурика, ругая, что он так плохо себя ведёт. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал все сильнее и сильнее.
Вопросы: Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на целый день в детском саду? Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его домой? Как бы поступили вы на её месте?
Игры «По дороге в детский сад»
Чтобы ребёнок с желанием шёл в детский сад, с ним можно поиграть:
  • «Всё круглое (квадратное, треугольное): ребёнок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути;
  • «Красные (зелёные) предметы» - по принципу упражнения №1;
  • «Волшебные фигуры». Имитируем с ребёнком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.;
  • «Чего не стало?», «Что изменилось?» Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребёнка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад…>
Релаксация Упражнение «Моё настроение» Участникам предлагается на листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению. Анализ упражнения: Что изобразили и почему? Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена?..>
Заключительный этап <…Ведущий предлагает участникам встречи рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, пожеланиях.

Что такое клуб? Клуб (от англ. Clob) – место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и др.).

Если клуб — встреча людей с едиными интересами, мы и подумали, почему бы нам не организовать встречи с родителями наших воспитанников в необычной обстановке. Во время которых мы могли бы общаться, заниматься вместе интересными, практическими делами, развлекаться, дискутировать, ведь приводя и забирая ребенка из детского сада общение с родителями чаще всего носит узконаправленный, ритуальный, односторонний характер.

Родители нас поддержали! Так в нашей группе, родился детско–родительский клуб « Семейная гостиная».

Цель которого – совместная деятельность семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Такая цель определилась на первой встрече. Родители отметили, что тема духовно-нравственного воспитания детей на сегодняшний день актуальна, так как современный ребенок живет в мире материальных ценностей.

Так, тема духовно-нравственного воспитания детей, стала единым интересом участников нашего клуба.

Основными принципами клуба является добровольность, компетентность, соблюдение этики. Взаимодействие построено на основе сотрудничества дети – педагог – родители.

Деятельность клуба осуществляется в соответствии с Положением о детско-родительском клубе. План работы на год составляется совместно с родителями, здесь помогают анкеты, беседы с родителями, где выявляем запросы и потребности родителей.

Встречи с участниками клуба построены так, что в них чередуются разные виды деятельности, с учетом возрастных особенностей детей. Беседы, просмотр мультимедийных презентаций, разыгрываются игровые ситуации, используются хороводные, подвижные игры, динамические паузы. Встреча в среднем длиться от 45 минут до 1 часа, где создаются условия для реализации собственных идей, обмен опытом семейного воспитания и обмен мнениями. В ходе встреч родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома. Воспитатели на встречах, выступают в роли ведущих, персонажей.

Детям, доставляет удовольствие совместная деятельность с мамой или папой, где гармонизируют детско-родительские отношения.

Считаем важным, включить участников клуба в реализацию недельных проектов, где будут реализованы те традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим. В ходе проектов наши воспитанники знакомятся с бытом и традициями русского народа, с традициями народов Забайкальского края. Знакомятся с художественным творчеством, праздниками.

Отвечая на вопрос «Для чего нужен родительский клуб в ДОУ?», мы можем сказать, что родительский клуб — это система работы с родителями, где осуществляется не простая передача набора определённых сведений, а происходит обыгрывание практических ситуаций, проживание родителями немаловажных факторов в жизни ребёнка. Родители вживаются в роль детей с интересом и энтузиазмом, проявляют свои творческие способности. Это родительская любовь, а родительская любовь — это самое ценное, что может быть у детей. А доказательством родительской любви есть то, что родители приходят на такие встречи регулярно. Это радость, ведь встречи в Родительском клубе проходят весело и с пользой, где царит веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу, скучать не приходится! Поэтому, родительский клуб просто необходим в ДОУ.

Успехов Вам и нам в воспитании!

Наш детско – родительский клуб « Масленица- блиноедка»

Игровая ситуация «Карусель»

Изготовление «подковы счастья»

Козуля — символ святочного праздника

Танец — игра «Ручками похлопаем»

Колядуем…

Тётушка Матрёна встречает…

«Красавица- дымка»

Танец – имитация

Начало работы

Чайная пауза

День матери-хранительницы семейного очага

Андреева Наталья Дмитриевна,
воспитатель

Бекетова Елена Валерьевна,
воспитатель МДОУ центр развития ребенка – д/с №17 1 категории администрации городского округа ЗАТО, п. Горный, Забайкальский край, Россия;

Ведерникова Марина Анатольевна,
воспитатель МДОУ центр развития ребенка – д/с №17 1 категории администрации городского округа ЗАТО, п. Горный, Забайкальский край, Россия;

Федореева Евгения Александровна,
воспитатель МДОУ центр развития ребенка – д/с №17 1 категории администрации городского округа ЗАТО, п. Горный, Забайкальский край, Россия.

Анна Юрыжева
Детско-родительский клуб «Учимся играя»

Актуальность

Родительский клуб в дошкольном образовательном учреждении-это форма организации совместной работы педагогов и родителей и как объединение всех субъектов образовательного процесса в детском саду :родителей,детей,педагогов.

В клубе реализуются познавательные и творческие интересы детей и родителей. Предоставляется возможность общения семей друг с другом. С этой целью был организован детский родительский клуб под названием "Учимся ,играя "

Так как играя ,в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, в которой формируется личность ребёнка. Развивающие игры Воскобовича предполагают обучение по спирали : от простейших заданий к более сложным. В процессе этих игр малыш развивает память, воображение и речь,тренирует внимание,учиться мыслить. Кроме того,каждая игра предполагает достижение какого-то промежуточного результата, которая затем переносится в следующую игру.

Игры Воскобовича- идеальная среда для стимулирования творческих способностей малыша. Каждая игра позволяет ребёнку реализовать свои природные потребности в творческом созидании. Этому способствует созидание специальной развивающей среды-детского уголка со сказочными персонажами.

КЛУБ (англ.) -общественная организация,добровольно объединяющая группы людей, связанных общими интересами, а так же для отдыха и развлечений.

В копилке моих педагогических удач, использование такой формы работы с родителями, как клубная работа .

Детско-родительский клуб " Учимся , играя ", создан для повышения родительской компетентности и сопровождения семьи в вопросах познавательного, эмоционального и творческого развития ребёнка, через развивающие игры нового поколения.

Детско-родительский клуб " Учимся ,играя " начал работу в сентябре 2014 года, в средней группе муниципального дошкольного образовательного учреждения " Центр развития ребёнка- Детский сад №20 " городского округа Кинешма Ивановской области.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РАБОТЫ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА :

Объединение усилий семьи и дошкольного образовательного учреждения в воспитании и развитии гармоничной личности ребенка,

Установление доверительных отношений между детьми, родителями и ДОУ;объединение их в одну команду;

Воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами,решать их совместно, радоваться успехам и удачам каждого;

Укрепление института семьи.

ЗАДАЧИ РАБОТЫ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми,родителями и педагогами ДОУ.

Обогащение педагогических знаний и умений родителей, поддержка их уверенности в собственных возможностях.

Повышение культуры родителей, формирование сознательного и ответственного отношения к воспитателю детей.

Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Обобщить лучший опыт семейного воспитания, традиции и ценности.

НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ КЛУБА : просветительское, практически-действенное, социально-культурное.

Общение педагогов, родителей и детей базируется на принципах добровольности,открытости,личной заинтересованности, взаимопонимании,доверия.

ФОРМЫ РАБОТЫ :

1) Изучение семей,анкетирование.

2) Совместные детско -родительские встречи.

3) Участие в подготовке выставок,конкурсов.

4) Подготовка репортажей из жизни клуба .

5) Консультация.

6) Тренинги.

7)Практические занятия.

8) Наглядная пропаганда.

9) Буклеты-памятки.

100 Обзор деятельности клуба в газете ДОУ "Дошколеннок" и на Сайте ДОУ в сети Интернет.

ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА :

Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы. Например "Квадрат Воскобовича"одновременно использованы жестокость и гибкость.

Игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Она интересна и для детей трех лет, и для семи лет, и даже учебников средней школы.

Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Малыш одновременно осваивает буквы,цифры, учится различать цвет,форму,тренирует память. внимание,развивает мышление,воображение,тренирует мелкую моторику ручек.

В играх Воскобовича заложен огромный творческий потенциал. Малыш имеет возможность осуществлять свои творческие задумки и реальность.

Все игры имеют сказочную огранку. Ребенку намного интересней играть не просто с квадратами и треугольниками, а с "Нетающими льдинками".

Главная особенность игр-образность и универсальность. Малыш образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания и находит варианты решений.

МЕТОДЫ :

Игровой метод :

(дидактические игры,инсценировки,подвижные игры) .

Словестный метод :

(чтение стихов,заголовок; Беседы;)

Практические методы :

(совместные действия, выполнение поручений)

Наглядный метод :

(показ,наблюдения,рассматривание, использование театров)

ПРИНЦИПЫ :

В основу игр заложены три основных принципа- интерес, познание,творчество.

ДЕВИЗ КЛУБА :

ЧТОБЫ УМНЫМИ НАМ СТАТЬ, НАДО В ИГРЫ ВСЕМ ИГРАТЬ .

ДЕТСКО

РОДИТЕЛЬСКИЙ

КЛУБ

"УЧИМСЯ ИГРАЯ "

Проводится 4 раза в год (1 заседание в квартал)

Средняя группа

Время проведения :40 минут.

Старшая группа

Время проведения :45 минут.

Подготовительная группа

Время проведения :50 минут.

Участники клуба : дети и родители.

Публикации по теме:

Детско-родительский клуб как одна из форм работы с родителями. (старшая группа) Детско-родительский клуб – как одна из форм работы с родителями. Социализация ребёнка -сложный многогранный процесс, требующий от окружающих.

Детско-родительский клуб «По дороге к азбуке» Детско-родительский клуб - сопровождение семьи в МДОУ. Положение о детско-родительском клубе. 1. Общее положение. 1.1 Настоящее положение.

Слайд 2. Актуальность сотрудничества детского сада с семьей прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Перспективный план «Родительский клуб» Актуальность. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует.

Подробности

Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей , на наш взгляд, являются Родительские клубы , которые стали неотъемлемой частью воспитания и образования детей в нашем детском саду. Первое заседание Родительского клуба прошло в октябре 2008 года, благодаря инновационной работе в городской экспериментальной площадке, что стало отправной точкой для дальнейшей организации Родительских клубов по различным направлениям.

Поскольку данная работа осуществлялась в рамках реализации программы совместного пилотного проекта Департамента образования г. Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» и участия ДОУ в городской экспериментальной площадке по теме: «Технология преемственности – основа формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении» под руководством д.п.н. Просвиркина В.Н., перед коллективом были поставлены следующие задачи :

  • выявить социально-психолого-педагогические проблемы современной семьи;
  • определить эффективные формы взаимодействия с родителями;организовать систематическую работу Родительских клубов.

Работа над определением эффективной формы взаимодействия с родителями проходила в несколько этапов.

Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей. Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы. Анализ результатов проведенной работы выявил психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей дошкольного возраста.

После подведения итогов сбора и анализа полученной информации начался второй этап , целью которого стало определение наиболее эффективной формы сотрудничества с семьей по выявленным вопросам. Возникла потребность в такой форме взаимодействия ДОУ с семьей, которая позволила бы нашим родителям стать непосредственными участниками педагогического процесса, вызвать у них интерес к познанию самих себя и детей, поддержать их в развитии социально-культурной компетентности в области воспитания, осознанию родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формированию мотивации к их изменению, поиску и апробированию новых способов детско-родительских отношений.

Проанализировав сложившую ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями, специалисты наших служб пришли к выводы, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является Родительский клуб.

Третьим этапом в реализации поставленных задач стало создание Родительских клубов службами ДОУ по выявленным проблемам.

Прежде всего, были определены общие цели и задачи работы всех Родительских клубов, а также сформирована нормативно-правовая база, состоящая из локального акта, Положения о Родительских клубах, планов работы Родительских клубов всеми специалистами служб.

Целью создания клубов стало формирование в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Цель Родительских клубов - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка.

Задачи:

  • оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
  • повышать педагогическую культуру родителей;
  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Принципы взаимодействия с родителями:

  • целенаправленность - привлечение всех СОД к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
  • плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
  • дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
  • сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
  • стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
  • доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • сохранение семейных ценностей и традиций;
  • возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
  • рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.

Были разработаны Правила поведения родителей на заседаниях Родительских клубов , которые сообщались родителям перед занятием в отсутствии детей:

  • на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник;
  • контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;
  • принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
  • быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.

В организации работы родительских клубов мы используем разнообразные формы работы: беседа, консультация, круглый стол, совместные занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта. Планирование работы клубов происходит на основе анализа запросов родителей, данных мониторинга. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клубов может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов ДОУ, в том числе и медицинского персонала, в выработке единства педагогических требований к ребенку и расширению познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.

На сентябрь 2011 года в нашем ЦРР –д/с №2528 функционируют следующие Родительские клубы:

1. «АКВАбеби»

2. «БЕБИспорт»

3. «Физкультура под рукой»

4. «Радость общения»

5. «Год до школы»

Родительский клуб «АКВАбеби»

Одним из самых интересных и посещаемых является клуб «АКВАбеби». Клуб посещают родители с детьми от 1,5 до 3-х лет. Занятия проводятся в виде игры и этим они отличаются от общеизвестных способов обучения плаванию детей. Инструктор по ФИЗО совместно с родителями создает обстановку, при которой ребёнок постепенно начинает доверять окружающей его атмосфере, тем самым оздоравливаясь и получая первые навыки по обучению плаванию. Также занятия в водной среде оказывают терапевтическое действие на ослабленный организм и закаливающий эффект, повышая сопротивляемость организма к заболеваниям.

К занятиям с детьми такого возраста мы привлекаем родителей, которые помогают своим малышам быстрее адаптироваться к водной среде, посредством своего присутствия на занятиях и выполнением домашних заданий, непосредственно дома.

Основная цель работы клуба – через обучение плаванию создать основу для разностороннего физического развития дошкольника.

В качестве конкретных задач , которые мы ставили, можно выделить следующие:

1. Формирование навыков плавания.

2. Развитие двигательных качеств.

3. Воспитание мышечно-интеллектуальной радости в процессе занятий.

В рамках реализации поставленных задач с родителями, посещающими Родительский клуб, организуются: практические занятия на суше и воде, при разработке которых учитываются рекомендации специалистов всех служб ДОУ; круглые столы, дискуссии, консультации по вопросам физического развития детей раннего возраста.

Для создания этого Родительского клуба нам не потребовалось дополнительных материальных вложений. Главное, что коллектив и родители поддержали идею создания клуба «АКВАбеби» для самых маленьких воспитанников нашего ДОУ. Нашим инструктором по плаванию были разработаны: Программа работы родительского клуба «АКВАбеби», методические рекомендации по проведению занятий в бассейне, консультации для родителей, методические рекомендации по подготовке детей к занятиям в условиях семьи.

Нами была проведена огромная информационно-просветительская работа среди родителей, по привлечению их к занятиям в клубе. При организации работы клуба были организованы опросы родителей на предмет обучения плаванию детей раннего возраста. Данные опроса говорят о том, что 64% родителей опасаются заболеваний детей после посещения бассейна, 58% изъявили желание к обучению плаванию детей с раннего возраста.

Анализируя работу Родительского клуба «АКВАбеби», можно с уверенностью сказать, что проводимая работа дает положительный результат. Мониторинг здоровья детей младшего дошкольного возраста показал спад простудных заболеваний. Дети, посещающие данный клуб, полностью адаптированы к воде, а в дальнейшем процесс обучения уже спортивным способам плавания происходит эффективнее и быстрее.

Родительские клуб «БЭБИспорт», «Физкультура под рукой»

В 2008 году в нашем ЦРР, реализуя физкультурно-оздоровительное направление в развитии детей дошкольного возраста, под руководством воспитателя по физической культуре стали функционировать Родительские клубы «БЭБИспорт» и «Физкультура под рукой». Это одна из форм сотрудничества, где знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активизируются взаимодействия педагога, родителя и ребёнка. На этих занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения в области физического воспитания детей.

Клуб «БЭБИспорт» посещают дети раннего и младшего дошкольного возраста совместно с родителями, а родительский клуб «Физкультура под рукой» организован для детей старшего дошкольного возраста. Через анкетирование и беседы была изучена психолого-педагогическая компетенция родителей в вопросах физического развития и сделаны следующие выводы:

  • в большинстве случаев родители безынициативны в организации совместной с ребёнком двигательной деятельности;
  • в семье взрослые испытывают трудности в организации физкультурно-игровой деятельности вместе с ребёнком;
  • родители слабо ознакомлены с оздоровительными методиками;
  • во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми.

Была определена цель работы Родительских клубов - формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений.

Определены задачи:

  • организовать работу родительских клубов для родителей по особенностям физического развития детей на разных возрастных этапах;
  • формировать у родителей и детей знания о здоровье и здоровом образе жизни, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.

Совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт. Гармонизация отношений между детьми и родителями на занятиях в Родительских клубах достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики. Также на занятиях используются следующие средства: гимнастика вдвоем; подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж и массаж; музыкально-ритмические упражнения; релаксационные упражнения.

Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить физические упражнения. Родители сосредоточены полностью на своих детях, и это дает возможность гармонизации детско-родительских отношений.

Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и специалистов детского сада позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком.

Для родителей и детей, посещающие клубы проводятся большие семейные праздники. С помощью этих мероприятий у детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными. С помощью взрослого, ребенок осознает: для того чтобы быть здоровым нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни. Дети ясельного возраста, посещающие клуб «БЭБИспорт» легче проходят адаптационный период благодаря совместным занятиям с родителями.

Проведенный мониторинг среди родителей, посещающих клубы, по вопросам развития физических и спортивных навыков у детей, показал, что заметно повысилась их заинтересованность по данным вопросам. По словам родителей, полученные навыки делают их отдых с детьми более активным и разнообразным. С целью ознакомления их со здоровьесберегающими технологиями в конце каждого занятия предлагаются буклеты, которые содержат описание и схематичное изображение упражнений, и различные советы по организации занятий по физической культуре в домашних условиях. На сайте нашего ДОУ ведется ежемесячная рубрика «Родительские клубы», где демонстрируется фотовыставка каждого заседания клуба. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признании сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели – гармоничному развитию дошкольника.

Реализуя, таким образом, работу родительских клубов по физическому направлению, неизбежно встал вопрос о психологическом и социальном здоровье детей дошкольного возраста. Следовательно, возникла необходимость создания родительского клуба психологического направления.

Родительский клуб «Радость общения»

На протяжении многих лет мы работаем над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Чрезвычайную значимость в настоящее время имеют детско-родительские отношения, что привлекает к этой проблеме внимание многих психологов самых различных школ и направлений. На сегодняшний день, пожалуй, никто из родителей, воспитателей не станет возражать против утверждения о том, что развитие ребенка, его психических и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка. Стал вопрос о необходимости просвещения и обучения родителей, расширения уже имеющегося у них педагогического опыта и приобретения новых знаний, которые будут способствовать качественному изменению отношений в семье. С целью решения данной проблемы и был создан Родительский клуб, психологической направленности «Радость общения».

Основной целью создания Родительского клуба «Радость общения» является сохранение психологического и социального здоровья детей дошкольного возраста.

На пути к достижению поставленной цели мы решаем ряд сопутствующих задач :

  • укреплять внутрисемейные и межсемейные связи;
  • создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;
  • активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;
  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
  • развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности;
  • обобщать опыт семейного воспитания.

Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний Родительского клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей, каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы Родительских клубов, так и особенностей психологического воспитания ребенка в семье. Такое сотрудничество с родителями обогащает всех участников, создает положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Педагог-психолог на заседаниях Родительского клуба применяет разнообразные психологические игры, с использованием дыхательных элементов, различного рода движений, воображения, различных подручных средств – ткани (материи), ленты, коробки, губки, бумага, вата, салфетки, крупы, тесто. Результатом занятий в данном клубе – это снятие у ребенка напряжения, агрессивности, улучшения эмоционального фона, умение управлять своими чувствами.

Благодаря деятельности Родительского клуба «Радость общения» наладилась прочная взаимосвязь с семьями воспитанников, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.

Родительский клуб «Год до школы»

Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовке детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями.

Считаем одну из наиболее эффективных форм работы с семьёй по данному направлению - Родительский клуб «Год до школы» для родителей и детей подготовительной группы, организованный на базе нашего ДОУ благодаря участию в ГЭП

Первой жизненной школой для ребёнка является семья. Именно она становится целым миром, в котором растущий человек начинает учиться любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, навыки «жить среди людей».

Каждому человеку хочется, чтобы окружающие были в состоянии понять и принять его таким, какой он есть, чтобы не ломали его личность, а могли поддержать и помочь её развитию. Особенно мы ценим такое отношение со стороны близких людей.

Как понять своего ребёнка? Как научиться быть терпимее к его шалостям?

Многие родители задают эти и подобные вопросы себе и знакомым. В разной интерпретации приходится слышать их и во время работы педагогом-психологом в учреждении дошкольного образования. Постоянно сталкиваемся с необходимостью решать различные проблемы, связанные с развитием детей.

При этом следует заметить, что ряд особенностей, прежде всего, эмоционально-личностного характера, не всегда успешно поддаются коррекции. Их устойчивость, как правило, связана с тем, что они формируются преимущественно в семье, отражают стереотипы сложившихся в ней взаимоотношений, которые изменить довольно непросто. В связи с этими обстоятельствами наш коллектив нацелен на укрепление взаимодействия с семьями воспитанников, на поиск новых форм сотрудничества с их родителями и законными представителями. Педагоги понимают, насколько важно делать это ненавязчиво, чтобы взрослые сами захотели сотрудничать с учреждением дошкольного образования.

Как поэтапно и чётко построить работу творческой детско-родительской мастерской? В чём суть такого формирования?

Если отвечать коротко, то детско-родительский клуб - это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке, во время которых сообща решаются актуальные проблемы. Такие встречи в нашем детском саду отличаются практической направленностью, когда участниками дискуссий и диалогов становятся сами родители. Они советуются, спорят, совместными усилиями ищут выход из сложившейся ситуации. Задача педагога-психолога тактично направлять и поддерживать беседу в нужном направлении. С целью закрепления полученных знаний взрослым предоставляется возможность самим попрактиковаться в тех или иных ситуациях, играх и этюдах, связанных с решением волнующих вопросов.

Начинаю работу с того, что в начале каждого учебного года размещаю в группах объявление следующего содержания: «Уважаемые взрослые, приглашаю вас в творческую мастерскую заботливых и умных родителей “Понять. Принять. Поддержать”. Вместе мы попытаемся разрешить возникающие проблемы, научиться эффективному и творческому общению с детьми, сделать семью более любящей и счастливой. Совместные занятия с родителями и детьми проводит педагог-психолог».

Желающие получают именные приглашения, в которых указаны конкретные даты и время занятий в творческой мастерской с октября по май включительно. Каждое занятие длится от 45 до 60 минут и начинается с вводной и основной частей, затем следуют краткая лекция и практическая работа с родителями. После этого к ним присоединяются дети, которых из групп приводят воспитатели, и все переходят к системе совместных упражнений.

Цель работы творческой мастерской - помочь взрослым контролировать себя даже в тех ситуациях, когда дети самым неожиданным образом стремятся выйти из-под контроля; стимулировать творческую активность мам и пап, бабушек и дедушек в воспитании детей; применять во время повседневных контактов с ребёнком методы и приёмы, направленные на развитие его умений и фантазии.

Тематика встреч выбирается с учётом особенностей и потребностей семей, исходя из проблем, которые возникают по ходу образовательного процесса. В соответствии с программой в каждой возрастной группе предусматривается восемь встреч продолжительностью до одного часа.

Занятия у нас проводятся в определённые для каждой возрастной группы дни: средние группы - первая неделя месяца, старшие - вторая, вторые младшие - третья, первые младшие - четвёртая неделя месяца.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

Первые младшие.

  • Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста.
  • Адаптация к учреждению дошкольного образования.
  • Особенности развития у ребёнка эмоциональной сферы.
  • Роль взрослого в процессе формирования навыков общения у детей раннего возраста.
  • Откуда берутся детские страхи.
  • Истоки детской агрессии.
  • Типы и стили семейного воспитания.
  • Развитие познавательных процессов.
  • Формирование нравственно-этического начала у ребёнка раннего возраста в семье.

Вторые младшие.

  • Игровая деятельность и развитие личности детей дошкольного возраста.
  • Благоприятный психологический климат - основа здоровья и полноценного развития ребёнка.
  • Трудности в общении с ребёнком и пути их преодоления.
  • Как усиливаются детские страхи.
  • Что такое детские капризы.
  • Формирование у детей характера и пути его воспитания.
  • Развиваем память.
  • Поощрение достойного поведения, какой должна быть похвала.

Средние.

  • Характер игры детей дошкольного возраста.
  • Роль семейного воспитания и развития эмоций у детей.
  • Активное слушание как способ решения проблем.
  • Причины и мотивы настораживающего поведения детей, методы разрешения конфликтов.
  • Темперамент - основа поведения.
  • Выявление способов познания окружающего мира.
  • Искусство наказывать и прощать.

Старшие.

  • Игра в жизни ребёнка.
  • Влияние внутрисемейных отношений и образа жизни родителей на эмоциональное состояние ребёнка.
  • Причины затруднённого общения детей.
  • Профилактика тревожности и детских страхов.
  • Почему дети становятся агрессивными.
  • Регуляция поведения ребёнка в семье.
  • Особенности подготовки к школе детей разных типов темперамента.
  • Проблема адаптации к школе детей старшего дошкольного возраста.

Когда выясняется, что составы групп окончательно сформированы, с родителями проводится собеседование или вводное занятие, где обсуждаются основные принципы работы.

Во время занятий не надо злоупотреблять теоретическими сведениями. Не следует преподносить участникам готовые педагогические рецепты и ответы на вопросы. Лучше привлекать их к рассмотрению возникших проблемных ситуаций, обсуждению волнующих вопросов. Важно умело подвести родителей к тому, чтобы они сами попробовали сформулировать некоторые воспитательные постулаты. Необходимо тактично вести беседу в заданном направлении и следить за тем, чтобы участники не уходили от темы. В заключение занятия с помощью игр, заданий или этюдов надо обязательно закрепить с родителями полученные знания на практике.

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПРИМЕРНО СЛЕДУЮЩАЯ:

  • формулирование темы, основных целей;
  • психологическая разминка, которая позволяет задать темп занятия и выступает в качестве прелюдии к основной части;
  • основная часть (презентация на заданную тему);
  • отработка полученных навыков с помощью упражнений;
  • краткая лекция;
  • активная беседа;
  • система упражнений;
  • совместная творческая работа с детьми.

Каждое занятие включает игры и упражнения, направленные на самопознание и самораскрытие; самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков и творческих способностей ; снятие психоэмоционального напряжения .

Одна из форм контактов детей между собой и со взрослыми в творческой мастерской - общение средствами изобразительной деятельности, которая становится естественным способом самовыражения.

Многие взрослые зачастую забывают, как можно играть, фантазировать и просто веселиться. Образно говоря, вернуть их в детство мы и стремимся на традиционных встречах. Надо видеть, насколько счастливы ребята, когда их папы и мамы играют вместе с ними, совместно изготавливают какую-нибудь интересную поделку, радуются общим успехам, ведь заниматься этим дома зачастую некогда.

Ещё один полезный момент от совместных занятий - на них более отчётливо просматривается суть взаимоотношений в семьях воспитанников. Во время таких занятий можно увидеть и услышать то, о чём родители на обычной консультации даже не подумают заговорить. После нескольких творческих встреч видны положительные изменения в поведении и детей, и родителей.

Групповая работа важна тем, что выявляет сходность вопросов, волнующих многих родителей, а также позволяет получить поддержку от людей со сходными проблемами.

В целях активизации родителей на занятиях используются следующие методы.

«Мозговой штурм». Строится на коллективной мыслительной деятельности, позволяющей достичь большего взаимопонимания, объединить целую группу людей.

«Список прилагательных и определений». Этот метод помогает с помощью прилагательных определить различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются характеристики-прилагательные. Затем каждая из них рассматривается и обсуждается в отдельности. В итоге появляются варианты, с помощью которых можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, на коллективное обсуждение выносится вопрос: «Каким вы хотите увидеть вашего ребёнка на пороге школы?». Родители перечисляют импонирующие их взглядам качества-прилагательные, а затем совместно приходят к выводу о том, какими путями и методами можно достичь желаемого результата.

«Ассоциации». На листе бумаги рисуется символ, отражающий определённую проблему или её существенный момент, к примеру, при рассмотрении вопроса о причине агрессии. Затем по ассоциации изображаются другие символы, пока не будет найдена подходящая идея решения проблемы.

«Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована конкретная проблема и даётся информация или рекомендации о путях её решения. Родители, независимо друг от друга, определяют наиболее важные, на их взгляд, и заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу-психологу, он анализирует их и проводит обсуждение в группе.

«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых: кто, что, где, чем, как, когда, зачем? Если совместить их между собой по два, то получится 21 нестандартный и зачастую смешной вопрос. Последовательно вытягивая карточки с такими смешанными вопросами и отвечая на них, родители высказывают свой взгляд на проблему, предлагают такие же нестандартные пути её решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, использовать их интерес и любопытство. Для решения взрослым предлагается ситуация на любую тему, в основе которой содержится познавательный конфликт. Каждое предложение обсуждается, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Участвуя в совместных занятиях, родители учатся конструктивно взаимодействовать, имеют возможность взглянуть на своего ребёнка со стороны, в незнакомой ситуации, познакомится с моделями взаимодействия в других семьях. Взрослые знакомятся с дополнительной информацией о том, как спокойно и эффективно, без криков и шлепков решать возникшие воспитательные проблемы, получают также печатные материалы с полезной информацией в «родительскую копилку».

По отзывам участников работа в мастерской помогает открыть для себя и в себе что-то новое, увидеть реальную возможность применения предлагаемых способов конструктивного взаимодействия с детьми.

Совместная работа помогает раскрывать потенциальные творческие возможности не только детей, но и их родителей.

В конце учебного года проводится праздничное заключительное занятие, в котором после получения специально приготовленных именных приглашений участвуют родители и дети разных возрастных групп. Всем им вручаются «документы» о прохождении курса обучения в творческой детско-родительской мастерской. В случае, если обучались один год, то получают свидетельство, два года - сертификат, три или четыре года - диплом.

В заключение подчеркну, что детско-родительский клуб- особая форма взаимодействия между участниками. Она предусматривает взаимный обмен опытом и знаниями по вопросам развития и воспитания детей, способствует более глубокому пониманию жизненных проблем и изменению некоторых представлений о путях их решения.

В результате, за счёт способностей всех участников, обогащается опыт и представления каждого, в том числе и педагога-психолога. Его возможности во взаимодействии с родителями разнообразны и связаны с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

Однако главная роль состоит в том, что в учреждении дошкольного образования он, прежде всего, представляет интересы воспитанников, занимает по отношению к ним активную позицию, стремится в пользу ребёнка добиться максимального взаимопонимания и взаимодействия с его родителями и воспитателями.

С. Середенко, педагог-психолог