Дошкольное воспитание «Методы и формы активизации родителей как условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в доу. Консультация на тему: Методы активизации родителей

Методы активизации родителей
«РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ»
В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др. Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей. Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики. Существуют так же игровые методы активизации родителей. Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его. Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.
Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.
Игра - связующая нить.
Играть любят не только дети, но и взрослые. Поэтому я предлагаю игры, которые можно использовать на родительских собраниях при знакомстве, при проведении совместных собраний с детьми. Данные игры и игровые ситуации педагоги могут использовать при проведении родительского собрания, чтобы избежать монотонности, для организации досуга с детьми или семьей и при необходимости коррекции возникшей поведенческой проблемы. Это прекрасная социоигровая разминка для любой категории слушателей (детей и взрослых).

Мастер-класс по теме: «Методы активизации родителей в решении воспитательно — образовательных задач ДОУ»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах использования методов активизации родителей.

Метод убеждения как метод формирования сознания личности.

Метод убеждения задействуется для:

долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении;

— привлечения к сотрудничеству;

— побуждения объекта к нужному поступку.

Существуют правила эффективности метода:

1. Обращение к человеку по имени. Для человека нет сладостнее звука, чем звучание его имени. Все имена родителей нужно знать наизусть.

2. Привлечение внимания. Люди чаще говорят «да» тем людям, которых они знают и любят. Педагог должен выглядеть привлекательно, речь должна быть подготовленной, мимика и жесты сдержаны и уместны.

3. Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди остальных способов организаторского воздействия. Ведущее место при этом процессе занимает аргументирование. Использовать аргументы можно с ссылкой на авторитетный источник или на собственный практический опыт. Некоторые люди владеют этим с детства.

Видеоролик «Дети находят нужный аргумент» из передачи «Устами младенца»

4. Обоснование чёткого плана действия. Рассказать, как достичь нужного результата, какую помощь при этом хотите получить от родителей.

5. Подчёркивание общих целей. Употребление в речи таких фраз: «Мы – одна команда!», «Мы вместе добьёмся многого».

6. Обращение к лимиту времени. Каждый новый совместный проект регламентировать временем, указывать четкие сроки.

Упражнение для всей аудитории педагогов «Подбери аргумент».

Тема: «Убеждение папы для принятия участия в строительстве снежной горки»

Один из аргументов, который вы можете использовать – аргумент, дающий своего рода психологическое удовлетворение, поскольку он апеллирует к позитивным ожиданиям. Его часто используют продавцы одежды и косметики:

— Выйдите в этом платье, Вас никто не узнает или муж потеряет дар речи или все Вас будут путать с дочерью и т. п.

А теперь представьте, папа неохотно беседует с Вами на тему зимних построек. Вам необходимо его уговорить, описывая благополучный исход событий после его нелёгкого труда.

— Сын будет гордиться Вами. Все папы другой группы обзавидуются. Мы с Вашей горкой ещё победим в конкурсе зимних построек. Дети всю зиму будут Вас вспоминать. Заведующая обязательно отметит Ваше участие достойной наградой и т. п.

За каждый предлагаемый вариант — буклет по работе с родителями.

Вопрос к аудитории:

— Какой метод Вашей активизации я использовала? (Стимулирования)

Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Работа с группой коллег, у кого собственные дети посещают дошкольное учреждение.

1. Упражнение «Идеальный воспитатель».

Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами.

Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка. Какими важными качествами он должен обладать?

Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком.

У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута.

— Какой приём метода стимулирования я сейчас использую в работе с родителями? (соревнование)

Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям.

Вручается приз тому, у кого полнее список.

Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении.

Зачитывается список призёра.

— Для ребёнка первые воспитатели — это родители. Вы сами соответствуете этим критериям?

2. Упражнение «Подтверди свою любовь к ребёнку».

Цель: побуждение к самоконтролю, активизация родителей к желанию помочь своему ребёнку.

— Уважаемые родители, Вы любите своего ребёнка? Прошу подтвердить это в своей расписке. После слова «расписка» нужно красиво и понятно написать «Я очень люблю своего ребёнка» левой рукой (музыка).

— Какие ощущения возникли во время заполнения расписки?

Вывод: у ребёнка тоже есть несформированные навыки, также как и Вам, ему трудно учиться новому. Ему очень необходима Ваша помощь и поддержка.

— При использовании различных методов на практике могут быть очень полезными следующие выводы:

1. Ни один отдельно взятый метод не может дать результата в полном объёме.

2. Ни один из методов не является универсальным и, потому хороших результатов можно добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.

3. Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Не победить, а убедить – вот что достойно славы!

Разработка Prototype в разделе Без рубрики и опубликована 22nd Ноябрь, 2015
Вы находитесь:

Методы активизации родителей

«РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ»

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течении месяца (до следующей встречи), например выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

Родительское собрание

"Улыбка малыша в период адаптации"

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, нетрадиционные родительские собрания. Цель, которых заключается в том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. “За чашечкой чая” родители высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта.

Программное содержание:

познакомить родителей с понятиями “адаптация”, “адаптационный период”;

помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;

помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;

создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Форма проведения – чаепитие за круглым столом.

Подготовительная работа к собранию:

приглашение родителей на собрание;

анкетирование родителей на тему “Расскажите о своем ребенке”, “Готов ли Ваш ребенок у поступлению в детский сад?”. (Приложение 1, Приложение 2)

Литература

Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: [Текст]/ Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель. -2004. -236 с.

Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образов. Учреждения и семьи: [Текст]/ О.Г. Заводчикова. -М.: Просвещение. - 2007. - 79с.

Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации: [Текст]/ С. Теплюк // Дошкольное воспитание. -2006. - №3. С.29-35.

Ход собрания

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня тема нашего собрания “Улыбка малыша в период адаптации”. Сегодня я принесла “волшебный микрофон” он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое “Адаптация”, “адаптационный период”. (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).

Всем известно, что начало учебного годатрудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды. Поэтому вполне понятно, почему дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н. М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую I систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.

Взрослые в семье понимают, что адаптационный период - один из самых сложных в жизни ребенка. Все волнуются за него. В один из дней приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых и в незнакомой обстановке - это является стрессом для ребенка.

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на 3 группы.

Первая группа. Большинство детей отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются и т.п. они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа – немногочисленная, 2-3 ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к еде, ни к игрушкам. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. Адаптация таких детей длится 2-3 месяца, протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел в гости к детям, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, какой у него брат и т.д. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более 2-3 дней, на большего у него не хватает информации. Теперь же, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.

А может ли малыш улыбаться в период адаптации? Оказывается, может. Для этого нужны лишь слаженные действия заинтересованных в этом процессе взрослых – родителей и всех сотрудников образовательного учреждения.

(Далее предлагаем родителям за чашкой чая задать вопросы, которые у них возникли по ходу собрания и на которые не получили ответа. Предлагаем всем родителям принять участие в диспуте, совместно отвечать на заданные вопросы)


Вера Николаевна Смагина
«Методы и приемы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей»

Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных , способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

За тысячелетнюю историю человечества сформировалось два направления воспитания подрастающего поколения : семейное и общественное. Каждое из этих направлений, представляя социальный институт воспитания , обладает специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей . Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Первое знакомство с социальной жизнью , ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители , и воспитатели и сами дети - сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность

Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. Поэтому необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания и образования. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители , а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество " и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение «на равных» . Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности , которая осуществляется с помощью общения.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители ) возникала личная готовность принимать участие в какой-то деятельности, мероприятии, рассказывать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. Пример открытости демонстрирует педагог. Он вызывает родителей на доверительное общение, а они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т. д. Открытость детского сада - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители , члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие или участие в творческих конкурсах, помощь в оснащении педагогического процесса, предметно-развивающей среды, совместная подготовка к праздникам. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, так их любят, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи. В работе с родителями наиболее продуктивна МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ - педагог постоянно находится в диалоге с родителями , поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия на принципах взаимоуважения. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями . Модель активного взаимодействия детского сада с семьй основывается на различных формах работы с родителями .

Формы работы с родителями .

Родительские собрания , совместные мероприятия , участие родителей в педагогическом процессе, в организации жизни образовательного учреждения, дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей , выпуск газет, организация мини-библиотек, мини-музеев, участие родителей и детей в творческих конкурсах, выставки детских работ, семинары-практикумы , индивидуальные и групповые беседы и консультации, анкетирование родителей , посещение семей детей , размещение материалов по интересующим вопросам в уголках для родителей , в папках – раскладушках, на информационных стендах и т. д.

Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива . Каждая встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. На собраниях родители получают интересующую их информацию, обмениваются мнениями, узнают много нового о своих детях. Родители , особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей . Их приглашают на семинары-практикумы . Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения , воспитания и показать им : как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, играть в подвижные игры, проводить детские праздники дома, развивать речь детей и т . д.

Анкетирование родителей является важным источником информации о компетенции родителей в вопросах воспитания детей и о их представлениях о педагогическом процессе в ДОУ. Анкетирование помогает выстраивать партнрские отношения с родителями и планировать воспитательно-образовательную работу с детьми.

Основная цель всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами , объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать . Таким образом, взаимодействие детского сада с семьй можно осуществлять по- разному. Существует структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка, которая состоит из трех блоков : информационно- аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях , изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся : опрос, анкетирование, посещение семей, наблюдение, специальные диагностические методики . Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление - просвещение родителей , передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, разработка общего проекта и т. д.).

С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия дошкольных учреждений с семьей вводится третий блок - контрольно-оценочный - это анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями , можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс- диагностику и другие методы . Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т . п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Родители становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками различных мероприятий. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы познавательного, нравственного и эстетического воспитание детей , их культура поведения, воспитание культурно-гигиенических навыков, взаимодействие детей в игре . Таким образом, использование современных форм и методов в работе с родителями помогает социализации детей в дошкольном учреждении, а в последствии и в школе, благотворно сказываются на воспитательно-образовательном процессе.

Жизнь показывает, что дети школьного возраста, пройдя этап первой социализации в детском саду , уже заметно отличаются в своем поведении. Они становятся активными участниками жизни общества; участвуют в жизни коллектива, откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами, дают и слушают советы, интересуются жизнью взрослых из своего окружения. Все это следствия постепенной и грамотной активизации социального познания с помощью взрослых : познания себя, окружающего мира и взаимодействие с ним.

Используемая литература :

1. «Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса» (методические рекомендации ) . - Оренбург : Оренбургский ИПК, 2003.

2. «Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития» Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.

3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей.» - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

4. Солодянкина О. В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста» 2006г.

Используемые интернет-источники : http://www.moi-detsad.ru http://www.detskiysad.ru

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы активизации родителей.

В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например: «Какого ребёнка вы считаете послушным?», «Зачем нужна ребёнку игра?» и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, т.е. разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Нужно ли использовать физические наказания?», а примеры из литературных источников повысят интерес родителей.

Существуют так же игровые методы активизации родителей. Например: родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос – «Что вас радует в ребёнке?» и т.д. родителям можно дать игрушечный микрофон и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг, определить по степени значимости ряд понятий. Родители должны поставить три «призовых» места, определить, что для них стоит на первом, на втором и на третьем плане.

Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки. Так, после рассмотрения вопроса о психофизиологических особенностях ребёнка им можно предложить понаблюдать за ребёнком в течение месяца (до следующей встречи), например, выявить, как у него проявляются любознательность, импульсивность, внушаемость, непосредственность. Следующую встречу можно начать с обсуждения этих вопросов.

К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. Или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его получше.

Родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию. Важно формировать у родителей умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Под высоким уровнем педагогической подготовленности родителей мы подразумеваем совокупность педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно, элементы педагогической рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующие содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.

Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать в работе формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Всё это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков детей и взрослых. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы могут быть эффективны в одном случае и неэффективны в другом.

Применение выше изложенных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка.

«От того, как прошло детство, кто вёл

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

В его разум и сердце из окружающего мира –

От этого в решающей степени зависит, каким

Человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года») .

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут.

Активный родитель.

В 1995 году я закончила школу № 20, в 1999 году – Тульский государственный педагогический университет и в этом же году пришла на работу в родную школу. 4 «Б» - это мой третий выпуск. Определенный опыт работы, в том числе, работы по активизации родителей накоплен; очень помогло знание традиций школы.

Много лет работаю над проблемой: организация работы родителей в школе. Работу веду по нескольким направлениям.

Информационно-аналитическое: изучение семьи, например, с помощью анкетирования, что помогает лучше ориентироваться в образовательных потребностях каждой семьи. Анализ анкет позволяет выделить три группы родителей: родители – лидеры, родители – исполнители, родители – критические наблюдатели. Становиться понятно, в какой степени и на кого можно опереться в дальнейшей работе.

Познавательное направление: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. С этой целью использую активные формы и методы работы с родителями:

Родительские собрания (организационные, тематические, итоговые); формы различны: беседы, анализ педагогической ситуации, просмотр видеоматериалов, детских работ;

Совместное создание предметно-развивающей среды (открытие Пушкинского класса на базе Пушкинской школы – первого в России и не имеющего аналога специального (пушкинского) учреждения дополнительного образования детей);

Создание совместных проектов («Город у самого сердца России»);

Совместные экскурсии (это и награда детям по линии Пушкинской школы, и по инициативе родителей, что тоже очень важно);

Оформление классного уголка «Юные пушкинисты» (фотомонтажи, различная тематическая информация «Семейный отдых», «Моя родословная» и др.)

Считаю, что родителям следует не только сообщать педагогические знания, стимулировать их интерес к педагогике, проблемам воспитания детей, но и формировать их родительскую позицию: умение применять полученные знания, связывать теорию и практику.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

Тематический материал (« О правильном питании», «Режим дня младшего школьника»,

«Чем и как занять ребенка дома»);

Фотогазеты (пребывание в санатории «Тонус – Плюс»; выступление на школьной научно-практической конференции «Путь к успеху»; отрытые уроки, классные часы);

Презентации (внеклассные мероприятия: конкурсы под общим названием «Мой Пушкин»; участие во Всероссийских, региональных, муниципальных творческих конкурсах, олимпиадах).

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Думаю о создании специального уголка для родителей.

Такая работа позволяет сформировать у родителей потребность воспитывать детей грамотно. Помогаю родителям овладевать понятием «педагогическая рефлексия»: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Всё это формирует родительскую позицию, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, понять его.

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Молодым педагогам:

Определите педагогическое кредо («Дорогу осилит идущий»);

Любите свою работу;

Читайте, читайте и ещё раз читайте.

Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями.

К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, круглый стол.

Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания , на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в блоке и дома.

По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1.Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

2. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;

3. Итоговые, имеющие целью показать учебно – воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.

Чтобы родители воспитанников захотели прийти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:

§ Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;

§ Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

§ Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;

§ Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.

определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям учащихся и не всегда будут иметь положительный результат. В практике педагогов дошкольного блока используются нетрадиционные формы проведения собраний.

Среди них:

педагогическая мастерская , организационно –деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс.
В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.

^ Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.

Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что…
^ Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
^ Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.

Родительские собрания условно можно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную, назначение каждой из которых хорошо известно классным руководителям. Хотелось бы обратить внимание еще на один момент родительского собрания, который можно назвать его послесловием. Для выяснения результативности коллективного обсуждения той или иной проблемы необходимо возвращаться к ней на следующих собраниях, в ходе которых может быть использован метод решения родителями педагогических задач – ситуаций по ранее рассмотренной проблеме семейного воспитания.